Кризис социологии или ее подъем?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис социологии или ее подъем?



Особенностью отечественной социологии явля­ется наличие в ней как бы двух направлений — первое, академическое, где исследуют ее кон­цептуальные проблемы: образа жизни, социаль­ного прогнозирования, воспитания и образова­ния и т.д. Второе направление развивалось в основном заводской социологией — проведение конкретных социологических исследований толь­ко для нужд производства. Академическая соци­ология давала заказы, как правило, самой себе и, как это часто бывает в академической науке, удовлетворяя за казенный счет собственное лю­бопытство, благодаря чему нередко рождались весьма нетривиальные проблемы и их решения. Именно благодаря интересу и любопытству от­дельных социологов, появились новые направле­ния в социологии, например, социолингвистика, социология личности, региональная социология, социальная демография и др. Для второго на­правления заказчиками выступали предприятия, фабрики, заводы, учреждения, которые требова­ли конкретных рекомендаций. Если первые ре­шали чисто научные проблемы и находились, так сказать, в свободном полете мысли и поиске истины, то вторые обязаны были решать произ-

водственные задачи и надолго забывать о соб­ственных научных интересах. Перед заводской социологией постоянно стоял вопрос, что нужнс сделать в области социального развития, чтобь повысить производительность труда. Этот воп­рос висел над заводскими социологами как да­моклов меч и по-гамлетовски трагична была егс

постановка — быть или не быть заводской соци ологии. Эта вынужденная жесткая ситуация i заставляла социологов-практиков искать ответ н; вопрос, чтобы сохранить свое место под солн цем. Именно чрезвычайная ситуация и привел; к пониманию того, чем заводская социологи! должна заниматься.

Сокращено и адаптировано по источнику: Аве рьянов Л.Я. Социология: что она знает и може // http://www.i-u.ru/aver/work/soc/soc2_4.asp

6 Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research // Amer. SociolRev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 901.

7 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.RRossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 124.

приглашает кого-то решить социальные проблемы, то на проходной не обя­зательно должно появиться объявление «Требуется социолог». Многие соци­ологи зачисляются на должности статистиков. Для того чтобы устроиться на хорошую работу, социологу надо объявить себя специалистом по статистичес­кому анализу и лишь позже проявить свои социологические способности8.

Трудности с устройством на работу прикладных социологов Д. Чандлер9 объясняет особенностями университетского образования. Социология тра­диционно преподавалась как фундаментальная наука, в то время как в эко­номике и психологии большой акцент всегда делался на решение практичес­ких проблем. АСА никак не систематизировала виды занятий прикладных социологов, не составляла соответствующих документов и реестров, не вно­сила их в официальные списки профессий. Не было проведено исчерпыва­ющих эмпирических исследований, касающихся трудоустройства, характе­ра и содержания труда неакадемических социологов.

В подготовке прикладников еще много недостатков: в учебных курсах не хватает практикумов, лабораторной и полевой практики. Обучение тому, как во всех деталях организовать выборочное обследование, как делать грамот­ные полевые заметки в исследовании — это пока скорее исключение, неже­ли правило в учебных программах10. Правда, общих курсов, дающих общее представление об исследовательских процедурах, более чем хватает.

В России учебные планы социологических факультетов имеют явный перекос в сторону истории и теории социологии, анализа социальных инсти­тутов и процессов. Совершенно недостаточно времени уделяется обучению методам прикладных исследований.

Парадокс социологического образования как за рубежом, так и в России заключается в следующем:

♦ Прикладных социологов обучают их антагонисты, академические со­циологи, обучают на свой лад и своему взгляду на мир. Хотя более эффек­тивным способом надо признать обучение прикладников специалистами, имеющими опыт работы в прикладной области. К сожалению они редко идут преподавать в вузы.

♦ После окончания социологического факультета большинство выпуск­ников устраивается в прикладной сфере, хотя к ней они, в силу перекосов в образовании, почти совершенно не готовы.

♦ Большинство выпускников-социологов идет в прикладную сферу, где их окружают специалисты чуждых им (негуманитарных) профессий, с ко­торыми они долго не могут найти общий язык и которым они стесняются признаваться в том, что они социологи.

