Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологический механизм действия массового сознания.

Поиск

Основные теоретические положения психоаналитической концепции помогают раскрыть психологическую характеристику больших социальных групп и определить те основные психологические качества и свойства, которыми обладают люди, составляющие массу или попадающие в толпу. Объективной основой возникновения всех специфических свойств, присущих психике больших скопления людей, по мнению авторов психоаналитической теории масс, является наличие и превалирование элементов бессознательного, образующих коллективное «сознание» массы, которые в социальной действительности предстают в виде различных: рас, наций, общностей, толп и т.п.

Но о «коллективном сознании», единой психике (или душе) больших социальных групп следует, как писал об этом В.М. Бехтерев в своей работе «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки», говорить лишь в виде фигурального сравнения, а не как о реальном факте. Речь идет не о процессах формирования и развития «единой коллективной души» массы людей, а о взаимодействие продуктов нервно-психической деятельности отдельных лиц и их частичной (до известной степени) нивелировке. Результатом данного взаимодействия становится объединение продуктов психического творчества отдельных лиц, которые становятся социальными продуктами творчества, не утрачивая при этом своей самобытности, и не сливаясь при этом в одну общую единую психику.[112] Так единая коллективная творческая деятельность в концепции В.М.Бехтерева предстает в форме бессознательно начала психики человека.

В своей знаменитой работе «Психология народов и масс»[113] Г. Ле Бон писал, что бессознательное является врожденной частью психики человека. Оно массивно и долговременно, т.к. в реальной действительности предстает в виде: инстинктов, желаний, верований, которые унаследованы от прошедших поколений. Именно так объясняет процесс появления и развития такой массы объединившихся людей как раса.

З.Фрейд теорией психоанализа доказывает, что объективной основой всей социальной жизни и, в частности, в таком ее специфическом проявлении как сознание, является естественно-биологическое бессознательное начало либо отдельного, либо коллективного организма в виде общества. Оно является врожденной частью любого живого организма и создается под влиянием наследственности. Оно также служит объективной основой объединения людей в больших социальных общностях. Психология массы, по мнению З.Фрейда, предполагает исчезновение сознательной индивидуальности, в то время как бессознательная душевная сфера и аффективность преобладают[114].

Индивид, попадающий в массу, проявляя себя как часть определенного сообщества (расового, национального, религиозного) и может обнаружить в себе непредвиденные, не предполагавшиеся ранее качества и свойства. Наиболее ярким примером в данном отношении может служить феномен толпы.

Понятие «толпы» часто употребляется в широком смысле и подразумевается под собой любое массовое образование. Нередко употребление понятия «толпы» эмоционально окрашено и имеет литературный оттенок как синоним слова чернь. Но нам необходимо строго научное понятие, которое не оперирует эмоционально окрашенными понятиями, а опирается на рациональные определения. Толпа представляет собой бесструктурное, т.е. не имеющее внутренней организации, скопление людей на определенной территории, где возможен непосредственный контакт между людьми, а так же сходное эмоциональное состояние и общий объект внимания. Для толпы, независимо от того, кто ее составляет древнеримский плебей или современные европейские футбольные болельщики, характерны многие общие черты поведения. К их числу можно отнести и нивелировку (↑лишение индивидуальных особенностей (2) • ↑лишение отличительных черт (2) • ↑нивелирование (7) • ↑обезличенность) черт личности каждого индивида, составляющего толпу. Другими словами с человеком, находящимся в толпе и подчиняющимся ее гипнотическому воздействию, происходят удивительные превращения, он как бы утрачивает черты собственной личности.

Поразительный факт, который можно наблюдать в толпе, состоит в том, что каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, характер, ум, организуя толпу, у них образуется «род коллективной души», заставляющий их чувствовать, думать, действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал, чувствовал каждый из них в отдельности. Самые несходные между собою люди по уму могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами, чувствами. «Между великим математиком и его сапожником может существовать целая пропасть с точки зрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера между ними часто нет разницы или же очень небольшая»[115] – писал Ле Бон Г. Другими словами, общие качества характера, управляемые бессознательным и соединяют людей вместе в толпе.

