Средства массовой коммуникации в прагматическом аспекте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства массовой коммуникации в прагматическом аспекте



В научной литературе термины "средства массовой инфор­мации (СМИ)" и "средства массовой коммуникации (СМК)" используются либо избирательно, не пересекаясь, либо взаимозаменяясь как варианты. Несмотря на сходство понятий, обоз­начаемых этими терминами, их следует различать. Исторически понятие СМИ сложилось как представление о виде социаль­ного института, доминирующей характеристикой которого яв­ляется воздействие на общество через информационную фун­кцию. В своей эволюции СМИ прошли, с различным темпом, ряд этапов – "элитный" (для избранной аудитории), массо­вый, специализированный (для отдельных социальных групп) и интерактивный (потребитель информации выбирает программу сам). В основе прагматической типологии СМИ лежат такие характеристики, как степень воздействия и самостоятельность (свобода от давления политических, экономических и других групп). На базе этих признаков в прессе выделяются два основных типа – авторитарный и плюралистичный. В послед­нем выделяются подтипы – свободная пресса, пресса социаль­ной ответственности и пресса демократического соучастия. Авторитарная пресса подчинена контролю, цензуре, подверже­на экономическим и другим санкциям, если не выполняет предписаний. Свободная пресса предполагает свободное выра­жение своего мнения; она должна быть свободна от цензуры, но ответственна перед законом за клевету или оскорбление достоинства; разрешается свободный импорт и экспорт прессы Теория прессы социальной ответственности (возникла в США) пытается объединить индивидуальную свободу выбора инфор­мации, свободу самих СМИ и ответственность СМИ перед обществом – требование тщательной проверки и подготовки информации. Сторонники прессы демократического соучастия исходят из того, что все группы общества должны иметь свободный доступ к СМИ. что не должно быть бюрократичес­кого контроля над СМИ, что все социальные структуры долж­ны иметь собственные СМИ, связанные с их локальными интересами и потребностями.

Наиболее привлекательной представляется теория социаль­ной ответственности СМИ, поскольку в ее основе заложены236

такие оценочные критерии деятельности СМИ, как объектив­ность, достоверность, справедливость, взаимное доверие и, что самое главное, оказание помощи в реализации социальных потребностей общества. Проблема заключается в том, как эту теорию реализовать на практике.

Научное понятие СМК формируется позже, в связи с исследованием способов коммуникации и построением моделей массовой коммуникации. Главной характеристикой СМК явля­ется воздействие на общество через коммуникативную функ­цию, что предполагает изучение компонентов коммуникативно­го процесса, их взаимосвязи и взаимодействия коммуникатив­ных средств различных уровней в конкретных ситуациях. При помощи СМК, особенно на аудитивном и аудиовизуальном каналах, перед массовой аудиторией актуализируются самые разнообразные ситуации, которые получают либо положитель­ную, либо отрицательную оценку, – люди принимают систему социальных норм поведения, этических и нравственных ценнос­тей, которые желательны с точки зрения данного общества. В ряде случаев это приводит к радикальному изменению – "конверсии" взглядов на образ жизни и стиль поведения.

В основе прагматической типологии СМК лежат такие харак­теристики, как степень воздействия в плане интеграции общества и в плане "конверсии" общественного мнения о социальных ценностях. По первому основанию выделяются три типа СМК:

– СМК, не способствующие интеграции общества в пози­тивном плане, что коррелирует с теорией массового общества;

– СМК, способствующие интеграции общества как в по­зитивном, так и негативном планах, что коррелирует с теори­ями обусловленности массовой коммуникации социальным устройством общества;

– СМК, способствующие интеграции общества в позитивном плане, но дифференцирование, в зависимости от потребностей общества и доминирующей функции СМК – информационной, регулирующей, культурологической, что коррелирует со структур­но-функциональной теорией массовой коммуникации.

