Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние современного рынка социологических услугСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отличительные черты Рынок социологических услуг в России, начавший институциализироваться только с 1992 г., к настоящему времени приобрел ряд весьма специфических черт, отличающих его от аналогичных рынков за рубежом. Хотя, без сомнения, ему присущи и некие универсальные характеристики, определяющие рынок интеллектуальной продукции в любой стране капиталистического типа. К уникальным чертам стоит отнести, в частности, крайнюю динамичность и неустойчивость, недостаток открытого обмена информацией, зависимость от власти, политическую ангажированность. Пока еще рынок социологических услуг напоминает своего рода базар, где во множестве процветают непрофессиональные, нечестные и недостаточно грамотные, но весьма амбициозные специалисты. Тем не менее, постепенно устанавливаются правила рыночной игры, участники которой стараются соблюдать их в той мере, в какой это обеспечивает общее благополучие и стабильность института социологических услуг. Постепенно расширяются: а) тематическое поле эмпирических исследований, б) сфера приложения прикладных услуг, в) ассортимент методического инструментария. Наиболее востребованными сегодня являются исследования в области маркетинга, средств массовой информации и политики. Социологические службы, имеющие российские корни, составляют достойную конкуренцию своим западным коллегам. И их на рынке услуг большинство. На совместных заседаниях, семинарах и конференциях, а также на страницах периодических изданий, га- зет и журналов, пишущих на темы маркетинга, СМИ, бизнеса и политики, активно обсуждаются вопросы качества эмпирических данных, выборка, репрезентативность и организация исследований, адекватность используемых методов, удовлетворенность клиентов. Региональное распределение социологических служб пока еще весьма неравномерное. Рынок социологических услуг наиболее развит в двух столицах, корреспондентская сеть которых распространяются на всю территорию Российской Федерации. Вследствие географических, политических, социально-экономических и психологических особенностей российский рынок — это особая стихия, где выживает далеко не каждый. Прежде всего он характеризуется сильной зависимостью от государства и тесными связями с административными кругами. Граница между частным капиталом и государственным сектором остается размытой и нечеткой, зачастую она попросту отсутствует. Наблюдается постоянное перемещение менеджеров из высшего звена власти в бизнес-элиту, и наоборот — скачки с вершин бизнеса на политический Олимп. При -сутствие государства на рынке дает нечестную конкуренцию и одновременно тормозит стихийно протекающий, весьма полезный и оздоровительный для рынка процесс его саморегуляции. В результате нарушения того, что в экономической науке принято называть идеальной или чистой конкуренцией, выживает не самый сильный и профессиональный, а тот, кто умеет быть полезным для власти. Начиная с первых выборов в Законодательное собрание 1993 г. ходят упорные слухи об ангажированности социологических центров, о том, что некоторые олигархи монополизировали рынок социологических данных. Ведутся ожесточенные дискуссии, социологические фирмы обвиняют друг друга в некомпетентности и недобросовестности. Говорят, что крупные игроки медиа-бизнеса приплачивают исследователям за завышенные данные, касающиеся аудитории и рейтинга их газет, журналов, телеканалов. Таким образом, наряду с отсутствием чистой конкуренции на социологическом рынке услуг обнаруживается вторая его особенность — отсутствие достоверной информации для стороннего наблюдателя, циркулирование слухов из якобы авторитетных источников, остающихся в тени и вытесняющих научную информацию. Вследствие этого рынок сохраняет нецивилизованные черты базара, где каждый зазывает своих покупателей, привлекая вычурными слоганами и заманчивыми предложениями. Многие политические объединения, отдельные лидеры, крупные коммерческие компании организовали и содержат исследовательские группы со статусом научных институтов или общественных организаций, выполняющих так