Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок маркетинговых услуг в санкт-петербургеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интересное исследование рынка социологических услуг в другом столичном городе провела в 1998—1999 гг. аспирантка факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Елена Локтинова5. Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться Е. Локтиновой еще на стадии разработки программы исследования, это определение генеральной совокупности респондентов. Обращение в местные статистические органы власти (Пе-тербургкомстат, Регистрационная палата Администрации Санкт-Петербурга) ничего не дало. Выяснилось, что учет специализированных маркетинговых фирм не ведется. По данным Регистрационной палаты, в 1998 г. только в Петербурге формально числилось 17192 фирмы, осуществлявшие маркетинговые исследования. Однако специальное изучение показало, что в городе реально существовало лишь около 40 маркетинговых исследовательских фирм, из которых часть — рекламные агентства и консалтинговые фирмы, занимающиеся в том числе и маркетинговыми исследованиями, а также некоторые вузы и НИИ. Случайная выборка составила 50% от генеральной совокупности (18 фирм). Методом сбора информации явилось личное интервью с помощью формализованной анкеты либо вручение анкеты респонденту с договоренностью о сроке возврата при повторной встрече. В ходе исследования опрашивались руководители высшего звена маркетинговых фирм: 39% — директора фирм, 28% — их заместители, 22% — руководители отдела и 11 % — менеджеры проекта. Большинство фирм возникло после 1994 г. Среди обследованных фирм 28% имеют штат от 11 до 15 человек, 22% — от 16 до 20, 22% — до 10 человек. В 1999 г. более 75% сотрудников составляли лица, имеющие высшее социологическое, экономическое и психологическое образование (в 1998 г. их было гораздо меньше). Как удалось выяснить Е.Локтиновой, основным полем деятельности для 83% петербургских компаний является организация и проведение маркетин- 5 См.: Локтинова Е. Анализ Петербургского рынка маркетинговых исследований // http://4p.ru/ research/r_market_research.html говых исследований («профилирующие маркетинговые фирмы»). Далее идут консалтинг и сбор информации: 39 и 22% соответственно. Если в 1998 г. значительная часть усилий (28%) тратилась на рекламу, то в 1999 г. ни один респондент не выделил рекламу в качестве основного вида деятельности. Технологическая оснащенность петербургских опросных фирм пока невысока: 33% используют пакет SPSS, 27% — Excel, 33% — другие специальные программы. Такие средства анализа данных, как CATI, Access, Statistica, Internet или собственные разработки практикуют менее 20% изученных фирм. В числе используемых методов 94% назвали личные интервью, 83% — телефонные интервью, 78% — фокус-группы, 72% — уличные интервью, 67% — наблюдение, 55% — контент-анализ. По сравнению с 1998 г. за год увеличилось число фирм, применяющих метод наблюдения (с 39 до 67%) и холл-тесты (с 28 до 44%). Основным источником данных при составлении, пополнении и обновлении выборки для 78% послужил «сбор информации собственными силами». Вместе с тем, 83% респондентов заявили, что их фирма достаточно оснащена техникой, 94% — что имеет квалифицированные и опытные кадры. Большинство питерских респондентов (89%) указали, что они знакомы с западным опытом проведения маркетинговых исследований, а 33% — даже полностью работают по западным технологиям. Интересно отметить, что в 67% профилирующих маркетинговых фирм нет постоянного штата интервьюеров, а в 20% — и временных интервьюеров, хотя 94% опрошенных руководителей заявили, что в их фирме широко практикуются личные интервью, 83% используют телефонные интервью, 72% — уличные интервью. То есть такие методы сбора информации, при которых без интервьюеров обойтись невозможно. Очевидно, делает вывод Е. Локти -нова, эти фирмы периодически используют в качестве интервьюеров своих постоянных сотрудников, работающих на других должностях, хотя обычно штат постоянных сотрудников в таких фирмах невелик и редко превышает 10—20 человек6. Около половины питерских фирм ежегодно проводит 20 и более исследований. Для 75% фирм клиентами выступают отечественные компании. Среди них лидируют производители товаров (83% опрошенных назвали их своими постоянными клиентами), оптовики (39%) и строительные фирмы (28%). Чаще всего клиенты заказывают исследования по следующим направлениям: определение рыночных тенденций — 72%, рыночной доли — 67%, удовлетворение потребителей и отношение к марке — по 61%. Для сравнения: в украинской (Днепропетровск) службе «СОЦИО-МАРКЕТ» работает около 300 профессионально обученных интервьюеров, регулярно проходящих тренинги и аттестацию; компания ТОЙ-ОПИНИОН расположенная в Петербурге, проводит исследования по всей России; сбором информации занимаются около 300 интервьюеров, располагает бригадами сотрудников в 94 городах России, а также в странах СНГ, Прибалтики и Европы, проводит от 20 до 25 исследований в месяц. ГАЕ, КЕМ И КАК РАБОТАЮТ СОЦИОЛОГИ1 Прикладная социология отличается от фундаментальной, которая развивается в академических учреждениях, не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост научных знаний либо вклад в фундаментальные открытия. Академический социолог — творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Прикладной социолог — создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы — собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет. СОДЕРЖАНИЕ, ХАРАКТЕР И СФЕРА ТРУДА СОЦИОЛОГОВ Прикладная социология имеет нечто, что ее существенно отличает от академической. В университете социолог-исследователь и социолог-администратор, выступающий заказчиком и оценщиком его продукции, говорят на одном языке. Но на предприятии социолог и администратор придерживаются различных точек зрения на проблему. В прикладную социологию как важнейшая ее часть входит процесс взаимного обучения. Администратор обязан немножко знать социологию, причем не только на уровне терминологии — он должен не только знать слова «роль», «референтная группа», «первичные социальные отношения» или «стратификация», но и отчасти видеть мир в этих терминах. Материал подготовлен в соавторстве с К.