Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис социологии или ее подъем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенностью отечественной социологии является наличие в ней как бы двух направлений — первое, академическое, где исследуют ее концептуальные проблемы: образа жизни, социального прогнозирования, воспитания и образования и т.д. Второе направление развивалось в основном заводской социологией — проведение конкретных социологических исследований только для нужд производства. Академическая социология давала заказы, как правило, самой себе и, как это часто бывает в академической науке, удовлетворяя за казенный счет собственное любопытство, благодаря чему нередко рождались весьма нетривиальные проблемы и их решения. Именно благодаря интересу и любопытству отдельных социологов, появились новые направления в социологии, например, социолингвистика, социология личности, региональная социология, социальная демография и др. Для второго направления заказчиками выступали предприятия, фабрики, заводы, учреждения, которые требовали конкретных рекомендаций. Если первые решали чисто научные проблемы и находились, так сказать, в свободном полете мысли и поиске истины, то вторые обязаны были решать произ- водственные задачи и надолго забывать о собственных научных интересах. Перед заводской социологией постоянно стоял вопрос, что нужнс сделать в области социального развития, чтобь повысить производительность труда. Этот вопрос висел над заводскими социологами как дамоклов меч и по-гамлетовски трагична была егс постановка — быть или не быть заводской соци ологии. Эта вынужденная жесткая ситуация i заставляла социологов-практиков искать ответ н; вопрос, чтобы сохранить свое место под солн цем. Именно чрезвычайная ситуация и привел; к пониманию того, чем заводская социологи! должна заниматься. Сокращено и адаптировано по источнику: Аве рьянов Л.Я. Социология: что она знает и може // http://www.i-u.ru/aver/work/soc/soc2_4.asp 6 Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research // Amer. SociolRev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 901. 7 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.RRossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 124. приглашает кого-то решить социальные проблемы, то на проходной не обязательно должно появиться объявление «Требуется социолог». Многие социологи зачисляются на должности статистиков. Для того чтобы устроиться на хорошую работу, социологу надо объявить себя специалистом по статистическому анализу и лишь позже проявить свои социологические способности8. Трудности с устройством на работу прикладных социологов Д. Чандлер9 объясняет особенностями университетского образования. Социология традиционно преподавалась как фундаментальная наука, в то время как в экономике и психологии большой акцент всегда делался на решение практических проблем. АСА никак не систематизировала виды занятий прикладных социологов, не составляла соответствующих документов и реестров, не вносила их в официальные списки профессий. Не было проведено исчерпывающих эмпирических исследований, касающихся трудоустройства, характера и содержания труда неакадемических социологов. В подготовке прикладников еще много недостатков: в учебных курсах не хватает практикумов, лабораторной и полевой практики. Обучение тому, как во всех деталях организовать выборочное обследование, как делать грамотные полевые заметки в исследовании — это пока скорее исключение, нежели правило в учебных программах10. Правда, общих курсов, дающих общее представление об исследовательских процедурах, более чем хватает. В России учебные планы социологических факультетов имеют явный перекос в сторону истории и теории социологии, анализа социальных институтов и процессов. Совершенно недостаточно времени уделяется обучению методам прикладных исследований. Парадокс социологического образования как за рубежом, так и в России заключается в следующем: ♦ Прикладных социологов обучают их антагонисты, академические социологи, обучают на свой лад и своему взгляду на мир. Хотя более эффективным способом надо признать обучение прикладников специалистами, имеющими опыт работы в прикладной области. К сожалению они редко идут преподавать в вузы. ♦ После окончания социологического факультета большинство выпускников устраивается в прикладной сфере, хотя к ней они, в силу перекосов в образовании, почти совершенно не готовы. ♦ Большинство выпускников-социологов идет в прикладную сферу, где их окружают специалисты чуждых им (негуманитарных) профессий, с которыми они долго не могут найти общий язык и которым они стесняются признаваться в том, что они социологи. ♦ На рынке труда социологи-прикладники в большинстве своем проигрывают своим коллегам экономистам и психологам, обучение которых больше ориентировано на практику. Студенты нуждаются не только в специальных прикладных курсах, например, компьютерном анализе или работе со статистическими данными, но Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings/ Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 124. 9 Ibid. P. 201. 