Поскольку воздействие СМК может осуществляться в пози­тивном и негативном планах, налицо два противоположных процесса – интеграция и дифференциация общества. В усло­виях социальной устойчивости это способствует совершенство­ванию многообразных форм интеграции. В условиях социаль­ной неустойчивости это чревато конфликтами и усугублением взаимного непонимания как в межличностной, так и в массо­вой коммуникации. В этих условиях особенно возрастает со­циальная ответственность СМК, равно как и СМИ, которые в совокупности являются мощным и влиятельным инструментом формирования общественного мнения и могут способство­вать интеграции общества. 237

По второму основанию не удается построить целостную ти­пологию СМК, поскольку трудно определить степень "конвер­сии" мнений и взглядов массовой аудитории. Можно лишь представить перечень признаков "конверсии", которые актуали­зируются при помощи СМК. СМК способны: 1) вызывать изме­нения намеренно и ненамеренно, 2) вызывать незначительные по форме и интенсивности изменения, 3) усиливать существующее мнение, не изменяя его, 4) предотвращать возникающие изме­нения, 5) способствовать возникающим изменениям.

Обобщая эти характеристики СМК в плане "конверсии", можно сказать, что они, с одной стороны, отражают происходя­щие изменения в обществе, с другой стороны, влияют на эти изменения с различной степенью интенсивности. Эта взаимоза­висимость базируется на функциональной основе массовой ком­муникации и актуализируется в конкретных социальных условиях, характерных для различных сфер деятельности людей.

Рассмотрение массовой коммуникации в прагматическом ас­пекте показывает ее огромную роль в жизни современного об­щества. Благодаря разносторонним функциям массовая коммуни­кация создает базу для Обсуждения и оценки событий, следова­тельно, способствует взаимодействию людей, развивает у инди­вида чувство принадлежности к обществу и создает ощущение личной безопасности» СМК позволяют индивиду идентифициро­вать себя как личность – удостовериться в правильности своего понимания социальных ценностей, познакомиться с образцами поведения, как бы "примерить" их на себя или, напротив, от­вергнуть, сохраняя свою индивидуальность. Это стремление к самопознанию служит залогом развития гармоничного общества в условиях социальной устойчивости.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные модели массовой коммуникации? В чем состоят их достоинства и недостатки?

2. Как понимается и осуществляется обратная связь в массовой коммуникации?

3. Каковы основные положения психолингвистической тео­рии речевого воздействия?

4. Что такое "повторное открытие первичной группы"?

5. Какие группы факторов способствуют воздействию мас­совой коммуникации?

6. Какова роль социопсихологических факторов?

7. Что входит в группу информационных факторов? 238

8. Какие требования предъявляются к структурированию информационного материала?

9. Как понимаются коммуникативные факторы, обеспечива­ющие воздействие массовой коммуникации?

10. Что такое "кодирование и декодирование" информации?

11. Каковы объективные и субъективные факторы, обеспе­чивающие коммуникацию?

12. Какие особенности восприятия учитываются при под­готовке информационного материала?

13. Какие требования предъявляются к коммуникатору?

14. Каковы способы установления контакта в массовой коммуникации?

15. Как понимаются средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК)?

16. Каковы основные прагматические типы СМИ?

17. Каковы основания прагматической типологии СМК?

 

Основная литература

Богомолова Н.Н., МельниковаО.Т. Отношение аудитории к комму­никатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия//Оптимизация речевого воздействия. - М., 1990.

Войскунский А.Е. Коммуникативный контакт и средства его установления//Там же.

Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения/Там, же.

Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации//Психолингвистические проблемы массовой коммуника­ции. - М., 1974.

 

Дополнительная литература

ЖинкинН.И. Исследование речевого мышления в психолингвис­тике. – М., 1985.

Леонтьее А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Лурия А.Р. Смысловое восприятие речевого сообщения. - М., 1976.

ТресковаС.И. Социолингвистические проблемы массовой комму­никации. - М., 1989.

Dominick J.R. The Dynamics of Mass Communication. McGraw-Hill Publishing Company. – N.Y., 1990.

Gerbner G. Toward a general model of communication//Audio-Visual Communication Review. 1956. No 4.

Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Socicty//The Communication of Ideas. – N.Y., 1948.

Westty B. & MacLean M. A Conceptual Model for Mass Communi­cation Research//Jomalism Quarterly. 1957. No 34. 239

 

Глава XII. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ)

Значение теории и эффективность подходов к актуализации прагматических функций массовой коммуникации проверяются на практике. Конкретные вопросы функционирования массо­вой коммуникации изучаются в прикладном аспекте, который предусматривает обязательную экспериментальную работу. Эк­спериментально-прикладной аспект массовой коммуникации связан с самыми разнообразными сферами коммуникативной деятельности, осуществляемой при помощи средств массовой коммуникации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.01 с.)