♦ На рынке труда социологи-прикладники в большинстве своем проиг­рывают своим коллегам экономистам и психологам, обучение которых боль­ше ориентировано на практику.

Студенты нуждаются не только в специальных прикладных курсах, напри­мер, компьютерном анализе или работе со статистическими данными, но

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings/ Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 124.

9 Ibid. P. 201.

10 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49.No. 4. P. 577.

также в методологических основах и знаниях из других наук, в частности, по экономике. Социолог должен также уметь составлять несколько вариантов решения проблемы и выбирать лучшее из них в условиях ограничения вре­мени и средств".

Курс обучения социолога-прикладника в США в конце 1990-х гг. вклю­чал овладение такими методами, как выборочное обследование, кейс-стади, глубинное интервью, фокус-группа, этнографические методы, контент-ана­лиз, наблюдение, вторичный анализ, эксперимент, мониторинг, контроль качества данных, оценочные исследования12.

Как подбирать кандидатов в прикладники? По мнению Г. Фримана и П. Росси13, нужен «личностный профиль прикладника». Профессия приклад­ника требует уникального набора индивидуальных качеств. Авторы выделя­ют три главных:

1) Умение работать в соответствии с объективной обстановкой. На приклад­ника накладываются жесткие временные рамки. К примеру, менеджер помаркетингу, выступающий в роли заказчика, может потребовать результатыисследования в сроки, оговоренные контрактом, он не станет ждать, когда васосенит идея или созреет концепция. Требуемое от студента качество — ком-пульсивность, т.е. умение вписываться в жесткие требования и условия.

2) Высокий уровень уверенности в себе. Прикладник должен быть уве­рен в правильности того, что делает, ведь научный отчет, в отличие от ста­тьи в академическом журнале, не возвращается с отметкой «доработать».Ответная реакция следует незамедлительно, иногда принимая нежелатель-

Врезка

Г. Князева

Как студенту заработать на маркетинге

Существует несколько вариантов заработать на маркетинге.

Вариант первый: волка ноги кормят. В уютных гнездышках маркетинговых фирм стать штатной единицей невозможно. Зато подработать на вольных хлебах — пожалуйста. Ваш возраст и об­разование никого не волнуют. Единственное ус­ловие, чтобы вы были шустрыми, умели разго­варивать с людьми и не боялись такого общения. Предпочтение отдается все же женскому полу. Но и мальчикам не стоит отчаиваться, им найдется место в политических опросах, а также в подбо­ре респондентов на сигаретные опросы. Данные профессии называются рекрутер, интервьюер, кодировщик анкет. И особенной популярностью этот вид подработки пользуется у студентов, мо­лодых мам и пенсионеров. Мы даем вам основ-

ные позиции и расценки на такого вида работы. Это усредненные цифры — в данной области оплата труда зависит от сложности проекта и честности фирмы-работодателя. Самый тяжелый физически, но самый надежным и, что главное, быстрый способ подработки — холл-тест. Вы без комплексов и можете подойти с милой улыбкой к любому прохожему? Тогда эта работа для вас. Предметом опроса может быть чтс угодно — начиная от просьбы пожевать новук жвачку и до просмотра свежего рекламного роли­ка дезодоранта «Рексона». Огромным преимуще­ством здесь является то, что из десяти человек хотя бы один откликнется на ваше предложение И, как правило, людям за высказанное мнение v потраченные ими 15 минут дарится подарок — торт, коробочка шоколадных конфет или простс плитка шоколада. За 3—5 дней такой работы мож­но заработать примерно 2 тысячи рублей. Зимой холл-тесты проводятся крайне редко, так чтожди-

" Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49 No. 4. P. 577.

12 Commission on Applied and Clinical Sociology. June, 1999 (Rev. 2000): http://www.sociologycommission.org/docs/BAStandards.htm

13 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49No. 4. P. 571-580.

ную административную форму. Прогноз о рынке сбыта промышленных то­варов всегда можно практически проверить и притом в короткое время. Цена ошибки выражается для компании в кругленькую сумму, а для прикладни­ка—в разрыве контракта.

