Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение. Предмет социологии коммуникации↑ Стр 1 из 38Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В.П.КОНЕЦКАЯ
СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ
Международный Университет Бизнеса и Управления “Братья Карич” Москва 1997
ББК 60.5 К-69
Рецензенты: доктор филологических наук, проф. С.М.Мезенин (кафедра лексики английского языка МИГУ); доктор экономических наук, проф. М.А.Севрук; доктор филологических наук, проф. С.Г.Термчнасова Конецкая В.П. К-69 Социология коммуникации. Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 304 с.
Социология коммуникации – новая наука, возникшая на стыке нескольких наук. Она имеет собственный предмет, методологию и методику, рассмотрению которых и посвящен этот первый в отечественной социологии учебник. Для студентов и аспирантов, изучающих социологию, и всех, кто интересуется социальной коммуникацией как феноменом и процессом современной общественной жизни. ББК 60.5 I8ВN 5-89313-010-3 С 0302000000 без объявл. 090149-97
© Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997.
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ. 4 Введение. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ.. 4 Общение. Коммуникация. Речевая деятельность. 5 Истоки изучения социальной коммуникации. 7 Основная литература 1 раздела. 8 Дополнительная литература. 9
Глава I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.. 9 Онтологический аспект социальной коммуникации. 9 Гносеологический аспект социальной коммуникации. 11 Методологический аспект социальной коммуникации. 14 Конструктивные методологические принципы и социальная коммуникация. 16 Вопросы для самоконтроля. 17 Основная литература. 18 Дополнительная литература. 18
Глава II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ КОММУНИКАЦИИ.. 18 Стратификационная группа социологических доминант коммуникации. 19 Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. 22 Оценочная группа социологических доминант коммуникации. 25 Функциональная группа социологических доминант коммуникации. 29 Основная литература II главы.. 31 Дополнительная литература. 31
Глава III. СИСТЕМНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ И ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМ.. 31 Понятие системности. 31 Система языка и коммуникативные системы.. 33 Типы высказывания говорящего. 34 Типы ответа слушающего. 34 Виды коммуникативных систем. 35 Вопросы для самоконтроля. 38 Основная литература. 38 Дополнительная литература. 38
ГЛАВА IV. УРОВНИ КОММУНИКАЦИИ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. 39 Критерии уровней коммуникации. 39 Семиотический уровень. 41 Вопросы для самоконтроля. 46 Основная литература. 46 Дополнительная литература. 46
Глава V. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (ЯЗЫКОВОЙ) И МЕТАЛИНГВИСТИЧЕС-КИЙ (МЕТАЯЗЫКОВОЙ) УРОВНИ.. 46 Лингвистический (языковой) уровень коммуникации и его коммуникативные единицы 46 Металингвистический (метаязыковой) уровень коммуникации и его коммуникативные единицы.. 52 Основная литература. 54 Дополнительная литература. 54
Глава VI. ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. 54 Природа невербальной коммуникации. 55 Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации. 56 Социальная дифференциация и варьирование. 59 Коммуникативные единицы НВК и их типология. 62 Вопросы для самоконтроля. 64 Основная литература. 64 Дополнительная литература. 64 Глава VII. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. 65 Природа синтетического уровня и виды коммуникативных систем. 65 Социальная значимость синтетического уровня и социологические аспекты его изучения. 69 Сравнение уровней коммуникации. 71 Вопросы для самоконтроля. 73 Основная литература. 73 Дополнительная литература. 73
Глава VIII. КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ. 74 Языковая личность. 74 Коммуникативная личность. 76 Вопросы для самоконтроля. 79 Основная литература. 80 Дополнительная литература. 80
IX. ТИПЫ КОММУНИКАЦИИ. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.. 80 Типы коммуникации. 80 Межличностная коммуникация. 81 Сущность и функции межличностной коммуникации. 82 Игра в откровенность с резким переходом к основному мотиву. 83 Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. 85 Вопросы для самоконтроля. 89 Основная литература. 89 Дополнительная литература. 89
Глава X. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 89 Сущность и функции массовой коммуникации. 90 Функции массовой коммуникации. 92 Теории и проблемы массовой коммуникации. 93 Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации. 93 Вопросы для самоконтроля. 97 Основная литература. 97 Дополнительная литература. 98
