Авторитарная теория массовой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторитарная теория массовой коммуникации



Социология — Вопросы.

Авторитарная теория массовой коммуникации

Термин «авторитарная теория», данный Сибертом, остается уместным и сейчас, так как означает, прежде всего, наличие социально-политических условий для деятельности прессы в период ее становления, в основном в монархических государствах, где пресса находилась под контролем государства и подчинялась интересам правящего класса. Этот термин также используется для описания нынешнего положения медиа, начиная с того, что от них ждут поддержки и нейтралитета в отношении правительства и государства, и заканчивая тем, что прессу намеренно и активно используют в качестве инструмента репрессивной государственной власти.

Общим для всех случаев проявления этой теории является отсутствие всякой подлинной независимости журналистов и их подчинение (в конечном итоге с применением силы) государственной власти. Авторитарная теория оправдывает предварительную цензуру и наказание за отклонение от установленных сверху способов освещения прежде всего политических вопросов или любых других, имеющих явный политический оттенок. Об авторитаризме в области масс-медиа свидетельствуют соответствующие законы, прямой контроль государства за производством, навязывание журналистам правил поведения, использование налогов и других форм экономических санкций, регулирование импорта зарубежных медиа, право государства назначать редакционный персонал, запрет на публикацию и т.д.

Черты авторитарной теории четко видны в додемократических обществах и в обществах откровенно диктаторских или репрессивных. Однако было бы неверно не замечать авторитарные тенденции в отношении медиа в обществах, которые в целом не являются тоталитарными. В некоторых случаях авторитаризм действительно выражает волю народа, и во всех обществах возникают ситуации, когда свобода прессы вступает в конфликт с интересами государства или общества, например во время угрозы террористического акта или войны.

Аккультурация и ее формы.

Аккультурация - процесс и результат взаимного взлияния разных культур, при котором представители однйо культуры (рецепиенты), принимают нормы, обычаи, традиции другой.

Ассимиляция - Форма аккультурации, при которой человек полностью принимает нормы и традиции другой культуры, отказываясь от своих (национальных).

Сепарация - отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей собственной

Представители недоминантной группы, как правило, предпочитают находится в изоляции от доминантной.

маргинализация - потеря идентичности с собственной культурой

Сегрегация предоплягает изоляцию представителей не доминантной группы на которой выступают представители титульной массы.

Интерграция - гармоничная идентификация со старой и новой культурой

Результаты аккультурации:

Психологическая адаптация - представляет собою достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры

Социо - культурная заключается в умении свободно ориентироватся в новой культуре, пробблемах нового общества, эффективно рещать проффесиональные и бытовые проблемы

Економическая адаптация - подразумевает под собою проффесиональную реализацию

Групповое принятие решений

Осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура группового принятие решений предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая групповому принятию решений. В отдельных случаях групповое принятие решений используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях. От группового принятия решений следует отличать переход от индивидуальных решений к групповым без взаимодействия участников. Экспериментальное изучение процесса группового принятия решений было начато К. Левином, рассматривавшим влияние групповой дискуссии на характер принимаемых решений. В рамках этого направления были установлены феномены сдвига к риску и групповой поляризации, свидетельствующие о том, что групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия. Имеются данные о более высоком качестве групповых решений по сравнению с индивидуальными. В то же время отмечается, что в процессе дискуссии могут возникать некоторые деформации (в частности, сдвиг к риску), снижающие качество групповых решений.

Мишени

В рамках этого в соответствии со своими намерениями манипулятор должен осознать, какого рода воздействие он собирается осуществить в том или ином случае, а для этого точно выбрать мишень воздействия, т.е. — те психические структуры адресата, на которые он оказывает влияние. Такими мишенями воздействия являются:

потребности, интересы, склонности;

мировоззрение, убеждение, верования;

знания о мире вещей, о людях, явлениях и отношениях;

способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация;

психические состояния, чувства и эмоции.

 

Для этого нужно знать адресата воздействия: то, что может оказать воздействие на одного адресата, с другими не сработает. Выбор мишеней воздействия предполагает сбор информации об адресате воздействия.

 

Источники

Можно выделить три источника информации о существовании манипуляции.

