Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамические модели коммуникации с обратной связью.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям современной действительности создавались другие её варианты, носившие более выраженный динамический характер. Авторы этих более поздних моделей пошли по пути их усложнения, стремясь максимально отразить компоненты и факторы процесса коммуникации, его многообразные проявления и варианты. Так была разработана новая модель коммуникации, которая особое внимание обратила на существование обратной связи (feedback) между участниками коммуникационного процесса. На появление данной идеи (наличие обратной связи в коммуникации) огромное влияние оказали научные разработки, сделанные известным американским ученым Норбертом Винером (N.Wiener) - 1894-1964гг.), который по праву является основателем науки кибернетики. Изучение глубоких аналогий между процессами, протекающими в электрических и электронных системах, в живых организмах и в обществе, привели Н. Винера к созданию новой науки. В данном контексте важно заметить, что первое полное название главной книги Н. Винера выглядело следующим образом: «Кибернетика или управление и связь в животном и машине», а последующая программная работа вышла под названием «Человеческое использование человеческих существ или кибернетика и общество». Таким образом, можно прийти к выводу, что кибернетика для её основателя Н.Винера являлась в большей степени наукой о живых организмах, человеке и обществе, чем о машинах (поскольку машина в общей кибернетике становится скорее инструментом и моделью изучения, а не предметом изучения, хотя в последнее время акценты несколько сместились)[16]. Понятия и законы термодинамики были использованы Н.Винером для изучения и объяснения основных принципов функционирования и развития как социальной системы в целом, так и её специфических составляющих, в частности коммуникативной подсистемы. Так, например, в теории коммуникации стали широко использоваться такие понятия термодинамики как энтропия, негэнтропия, избыточности и её степени. Понятие энтропии (от греческого «en – в» и «trope – превращение») в философской энциклопедии определяется как функция состояния термодинамической системы. Такая функция характеризует направление протекания самопроизвольных процессов в этой системе и является мерой их необратимости.[17] В теории информации энтропия рассматривается как мера недостатка информации в системе. В кибернетике при помощи понятий энтропии и негэнтропии (отрицательной энтропии) выражают меру организованности системы. В теории коммуникации с помощью данных понятий определяют меру дезорганизованности информации, содержащейся в некотором послании. Понятие негэнтропии связано с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознавать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Другими словами оно призвано означать действие тех внешних факторов, которые искажают сообщение, нарушают его целостность, а также препятствуют возможности восприятия информации приемником. Изучая и сравнивая процессы функционирования и развития живых и машинных (искусственно созданных) систем Н. Винер приходит к выводу, что вопрос о двустороннем потоке связи (или другими словами вопрос об обратной связи) становится одной из центральных проблем их развития. Для него эффективное поведение как ключевой элемент данных систем становится процедурой получения «информации посредством какого-нибудь процесса обратной связи, сообщающего о достижении цели», поэтому в простейших обратных связях фиксируются в схематичной форме результат выполнения задачи, её успех или неудача. Таким образом, в контекст теории американского ученого обратная связь предстает в качестве метода «управления системой путем включения в нее результатов предшествующего выполнения ею своих задач»[18]. Такой подход к анализу коммуникативной действительности позволил создать модели, которые более адекватно отражают реальность человеческого взаимодействия в коммуникации и на его основе была разработана новая модель коммуникации, которая особое внимание обратила на существование обратной связи между участниками коммуникационного процесса. Данная модель была создана американскими исследователями Брюсом Вестли (B.Westly) и Малкольмом Мак-Лейном (M.MсLean). [19] Она представляла собойдинамическую модель ивыглядела как цепь взаимосвязанных элементов, к которым относились объекты или события социальной действительности, источники информации, каналы/ коммуникаторы и аудитории. В более детальной прорисовке нуждаются, прежде всего, два элемента данной коммуникативной модели – это источники информации и каналы/коммуникаторы. По мнению авторов-разработчиков данной модели к источникам информации могут принадлежать как частные лица, так и представители правительственных(официальных) структур или агентств общественных связей, а также неформальные группы и т.п., заинтересованные в том, чтобы их информация об объектах и событиях социального и природного мира достигла аудитории. Второй элемент такой коммуникативной модели, нуждающийся в уточнении, представляет собой некие объединения специалистов или индивидуалов (т.е. коммуникаторов), работающих на различных медиа каналах. От них зависит отбор и объем информации из той, которую предлагает источник информации, но они и сами самостоятельно могут выбрать необходимую информацию. Предполагается, что их выбор должен носить нейтральный характер.Существеннымв данной модели является наличие непосредственной связи каналов с окружающей действительностью и двоякой обратной связи аудитории с источником информации, которая осуществляется либо через каналы-коммуникаторы, либо минуя их. Ряд исследователей большее внимание обращали на такой элемент коммуникативной модели как канал передачи сообщения. Например, известнейший канадский теоретик коммуникации, Герберт М. Маклюэн (H. M. McLuhan) – 1911-1980гг .), канадский философ, филолог, литературный критик, автор работ в области массовой коммуникации, утверждал, что современная массовая коммуникация является коммуникацией по преимуществу визуальной и канал передачи информации во многом предопределяет и само сообщение. По мнению канадского ученого средства массовой информации должны стать объектами исследования сами по себе, вне зависимости от их содержания, поскольку отдельное средство массовой информации влияет на общество, прежде всего, не своим содержанием, а самим фактом своего существования и теми характеристиками, которые отличают его от других СМИ. Однако эти эффекты оказываются незамеченными из-за того, что исследователи в первую очередь интересуются смыслом передаваемых сообщений. Г.М.Маклюэн сформулировал необходимость изучения скрытых медиаэффектов средств массовой информации в виде знаменитого высказывания «Средство передачи сообщения само является сообщением» («The Medium is the Message»). Эти его слова стали девизом современной цивилизации, в которой визуальный канал коммуникации считается ведущим. Г.М.Маклюэн получил широкую известность благодаря исследованию массовой культуры и массовой коммуникации, а также влияния электронных средств массовой коммуникации на современное общество. Канадский ученый отказался от использования качественного, ценностного подхода при изучении культуры, то есть анализа её интеллектуального и морального содержания, как это происходило в условиях классической традиционной культуры, и предложил изучать массовую культуру в её собственных терминах и формах подачи материала, где основной формой является коллаж или, в терминах Маклюэна, мозаика. Канадский ученый предлагал рассматривать три основных этапа в развитии мировой цивилизации. К первому этапу он относил первобытную дописьменную культуру с устными формами связи и передачи информации, основанную на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира. Второй этап в развитии цивилизации по Маклюэну представлял собой письменно-печатную культуру («галактику Гутенберга»), которую ученый характеризовал, используя такие термины как дидактизм, национализм и индивидуализм. Третий современный этап в развитии цивилизации канадский теоретик называл эпохой «глобальной деревни». На данном этапе шло возрождение естественного аудиовизуального, многомерного восприятия мира и коллективности, но на новой электронной основе. Сущность данного процесса можно объяснить, как считает канадский ученый, процессом замещения письменно-печатных языков общения коммуникацией, осуществляемой с помощью радио, телевизионными и другими различными сетевыми средствами. Идеи Г.М. Маклюэна во многом опередили свое время, и сейчас, в эпоху глобального телевидения и компьютерных сетей, находят самый широкий отклик. Позднее ученые использовали объемное видение коммуникационных процессов, обеспечивающее более адекватный анализ информационных процессов современного общества.
