Семинар 13. Бессознательное в структуре психики человека



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 13. Бессознательное в структуре психики человека



 

Вопросы для обсуждения

1. Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н. Узнадзе.

2. Основные положения теории бессознательного в индивидуальной психологии А. Адлера.

3. Основные положения концепции «биоэнергетического потока» В. Райха.

4. Основные идеи и принципы концепции К. Хорни.

5. Научные перспективы разработки проблемы бессознательного.

 

Конспектирование научных работ

1. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М., 1999. – С. 41-46 (Некоторые проблемы психоаналитической техники)

2. Фрейд А. Лекции по детскому психоанализу. – М., 2002. – С. 113-131 (Взгляд на детство с точки зрения психоанализа)

3. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. – СПб., 1997. – С. 305-314 (Глава 15. Теоретические размышления)

 

Задачи и упражнения

1. Охарактеризуйте вторжение неосознанных очагов напряженности подсознания.

«Обычно человек не подозревает о содержании очагов напряженности своего подсознания. В качестве примера используем сюжет из фильма Тарковского «Солярис». Здесь важна сцена, где герой – Крис – делает открытие. Он осознает, что участники экспедиций, посылаемых с Земли под лозунгом «изучить другие формы жизни», на самом деле боятся, не хотят обнаружить другую жизнь. Планета Солярис представляла из себя иную форму жизни – планетарный мозг. Изучив людей, он стремится дать людям все, чего они не могли получить на Земле. Это были желания, вытесненные из сознания, которые хранились у них в глубинах подсознания в следствие их несовместимости с социальными табу.

Заглянув туда, мозг их обнаружил и каждому члену экспедиции дал именно то, чего ему не доставало. Но участники страшно испугались. Один покончил жизнь самоубийством, а остальные стали прятать своих «гостей» друг от друга. Крис тоже пережил по этому поводу душевный кризис и несколько раз добивался уничтожения «гостьи», но каждый раз получал от мозга ее снова. Мозгу Соляриса было невдомек, почему, если люди «этого» больше всего хотят и продолжают хотеть после уничтожения, они все-таки прячут или убивают «гостей»? Постепенно мозг догадался, что надо дать не только изолированную «сочную морковку», но «целый огород», где на человека не давили бы старые «табу». Тогда он предложил Крису остров с отчим домом и возможность встречи с давно умершей матерью. Только в таком расширенном исполнении этот подарок стал приемлемым». (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 127).

 

2. О каких механизмах психологической защиты идет речь?

а) «В ряде случаем эмоциональная несдержанность, приводящая к частым конфликтам в общении, трансформируется и представляется их виновникам как принципиальность, душевная тонкость, артистичность или как нежелание перекладывать свои беды на плечи друзей и близких, т.е. как своеобразный вид альтруизма. Д. Матс и Т. Сайкс даже разработали теорию нейтрализации, согласно которой преступник не отметает от себя общепринятые нормы морали и в целом разделяет их, но свое преступное поведение оправдывает с помощью проекций обвинения жертвы, обстоятельств, ссылок на окружающих: все так делают, бесконечных претензий в адрес судей: судьи-то кто?

Проекция может иметь национальный характер. Так, многие американцы проецируют: групповую солидарность, хитрость и корыстолюбие на евреев; лень, беспечность, суеверие, невежество и распущенность – на негров и т.д. Подобные проекции поддерживают их уверенность в себе». (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 138)

б) «Этот способ психологической защиты может активизироваться в ситуации непереносимого страдания. В концлагерях были такие заключенные, которые, несмотря на голод, жажду, холод и унижения человеческого достоинства (приводящее большинство заключенных к бессилию, переживанию тотальной угрозы и полному автоматизму), смогли как бы отдалиться от своего страдания и не думать только о еде или тепле. В этом случае часто защитой от лагерного кошмара выступало чувство дереализации. Тем самым они сохраняли внутреннюю свободу – пространство, в котором могли мыслить, мечтать и планировать, т.е. освобождаться от кошмара настоящего.

В воспоминаниях о лагере Заксенхаузен С. Пигонь пишет: «Старинные крепости были двухъярусные. Над «нижним», на высокой монолитной скале высился «высокий замок». Когда первый был захвачен врагом, во втором еще долго можно было держаться. И в концентрационном лагере каждому для противостояния зловещему насилию, снижению чувствительности к страданию, надо было найти в себе такой «высокий замок», затвориться в оплоте из нерушимых идей и надежд, вцепиться в него всеми когтями и ни на минуту не отпускать. Это позволяло не поддаваться приступам сомнения и держаться как камень в грунте. Такая вооруженность не зависела не от возраста, ни от запаса жизненных сил». Известный психолог В. Франкл во время своего пребывания в концлагере, когда большинство его товарищей по несчастью потеряли надежду и впоследствии погибли. Был занят мыслями о лекциях, которые он будет читать после освобождения. Эти лекции должны были помогать людям, попавшим в экстремальные ситуации, концентрируя их усилия на преодолении безнадежности. Такой образ мыслей поддерживал его жизнеспособность». (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 140-141)

в) Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова хочет освободиться от мучительной мысли об измене своей любви к князю Андрею: «После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила, что она никогда не любила князя Андрея…»

 

3. Чем отличаются друг от друга установка и отношение?