1. Позиция манипулятора. Каждый человек многократно побывал в ней: то как ребенок, вьющий веревки из взрослых, то как родитель, загоняющий ребенка в позицию виноватого, то как поклонник, добивающийся внимания к себе со стороны объекта обожания, то как покупатель, ищущий благосклонности продавца, то как подчиненный, избегающий ответственности за упущения в работе.

2. Позиция жертвы манипуляции. Достаточно поменять отмеченные выше ролевые пары — и мы готовы вспомнить ситуации, когда вскрывалась неискренность наших партнеров, когда мы чувствовали досаду за то, что попались на чью-то удочку: проговорились, предложили, пообещали, согласились, сделали, а потом выяснилось, что жалобы были разыграны, обещания — двусмысленны, дружелюбие — поверхностным, а квалификация — дутой. И оказывалось, что все действия наших партнеров были направлены лишь на достижение необходимой им цели, о которой они по каким-то своим соображениям нам не сообщили.

3.Позиция внешнего наблюдателя. Человеку, не вовлеченному в манипулятивное взаимодействие, приходится заниматься реконструкцией его деталей и характера: восстанавливать недостающие звенья, домысливать за участников. На помощь приходит собственный опыт. С одной стороны, наблюдателю самому приходилось манипулировать, этот опыт позволяет действия других интерпретировать как манипулятивные. С другой стороны, опыт жертвы манипуляции делает нас более чувствительным к манипулятивным попыткам. Задача сильно упрощается, если нам известны намерения инициатора манипуляции со слов ли его самого или по информации, которую дают нам авторы художественных произведений (литература, кино).

Документная коммуникация

Метод «Мозгового штурма»

Прямая "мозговая атака" является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Обратная "мозговая атака" предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся.

Правила для участников

• критикуется, обсуждается и оценивается каждая идея по критериям:

• критика излагается лаконично, позитивно.

• выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу;

• продолжительность выступления — 15-20 мин;

• желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке.

Обратная "мозговая атака" может быть проведена сразу после прямой, когда после коллективного генерирования идей формируются контридеи.

Метод ключевых вопросов

Метод целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы.

Известно, что еще в Древнем Риме политикам рекомендовалось для сбора более полной информации о событии ставить перед собой ряд вопросов и отвечать на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Принципиальные требования к использованию метода.

Проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами необходимо снижать Проблемность задачи до оптимального уровня или снижать неопределенность проблемы. Дробление информации. С помощью вопросов постараться разделить проблему на подпроблемы. Целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.

Метод ассоциаций

Основан на использовании в творческом процессе ассоциаций, метафор и случайно выбранных понятий.

Между любыми двумя разными понятиями можно осуществить логическую связь, т.е. переход в 4-5 этапов.

«Древесина» – «мяч», «Древесина» – «лес», «лес» - «поле», «поле» – «футбольное», «футбольный» – «мяч». В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.

Метод аналогий (эмпатии)

В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например в области техники.

Виды аналогий:

Прямая – находится в биологических системах (Георг де Местраль – изобрел застежку липучку – аналог репейника, вертолет – аналог стрекозы).

Символическая (абстрактная) аналогия – это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого. Необходимо отрешиться от словесного описания задачи и создать ее зрительный образ.

Фантастическая аналогия – позволяет представить вещи в новой ипостаси, которую они не имеют или не получают (дельфины для охраны ВМФ баз, голуби для точного наведения ракет).

Личная аналогия – отождествляем себя с чем-либо или кем-либо. ЛПР должен поставить себя на место изучаемой проблемы.

Метод инверсии

Инверсия - изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая, замена динамики статикой и наоборот.

Классический пример инверсии – изобретение ракеты. К. Циолковский думал, что придумал пушку, но летающую.

Метод Дельфи

Метод представляет собой многоуровневую процедуру анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим изолированно друг от друга. Экспертам предлагаются вопросы и формулировки ответов без аргументации. Например, в ответах могут быть числовые оценки параметров. Полученные оценки обрабатываются в целях получения средней и крайних оценок. Экспертам сообщаются результаты обработки первого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует.

В дальнейшем (во втором туре) эксперты изменяют свою оценку, объясняя причины корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются экспертам. При отклонениях оценок от среднего значения эксперты комментируют их. Туры повторяются, пока оценки не станут стабильными.

