Основные направления и концепции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления и концепции.



Международная Академия Бизнеса и Управления

Подгорная Л.Д.

Теория коммуникации:

Основные направления и концепции.

Москва

Подгорная Л.Д. Теория коммуникации: основные направления и концепции.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

 

В пособии последовательно анализируются основные направления, исследовательские подходы, научные школы, концепции, раскрывающие сущность, природу, основные принципы функционирования и развития коммуникации. Социологические, социально-психологические, структурно-лингвистические и социально-философские теории и направления составляют центральное звено знаний данного курса. Коммуникация предстает как социальный феномен современного общества.

Данное учебное пособие адресовано студентам, но может быть также интересно преподавателям ряда социальных и гуманитарных дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………5

Глава 1. Структурно-функциональная интерпретация коммуникативных процессов ……………………………………………. 6

Структурно-функциональная социология Т. Парсонса и

Р. Мертона и её значение для становления теории коммуникации ….. 6

Социологическая теория действияТолкотта Парсонсаи теория

коммуникации. Создание теоретических основ структурного видения

общества и разработка аналитического инструментария.Функциональный

императив Роберта Мертона и его значение для развития теории

коммуникации. Структурно-функциональное видение массовой

коммуникации как средства поддержания функционирования социума.

Обобщенные схемы-модели коммуникативных процессов природы

и общества…………………………………………………………………… 12

Линейные коммуникативные модели созданные в рамках структурно-

функциональной традиции. Классическая «линейная модель»

коммуникации Г. Лассуэлла и её основные элементы.

Усовершенствованная (шумовая) модель коммуникативного акта

К. Шеннон и В. Уивера. П. Лазарсфельд и его концепция двухуровневой

природы социальной коммуникации. Динамическая модель

коммуникации: теория Н.Винера и модель с обратной связью Б.Вестли

и М.Мак Линона.

 

Глава 2. Теория конфликта и её вклад в развитие теории

коммуникации………………………………………………………………. 23

Теория конфликта и её интерпретация коммуникативных

процессов современного общества………………………………………… 23

Конфликт как коммуникативный процесс. Теория конфликта

Р. Дарендорфа. Структурное видение конфликта и его динамически

взаимосвязанная системная интерпретация. Функциональное осмысление

конфликта. Функциональная теория конфликта Л. Козера.

Конфликтологическая модель коммуникативных процессов

Р.Фишера и У. Юри………………………………………………………….. 29

Конфликт как естественный социально-коммуникативный феномен.

Коммуникативная интерпретация разрешения конфликтной ситуации.

Эффективная система разрешения конфликта и её основные принципы.

Глава 3. Символический интеракционизм как теория межличностной

коммуникации……………………………………………………………….. 35

Социально-психологическая интерпретация феномена социального

взаимодействия………………………………………………………….. 35

Классическая теория межиндивидуального взаимодействия Дж. Г. Мида.

Концепция «зеркального «Я» Ч. Х. Кули и её значение для развития теории

коммуникации. Коммуникативные процессы в драматургической концепции

личности Ирвинга Гофмана.

3.2. Коммуникация как способ деятельности для достижения согласия 49 Интеракционистская идея коммуникативной деятельности. Проблема достижения согласия в коммуникативном процессе и его интерпретация в контексте символического интеракционизма. Согласие как эффективный результат коммуникационного акта и его характеристика. Т. Ньюкомб и его социально-психологическая модель коммуникации. Анализ субъектов коммуникативного процесса и его эффективности. Концепция коммуникации Т.Шибутани.

 

Глава 4. Структурно-лингвистические концепции коммуникации….59

Классический структурализм как теоретическое осмысление

проблем коммуникации………………………………………………. 60

Структурно-лингвистическая концепция Ф. Де Соссюра и его анализ

системы языка. Значение творчества русских ученых в становлении

структурно-лингвистического направления изучения коммуникативных

проблем социума. Модель речевой коммуникации Р. Якобсона: её

основные элементы и их функции. Фонология как новая отрасль

лингвистического знания и её роль в развитии современного

структуралистского направления.