Глава XI. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 98 Моделирование массовой коммуникации. 98 Факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации. 100 Средства массовой коммуникации в прагматическом аспекте. 105 Вопросы для самоконтроля. 107 Основная литература. 107 Дополнительная литература. 107
Глава XII. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ) 107 Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. 107 Массовая коммуникация и реклама. 111 Массовая коммуникация и речевая деятельность. 116 Прикладные задачи социологии коммуникации. 118 Вопросы для самоконтроля. 121 Основная литература. 121 Дополнительная литература. 121
Глава XIII. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ.. 122 Общее, особенное и единичное в методологии. 122 Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации. 124 Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации. 127 Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации 127 Вопросы для самоконтроля. 132 Основная литература. 132 Дополнительная литература. 133
ПРЕДИСЛОВИЕ Данный учебник предназначен для студентов, специализирующихся в частной области социологии – социологии коммуникации. Учебник преследует двоякую цель – обобщить теоретические основы и практические задачи социологии коммуникации и обосновать ее предмет как специальной дисциплины. Учебник содержит необходимые сведения о теоретическом, прагматическом и прикладном аспектах социологии коммуникации, определения ключевых понятий и базовых категорий социальной коммуникации как явления и как процесса. Дополнительные сведения по некоторым вопросам, данные смежных дисциплин – социолингвистики, этнологии и психолингвистики, равно как и рекомендованная литература, рассчитаны на стимулирование творческого потенциала студентов. В отличие от социолингвистики, акцент сделан на коммуникативной функции языка как социального явления. Кроме того, социокоммуникация предполагает изучение коммуникативных систем не только лингвистического уровня, но и других уровней – семиотического, метаязыкового, паралингвистического и синтетического. Дается обоснование понятий общения, коммуникации и речевой деятельности как взаимосвязанных, но различающихся видов человеческой деятельности. Рассмотрены онтологические, гносеологические и методологические истоки социологии коммуникации. Раскрывается системная организация коммуникации, рассматриваются задачи естественных и естественно-искусственных коммуникативных систем и перспективы их решения в связи с социальными запросами современного общества. Обосновываются единицы, функции и социально значимые категории межличностной и массовой коммуникации с учетом параметров коммуникативной личности – члена социума. Проблемы массовой коммуникации рассматриваются в трех аспектах – теоретическом, прагматическом и прикладном. Особое внимание при этом обращается на такие коммуникативные сферы, как общественные связи и отношения. Материал учебника организован по тематическому принципу с элементами концентра, что, вероятно, неизбежно в связи с перекрещивающимся характером изучаемых аспектов социальной коммуникации. В учебнике тринадцать глав, которым предшествует Введение. Структура глав стереотипна. Внутри главы выделяются разделы и подразделы, посвященные частным вопросам темы. В конце каждой главы приводятся вопросы для самоконтроля, дается список основной и дополнительной литературы по данной теме. Автор выражает глубокую благодарность своим коллегам – профессору Р.С.Цаголовой, доценту М.К.Башаратьяну, доценту Ю.М.Плотинскому и старшему преподавателю И.Н.Чудновской за ценные критические замечания и конструктивные предложения. Вопросы для самоконтроля 1. В чем разница между объектом и предметом исследования? 2. Как соотносятся социология коммуникации, социальная коммуникация и социокоммуникация? 3. В чем заключается общее и различное в понятиях общения, коммуникации и речевой деятельности? 4. Каковы базовые составляющие социальной коммуникации и проблемные вопросы, связанные с ними? 5. Какие из истоков социальной коммуникации представляют непосредственный интерес для социокоммуникации? 6. Что является непременным условием для становления социокоммуникации как научной дисциплины?
Основная литература 1 раздела Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании // Вопросы философии. 1980. №1. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности.- М., 1974. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы.- М., 1976.
