Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория конфликта и её интерпретация коммуникативных процессовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
современного общества. (Концепции Р. Дарендорфа, Л. Козера).
В рамках структурно-функционального контекста изучения общества к середине XX столетия появляется новое направление - конфликтологическое видение социальной проблематики. Процессы функционирования, развития, взаимодействия, отношений в обществе предстают в форме конфликта. Коммуникативные процессы также приобретают характеристику конфликта. Конфликтная, кризисная коммуникация рассматривается как процесс, который протекает в условиях противоборства, противостояния сторон, участвующих в коммуникативном процессе, в условиях резкого изменения его течения, вызывающего нарушения и затруднения в обычном обмене информацией между элементами коммуникативной системы.[20] Как признают многие известные ученые прошлого и настоящего, конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Они порождаются объективными противоречиями, которые пронизывают социально-экономическую, политическую, духовную сферы жизнедеятельности общества. В истории социальной мысли анализ конфликтов, причин их появления и развития, роли в социальной жизни, форм и разнообразия проявления, возможности разрешения связан с идеями известных классических европейских ученых Г.Ф.В.Гегеля, К.Маркса, Г. Спенсера, М. Вебера, Г. Зиммеля и некоторых других. Более современные авторы, известные американские социологи Т.Парсонс, Дж.Ландберг, К.Левин также в своем творчестве отдали дань данной проблематике. В целом, этих авторов и их последователей объединяет общая позиция в отношении анализа социального феномена конфликта. Он рассматривается как явление, несущее в основном разрушительные, негативные и дисфункциональные последствия для функционирования и развития любой социальной системы. Только в 50-ые годы XX столетия в рамках структурно-функционального анализа начинает вырисовываться несколько иной подход к исследованию социального феномена конфликта. Наиболее ярко данная позиция прослеживается в творчестве немецкого социолога Р.Дарендорфаи его американских коллег Л. Козера, Р. Фишера и У. Юри.Именно эти ученые закладывают научные основы теории конфликта и разрабатывают её понятийный аппарат. Ральф Густав Дарендорф ( R. G. Dahrendorf) – 1929-2009гг.) один из ярких современных представителей диалектической теории социального конфликта, где противоречиво-конфликтная и консенсусно-равновесная модели общества взаимодополняют друг друга. Основное положение его теории конфликта состоит в том, что вся социальная жизнь строится на таких связях и отношениях как стабильность и изменение, интеграция и конфликт, консенсус и принуждение, господство и подчинение, наличие которых и порождает многочисленные и разнообразные социальные конфликты. В теории немецкого социолога вся социальная жизнь современного индустриального общества пронизана конфликтами, который представляется как неизбежный результат всякой системы управления. Он выделяет пятнадцать типов различных конфликтов. Это могут быть конфликты между ожиданиями применительно к одной социальной роли (которые ученый подразделяет на ожидания строго должествования, нестрогого должествования и возможности поведения), между ролями внутри социальных групп, между группами, конфликты на уровне всего общества. Это могут быть также конфликты между странами. Он также считает, что понятия латентных и явных интересов, квазигрупп, групп интересов и конфликтных групп являются базовыми для объяснения социальных конфликтов. Исходя из своих научных исследований социальной реальности, немецкий ученый делает методологически важный вывод о важности изучения «механизмов беспорядка» и конфликтного противоборства для изучения социальных систем. Другой ученый Льюис Альфред Козер ( L.A.Сoser) – 1913-2003гг. ), американский социолог, продолжая мысли своего немецкого коллеги, в своей знаменитой работе «Функции социального конфликта» пишет, что современные авторы, занимавшиеся изучением социальной проблематики «…далеки от идеи того, что конфликт, возможно, - это необходимый и позитивный элемент всех социальных отношений; они склонны видеть в нем лишь разрушительное явление».[21] Преобладающая тенденция у всех предшествовавших мыслителей, по мнению данного автора, состояла в поиске «путей согласия» и взаимного приспособления путем ослабления напряжения, упрощения ситуации, т.е. редукции конфликта.[22] Новый подход к анализу социального конфликта исходит из тезиса определяющего данный феномен как необходимую форму социализации. Это означает, что ни одно социальное образование не имеет полностью гармоничную природу. Если бы это было так, то данные образования были бы лишены всякого движения и целостной взаимосвязанной структуры. Социальным образованиям, считает Л.Козер, «необходима как гармония, так и дисгармония, как ассоциация, так и диссоциация; и конфликты внутри групп ни в коем случае не являются исключительно разрушительными факторами. Образование группы – это результат процессов обоего вида. Убеждение в том, что один процесс разрушает то, что создает другой, а то, что, в конце концов, остается, представляет собой результат вычитания одного из другого, основано на заблуждении. Напротив, и «позитивный», и «негативный» факторы создают групповые связи. Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей, как процесса становления группы, так и её устойчивого существования».[23] Важное значение в конфликтологической теории имеет вопрос, раскрывающий его системную природу. Конфликт как социальное явление имеет свою сложную взаимосвязанную структуру. К его основным структурным элементам, прежде всего, относятся: - носители конфликтной ситуации (участники конфликта и их характеристика: личность, малая или большая социальная группа, их позиция в социальной структуре общества, типологические и личностно-психологические составляющие); - ядро и предмет конфликта, (где необходимо определить источник или причину его возникновения, объективность или субъективность параметров, индивидуально-групповые или общественные характеристики); - средства, применяемые конфликтующими сторонами для достижения своих целей (где особую роль играет ответ на вопрос углубляют ли эти средства конфликт или же они оставляют возможность мирного исхода конфликтной ситуации).[24] - условия возникновения и протекания конфликта. При характеристике содержательной природы конфликта немаловажное значение имеют также физические и социальные параметры, а так же последствия разрешения конфликта. Наличие взаимодействия, т.е. характеристики всевозможных форм поведения и действий участников конфликта, направленных на достижение своих целей необходимо также рассматривать в качестве существенного параметра определения конфликта как социального явления. Вышеперечисленные структурные элементы конфликта представляют собой динамически взаимосвязанную и целостную систему, без наличия которой он не может протекать. Каждый из параметров объективно необходим, взаимодействует и взаимообуславливает другой его параметр, а также определяет динамическое развитие и само разрешение конфликта. В своей теории Р. Дарендорф много внимания уделяет вопросам регулирования конфликтов. Для их успешного урегулирования, по его мнению, важны три обстоятельства. Во-первых, наличие ценностных предпосылок, т.е. признания наличия конфликтной ситуации, различий и противостояния конфликтующих сторон. Во-вторых, чрезвычайно важным моментом является уровень организации конфликтующих сторон. И, в-третьих, достижение согласия относительно определенных правил взаимодействия конфликтующих сторон, которые обеспечивают некоторый возможный баланс в их взаимоотношениях.[25] По мнению ученого, конфликты становятся тем острее, чем более затруднен процесс продвижения к иным статусным позициям в обществе. Из данных положений немецкий социолог делает вывод о необходимости появления и развития высокомобильного общества, в котором признается наличие множества социальных конфликтов и возможность регулирования их протекания. Другая проблема, возникающая при характеристике конфликта как социального феномена, касается анализа основных функций, выполняемых им в обществе. Изучением данной проблематики занимался Л. Козер. В своей работе «Функции социальных конфликтов» он вычленяет целый ряд егоразнообразныхфункций,таких, например, как: образование социальных групп,установление и поддержание их нормативных и физических границ; определение относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений. [26] Такие процессы как получениенеобходимой информации о социальных проблемахи недостатках в жизни общества, способствование созданию новых социальных институтов онтакже относит к функциональной характеристике социального конфликта.[27] К ключевым функциям, выполняемым социальным конфликтом в обществе, американский ученый относил и способствование процессам социализации и адаптации,как отдельных индивидов, так и целых групп, стимулирование нормотворчестваи социального контроля, создание и укрепление сплоченности социальных сил в обществе.[28] Выполнение таких функций как образование социальных групп и определение их относительно стабильных отношений, содействие процессам социализации и адаптации, стимулирование нормотворчестваи социального контроля, а также укрепление сплоченности социальных сил в обществе способствуют развитию множества разнообразных социально-коммуникативных процессов. Л. Козер наделяет социальный конфликт икоммуникативной функцией. Он говорит о том, что необходимо различать конфликт и враждебное или антагонистическое отношение. «Социальный конфликт – это всегда социальное взаимодействие, тогда как отношение или чувство представляют собой только предрасположенность к действию. Предрасположенность необязательно вызывает конфликт; важнейшими промежуточными переменными, влияющими на возникновение конфликта, являются степень и способ легитимизации власти и системы статусов».[29] Её действие американский социолог объясняет таким образом, что до конфликта группы могут быть не уверены в позиции противника, но вследствие конфликта позиции и границымежду группами проясняются. В результате индивиды и группы могут выстраивать более эффективную линию поведения по отношению к противнику. Конфликт, по мнению автор данной концепции, также позволяет сторонам получить лучшее представление о своих относительных силах, а это может привести к возобновлениям коммуникативных процессов между конфликтующими сторонами, мирного согласования их позиций или в последствии даже дружеских отношений.