4.2. Современные социально-структуралистские концепции………… 64

Антропологический структурализм К. Леви-Стросса. Р.Барт и его

метод структурного анализа социальной жизни. Когнитивная модель

обработки дискурсов Т.ван Дейка. Семиотическая модель коммуникации

Ю. Лотмана. Структуралистскя концепция А.Пятигорского и проблемы

создания текста в коммуникативной ситуации.

4.3. Постструктурные модели анализа коммуникативных процессов.. 76

Рассмотрение социальных явлений и проблем через призму структурно-

лингвистического анализа. Ж. Деррида и его идеи о системе языка.

Проблемы создания и преобразования дискурсов в творчестве М. Фуко.

Его концепция о взаимосвязи знания и социальных явлений.

 

Глава 5. Критическая традиция анализа массовой коммуникации..84

Критические концепции Франкфуртской школы: проблематика

культуры и массовой коммуникации……………………………….. 84

Концепция индустрии культуры М. Хоркхаймера и Т. Адорно и её

значение для становления современной теории коммуникации.

Критическая оценка роли СМК в теории Г.Маркузе. Теория

коммуникативного действия Ю. Хабермаса как широкомасштабное

видение современного социума. «Формально-прагматический дискурс»

как социально обусловленная единица коммуникации и его роль в

контексте теории Ю. Хабермаса.

Постмодернистское видение коммуникативных процессов

современного обществ……………………………………………… 90

Умеренная постмодернистская социальная теория Ф. Джеймса и его

качественные характеристики общества постмодерна. Радикальная

постмодернистская концепция Ж. Бодрийярда и культура смерти

современного социума.

 

Глава 6. Психоаналитические концепции формирования и развития массового сознания. Психология массовой коммуникации………..107

Психолого-теоретические концепции формирования массового

Сознания: западноевропейская и русская традиция. История

вопроса………………………………………………………………… 108

Становление и развитие макросоциального уровня исследования

исторической деятельности масс. Психология народов Х.Штейнталя и

М.Лоцаруса. Учение В. Вундта о влиянии культуры и её продуктов на

становление и развитие психической жизни различных народов.

Психологическое обоснование исторической деятельности масс в

концепциях французских ученых Г. Ле Бона и Г. Тарда. Метод

психоанализа и психология толпы З. Фрейда. Психолого-теоретические

концепции формирования массового сознания русских ученых

Н. Михайловского и Н. Кареева. Коллективная рефлексология

В. Бехтерева и её значение для анализа психики масс.

 

6. 2. Социально-психологический механизм действия массового

сознания……………………………………………………………… 120

Психоаналитическая теория массового сознания: основные

теоретические положения. Механизм действия массового сознания

и его психологическая интерпретация. Психологическая интерпретация

действия процессов подражания и внушения в психоаналитической

теории и её значение для изучения массового сознания. Соотношение

двух психических явлений: массы и вождя.

Предисловие

Учебное пособие «Теория коммуникации: основные направления и концепции» подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 350400 – «Связи с общественностью» (цикл ОПД.Ф.11). Оно предполагает изучение основ теории коммуникации и содержит необходимый объем знаний, касающихся анализа различных подходов, научных школ, направлений, концепций, раскрывающих сущность, природу, основные принципы функционирования и развития коммуникации как социального феномена современного общества и создающих почву для разработки теории коммуникации.

Анализ различных направлений и концепций, имеющих, прежде всего социологическую, социально-психологическую, лингвистическую и социально-философскую природу, составляет центральное звено знаний базового курса «Основы теории коммуникации», который занимает одно из ключевых положений в подготовке специалистов по связям с общественностью и является составным элементом гуманитарного образования.

При подготовке данного учебного пособия широко использовались материалы прошлых и современных источников, созданных целым рядом известных зарубежных и отечественных авторов, и представляющих собой монографии, научные статьи, хрестоматийные материалы и другие материалы, раскрывающие целый спектр социологических, структурно-лингвистических, социально-психологических, социально-философских подходов к раскрытию природы и сущности социального феномена коммуникации.

Данное учебное пособие, адресованное студентам, может быть также интересно преподавателям целого ряда гуманитарных дисциплин.

И общества.

Основные выводы.