Дополнительная литература Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. (Перевод с англ.). - М.: Прогресс, 1989. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. - М.: Изд-во Московского университета. 1995. Котов Р.Г. Деловое общение и язык / Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. - М., 1989. Леонтьев А.А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности // Теория речевой деятельности. - М., 1968. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. / Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. - М.: Политиздат. 1988. Austin J.L. How to do things with words. – Oxford, 1962. Bazerman Ch. Discourse Analisis and Social Construction//Annual Review of Applied Linguistics. 1990. Vol. 11. Cambr. Univ. Press. Berger P. & Luckmann Т. The Social Construction of Reality. Doubleday. – N.Y., Garden City, 1966. Schutz A. & Luckmann T. The Structure of the Life World. Evanston, 1973.
Глава I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Теория любой науки содержит три аспекта – онтологический (связанный с сущностной природой изучаемого объекта), гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычленения предмета исследования) и методологический (связанный с обоснованием подхода или принципов научного анализа). Если теория разрабатывается в рамках отдельного аспекта, то ее достоинством является непротиворечивость, недостатком – неполнота и даже ущербность, статичность, а иногда и непроизвольное смешение признаков разных аспектов. Теория, которая включает все три указанных аспекта, обладает рядом достоинств – целостностью, динамичностью, эвристичностью, но она страдает и существенным недостатком – противоречивостью, простой описательностью и гетерогенностью, что может привести к эклектизму – механическому соединению разнородных и несовместимых характеристик исследуемого явления или процесса. И все-таки многоаспектный подход с учетом требований современной науки представляется целесообразным, т.к. он позволяет глубже проникнуть в суть предмета исследования, установить многоплановые связи между его существенными характеристиками и выявить их причинно-следственные отношения, придав теории объяснительную силу.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие факторы определяют онтологию социальной коммуникации? 2. Какие вопросы составляют проблематику гносеологического аспекта социальной коммуникации? 36 3. В чем заключается трудность обоснования единиц коммуникации? 4. Как понимается социальная информация? 5. Почему социальный статус является важнейшей категорией социальной коммуникации? 6. Какие факторы, определяющие социальный статус, имеют социальную значимость? 7. В чем различие между методологией и методикой? 8. Какие методологические принципы общефилософских и социологических концепций являются конструктивными для социальной коммуникации? 9. В чем смысл утверждения: "Познание не может пренебречь фактором целостности"? (Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. - М., 1988 С. 315.) 10. Насколько справедливо высказывание: "Социальная наука, по-видимому, имеет необходимым образом пробный характер: она теоретически плюралистична и не завершена"? (Аутвейт У. Реализм и социальная наука//Социо-Логос. Вып. 1. - М., 1991. С.151).
Основная литература Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих// Социолингвистические исследования. - М., 1976. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. - М., 1980. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: достижения и перспективы исследования//Язык как средство идеологического воздействия. - М., 1983. Швейцер А.Д. Социальная дифференциация языка//Онтология языка как общественного явления. - М., 1983. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.
Дополнительная литература Аутвейт У. Реализм и социальная наука//Социо-Логос. Вып. 1. - М., 1991. Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos. 1993. 'Бхаскар Р. Общества//Социо-Логос. Вып. 1. - М., 1991. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат. 1990. Дюркгейм Э. Метод социологии. К.-Х. 1899. 37 Исаев М.И. Исторические типы общности людей и язык//Онтология языка как общественного явления. - М., 1983. Капустин Б.Г. Неомарксистская социология: поворот или кризис?//Социологические исследования. - М., 1986. № 3. Карасик В.И. Статус лица в значении слова. Волгоград, 1989. Кочанов Ю.Л. Резервы и тупики марксистской социологии: целостность и тоталицизм//Социо-Логос. Вып. 1. - М., 1991. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. (Предварительный эскиз)//Социо-Логос. Вып.1. - М., 1991. Корш К. Марксизм и философия. - М., 1923. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1983. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. Изд. "Мысль". Российский открытый Универститет. - М., 1993. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 23. С. 21-22. Мертон Р.К. Явные и латентные функции//Структурно-функциональный анализ в социологии. Вып. 1. - М., 1968. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. Философия Гегеля: проблемы диалектики/Под ред. Т.И. Ойзермана, Н.В. Мотрошиловой. - М., 1987. Павлов И.П. Полн.собр.соч., изд. 2-е. Т. III, кн. 2. М-Л., 1951. Тарасов Е.Ф. Построение теории коммуникации//Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979. Форман И.П. Теория познания и философия культуры. - М., 1986. Bell D. The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting. N.Y. 1973. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Bd. I-II. – Fr/M., 1981. Hall E.T. The Silent Language. Garden City. N.Y., 1959. Doudleday. Mead G.H. Mind, Self and Society. – Chicago. 1936. Parsons T. Social system and the evolution of action theory. – N.Y. – L., 1977. Skinner B.F. Reflections on behaviorism and society. – N.Y., 1978. Spenser G. The Principles of Sociology. L., 1896. Schutz A. The phenomenology of the social world. L., 1972. Weber М. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. I-III. Tub. 1973-1986. White L. The Science of Culture. – N.Y., 1949.
