Общее, особенное и единичное в методологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее, особенное и единичное в методологии



Методология - учение о системе научных принципов, форм и способов исследовательской деятельности - имеет треху­ровневую структуру. Обычно различают фундаментальные, об­щенаучные принципы, составляющие собственно методологию, частнонаучные принципы, лежащие в основе теории той или иной дисциплины, научной отрасли, и систему конкретных методов, используемых для решения специальных исследова­тельских задач.

Фундаментальные принципы имеют общенаучный характер, так как основаны на обобщающих, философских положениях, отражающих наиболее существенные свойства объективной дей­ствительности и сознания с учетом имеющегося опыта, до­бытого в процессе познавательной деятельности человека. Таковы, например, принципы диалектики, отражающей взаи­мообусловленное и противоречивое развитие явлений действи­тельности, детерминизма – объективной причинной обуслов­ленности явлений, изоморфизма – отношений объектов, выражающих тождество их строения и др. В равной степени для методологии важно понимание таких категорий, как субъективное и объективное, сущность и явление, материаль­ное и идеальное и др. Несомненно, содержательная интер­претация этих принципов варьируется в соответствии со спе­цификой исследуемого материала (сравним, например, пони­мание изоморфизма в математике, геохимии и языкознании, естественных науках). От трактовки философских принципов и общенаучных понятий зависит обоснование методологичес­кого подхода к исследованию в той или иной области. 273

Другим немаловажным вопросом является истинность фи­лософских положений. С одной стороны, философия является открытой научной системой обобщающих положений, в ко­торой по самой ее природе нет единого исходного начала. С другой стороны, для обоснования любого философского положения приходится опираться на какую-то исходную дефини­цию. Следовательно, философия и ее метод имеют относи­тельный характер и не могут претендовать на универсальность. Что же может служить критерием общенаучной ценности философии? Ссылка на опыт как показатель общечеловеческой практики недостаточна. В этой связи стоит прислушаться к аргументации В.В.Ильина – автора серии книг, посвященных теории познания. Необходимо выделение своего рода схемы общего в процессе анализа различных философских систем через осмысление историко-философского процесса в целом (Ильин. 1993 С. 10). Выделение тождественного в исторической эволюции философии может служить объективным критерием универсальности ее принципов.

Наконец, необходимо обратить внимание на опасность сме­шения и даже подмены методологии идеологией. Дело в том, что эти понятия, действительно, пересекаются – и методо­логия, и идеология содержат в себе философско-мировоззренческие компоненты. Но по своей сущности они различны;

более того, они лежат в различных плоскостях. Методология – это учение о научно-исследовательских принципах познаватель­ной деятельности человека, представляющее собой открытую систему многоаспектных и разноуровневых подходов к позна­нию явлений в их исторической обусловленности, преемствен­ности и глобальности, которая совершенствуется на основе опыта и критической аргументации. Идеология – это закрытая и жесткая система господствующих в данный период идей, выражающих интересы, мировоззренческие идеалы определен­ного социума или социального движения. В силу своей жес­ткости данная система включает конъюктурные компоненты, характеризуется целенаправленным воздействием на любые сферы человеческой деятельности и слабой критической ар­гументацией. Расширительное понимание функций идеологии может привести к искусственному сужению методологических научных основ, что чревато искажением результатов исследо­вания.

Частнонаучные принципы определяются особенностями той или иной научной области как в плане предмета исследования, так и степени его теоретической разработанности. В свою очередь, эти принципы составляют основу методологической базы исследования, или, как говорят, теорию метода. Чем глубже эта теория отражает реальную сущность объектов, их взаимосвязи и функции, тем лучше. На этом уровне методо­логии налицо полевая структура частнонаучных методов, которые группируются вокруг центрального метода, по на­званию часто совпадающего с основным методологическим принципом, например, диалектический, функциональный, сравнительный, структурный и др. Несмотря на совпадение терминов, обозначающих методологический общенаучный принцип и частнонаучный метод, их следует различать. Ди­алектика как философский общенаучный принцип является отражением объектов в сознании человека и представляет собой методологическое учение о законах развития природного и духовного, материального и идеального. Диалектика как метод научного исследования представляет собой особый способ мышления в познавательной деятельности человека. 274

Методологические принципы могут быть жесткими и гиб­кими. Первые позволяют исследовать объект только в данном направлении или аспекте, без учета других факторов, таковы, например, структурный подход в лингвистике, ранний бихе­виоризм и феноменализм в социологии. Вторые, отличаясь гибкостью и большим диапазоном, позволяют исследовать объект в разных аспектах, таковы, например, диалектический, функциональный, прагматический подходы в социологии, психологии, лингвистике и других научных областях.