В силу действия определенной потребности в массе, толпе индивид отказывается от оригинальности, которую ему придает разум, сознание, поскольку ему необходимо скорее находиться в согласии с массой, чем противостоять ей. В массе все могут принимать участие в совместных действиях, чувствовать себя равным среди равных. У такого человека, «человека-массы», по выражению современного французского социолога С. Московичи, отсутствует механизм сдерживания инстинктивных эмоциональных стремлений, который осуществляет свою работу лишь на сознательном уровне. Индивиды, собранные в человеческую массу, в силу наличия и действия бессознательного в психике людей, стремятся к низшему уровню ее членов. «Закон множества мог бы именоваться законом посредственности то, что является общим для всех, измеряется аршином тех, кто обладает меньшим. Короче говоря, в сообществе первые становятся последними»[116] - писал С. Московичи в своей книге «Век толп», посвященной анализу данных проблем. Человек в массе, особенно в толпе, гораздо более эмоционален и возбудим и менее интеллектуален, чем взятый в отдельности.

Поэтому толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, она может быть лучше или хуже его, смотря по обстоятельствам. Все зависит от того, какому внушению повинуется толпа. Она может быть преступной, но может стать и героической, если решит пойти на смерть ради торжества какого-нибудь верования, идеи.

Все выше перечисленные проявления психической жизни массы, толпы объясняются действием с большей силой бессознательного начала или по выражению В.М. Бехтерева, «коллективных наследственно-органических рефлексов». Таким образом, если использовать в исследовании психической жизни больших социальных групп метод и терминологию системного анализа, то можно прийти к заключению о том, что в толпе существует определенная комбинация, соединение отдельных элементов (индивидов) и образование новых свойств, качеств, откладывающих свой отпечаток на проявления психики человеческих сообществ, их образ мысли, чувства, поведение. Подобно тому, как из соединения отдельных клеток возникает новый организм, который как целостное образование, обладает свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка организма в отдельности.

Другим фактором, определяющим объективную основу возникновения специфических свойств, присущих психике больших скоплений людей, является наличие и действие таких психических процессов как внушение и заражение. Восприимчивость к внушению, внушаемость является первоначальным феноменом, основным фактором душевной жизни человека. Внушениепредставляет собой специфический вид воздействия, определяющий целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу и играет огромную роль в психической жизни человека. Сам психический процесс воздействия индивидуума на индивидуума состоит в сознательном или бессознательном внушении другим тех или других идей, образов, чувств нашего внутреннего мира или испытания таких же внушений со стороны других.

В своей концепции коллективной рефлексологии В.М.Бехтерев объясняет действие механизма внушения следующим образом. Психологическая структура человека, по мнению русского ученого, подразделяется на личную и общую (бессознательную, подсознательную) сферы психики. Личная психологическая составляющая представляет собой сферу, которая при непосредственном участии основных психических процессов, таких, например, как активное внимание, логическое мышление, перерабатывает внешние впечатления, полученные из окружающей действительности. Специфика действия личной психологической сферы состоит в том, все ли эти впечатления подвергается (в той или иной мере) критике и переработке со стороны сознания.

Общая подструктура психики действует по иному принципу. Она получает информационные импульсы при отсутствии к ним внимания со стороны сознания. Внешние впечатления входят в глубинные, подсознательные сферы посредством внушения. Под внушением принято понимать воздействие одного лица на другое путем непосредственной передачи различных психических состояний отражающих чувства, ощущения, эмоции, образы и т.д. В своей книге «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерев задает вопрос, почему человек оказывается подверженным влиянию внушения. Отвечая на поставленный вопрос, автор считает, что человек не сосредотачивает, активного внимания на внушении, не подключает собственную волю и ясного сознания к процессу осмысления уведенного и услышанного. По мнению русского ученого, внешняя идея проникает в психику человека, не встречая со стороны сознания никакого внутреннего сопротивления, никакой критической работы. Процесс усвоения какой-либо информации под влиянием внушения происходит подобно тому, как индивид воспринимает что-либо в состоянии рассеянности[117].

Впоследствии, как считал В. М. Бехтерев, внушенные идеи, склонности, убеждения сами собой постепенно перетекают в личную сферу сознания и подчиняют ее в той или иной мере своему влиянию. Источник внушенных идей для личной сферы остается скрытым. Сила внушения зависит от действия многих факторов, например, от умения внушать, от той почвы, на которую попадает внушение, т.е. от психической натуры лица, подвергшегося внушению. Если психическая натура слабая, неустойчивая, то внушение действует беспрепятственно, непреодолимо, подчиняя своему влиянию всю психическую сферу личности. Если психическая натура сильная и обладает развитой системой внутренних убеждений, принципов, идей, то внушение может оказаться бессильным, или спровоцирует яростный конфликт во внутренней нравственной сфере человека.