А. Кравченко. Академический ученый, в идеале, — специалист в одной узкой области. Без глубокой специализации, нередко длящейся всю жизнь, трудно достичь высоких результатов. И хотя они «прихватывают» тематику смежных областей, их интересы редко выходят за пределы одной дисциплины. Специалист по прикладной социологии — многопрофильный исследователь, он должен обладать широким кругозором. Его клиенты меняются, стало быть, меняется и тематика. Ему трудно всю жизнь специализироваться в одной проблеме, так как приходится браться за решение самых разных вопросов. В сфере бизнеса это рыночное поведение, средства пропаганды и рекламы, поведение потребителей, конъюнктура спроса и предложения, трудовая мораль, тестирование личных и деловых качеств, стили руководства. Кроме того, прикладник должен хорошо знать несколько наук: статистику, экономику, социологию, психологию, право и т.п. Особенно хорошо он обязан владеть статистическим анализом, поскольку ему придется конкурировать за место под солнцем с представителями других социальных наук, в том числе с экономистами и психологами. Рынок труда для социологов-прикладников — и так происходит во всех странах мира — находится вне университетских аудиторий. Их нанимают и выплачивают гонорары частные опросные фирмы, специализирующиеся на изучении общественного мнения, проведении маркетинговых и политических опросов. В 1970-е гг. в США возникли сотни частных исследовательских фирм, получающих мощную финансовую подпитку с самых разных сторон. Среди них выделяется довольно малочисленная группа особенно крупных фирм, в штате которых числится больше специалистов со степенью доктора философии, чем в университетских департаментах социальных наук. Известно, что европейская социология сильна своими теоретическими традициями, а новые подходы в области коммерческих прикладных разра- Врезка Кому нужна социология Если спросить об этом первокурсников социологического факультета университета, они без колебаний ответят: мы изучаем свою будущую профессию. Три четверти американских выпускников-социологов устраиваются в сфере науки и частного бизнеса, в государственных органах управления и консультативных фирмах, и работают по полученной специальности. Они трудятся на поприще академической и прикладной социологии. Но куда идет работать оставшаяся четверть выпускников? Многие социологи порывают со своей профессией, уходят в бизнес, органы управления, издательское дело, на партийную работу, т.е. трудятся не по специальности. Социологи становятся менеджерами, бизнесменами и партийными функционерами. Часто с этой работой они справляются более успешно, чем те, кто получил профильное образование. Почему? Видимо, наука об обществе позволяет узнать нечто такое, чего не дают другие области знаний. А именно: • Социология делает людей экспертами в социальных и человеческих вопросах. • Она формирует особый стиль мышления и дает возможность смотреть на события с широкой перспективы. • Социологическая подготовка ведет к тому, что в любом деле человек видит сразу несколько альтернативных решений одной и той же проблемы, а это экономически заведомо более выгодный путь. • Социология помогает избегать или умело решать межличностные конфликты, быть эффективным посредником. • Она учит оптимизму и способности преодолевать личные затруднения. боток чаще всего появляются в Америке. Ныне в Новом Свете насчитываются сотни, если не тысячи организаций (крупных и мелких, государственных и частных), занимающихся исследованиями, результаты которых оформляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Эта сфера деятельности постоянно расширяется. Наряду со старыми и хорошо зарекомендовавшими себя фирмами, не зависящими от университетов, которые привлекают высококвалифицированных специалистов, возникают новые организации. Они также требуют солидных инвестиций и серьезной поддержки. Некоторые крупные учреждения содержат в своем штате больше докторов наук, чем любой из бостонских университетов. Нередко прикладные исследования становятся формой подпольного бизнеса. В стране множество «подставных» фирм, которые заключают официальный контракт на исследование, разрабатывают научную программу, применяют стандартные процедуры и т.