Возникает вопрос, можно ли заимствовать из смежных и даже отдаленных наук частные методы или пользоваться их результатами. Такая практика существует, чему способствуют два обстоятельства. Во-первых, если в основе "своего" и "чу­жого" методов лежит единый методологический принцип, то они вполне совместимы. Так, например, общенаучный принцип системности позволил языкознанию заимствовать метод клас­сификации из естественных наук. Во-вторых, заимствова­ние "чужого" метода или его результата может быть плодо­творным, так как позволяет обосновать гипотезу или сделать открытие. Например, сформулированный датским физиком Н. Бором принцип дополнительности, согласно которому два взаимоис­ключающих фактора "дополняют" друг друга и ре­зультаты эк­сперимента приобретают объяснительную силу, оказался эф­фективным и для гуманитарных наук. Предприни­мались не­безуспешные попытки интерпретировать функцио­нальные за­висимости между социальными факторами при по­мощи мате­матических методов (В. Парето}, методов физики (Г. Кэри). В языкознании проводилась аналогия между языко­выми и физи­ческими проблемами (P.O.Якобсон). Такие пред­ставители точ­ных наук, как А. Эйнштейн и Л.Ландау, не раз высказывали мысль, что для обоснования гипотезы полезно находить новые связи между явлениями, которые кажутся далекими друг от друга, целесообразно создать систему на базе логически неза­висимых гипотез и выяснить причинную связь. 275

Вместе с тем следует признать, что заимствование всей системы частных методов, представляющих определенную ме­тодологическую концепцию, малоэффективно. Об этом сви­детельствуют попытки создания натуралистического направ­ления в социологии ("идея эволюции" Г.Спенсера) и языкоз­нании (А.Шлейхер), когда социальные и языковые закономер­ности обосновывались концепцией, опиравшейся на методы естественных наук.

Непременным условием выбора частнонаучных методов яв­ляется их соотнесенность с определенной, стержневой мето­дологической концепцией. В противном случае исследователь может стать жертвой эклектики (греч. ekiektikds "выбираю­щий") – набора механически соединенных разнородных принципов, взглядов и теорий, не имеющего научной ценнос­ти. Среди других требований, предъявляемых к частнонаучным методам, отмечаются следующие: объективность – опосредованность достоверными знаниями, обобщающая ценность – возможность применения к большому числу объектов, моде­лирование, эвристичность, возможность проверки результатов.

Конкретные методы исследования составляют третий уровень методологии, понимаемой в широком смысле. Они определя­ются характером фактического материала, условиями и целью исследования. Несмотря на разнообразие, методы представляют собой не хаотичную совокупность, а упорядоченную систему, в которой определяется их место в соответствии с конкретным этапом исследования, использование технических приемов и проведение операций с фактическим материалом в заданной последовательности. Систему правил использования методов, приемов и операций называют иногда методикой исследования. В одной и той же научной области может быть несколько конкурирующих методик, которые постоянно совершенствуют­ся в ходе экспериментальной работы. Наиболее сложной является методика экспериментальных исследований, как ла­бораторных, так и полевых. В различных научных областях используются методы, совпадающие по названию, например анкетирование, тестирование, шкалирование, но цели и ме­тодика их реализации различны. 276

Многие методы возникали чисто эмпирическим путем, за­имствовались в разное время и с разными целями, поэтому разработать их классификацию или хотя бы типологию довольно сложно. Наиболее приемлемым является выделение основных типов методов на основе двух признаков – цели и способа реализации. По первому признаку выделяются так называемые первичные методы, используемые с целью сбора материала, – изучение источников, наблюдение, опрос и т.п. Вторичные методы используются с целью обработки и анализа полученных данных – количественный и качественный анализ данных, их систематизация, шкалирование и т.п. Третий тип представлен верификационными методами и приемами, позволяющими про­верить полученные результаты. По сути дела они сводятся также к качественному и количественному анализу данных на основе измерения соотнесенности постоянных и перемен­ных факторов.

