Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конкретные методы определяются целью исследования и характером коммуникации как с точки зрения ее уровневой стратификации (семиотический, лингвистический; металингвистический, паралингвистический и синтетический уровни), типовой характеристики (межличностная, внутригрупповая и массовая коммуникация), видовой системности (естественные, искусственные и смешанные системы) и способы ее реализации (устная и письменная формы речевой деятельности, различные каналы восприятия информации). Выбор методов, последовательность и техника их применения – методика определяется также объемом, характером фактического материала и условиями проведения исследования. 286 Поэтапность исследования социальной коммуникации предполагает выбор методов в соответствии с конкретной задачей данного этапа. На этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации используются методы опроса (способы анкетирования, интервьюирования) и метод экспертных оценок, а также лабораторные эксперименты (наблюдение за устными и письменными источниками информации, тестирование) и полевые эксперименты, допускающие как отстраненное или скрытое наблюдение, так и включенное наблюдение – соучастие в речевой деятельности. Выборочный опрос позволяет получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, он проводится либо в устной форме, либо в письменной. При составлении анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы таким образом, чтобы они отвечали заданной цели. Целью собственно социологического опроса является получение содержательной информации о социальных явлениях и их оценки. Целью социокоммуникативного опроса является получение данных о коммуникативных характеристиках информантов, определяющих их отнесенность к той или иной социальной группе – по степени речевой нормативности, по мотивированное™ использования того или иного канала получения информации. Анкета может включать несколько блоков вопросов, связанных не только со степенью периодичности использования СМИ, но и с оценкой радио- и телепрограмм, газетных рубрик и т.п. Разновидностью выборочного опроса в социокоммуникации является выборочный анализ текста – дискурса с целью выявления коммуникативных средств, используемых для передачи социально значимой информации и ее оценки. Фактически это лабораторный метод исследования коммуникации, где ответы интерпретирует сам исследователь. Но в том и другом случаях необходимо придерживаться принципа репрезентативности – достаточности фактического материала. Так, если мы изучаем характерные черты коммуникации молодежи, то должны включить выборку из всех групп молодежи – учащейся и неучащейся, городской и сельской, живущей в разных регионах страны. При несоблюдении этих условий репрезентативность недостаточна, и цель исследования не будет достигнута. Высокая степень репрезентативности – одна из главных трудностей в методе опроса, так как для правильной выборки нужно иметь данные о структуре генеральной совокупности, а статистика, к сожалению, не обеспечивает эти данные. 287 Другим важным понятием при составлении анкеты и первичной обработке данных является понятие о переменных (величинах). Дело в том, что в процессе опроса или наблюдения условия коммуникации могут меняться и качественно, и количественно. От этого зависит установление причинно-следственных отношений исследуемых параметров социокоммуникации. Принято различать независимые и зависимые переменные. Независимые – это свойства, которые меняются независимо от других свойств и поэтому квалифицируются как причины. Зависимые переменные – это свойства, которые меняются в связи с изменением независимых переменных и поэтому квалифицируются как следствия. В социокоммуникации в качестве независимых переменных выступают коммуникативные сферы, социальный статус, коммуникативная установка, ситуация; в качестве зависимых – ситуативная вариативность, речевой этикет, виды невербальных средств и т.п. Метод экспертных оценок служит для получения первичных эмпирических данных. Проводится опрос специально отобранной группы экспертов (обычно 5-7 человек) с целью установления значений определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса. Эксперты отбираются по признакам их формального профессионального статуса – должности, ученой степени, стажа работы и т.п. Полагают, что этот способ получения первичной информации не очень надежен, так как ограничен личным опытом и не представляет информацию в полном объеме. Метод наблюдения реализуется как в лабораторных, так и полевых условиях эксперимента. Этот метод заимствован из этнографии, описывающей разнообразные формы социальной коммуникации. При помощи этого метода могут быть выявлены нормативные и ненормативные формы речевого этикета, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникантами в эмоциональном состоянии, в разных ситуациях и т.д. 288