Основные выводы. Обобщая ход мыслей, характеризующий структурно-функциональное направление и его вклад в развитие теории коммуникации можно прийти к следующим основным выводам: 1. Разрабатывается аналитический инструментарий для изучения объективного мира, непреложным элементом которого является коммуникативное поле. Главным теоретико-методологическим принципом данного анализа становиться системный взгляд на природную и социальную реальность, которая рассматривается в качестве сложноорганизованной и развивающейся системы, наделенной свойствами упорядоченности и независимости, статичности и динамической изменчивости её составных частей. 2. А мериканские социологи дают ей не только структурную, но и функциональную характеристику, определяя ряд функциональных параметров социальной системы, куда они относят функцию адаптации, функцию целедостижения, функцию интеграции и латентную функцию. К тому же в рамках структурно-функционального анализа разрабатывается теорию функций в целом и основной её категориальный аппарат, созданный специально для анализа социальной реальности, где определяются такие основополагающие понятия данной теории как функция, дисфункция, явная и латентная функции, нефункциональные последствия. 3. В рамках структурно-функционального анализа массовой коммуникации разрабатывались конкретные коммуникативные модели, открывающие природу и механизм действия коммуникативных процессов. Первые коммуникативные модели носили линейный характер (модель Г.Лассуэлла, шумовая модель К.Шеннона и В. Уивера), другие имели динамический характер с обратной связью (модель Н. Винера, модель с обратной связью Б.Вестли и М. Мак-Лейна). Несколько позднее канадский теоретик коммуникации Герберт М. Маклюэн утверждал, что современная массовая коммуникация является по преимуществу визуальной коммуникацией и канал передачи информации во многом предопределяет и само сообщение, в связи с этим необходимо сделать средства массовой информации отдельными объектами исследования, вне зависимости от их содержания. Он предложил также изучать массовую культуру в её собственных терминах и формах подачи материала, а основной формой считать коллаж или, в терминах Г. Маклюэна, мозаику. Анализируя развитии мировой цивилизационной культуры, он пришел к выводу, что в своем развитии она проходит три основных этапа: 1) первобытную дописьменную культуру с устными формами связи и передачи информации; 2) письменно-печатную культуру («галактику Гутенберга»), которую охарактеризовал, используя такие термины как дидактизм, национализм и индивидуализм; 3) эпоха «глобальной деревни», где на новой электронной основе шло возрождение естественного аудиовизуального, многомерного восприятия мира и коллективности. Вопросы 1. Кто заложил фундаментальные теоретические основы структурного видения общества? 2. Какие основные теоретические допущения определяют основы структурного видения социума? 3. Кто разрабатывает теорию функций и основной её категориальный аппарат? 4. Как Р. Мертон определяет понятия функции и дисфункции? 5. Что представляют собой, по мнению Р. Мертона, понятия явной и латентной функции? 6. Что означает в контексте теории функций Р. Мертона понятие нонфункции? 7. Какие прикладные модели, объясняющие коммуникативные процессы, были разработаны в рамках структурно-функционального направления социологии? 8. Какие линейные коммуникативные модели были созданы в контексте структурного функционализма, кто является их авторами и как они характеризуются? 9. Что представляет собой коммуникативная модель с обратной связью, кто является её авторами и каков механизм её действия? 10. Какие основные функции, по мнению структурных функционалистов, выполняет массовая коммуникация в современном обществе? 11. Какие основные понятия термодинамики были использованы Н.Винером для объяснения основных принципов функционирования и развития как социальной системы в целом, так и её специфических составляющих, в частности коммуникативной подсистемы? Литература 1. Винер Н. Кибернетика и общество. – М., изд-во Иностранной литературы, 1958. 2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 3. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., УРСС, 1999. 4. Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М., Академический проект, 2002. 5. Парсонс Т. Система координат действия и общая иеория действия: культура, личность и место социальных систем. /В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М., Изд-во МГУ, 1994. 6. Westly B. & MakLean M. Conceptual Model for Mass Communication Research. //Jornalism Quarterly. 1957. № 34.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.008 с.) |