называемые внутренние заказы. Услугами исследователей и аналитиков пользовались Е. Гайдар, М. Горбачев, Г. Явлинский, А. Вольский, Г. Бурбулис, советники и помощники Президента. Работа подобных социологических организаций заключается в основном в представлении аналитических записок, докладов, организации семинаров и консультировании политических лидеров. Подобные социологические службы имеют неоспоримое преимущество в конкурентной борьбе с другими центрами, так как у них есть постоянный заказчик и финансирование. В то же время свобода этих исследователей ограничена одним или несколькими связанными между собой заказчиками, по сути дела социологи выступают в роли внутренних консультантов и совет- ников. Результаты исследований, если таковые проводятся, остаются достоянием узкого круга лиц, а многие просто создают видимость исследовательской деятельности, используя статус общественной организации в иных целях. В результате проведенного исследования удалось выяснить, что большинство клиентов в социологические центры приходят по знакомству, а не по объявлениям или публикациям. Следовательно, выбор основан на доверии к тем, с кем уже был некий опыт общения. Одновременно с этим заказчики высказывают свою неудовлетворенность качеством получаемой информации. Парадокс заключается в том, что заказчик, снижая вероятность риска, обращается только к проверенным и надежным центрам, которые тем не менее, выдают ненадежную информацию. Поступая так, центры каким-то образом умудряются не растерять аудиторию и сохранить высокий рейтинг (который, возможно, покупается точно также, как рейтинг политических партий). Российский социологический рынок не всегда следует прагматическим законам логики. Нередко в нем правят совсем иные правила — межличностные, кровно-родственные, эмоциональные. Деловые связи завязываются и разрастаются по знакомству, по семейным каналам, на фуршетах, круизах и пр. Смешение разных логик развития придает рынку особый динамизм. Он развивается по ускоренному, а иногда и непредсказуемому сценарию. Его характерная черта сейчас — гораздо большее присутствие на рынке отечественных исследователей и отечественных заказчиков. Большее, нежели это было в начале его становления. Рассмотрим подробнее основные характеристики и параметры рынка социологических услуг. Количество центров В базе данных по исследователям, которая разрабатывалась исследовательской группой «Циркон», около 500 адресов по всей России. Примерно 200 центров находится в Москве. В Интернет о количестве социологических центров страны можно узнать по нескольким адресам. Прежде всего это сайты профессиональных ассоциаций и исследовательских сетей. На сайте ESOMARwww.esomar.nl/directory представлена информация о 25 российских центрах. Национальная электронная библиотека осуществляла проект «Российский рынок аналитической продукции», в рамках которого по адресу www.nns.ru/tsentr/analitic.html имеются данные о 56 независимых центрах и 17 агентствах политического консультирования. По адресам www.nir.ru/ socio/links/centers.htm, http://sociolink.al.ru есть ссылки на сайты 44 коллективов. На http://www.isn.ru/indexl 15.shtml представлено 17 интернет-ресурсов по социологии. Кроме того, на официальном сайте Всероссийской центральной избирательной комиссии по итогам выборов 1996 г. был вывешен список фирм, проводивших исследования. Самый простой способ узнать, кто проводит исследования — заглянуть в справочник. В справочнике «Адрес Москва» за 2002 г. в рубрике социологические исследования — 22 адреса. Отдельная рубрика посвящена исследователям в области маркетинга, которых больше всего — 144 агенства. Таким образом, количественный состав центров отражает общую тенденцию роста рыночного спроса на услуги по маркетинговым исследованиям. В 1997 г. был составлен справочник по материалам опроса фирм, предоставляющих маркетинговые услуги, и их заказчиков. В нем представлена подробная информация о 270 фирмах в восьми крупнейших регионах России: Центральный (Москва), Волго-Вятский (Нижний Новгород), Южный (Ростов-на-Дону), Уральский (Екатеринбург), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Западная Сибирь (Новосибирск), Восточная Сибирь (Красноярск), Дальний Восток (Владивосток). Более того, в каждом городе было опрошено более 100 заказчиков исследований. Структура рынка Рынок исследовательских услуг представляет собой совокупность сложных взаимосвязей и отношений между исследователями и заказчиками. На рынке представлены организации, отличающиеся по количеству работников, объему заказов, статусу, источникам доходов, количеству предоставляемых услуг и национальной принадлежности. На российском рынке работают наши отечественные компании, такие как ФОМ, ВЦИОМ, Мониторинг.