Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология как наука о сущности, проявлениях и структуре психики↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема контрольной работы будет конкретизирована в следующих вариантах: 1 Что и как изучает психология в целом и её отдельные отрасли и направления? 2 Что такое психика, какие функции она выполняет и в чем проявляется? 3 Эволюция представлений о предмете психологии с античных времен до 21 века. 4 Сознание и неосознаваемое – понятие, отличительные признаки и проявления. Перед раскрытием темы обязателен план Ваших размышлений. К/р оценивается по 10-б.шкале, основной критерий оценки – самостоятельность и осознанность в раскрытии темы и изложении проработанного по лекциям и рекомендованной литературе материала
5. Примерные темы и планы семинарских занятий: На каждом семинаре проводится контроль самостоятельной работы студентов (с использованием учебной и справочной литературы) над десятью ключевыми понятиями темы, которые заданы в плане.
Семинарское занятие № 1-20.09 .Тема: “ Психология в системе наук о человеке ”. План: 1. Расскажите о современных науках, изучающих человека – как биологический вид, социальное существо, элемент систем «человек-техника» и т.д. 2. Какое место в системе наук, изучающих человека, занимает психология? Обоснуйте Вашу точку зрения. Кто из ученых и как отвечал на этот вопрос? 3. Охарактеризуйте подход Б.Г.Ананьева к изучению человека – структура человекознания и основные уровни изучения человека. 4. Приведите примеры явлений, которые изучаются или должны изучаться психологической наукой. В чем проявляется психика человека? 5. Каковы пограничные проблемы, решаемые одновременно психологией и другими науками? Ключевые понятия: Человекознание. Психология. Естественно-научная стратегия познания. Гуманитарно-ориентированная стратегия познания. Индивид. Личность. Субъект деятельности. Индивидуальность. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания (гл. 1,2,6), - в избр.психол.тр./ред.А.Бодалева,т.1, М.,1980 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, (гл.1,3,7) СПб.,2001 3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, СПб, 2005 4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2004 5. Слободчиков В.И., Исаев В.П. Психология человека. – М.,1995 6. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007 7. Шарден П.Т. Феномен человека, М., Наука. 1987
Семинар 2. Тема: «Общая характеристика психологии как науки». План: 1. Дайте определение психологии как науки. 2. В чем специфика психологического знания? 3. В чем различие между научной и житейской психологией? 4. Как соотносятся психологическая наука и психологическая практика? Приведите примеры. 5. Расскажите об основных видах психических явлений, изучаемых психологией - психические процессы, свойства, состояния, деятельность, поведение. Определите и разведите эти понятия. Приведите примеры. Ключевые понятия: Научная психология. Житейская психология. Практическая психология. Психические явления. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. Деятельность. Поведение. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения: 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, (гл.1,3,7) СПб.,2001
3. Годфруа Ж.. Что такое психология? – М.,1992 4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2004 5. Слободчиков В.И., Исаев В.П. Психология человека. – М.,1995 6. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007
Семинар № 3. Тема: “ Предмет и структура психологии ”. План: 1. В чем различие фундаментальной и прикладной психологии? 2. Расскажите о структуре психологии и задачах прикладных отраслей психологии. Приведите примеры. 3. Определите задачи психологической науки в целом и общей психологии - в частности. 4. Определите предмет и объект современной психологии. Возможные варианты предмета и объекта в зависимости от задач изучения. 5. В чем трудность изучения психических явлений? Ключевые понятия: Фундаментальная психология. Прикладная психология. Общая психология. Предмет психологии. Объект психологии. Субъективность психики. Объективность метода. Задачи психологии. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения: 1. Годфруа Ж.. Что такое психология? – М.,1992 2. Большой психологический словарь/ сост. и общ.ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.- СПб.,2003.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2004
6. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007
Семинар 4. Тема: “ Понятие психики, её структура и функции». План: 1. Дайте понятие и различные определения психики. 2. Расскажите об основных психических функциях. 3. Психическое как составляющая внутреннего мира человека. Отличительные признаки психического и проблемы его изучения. Психогностическая проблема. 4. Психофизическая и психофизиологическая проблема. 5. Структура психики - психические процессы, состояния, свойства. Могут ли быть эти психические явления осознанными и неосознанными? В чем это проявляется? Ключевые понятия: Психика. Адаптивная функция психики. Регулятивная функция психики. Ориентировочная функция психики. Когнитивная функция психики. Психогностическая проблема. Психофизиологическая проблема. Психофизическая проблема. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:
2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер,2004 3. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.,2000 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб, 1999
Семинар 5. Тема: «Методы и методология психологии». План: 1. Основные методологические проблемы психологической науки. 2. Охарактеризуйте основные методологические принципы психологии. 3. Критерии и подходы к научному познанию психики. 4. Проанализируйте взаимосвязь развития науки и развития методов. 5. Классификация методов психологического исследования по Б.Г.Ананьеву и её основание. Ключевые понятия: Метод. Научная парадигма. Объяснительные принципы. Методика. Эмпирические методы. Организационные методы. Наблюдение. Эксперимент. Тест. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:
Семинар 6 – 25.10. Тема: “ Психология как наука о душе”. План: 1. Что вы знаете о материалистических и идеалистических направлениях в философии и соответствующих взглядах на природу психического? 2. Взгляды на природу души у античных философов и их отражение в современной психологии. 3. Какие психологические проблемы отражаются в учениях Платона и Аристотеля о душе? 4. Что такое духовность человека, возможно ли её психологическое изучение? 5. Объективные и субъективные элементы души или психики человека. Ключевые понятия: Идеализм. Материализм. Первичность-вторичность материи и сознания. Душа как сущность живого тела. Душа как образ бесплотной сущности. Духовность. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения: 1. Аристотель «О душе».- Собр.соч.,т.1, М., 1974 2. Платон. Диалоги.- М.,1987 3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер,2004 4. Слободчиков В.И., Исаев В.П. Психология человека. – М.,1995 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб, 1999 7. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. - М.,1994.