д. Законодатели, финансисты и нечистые на руку политические деятели добиваются выделения значительных денежных ссуд якобы для решения важных социальных проблем. Однако ничего кроме надувательства и обмана из этого не получается. Нередко в подобных фирмах находят приют неквалифицированные работники и люди, называющие себя «социальными учеными». По мнению П. Росси, это — оборотная сторона быстрого роста прикладных исследований в США, которая отнюдь не способствует повышению их престижа в научном сообществе2. Прикладная социология в США превратилась в быстрорастущий сектор экономики. Напротив, академическая социология переживала периодические кризисы в 1970-, 1980- и в 1990-е гг. Дотации, отпускаемые на нужды прикладной науки правительством и частными компаниями, окупаются довольно быстро и превышают ассигнования на фундаментальные разработки. Тем не менее формы организации труда прикладников, распределение и обучение специалистов для этой отрасли в университетах и колледжах не соответствуют сегодняшним требованиям. Серьезные противоречия наблюдаются между научным идеалом исследования и той социальной ролью, которую приходится выполнять социологу, между авторитетом прикладной социологии и несовершенными организационными формами ее нынешнего развития. В книгу, представляющую собой официальный отчет Американской социологической ассоциации, подготовленный 34 авторами (18 профессоров Калифорнийского, Гарвардского, Вашингтонского, Техасского, Миссурий-ского, Массачусетсского и др. университетов, социологических факультетов, 7 директоров исследовательских фирм и институтов, остальные — менеджеры, консультанты и др., один автор — сотрудник исследовательской лаборатории «Дженерал Моторс»), включена интересная статья Р. Соренсена3, который пишет о том, что корпорации, несмотря на объективную потребность в такого рода услугах, редко имеют в штатном расписании должность «прикладной социолог». Не существует даже четкого описания круга его обязан- 2 Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research // Amer. Sociol.Rev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 901-902. 3 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R.,Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 176-179. ностей. Прикладные социологи называют себя по имени той должности, на которую им удается устроиться в корпорации. Агентам по вербовке, которых посылает высший менеджмент, никто не разъясняет обязанности, возможности и роль прикладного социолога. Не понимая возможностей социолога, менеджмент отказывает им в трудоустройстве и служебном продвижении. Отсутствие должности «социолог» в списке профессий корпораций объясняется еще и тем устойчивым предрассудком, будто такой специалист способен только на изучение общества в целом, а не конкретных явлений и отношений, касающихся людей. Очень немногие компании выступают инициаторами проведения социологических исследований, научные отчеты администрация нередко сдает в архив или библиотеку. Часто бизнесмены принимают социолога за человека, в обязанности которого входит забота о благосостоянии персонала. Но для подобных целей они предпочитают специалистов с более узкой и целенаправленной подготовкой, например, психологов или специалистов по обучению персонала. Прикладной социолог не имеет столь широких творческих контактов с коллегами-социологами, как университетский преподаватель, который постоянно встречается с ними на семинарах, конференциях, «круглых столах» и т.д. Прикладник, каждый день проводящий время в автомобильной корпорации или банке, которые наняли его на полную ставку, не только лишен контактов и поддержки со стороны профессионального сообщества, но также возможности самореализации на страницах академических изданий. Низкое качество — характеристика большинства исследований в социологии независимо оттого, являются они прикладными или базисными. «Например, более 3/4 всей статей, направляемых в ASR, пишет П. Росси, — возвращаются. Весьма проблематично, что прикладные исследования ниже по качеству, чем базисные»4. Критерии к статьям, предъявляемые в ASR и AJS, такие как хорошая выборка, инструментарий, программа и методы анализа — для прикладников необязательны. Хотя статья в академическом журнале интересует небольшой круг профессионалов, влияет только на карьеру автора, не вызывая практических последствий, — однако деятельность прикладника отражается на формировании социальной политики, общественного мнения, положении организаций и фондов. Известен факт, что в последние десятилетия прикладные исследования были представлены в лучшем случае социальными учеными-непрофессионалами, большинство которых было неспособно провести надежную проверку полученных эмпирических данных5. Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research//Amer. Sociol. Rev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 893. 5 Ibid. P. 897. По мнению Д. Спайна, в отличие от академического социолога прикладнику чаще всего приходится общаться с таким контингентом людей, которые не владеют социологическим мышлением и потому не разделяют его взгляды на мир. Не имеющих специальной подготовки в данной области их приходится все время убеждать в полезности и необходимости социологического подхода к решению практических вопросов. Прикладникам приходится делать то, что не требуется от академического социолога — постоянно доказывать свое право на существование. Но, обучая бизнесменов, промышленников или госслужащих, выступающих в роли заказчиков исследования, азам социологической науки, прикладник вынужден заниматься тем же, что всю жизнь делает университетский социолог — просвещать людей7. Когда в университете объявляют конкурс на замещение вакантной должности по кафедре социологии, то ищут специалиста. Однако когда компания Врезка Л.Я. Аверьянов
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.172 (0.009 с.) |