Как считают психологи, занимающиеся изучением данной проблемы, установлены определенные закономерности эффективного действия внушения. Во-первых, эффект внушения зависит от возраста: в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые и, во-вторых, в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически. В. М. Бехтерев же говорил о трех основных объективных условиях внушаемости в толпе. К одному из них необходимо отнести продолжительное пребывание в одном и том же положении (ограничение движения), что приводит к физическому утомлению. Следующим объективным условием, способствующим возрастанию эффективного действия внушения, по мнению русского ученого, следует считать продолжительное сосредоточение внимания на одном и том же предмете (прежде всего на вожаке и его речи), что приводит к физическому утомлению организма и позволяет информации беспрепятственно проникать в сознание людей, находящихся в толпе. Решающим условием эффективности внушения являются действие таких социально-психологических факторов как авторитет человека, осуществляющего внушение, который создает дополнительный фактор воздействия – доверие к источнику информации[118], а также обладание им харизматических качеств личности авторитет.

Проводниками внушения являются различные органы чувств человека: слух, зрение, осязание, мышечная деятельность. Внушение передается с помощью как вербальных средств коммуникации (слова и словосочетания), так и невербальных (мимика, жесты, интонация, тембр, паузы и т.д.). В своей книге «Коллективная рефлексология» В.М.Бехтерев описывает поразительные примеры заразительности действия зевоты, кашля, слез, смеха, заикания, привычных жестов, повторных движений. Из литературы известны также примеры развития психопатических таких массовых явлений как наведенное помешательство, заимствование навязчивых бредовых идей (как больными, так и здоровыми), при определенных условиях заразительность самоубийств, возможность массового распространения галлюцинаций и т.п.[119]

В нашей повседневной жизни также везде и всюду встречается такое явление как внушение и взаимовнушение. Один человек невольно приобретает у другого в процессе общения под влиянием внушения и подражания склонности, мысли, идеи, образы, чувства, суеверия, манеру поведения и даже отдельные черты характера. Таким образом, процесс внушения приобретает характер всеобщего явления, представляя собой распространенный фактор психического воздействия.

В условиях массового распространения механизм внушения действует посредством такого психического процесса как заражение. Люди, собираясь в группу, находятся в состоянии взаимного внушающего воздействия, и в такой ситуации процесс внушения приобретает характер заражения. Свойство заразительности можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям, проявляющимся в форме спонтанного поведения человека. Благоприятными условиями для передачи данных психо-эмоциональных настроений служат господствующие в сознании людей (многих лиц) схожие идеи и вызванные ими одинаковые по характеру аффекты и настроения, которые являются основой для развития определенного поведения. Данные благоприятные факторы служат объединяющей и сплачивающей силой в рядах разнородной массы. Такие настроения развиваются в особые периоды воодушевления народных масс и общего психического возбуждения. В истории человечества немало тому примеров: средневековые крестовые походы, освободительная война между Севером и Югом в США, отечественные войны в России (1812, 1941гг.), революционные события во Франции (1871г.) и России (1917г.) и др. События истории служат хорошей иллюстрацией к концепции об объединяющей роли и значении такого психического процесса как внушения, взаимовнушения, самовнушения, осуществляемые через устное или печатное слово. Высказанная или напечатанная идея вызывает у отдельных индивидов одни и те же чувства; поддерживает одно и то же настроение, укрепляет объединяющую их мысль, поднимает активность отдельных членов до необычайной степени. Такие одинаковые чувства, настроения, мысли служат объединяющим фундаментом для индивидов, собирающим их вместе в единой массе и создает основу для распространения психических процессов внушения, взаимовнушения и самовнушения.