Эксперимент в полевых условиях является сложным и трудоемким в плане социопсихологическом, особенно при включенном наблюдении. Многие исследователи обсуждают и этическую сторону такого эксперимента – допустим ли "обман во имя науки"? Специфической трудностью при этом является преодоление так называемого "парадокса наблюдателя" – термин американского исследователя У.Лабова (см. Швейцер. 1976. С. 158). Цель эксперимента состоит в том, чтобы установить, как говорят люди в естественных условиях, когда их не наблюдают. Но для этого их нужно наблюдать, причем систематически. Открытое наблюдение может искажать выводы эксперимента, так как приводит к гиперкоррекции речи испытуемых, особенно при записи образцов речи – срабатывает "магнитофонный эффект". Поэтому экспериментатор должен тщательно продумать технику открытого наблюдения с тем, чтобы устранить возможные помехи. Недостатком этого метода являются не только перечисленные трудности, но также и степень репрезентативности наблюдаемой группы. Для проверки нужны контрольные эксперименты и сопоставление с данными лабораторных экспериментов. Метод тестирования наиболее полно разработан в психологии, достаточно широко используется в социолингвистике и вполне приложим к социокоммуникации. Обычно он используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос через анкетирование невозможен. Тестирование иногда проводят дважды – на начальном этапе исследования, где оно выполняет диагностирующую функцию, и в конце исследования, где оно выполняет верификационную функцию. Тесты составляются таким образом, чтобы однозначно выявить те или иные коммуникативные свойства испытуемых, например степень речевой вариативности представителей определенной социальной группы. Различают формальные и неформальные ситуации тестирования. К формальному типу относят задания на чтение пар слов, выбранных по контрасту содержания или формы, ответы на стереотипные вопросы. Неформальные тесты проводятся в форме беседы с испытуемым, желательно на тему, которая его волнует или интересует. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование представляет особую важность для исследования социальной коммуникации, поскольку, в отличие от других методов, позволяет выявить характеристики индивидуумов как языковых личностей. 289 Социометрия (лат. societas "общество" + греч. metron "мера, размер") является особым методом, который используется при исследовании малых групп с целью изучения межличностных отношений их членов (в социологии) и межличностной коммуникации (в социокоммуникации). В типовые социограммы могут быть включены вопросы, которые требуют ответы с оценочным отношением к членам своей группы. Для соци-окоммуникации важно установить степень сходства и различия используемых коммуникативных средств в оценочной функции. К трудностям использования этого метода относится преодоление этических факторов. Методы, используемые на втором этапе исследования, имеют другое целевое назначение – обработку полученных данных и установление зависимостей количественных и качественных показателей анализа и их содержательную интерпретацию. Выбор и последовательность методов определяется поэтапностью обработки данных. Прежде всего проводится дифференцированная подготовка информации в зависимости от ручной или машинной обработки материала – систематизация индексированной картотеки, шифровка или кодирование. Затем проводятся подсчеты с помощью методов описательной статистики и измерения, которые преобразуют информацию, необходимую для сравнения и установления зависимостей. Если ответы на анкету были даны в свободной форме, то их обработка проводится на уровне количественного анализа. Так же поступают и в тех случаях, когда коэффициент отклонения при статистической обработке материала связан с речевыми характеристиками, существенными для социальной дифференциации и вариативности коммуникации. На завершающей ступени этого этапа используются методы, позволяющие проводить содержательный анализ и интерпретацию установленных зависимостей. В социологических исследованиях на данном этапе широко используются методы статистического анализа” некоторые из них могут быть применены и в социокоммуникативных исследованиях. Корреляционный (ср. лат. correlativus "соотносительный") анализ в социокоммуникации – это процедура, установленная для изучения соотнесенности между социальными и коммуникативными переменными. В качестве независимых переменных выступают заданные социальные признаки, в качестве зависимых – коммуникативные характеристики. Связь между этими величинами выражается во взаимной согласованности наблюдаемых изменений. Так, например, можно установить согласованное изменение элементов речевого этикета (формул приветствия, прощания) и изменения возрастных групп. Высчитывается коэффициент корреляции. Чем выше коэффициент корреляции между двумя переменными, тем точнее можно прогнозировать значение одной из них по значению других. 