ТОП 10:

Основные социологические направления (парадигмы)



Основные социологические направления (парадигмы)

Парадигма - концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательских проблем.

Данное понятие в социологию было введено американским историком и социологом Томасом Куном (1922-1994) в своей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962). Кун называл парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников, и в то же время достаточно открытые, чтобы новые поколения молодых ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида.

Три главных признака существования парадигмы:

  1. наличие оригинальной концепции, служащей универсальным инструментом описания объяснения исследуемых явлений.
  2. наличие классиков, труды которых являются образцом разработки концепции и её применения в исследовании конкретных явлений.
  3. наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и решении новых исследовательских проблем.

Социология является мультипарадигмальной наукой (при появлении новой парадигмы, старые не исчезают, а увеличивающиеся концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различны аспекты социальных феноменов)

Наиболее часто употребляемые в социологии парадигмы:1) макро социологические парадигмы и 2) микро социологические парадигмы

Структурный функционализм- научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы, т.е. внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы деятельности людей. Классики: Талкотт Парсонс : «Структура социального действия» и «Социальная система»; Роберт Мертон: «Социальная теория и социальная структура».

Исторический материализм- подход, опирающийся на концепцию современного общества как системы отношений, основывающихся на неравном распределений экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает. Все отношения в системе - экономические, правовые, политические, религиозные, семейные и пр.- рассматриваются как формы закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Классик: карл Маркс: «Экономическо-философские рукописи», « Тезисы о Фейербахе», « Немецкая идеология», « К критике политической экономии»

Критическая теория общества- подход, опирающийся на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего контроля. Классики: Маркс Хоркхаймер; Герберт Маракузе; Теодор Адорно. « Диалектика просвещения»

Теория социального обмена- научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие выгоду им. Классики: Джордж Хоманс: « Социальное поведение : его элементарные формы»; Питер Блау.

Теория символического интеракционизма- это исследовательский подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Классики: Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер, Ирвин Гофман.

Феноменологическая социология – это подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Классики: Альфред Шюц. Томас Лукман, Питер Бергер, Гарольд Гарфинкель.

 

Социальное пространство как категория социологии.

Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. Где есть 1 индивид и нет коммуникации – нет социального пространства, как только индивидов становится больше и между ними возможна коммуникация социальное пространство возникает и каждый индивид занимает в нём подобающее место. Соц. пространство никак не связано с географическим, например: слуга и король. Прямо сопряжённая тема с темой социальной мобильности. В обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях. Важное значение для понимания особенностей социального пространства имеет учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье (1930-2002). Социальное пространство структурируется объективно (существующими социальными отношениями) и субъективно (представлениями людей об окружающем мире). Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. Габитус - система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации. Общество представляет совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфические типы власти. Классы понимаются как группы агентов, различающиеся не только экономическим положением, но также стилем жизни. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономический, политический, религиозный, культурный «капитал», каждая из которых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах.

Билет 6:

Социологические законы.

О. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса - закон трёх стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. Первую теологическую, или фиктивную стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства. Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погружённое в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии – позитивной: распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

Билет 9:

Метод наблюдения.

Конт определял в социальной системе две ос­новные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой прежде все­го структуру и строй общества, а также законы человеческого существования, вторая означает из­менение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и дина­мики применяется метод наблюдения, опыта и срав­нения. Таким образом, выявляются социальные законы и закономерности общего социального раз­вития.

Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми раз­нообразными и многозначными причинными свя­зями, но, изучая общество достаточно долго и тща­тельно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие зако­ны общественных событий и явлений.

По мнению Конта, теологичес­кий и метафизический подходы лишены научности, т. к. игнорируют метод наблюдения. Социология же не исключает наблюдение, а базируется на нем.

Само наблюде­ние также представляет собой метод сбора инфор­мации, так как путем участвующего (включенно­го) и не участвующего (не включённого) наблюдения можно систематически и надежно собирать сведе­ния о явлениях, к которым другие методы не под­ходят.

Билет 11:

Предмет социологии: подходы

Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Билет 18:

История и социология.