Заражение осуществляется через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, то в таких условиях действует механизм многократного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Эмоциональное состояние усиливается путем многократного «отражения» по модели «цепкой реакции». Подобный эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, толпе, но может проявляться также в условиях организованной общности, например, в театре, на собрании или стадионе.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники. Ситуация паники можно определить как некое эмоциональное состояния, являющееся следствием дефицита или избытка информации о какой-либо непонятной новости, явлении. Происхождение самого термина «паника» берет начало от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ, стад, вызывавшего своим гневом безумие стада. В истории мировой цивилизации, к сожалению, можно найти немало примеров, когда именно данное психологическое состояние приводило к массовой гибели людей. Например, в 312 г. н. э. армия императора Максенция запаниковав, практически в полном составе утонула в римской реке Тибр, погибло 20 тысяч человек. В 1219 г. примерно 13 тысяч человек были задавлены в толпе или утонули при переправе через реку Хуанхэ после разгрома китайской армии монголами. В ноябре 1812 года остатки французской армии, бежавшей из России, при переправе через реку Березину, также попали в ситуацию паники. Тогда погибло 10 тысяч французов, а еще 2 тысячи чудом спасшихся солдат были захвачены в плен российскими войсками, которые при этом не потеряли ни одного (!) человека. В 1944 г. при паническом отступлении немецкой армии из Севастополя, как пишет в своих мемуарах нацистский адмирал Дениц, в драке за место на кораблях погибли около 1,5 тыс. солдат и офицеров[120].

Таким образом, люди, объединяясь в сообщества и группы, находятся в состоянии взаимного внушающего и заражающего воздействия. Они стремятся подчеркивать то, что их сближает и инстинктивно подавляют то, что их разъединяет. Каждый индивид, находясь в массе, сводит к минимуму свое личностное начало, которое разъединяет их, делает непохожими друг на друга. Особенно в толпе проявление личностного начала отдельного индивида опасно, поскольку может привести к риску противостояния индивида и массы. Широко распространено мнение, что в борьбе разума со страстью всегда побеждает страсть. Именно потому, что мы общественные существа.[121] Таким образом, можно сказать, что психические процессы заражения и внушения определяют действие объективной бессознательной основы психики больших скопления людей.

Последней причиной, обуславливающей образование специфических свойств толпы, является способность к инстинктивной подражательности социального человека. Наиболее полное и всестороннее исследование данного психологического процесса провел известный французский ученый конца XIX века Г.Тард. Он считал, что данный наиболее ранний (по развитию) психический процесс свойственен как достаточно обширному классу животных, так и человеку, вскоре после его рождения. Подражание предполагает проявление наиболее раннего эмоционального чувства привязанности, общности с тем, кому подражают и кого воспроизводят. Первый подражательный звук, улыбка, инстинктивное движение младенца навстречу матери, это те действия, в которых находит выражение психологический процесс подражания. И именно данная система действий является основой формирования первых социальных отношений ребенка в обществе. В своей работе «Законы подражания» Г.Тард обосновывает действие основного принципа инстинктивной подражательности социального человека. «Подражание есть явление социальное», - пишет французский ученый, - «но инстинктивная леность в высшей степени естественное, уже вовсе не социальное явление, а из неё и возникает склонность перенимать чужое, чтобы избежать труда изобретать» [122].

Французский ученый понимал данный психологический процесс достаточно широко. Он интерпретировал этот термин не только как индивидуальное подражание в форме так называемой «психической заразы», но и расширял его употребление на характеристику всего общества. Г. Тард говорил, что «общество, в конечном счете, есть подражание». В той же работе «Законы подражания» французский ученый высказывает мнение о том, что главнейшее следствие действия основного принципа инстинктивной подражательности социального человека на уровне общества в целом состоит в постепенном «накоплении непротиворечащих друг другу изобретений, благодаря сохранению и распространению каждого из них путем лучеобразно-развивающегося подражания, фокусом которого оно становится»[123]. Г. Тард также характеризовал психологический процесс подражания с точки зрения исторической перспективы и в качестве доказательства приводил анализ исторической ретроспективы развития культуры человечества: римляне заимствовали высшие проявления культуры от греков, а победившие их варвары заимствовали культуру от римлян. Культура Западной Европы основываетсяна достижениях античных цивилизаций и распространение мифов, сказок, легенд, определенных форм искусства, научных открытий, изобретений основано на заимствовании и подражании[124]. «… Ни один народ не создал полностью своей культуры, а заимствовал различные стороны культуры от других народов»[125] - согласен В.М. Бехтерев.