При опросе сохраняется анонимность ответов экс­пертов, что исключает конформизм (подавление одного мнения другим, более авторитетным).

Метод 635

• Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную проблему. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению проблемы (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу.

• Последний принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.

Условия: рекомендуемое количество участников — 6. Время на ротационную фазу может увеличиваться на последующих фазах. Метод позволяет получить до 108 (6х3х6) предложений.

Метод синектики

Синектика (греч.) – совмещение разнородных элементов.

Метод синектики заключается в получении наиболее оригинальных идей за счет обучения участников использованию в процессе «мозговой атаки» методов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.

Условия и требования:

• проблема формулируется в общем (образном) виде;

• обсуждение следует начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;

• не рекомендуется останавливаться на одной, даже оригинальной идее решения;

• при затруднениях в решении проблемы следует вернуться к анализу ситуации, в которой возникла проблема;

• выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников;

Этнические общности

Этническая общность-вид устойчивого социального группировки людей, которое сложилось исторически, может быть представлен родом, племенем, народностью, нацией; термин "этническая общность" близок понятию "народ" в этнографическом смысле. Понятие Этнос охватывает все типы этнических общностей.

Главным этническим определителем нужно считать этническое самосознание, которое рассматривается как осознание членами каждого этноса своей принадлежности к определенной этнической общности, основанной на общности языка, культуры, исторической судьбы, признании особых черт.

Эволюционисты создали теорию развития этнических общностей, где началом была семья я. Более обширным слиянием был род - исторически первые социальные общности людей, природные кровнородственных объединения. Роды объединялись в определенные племена, связаны не только кровным родством, но и верой. Объединение кланов составляло племя. Племена - более высокая форма организации, в процессе культурного развития объединялись в народности, а те - на высших стадиях развития экономических, политических и иных связей - превращались в нации. Рассмотрим лишь основные общности.

"Народ" - термин многозначен. На языке политических наук "народом" называют трудящиеся слои, классы города и села. На языке социальных наук - это общности, в этнической иерархии стоят между нацией и племенем. Они устойчивым образом связаны с территорией, имеют свой язык, культуру, систему властей, политический строй. Народ - это культурно-историческая общность людей. Этот термин может быть синонимом коренного этноса страны или синонимом распространенного по миру этноса. В обществоведческой литературе немало путаницы в отношении этой категории, поэтому ее не всегда корректно используют (применяют) как на этнологическом, так и на политическом уровне. Фактически народ - это все население определенной страны или государства.

"Нация" рассматривается как этническая и политическая категории. Нация - это и своеобразный степень развития культуры. Это - устойчивая общность людей, исторически возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в общности культуры. Нации возникали в период зарождения капитализма, когда формировались политические организации, внутренний рынок, культура, хозяйственный уклад. Они многочисленнее за народности. На основе единой территории, языка, культуры и экономики сформировался единый национальный характер и психологические особенности.

Законы теории коммуникации

Конечная цель исследования коммуникации — выявление и фор­мулирование ее законов. Специфика законов, формулируемых тео­рией коммуникации определяется ее предметом и ха­рактеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Она заключается в следующем:

а) законы коммуникации носят объективный характер. Объективность обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов и дейст­вий людей;

б) законы отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях.;

в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому ос­нованные на статистических фактах, определенным образом изме­ренных и организованных);

г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами— экономическими, психологическими, технически­ми и пр;

д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий.

Эти законы условия гласят:

1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следова­тельно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникацион­ного взаимодействия (источник и приемник, оратор и слушатель);

2) Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует.;

4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и прием­ника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи;

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем.

14. Связь теорий коммуникации с другими научными дисциплинами

1. Философия – рассматривает коммуникации, как универсальное свойство материи, которое появляется на всех уровня организации живой и неживой природы, основой которой выступают отражения.

Отражение – всеобщее свойство материи, которое проявляется в способности материальной системы воспроизводить особенности отражаемого объекта или процесса в форме изменения собственной определенности.

2. Психология – рассматривает проблемы коммуникации, возникшие при общении людей и групп; выделяет виды коммуникаций и особенности их восприятия.

3. Социология – коммуникации между различными типами социальных субъектов, а так же внутри их (классы, нации, этнос, общество - субъекты).