История, подобно социологии, стремится находить, реконструировать, расшифровывать и сохранять представления и данные о минувшем. Принципиальная разница сводится к тому, что социология лишена возможности непосредственного обращения к ушедшим людям, реалиям прошлого. Социологи концентрируются на настоящем, хотя уже на следующий день эти данные становятся историей. Близость предопределена тем, что история в своей преобладающей части занимается исследованием действий человека, групп, народов и масс, то есть социальных действий.

Конт исходил из того, что исторический и сравнительно-исторический подходы являются общенаучными. «социология как история без имен и дат».

Когда социологическая наука только появилось, она стала конкурировать с историей, что дало им импульс к развитию и взаимообогащению. Так, с 19 века история меняет свои исследовательские интересы: складывается новое направление исторической мысли – социальная история, которая рассматривает примерно те же проблемы, которые исследует социология. В 20 веке историки осваивали исследовательские методы (контент-анализ, построение моделей и др), выработанные социологией, а также терминологию и понятийный аппарат.

Социология стала избавляться от глобальных – историко-эволюционных схем, которые представляли собой попытки выявить общие закономерности в развития человечества.

Ковалевский М.М. использовал исторические данные в своих работах – сравнительно-исторический анализ государственного и частного права. Сорокин оперировал энциклопедическими знаниями о прошлом, специально занимался теорией социально-исторического процесса.

Сочетание истории и социологии проявилось в рождении истории социологии, как отрасли научного знания.

Взаимодействие проявляется и в том, что социологу необходимо знать историю исследуемого общественного института, организации или же знать жизненный путь интервьюируемого человека.

Также нужно знать историю изучения конкретных проблем, исследуемых социологией.

Более того, существует историческая социология – это часть социологического знания, обеспечивающая социологическими методами единство анализа прошлого, настоящего и будущего в применении к исследуемому объекту. С начала 21 века констатируется интронизация социологии.

Билет 19:

Социология и философия

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким на­укам относятся также философия, история и антро­пология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Социоло­гия стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и те­перь естественную связь со своими истоками.

Изучаемые социологией проблемы не новы. Во все времена в той или иной форме существовали власть, различные отношения между людьми, вза­имовлияния и споры. И всегда их стремились изу­чать и толковать, хотя и не под названием социо­логии, поскольку она как самостоятельная наука весьма молода. Например, уже Платон и Аристо­тель рассматривали вопросы, которые можно от­нести к общественным наукам и социологии.

Платон (427-347) разработал структуру идеально­го государства, возглавляемого философами. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его прин­ципам: человек — продукт государства. Речь идет о ярко выраженной кол­лективности, когда индивид — зависимая, а общест­во — независимая переменная.

Взгляд Аристотеля (384-322) является проти­воположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Речь идет о концепции индивидуализ­ма, по которой индивид — независимая, а обще­ство — зависимая переменная.

И сегодня социология вскрывает многие острые проблемы общества, находит порой неразрешимые вопросы, тем самым предоставляя почву для размышления современным философам.

 

Билет 21:

Роль социологии в обществе

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий. Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых специалистов, являясь составной частью их общего и профессионального образования. Которым является общество, в котором мы живем, каковы перспективы его развития, сможем ли мы участвовать и влиять на общественные процессы, овладеть наукой разумного управления и регулирования этими процессами в современной жизни - на все эти вопросы поможет найти ответ социология.

Билет 22

Содержание социологического мышления

Первая стадия социологического мышления: Платон и Аристотель, а так же многие христианские философы. (общество верующих) Вторая стадия: индивидуализм мышления Возрождения и раз­личные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с дру­гой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и об­щественного строя. Социологическое мышление это­го периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способ­ствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности. Третья стадия является продолжением преды­дущей и относится к XVIII столетию. Первыми пред­ставителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тог­да естественнонаучный позитивизм. К более позд­ним представителям социологии этого периода отно­сятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер.

Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруд­нительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер со­циологии проявляется в том, что объекты исследо­вания анализируются здесь с помощью собствен­ных понятий и методов данной области науки. (по П. И. Боуман (1955) – становление социологии как самостоятельной науки)

Социология молодежи:

Социология молодежи – специальная социологическая теория, изучающая молодежные группы общества, выделяемые на основе соответствия определенному возрасту (14-30 лет) и связанных с ним социальных характеристик. Становление отрасли произошло во 2 половине 20 века, окончательно оформилось к 1970-м гг.

В качестве объектов конкретных исследований выступает определенная группа или общности молодежи, т.к. их социально-демографическая структура неоднородна по своему составу.

 

Билет 23:

Ментальность.

Образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде.

Общей характерной чертой ментальностей является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум.

Позитивистская социология Конта:

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология».

Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна).

В общественной жизни указанным стадиям соответствуют три другие: примитивная, промежуточная и научная.

Между историей науки и историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние также раса, климат, средняя продолжительность жизни человека и связанный с ней прирост населения, которые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы.

Социология мыслилась Контом как дисциплина, которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно, и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент.

Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые управляют природой и другими организмами. На основании этого он постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов естественных наук.

Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные представления.

Полагая, что общество и общественные явления должны быть предметом социологии, О. Конт считал, что социология должна изучать социальную статику и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальное целое.

О. Конт считал, что всегда должна существовать спонтанная или сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти.

При рассмотрении конкретной структуры общества О. Конт исходит из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе.

Положительный вклад О. Конта в развитие социологии заключается прежде всего в его убеждении, что ни одна отдельная общественная наука не может дать определенного знания об обществе в целом, поскольку каждая из них рассматривает социальные явления в их обособленности, а не взаимосвязи; кроме того, вклад О. Конта в развитие социологии связан с его попытками определить ее предмет и метод.

Билет 26:

О понятии социальный институт:

В отличие от экономики и права, этот термин в социологии охватывает широкий диапазон общественных отношений олицетворением социальных связей.

Веблен Т. определял институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

Институт – устоявшийся, организованный способ действия, регулярно воспроизводящий в повседневной жизнедеятельность людей (Макивер, Берштедт). Это бихевиористский подход.

Другие концентрируют свое внимание на образцах и правилах поведения людей, полагая, что они и предстают в обществе как институты. (У.Томас, Ф.Знанецкий). Парсонс уточнил данную позицию – эти образцы должны приобрести статус нормы, т.е. должны быть законными о ожидаемыми большинством. => аксиологически-нормативный подход (Осипов, Волков).

Функциональный подход отводит институту социальную роль, направленную на выполнение определенных важных социальных функций (Гидденс, Фролов).

Организационный подход рассматривает институт как объединение людей, совместно реализующих какие-то цели с помощью необходимых, продуманных средств (Пригожин, Красовский, Щербина). Понятие института становится схожим с понятием формальной организации.

Еще один подход в качестве одного критерия принимает происхождение института. Тогда, социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющих общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. (Веблен).

Таким образом, социальный институт – относительно устойчивый тип и форма общественной жизни, посредством которых организуются стабильные отношения и связи в рамках конкретного общества ,части или всего человечества.

Социальный институт состоит из базовых элементов: действующие лица (субъект и объект социального действия), побудительные силы (потребности, цели, задачи и мотивы), условия (материальная база), средства и результаты социального действия.

Предмет социологии конфликта:

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Социология конфликта исследует конфликт как социальный феномен, отвлекаясь в силу специфики своего предмета и задач от прочих характеристик данного явления. Большинство социологов склоны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Общество сохраняется как целое благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов. Причиной социального конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей соответствующих социальных групп. То же можно сказать и о несовпадении индивидуальных и общественных ценностей. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон их социальной жизни. Но при удовлетворении потребностей одних людей возникают препятствия, создаваемые другими людьми. При этом появляются противоположные ценностные ориентации, которые и могут стать причиной конфликта.