Глава II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ КОММУНИКАЦИИ Положение о том, что коммуникация, как и язык, социально обусловлена, стало аксиомой. Самым сильным доводом при этом является не особая теоретическая аргументация, а признание социальной природы коммуникации как онтологически обусловленной данности – коммуникация рождается и функционирует в обществе, развивается и видоизменяется вместе с ним. Ни одна новая социальная реалия или сдвиг в социальной оценке взаимоотношений людей не ускользает от фиксации в живом языке, который в своей основной, коммуникативной функции является связующим звеном между индивидами как членами общества. Если общество распадается или насильственно уничтожается, то в первую очередь прерывается процесс коммуникации на данном языке, который затем исчезает навсегда вместе с последними представителями отдельных социальных групп этого общества. Так ушли в небытие языки многих индейских племен, равно как и языки некогда могущественных государств, таких как Хеттская империя. И только те языки, которые имели развитую письменность, остановившись в своем развитии и перейдя в категорию мертвых языков, могли еще долго сохраняться в состоянии своеобразного анабиоза. При благоприятных условиях благодаря стараниям общества или отдельных социальных групп некоторые мертвые языки "оживают" и начинают функционировать, как правило, в узких специальных сферах общения. Латынь вплоть до XYIII в. служила средством научного общения в Европе и сохранилась до сих пор в католической церкви в специальной культовой функции. Один из древнеиндийских языков – санскрит, помимо культовой функции, выполняет и собственно коммуникативную функцию в среде брахманов, представляющих одну из привилегированных каст индийского общества. Совершенно уникальна судьба древнееврейского языка, который вышел из употребления как средство устной коммуникации к середине I тысячелетия до н.э. Оставаясь долгое время культовым языком, во второй половине ХIХ в. древнееврейский был модифицирован в иврит – современный язык государства Израиль. История свидетельствует о том, что отношения между языком и коммуникацией складываются по-разному: либо они гармонично соотносятся как сущность и явление, либо исчезают вместе бесследно, либо, коммуникация как естественный процесс общения сокращается и сводится к актуализации специализированных, культовых функций языка, который сохранился или в письменной форме, или в форме обрядовых песнопений. Но во всех случаях пути развития коммуникации и видоизменение функций языка связаны с социальными процессами, которые происходят в обществе, с отношением самого общества к своему языку как средству общения. Результаты эмпирических исследований коммуникации подтверждают тезис о социальной обусловленности языка и коммуникации – зафиксированы и систематизированы различные признаки в речи представителей разных социальных групп. В социолингвистике установлены типовые взаимосвязи языка и общества – социальная дифференциация, интеграция и интерференция языков, определены виды социальной вариативности языка – стратификационная и ситуативная. В психолингвистике выявлены факторы, обусловливающие социальные нормы речевой деятельности. Для целого ряда языков описан "речевой этикет" как предписывающая норма речевого поведения в соответствующих ситуациях. Однако до сих пор не определены существенные характеристики социальной коммуникации, то есть собственно социокоммуникативные категории, обусловленные социологическими и коммуникативными факторами. На данном этапе формирования социологии коммуникации необходимо обобщить имеющийся фактологический материал с тем, чтобы определить наиболее существенные, постоянно действующие факторы, обусловливающие важнейшие характеристики социальной коммуникации, своего рода социологические доминанты коммуникации. Социологическая доминанта – это социально обусловленная и доминирующая характеристика коммуникации, которая нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории. Выделение социальных доминант коммуникации позволит создать базу для сравнительного изучения коммуникативных систем в синхронии и диахронии и выявить механизм взаимодействия социологических и психологических факторов, доминирующая роль которых в естественной коммуникации сильно варьируется. Степень изученности этих характеристик социальной коммуникации не одинакова: некоторые из них требуют теоретического обоснования, другие – предварительного исследования, третьи – эмпирической проверки. Все многообразие социологических доминант можно представить в четырех группах – стратификационной, ситуативной, оценочной и функциональной. Вопросы для самоконтроля 1. Какие факторы обусловливают социальную значимость коммуникации? 2. Каково содержание ситуативно обусловленных категорий? 3. Как проявляются в реальной коммуникации категории социального статуса и коммуникативной роли? 4. В чем различие между смысловой и оценочной информацией? 5. Как определяется социологическая доминанта коммуникации? Каковы основные группы социологических доминант? 6. Что такое "социальный стереотип"? 7. Каковы факторы, определяющие социальную дифференциацию, интеграцию и интерференцию, а также вариативность как категории социальной коммуникации? 8. Как понимается функция в социологии и социальной коммуникации? 9. Каковы способы актуализации частных функций социальной коммуникации? 10. Что такое "речевой этикет"?