Но подражание необходимо рассматривать как достаточно сложный социально-психологический процесс. Он предполагает не только и не столько слепое копирование, абсолютное, автоматическое, бессознательное повторение, но и творческое воспроизведение того или иного процесса или явления. В связи с этим В.М. Бехтерев делает интересное замечание, отмечая, что общество состоит не только из подражателей, но и созидателей. Из деятельности созидателей возникает явление конкуренции, поскольку подражание не всегда достигает своей цели ввиду конкуренции со стороны созидающих индивидов. Таким образом, жизнь общественного организма состоим из подражания и конкуренции, соперничества, между которыми устанавливается своего рода взаимодействие, приводящее к подвижному равновесию, считает В. М. Бехтерев. Он формулирует идею «подражания – контрподражания»[126], получившую дальнейшее развитие в теории социального взаимодействия.

Г. Зиммель, характеризуя природу и функции подражания, рассматривал его как «психологическое наследование» и как средство приобщения индивида к системе групповых ценностей. Объединение с группой позволяет индивиду, по мнению немецкого социолога, избавиться от тяжести персональной ответственности, мук выбора за счет предпочтения той или иной модели поведения. Таким образом, одним из принципов психической жизни человека в массе, наряду с существованием заражения, внушения становится инстинктивная подражательность социального человека.

Итак, если кратко раскрыть основные теоретические положения психоаналитической концепции механизма действия массового сознания и определить те основные психологические качества и свойства, которыми обладают люди, составляющие массу или попадающие в толпу, то необходимо отметить три ключевых фактора: наличие и превалирование в психической жизни массовых сообществ и объединений бессознательного начала, действие таких психических процессов как внушение и заражение, выполняющих объединяющую роль для индивидов, собирающихся вместе в единой массе. Третьим существенным фактором, влияющим на психическую жизнь человека в обществе, является инстинктивная подражательность социального человека. Все вышеперечисленные факторы, определяющие основные психологические качества и свойства людей, составляющих массу или попадающих в толпу, приводят к нивелировке их индивидуальных качеств и свойств, к господству единых чувств и аффектов, характеризующих массу.

Соотношение двух психических явлений: массы и вождя.

Особое место в психоаналитической теории массового сознания занимает вопрос о соотношении двух психических феноменов массы и вождя. Роль личности, лидера, вождя приобретает особое значение, когда огромные массы приходят в движение на арене истории и начинают действовать. В такие исторические моменты можно говорить об определенном состоянии общества, которое характеризуется такими специфическими отличительными чертами как структурная социально-экономическая и/или политическая перестройка, дезориентация и потеря всех основных идеологических, политических, морально-этических ориентиров, существовавших в данном обществе. Вследствие действия всех вышеперечисленных социальных свойств, значительная часть его членов, находятся в стрессовом социально-психическом состоянии, которое известный французский социолог прошлого века Э. Дюркгейм охарактеризовал как состояние аномии (от французского слова, означающего буквально «беззаконие», «безнормность»). Ситуация аномии в обществе распространяется и на аномальное состояние в массовом сознании, а такое положение вещей предполагает возможность существования различных форм социального поведения. Одной из возможных и достаточно распространенных форм социального действия становится необоснованная агрессия, порожденная определенным стрессовым психическим состоянием человека, которое социальные психологи называют фрустрацией. Другой возможной формой социального поведения, вызванной состоянием аномии в массовом сознании общества, может стать поиск мессии, лидера (личности, партии) способного разрешить возникший социальный кризис или даже катастрофы, вывести общество из данного состояния. Историческое предназначение лидера, вождя, мессии, роль великих людей состоит в синтезе всех усилий, потребностей, притязании какой-нибудь социальной группы, нации, общества в целом и направление их на решение назревших глобальных социальных проблем.

