ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ



Организация статистики в развитых странах представлена сетью госу­дарственных статистических учреждений, функции которых однородны, а формы их организации различны по степени централизации (децент­рализации]. Центральными статистическими учреждениями являются: во Франции Национальный институт статистики и экономических иссле­дований; в Японии — Статистическая комиссия; в Великобритании и ФРГ— Центральное Федеральное статистическое управление. Эти уч­реждения выполняют роль координирующих центров при разной степе­ни децентрализации сбора статистических данных.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Идея централизации статистики и идея ее вневедомственности проник­ли в Россию из Германии, где они себя блестяще оправдали. Организация статистики в России — в качестве системы государственных учреждений — ведет свое летоисчисление с 20 сентября 1802 г., когда Александр I поручил всем министерствам России проводить сбор письменных отчетов. Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ. Восстанавливается отчетность губерний. 19 сентября 1802 г. в цирку­ляре министра внутренних дел графа В.П. Кочубея губернаторам указана схема отчета — он должен содержать сведения о численности населения, по­датях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продоволь­ствии, о фабриках и заводах, о городских доходах и публичных зданиях. 20 марта 1811г. был создан официальный центр правительственной статис­тики России — Статистическая часть Российской империи (Статистическое отделение при Министерстве полиции). Возглавил Статистическое отделе­ние статистик-академик Карл Федорович Герман. Начался новый этап раз­вития статистики в России.

30 апреля 1863 г. император Александр II утвердил Положение об уст­ройстве статистической части при Министерстве внутренних дел. В поло­жении предусматривалось создание Статистического совета и Центрального

Статистического комитета Министерства внутренних дел. День 30 апреля, когда было принято государственное постановление, стал профессиональ­ным праздником российских статистиков. Эта дата отмечена и в современ­ном календаре.

В 1834 г. в Совете Министерства внутренних дел учреждается особое Ста­тистическое отделение. Целью его учреждения было составление подробных и по возможности точных описаний состояния всех частей, подведомствен­ных МВД. Сверх этого ему поручалось предварительное рассмотрение пред­ставленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах и проектов новых зданий.

Основанием статистических работ, поручаемых Канцелярии Статистичес­кого отделения, служили сведения, получаемые из департаментов Министер­ства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части для сравнения его с настоящим. К тексту описаний при необходимости прила­гались таблицы.

Этими же Правилами, утвержденными 20 декабря 1834 г., во всех губерн­ских городах учреждались статистические комитеты, под председательством гражданских губернаторов. Губернский Статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического совета Министерства формам либо составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.

В 1837 г. была определена и оформлена система годовой отчетности гу­берний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но из основ­ного отчета о состоянии губерний была исключена социально-экономичес­кая статистика. И только в 1842 г. Министерство внутренних дел ввело в программу статистической отчетности губерний сведения о важнейших об­ластях экономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, про­мышленность, торговля и т.д.).

В 1843 г. был создан Российский статистический комитет. В 1858 г. он преобразуется в Центральный статистический комитет (ЦСК), получивший статус вневедомственного органа, объединившего все губернские, областные и городские статистические комитеты.

Губернские статистические комитеты в те времена состояли, по существу, из одного лишь секретаря; на нем лежали обязанности по подготовке мате­риалов «наверх» — отчетов губернаторов, по выполнению поручений ЦСК (главным образом по собиранию урожайных сведений) и по изучению мест­ной жизни; фактически последнее редко имело место, кое-где оно сводилось к изданию «Памятных книжек» или «Трудов», не имевших, как правило, серьезной ценности1. Городские статистические бюро существовали при го­родских управах во многих крупных городах: Петербурге, Москве, Харько­ве, Одессе, Киеве, Варшаве и др.; особенно деятельными были бюро Петер­бурга и Москвы. Статистические учреждения промышленных объединений,

1 Хозяйственная статистика СССР. Сборник статей / Под ред. В.Э. Дена, Б.И. Карпенко. Л.: При­бой, 1930. С. 13.