Основная литература II главы Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. - М., 1975. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М., 1984. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989. Швейцер А.Д. Социальная дифференциация языка // Онтология языка как общественного явления. - М., 1983
Дополнительная литература Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М., 1979. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию духа // Вопросы философии. 1990. № 7. Макаревт В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы.- М.: Изд-во Моск. ун-та. 1994. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория. Проблемы. Методы. - М., 1976.
Понятие системности Коммуникация возникла в человеческом обществе как потребность индивида передать другому индивиду необходимую для совместного действия информацию. Первичными коммуникативными средствами были самые простые – указательные жесты, одобряющая или неодобряющая мимика – невербальные (лат. verbalis "устный, словесный") знаки. Правильное понимание этих знаков было возможно лишь в их устойчивой соотнесенности, чаще по признаку противоположности – указание налево, вверх предполагало указание направо, вниз. Наконец, homo habilis "человек умелый" стал использовать для передачи информации вербальные средства – слова и фразы и превратился в homo loquens "человека говорящего". Появлялись все новые и новые слова, пропуская их через свое сознание – фиксируя соотнесенность того или иного слова с реалиями действительности, человек невольно должен был упорядочивать их по каким-то общим или различительным признакам как формальным, так и содержательным. По мнению психолога Л.С. Выготского, системность является критерием осознанности. Способом наивной систематизации слов мы пользуемся и до сих пор. Действительно, как можно было бы понять лавину новообразований в современном русском языке, если бы мы не обладали способностью сопоставить и упорядочивать их. Мы понимаем новообразование "наив", потому что оно соотносится с рядом: "интим, примитив". Воспринимаем слово "джазуха" с пренебрежением, потому что соотносим его с рядом: "показуха, порнуха, чернуха" и др. Появившееся слово "бомжатник" ставит нас в тупик – с чем оно соотносится? Если с курятником, то это место, где обитают бомжи, а если с медвежатником, то это бомж в новом амплуа. Автор анонимен, и для правильного понимания слова необходим конкретный контекст. Слово "крутой", оторвавшись от ряда "крутой (берег, обрыв; лоб)", побило все рекорды – используется в самых причудливых сочетаниях (даже без кавычек) с неопределенным смыслом, который можно интерпретировать как "лихой, бесшабашный, преступающий дозволенные нормы, жесткий"; например: "крутой (парень, продюсер, шеф)", "крутая (группа, разборка, газета, лекция, электроника)" и др. Любопытно, что общая социальная оценка этого нового слова скорее благожелательная, чем осуждающая. 68 Этот несколько упрощенный взгляд на природу системности позволяет, тем не менее, определить ее как онтологическое свойство упорядоченности множества элементов, в том числе и коммуникативных средств, в основе которой лежат взаимообусловленные принципы их тождества и различия. Поэтому неудивительно, что возникла необходимость научной интерпретации этого свойства – обоснование системного подхода как методологического принципа научного познания. Поиски ученых – философов, логиков, специалистов в области общественных, гуманитарных и точных наук выявления возможных связей и взаимозависимостей множества элементов, представляющих реалии действительности и отражающих представление о них, привели к обоснованию разных способов их систематизации. В научном обиходе используются такие понятия, как система, классификация, таксономия, стратификация, типология. Иногда эти понятия и термины, их выражающие, взаимозаменяются, поскольку имеют общие признаки. Но, как известно, однозначность является непременным условием корректного употребления термина. Система (греч. systema "целое, составленное из частей, соединение") – совокупность элементов, находящихся в многомерных отношениях друг с другом и образующих определенное целостное единство, способное функционировать. К настоящему времени