Обобщая ход мыслей, характеризующий структурно-функциональное направление и его вклад в развитие теории коммуникации можно прийти к следующим основным выводам:

1. Разрабатывается аналитический инструментарий для изучения объективного мира, непреложным элементом которого является коммуникативное поле. Главным теоретико-методологическим принципом данного анализа становиться системный взгляд на природную и социальную реальность, которая рассматривается в качестве сложноорганизованной и развивающейся системы, наделенной свойствами упорядоченности и независимости, статичности и динамической изменчивости её составных частей.

2. А мериканские социологи дают ей не только структурную, но и функциональную характеристику, определяя ряд функциональных параметров социальной системы, куда они относят функцию адаптации, функцию целедостижения, функцию интеграции и латентную функцию. К тому же в рамках структурно-функционального анализа разрабатывается теорию функций в целом и основной её категориальный аппарат, созданный специально для анализа социальной реальности, где определяются такие основополагающие понятия данной теории как функция, дисфункция, явная и латентная функции, нефункциональные последствия.

3. В рамках структурно-функционального анализа массовой коммуникации разрабатывались конкретные коммуникативные модели, открывающие природу и механизм действия коммуникативных процессов. Первые коммуникативные модели носили линейный характер (модель Г.Лассуэлла, шумовая модель К.Шеннона и В. Уивера), другие имели динамический характер с обратной связью (модель Н. Винера, модель с обратной связью Б.Вестли и М. Мак-Лейна). Несколько позднее канадский теоретик коммуникации Герберт М. Маклюэн утверждал, что современная массовая коммуникация является по преимуществу визуальной коммуникацией и канал передачи информации во многом предопределяет и само сообщение, в связи с этим необходимо сделать средства массовой информации отдельными объектами исследования, вне зависимости от их содержания. Он предложил также изучать массовую культуру в её собственных терминах и формах подачи материала, а основной формой считать коллаж или, в терминах Г. Маклюэна, мозаику. Анализируя развитии мировой цивилизационной культуры, он пришел к выводу, что в своем развитии она проходит три основных этапа: 1) первобытную дописьменную культуру с устными формами связи и передачи информации; 2) письменно-печатную культуру («галактику Гутенберга»), которую охарактеризовал, используя такие термины как дидактизм, национализм и индивидуализм; 3) эпоха «глобальной деревни», где на новой электронной основе шло возрождение естественного аудиовизуального, многомерного восприятия мира и коллективности.

Вопросы

1. Кто заложил фундаментальные теоретические основы структурного видения общества?

2. Какие основные теоретические допущения определяют основы структурного видения социума?

3. Кто разрабатывает теорию функций и основной её категориальный аппарат?

4. Как Р. Мертон определяет понятия функции и дисфункции?

5. Что представляют собой, по мнению Р. Мертона, понятия явной и латентной функции?

6. Что означает в контексте теории функций Р. Мертона понятие нонфункции?

7. Какие прикладные модели, объясняющие коммуникативные процессы, были разработаны в рамках структурно-функционального направления социологии?

8. Какие линейные коммуникативные модели были созданы в контексте структурного функционализма, кто является их авторами и как они характеризуются?

9. Что представляет собой коммуникативная модель с обратной связью, кто является её авторами и каков механизм её действия?

10. Какие основные функции, по мнению структурных функционалистов, выполняет массовая коммуникация в современном обществе?

11. Какие основные понятия термодинамики были использованы Н.Винером для объяснения основных принципов функционирования и развития как социальной системы в целом, так и её специфических составляющих, в частности коммуникативной подсистемы?

Литература

1. Винер Н. Кибернетика и общество. – М., изд-во Иностранной литературы, 1958.

2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

3. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., УРСС, 1999.

4. Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М., Академический проект, 2002.

5. Парсонс Т. Система координат действия и общая иеория действия: культура, личность и место социальных систем. /В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М., Изд-во МГУ, 1994.

6. Westly B. & MakLean M. Conceptual Model for Mass Communication Research. //Jornalism Quarterly. 1957. № 34.

Р.Фишера и У. Юри.

Вопросы

1. В рамках какого научного направления берет свое начало теория конфликтов и кто является её создателями?

2. Как в контексте теории конфликтов трактуется основополагающее понятие «конфликта»?

3. Какие основные структурные элементы составляют сложную взаимосвязанную структуру конфликта?

4. Какие основные функции призван выполнять конфликт в социальной действительности?

5. Почему изучение феномена беспорядка и конфликтного противоборства так важно в контексте анализа социальных систем?

