Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства массовой коммуникации в прагматическом аспекте
В научной литературе термины "средства массовой информации (СМИ)" и "средства массовой коммуникации (СМК)" используются либо избирательно, не пересекаясь, либо взаимозаменяясь как варианты. Несмотря на сходство понятий, обозначаемых этими терминами, их следует различать. Исторически понятие СМИ сложилось как представление о виде социального института, доминирующей характеристикой которого является воздействие на общество через информационную функцию. В своей эволюции СМИ прошли, с различным темпом, ряд этапов – "элитный" (для избранной аудитории), массовый, специализированный (для отдельных социальных групп) и интерактивный (потребитель информации выбирает программу сам). В основе прагматической типологии СМИ лежат такие характеристики, как степень воздействия и самостоятельность (свобода от давления политических, экономических и других групп). На базе этих признаков в прессе выделяются два основных типа – авторитарный и плюралистичный. В последнем выделяются подтипы – свободная пресса, пресса социальной ответственности и пресса демократического соучастия. Авторитарная пресса подчинена контролю, цензуре, подвержена экономическим и другим санкциям, если не выполняет предписаний. Свободная пресса предполагает свободное выражение своего мнения; она должна быть свободна от цензуры, но ответственна перед законом за клевету или оскорбление достоинства; разрешается свободный импорт и экспорт прессы Теория прессы социальной ответственности (возникла в США) пытается объединить индивидуальную свободу выбора информации, свободу самих СМИ и ответственность СМИ перед обществом – требование тщательной проверки и подготовки информации. Сторонники прессы демократического соучастия исходят из того, что все группы общества должны иметь свободный доступ к СМИ. что не должно быть бюрократического контроля над СМИ, что все социальные структуры должны иметь собственные СМИ, связанные с их локальными интересами и потребностями. Наиболее привлекательной представляется теория социальной ответственности СМИ, поскольку в ее основе заложены236 такие оценочные критерии деятельности СМИ, как объективность, достоверность, справедливость, взаимное доверие и, что самое главное, оказание помощи в реализации социальных потребностей общества. Проблема заключается в том, как эту теорию реализовать на практике.
Научное понятие СМК формируется позже, в связи с исследованием способов коммуникации и построением моделей массовой коммуникации. Главной характеристикой СМК является воздействие на общество через коммуникативную функцию, что предполагает изучение компонентов коммуникативного процесса, их взаимосвязи и взаимодействия коммуникативных средств различных уровней в конкретных ситуациях. При помощи СМК, особенно на аудитивном и аудиовизуальном каналах, перед массовой аудиторией актуализируются самые разнообразные ситуации, которые получают либо положительную, либо отрицательную оценку, – люди принимают систему социальных норм поведения, этических и нравственных ценностей, которые желательны с точки зрения данного общества. В ряде случаев это приводит к радикальному изменению – "конверсии" взглядов на образ жизни и стиль поведения. В основе прагматической типологии СМК лежат такие характеристики, как степень воздействия в плане интеграции общества и в плане "конверсии" общественного мнения о социальных ценностях. По первому основанию выделяются три типа СМК: – СМК, не способствующие интеграции общества в позитивном плане, что коррелирует с теорией массового общества; – СМК, способствующие интеграции общества как в позитивном, так и негативном планах, что коррелирует с теориями обусловленности массовой коммуникации социальным устройством общества; – СМК, способствующие интеграции общества в позитивном плане, но дифференцирование, в зависимости от потребностей общества и доминирующей функции СМК – информационной, регулирующей, культурологической, что коррелирует со структурно-функциональной теорией массовой коммуникации. Поскольку воздействие СМК может осуществляться в позитивном и негативном планах, налицо два противоположных процесса – интеграция и дифференциация общества. В условиях социальной устойчивости это способствует совершенствованию многообразных форм интеграции. В условиях социальной неустойчивости это чревато конфликтами и усугублением взаимного непонимания как в межличностной, так и в массовой коммуникации. В этих условиях особенно возрастает социальная ответственность СМК, равно как и СМИ, которые в совокупности являются мощным и влиятельным инструментом формирования общественного мнения и могут способствовать интеграции общества. 237