разработана теория систем, которая применима к исследованию различных объектов, но с различной степенью эффективности, что зависит от природы самих объектов и сложности их взаимосвязей. Сравните: социальная система, система языка, кибернетическая система, система управления и др. Общим требованием к любой системе является наличие трех признаков системности – объектность – элементы некоего множества или совокупности, структура – сеть отношений и связей между этими элементами и целостность – свойство данной совокупности элементов функционировать как некое единство, в котором целое зависит от элементов, а элементы – от целого. Система не сводится к сумме элементов; свойства элементов определяются их местом в структуре – соотнесенностью с другими элементами. 69 Классификация (лат. classis "разряд, класс"+ facere "делать") – распределение объектов или понятий о них в какой-либо области знаний или деятельности человека по классам на основе определенного признака, позволяющего установить однородные связи. Например, классификация слов по частям речи, классификация языков мира – распределение их по признакам генеалогических связей. Классификация может предусматривать иерархию выделенных классов или более мелких совокупностей, если между ними можно установить отношения подчиненности. Таксономия (греч. taxis "расположение, порядок" + nomos "закон") – совокупность принципов и правил классификации объектов, а также и сама научная систематизация сложно организованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. При этом выявляются подчиненные и соподчиненные группы элементов, представляющих ту или иную область действительности. Существует таксономия органического мира – распределение животных и растений, называемое систематикой. Таксономии подлежат объекты геологии, этнографии, словарного состава языка – таким образом выделяются таксономические группы слов, обозначающих Вселенную, жизнь и деятельность человека, его социальные ценности и др. Стратификация (лат. stratum "слой, настил" + facere "делать") – выявление отдельных однородных множеств элементов в области, имеющей слоистое строение. Естественные науки изучают стратификацию атмосферы, морской воды, геологических пород и т.п. Социальная стратификация общества, которая выявляется на основе неоднородности его социальных структур, коррелирует с социальной стратификацией (дифференциацией) языка. Стратификация словарного состава языка проводится на основе различия функционально-стилистических характеристик его лексических единиц – архаизмов (чело, длань), поэтизмов (очи), жаргонизмов (тусовка) и других функционально-стилистических "страт", коррелирующих с определенными социальными группами и субкультурами. Типология (греч. typos "отпечаток, форма, образец" + logos "слово, учение") – группировка элементов на основе общности их наиболее существенных признаков; часто с помощью обобщенной модели. В социологии – это модели социальных отношений в обществе или модели массовой коммуникации на основе выявления устойчивых сходств и различия множества социальных объектов. Таким образом устанавливается типология общественно-экономических формаций, классов, личности и др. В языкознании разработана типология языков по их существенным структурным и функциональным характеристикам, установлены типы коммуникативных актов. Типология важна для сравнительного анализа достаточно крупных совокупностей элементов как в синхроническом, так и диахроническом планах исследования. 70 Выделенные способы представления системности элементов являются, по сути дела, научными аналогами их реальных связей и отношений. Несмотря на сходство целей, каждый из них подчеркивает разные стороны системности. Итак: система – целостное единство, способное функционировать; классификация – установление групп и классов элементов на основе однородных признаков; таксономия – иерархическое представление отношений и связей сложно организованных областей действительности; стратификация – расчленение целого на страты – группы, объединенные общим признаком; типология – объединение элементов в крупные совокупности на основе общности существенных признаков с целью использования выделенных типов как основы для сравнительного исследования.