Билет 27:

Регионально-территориальная общность, её черты:

Социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни. Территориальная общность представляет собой относительно самостоятельную ячейку территориальной структуры общества, включающую, во-первых, соответствующую группу населения, во-вторых, используемую этой группой часть жизненного пространства с ее природными ресурсами, производственными предприятиями, жилым фондом, социально-бытовой инфраструктурой. В каждой территориальной общности имеются определенные основные элементы и отношения: производственные силы, производственные и технолого-организационные отношения, классы, социальные слои и группы, управление, культура и т.п. Благодаря им территориальные общности имеют возможность функционировать как относительно самостоятельные социальные образования. Отличительными чертами территориальных общностей являются относительная пространственная обособленность, целостность, проявляющаяся в большем развитии внутренних социально-экономических связей по сравнению с внешними, “самодостаточность” производственной и непроизводственной сфер для удовлетворения базисных потребностей группы, специфика качественного состава населения и условий его жизнедеятельности.

Понятие социализации.

Под социализацией имеют в виду то взаимодей­ствие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накоп­ленная к этому времени культура. Культура пони­мается здесь широко, как совокупность тех достиже­ний и обретений, которыми руководствовались предшествующие поколения для решения проблем, жизненно важных для существования человека.

Социализация — это тот путь, который прохо­дит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества. Социализация — это одно из ос­новополагающих понятий в общественных науках, опирающееся на соотношение «индивид» и «обще­ство». Социализация — это путь становления личнос­ти и одновременно гарантия непрерывности соци­ума. Система символических привычек и действий, свойственных той или иной культуре, передается через социализацию от поколения к поколению. Социализацией в широком смысле можно счи­тать все то усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализа­ция продолжается в течение всей жизни; особенно важен период роста, из-за стремительности изме­нений. В узком смысле социализация — это процесс усвоения и присвоения, в результате которого чело­век получает и присваивает основополагающие цен­ности социума и нормы той культуры, в которой он живет. Социализация является объектом исследования многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и антропологии. Социология рассматривает социализацию широко:

1. Проблемы социализации личности в конкрет­ном обществе и возможные пути решения этих проб­лем.

2. Специфика групп и институтов общества, за­тронутых процессом социализации, будь то «инсти­тут брака» или любой коллектив: от детского сада до штата учреждения или завода.

3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому.

Антропология и, особенно, смежная с социоло­гией наука — социальная антропология — изуча­ют социализацию в своем аспекте, сравнивая со­циализацию людей в разной жизненной среде, опираясь на сопоставление и различие культур.

Самая ранняя социализация происходит, как правило, в сфере семьи и процессе воспитания, позже возрастает внешнее влияние. В процессе со­циализации индивид формирует собственное пред­ставление об обществе и усваивает поведенческие стереотипы, принятые в обществе для данной си­туации.

 

Билет 29:

Билет 30

Этика Социолога

В современных условиях социолог как представитель профессионального сообщества должен нести личную моральную ответственность за взаимоотношения с различными субъектами, с которыми необходимо вступать в контакты при осуществлении профессиональной деятельности.

Общие правила:

1. В своей практической деятельности социолог должен руководствоваться высоким чувством социальной ответственности, помнить о том, что его рекомендации, выводы, действия могут оказать существенное влияние на жизнь индивидов, социальных групп и общества в целом. Социолог обязан предотвратить ситуации, когда его персональный авторитет может быть использован во зло.

2. При проведении любого исследования социолог должен исходить из принципов объективности, ориентироваться на высокие профессиональные стандарты, не допускать искажения истины ни при каких обстоятельствах.

3. При проведении конкретного исследования, в целях получения наиболее достоверных данных социолог должен четко определить свои задачи, рамки предстоящей работы в соответствии со своим опытом, индивидуальными возможностями, должностными функциями, применяемыми методиками.

4. При проведении исследования социолог обязан соблюдать беспристрастность и точность, предоставлять информацию в полном объеме без изъятия каких-либо фактов, давать сведения о методиках исследования и расшифровку данных.

5. При выполнении конкретного исследовательского задания социолог должен строго соблюдать сроки, установленные финансирующим органом, вплоть до предоставления документального отчета.

6. При проведении опросов, анкетирования и т.п. социолог не может давать какие-либо гарантии респондентам, группам или организациям, брать на себя какие бы то ни было обязательства перед ними. Не имея на то специальных полномочий.

