Социологические парадигмы, теории, метатеории. Метасоциология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические парадигмы, теории, метатеории. Метасоциология.



Социологические парадигмы, теории, метатеории. Метасоциология.

 

Парадигма - совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, признанных и используемых учеными на данном этапе развития науки. Понятие введено Г. Бергсоном.

Т. Кун считает, что наука “социология” определяется парадигмой, которая имеет специфическую структуру, включающую вариации представлений о ее предмете, теориях и методах исследования, базирующихся на совокупности оснований. В качестве таких оснований выступают разные концепции: концепция детерминизма, системный подход, принцип историзма и т.д.

Виды парадигм:

1) отделяющие одно научное знание от другого (философию от социологии, социологию от экономики и т.п.);

2) проводящие различия между историческими стадиями в развитии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм);

3) разделяющие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития (три парадигмы современной западно-европейской социологии).

Понятие “парадигма” шире по объему, чем понятие “теория”.

Теория - это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, содержащая основные научные категории, а также законы, принципы, раскрывающие сущность связей и отношений в реальной действительности.

Метатеория - изучение основных принципов какой-либо совокупности накопленного знания. При этом устанавливается степень соответствия (несоответствия) наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира. Основные виды метатеорий: те, которые служат предпосылками выработки социологической теории, и связанные с ее дальнейшим развитием.

Метасоциология - это наука, проводящая анализ существующих структур социологии вообще, и ее компонентов - концепций, теорий, моделей. Объект исследования социологии - социальная реальность, а объект метасоциологии - сама наука социология.

Социологические парадигмы:

4) социальных фактов; сводит социальную реальность к социальным структурам и социальным институтам; социальные факты =реальные вещи.

5) социальных дефиниций; важны не сами соц. факты, а способ, которым они определяются.

6) социального поведения; проблема вознаграждения желаемого и наказания девиантного социального поведения.

7) социально-исторического детерминизма. Осн.элементы - структурные и личностные элементы социальной реальности.

Каждой парадигме соответствуют определенные социологические теории. Сейчас в качестве центральных проблем социологии выдвинуты концепции: Дж. Тернера - проблема социального порядка; Д. Ритцера - уровней социальной реальности. В соответствии с ними начали формироваться новые парадигмы: “социального порядка” и “интегративная социальная парадигма”.

 

Объект и предмет познания социологии.

 

Социология изучает только социальное. Социальное -это совокупность общественных отношений данного общества, составленная в процессе совместной деятельности индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Любая система общественных отношений (политическая, экономическая и т.п.) всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.

Социальное есть и результат деятельности индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии, что выражается в специфических отношениях индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни.

Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследования, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики, социологии и др.).

Объект есть отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая специфическим свойством. Когда речь идет об объекте исследования социологии, то познается не целиком общество, культура, человек, а лишь те ее аспекты, которые определяются спецификой данной науки.

Объект науки существует вне и независимо от научного познания, предмет вне такого познания не существует. Предмет науки - это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности.

Объектов исследования любой науки может быть бесконечное множество, а её предмет всегда ограничен, однозначен и специфичен.

Определяющее свойство предмета социологического знания - это совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Объект социологического знания выступает в качестве социальной системы.

 

 

Основные категории, законы и функции социологии.

 

Категории социологии отражают существенные стороны, черты, свойства объекта этой науки. Законы социологии выражают глубинные, сущностные необходимые связи между ними.

Социальный закон - выражение существенной необходимой связи социальных явлений, определяющей характер и содержание социальной деятельности людей.

Классификация законов может быть:

I. По степени общности:

а) общие (для всего общества);

б) специфические (отдельного элемента социальной системы).

II. По характеру, способу проявления:

а) динамические (однозначная связь);

б) статистические (с определенной степенью вероятности).

Функции социологии.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач.

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития.

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

 

 

Социологизм Э.Дюркгейма.

 

Эмиль Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - “социальную сферу”.

Дюркгейм был убежденным рационалистом. Он выделяет понятие социологизм ”. Два аспекта социологизма: 1) онтологический, 2) методологический. Для онтологического аспекта “социологизма” можно выделить несколько исходных теоретических позиций.

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, она столь же основательна и “реальна”, как и другие виды реальности => развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам.