Виды коммуникативных систем Специфика коммуникативных систем определяется тремя критериями: 1) целевым назначением системы (какая информация сообщается и кому предназначается), 2) выбором коммуникативных средств, 3) каналами передачи и восприятия информации (аудитивным, визуальным, аудитивно-визуальным, тактильным, возможно, экстрасенсорным?!) и способами обмена информацией (естественными и искусственными). В обобщенной форме можно сказать, что коммуникативные системы различаются по целевому назначению, мотивированности коммуникативных единиц и технике актуализации. 76 На основе этих критериев различают естественные и искусственные коммуникативные системы. К естественным системам относятся те, в которых используются коммуникативные средства естественного языка – слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения. Они имеют национальную специфику. К искусственным системам относятся те, в которых используются сконструированные (часто на базе вербального языка) или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов. Искусственные системы ориентированы на задачи общения на международном уровне, поэтому национальная специфика для них не характерна. Чаще, правда, говорят о естественном и искусственных языках, а не о коммуникативных системах. В данном случае происходит не просто свободное варьирование терминов, а молчаливое признание того факта, что коммуникативная система предполагает соотнесенность с конкретным языком как средством общения. Однако условия выделения естественных и искусственных коммуникативных систем различны. Если естественные коммуникативные системы выделяются из потока речевого общения, в котором актуализируется естественный язык, то искусственно созданные коммуникативные системы строятся на основе функционального аналога естественного языка, то есть конструкта, не обладающего всеми свойствами и функциями естественного языка. Вот почему, говоря об "искусственных языках" (традиция сильна), следует помнить, что этот термин используется условно. Естественные системы характеризуются многофункциональностью, социальной дифференциацией, высокой степенью вариативности, динамикой развития и представляют различные уровни коммуникации. Одной из сильных сторон естественных вербальных коммуникативных систем является их широкий коммуникативный диапазон – некоторые языки содержат более полумиллиона лексических единиц и функционируют во всех сферах общения. Будучи неоднородными по своим функционально-стилистическим свойствам, они изучаются (коммуникативной) лингвистикой и стилистикой. Непосредственным предметом изучения социолингвистики и социокоммуникации является их социальная дифференциация. Невербальные средства коммуникации и их функционирование изучаются специальной дисциплиной – паралингвистикой (греч. рага "около" + фр. Unguistique, лат. lingua "язык"). Искусственные коммуникативные системы подразделяются на априорные, апостериорные и смешанные. Априорные (лат. a priori "изначально") системы создаются как независимые, без опоры на естественный язык. Например, таковыми являются системы, основанные на логической классификации понятий – так называемые философские языки. Коммуникативными средствами служат символы; к символическим системам относятся так называемые языки математики – язык дифференциального и интегрального исчисления, язык математической логики и др. Использование буквенной нотации и символов математических операций в Европе относится к XVI в., несколько позже складывается символический язык химии, элементы символических языков лингвистики создаются лишь в 30–40 годахXX в. Помимо буквенных символов, использовались звуковые символы и жесты. Так например, в музыкальном языке соль-ре-соль (1817-66 годах во Франции) была использована нотная азбука с соответствующими звуками, цифрами, вариантами цветового спектра. На основе жестов создавались так называемые молчаливые языки, которые обслуживают либо религиозные общины (обычно монашеские), давшие обет молчания, либо узкие профессиональные группы, заинтересованные в сохранении "тайного" кода коммуникации. Возникновение таких специализированных языков, особенно в точных науках, объясняется стремлением преодолеть одно из онтологических свойств естественного языка – многозначность его единиц, которая не устранялась даже в коммуникации. Стремление добиться однозначного соответствия между планом выражения (формой коммуникативных единиц) и планом содержания (их смыслом) заставило создателей априорных языков отдалиться от естественных языков. В них актуализируются лишь две функции естественного языка – репрезентативная (называется или представляется какой-то объект, свойство, явление, существенные для данной области деятельности) и металингвистическая (используются символы, обозначающие научные понятия). Математический и философский "языки", кроме того, выполняют функцию, несвойственную естественному языку – служат средством логического вывода. Эти "языки" обслуживают определенные социальные группы общества для решения специальных задач и актуализируются как специализированные коммуникативные системы (по<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.114.228 (0.017 с.) |