Психология как наука о сущности, проявлениях и структуре психики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука о сущности, проявлениях и структуре психики



Тема контрольной работы будет конкретизирована в следующих вариантах:

1 Что и как изучает психология в целом и её отдельные отрасли и направления?

2 Что такое психика, какие функции она выполняет и в чем проявляется?

3 Эволюция представлений о предмете психологии с античных времен до 21 века.

4 Сознание и неосознаваемое – понятие, отличительные признаки и проявления.

Перед раскрытием темы обязателен план Ваших размышлений.

К/р оценивается по 10-б.шкале, основной критерий оценки – самостоятельность и осознанность в раскрытии темы и изложении проработанного по лекциям и рекомендованной литературе материала

 

5. Примерные темы и планы семинарских занятий:

На каждом семинаре проводится контроль самостоятельной работы студентов (с использованием учебной и справочной литературы) над десятью ключевыми понятиями темы, которые заданы в плане.

 

Семинарское занятие № 1-20.09 .Тема: “ Психология в системе наук о человеке ”.

План:

1. Расскажите о современных науках, изучающих человека – как биологический вид, социальное существо, элемент систем «человек-техника» и т.д.

2. Какое место в системе наук, изучающих человека, занимает психология? Обоснуйте Вашу точку зрения. Кто из ученых и как отвечал на этот вопрос?

3. Охарактеризуйте подход Б.Г.Ананьева к изучению человека – структура человекознания и основные уровни изучения человека.

4. Приведите примеры явлений, которые изучаются или должны изучаться психологической наукой. В чем проявляется психика человека?

5. Каковы пограничные проблемы, решаемые одновременно психологией и другими науками?

Ключевые понятия: Человекознание. Психология. Естественно-научная стратегия познания. Гуманитарно-ориентированная стратегия познания. Индивид. Личность. Субъект деятельности. Индивидуальность.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания (гл. 1,2,6), - в избр.психол.тр./ред.А.Бодалева,т.1, М.,1980

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, (гл.1,3,7) СПб.,2001

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, СПб, 2005

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2004

5. Слободчиков В.И., Исаев В.П. Психология человека. – М.,1995

6. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007

7. Шарден П.Т. Феномен человека, М., Наука. 1987

 

Семинар 2. Тема: «Общая характеристика психологии как науки».

План:

1. Дайте определение психологии как науки.

2. В чем специфика психологического знания?

3. В чем различие между научной и житейской психологией?

4. Как соотносятся психологическая наука и психологическая практика? Приведите примеры.

5. Расскажите об основных видах психических явлений, изучаемых психологией - психические процессы, свойства, состояния, деятельность, поведение. Определите и разведите эти понятия. Приведите примеры.

Ключевые понятия: Научная психология. Житейская психология. Практическая психология. Психические явления. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. Деятельность. Поведение.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, (гл.1,3,7) СПб.,2001

  1. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1). — СПб, 2000

3. Годфруа Ж.. Что такое психология? – М.,1992

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2004

5. Слободчиков В.И., Исаев В.П. Психология человека. – М.,1995

6. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001
  2. Психология под ред. А.А.Крылова, М., 2007.

 

Семинар № 3. Тема: “ Предмет и структура психологии ”.

План:

1. В чем различие фундаментальной и прикладной психологии?

2. Расскажите о структуре психологии и задачах прикладных отраслей психологии. Приведите примеры.

3. Определите задачи психологической науки в целом и общей психологии - в частности.

4. Определите предмет и объект современной психологии. Возможные варианты предмета и объекта в зависимости от задач изучения.

5. В чем трудность изучения психических явлений?

Ключевые понятия: Фундаментальная психология. Прикладная психология. Общая психология. Предмет психологии. Объект психологии. Субъективность психики. Объективность метода. Задачи психологии.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

1. Годфруа Ж.. Что такое психология? – М.,1992

2. Большой психологический словарь/ сост. и общ.ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.- СПб.,2003.

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность, СПб-М.,2000

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2004

  1. Современная психология: Справочное руководство. — М., 1999

6. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001

 

Семинар 4. Тема: “ Понятие психики, её структура и функции».

План:

1. Дайте понятие и различные определения психики.

2. Расскажите об основных психических функциях.

3. Психическое как составляющая внутреннего мира человека. Отличительные признаки психического и проблемы его изучения. Психогностическая проблема.

4. Психофизическая и психофизиологическая проблема.