«Установка характеризуется готовностью. Оговорки и дополнения, сделанные по этому поводу Ф.В. Бассиным и другими, не исключают этого основного факта. Что касается отношения, то его как образование характеризует избирательность, тяготение или отталкивание. Несмотря на близость избирательности и готовности, все же между ними ест разница». (Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., Воронеж. 1995. – С. 109)

 

4. Объясните как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное. Проанализируйте приведенные примеры.

· «Заседание закрыто… Ах, простите… Заседание открыто», - объявляет председатель.

· Мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестренку, однако, каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию…а не умрет ли она во сне?

 

5. К. Хорни предложила выделять несколько стратегий, приспосабливающих человека к миру и избавляющих его от первичного чувства коренной тревоги. Приведите из литературы примеры таких стратегий:

а) «невротического стремления к любви»

б) «стремления к власти»

в) Невротической изоляции»

г) «невротической покорности»

Поясните, как формируются именно такие индивидуальные стратегии.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте основные достижения теории глубинной психологии.

Ученый Движущие силы развития личности Структуры и/или типология личности Основные механизмы развития и защиты
З. Фрейд Врожденные бессознатльные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду Ид, Эго и Супер-Эго Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация
К. Юнг Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертности и одной из психических функций  
А Адлер Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству Типология – формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности Компенсация неполноценности – неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая
К. Хорни Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической) «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия)

2. Прочитайте работы:

· Прангишвили А.С. Понятие установки в системе советской психологии в свете исследований грузинской психологической школы // Вопросы психологии. 1967. №4. С.3-16

· Ходжава З.И. К вопросу о теории установки Д.Н. Узкадзе (ответ на статью А.А. Кутелия) // Вопросы психологии. 1957. №1. С. 125-132.

Из каких понятий происходит концепция установки Д.Н. Узнадзе? Какую позицию занял Д.Н. Узнадзе в дискуссии между интроспективной психологией и психологией бихевиоризма? Что показали результаты исследований грузинских психологов?

3. Разработайте кроссворд по изучаемой теме.

4. Подберите литературу и статьи по проблеме «биоэнергетического потока».

5. По аналогии работы А. Менегетти (Кино. Театр, бессознательное. – М., 2001) осуществите психологический анализ любого художественного фильма.

Практическое задание

Посмотрите художественные фильмы:

· «Фрейд» (реж. М. Армстронг)

· «Убить Фрейда»

· «Прощайте, доктор Фрейд» (реж. М. Мигунова)

· «Цвет ночи» (реж. Р.Рош)

· «Окончательный анализ» (реж. Ф. Джоану).

Сформулируйте свою позицию на проблемы психоаналитической практики.

Вопросы для самопроверки

1. Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению А.Адлера?

2. В чем роль компенсации в развитии личности?

3. На каких основаниях строится типология А.Адлера?

4. В чем заключаются разногласия А.Адлера и З.Фрейда?

5. Кто из психологии, работающих в русле глубинной психологии, занимался «биоэнергетическим потоком»?

6. Какие основные идеи внес в психоанализ В. Райх?

7. Что такое «защитный панцирь»?

8. Перечислите фазы биологического напряжения и нагрузки?

9. В чем суть психотерапии В. Райха?

10. В чем заключается взгляд В. Райха на причины агрессивных и деструктивных влечений?

11. Кто положил начало течения, получившему название фрейдомарксизм?

12. Перечислите защитные поведенческие реакции у детей по И.М. Никольской и Р.М. Грановской.

13. Назовите основные идеи и принципы концепции К.Хорни.

14. Что такое комплекс маскулинности?

15. Перечислите стратегии защитного поведения.

16. Какие потребности человека, по мнению К. Хорни, являются невротическими?

17. Что такое невроз в понимании К. Хорни?

18. Охарактеризуйте невротический процесс личности.

19. В чем причины развития чувства коренной тревоги, по мнению К. Хорни?

20. Что доминирует в структуре личности, по мнению К. Хорни?

21. Какие основные линии критики К. Хорни теории З. Фрейда?

Рекомендуемая литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995

2. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М., 2007

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008

4. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007

5. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.1. – М., 2001. – С. 13-29 (Образ), С. 31-86 (Бессознательное), С. 135-380 (Синемалогический практикум)

6. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.2. – М., 2003

7. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М., 1999

8. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., Воронеж, 1997

9. Хант М. История психологии. – М., 2009

10. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию – СПб., 1997



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.012 с.)