290 Факторный (лат. factor "делающий, производящий") анализ дает возможность установить многомерные связи переменных величин – по нескольким признакам. На основе парных корреляций переменных, полученных в результате корреляционного анализа, получают набор новых, укрупненных признаков – факторов. В результате последовательной процедуры получают факторы второго, третьего и т.д. порядка. Так, например, можно показать, что переключение кода при диглоссии наблюдается не только в группах, различающихся по возрасту, но характерно и для групп, объединенных по признаку профессии или роду занятий. Факторный анализ дает возможность представить полученные результаты в более обобщенном виде, приближает к целостному восприятию исследуемого объекта. Детализация устанавливаемых причинно-следственных зависимостей может быть осуществлена при помощи вспомогательных методов анализа. Детерминационный (лат. determmare "определять") анализ, в отличие от корреляционного, позволяет установить связи между отдельными значениями признаков. Этот метод применяют в тех случаях, когда значения или сочетание одних признаков статистически детерминируют заранее выделенные значения других признаков. Например, такие компоненты признака ситуативной вариативности коммуникации, как фонетические, морфологические, лексические, детерминируются такими компонентами признака социального статуса коммуниканта, как прагматические (цель, мотив), коммуникативные (нормы речевого этикета и др.) и когнитивные (фоновые знания, оценка и др.). Сопоставляя по правилам вычислительных систем многомерные таблицы сопряженности признаков, исследователь может определить, какой из компонентов других признаков усиливает или ослабляет их связь. В приведенном примере компоненты коммуникативного признака социального статуса усиливают его связь с признаками стратификационной вариативности, а компоненты прагматического признака социального статуса усиливают его связь с признаками ситуативной вариативности коммуникации. Дисперсионный (лат. dispersus "рассеянный, рассыпанный") анализ позволяет дать оценку влияния ряда независимых качественных переменных (факторов) на количественную переменную (признак). Например, определить, как влияют демографические факторы (какова их доля, процент) на выбор варианта побудительных высказываний. Выделяются отдельные компоненты общей дисперсии исследуемого признака, связанные с влиянием отдельных факторов или их сочетаний. 291 Латентно-структурный (лат. latentis "скрытый, невидимый") анализ был предложен П. Лазарсфельдом. Этот метод также связан со статистической обработкой эмпирических данных. Испытуемым предлагается набор вопросов, и по содержательным признакам ответов испытуемые распределяются по определенному скрытому (латентному) признаку. Например, на основе интервью или изучения газетных корреспонденции по определенным признакам можно выявить среди журналисток черты "мужского стиля", что может быть связано со степенью осознания ими своей эмансипированности в области языка (в корреспонденциях) и коммуникации (в интервью). В отличие от факторного анализа, этот метод не предполагает измерения зависимостей признаков, он предназначен для анализа качественных переменных. Метод импликационных шкал (лат. scala "лестница") представляет собой наглядную форму измерения и оценки полученных данных, которые градуируются по степени количества или интенсивности признаков. Шкалы классифицируются по типам или уровням измерения. Простые шкалы предусматривают однозначную оценку того или иного признака. Серия шкал (так называемая "батарея") может быть преобразована в единую шкалу значений отдельных признаков. Эта процедура называется шкалированием. Контент-анализ (англ. contens "содержание") занимает особое место в системе методов второго этапа исследования, поскольку он позволяет дать интерпретацию содержания информации через количественные показатели. В этом его суть. Первоначально (первая четвертьXX в.) контент-анализ понимался как своего рода технический прием для объективного, систематического и квантитативного описания явно выраженного содержания коммуникации (Bereslon. 