5. Структура психики - психические процессы, состояния, свойства. Могут ли быть эти психические явления осознанными и неосознанными? В чем это проявляется?

Ключевые понятия: Психика. Адаптивная функция психики. Регулятивная функция психики. Ориентировочная функция психики. Когнитивная функция психики. Психогностическая проблема. Психофизиологическая проблема. Психофизическая проблема.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность, СПб-М.,2000

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер,2004

3. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.,2000

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб, 1999

 

Семинар 5. Тема: «Методы и методология психологии».

План:

1. Основные методологические проблемы психологической науки.

2. Охарактеризуйте основные методологические принципы психологии.

3. Критерии и подходы к научному познанию психики.

4. Проанализируйте взаимосвязь развития науки и развития методов.

5. Классификация методов психологического исследования по Б.Г.Ананьеву и её основание.

Ключевые понятия: Метод. Научная парадигма. Объяснительные принципы. Методика. Эмпирические методы. Организационные методы. Наблюдение. Эксперимент. Тест.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

  1. Ананьев Б.Г. О проблем ах современного человекознания, (гл.5),СПб,2001
  2. В.А.Мазилов. Методологические проблемы психологии в начале XXI века. – Психологический журнал, №1, 2006,с. 3 - 17
  3. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования, М.,1993
  4. Ломов Б.Ф. Системность в психологии, М.,1997
  5. .Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.,1998
  6. Современная психология: Справочное руководство. — М., 1999.
  7. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007

 

Семинар 6 – 25.10. Тема: “ Психология как наука о душе”.

План:

1. Что вы знаете о материалистических и идеалистических направлениях в философии и соответствующих взглядах на природу психического?

2. Взгляды на природу души у античных философов и их отражение в современной психологии.

3. Какие психологические проблемы отражаются в учениях Платона и Аристотеля о душе?

4. Что такое духовность человека, возможно ли её психологическое изучение?

5. Объективные и субъективные элементы души или психики человека.

Ключевые понятия:

Идеализм. Материализм. Первичность-вторичность материи и сознания. Душа как сущность живого тела. Душа как образ бесплотной сущности. Духовность.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

1. Аристотель «О душе».- Собр.соч.,т.1, М., 1974

2. Платон. Диалоги.- М.,1987

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер,2004

4. Слободчиков В.И., Исаев В.П. Психология человека. – М.,1995

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб, 1999

7. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. - М.,1994.

 

Семинар 7. Тема: “ Психология как наука о сознании. Интроспекция и рефлексия”.

План:

1. Понятие рефлексии у Локка и в современной психологии.

2. Понятие об интроспекции и методе самонаблюдения.

3. Что вы знаете об ассоциативной психологии (Д.Гартли), функциональной психологии (В.Джемс), структурализме (В.Вундт) и их методах?

4. Понятие ассоциации и апперцепции. Тождественны ли понятия «объем сознания» и «объем внимания».

5. Понятие сознания в современной психологии. Интериоризация.

Ключевые понятия: Интроспекция. Интроспективная психология. Рефлексия. Ассоциативная психология. Ассоциация. Функциональная психология. Сознание. Структура сознания. Апперцепция. Интериоризация.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

  1. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). —

СПб. 2000

  1. Вундт В. Лекции о душе человека и животных/ в хрестоматии «Психология внимания», под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, М, ЧеРо, 2001
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001
  3. Декарт Р. Соч., т.1,М.,1989, либо в текстах хрестоматий
  4. Джемс У. Поток сознания, - в хрестоматии «Психология сознания», СПб., «Питер», 2001
  5. Локк Дж Опыт о человеческом разуме. Избр. философ. произв., М.,1990
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер,2000-2004

 

Семинар 8 – 8.11. Тема: “ Психология как наука о поведении”.

План:

1. Предмет психологии и единица психологического анализа в бихевиоризме?

2. Методические требования к психологии классиков бихевиоризма.

3. Отношение к сознанию у представителей бихевиоризма и необихевиоризма.

4. Понятие «промежуточной переменной» и оперантного обусловливания у представителей необихевиоризма.

5. Теории научения.

Ключевые понятия: Бихевиоризм. Необихевиоризм. Поведение. Формула «стимул-реакция». Естественно-научный подход. Научение. Навык. Условный рефлекс.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер,2000-2004

3. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007

4. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека/ хрестоматия по

истории психологии. М.,1980

5. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М.,1998

6. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. – М.,1998

 

Семинар 9. Тема: “Неосознаваемые явления и подходы к их изучению”.