По второму основанию не удается построить целостную типологию СМК, поскольку трудно определить степень "конверсии" мнений и взглядов массовой аудитории. Можно лишь представить перечень признаков "конверсии", которые актуализируются при помощи СМК. СМК способны: 1) вызывать изменения намеренно и ненамеренно, 2) вызывать незначительные по форме и интенсивности изменения, 3) усиливать существующее мнение, не изменяя его, 4) предотвращать возникающие изменения, 5) способствовать возникающим изменениям. Обобщая эти характеристики СМК в плане "конверсии", можно сказать, что они, с одной стороны, отражают происходящие изменения в обществе, с другой стороны, влияют на эти изменения с различной степенью интенсивности. Эта взаимозависимость базируется на функциональной основе массовой коммуникации и актуализируется в конкретных социальных условиях, характерных для различных сфер деятельности людей. Рассмотрение массовой коммуникации в прагматическом аспекте показывает ее огромную роль в жизни современного общества. Благодаря разносторонним функциям массовая коммуникация создает базу для Обсуждения и оценки событий, следовательно, способствует взаимодействию людей, развивает у индивида чувство принадлежности к обществу и создает ощущение личной безопасности» СМК позволяют индивиду идентифицировать себя как личность – удостовериться в правильности своего понимания социальных ценностей, познакомиться с образцами поведения, как бы "примерить" их на себя или, напротив, отвергнуть, сохраняя свою индивидуальность. Это стремление к самопознанию служит залогом развития гармоничного общества в условиях социальной устойчивости.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные модели массовой коммуникации? В чем состоят их достоинства и недостатки? 2. Как понимается и осуществляется обратная связь в массовой коммуникации? 3. Каковы основные положения психолингвистической теории речевого воздействия? 4. Что такое "повторное открытие первичной группы"? 5. Какие группы факторов способствуют воздействию массовой коммуникации? 6. Какова роль социопсихологических факторов? 7. Что входит в группу информационных факторов? 238 8. Какие требования предъявляются к структурированию информационного материала? 9. Как понимаются коммуникативные факторы, обеспечивающие воздействие массовой коммуникации? 10. Что такое "кодирование и декодирование" информации? 11. Каковы объективные и субъективные факторы, обеспечивающие коммуникацию? 12. Какие особенности восприятия учитываются при подготовке информационного материала? 13. Какие требования предъявляются к коммуникатору? 14. Каковы способы установления контакта в массовой коммуникации?
15. Как понимаются средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК)? 16. Каковы основные прагматические типы СМИ? 17. Каковы основания прагматической типологии СМК?
Основная литература Богомолова Н.Н., МельниковаО.Т. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия//Оптимизация речевого воздействия. - М., 1990. Войскунский А.Е. Коммуникативный контакт и средства его установления//Там же. Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения/Там, же. Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации//Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1974.
Дополнительная литература ЖинкинН.И. Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 1985. Леонтьее А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. Лурия А.Р. Смысловое восприятие речевого сообщения. - М., 1976. ТресковаС.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1989. Dominick J.R. The Dynamics of Mass Communication. McGraw-Hill Publishing Company. – N.Y., 1990. Gerbner G. Toward a general model of communication//Audio-Visual Communication Review. 1956. No 4. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Socicty//The Communication of Ideas. – N.Y., 1948. Westty B. & MacLean M. A Conceptual Model for Mass Communication Research//Jomalism Quarterly. 1957. No 34. 239
Глава XII. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ) Значение теории и эффективность подходов к актуализации прагматических функций массовой коммуникации проверяются на практике. Конкретные вопросы функционирования массовой коммуникации изучаются в прикладном аспекте, который предусматривает обязательную экспериментальную работу. Экспериментально-прикладной аспект массовой коммуникации связан с самыми разнообразными сферами коммуникативной деятельности, осуществляемой при помощи средств массовой коммуникации.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.01 с.) |