1952. С. 18). С течением времени концептуальное представление о контент-анализе как о методе изменилось. Главным оказалось не описание "явного содержания" текстов, а раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива как источника информации. Отсюда контент-анализ стал пониматься как качественно-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях (Алексеев, Дудченко, 1976. С. 147). Именно возможность выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть 292 от внимания исследователя при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Появляется возможность выявить тенденции социальной действительности, в том числе социальной коммуникации. С помощью контент-анализа сделаны попытки установить скрытые мотивы коммуникаторов или авторов и даже социальные характеристики адресата – массового потребителя определенной информации. Этот метод помогает выявить закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, на основе чего прогнозируются тенденции в тех или иных социальных движениях. Контент-анализ рассчитан главным образом на исследование социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора. В отличие от традиционных количественных методов, используемых в гуманитарных науках, контент-анализ предполагает более систематическую и строгую процедуру исследования. Устанавливаются следующие этапы: – выбор образца текстов для исследования, желательно одного жанра, например "новости" в радиопередачах, рекламные тексты, "письма читателей" в газетах и т.п.; – определение категорий – существенных признаков внешних референтов, важных для данного исследования. Различение базовых категорий, которые встречаются в каждом тексте, например: тема, предмет сообщения, действующее лицо ("герой"), средства для достижения ценностей, и второстепенных. Категории составляют понятийную схему контент-анализа; – определение единиц наблюдения – эмпирических формальных показателей в тексте, которые регистрируются однозначно, например: слова, словосочетания, в устном тексте – высказывания, единицы невербальной коммуникации – жесты, мимика. Это могут быть культурологические индикаторы, отражающие реальное содержание политических реалий, например: "предвыборная кампания", "политическая платформа", "политические баталии", "программная речь" и т.п. Эти показатели сигнализируют о наличии или отсутствии искомой величины – заданной категории содержания. Оценочные показатели могут быть интерпретированы в определенных текстах как индикаторы деятельности, результативности средств массовой коммуникации в плане разнообразия тематики, объективности, независимости, тщательности подготовки радио- и телепрограммы и т.п. Эти индикаторы составляют рабочую, так называемую операционную схему, которая, по существу, и определяет последовательность процедур наблюдения над текстом; 293 – установление корреляции между понятийной схемой (категориями) и операциональной схемой (индикаторами), что является ответственной и сложной операцией. Примерами парных корреляций могут служить ключевые слова – тема; – оценочные характеристики суждения или высказывания – оценочная категория; факт упоминания о категориальном признаке – категориями т.п. Частота встречаемости отдельных высказываний, речевых формул свидетельствует о существовании содержательных категорий, которые интерпретируются как цель или мотив коммуникации; – подсчет частотности категорий для каждого индикатора, например, как часто выражается отношение к коммуникатору или автору в отдельных словах, высказываниях, жестах и т.п. или как представлены слова, высказывания, выражающие функциональные категории приказа, побуждения, удовлетворения, согласия, несогласия и т.п.; – в заключение проводится описание результатов полной дистрибуции категорий во всем текстовом массиве по отношению к уже установленным социальным факторам (демографические характеристики, вид занятий, общественное мнение и т.п.). Конечным результатом контент-анализа является установление и измерение тенденций в социальной реальности. В качестве недостатка контент-анализа обычно указывают на субъективизм при определении исходных данных: как понимать содержание; зависит ли оно от интерпретации получателя информации или определяется целью коммуникации и темой; насколько выбор категорий объективен; каков должен быть оптимальный объем текстового материала при определении зависимостей категорий и индикаторов в терминах частотности и др. Предлагаются альтернативные подходы к содержательному анализу информации. 294 Наиболее оптимальным вариантом контент-анализа считается функциональный, в котором категории выделяются на основе их функций. Так, например, средства массовой коммуникации и их содержательная информация могут классифицироваться на основе их доминирующей функции по отношению к аудитории (см. McQuail. 1987. Р. 191, 233-237). Любопытны в этом плане исследования коммуникации, связанной с политической сферой деятельности. Так, в частности, американский исследователь Д. Грабер обосновал набор функций "политической коммуникации", который и использовал в качестве системы категорий контент-анализа и как измерение намерений (замысла) коммуникатора, а именно – привлечение внимания, установление связей, определение ситуаций, принятие обязательств, создание мотивации в сфере политики, стимулирование действия, использование слов как символического поощрения реальных и потенциальных последователей (Graber. 