4. Лингвистика - проблемы вербальной коммуникации, возникновение языка и речи.

5. Политология – обмен информацией между субъектами политической деятельности и властными структурами.

6. Культурология – трансляция культурных ценностей из поколения в поколение, по средствам механизма опредмечивания и распредмечивания.

7. Биология – изучает особенности коммуникации представителей животного мира

8. Этология – технические науки развития технических средств передачи информации.

Информационная война

Информационная война — термин, имеющий два значения:

1) Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации.

В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.[2]

2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

 

Коммуникационные барьеры

Коммуникативный барьер обычно это всё то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В. Шепель выделяет 6 наиболее явных барьеров:

♦ дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

♦ инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами; ♦ антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

♦языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

♦ профессиональное неприятие - некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

♦ неприятие имиджа коммуникатора.

В литературе по психологии принято выделять 4 типа барьеров:

♦ фонетический - невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;

♦ семантический — различие в системах значений слов;

♦ стилистический - несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

♦ логический сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

В теории коммуникации в качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Культурный шок.

Культурный шок - стресогенное воздействие новой культуры на человека. Понятие было введено в 1960г. Карлом Обергом

Проявления культурного шока:

· Излишнее напряжение в следствие усилий, прилагаемых для психологической адаптации

· Чувство потери: друзей, работы, семьи

· Чувство отвержения, которое может перерасти в отрицание новой культуры.

· Нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации

· Ощущение собсвтенной неполноценности

· Тревога или повышеный уровень тревожности

Основные понятия курса. Уровни и функции коммуникации.

Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и ‘прикреплены’ к ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:

1. эмотивная

2. конативная

3. референтивная

4. поэтическая

5. фатическая

6. метаязыковая.

Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.

Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую на-род) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).

Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая другие разновидностью основных.

Уровни коммуникации:

1. Внешние - коммуникации между организациями и средой (например, с потребителями – через рекламу; с государственными органами – письменные отчёты, информация по финансовым вопросам и другие сведения).

 

2. Формальные – определяются политикой, правилами, должностными инструкциями и осуществляются по формальным каналам. Делятся на:

· Вертикальные. Информация передается с одного уровня на другой. В свою очередь вертикальные коммуникации подразделяются на восходящие и нисходящие.

· Горизонтальные. Осуществляются между подразделениями. Предназначаются для координации их деятельности.

 

3. Неформальные. Не следуют общим правилам организации и осуществляются по неформальным каналам, существующим в силу личных отношений между членами организации.

 

Канал распространения слухов.

4. Вербальные (с использованием слов) и невербальные (без использования слов).

 

5. Межличностные. Осуществляются путем передачи идей, фактов, намеков, ощущений, восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому с целью получить в ответ желаемую реакцию.

Понятие групповой динамики.

Групповая динамика — процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин.

Курт Левин ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе. Групповая динамика по его мнению должна рассматривать вопросы связанные с природой групп, закономерностях их развития и совершенствования, взаимодействия групп с индивидами, другими группами и институциональными образованиями. В 1945 г. Левин основал Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте.

Дисциплина связана с психологией, социологией, теорией коммуникаций, изучает в первую очередь поведение небольших групп.

Теории лидерства.

Существуют несколько основных групп теорий лидерства:

1. Теории “героев” и теории “черт”

2. Теории среды

3. Личностно-ситуационные теории

4. Теории взаимодействия-ожидания

5. “Гуманистические” теории

6. Теории обмена

7. Мотивационные теории

Теории “героев” и теории “черт”:

Данная теория выделяет лидеров за их черты (например: храбрость, мужество, чесность и т.д.)

Такие лидеры становятся героями, идеалом для других людей. В XX веке сторонники теории “героев” выделили основные качества, которыми должен обладать лидер:

· сильное стремление к ответственности и завершению дела;

· энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем;

· инициативность;

· самоуверенность;

· способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;

· желание принять на себя все последствия действий и решений;

· способность противостоять фрустрации и распаду группы.

При всей своей занимательности, теории «героев» и «черт» мало продуктивны в научном отношении. Они позволяют красиво описывать яркий феномен, но не приближают проникновение в его суть. Несмотря на общее признание этого, теории такого рода продолжают множить число своих сторонников, создавать все новые списки необходимых лидерских качеств. В определенной мере, это инерция прежних, описательных подходов. Научное изучение феномена лидерства пошло дальше.