ру, Циркон, «Глас народа» и т.д. В маркетинговых исследованих лидирующие позиции занимают иностранные фирмы, например, немецкий ГфК, американский AC Nielsen или английский Taylor Nelson Sofres. На рынке также представлены российские компании с мощной иностранной финансовой или методической поддержкой: Маркетинговый информационный центр, Ком-кон-2, РОМИР, Центр Карнеги и др. По количеству персонала на рынке присутствуют фирмы, где заняты от 50 до 100 человек. Рекордсменами в этой области будут большие центры-фабрики, такие как ВЦИОМ, РОМИР, Мониторинг.ру, ФОМ, ГфК, Комкон и др. По данным компании ГфК, в России 1/3 рынка маркетинговых исследований контролируют крупные компании, среди которых Taylor Nelson/Sofres, AC Nielsen, F-2, сама ГфК. Все перечисленные компании являются отделениями международных исследовательских сетей. Но они, безусловно, испытывают конкуренцию со стороны мелких российских фирм, поскольку у тех расходы на исследования ниже и, соответственно, цены более привлекательны для покупателя. А российский клиент ориентируется прежде всего на цену. В противоположность фабрикам, занимающимся всем на свете, существуют отдельные творческие лаборатории или мастерские. Их имена, может быть, не столь широко известны массовой аудитории, но знакомы определенному кругу заказчиков. В них трудится от 10 до 30 человек: Циркон, Глас народа, служба «Мнение», Центр социальных исследований МГУ, Цесси, исследовательские лаборатории в Институте социологии РАН и др. Небольшие исследовательские центры обычно специализируются на каком-либо одном, двух видах исследований, например, занимаются элитными опросами или исключительно маркетингом вплоть до составления бизнес-плана. Именитые социологи работают на исследовательском рынке как руководители творческих групп или как отдельные самодостаточные персонали, которых приглашают в качестве экспертов в те или иные проекты. В саморекламе они не нуждаются и формируют интеллектуальную элиту. Имена известных социологов ВАЯдова, А.А. Ослона, Б.А. Грушина, СВ. Туманова, Т.И. Заславской, М.С. Косолапова, Ю.А. Левады Ф.Э. Шереги и других стали своеобразными брендами, гарантией высокого профессионального уровня. Предметная специализация Центры различаются по количеству предлагаемых ими услуг. И здесь опять возникают многофункциональные фабрики, специализирующиеся на нескольких видах исследований, такие как ВЦИОМ, РОМИР, Центр социального прогнозирования. Или фирмы, которые специализируются на одном виде исследований, — Комкон, ФОМ, ГфК. Среди них есть организации с большим штатом, которые перечислены выше, атакже небольшие компании («Глас народа»). Исследователей различает предметная специализация. К примеру, в социологии образования монополистом выступает Центр социального прогнозирования, который организовал совместно с Министерством образования самостоятельный научный центр. На изучении коррупции в России главным образом специализируется центр «Индем» (рук. Г. Сатаров), который собрал под своей крышей авторитетных специалистов: А. Баранова, Ю. Благовещенского, М. Краснова, М. Левина, Н. Попова, В. Римского и др. «Циркон» давно и успешно исследует инвестиционное поведение российских граждан. Надо сказать, что по сравнению даже с 1999 г. специализация центров в отдельных областях стала более осмысленной и конструктивной. Так, специалисты ФОМ отказались от проведения маркетинговых исследований и изучения рекламы, так как пока нашли постоянного заказчика на мониторинга общественного мнения. Генеральный заказчик 90% исследований ФОМ — Администрация президента. Центр «Опинио» С. Туманова также отказался от проведения маркетинговых исследований. Ситуация начала и середины 1990-х, когда социолог занимался всем, за что платили, медленно меняется, на ее место приходит более узкая специализация даже по нескольким видам исследований и, как следствие, более продолжительные отношения с определенным кругом клиентов. Исследовательские центры могут заниматься самостоятельной деятельностью и свободно играть на рынке или быть внутренними структурами других организаций: научных институтов, вузов, министерств как выше названный социологический центр при Министерстве образования или информационно-аналитический центр при Мэрии и т.