1976). Функционально обусловленные категории являются тоже "заданными" и не могут претендовать на полную объективность, но они, безусловно, дают возможность более полно исследовать определенную коммуникативную сферу в социально значимом, аспекте. Представляется, что объективными основаниями для анализа содержательного аспекта социальной коммуникации могут служить характеристики дискурса как коммуникативной единицы. Дискурс-анализ как способ исследования коммуникации начал разрабатываться сравнительно недавно – в середине 60-х годов, однако в его теоретической и методологической установках нет единой концепции. Это произошло потому, что само понятие дискурса формировалось на стыке разных наук – антропологии, этнографии, лингвистики, социолингвистики, семиотики и, наконец, теории речевой деятельности и массовой коммуникации. Следует согласиться с мнением ван Дейка, который очень точно определил сущность дискурса, сказав, что "в широком смысле слова дискурс является сложным единством языковой формы, значения и действия, которое могло бы быть наилучшим образом охарактеризовано с помощью понятия коммуникативного события или коммуникативного акта" (ван Деик. 1989. С. 121–122). Для исследования социальной коммуникации существенно, что в дискурсе отражены не только языковые формы высказываний, но содержится и оценочная информация, личностные и социальные характеристики коммуникантов, их фоновые знания, имплицируется коммуникативная сфера и социальная ситуация. Моделирование дискурса, обоснование его компонентов и изучение его структуры как целостной коммуникативной единицы создали предпосылки для использования его в качестве метода исследования социальной коммуникации. При рассмотрении различных моделей дискурса мы приняли как оптимальный вариант модель Хэллидея, в которой взаимодействуют три структурных компонента – смысловое (тематическое) поле, тональность, или регистр, и способы реализации дискурса. Эти компоненты имеют формальное выражение в речи и могут, следовательно, служить объективными основаниями для выделения содержательных категорий. Для социальной коммуникации наибольшую важность представляют социально значимые категории, то есть социологические доминанты. По своим содержательным характеристикам эти доминанты связаны с разными компонентами дискурса. 295 К доминантам, определяющим смысловое поле, относятся коммуникативная сфера и смысловая информация. Их формальными коррелятами являются ключевые слова и словосочетания, именно они и создают смысловое поле дискурса. Доминанты, определяющие тональность дискурса, связаны с характеристиками коммуникантов, условиями коммуникации и коммуникативными функциями. К ним относятся социальный статус, коммуникативные роли, коммуникативная установка, статус языка, оценочная информация, ценностная ориентация и коммуникативные функции. Их формальными коррелятами являются функционально-стилистические признаки слов и словосочетаний, речевые формулы для выражения определенных коммуникативных функций. В устной форме дискурса такими коррелятами служат невербальные средства – фонационные (тон, пауза, громкость голоса и т.п.) и кинесические (жесты, телодвижения, дистанция и т.п.). В третьем компоненте дискурса – способах его реализации как целостной коммуникативной единицы определяющими являются социальная дифференциация, интеграция и интерференция, а также стратификационная и ситуативная вариативность как социо-коммуникативные доминанты – существенные характеристики, обусловленные социальной стратификацией общества и коммуникации. Эти доминанты представлены как в письменной, так и в устной форме дискурса. Формальными коррелятами являются признаки нормативного/ненормативного речевого поведения (вербального и невербального), построение высказываний, их связная последовательность, наличие или отсутствие фонетических, морфологических и лексических вариантов (социально обусловленных), правила речевого этикета. 