План:

1. Неосознаваемые процессы как психические явления, изучаемые психологией.

2. Что вы знаете о надсознательных процессах? Кто их изучал?

3. З.Фрейд о природе бессознательного и его проявлениях – снах, ошибках, неврозах.

4. Защитные механизмы психики человека как проявления неосознаваемого.

5. Расскажите об исследованиях неосознаваемых механизмов сознательных действий – «установки» по Д.Узнадзе, «динамического стереотипа» по И.Павлову и др.

Ключевые понятия: Неосознаваемые псические явления. Надсознательные процессы. Архетипы по Юнгу. Социальные стереотипы. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Установка по Д.Узнадзе. Психологическая защита. Вытеснение. Проекция.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

  1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану

бессознательного к таинственному острову сознания.- СПб, Речь,2003

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001

3. Годфруа Ж.. Что такое психология? – М.,1992

  1. Грановская Р.М.. Никольская И.М. Психологическая защита личности. СПб,

5, Узнадзе Д.Н. Психология установки,- Пб,Речь,2001

6.Узнадзе Д.Н. Установка у человека, в хр. «Психология внимания»,

под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, М.,2001 и в хр. по психологии личности,

том 1, Самара,2000

7.Фрейд З. Психология бессознательного. - М.,1998

8. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.,1997

Семинар 10. Тема: “ Современные психологические направления”.

План:

1. Разнообразие концепций психоаналитического направления, что их объединяет?

2. Точка зрения представителей когнитивной психологии на детерминацию человеческого поведения. Ваша точка зрения.

3. Гештальтпсихология. Классика и современность.

4. Гуманистическая психология о детерминантах поведения человека.

5. Культурно-историческая психология.

Ключевые понятия: Психоаналитическое направление. Метод свободных ассоциаций. Психодинамические концепции. Гештальтпсихология. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Самоактуализация по А.Маслоу. Экзистенциональная психология. Логотерапия.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

  1. Коффка Л.М. Основы психического развития.- М.,1998
  2. Маслоу А.Психология бытия. - М.,1990
  3. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред Р. Корсини, А, Ауэрбаха, СПб, 2003.
  4. Роджерс К.Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.,1996
  5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.,1996
  6. Франкл В.Человек в поисках смысла.- М.,1990
  7. Ярошевский М.Г.. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии, СПб,1993

Семинар11. Тема: “ Возникновение и развитие психики”.

План:

1. Стадии эволюции психики в филогенезе по А.Леонтьеву-К.Фабри.

2. Биологические предпосылки человеческой психики: групповое поведение, «язык» животных, использование орудий животными и человеком.

3. Культурно-историческая природа психики. Присвоение общественно-историчекого опыта индивидом в процессе онтогенеза.

4. Понятие высших психических функций в концепции Л.С.Выготского..

5. Проблема возникновения сознания. Интериоризация и экстериоризация.

Ключевые понятия: Филогенез. Онтогенез. Биогенетический закон. Раздражимость. Чувствительность. Анализатор. Сенсорная стадия развития психики. Перцептивная стадия развития психики. Высшие психические функции. Экстериоризация.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

1 Выготский Л.С., Лурия А.Р.Этюды по истории поведения, М., 1993.

2 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.,2000

3 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.,1981

4 Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., изд-во МГУ, 1975.

5 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2000-2004

6 Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007

7 Ярошевский М.Г.. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии, СПб,1993

 

Семинар 12. Тема: “ Психологический анализ деятельности”.

План:

1. Структура и виды деятельности.

2. Потребности, мотивы и цели деятельности

3. Теории психической регуляции деятельности и поведения. Схема рефлекторного кольца в концепциях психической регуляции П.Анохина и Н.Бернштейна.

4. Уровни построения движений и формирование двигательных навыков по Н.А.Бернштейну.

5. Осознанные и неосознанные механизмы психической регуляции деятельности и поведения.

Ключевые понятия: Игра. Учение. Труд. Действие. Цель. Задача. Мотив. Акцептор действия. Сенсорные коррекции. Физиология активности.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

1 Бернштейн Н.А.Физиология движения и активность, М.,1990.

2 Бернштейн Н.А. Природа навыка и тренировки/ в хрестоматии «Психология внимания»,

под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.,ЧеРо, 2001

3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001

4 Ильин Е.П. Психомоторика.- СПб, 2003

5 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.,2000

6 Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб, 2004

7 Психология под ред. А.А.Крылова, М., 2007.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.087 с.)