2.2. Конфликтологическая модель коммуникативных процессов Р.Фишера и У. Юри. В контексте конфликтологического видения социальной реальности и её структурно-функциональной трактовки создается собственно конфликтологическая модель коммуникативных процессов. Американские ученые, занимавшиеся изучением феномена социального конфликта, Роджер Фишер (R.Fisher(род. 1922) и Уильям Юри (W.Ury). рассматриваликонфликт как элемент нормы, а не как её нарушение, поскольку, как они считали, только «мертвые структуры» не имеют конфликтов. Как признают данные специалисты, негативные последствия несет не сам конфликт, а неправильное его разрешение. В контексте данной концепции процесс разрешения конфликта предстает как чисто коммуникативная проблема. В данной модели авторы предлагают три уровня разрешения конфликта: уровень интересов, уровень права и уровень силы. Примером разрешения конфликта на уровне силы могут служить банальная драка, либо забастовка или война. В такой ситуации разрешение конфликта осуществляется в контексте определения, кто из конфликтующих сторон сильнее. На уровне правового разрешения конфликта его участники обращаются в суд и выясняют, кто же прав с точки зрения закона. Разрешение конфликта на уровне интересов предполагает выяснение потребностей, желаний, страхов, которые заботят и волнуют конкретных людей - участников конфликтной коммуникации. Они предопределяют человеческие позиции, мотивируют человеческое поведение, поэтому, зная реальные интересы конфликтующих сторон, можно искать выхода из сложной конфликтной ситуации. Р.Фишер и У. Юрив рамках исследовательского проекта по переговорам, который был создан и проводился в Гарвардском университете, занимались изучением еще одной важной проблемы - эффективности разрешения конфликта. Они создали целостную концепцию эффективной системы разрешения конфликтов. По мнению авторов проекта, данная система должна базироваться на переговорном процессе, представляющим собой именно коммуникативный процесс, и рассмотрении конфликта на более ранних ступенях его проявления. Если процесс разрешения конфликта рассматривать с точки зрения его уровней, то в целом его разрешение на уровне интересов признается более эффективным способом. Уровень силы считается дорогим способом разрешения конфликтной ситуации, поскольку требует большого объема ресурсов, включенных в данный процесс. Он также не является долговременным способом, поскольку силу все равно надо будет время от времени проявлять и в дальнейшем, чтобы сохранять позиции «статус кво». Уровень права также признается дорогим способом, поскольку он включает в себя дорогостоящие юридические процедуры, которые к тому же требуют времени для своей организации и реализации. Самая эффективная система разрешения конфликтов, по мнению авторов концепции, может базироваться на использовании специализированного метода ведения переговорного процесса, который получил название принципиальных переговоров или переговоров по существу. Данный метод представляет собой метод выстраивания коммуникативных взаимодействий конфликтующих сторон, и строиться на действии следующих основных принципов. К ним, в первую очередь, относиться принцип проведения разграничения между участниками переговоров и его предмета, т.е. основной проблемы, по поводу которой участники переговорного процесса вступают во взаимодействие. Следующим методологическим принципом необходимо считать принцип преимущественной фокусировки на интересах участников конфликтной ситуации, а не на тех позициях, которые они стараются занимать в данной конкретной ситуации ведения переговоров. Создание взаимовыгодных вариантов разрешения конфликтанеобходимо считать ещё одним базовым принципом эффективной системы разрешения конфликта. Действие данного принципа основано на разработке многоплановых вариантов выбора разрешения ситуации и их обсуждение в переговорном процессе. К принципам эффективной системы разрешения конфликтов необходимо отнести также использование объективных критериевпри обсуждении базовой проблемы, вызвавшей конфликт.[30] Немаловажной особенностью разработки целостной и эффективной системы разрешения конфликтов, по мнениюР. Фишера и У. Юри, является определение её организационной структуры, где закрепляется расположение процедур организации ведения переговорного процесса в последовательности от дешевых к более дорогим, организация консультационных встречконфликтующих сторон, возможность возврата к переговорному состояниюи некоторые другие. Таким образом, в рамках структурно-функционального контекста появилось конфликтологическое видениекоммуникативных процессов и взаимодействий, где конфликтная, кризисная коммуникация рассматривается как процесс, который протекает в условиях противостояния сторон, участвующих в коммуникативном процессе. В такой ситуации возникают условия, вызывающие нарушения и затруднения в обычном обмене информацией между участниками конфликта, наблюдается открытое противостояние сторон, отмечаются резкие изменения протекания самого конфликта. Такие негативные характеристики возможных коммуникативных отношений, складывающихся в обществе, рассматриваются в качестве определенной социальной нормы и требуют выработки конкретных рекомендаций, которые позволяли бы более эффективно и плодотворно искать выходы из конфликтов, кризисов и коммуникативных затруднений.