10 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49.No. 4. P. 577. также в методологических основах и знаниях из других наук, в частности, по экономике. Социолог должен также уметь составлять несколько вариантов решения проблемы и выбирать лучшее из них в условиях ограничения времени и средств". Курс обучения социолога-прикладника в США в конце 1990-х гг. включал овладение такими методами, как выборочное обследование, кейс-стади, глубинное интервью, фокус-группа, этнографические методы, контент-анализ, наблюдение, вторичный анализ, эксперимент, мониторинг, контроль качества данных, оценочные исследования12. Как подбирать кандидатов в прикладники? По мнению Г. Фримана и П. Росси13, нужен «личностный профиль прикладника». Профессия прикладника требует уникального набора индивидуальных качеств. Авторы выделяют три главных: 1) Умение работать в соответствии с объективной обстановкой. На прикладника накладываются жесткие временные рамки. К примеру, менеджер помаркетингу, выступающий в роли заказчика, может потребовать результатыисследования в сроки, оговоренные контрактом, он не станет ждать, когда васосенит идея или созреет концепция. Требуемое от студента качество — ком-пульсивность, т.е. умение вписываться в жесткие требования и условия. 2) Высокий уровень уверенности в себе. Прикладник должен быть уверен в правильности того, что делает, ведь научный отчет, в отличие от статьи в академическом журнале, не возвращается с отметкой «доработать».Ответная реакция следует незамедлительно, иногда принимая нежелатель- Врезка Г. Князева Как студенту заработать на маркетинге Существует несколько вариантов заработать на маркетинге. Вариант первый: волка ноги кормят. В уютных гнездышках маркетинговых фирм стать штатной единицей невозможно. Зато подработать на вольных хлебах — пожалуйста. Ваш возраст и образование никого не волнуют. Единственное условие, чтобы вы были шустрыми, умели разговаривать с людьми и не боялись такого общения. Предпочтение отдается все же женскому полу. Но и мальчикам не стоит отчаиваться, им найдется место в политических опросах, а также в подборе респондентов на сигаретные опросы. Данные профессии называются рекрутер, интервьюер, кодировщик анкет. И особенной популярностью этот вид подработки пользуется у студентов, молодых мам и пенсионеров. Мы даем вам основ- ные позиции и расценки на такого вида работы. Это усредненные цифры — в данной области оплата труда зависит от сложности проекта и честности фирмы-работодателя. Самый тяжелый физически, но самый надежным и, что главное, быстрый способ подработки — холл-тест. Вы без комплексов и можете подойти с милой улыбкой к любому прохожему? Тогда эта работа для вас. Предметом опроса может быть чтс угодно — начиная от просьбы пожевать новук жвачку и до просмотра свежего рекламного ролика дезодоранта «Рексона». Огромным преимуществом здесь является то, что из десяти человек хотя бы один откликнется на ваше предложение И, как правило, людям за высказанное мнение v потраченные ими 15 минут дарится подарок — торт, коробочка шоколадных конфет или простс плитка шоколада. За 3—5 дней такой работы можно заработать примерно 2 тысячи рублей. Зимой холл-тесты проводятся крайне редко, так чтожди- " Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49 No. 4. P. 577. 12 Commission on Applied and Clinical Sociology. June, 1999 (Rev. 2000): http://www.sociologycommission.org/ docs/BAStandards.htm 13 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49No. 4. P. 571-580. ную административную форму. Прогноз о рынке сбыта промышленных товаров всегда можно практически проверить и притом в короткое время. Цена ошибки выражается для компании в кругленькую сумму, а для прикладника—в разрыве контракта. 3) Готовность идти на риск. У прикладника нет возможности делать глубокий и всесторонний анализ ситуации. Делать выводы приходится на ограниченном круге данных, благодаря чему резко возрастает вероятность ошибки. Тем не менее заказчик идет на это, предпочитая иметь ограниченную информацию, чем никакую. Прикладник должен уметь убедить заказчика в правильности своих выводов даже в таких условиях. Многие социологи становятся специалистами по планированию, высокопоставленными администраторами, специалистами по компьютерам и статистиками и никогда не сталкиваются с практикой эмпирических исследований. При случае они могут подготовить документ или годовой отчет, в котором используют знание социологии, но обычно их обязанности не пересекаются с этой наукой. Они консультируют клиентов, занимаются в учреждениях бюрократической работой, присутствуют на бесчисленных заседаниях всевозможных комиссий, где обсуждаются финансовые вопросы, проблемы обучения персонала, общеуправленческие вопросы. В государственном секторе социологов привлекают в программы борьбы с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, бедностью. Социологов нанимают некоторые отделения полиции, но большинство из них предпочитает проводить социологическую экспертизу самостоятельно, прибегая к услугам полицейских, прошедших дополнительные курсы обучения. Про- те весны и лета. Фирмы-работодатели оплачивают такую работу в течение двух недель после завершения проекта, что тоже приятно. К этому же виду подработки относятся и приглашения на различного