Многие ученые прошлого и настоящего занимались изучением данной проблематики. Н.К. Михайловский полагал, что серая, лишенная всякой оригинальности, устойчивости и находящаяся под гнетом однообразных и скудных впечатлений масса «находилась как бы в хроническом состоянии ожидания героя»[127]. Г. Тард считал, что масса сама находит себе лидеров, выталкивая их из своих рядов. Анализируя данную проблематику, вникая глубже в психологию масс, Г. Ле Бон задумывался о психологическом механизме воздействия лидеров, вождей на стихийные массы людей, о степени влияния их личности и внушаемых ими идей. Он считал, что толпами нельзя руководить посредством правил и принципов, основанных на чисто теоретической справедливости. Для того чтобы руководить неорганизованной массой необходимо отыскать какую-либо идею, которая сможет произвести на неё глубокое впечатление и увлечь за собой. Механизм, при помощи которого вождь осуществляет свою власть над толпой, по мнению французского ученого, состоит в опоре на верования. Ле Бон Г. писал: «…создавать веру, идет ли речь о вере религиозной, политической или социальной, о вере в какое-нибудь дело, человека или идею – именно такова роль великих вождей. Дать человеку веру – значит удесятерить его силу… Из всех сил, которыми располагает человечество, сила веры всегда была самой могущественной»[128]. Но прежде чем внедрять такую идею или веру в сознание и настроение массы, лидер, вождь, выходец из толпы ранее других и более других должен овладеть её. Обладая своей собственной убежденностью, вождь имеет возможность превратить множество скептически настроенных людей в единую массу убежденных, и легко управляемых людей.

Анализируя механизм влияния лидеров, вождей на стихийные массы людей Н.К. Михайловский говорит о том, что он должен поступать как «магнетизер, делающий гипнотический опыт»[129]. З. Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ человеческого «Я» также считает, что гипноз лежит в основе любого воздействия человека (причем, ученый допускает, что такое воздействие имеет идентичный характер, происходит оно в психиатрии или в политике). Находящийся некоторое время в условиях толпы человек, приходит в состояние как бы загипнотизированного субъекта. Ситуация приобретает ирреальные черты: все чувства и мысли индивида направляются гипнотизером (кем и предстает вожак, лидер, герой той или иной толпы), его сознательная личность исчезает, подавляются её воля и рассудок. И добавляет: «Гипноз по праву может быть обозначен как масса вдвоем; внушение можно было бы определить как убеждение, но лишь основанное на восприятии, не на умственной работе, а на эротической связи»[130].

Таким образом, в политической жизни общества те индивиды, кто предвидят зарождающиеся его потребности, события, подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться для достижения поставленных целей, поднимаются над толпой, возвышаются над массами и становятся лидерами. Таким образом, истинное предназначение вождя состоит в том, чтобы преобразовать рациональные соображения в конкретные действия, базирующиеся на эмоциях и чувствах или «всеобщей страсти», по выражению самого Г. Ле Бона. Но необходимо помнить о том, что влияние исторических деятелей, лидеров, вождей продолжается до тех пор, пока они умеют направлять свои усилия в духе потребностей современной им эпохи. Как только данная ситуация прекращает свое существование и лидер теряет исторические ориентиры и возможности их реализации, то толпа, масса сметает их с арены исторического действия.

Какими качествами должен обладать лидер, вождь, герой огромных лишенных индивидуальности, серых, однообразных стихийных масс для того, чтобы привести в действие механизм своего психологического воздействия? Что, прежде всего, привлекает в вожде, какие его свойства? Как замечает Г. Ле Бон, к данным качествам не относится ни дар слова, ни физическая сила, ни ум, ни красота или молодость. Многие вожди могут быть лишены этих позитивных свойств и качеств. Конечно, порой, лидер, вождь может быть умным и образованным, но в целом это ему скорее бесполезно, чем полезно. Он не должен принадлежать к числу мыслителей, не должен обладать особыми аналитическими способностями, острым ясным умом, проницательностью, все эти интеллектуальные качества ведут к сомнениям и, как результат, к бездействию. Если лидер, вождь, герой толпы, несмотря на свою неприятную внешность, корявую речь, посредственный ум станет, прежде всего, человеком действия, то он сможет властвовать над массами, влиять на них и руководить ими.

Современные американские политические психологи проводили специализированные исследования феномена лидерства и их интеллектуальных качеств. Они сопоставляли измеряемый на основе специальных методик уровень интеллекта политических лидеров с масштабами их влияния. Пришли к пессимистическому выводу, что решающим условием влияния политика является близость его интеллекта к среднему интеллектуальному уровню его сторонников и последователей. Наиболее низкий уровень влияния обнаруживается у лидеров, чей интеллектуальный потенциал в 3-4 раза ниже или выше (!) среднего, наибольший успех (на выборах) доставался тем, у которого он превышал средний, лишь на 25-30%.