Теории среды:

Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли.

В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество генералов в Англии в разные времена было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. Для оценки их сути воспользуемся высказыванием А. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы. То есть ситуация ситуацией, но и сам лидер что-то значит.

 

Личностно-ситуационные теории. Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства.

В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами:

- личностными качествами лидера

- группой его последователей

- сложившейся ситуацией или «событием» (например, проблемой, которую решает группа).

Р. Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.

X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию».

Таким образом, в разных вариантах теории данной группы пытались расширить достоинства предыдущих подходов. Однако достичь желаемого удалось не во всем.

Теории взаимодействия-ожидания:

Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия.

Например, теория «усиления ожиданий» Р. Стогдилла основана на простом утверждении. У членов группы, считал он, в процессе взаимодействия усиливаются ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответствующим образом. Роль индивида определяется взаимными ожиданиями, экспектациями, и, если его действия совпадают с ожиданиями группы, ему будет разрешено к ней присоединиться, т. е. его допустят («примут») в группу. Лидерский потенциал человека зависит от его способности инициировать нужные взаимодействия и ожидания.

Согласно теории «целевого поведения» (path-goal theory) M. Эванса, степень проявления внимания лидером определяет осознание последователями будущего поощрения, а степень инициирования структуры лидером определяет осознание подчиненными того, какое именно поведение будет поощрено. Близкая к ней «мотивационная теория» (Р. Хау, Б. Басе) понимала лидерство как попытку изменения поведения членов группы через изменение их мотивации. Ф. Фидлер считал, что «лидерское поведение» зависит от требований конкретной ситуации. Например, «ориентированный на работу» лидер будет эффективным в крайних ситуациях (слишком легкая или слишком тяжелая работа). Лидер же, ориентированный «на взаимоотношения», обычно эффективен при решении «умеренных», как бы «промежуточных» проблем.

«Гуманистические» теории лидерства:

Группа теорий лидерства, получивших название «гуманистические», во главу угла ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — однако, при одновременном достижении целей организации.

Гуманистический подход опирается на углубленный анализ личностно-психологических корней феномена лидерства.

Теории обмена. Представители данной теории исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный не только реальный, производительный, но и сугубо психологический вклад, за что получают некий психологический «доход». Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным. Т. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности к достижению цели. Процесс обмена сложно организован, он включает многочисленные системы «кредитования» и сложные «выплаты».

Данная группа теорий, будучи суперрационалистичной, отражает, безусловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Однако ее влияние на современную политическую психологию значительно. Обобщенно говоря, вся история изучения феномена лидерства привела к тому, что воцарились два суперподхода: рационалистический и гуманистический.

Мотивационные теории лидерства. Согласно В. Стоуну, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей. Естественно, слишком сильная мотивация может исказить восприятие. Например, слишком сильно мотивированный кандидат, объективно имеющий мало шансов на успех, может слепо верить в свою победу на выборах. Однако, чаще всего, индивид выставляет свою кандидатуру, когда он осознает, что у него есть вероятность победить, достаточно навыков и серьезная поддержка. Как заметил Д. Шлезингер, «амбиции часто развиваются в специфической ситуации как ответная реакция на возможности, открывающиеся политику». «Теория амбиций» предполагает рациональную оценку ситуации. Дж. Штерн предложил следующую формулу мотивации:

мотивация = f (мотив х ожидание х стимул).

Это означает, что амбиции кандидата представляют собой функцию от трех переменных. Во-первых, от его личных мотивов (власть, успех, уважение). Во-вторых, от его ожиданий относительно занятия должности. В-третьих, от «ценности приза». Ожидания индивида определяются его отношением к политической системе, будущими возможностями как политика, оценкой собственных способностей и вероятной поддержкой. Другими словами, три вещи — будущий престиж, власть и зарплата — определяют амбиции политика.

Мотивация, по Дж. Аткинсону, подразделяется на два типа: мотивация успеха (МУ) — и мотивация избежания неудачи (МН). На языке формул можно записать:

МУ = f (МУхОУхСУ),

МН = f (МНхОНхСН).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.113 с.)