6. Всегда ли конфликт имеет дисфункциональную природу и, если нет, то почему?

7. Какая конфликтологическая модель коммуникативных процессов была разработана в рамках структурно-функционального подхода и, какими авторами?

8. Какие три уровня разрешения конфликтной ситуации предлагаются в контексте конфликтологической модели коммуникативных процессов?

9. Что представляет собой концепция эффективной системы разрешения конфликта?

10. Какие основные принципы лежат в основе специализированного

метода ведения переговорного процесса?

Литература

1. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. – М., изд-во РОССПЭН, 2002.

2. Здравомыслов А.Г.Социология конфликта. - М., Аспект-Пресс, 1996.

3. Козер Л. Функции социальных конфликтов. - М., Идея Пресс, 2000.

4. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., Наука, 1992.

5. Шарков Ф.И. «Современные маркетинговые коммуникации». Словарь-справочник. - М., Альфа-Пресс, 2006.

 

Межличностной коммуникации.

Т.Ньюкомба и Л. Фестингера.

Основные выводы

1. Характеризуя теоретическое направление символического интеракционазма, необходимо отметить факт изучения и детальной разработки механизма социального взаимодействия, в условиях которого происходит формирование и развитие личности, её языковой системы, послужившей фундаментальной базой появления мыслительной деятельности индивида и общества в целом. Деятельность сознания, разума,мыслительные процессы в трактовке основоположника данного теоретического направления Дж. Г. Мида,определяемые как социально обусловленные процессы, приобретают статус одного из важнейших факторов коммуникативного процесса. Другим его фактором является формирование и развитие личности. Именно личность, с её способностью познавать окружающий мир, накапливать, обрабатывать, хранить и передавать все возрастающий поток информации играет заглавную роль в глобальном коммуникативном процессе. Самым значимым и важным способом и основным путем соединения объективной действительности с самим человеком является человеческий язык. Это означает, что человек большей частью живет в символическом мире, где он может сохранять дистанциюотносительно объектов, которые его окру­жают.

2. Важно увидеть, возрастающее значение социальности в контексте символического интеракционизма. Создавая свою знаменитую теорию зеркального «Я», Ч. Х. Кули приходит к выводу, что общество, социальные группы и индивида необходимо рассматривать как единый живой организм, в процессе становления и развития которого огромную роль играют коммуникационные процессы, осуществляемые на межличностном уровне. «Зеркального «Я» теория, объясняя механизм формирования и развития живого организма, прежде всего, индивида, базируется на трех основных положения: чувственного или инстинктивного Я, социального Я и «зеркального или отраженного» Я. Две последние составляющие личности (в терминологии американского мыслителя социальное и зеркальное Я) имеют социальную природу. И именно она является основой, как самой личности, так и общества в целом. Сама личность становится результатом этой социальности. Она обретает самосознание, созна­тельную базу действий, с которой она может соотносить свой опыт. Благодаря этому он может строитьсвою жизнь как связ­ную систему. В этом во многом коренится созидательная сила человека.

3. Необходимо понять, что рациональность подчинена социальным и матери­альным условиям,которые царят в мире человека. Отдельный человек никоим образом не свободен в абсолютном смысле, на­оборот, по сути, он связан условиями, которые выставляют дру­гие. Даже в мыслях он больше не может представить себе, что мир имеет какой-либо смысл без участия других. Подтверждение данного вывода мы находим в социально-драматургической теории И.Гофмана, где все коммуникативные процессы современного социума реализуются на межиндивидуальном уровне коммуникации. В контексте данной теории коммуникативный акт предстает в качестве драматургической постановки, которая разворачивает свое действие на сцене социальной жизни, а наиболее значительными и влиятельными её элементами являются актер или несколько актеров, одновременно занятых в такой социальной постановке, и публика, наблюдающая за разворачиванием драматического действия (т.е. участники коммуникативных процессов).

