Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Поиск

Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Сознание - это высшая форма развития психики, присущая только человеку, проявляется в сложных формах отражения мира, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Основными характеристиками сознания являются:

  • отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
  • различение субъекта и объекта, которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое существо, способное к самопознанию;
  • самооценки своих поступков и себя в целом;
  • обеспечение целеустремлённой деятельности человека;
  • наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др.

Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает

В число базовых проявлений сознания включают:

- общую чувствительность человека к социально значимым проявлениям других людей, или то, что в обиходе привычно называют чуткостью в общем значении этого слова;

- активность человека в сфере социальных отношений, которую называют инициативностью;

- реактивность человека при социальных воздействиях на него, или его отзывчивость;

-соотношение инициативности и отзывчивости как общее проявление социализованности, или субъективной вовлечённости человека в общественную жизнь.

В число вторичных жизненных проявлений сознания входят:

- личностный темпоритм, или социальное время человеческой жизни в условиях жизни общества;

- социальная пластичность и/или ригидность, которая на практике устойчиво обозначается как образованность человека в форме его осведомлённости, умелости, воспитанности в актуальных отношениях. В случаях совершенной образованности предполагается ещё и рефлексивность всего этого. Однако рефлексивность не является всеобщим психическим образованием на уровне сознания;

- социальная экстра-/интровертность человека прекрасно известна всем студентам и даже школьникам. Это общительность и/или замкнутость (в форме самодостаточности) человека в межчеловеческих отношениях на бытовом повседневном уровне;

- и, наконец, социальная возбудимость, или то, что обычно называют справедливостью человека и/или его равнодушием в межчеловеческих отношениях.

 

Проявление бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

 

Бессознательное - те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Любое проявление бессознательного представляет собой ценный акт человеческой психики, наделенный определенным смыслом, хотя и не осознаваемый индивидом. Феномен человеческой психики состоит и в том, что мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству.

Бессознательное – определяется общественными условиями существования человека. В нашем бессознательном можно обнаружить некие стандарты, позволяющие сопоставить потоки видений. У каждого типа видений свои собственные истоки и своя особая природа.

Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д.

Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

Психическая деятельность может находится в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

Бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.

Типы темпераментов, их психологическая характеристика

Темперамент -индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Психологические характеристики основных классических типов темперамента:

Сангвиник- человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.

Холерик - как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Меланхолик - человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.

 

Личность и темперамент.

Личность и темперамент связаны между собой. Темперамент выступает в качестве общей основы многих личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек дольше помнит разные воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Сила реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него сильнее выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожность проявляется в эмоциональных переживаниях: беспокойстве, боязни, опасениях, страхе. Тревожному человеку кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т. п.

Сочетание описанных свойств создает индивидуальный тип темперамента. Характеризуя темперамент человека, приходится отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Это не случайно, так как свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках и поведении человека.

 

Типология характеров.

На протяжении всей истории развития психологии предпринимались многочисленные попытки построить типологию характеров.

Опираясь на те черты характера, которые свидетельствуют об отношении к людям, К. Леонгард создает свою классификацию.

1) гипертимный тип – высокая контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики. Не выдерживает до конца тему разговора, отклоняясь от нее. Не очень серьезно относится к служебным обязанностям и семейным обязательствам. Часто провоцируют конфликты. Оптимистичен и энергичен, часто легкомыслен. Легко раздражается;

2) дистимный тип – немногословность, замедленность в движениях, пессимизм и пассивность, низкая общительность, индивидуализм;

3) циклоидный тип – характерна частая смена настроений и, как следствие, смена способов общения;

4) возбудимый тип – малообщителен, отмечается замедленность в движениях и речи.

5) застревающий тип – общительность умеренная, иногда занудливость, чувствителен в социальной справедливости, но легко обижается в случае критики, мстителен, честолюбив, ревнив, стремится во всем быть первым;

6) педантичный тип – бюрократ, стремится все делать по правилам, надежен, аккуратен, добросовестен, но занудлив, брюзга, в конфликты вступает редко;

7) тревожный тип – робкий и неуверенный, с заниженной самооценкой, дружелюбный и самокритичный, общительность низкая, исполнительный, часто несет ответственность за те действия, которые не совершал;

8) эмотивный тип – свои обиды носит в себе, предпочитает узкий круг общения, присуще обостренное чувство долга, добр и сострадателен, слезлив;

9) демонстративный тип – легко устанавливает контакты с окружающими. Жаждет власти и похвалы, обходителен и артистичен, способный увлечь других, но при этом эгоистичен, лицемерен, любит хвастать и отлынивать от работы;

10) экзальтированный тип – повышенная общительность и словоохотливость, влюбчивость, альтруизм. Яркость чувств и хороший вкус, однако склонен к паникерству, подвержен сиюминутным настроениям;

11) экстравертированный тип – большое число друзей и знакомых, болтливость и легкомысленность, готовность внимательно выслушать, но при этом охотно распространяет слухи;

12) интровертированный тип – замкнутость, склонность к философствованию, упрямство, ригидность, принципиальность.

 

Формирование характера.

 

Формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Это все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

Возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя.

Функции и виды эмоций

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Функции эмоций:

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы.

Виды эмоций.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

 

 

Теории эмоций

Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.

Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе.

Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым. Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Теория активации происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование.

Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

 

Мотив и мотивация.

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

§ мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

§ мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

§ мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Этапы развития педагогики

Первобытно - общинный строй. На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Античная Греция (Спарта и Афины). Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

Афины. В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении.

Древний Рим и Римская империя. В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.

Средневековье (ХIV—ХVIII вв.). Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.

Возрождение (ХIV—ХVI вв.) В эпоху Возрождения многие сторонники гуманистического движения в науке стремились критиковать распространенную в Средневековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности.

XVII в. Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».

Просвещение (XVIII в.). Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного.

XIX в. Одинаково важным является и физический, и умственный труд. Обращали особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль придавали правильной организации урока, труда учителя и учеников.

XX в. В этот период целью воспитания становится развитие личности. Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости.

Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Сознание - это высшая форма развития психики, присущая только человеку, проявляется в сложных формах отражения мира, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Основными характеристиками сознания являются:

  • отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
  • различение субъекта и объекта, которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое существо, способное к самопознанию;
  • самооценки своих поступков и себя в целом;
  • обеспечение целеустремлённой деятельности человека;
  • наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др.

Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает

В число базовых проявлений сознания включают:

- общую чувствительность человека к социально значимым проявлениям других людей, или то, что в обиходе привычно называют чуткостью в общем значении этого слова;

- активность человека в сфере социальных отношений, которую называют инициативностью;

- реактивность человека при социальных воздействиях на него, или его отзывчивость;

-соотношение инициативности и отзывчивости как общее проявление социализованности, или субъективной вовлечённости человека в общественную жизнь.

В число вторичных жизненных проявлений сознания входят:

- личностный темпоритм, или социальное время человеческой жизни в условиях жизни общества;

- социальная пластичность и/или ригидность, которая на практике устойчиво обозначается как образованность человека в форме его осведомлённости, умелости, воспитанности в актуальных отношениях. В случаях совершенной образованности предполагается ещё и рефлексивность всего этого. Однако рефлексивность не является всеобщим психическим образованием на уровне сознания;

- социальная экстра-/интровертность человека прекрасно известна всем студентам и даже школьникам. Это общительность и/или замкнутость (в форме самодостаточности) человека в межчеловеческих отношениях на бытовом повседневном уровне;

- и, наконец, социальная возбудимость, или то, что обычно называют справедливостью человека и/или его равнодушием в межчеловеческих отношениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.192 (0.021 с.)