3) Готовность идти на риск. У прикладника нет возможности делать глу­бокий и всесторонний анализ ситуации. Делать выводы приходится на огра­ниченном круге данных, благодаря чему резко возрастает вероятность ошиб­ки. Тем не менее заказчик идет на это, предпочитая иметь ограниченную информацию, чем никакую. Прикладник должен уметь убедить заказчика в правильности своих выводов даже в таких условиях.

Многие социологи становятся специалистами по планированию, высоко­поставленными администраторами, специалистами по компьютерам и ста­тистиками и никогда не сталкиваются с практикой эмпирических исследо­ваний. При случае они могут подготовить документ или годовой отчет, в котором используют знание социологии, но обычно их обязанности не пе­ресекаются с этой наукой. Они консультируют клиентов, занимаются в уч­реждениях бюрократической работой, присутствуют на бесчисленных засе­даниях всевозможных комиссий, где обсуждаются финансовые вопросы, проблемы обучения персонала, общеуправленческие вопросы.

В государственном секторе социологов привлекают в программы борьбы с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, бедностью. Социологов на­нимают некоторые отделения полиции, но большинство из них предпочи­тает проводить социологическую экспертизу самостоятельно, прибегая к услугам полицейских, прошедших дополнительные курсы обучения. Про-

те весны и лета. Фирмы-работодатели оплачива­ют такую работу в течение двух недель после за­вершения проекта, что тоже приятно. К этому же виду подработки относятся и пригла­шения на различного рода выставки, а также просмотр телепередач. Здесь вы можете сидеть дома и по телефону приглашать своих знако­мых. Но довольно сложно доказать потом, кто

из ваших приглашенных был опрошен и за кого причитаются ваши кровные денежки. Надо по­стоянно бдить, иначе ваших респондентов пе­репишут на чье-то другое имя и кто-то другой (а может и сами сотрудники маркетинговой фирмы) получат вашу зарплату за вас. Фокус-группы. Это приглашение людей на бе­седу в офис маркетинговой фирмы в определен-

ные день и час за денежное вознаграждение (от 80 рублей как в фирме «Аналитика» и до 350 как в институте МАСМИ). Дело это хлопотное и не­надежное. Вы оказываетесь в роли посредника между маркетинговой фирмой и предполагае­мым респондентом. Поэтому вас могут обма­нуть дважды — фирма не заплатит, а человек откажется приходить на опрос. Вас могут ни за что оштрафовать. В данном случае вы бесправ­ны, так как лишь немногие фирмы заключат с вами трудовое соглашение. В большинстве же своем вы просто расписываетесь в ведомости, и как начисляются деньги — остается гадать. Квартирные опросы. Самый рискованный вид подработки, который дается новичкам. Вам может открыть дверь, кто угодно. Вас могут забрать в милицию или просто послать... Вы идете в незна­комый дом, по маршрутному листу, без подарка, лишь с пустой анкетой и страстным желанием за­работать денег. Легче всего работать в спальных районах и в «хрущевках» — здесь нет домофонов, и люди довольно приветливые и идут на контакт. Квартирные опросы предпочитают проводить ба­бушки-пенсионерки, молодежь же ходит парами (чтобы легче было отбиваться). Сокращено по источнику: Князева Т. Как пора­ботать и чтобы не надули // http://www.gde-dengi.ru/01/33a.htm

мышленные корпорации привлекают социологов к программам по сокраще­нию воровства, предупреждению промышленного шпионажа и защиты ком­пьютеров14.

В медицине трудится от 100 до 150 исследователей со степенью доктора философии, из которых только 1/3 — социологи. Известные американские ассоциации по здравоохранению, например American Medical Association, American Hospital Association, платят прикладным социологам больше, чем платят в университетах их академическим коллегам. Так, в 1981 г. только что приступивший к работе доктор философии получал 32тыс. долл. и 10% годо­вой премии, а на руководящем посту социолог зарабатывал более 60 тыс. долл. В США от 200 до 300 госпиталей имели отделы по социальным наукам, руко­водители которых получали более 50 тыс. долл.15.