Основные выводы: 1. Научные основы теории конфликта прослеживается в творчестве немецкого социолога Р. Дарендорфаи его американских коллег Л. Козера, У. Юрии и Р.Фишера, которые трактуют понятие конфликт какосознанное столкновение, борьба двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов. В контексте данной теории считается, что вся социальная жизнь современного индустриального общества пронизана конфликтами, который представляется как неизбежный результат всякой системы управления. Таким образом, конфликт рассматривается как элемент нормы существования и развития социальной системы, а не как её нарушение, поскольку только «мертвые структуры» не имеют конфликтов. Негативные последствия, возникающие в функционировании социальной системы несет не сам конфликт, а неправильное его разрешение. 2. Конфликт как социальное явление имеет свою сложную взаимосвязанную структуру. К его основным структурным элементам, прежде всего, относят носителей конфликтной ситуации, когда требуется определить характеристику участников конфликта и предмет конфликта или его ядро, где необходимо установить источник или причину его возникновения, объективность или субъективность параметров, индивидуально-групповые или общественные характеристики. Физические и социальные параметры (т.е. условия возникновения и протекания конфликта), а также наличие взаимодействияили другими словами характеристика всевозможных форм поведения и действий участников конфликта, также необходимо отнести к структурным элементам конфликта. Еще одним немаловажным структурным элементом можно считать последствия разрешения конфликта, т.е. определение результата разрешения конфликта и его воздействия на всю последующую ситуацию в комплексе. Вышеперечисленные структурные элементы конфликта представляют собой динамически взаимосвязанную и целостную систему, без наличия которой он не может протекать. 3. Еще одной немаловажной характеристикой такого социального явления как конфликт является его функциональная направленность. В теории конфликта принято вычленять целый ряд егоразнообразныхфункций, таких например как: образование социальных групп, помогающие установить и поддержать их нормативных и физическихграниц; определение относительно стабильной структурывнутригрупповых и межгрупповых отношений; способствование процессам социализации и адаптации,как отдельных индивидов, так и целых групп; стимулирование нормотворчества и социального контроля; создание и укрепление сплоченности социальных сил в обществе; получение необходимой информации о социальных проблемахи недостатках в жизни общества; способствование созданию новых социальных институтов. Одной из важнейших функций, которую конфликт выполняет в социуме, является коммуникативную функцию. В контексте конфликтологической теории конфликт рассматривается как одно из возможных типов коммуникативных взаимодействий между членами общества, которое помогает прояснить индивидуальные или групповые позиции и границы. В результате таких действий индивиды и группы могут выстраивать более эффективную линию поведения по отношению к оппоненту.
Вопросы 1. В рамках какого научного направления берет свое начало теория конфликтов и кто является её создателями? 2. Как в контексте теории конфликтов трактуется основополагающее понятие «конфликта»? 3. Какие основные структурные элементы составляют сложную взаимосвязанную структуру конфликта? 4. Какие основные функции призван выполнять конфликт в социальной действительности? 5. Почему изучение феномена беспорядка и конфликтного противоборства так важно в контексте анализа социальных систем? 6. Всегда ли конфликт имеет дисфункциональную природу и, если нет, то почему? 7. Какая конфликтологическая модель коммуникативных процессов была разработана в рамках структурно-функционального подхода и, какими авторами? 8. Какие три уровня разрешения конфликтной ситуации предлагаются в контексте конфликтологической модели коммуникативных процессов? 9. Что представляет собой концепция эффективной системы разрешения конфликта? 10. Какие основные принципы лежат в основе специализированного метода ведения переговорного процесса? Литература 1. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. – М., изд-во РОССПЭН, 2002. 2. Здравомыслов А.Г.Социология конфликта. - М., Аспект-Пресс, 1996. 3. Козер Л. Функции социальных конфликтов. - М., Идея Пресс, 2000. 4. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., Наука, 1992. 5. Шарков Ф.И. «Современные маркетинговые коммуникации». Словарь-справочник. - М., Альфа-Пресс, 2006.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.67 (0.013 с.) |