рода выставки, а также просмотр телепередач. Здесь вы можете сидеть дома и по телефону приглашать своих знакомых. Но довольно сложно доказать потом, кто из ваших приглашенных был опрошен и за кого причитаются ваши кровные денежки. Надо постоянно бдить, иначе ваших респондентов перепишут на чье-то другое имя и кто-то другой (а может и сами сотрудники маркетинговой фирмы) получат вашу зарплату за вас. Фокус-группы. Это приглашение людей на беседу в офис маркетинговой фирмы в определен- ные день и час за денежное вознаграждение (от 80 рублей как в фирме «Аналитика» и до 350 как в институте МАСМИ). Дело это хлопотное и ненадежное. Вы оказываетесь в роли посредника между маркетинговой фирмой и предполагаемым респондентом. Поэтому вас могут обмануть дважды — фирма не заплатит, а человек откажется приходить на опрос. Вас могут ни за что оштрафовать. В данном случае вы бесправны, так как лишь немногие фирмы заключат с вами трудовое соглашение. В большинстве же своем вы просто расписываетесь в ведомости, и как начисляются деньги — остается гадать. Квартирные опросы. Самый рискованный вид подработки, который дается новичкам. Вам может открыть дверь, кто угодно. Вас могут забрать в милицию или просто послать... Вы идете в незнакомый дом, по маршрутному листу, без подарка, лишь с пустой анкетой и страстным желанием заработать денег. Легче всего работать в спальных районах и в «хрущевках» — здесь нет домофонов, и люди довольно приветливые и идут на контакт. Квартирные опросы предпочитают проводить бабушки-пенсионерки, молодежь же ходит парами (чтобы легче было отбиваться). Сокращено по источнику: Князева Т. Как поработать и чтобы не надули // http://www.gde-dengi.ru/01/33a.htm мышленные корпорации привлекают социологов к программам по сокращению воровства, предупреждению промышленного шпионажа и защиты компьютеров14. В медицине трудится от 100 до 150 исследователей со степенью доктора философии, из которых только 1/3 — социологи. Известные американские ассоциации по здравоохранению, например American Medical Association, American Hospital Association, платят прикладным социологам больше, чем платят в университетах их академическим коллегам. Так, в 1981 г. только что приступивший к работе доктор философии получал 32тыс. долл. и 10% годовой премии, а на руководящем посту социолог зарабатывал более 60 тыс. долл. В США от 200 до 300 госпиталей имели отделы по социальным наукам, руководители которых получали более 50 тыс. долл.15. Как показывают обследования прикладников, они редко используют свои социологические знания. По мнению Т. Лайсона и Дж. Сквайреса (неопубликованный отчет 1981 г.) большинство прикладников находят скорее применение своим умениям в области техники и методики исследования, нежели фундаментальным знаниям16. И чем лучше математически вооружен социолог, тем больше он сближается по уровню подготовки с психологом и экономистом и тем больше шансов найти работу. Различия в содержании деятельности в фундаментальной и прикладной социологии обобщены в табл. 3. Таблица 3 Особенности образования и практической деятельности в фундаментальной (академической) и прикладной сферах17
14 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R.Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 202-204. 15 Ibid. P. 220, 226. 16 Ibid. P. 302. 17 Источник: Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.FreemanDynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 303. Возможно, считает Г. Маукш18, что в начале XX в. обучение прикладной социологии было лучше, чем в конце. Тогда академическая социология, благодаря неразвитости или неизощренности ее методолого-методического аппарата, не была строго отграничена от прикладной. То и другое именовалось социальными исследованиями. Но постепенно разрыв между двумя ветвями социологии увеличивался. Отчуждение нарастало по мере того, как академическая сфера пользовалась все большим, а прикладная все меньшим престижем. Однако в 1970-е гг. наметился поворот, многие академические социологи активно занялись прикладными проектами и начали обучать прикладной социологии своих студентов. Если раньше на прикладную социологию смотрели как на временную карьеру, то теперь — как на постоянное и перспективное занятие. Многие проблемы в обучении социологов объясняются тем, пишет Р. Берк, что мы имеем дело со студентами, у которых математические знания редко выходят за рамки школьной программы. Кроме того, не у многих департаментов есть достаточное число квалифицированных преподавателей, способных дать фундаментальные знания по математике19. Правда, подготовка фундаментальных и прикладных социологов в вузах различается направленностью подготовки студентов. В прикладной социологии не столь значительны требования к методической строгости исследования. Если информация, получаемая прикладником, не оказывает серьезного влияния на управленческие решения, а носит предварительный характер, то бывает достаточно метода «на скорую руку» («quick and dirty»)20. В академической социологии внимание сосредоточено на внутренней валид-ности, в прикладной — на внешней, т.