296 Установление однозначных корреляций содержательных и формальных показателей во всех компонентах дискурса дает положительный результат качественного анализа. Количественные данные также могут быть установлены, если ставится специальная цель, например, выявить тенденции в вариативности речевых формул или построении высказываний. Дискурс-анализ позволяет выделить не только существенные характеристики социальной коммуникации, но и второстепенные. В этом его бесспорное преимущество, особенно при изучении межличностной и внутригрупповой коммуникации. При исследовании массовой коммуникации обязательным условием является принадлежность дискурсов к одному жанру. Этот метод пока рассчитан на работу "вручную" и является трудоемким. В процессе его совершенствования можно надеяться на введение более эффективных приемов, которые позволяют исследовать целые массивы дискурсов. На заключительном этапе исследования социальной коммуникации используются методы тестирования и шкалирования, которые позволяют проверить полученные результаты. При тестировании используется тот же материал, который был дан в первичном, диагностирующем тесте. Практикуется так называемый панельный метод, или метод повторного опроса с целью проверки или уточнения первичного опроса. Но при этом должны быть сохранены те же условия, что практически трудно осуществить, особенно при большом временном разрыве. Использование методов, различающихся "по способу", определяется их эффективностью на определенном этапе исследования. Логико-аналитический анализ может быть использован и при первичной систематизации материала, и при аргументации выбора исходных данных или гипотезы. Визуальные методы незаменимы в тех случаях, когда необходимо представить объект в целостности или показать его внутреннее строение, удельный вес структурных компонентов и т.п. Игровые приемы облегчают проведение эксперимента, но усложняют его подготовку. Для проверки экспериментальных данных вводятся контрольные наблюдения – избирается та или иная модель измерения, в частности, метрологическая модель идеального измерения и теории ошибок (погрешностей). Разработаны методики измерения текста, измерения аудитории и двуязычия как социального явления. При изучении массовой коммуникации эти методики варьируются в зависимости от целей и видов коммуникативных средств. Обобщая все вышесказанное, можно определить методологию как стратегию, а методы как тактические средства в процессе научного исследования, результативность которого во многом определяется их преемственностью и непротиворечивостью, представляющих объект в его целостности. 297
Вопросы для самоконтроля 1. Как понимается соотнесенность фундаментальных принципов научного исследования, частнонаучных методов и конкретных методов? 2. В чем различие между методологией и идеологией? 3. Можно ли пользоваться методами, заимствованными из других наук? 4. Какие требования предъявляются к частнонаучным методам? 5. Чем определяется выбор конкретных специализированных методов? 6. По каким критериям различаются конкретные методы? 7. Чем объясняется незавершенность методологической концепции социологии коммуникации? 8. Какие общенаучные принципы существенны для исследования социальной коммуникации? 9. В чем состоит оптимальность познавательно-прагматического подхода к исследованию социальной коммуникации? 10. Какие частнонаучные принципы существенны для исследования социальной коммуникации? 11. Какие конкретные методы используются на начальном, последующем и завершающем этапах исследования социальной коммуникации? 12.- В чем суть контент-анализа; его сильные и слабые стороны? 13..Что такое дискурс-анализ и каковы возможности его использования для исследования социальной коммуникации?
Основная литература Алексеев А.Н., Дуленко B.C. Контент-анализ как специфический способ "прочтения" текста. // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). - М., 1976. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. ПлотинскийЮ.М. Визуализация информации. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1989. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. - М., 1976. 298
Дополнительная литература Берн Э. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. - Л.: Лениздат, 1992. Дейк Ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. Бхаскар Р. Общества//Социологос. I. Общество и сферы смысла. - М.: Прогресс, 1991. ИльинВ.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. Корбут А.В., Сазонов В.В., Тарасов Е.Ф. Использование контент-анализа для исследования массовых коммуникаций. // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1974. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 1996. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. Пер. с нем. // Социо-логос. Общество и сферы смысла. - М.: Прогресс, 1991. МарчукЮ.Н. (отв. ред.). Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. - М., 1989. Слепенков И.М., Дряхлое Н.И., Нечаев U.S., Долгоруков А.М. Практикум по социологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. Berelson В. Content Analysis// Communication Research. – Gloncoe, 1952. Graber D. Verbal Behavior and Politics. – Urbana ILL. University, 1976. International Encyclopedia of Communications. Ed. by E.Bamouw, G.Gerbner, W.Schramm, T.L. Worth, L-Gross. Univ. of Pennsylvania – Oxford Univ. Press. – N.Y. Oxford, 1989. Vol. 1-4. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. Sage Publication Inc. Beverky Hills. – California, 1987.