Сила ума представляет собой, прежде всего, его творческий потенциал, способность находить неординарные, принципиально новые решения. Толпе, массе не нужны интеллектуальные усилия, она не знает данного феномена. Психология толпы требует от своего лидера, вождя, героя проявления группового конформизма по отношению к социальным нормам ценностям, ожиданиям, а конформизм неизбежно подавляет способность творчески мыслить.

Итак, в заключении можно сказать, что в рамках психоаналитической теории масс их необходимо рассматривать как специфический социальный феномен, где действует определенный психологический механизм растворения индивида в толпе. Данный механизм работает за счет потери каждым отдельным членом массы своих индивидуальных качеств и свойств, творческого потенциала и силы разума, и превращает их в единую серую однообразную людскую совокупность. Но в процессе функционирования и развития массовых сообществ действует и обратная тенденция, когда масса выдвигает из своих рядов личность, начинающую порой играть заметную роль в ходе исторических событий.

Основные выводы:

1. К концу XIX века в мировой научной мысли особый интерес приобретают проблемы исследования массового сознания и поведения. Именно в данный период появляется одна из первых форм социально-психологической теории, получившая название «психологии народов». Объектом изучения данной теории становятся различные проявления социально-культурной жизни наций и народов в виде языка, мифов, обычаев, которые определяют сложные процессы психической жизни масс.

2. На рубеже XIX–XX веков наступает новый этап в развитии социально-психологической теории, когда меняется её объект и предмет исследования. Психические процессы, сознание массы и её основные модели поведения особенно в условиях массовых социальных конфликтов, волнений, революций становится объектом изучения новой теории. Такие научные исследований позволяют открыть социально-психологическую характеристику феномена массовых скоплений людей, образующих различные формы объединения толпы, организованные движения и т.д. Многие ученые, психологи, социологи и не только из различных европейских стран, такие, например, как Ле Бон Г., Г. Тард, С. Сигеле (из Франции), Гиденс, Н.Михайловский, Н.Кареев, Л. Петражицкий, П. Сорокин, В. Бехтерев и другие внесли свой вклад в развитие психоаналитической теории формирования и развития массового сознания.

3. Содержание психоаналитической теории массового сознания можно свести к трем основным теоретическим положениям. Во-первых, наличие и превалирование элементов бессознательного становится объективной основой возникновения специфических свойств, присущих психике больших скоплений людей. Во-вторых, механизм воздействия на глубинные психические сферы сознания массы людей основывается на действии такого психологического процесса как взаимного внушающего воздействия, который приобретает характер заражения. Внушение является первоначальным феноменом, основным фактором душевной жизни человека и предполагает целенаправленное, неаргументированное информационное воздействие одного человека на другого или группу людей, который в условиях массового скопления людей превращается в процесс заражения, интерпретируемый как невольная бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям, обладающим большой силой эмоционального контакта. Но кроме фактора внушения в функционировании механизма воздействия на глубинные психические сферы массового сознания огромное значение имеет инстинктивная подражательность социального человека. Психологическое явление подражания представляет собой сложный социально-психологический процесс, который соединяет в себе противоречивые процессы абсолютно бессознательного повторения, копирования и творческого воспроизведения. Данный социально-психологический механизм позволяет правильно понять и объяснить многие специфические коммуникативные проблемы современного общества такие, например, как проблемы функционирования и развития общественного мнения, возможности манипулирования общественным сознанием, технология и принципы пропаганды, появление и развитие социальной напряженности, истерии в обществе и др.

4. Одно из важных положений психоаналитической теории массового сознания заключается в определении соотношения двух психических явлений массы и её вождя. Роль личности, лидера, вождя, героя приобретает значение в особые исторические периоды, когда происходит структурная перестройка всего общества и осуществляется потеря основных ориентиров социального развития, массы приходят в движение и начинают действовать. Они структурируется, приобретает организованные начала, порождая своих героев, лидеров, вождей, которые определяют какую-либо идею, производящую на массу глубокое эмоциональное впечатление и увлекают за собой по пути конкретных социальных преобразований.

 

Вопросы

1. Какиесоциальные явления становятся объектом исследования на первом этапе формирования социально-психологической теории и кто является автором такой науки как «психология народов»?

2. Какие основные психические проблемы были поставлены в центр изучения на следующем этапе становления и развития социальной психологии и кто является автором данных идей?

3. Кто из русских ученых занимался изучением проблем психологического обоснования истори



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.015 с.)