4. Необходимо обратить внимание на идею рассмотрения коммуникации как способа деятельности для достижения согласия. В трактовке символического интеракционизма коммуникация предстает как специфический способ действия, который облегчает взаимное приспособление поведения людей в процессе их многообразной деятельности. Концепции, созданные такими интересными американскими учеными-психологами как Т. Шибутани, Т. Ньюкомб и Л. Фестингер, раскрывают механизм формирования и развития коммуникационных процессов через достижение определенной степени согласия между участниками коммуникативного процесса. Они также определяют необходимые условия протекания нормального согласованного коммуникативного процесса, обращают внимание на когнитивные системы, различающиеся по своей сложности, согласованности и взаимосвязанности и играющие основополагающую роль в осуществлении коммуникации, устанавливают «защитные механизмы », а такжепомогают индивиду избавиться от дискомфортного для него противоречия и достичь согласия.

 

Вопросы

1. Почему символический интеракционизм является одним из источников

теории коммуникации?

2. Кто является главным идеологом такого теоретического направления

как символический интеракционизм и какие проблемы он изучал?

3. Как Дж.Г. Мид в контексте своей теории объясняет механизм действия

процесса коммуникации?

4. Какие основные понятия разрабатывает Дж. Г. Мид для объяснения

процесса коммуникации и как он их интерпретирует?

5. Почему концепция «зеркального «Я» Ч.Х. Кули играет особую роль в

развитии символического интеракционизма?

6. Какие основные составляющие образуют «Я» - концепцию» Ч.Х. Кули

и как они характеризуются автором?

7. Как Ч.Х. Кули интерпретирует три основных момента, определяющих «отраженное» или «зеркальное Я»?

8. Какую роль в общей теории коммуникации играет социально-драматургическая концепция И.Гофмана?

9. Как понимает социальное «Я» И.Гофман в контексте своей социально-драматургической концепции?

10. Какие понятия еще разрабатывает И.Гофман для анализа процессов

межличностной коммуникации в социуме и какую роль они играют в

данной теории?

 

Литература

1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.,

КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

2. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М., Идея

Пресс, 2000.

3. Мид Дж.Г. От жеста к символу. В сб.: Американская социологическая

мысль: Тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. - М., Изд-во МГУ, 1994.

4. Мид Дж.Г. Интернализованные другие и самость. В сб.: Американская

социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. - М.,

Изд-во МГУ, 1994.

5. Мид Дж.Г. Аз и Я. В сб.: Американская социологическая мысль:

Тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. - М., Изд-во МГУ, 1994.

7. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПБ., Ювента, 1999.

6. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д., изд-во «Феникс»,

1998.

Проблем коммуникации.

Контекст Контакт

 

Контекст сдвиг контекста

Код 1 код 2

 

Коммуникативная система «Я – ОН», приходит к выводу ученый, обеспечивает лишь передачу некоторого константного (постоянного) объема информации. Так строит свой информа­ционный потоксегодняшний современный человек - он наращивает число текстов. В этом случае информациявырабатывается где-то на стороне и в констант­ном объеме передается получателю. Ю. Лотман объясняет данный процесс как получение извне информации (набор текстов) и перемещение её в пространстве.

Второй тип коммуникации «Я – Я» строится иначе: извне получается лишь определенная часть информации, которая, как пишет сам Ю. Лотман «играет роль возбудителя, вызывающего возрастание информации внутри сознания получателя»[67]. В данном случае имеется в виду чтение и размышление над прочитанным и перемещение информация во времени. Например: в прошлом человек мог всю жизнь читать од­ну книгу («Библию»). Почему так могло произойти? Потому что человек средневекового общества, как считал Ю.М. Лотман, был лишь поставлен в благоприятные условия, которые позволяли ему прислушаться к самому себе. Он являлся не только слушателем, но и становился тво­рцомданного текста, а лучше сказать его сотворцом. С этим и связано то обстоятельство, что столь каноническая система (например, как Библия) не теряет способности быть информационно активной. Таким образом, в условиях действия системы «Я – Я» происходит качественная трансформации сообщения, идет приращение качественно новой информации, что может привести к перестройке самого «Я». [68]

Вопросы

1. Какое влияние оказал структурализм на становление и развитие теории коммуникации?

2. Какие основные этапы в своем развитии проходит структурно-лингвистическое направление теории коммуникации?

3. Кто являются основоположниками классического структурализма и какой вклад они внесли в его развитие?

4. Какие основные теоретические положения определяют фонологический метод изучения лингвистических явлений?

5. Какую классическую схему речевой коммуникации разрабатывает Р.О.Якобсон и какие основные факторы определяют её существование и действие?