По признаку способа реализации различаются логико-ана­литические, визуальные и экспериментально-игровые методы. К первым относятся традиционные методы дедукции и ин­дукции, различающиеся по исходному этапу анализа. Они хорошо дополняют друг друга и могут использоваться в целях верификации – проверки истинности гипотез и выводов.

Истоки визуальных или графических методов восходят к ранним, еще несовершенным попыткам человека представить информацию об объекте в целостном виде. В этом их большое преимущество: графы, схемы, диаграммы, картограммы и т.п. позволяют получить синтезированное представление об иссле­дуемом объекте и в то же время наглядно показать его составные части, их удельный вес, причинно-следственные связи, интенсивность распределения компонентов в заданном объеме и т.п. Эти методы легко и органично вписались в компьютерные технологии. Это позволяет использовать не только цифровые данные, но и нелинейные тексты, содержа­щие большое число ссылок, что позволяет исследователю получить большой объем информации (см.: Плотинский. 1994. С. 6-16).

Эти методы широко используются не только в научно-исследовательской деятельности, но и в методике обучения. Их эффективность обусловлена психофизиологическими осо­бенностями восприятия графических образов правым полуша­рием человеческого мозга, которое специализируется на об­разном, синтетическом типе мышления, в отличие от левого полушария, которое "ответственно" за логико-аналитический тип мышления и вербальный способ выражения. Таким об­разом, сама природа позаботилась о гармоничном сочетании функций полушарий, с тем чтобы обеспечить наиболее полное и всестороннее восприятие на наглядно-образном и вербальном уровнях. Поэтому, отдавая должное эффективности визуальных методов, следует предостеречь от радикальных установок на приоритетное использование " образной фиксации МЫСЛИ" в ущерб вербально-логическому, аналитическому способу выражения (см. Концепция системной интеграции, информа­ционных технологий в высшей школе. 1993. С. 32). Только гармоничное сочетание по принципу дополнительности ви­зуальных и логико-аналитических методов позволит осущес­твить научно-исследовательские задачи по модели "синтез-анализ–синтез".277

Экспериментально-игровые методы получили новый им­пульс в связи с расширением прикладных задач науки. Их ценность заключается в том, что они непосредственно связаны с реальными объектами, функционирующими в конкретной ситуации, и позволяют прогнозировать результаты. Эти методы широко используются в самых различных научных областях. С ними связан целый раздел математики – "теория игр"; с их помощью изучаются ситуации в политических, экономичес­ких, военных вопросах. Они используются в психологии ("трансакционный анализ" Э.Берна), в социологии ("управление впечатлением" Э.Гоффмана), в методике нетрадиционного обучения. На экспериментальной базе в социологии в 80-е годы возникла специальная отрасль социальной инженерии, целью исследования которой является создание технологий взаимодей­ствия субъектов социальной жизни (см. Макарович. 1994).

Вопрос об использовании математических методов в гума­нитарных науках перешел из разряда дискуссионных в про­блемные. Нелепо сейчас отрицать эффективность этих методов, особенно в прикладных аспектах гуманитарных наук. Матема­тический аппарат теории вероятности дает возможность изучать массовые явления в социологии, лингвистике. Математические методы играют важную роль при обработке статистических данных, моделировании. Но для того, чтобы эффективно использовать эти методы в гуманитарных науках, необходимо учитывать различие в природе объектов и категорий гумани­тарных, естественных и математических наук. Проблема со­стоит в определении конкретной гуманитарной сферы, в которой применение математических методов дает результаты.

Соотнесенность и взаимодействие общенаучных принципов, частнонаучных методов и конкретных, специализированных методов можно определить как диалектику общего, особенного и единичного. Все три уровня методологии формируют ее преемственность, непротиворечивость и объяснительную силу. Эти требования распространяются и на методологию интегративных дисциплин, к которым относится социокоммуника-ция. Но реализация их сопряжена с большими трудностями по причине двойственной природы самого предмета иссле­дования. 278

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.012 с.)