Итак, теперь можно ответить на вопрос, поставленный в самом начале, – может ли социология коммуникации (социокоммуникация) претендовать на статус научной дисциплины согласно трем критериям? Да, потому что она 1) имеет свой предмет исследования – социально обусловленную коммуникацию, системное явление, представленное на разных уровнях и разными типами реализации, 2) имеет свои категории – социологические доминанты, 3) имеет свою систему методов, среди которых дискурс-анализ является специализированным методом исследования социальной коммуникации, рассматриваемой с позиций общенаучного принципа – познавательно-прагматического. 299 Возникает еще один вопрос – каково должно быть отношение исследователя к своему предмету? Ответ был дан нашим замечательным языковедом А.М. Пешковским: "Объективной точкой зрения на предмет следует считать такую точку зрения, при которой эмоциональное и волевое отношение к предмету совершенно отсутствует, а присутствует только одно отношение – познавательное. Ни чувства, ни воля, конечно, не исчезают при этом, но они как бы переливаются целиком в познавание. Человек не хочет ничего от изучаемого предмета ни для себя, ни для других, а он хочет только его познать". (Цит. по: Звегинцев ВА. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть II. - М., 1960. С. 231.) Labor est etiam ipse voluptas наслаждение). (Труд уже сам по себе
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие …………………………………………………………………………... 2 Введение. Предмет социологии коммуникации ………………………………………. 2 Общение. Коммуникация. Речевая деятельность. Базовые составляющие социокоммуникации. 3 Истоки изучения социальной коммуникации ……………………………………… 4 Глава I. Основы теории социальной коммуникации …………………….. 6 Онтологический аспект социальной коммуникации …………………………………… 6 Гносеологический аспект социальной коммуникации ……………………………….. 8 Методологический аспект социальной коммуникации. ……………………………… 10 Конструктивные методологические принципы и социальная коммуникация…….. 12 Глава II. Социологические доминанты коммуникации…………………………….... 14 Стратификационная группа социологических доминант коммуникации …………… 15 Ситуативная группа социологических доминант коммуникации…………………… 17 Оценочная группа социологических доминант коммуникации…………………….... 20 Функциональная группа социологических доминант коммуникации ……………….. 23 Глава III. Системность коммуникации и виды коммуникативныхсистем………….... 25 Понятие системности. ……………………………………………………………... 25 Система языка и коммуникативные системы.……………………………………….. 26 Виды коммуникативных систем ……………………………………………………. 28 Глава IУ. Уровни коммуникация. Семиотический уровень ……………………… 31 Критерии уровней коммуникации. ………………………………………………….. 31 Семиотический уровень (Типология знаков как единиц семотического уровня коммуникации. Социальная обусловленность знаков как единиц семиотического уровня. Кумулятивный характер коммуникативных систем семиотического уровня)…………………. 33 Глава V. Лингвистический (языковой) и металингвистический (метаязыковой) уровни. 37 Лингвиствичсский уровень коммуникации и его коммуникативные единицы. (Высказывание. Дискурс. Моделирование дискурса. Модель М.Хэллидея “ситуативный тип”).... 37 Металингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы... 42 Глава VI. Паралингвистический уровень …………………………………………….. 44 Природа невербальной коммуникации.…………………………………………….... 44 Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации.……………..... 46 Социальная дифференциация и варьирование.………………………………………. 48 Коммуникативные единицы НВК и их типология…………………………………... 50 Глава VII. Синтетический уровень …………………………………………………… 53 Природа синтетического уровня и виды коммуникативных систем. ……………. 53 Социальная значимость синтетического уровня и социологические аспекты его изучения.. 56 Сравнение уровней коммуникации………………………………………………... 58 Глава VIII. Коммуникативная личность ……………………………………….... 60 Языковая личность. ……………………………………………………………….... 61 Коммуникативная личность ……………………………………………………….. 62
Глава IX. Типы коммуникации. Межличностная коммуникация……………………….. 66 Межличностная коммуникация………………………………………………………... 66 Сущность и функции межличностной коммуникации………………………………..67 Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации ……...71 Глава X. Массовая коммуникация (теоретический аспект) ………………………...74 Сущность и функции массовой коммуникации. ……………………………………..74 Функции массовой коммуникации ………………………………………………………. 76 Теории и проблемы изучения массовой коммуникации ……………………………….. 77 Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации …………… 77 Глава XI. Массовая коммуникация (прагматический аспект) ……………………… 81 Моделирование массовой коммуникации. …………………………………………....82 Факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации. ………………. 83 Средства мас
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.105 (0.016 с.) |