6. Что представляет собой антропологическая модель коммуникации и кто является её создателем?

7. Как обосновывает возможность использования структурного метода для изучения всей социальной реальности Р. Барт?

8. Какие основные когнитивные принципы обработки текстово-речевых материалов или дискурсов обосновывает в своей концепции Т. ван Дейк?

9. Какими основными типами коммуникативных процессов, по мнению Ю.М.Лотмана, описывается семиотическая модель коммуникации и какую характеристику дает им сам автор?

10. Какую роль автокоммуникация играет в современной культуре и что она собой представляет?

11. Что представляет собой текстовая модель коммуникации, которую разрабатывает А. Пятигорский?

12. В творчестве каких современных французских социологов наиболее ярко представлено такое направление современной структурной лингвистики как постструктурализ?

13. Каковы представления о коммуникативных процессах современного общества Ж.Деррида?

14. Почему проблемы создания и преобразования дискурсивных образований так интересуют М. Фуко?

Литература

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., Прогресс, Универс, 1994.

2. Барт Р. Основы семиологии.// Структурализм: за и против. - М., 1975.

3. Барт Р. Мифологии. – М., изд-во им. Собашниковых, 1996.

4. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникации. - М., Прогресс, 1989.

5. Грицанов А.А., Абушенко В.Л. Мишель Фуко. - М., Книжный дом, 2008.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология.

7. Леви-Строс К. Структура и форма // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. - М., 1985.

8. Лотман Ю.М. Семиотика культуры. - СПб.,

9. Пятигорский А.М. Избранные труды. - М., 1996.

10. Пятигорский А. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. - М., 1996.

11. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - М.: АСТ.: АСТ МОСКВА, 2010.

12. Фуко М. Инаугурационная лекция в Коллеж де Франс. 2 дек. 1970 г.

13. Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М., 1996.

14. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структура­лизм: «за» и «против». - М., 1975.

Вопросы

1. Почему критическая традиция анализа массовой коммуникации, разработанная Франкфуртской научной школой, внесла огромный вклад в развитие теории коммуникации?

2. Кто является наиболее яркими представителями критической философии Франкфуртской научной школы?

3. Что представляет собой концепция индустрии культуры М.Хоркхаймера и Т.Адорно и какое значение она имеет для развития теории коммуникации?

4. Почему в современном обществе материалы культуры теряют свою критическую функцию?

5. Почему массовая культурная продукция начинает выполнять функцию ложного сознания в современном социуме?

6. Какими характерными чертами обладает культурная продукция в современном массовом обществе?

7. Как интерпретируются взаимоотношения средств массовой коммуникации и их аудитория в контексте критической философии Франкфуртской научной школы?

8. Что представляет собой понятие «формально-прагматического дискурса» в контексте критического подхода к анализу массовой коммуникации и кто является её автором?

9. В чем состоит и как интерпретируется роль «формально-прагматического дискурса» в условиях коммуникативных процессов современного общества?

10. Почему феномен «консенсуса» играет столь важную роль в концепции коммуникативного действия Ю.Хабермаса и какие основные функции он призван выполнять в современном обществе?

11. Что представляет собой постмодернистский подход к анализу массовой коммуникации и кто является его авторами?

12. Какими основными чертами, по мнение автора умеренной постмодернистский теории Ф. Джеймсона, обладает постмодернистское общество?

13. Что представляет собой концепция Ж. Бодрийяра и какими основными чертами, по его мнению, обладает социальная действительность общества постмодерна?

14. Почему автор радикальной постмодернистской концепции Ж. Бодрийяр рассматривает современное обществокак «культуру смерти»?

Литература

1. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские

фрагменты. – М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997.

2. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.

- СПб., Наука, 2000.

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросовет. 2000.

4. Бодрийяр Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.

5. Джеймсон Ф. Постмодернизм и общество потребления. //Логос.

2000. № 4. – С.63-77.

6. Маркузк Г. Одномерный человек. //В кн.: Американская

социологическая мысль. Тексты. /Под ред. Добренькова В.И. – М.:

Изд-во МГУ, 1994. – С. 139-146.

Вопросы

1. Какиесоциальные явления становятся объектом исследования на первом этапе формирования социально-психологической теории и кто является автором такой науки как «психология народов»?