7. Практикой работы социологов должен стать своевременный и беспрепятственный обмен информацией о результатах и методах проведенных исследований (с соответствующей документацией). Исключения составляют случаи, когда заказчик или сам исследователь заявляет свои права на секретность информации. Обмен данными проводиться в рамках предусмотренных расценок.

8. Социолог обязан способствовать широкому распространению информации о результатах исследования, за исключением тех случаев, когда это может быть использовано в ущерб заказчику или участнику исследования.

9. Социолог не имеет права заключать контракт на выполнение исследовательских заданий и получать какие-либо вознаграждения в нарушение правил и норм данного Кодекса. В случае, если подобное нарушение выявиться в ходе уже начатой работы, социолог обязан отказаться от дальнейшего участия в ней.

10. В случае, если в исследовании примет участие несколько социологов (возможно, с привлечение студентов и аспирантов), между ними должна быть достигнута договоренность о разделении функций, обязанностей и прав (включая авторское право), о доступе к полученной информации и форме оплаты. Такая договоренность должна быть документально зафиксирована. Решение о внесении каких-либо изменений в документ должно приниматься коллегиально.

11. При обнародовании результатов конкретного исследования социолог должен указать все источники финансирования данной работы.

12. Социолог должен избегать профессиональных конфликтов, способных повлиять на эффективность проводимых исследований, или же, в случае подобного конфликта, обеспечить защиту интересов заказчика и участников исследования.

В ходе конкретного исследования (опроса, анкетирования) социолог обязан проявлять в отношении респондентов глубокий такт и внимание, не позволять себе демонстрировать собственного превосходства в чем бы то ни было, избегая таким образом возможных конфликтов или недоброжелательства, что само по себе приводит, как правило, к снижению эффективности проводимой исследовательской работы. Социолог не должен механически следовать требованиям научного метода, он обязан считаться с положением, в котором находятся респонденты. Необходимо помнит, что действия социолога могут подорвать доверие респондентов и сузить или же полностью заблокировать доступ следующих исследователей к целой социальной группе в будущем.

1. Социолог обязан поставить респондентов в известность о подлинных целях проводимого исследования. Он не имеет права получить обманным путем или пользуясь своим служебным положением сведения, которые могут быть использованы в чьих бы то ни было интересах.

2. Информация о субъектах исследования, полученная из открытых для широкого ознакомления отчетов, не может в дальнейшем приобрести характер секретной, независимо от желания заказчика или какой-либо заинтересованной организации.

3. Социолог должен исходить из права респондентов на анонимность информации.

4. В случае, если в ходе социологического исследования респондент может быть подвергнут хотя бы малейшему риску, социолог обязан уведомить его об этом заранее и получить согласие на проведение подобного исследования.

5. Конфиденциальная информация, полученная в результате исследования, должна сохранять конфиденциальный характер. Социолог не имеет права использовать ее для каких бы то ни было целей, не известных респондентам.

Обязанность сохранять секретность относиться ко всем членам исследовательской группы, имеющим доступ к такого рода информации, включая интервьюеров, кодировщиков, технического персонала. Администрация и руководители исследовательских групп обязаны заранее ставить в известность об этом всех сотрудников и, по возможности, ограничивать доступ к секретной информации.

6. Социолог должен выработать специальную тактику, проявлять повышенную осторожность в отношении респондентов при проведении анкетирования в группах. Имеющих низкий социальный статус, включающих малограмотных и незнакомых с социологическими исследованиями. В случае повышенной угрозы раскрытия анонимности информации, полученной от таких респондентов, для предотвращения подобной ситуации социолог должен использовать различные средства и приемы, имеющиеся в его расположении.

7. Нормой при оформлении соответствующей документации должно стать перечисление всех сотрудников, принимающих участие в исследовании, за исключением случаев, когда это может принести вред кому-либо из них или противоречит их желанию остаться анонимными.

8. Социолог должен строить план своего исследования и использовать технику сбора информации в соответствии с законами, охраняющими права человека.

9. Социолог должен согласовывать свои действия сов семи требованиями официальных властей, которые имеют отношение к проведению исследования, осуществлять все мероприятия с их согласия при соответствующем надзоре со стороны.

 

Билет 32:

Власть и социология власти:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.025 с.)