Как показывают обследования прикладников, они редко используют свои социологические знания. По мнению Т. Лайсона и Дж. Сквайреса (неопуб­ликованный отчет 1981 г.) большинство прикладников находят скорее при­менение своим умениям в области техники и методики исследования, нежели фундаментальным знаниям16. И чем лучше математически вооружен социо­лог, тем больше он сближается по уровню подготовки с психологом и эко­номистом и тем больше шансов найти работу.

Различия в содержании деятельности в фундаментальной и прикладной социологии обобщены в табл. 3.

Таблица 3

Особенности образования и практической деятельности в фундаментальной (академической) и прикладной сферах17

 

В фундаментальной сфере В прикладной сфере
Осмысление проблемы строго в терминах ака­демической науки Осмысление проблемы диктуется целями орга­низации и потребностями менеджмента в ин­формации
Круг проблем неограничен, все определяется нормами академической свободы Выбор проблемы для исследования ограничен и диктуется интересами организации
Круг проблем ограничивается соблюдением дисциплинарных границсоциологии Решаемые проблемы носят меж- и многодис­циплинарный характер
Послеокончаниявузатесные контакты с колле­гами После окончания вуза изолированность от ака­демического сообщества
Время на проведение исследования обычно не ограничивается Жесткие временные сроки на проведение ис­следования
Основной акцент на получение новых знаний и глубинный анализ реальности Основной акцент на применение готовых зна­ний и фрагментарный анализ реальности
Акцент на подготовку отчета и статьи в профес­сиональный журнал Упор наустное или письменное сообщение для разнообразныхаудиторий
Статус и должность повышаются за соблюде­ние норм профессионального сообщества Статус и должность повышаются за соблюде­ние правил данной организации, компании

14 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R.Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 202-204.

15 Ibid. P. 220, 226.

16 Ibid. P. 302.

17 Источник: Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.FreemanDynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 303.

Возможно, считает Г. Маукш18, что в начале XX в. обучение прикладной социологии было лучше, чем в конце. Тогда академическая социология, бла­годаря неразвитости или неизощренности ее методолого-методического ап­парата, не была строго отграничена от прикладной. То и другое именовалось социальными исследованиями. Но постепенно разрыв между двумя ветвями социологии увеличивался. Отчуждение нарастало по мере того, как академи­ческая сфера пользовалась все большим, а прикладная все меньшим прести­жем. Однако в 1970-е гг. наметился поворот, многие академические социоло­ги активно занялись прикладными проектами и начали обучать прикладной социологии своих студентов. Если раньше на прикладную социологию смот­рели как на временную карьеру, то теперь — как на постоянное и перспектив­ное занятие. Многие проблемы в обучении социологов объясняются тем, пи­шет Р. Берк, что мы имеем дело со студентами, у которых математические знания редко выходят за рамки школьной программы. Кроме того, не у мно­гих департаментов есть достаточное число квалифицированных преподавате­лей, способных дать фундаментальные знания по математике19.

Правда, подготовка фундаментальных и прикладных социологов в вузах различается направленностью подготовки студентов. В прикладной социо­логии не столь значительны требования к методической строгости исследо­вания. Если информация, получаемая прикладником, не оказывает серьез­ного влияния на управленческие решения, а носит предварительный харак­тер, то бывает достаточно метода «на скорую руку» («quick and dirty»)20. В академической социологии внимание сосредоточено на внутренней валид-ности, в прикладной — на внешней, т.е. работа должна приносить пользу за­казчику.

Распространение прикладной социологии в вузах продиктовано также меркантильными соображениями руководства. Дело в том, что в последнее время сокращается число абитуриентов, поступающих на фундаментальные специализации и появляется все больше желающих обучаться прикладным дисциплинам. В результате все больше социологических департаментов включают прикладные курсы в программу обучения.

Американские социологи убеждены, что предел их мечтаний — универси­тетская карьера и лишь не устроившиеся здесь идут в прикладники. Д. Спайн считает подобное мнение глубоким заблуждением. Вопреки распространен­ному мнению опрос показал, что далеко не все респонденты мечтают о про­фессорской должности. Те, кто испытал на себе судьбу прикладника, предпо­читают ее университетской жизни. Первая считается более интригующей, твор­ческой, интересной. Многие стали преподавателями недобровольно, им просто было некуда деваться, а знакомств вне стен университета у них нет. Стать ака­демическим социологом иногда легче, поскольку в трудоустройстве бакалав­ру и магистру помогают коллеги-преподаватели и АСА.