Различия индивида в обществе выступают у него в форме дихотомических пар (например, “индивидуальные представления - коллективные представления”, “индивидуальное сознание - коллективное сознание”).

Человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество у Дюркгейма доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, они характеризуются 2-мя признаками: 1) они существуют вне индивида; 2) оказывают на него принудительное воздействие.

Дюркгейм считал, что разделение труда - закон природы, и рассматривал этот процесс с точки зрения соотношения личности и общества. Дюркгейм отталкивается от идеи 2х типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности:

1) механическая солидарность - типична для традиционного общества, основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей; индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, отсутствует собственное “Я”;

2) органическая солидарность - порождается разделением общественного труда, основана на различии индивидов; она предполагает развитие личности.

Переход от механической солидарности к органической - главный показатель прогресса.

Дюркгейм исследовал причины самоубийств. Он выделил три их типа: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.

Эгоистическое - коренится в разрыве социальных связей между индивидом и группой. Когда люди связаны с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Страдания общества неизбежно передаются его членам.

Альтруистическое - противоположно эгоистическому. Если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то и недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам.

Аномическое - вызывается социальной дезорганизацией, люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться к новым социальным условиям. Относится к периодам кризисов и социальных потрясений. Дюркгейм сделал выводы: процент самоубийств у мужчин выше, чем у женщин, в городах выше, чем в сельской местности; среди одиноких выше, чем среди женатых.

В качестве профилактики самоубийств Дюркгейм ставит задачу укрепления социальной солидарности групп, коллективов, которые окружают индивида.

Классификация

Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и, соответственно, ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Любая организация (крупная или небольшая, коммерческая или некоммерческая, частная или государственная) состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:

- по принципу формальности: (формальные, неформальные);

- по размеру: (диада, триада, малая группа (до 30 человек), большая группа (более 30 человек);

- по длительности существования: (временные, постоянные);

- по регулярности и частоте взаимодействия: (первичные, вторичные);

- по ведущей деятельности: (учебные, спортивные, семейные и т. д.);

- по признаку цели: (целевые, функциональные, по интересам, дружеские).

Типология организаций

Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака:

1) степень формализации отношений в организации,

2) подвижность цели и

3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.

В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:

Административные.

Общественные.

Ассоциативные.

 

Виды

1. Инструментальное действие направлено на удовлетворение предельно рациональных, "естественных" потребностей, которые сконструированы самой природой. Это потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных атмосферных воздействий (холод, жара, дождь, снег).

2. Ценностно-ориентированное действие направлено на удовлетворение потребностей, порожденных культурой. Поскольку культура прерывиста (в разных странах, у разных этносов и даже классов), то это действие является рациональным только в пределах культуры, породившей данную цель. Вне ее оно смотрится абсурдным.

3. Целью игрового действия является развитие способностей личности или имитация их использования в случае отсутствия возможностей применения в реальной жизни (компенсаторная функция). Это социальное действие, развивающееся по заранее оговоренным правилам и имитирующее, моделирующее те или иные ситуации инструментального действия. Часто игра заменяет реальность, если эта реальность недостижима. Она заменяет реальность, давая острые ощущения без того риска, который связан с ними в реальной жизни. Например, современные аттракционы дают такие же острые ощущения, как и ситуации на грани жизни и смерти, случающиеся в реальной жизни.

Аффективное социальное действие направлено на получение психологической разрядки. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, то это сублимация.

 

Социальное взаимодействие

 

Социальное взаимодействие — способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т.п. Социальное взаимодействие родственно понятию «социальное действие».

Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

 

 

Типология

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего».

Межличностный конфликт - самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта.

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценнстями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Межгупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Дажев самых лучших орагнизациях между такими группами могут возникнуть конфликты.

Причины возникновения

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

 

Культура и система норм.

 

Члены каждого общества так глубоко погружены в собственные верования и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Поэтическое выражение "обычай - деспот меж людей" достаточно емко отражает те обстоятельство, что люди сами создают такие культурные образцы которым впоследствии подчиняются и которые принимают за само собой разумеющиеся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то такая, которая указывает на стандарты правильного поведения. Каким же образом осуществляется это нормативное воздействие? Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим.

Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное. В то же время для почесывания затылка можно воспользоваться как правой, так и левой рукой, потому что наша культура не имеет норм, относящихся к этому действию.

Итак, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми.

 

 

Социализация личности.

 

Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам. Социализация как процесс делает возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение.

Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др.

В ходе социализации реализуются следующие цели:

1) взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

2) сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация:

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

 

Ролевые конфликты.

 

Социально-ролевой конфликт - это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Все ролевые конфликты можно разделить на двегруппы:

1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);

2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).

Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога).

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

 

См. вопрос №20

См. билет №41

 

Стратификационные системы.

 

Стратификационную систему составляют: характер социального расслоения и способ его утверждения. В социологии выделяют пять типов:

1. В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств. Более слабые занимают приниженное общественное положение. Эта стратификационная система существовала в первобытной общине.

2. Рабовладельческая стратификационная система делит социальные группы по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственников. Неравенство детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Жесткость закрепления людей в непривилегированных стратах отличалась в двух исторических формах:

- примитивная форма была присуща патриархальному рабству, при котором раб обладал всеми правами младшего члена семьи;

- зрелую форму (распространена в Древней Греции и Древнем Риме) олицетворяло классическое рабство, при котором раб был собственностью рабовладельца и лишен всех прав.

3. В основе кастовой стратификационной системы лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением (Индия).

4. В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Выделялись высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

5. Классовая стратификационная система установила ранжирование социальных групп - классов - по богатству и собственности. Классы - социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан.

Различия между группами заключаются, прежде всего, в характере и размерах собственности, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от предыдущих типов стратификации, принадлежность к классам не регламентируется политической властью, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передается только имущество, капитал, но не сам статус).

Чистые классовые стратификационные системы достаточно редко встречаются, что обусловлено многообразием исторического, культурного развития, образом жизни разных групп населения. Поэтому существуют стратификационные системы смешанного типа, которые сочетают различные основания социальных различии и способы их закрепления. К подобным системам относится Англия.

 

Социологические парадигмы, теории, метатеории. Метасоциология.

 

Парадигма - совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, признанных и используемых учеными на данном этапе развития науки. Понятие введено Г. Бергсоном.

Т. Кун считает, что наука “социология” определяется парадигмой, которая имеет специфическую структуру, включающую вариации представлений о ее предмете, теориях и методах исследования, базирующихся на совокупности оснований. В качестве таких оснований выступают разные концепции: концепция детерминизма, системный подход, принцип историзма и т.д.

Виды парадигм:

1) отделяющие одно научное знание от другого (философию от социологии, социологию от экономики и т.п.);

2) проводящие различия между историческими стадиями в развитии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм);

3) разделяющие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития (три парадигмы современной западно-европейской социологии).

Понятие “парадигма” шире по объему, чем понятие “теория”.

Теория - это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, содержащая основные научные категории, а также законы, принципы, раскрывающие сущность связей и отношений в реальной действительности.

Метатеория - изучение основных принципов какой-либо совокупности накопленного знания. При этом устанавливается степень соответствия (несоответствия) наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира. Основные виды метатеорий: те, которые служат предпосылками выработки социологической теории, и связанные с ее дальнейшим развитием.

Метасоциология - это наука, проводящая анализ существующих структур социологии вообще, и ее компонентов - концепций, теорий, моделей. Объект исследования социологии - социальная реальность, а объект метасоциологии - сама наука социология.

Социологические парадигмы:

4) социальных фактов; сводит социальную реальность к социальным структурам и социальным институтам; социальные факты =реальные вещи.

5) социальных дефиниций; важны не сами соц. факты, а способ, которым они определяются.

6) социального поведения; проблема вознаграждения желаемого и наказания девиантного социального поведения.

7) социально-исторического детерминизма. Осн.элементы - структурные и личностные элементы социальной реальности.

Каждой парадигме соответствуют определенные социологические теории. Сейчас в качестве центральных проблем социологии выдвинуты концепции: Дж. Тернера - проблема социального порядка; Д. Ритцера - уровней социальной реальности. В соответствии с ними начали формироваться новые парадигмы: “социального порядка” и “интегративная социальная парадигма”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.098 с.)