е. работа должна приносить пользу заказчику. Распространение прикладной социологии в вузах продиктовано также меркантильными соображениями руководства. Дело в том, что в последнее время сокращается число абитуриентов, поступающих на фундаментальные специализации и появляется все больше желающих обучаться прикладным дисциплинам. В результате все больше социологических департаментов включают прикладные курсы в программу обучения. Американские социологи убеждены, что предел их мечтаний — университетская карьера и лишь не устроившиеся здесь идут в прикладники. Д. Спайн считает подобное мнение глубоким заблуждением. Вопреки распространенному мнению опрос показал, что далеко не все респонденты мечтают о профессорской должности. Те, кто испытал на себе судьбу прикладника, предпочитают ее университетской жизни. Первая считается более интригующей, творческой, интересной. Многие стали преподавателями недобровольно, им просто было некуда деваться, а знакомств вне стен университета у них нет. Стать академическим социологом иногда легче, поскольку в трудоустройстве бакалавру и магистру помогают коллеги-преподаватели и АСА. 18 Mauksch H.O. Teaching applied sociology: opportunities and obstacles // Applied sociology: roles and activitiesof sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. SanFrancisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 312-313. 19 Berk R.A. Training in qualitative methods // Applied sociology: roles and activities of sociologists in diversesettings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-BassPublischers, 1983. P. 382. 20 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49.No. 4. P. 573. Существует множество причин, объясняющих растущий интерес к прикладной социологии. Одна из них — необходимость расширения рынка труда для выпускников. «Этический кодекс» АСА (1982) обязывает департамент помогать выпускнику в трудоустройстве. В «Словаре наименований профессий» США можно найти несколько сотен занятий, для которых вполне подходит социологическая подготовка на уровне бакалавра. Интересы социологов-прикладников в США защищает Общество прикладной социологии (Society for Applied Sociology — SAS)21, образованное в 1978 г. как некоммерческая общественная организация. На 2002 г. в ней числилось 13 200 членов. Применяемые ими методы диагностики, тренинга, социологического вмешательства и нововведений призваны сблизить большую теорию и практику при решении конкретных социальных проблем. Кроме того, с 1971 г. в рамках Международной социологической ассоциации успешно действует Исследовательский комитет по социотехнике-со- Врезка Узкий рынок труда Декан факультета социологии Санкт-Петербургского университета профессор Николай Генри-хович Скворцов: — В этом году на нашем факультете выпуск прошел по трем отделениям — социологии, социальной антропологии и социальной работы. Несмотря на большой конкурс при поступлении на факультет, рынок труда для наших выпускников достаточно узкий. Кроме аспирантуры и магистратуры, наши выпускники идут работать в исследовательские социологические организации, центры, институты. Среди крупнейших и наиболее известных — Центр независимых исследований, Институт Гэллапа в Петербурге, Петербургское отделение Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Институт социологии РАН. Как правило, фирмы приглашают к себе тех, кто сотрудничал с ними во время обучения на факультете. Выпускников отделения социальной работы с удовольствием берут органы социальной защиты и социального обеспечения (городское и районное звено). Часть наших выпускников идет работать на промышленные предприятия и фирмы, в банковские организации. И даже в фирмы, занимающиеся иностранным туризмом, — потому что наши выпускники с отделения социальной антропологии обладают знаниями о культуре других стран, а кроме того, у них хорошая языковая подготовка. Эти факторы помогают успешно трудоустроиться. Выпускник-социолог получил в университете не только определенный набор знаний, но и при- обрел навыки, насущно необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. В решении этого вопроса помогают практики — ознакомительная, производственная и преддипломная. Основные площадки для практики — НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, научные социологические институты и центры, а также музеи (в первую очередь Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого и Российский этнографический музей). Студенты отделения социаль- ной работы на практике успешно работают в приютах, отделениях социальной защиты, негосударственных организациях, которые занимаются с социально дезадаптированными лицами (бомжи, алкоголики, наркоманы), участвуют в программах по работе с беспризорными детьми. Поэтому это отделение развивается особо быстрыми темпами. А практика помогает студентам профессионально профилироваться. Источник: Санкт-Петербургский университет. 2001. № 18 (3572) / 27 июня 21 Веб-сайт SAS: http://www.appliedsoc.org циальной практике (Committee on Sociotechnics — Sociological Practice) под номером RC2622. Его цель — обмен информацией и передовым опытом в области социально-практической работы в разных странах мира. Президентом является канадский ученый Джон Александер.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.015 с.) |