2. Какие основные психические проблемы были поставлены в центр изучения на следующем этапе становления и развития социальной психологии и кто является автором данных идей?

3. Кто из русских ученых занимался изучением проблем психологического обоснования исторической деятельности масс?

4. Кто из русских ученых является основателем коллективной рефлексологии и что становится объектом исследования данной концепции?

5. В чем состоит сущность и содержание социально-психологического механизма действия массового сознания и какие основные психические процессы лежат в основе его действия?

6. Что становится объективной основой формирования специфических качеств и свойств, присущих психике больших скоплений людей?

7. Почему психические процессы внушения и заражения становятся еще одним фактором, определяющим объективную основу возникновения специфических свойств, присущих массе людей или толпе?

8. Какой еще один социально-психологический процесс является определяющим фактором специфических качеств и свойств людей, составляющих массу или попадающих в толпу?

9. Как описывают механизм взаимодействия двух психических явлений – массы и вождя – ученые, которые занимались изучением данной проблематики?

10. В чем состоит историческое предназначение лидера, вождя, мессии, по мнению ученых, занимавшихся анализом проблем соотношения таких социальных явлений как масса и ее герой и, какова роль личности в истории развитии общества?

Литература

  1. Бехтерев В.М. «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки». – СПб., 1911.
  2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., Наука. 1994.
  3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 2001.
  4. Вундт В. Проблемы психологии народов. //В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. Под ред. Добренькова В.И. – М., издание МУБиУ, 1996.
  5. Зиммель Г. Социальная дифференциация. - М., 1909.
  6. Кареев Н.И. «Социальная психология». Ст. в Энциклопедическом словаре. Брокгауза Ф.А. и Эфрона И.А. Т. XXXI. – СПб., 1900.
  7. Ле Бон Г. «Психология народов и рас». //В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. Под ред. Добренькова В.И. – М., издание МУБиУ, 1996.
  8. Ле Бон Г. «Психология народов и масс». – СПб., 1896.
  9. Михайловский Н.К. «Герои и толпа». //Отечественные записки. Т. CCLX, № 1, Т. CCLVIII, № 2, № 5, 1882.
  10. Московичи С. «Век толп». - М, 1996.
  11. Московичи С. Машина, творящая богов. - М., «Центр психологии и

психотерапии», 1998.

  1. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных

лет. - М., Наука, 1994.

  1. Тард Г. «Законы подражания». - СПб., 1892.
  2. Фрейд З. «Психология масс и анализ человеческого «я». – П., 1921.
  3. Фрейд З. «Будущность одной цивилизации». - М-Л., 1930.

[1] Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. – С. 416-417.

[2] Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. – С. 417.

[3] См.: Парсонс Т. Система координат действия и общая теория действия: культура, личность и место

социальных систем. //В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.

- М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 448-450, 464-468.

[4] Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. - С.652.

[5] Там же.

[6] Там же, с. 654.

[7] См.: Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. - С. 660-661.

[8] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

- С. 146.

[9] См.: там же.

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] См.: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ,

2006. - С. 146.

[13]Lasswell H.D. The structure and function of communication in society. In Bryson (ed.) The Communication in

Ideas. N.Y., Harper and Brothers, 1948. // Цит. по: Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном

мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 1999. - С. 131.

[14] См.: Lasswell H.D. The structure and function of communication in society. In Bryson (ed.) The Communication

in Ideas. N.Y., Harper and Brothers, 1948. // Цит. по: Назаров М.М. Массовая коммуникация в

современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 1999. - С. 132.

[15] См.: The Mathematical Theory of Communication. Copyright 1949, 1977 by the Board of Tristees of the

University of Illinois Press.

[16] См.: Винер Н. Кибернетика и общество. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1958.

[17] См.: Философская энциклопедия. В 5-ти томах. Т.5. - М.: Советская Энциклопедия. 1970. - С. 565.

[18] См.: Винер Н. Кибернетика и общество. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1958. - С. 71.

[19] См.: Westly B. & MakLean M. Conceptual Model for Mass Communication Research. //Jornalism Quarterly.

1957. № 34.

[20] См.: Шарков Ф.И. Современные меркетинговые коммуникации. Словарь-спр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.166 с.)