д. Стоит особо выделить академические структуры, чьи исследования финансируются при помощи грантов. У них иной стиль работы. «Мы проводим исследования, связанные с электоральным поведением не для того, чтобы выявить рейтинги и определить, кто победит, — говоритМ. Косолапое, руководитель лаборатории в Институте социологии РАН. — А для того, чтобы действительно изучить электоральное поведение. Все наши исследования в общем академические». У такого рода исследований свои заказчики и источники финансирования. Конкуренция есть и в этой среде, но она во многом специфична по сравнению с открытым рынком. Рынок исследовательских услуг характеризуется разветвленной структурой, а участники отличаются по многим критериям, и в каждой классификации есть свои подтверждения и исключения. В целом, это говорит о противоречивости рынка, отсутствии применимых для всех и одобряемых всеми правил. Рынок — во многом стихийное явление и не предоставляет одинаковых условий для развития такого большого числа участников. Лидеры и аутсайдеры Социологический рынок представляет собой разветвленную структуру и похож скорее на многослойный пирог, где каждый сегмент может иметь собственные законы. Четкое определение лидеров в подобной системе весьма затруднительно. Основная сложность заключается в выборе критерия, с которым бы все участники согласились и приняли за исходную базу. Им может быть численность персонала, результаты рейтинга, оборот капитала, размер активов, мнение экспертов или заказчиков и др. Однако единого для всех сегментов критерия разделения исследовательских центров на лидеров и аутсайдеров, кажется, не существует. Не могут выступать в качестве критерия и грантовые исследования, которые выделяются в отдельный сегмент, где конкуренция и заказчики весьма специфичны. Заказы здесь распределяются, исходя из долгосрочных связей и хороших контактов в научной среде. В 1997 г. в работе «Маркетинговые исследования в России» появился такой рейтинг известности исследовательских фирм среди клиентов: 1. Комкон-2. 2. Gallup Media. 3. Macro International. 4. ВЦИОМ, РОМИР и GfK. Через два года ситуация не изменилась. Лидерами были названы РОМИ Р, Комкон-2, ВЦИОМ, Цесси, GfK, Validata, Фонд «Общественное мнение», F-squared, Маркетинговый информационный центр. В некоторых случаях добавляют сюда Gallup Media, Russian Research, Vox Populi (сейчас без Б. Трушина — «Глас народа»). Рейтинг составлен со слов представителей самих исследовательских центров. Он довольно грубый и показывает лидеров скорее по объему производимой продукции и услуг или известности имени. Три года спустя названные лидеры остались на своих позициях, за исключением некоторых фирм, которые ушли с рынка или были поглощены другими компаниями (Russian Research, Macro Int). К ведущим центрам, перечисленным ранее, можно добавить Мониторинг.ру, объединивший 7 компаний (в том числе и АРПИ, который проводил всероссийский мониторинг на 3 тыс. респондентах). Кроме того, существуют лидеры в отдельных областях исследований. В маркетинговых исследованиях это AC Nielsen — номер 1 в мире, Taylor Nelson Sofres — 4 и GfK — 8 место в мире (данные ESOMAR на 2001 г.). Также можно назвать Комкон-2, Бизнес Аналитика, F-квадрат. Лидеры выделены по количественным, качественным и комплексным методикам. Рынок закреплен и поделен между крупными игроками, лидерами в производстве интеллектуальных услуг и характеризуется углубляющейся специализацией центров, которая еще пока позволяет уживаться под солнцем самым разным фирмам.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.188 (0.012 с.) |