Семинар 7. Тема: “ Психология как наука о сознании. Интроспекция и рефлексия”. План: 1. Понятие рефлексии у Локка и в современной психологии. 2. Понятие об интроспекции и методе самонаблюдения. 3. Что вы знаете об ассоциативной психологии (Д.Гартли), функциональной психологии (В.Джемс), структурализме (В.Вундт) и их методах? 4. Понятие ассоциации и апперцепции. Тождественны ли понятия «объем сознания» и «объем внимания». 5. Понятие сознания в современной психологии. Интериоризация. Ключевые понятия: Интроспекция. Интроспективная психология. Рефлексия. Ассоциативная психология. Ассоциация. Функциональная психология. Сознание. Структура сознания. Апперцепция. Интериоризация. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:
СПб. 2000
Семинар 8 – 8.11. Тема: “ Психология как наука о поведении”. План: 1. Предмет психологии и единица психологического анализа в бихевиоризме? 2. Методические требования к психологии классиков бихевиоризма. 3. Отношение к сознанию у представителей бихевиоризма и необихевиоризма. 4. Понятие «промежуточной переменной» и оперантного обусловливания у представителей необихевиоризма. 5. Теории научения. Ключевые понятия: Бихевиоризм. Необихевиоризм. Поведение. Формула «стимул-реакция». Естественно-научный подход. Научение. Навык. Условный рефлекс. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001 2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер,2000-2004 3. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007 4. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека/ хрестоматия по истории психологии. М.,1980 5. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М.,1998 6. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. – М.,1998
Семинар 9. Тема: “Неосознаваемые явления и подходы к их изучению”. План: 1. Неосознаваемые процессы как психические явления, изучаемые психологией. 2. Что вы знаете о надсознательных процессах? Кто их изучал? 3. З.Фрейд о природе бессознательного и его проявлениях – снах, ошибках, неврозах. 4. Защитные механизмы психики человека как проявления неосознаваемого. 5. Расскажите об исследованиях неосознаваемых механизмов сознательных действий – «установки» по Д.Узнадзе, «динамического стереотипа» по И.Павлову и др. Ключевые понятия: Неосознаваемые псические явления. Надсознательные процессы. Архетипы по Юнгу. Социальные стереотипы. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Установка по Д.Узнадзе. Психологическая защита. Вытеснение. Проекция. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:
бессознательного к таинственному острову сознания.- СПб, Речь,2003
3. Годфруа Ж.. Что такое психология? – М.,1992
5, Узнадзе Д.Н. Психология установки,- Пб,Речь,2001 6.Узнадзе Д.Н. Установка у человека, в хр. «Психология внимания», под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, М.,2001 и в хр. по психологии личности, том 1, Самара,2000 7.Фрейд З. Психология бессознательного. - М.,1998 8. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.,1997 Семинар 10. Тема: “ Современные психологические направления”. План: 1. Разнообразие концепций психоаналитического направления, что их объединяет? 2. Точка зрения представителей когнитивной психологии на детерминацию человеческого поведения. Ваша точка зрения. 3. Гештальтпсихология. Классика и современность. 4. Гуманистическая психология о детерминантах поведения человека. 5. Культурно-историческая психология. Ключевые понятия: Психоаналитическое направление. Метод свободных ассоциаций. Психодинамические концепции. Гештальтпсихология. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Самоактуализация по А.Маслоу. Экзистенциональная психология. Логотерапия. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:
Семинар11. Тема: “ Возникновение и развитие психики”. План: 1. Стадии эволюции психики в филогенезе по А.Леонтьеву-К.Фабри. 2. Биологические предпосылки человеческой психики: групповое поведение, «язык» животных, использование орудий животными и человеком. 3. Культурно-историческая природа психики. Присвоение общественно-историчекого опыта индивидом в процессе онтогенеза. 4. Понятие высших психических функций в концепции Л.С.Выготского.. 5. Проблема возникновения сознания. Интериоризация и экстериоризация. Ключевые понятия: Филогенез. Онтогенез. Биогенетический закон. Раздражимость. Чувствительность. Анализатор. Сенсорная стадия развития психики. Перцептивная стадия развития психики. Высшие психические функции. Экстериоризация. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения: 1 Выготский Л.С., Лурия А.Р.Этюды по истории поведения, М., 1993. 2 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.,2000 3 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.,1981 4 Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., изд-во МГУ, 1975. 5 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2000-2004 6 Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007 7 Ярошевский М.Г.. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии, СПб,1993
Семинар 12. Тема: “ Психологический анализ деятельности”. План: 1. Структура и виды деятельности. 2. Потребности, мотивы и цели деятельности 3. Теории психической регуляции деятельности и поведения. Схема рефлекторного кольца в концепциях психической регуляции П.Анохина и Н.Бернштейна. 4. Уровни построения движений и формирование двигательных навыков по Н.А.Бернштейну. 5. Осознанные и неосознанные механизмы психической регуляции деятельности и поведения. Ключевые понятия: Игра. Учение. Труд. Действие. Цель. Задача. Мотив. Акцептор действия. Сенсорные коррекции. Физиология активности. Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения: 1 Бернштейн Н.А.Физиология движения и активность, М.,1990. 2 Бернштейн Н.А. Природа навыка и тренировки/ в хрестоматии «Психология внимания», под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.,ЧеРо, 2001 3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001 4 Ильин Е.П. Психомоторика.- СПб, 2003 5 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.,2000 6 Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб, 2004 7 Психология под ред. А.А.Крылова, М., 2007.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.009 с.) |