18 Mauksch H.O. Teaching applied sociology: opportunities and obstacles // Applied sociology: roles and activitiesof sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. SanFrancisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 312-313.

19 Berk R.A. Training in qualitative methods // Applied sociology: roles and activities of sociologists in diversesettings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-BassPublischers, 1983. P. 382.

20 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49.No. 4. P. 573.

Существует множество причин, объясняющих растущий интерес к при­кладной социологии. Одна из них — необходимость расширения рынка тру­да для выпускников. «Этический кодекс» АСА (1982) обязывает департамент помогать выпускнику в трудоустройстве. В «Словаре наименований профес­сий» США можно найти несколько сотен занятий, для которых вполне под­ходит социологическая подготовка на уровне бакалавра.

Интересы социологов-прикладников в США защищает Общество при­кладной социологии (Society for Applied Sociology — SAS)21, образованное в 1978 г. как некоммерческая общественная организация. На 2002 г. в ней числилось 13 200 членов. Применяемые ими методы диагностики, тре­нинга, социологического вмешательства и нововведений призваны сбли­зить большую теорию и практику при решении конкретных социальных проблем.

Кроме того, с 1971 г. в рамках Международной социологической ассоци­ации успешно действует Исследовательский комитет по социотехнике-со-

Врезка

Узкий рынок труда

Декан факультета социологии Санкт-Петербур­гского университета профессор Николай Генри-хович Скворцов:

— В этом году на нашем факультете выпуск прошел по трем отделениям — социологии, социальной антропологии и социальной рабо­ты. Несмотря на большой конкурс при поступ­лении на факультет, рынок труда для наших выпускников достаточно узкий. Кроме аспи­рантуры и магистратуры, наши выпускники идут работать в исследовательские социоло­гические организации, центры, институты. Среди крупнейших и наиболее известных — Центр независимых исследований, Институт Гэллапа в Петербурге, Петербургское отделе­ние Всероссийского центра изучения обще­ственного мнения (ВЦИОМ), Институт социо­логии РАН. Как правило, фирмы приглашают к себе тех, кто сотрудничал с ними во время обучения на факультете. Выпускников отделения социальной работы с удовольствием берут органы социальной за­щиты и социального обеспечения (городское и районное звено). Часть наших выпускников идет работать на промышленные предприятия и фирмы, в банковские организации. И даже в фирмы, занимающиеся иностранным туриз­мом, — потому что наши выпускники с отде­ления социальной антропологии обладают знаниями о культуре других стран, а кроме того, у них хорошая языковая подготовка. Эти факторы помогают успешно трудоустроиться. Выпускник-социолог получил в университете не только определенный набор знаний, но и при-

обрел навыки, насущно необходимые в даль­нейшей профессиональной деятельности. В ре­шении этого вопроса помогают практики — оз­накомительная, производственная и преддип­ломная. Основные площадки для практики — НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, научные социологические институты и центры, а также музеи (в первую очередь Му­зей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого и Российский этнографи­ческий музей). Студенты отделения социаль-

ной работы на практике успешно работают в приютах, отделениях социальной защиты, не­государственных организациях, которые зани­маются с социально дезадаптированными ли­цами (бомжи, алкоголики, наркоманы), участву­ют в программах по работе с беспризорными детьми. Поэтому это отделение развивается особо быстрыми темпами. А практика помога­ет студентам профессионально профилиро­ваться.

Источник: Санкт-Петербургский университет. 2001. № 18 (3572) / 27 июня

21 Веб-сайт SAS: http://www.appliedsoc.org

циальной практике (Committee on Sociotechnics — Sociological Practice) под номером RC2622. Его цель — обмен информацией и передовым опытом в об­ласти социально-практической работы в разных странах мира. Президентом является канадский ученый Джон Александер.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.017 с.)