к каковым относились статистические бюро совета съездов представителей промышленности и торговли, совета съездов представителей горнопромыш­ленников юга России, бакинских нефтепромышленников и др., издавали отчеты, обзоры и т.п.

Согласно Положению от 1863 г., ЦСК поручались сбор, проверка, обра­ботка поступающих ежегодно из местных комитетов сведений, разработка статистических данных, доставляемых другими ведомствами, и др. Управ­ление ЦСК осуществлял директор, который являлся членом Совета Мини­стров и непременным членом Статистического совета. Он назначался из лиц обладающих специальными знаниями по статистике, определялся и уволь­нялся по представлению министра внутренних дел Высочайшими указами Правительствующему Сенату и Высочайшими приказами2.

Таким образом, создание научных основ и процесс институциализации ста­тистики начался при Александре I, а завершился при Александре II — его ука­зом от 1863 г. фактически был завершен процесс формирования государствен­ной статистики в Российской империи, просуществовавшей в неизменном виде с 1860-х гг. до революционных потрясений в 1917 г. В 1866 г. вышел первы? сборник Центрального статистического комитета «Статистический временни* Российской империи». Он содержал сведения о территории, населении, про­мышленности, торговле, транспорте, народном образовании, уголовной стати­стике и др. Это был первый российский статистический ежегодник (с 1905 г. -«Ежегодник России», с 1912 г. — «Статистический ежегодник России»).

Во Франции в период с 1803 по 1806 г. активно работало неофициально< Статистическое общество. Французское правительство решило, что широка} публикация данных невыгодна, а потому прекратило его деятельность; с 1810 г

Врезка

Глеб Успенскийстатистика в литературе"

Глеб Успенский начал творческий путь с не­больших очерков и рассказов. Уже в них он об­наружил себя проницательным художником, знающим подлинную народную жизнь. Рисуя типы людей, бытовые сценки, он стремился по­казать судьбу своего народа, особенности со­циальной среды, которая и формирует харак­тер человека.

Цифра вошла в русскую публицистику в конце XIX в. Сухие сводки земской статистики ожили под пером великого русского писателя Глеба Ивановича Успенского. Он родился 25 октября 1843 г. в городе Туле в семье чиновников. Учил-

При подготовке данного материала использова­лась информация с веб-сайта Госкомстата Рес­публики Башкортостан: http://www.bashstat.ru/ Docs/Perepis/new_l .htm

ся в Петербургском и Московском университе тах, которые не окончил из-за недостатка средств. Цифры стали предметом исследование писателя и средством публицистической типи зации явлений.

Увлечение писателя цифрами произошло совер шенно случайно и, как выражается сам писа тель, из-за «ничтожного обстоятельства», ; именно: не зайди Иван Иваныч попить чайку i поболтать, так и считал бы писатель статисти ку «делом нестоящим и пустопорожным слово извержением». Иван Иваныч, как местный обы вательский интеллигент, систематически полу чал статистический «обзор» уезда и от нечег делать перелистывал его как раз в тот моменп когда зашел в гости к Глебу Ивановичу. Ива Иваныч с возмущением восклицал, что «однг вишь, четверть лошади приходится на какую-т там ревизскую душу!». «Какая такая лошадина четвертая часть? Которая же первая-то часть ей? Это даже, прямо сказать — насмешка одна!' Но сжившись с местными обывателями, писа

2 Подробнее см. официальный веб-сайт Госкомстата: Становление земских статистических органо и развитие государственной статистики в России (начало 60-х гг. XIX в. — начало XX в.) // http:/ www.gks.ru/history/4.htm

запрещается публикация результатов переписей, с 1812 г. упраздняется Ста­тистическое бюро, которое прежде занималось координацией государствен­ных и частных исследований. Сбор статистических данных стал исключитель­ной привилегией правительства. И только в 1836 г., после создания в 1832 г. Центра всеобщей статистики, появилась возможность провести полноценную перепись населения Франции.

В Англии регулярные переписи населения ведутся с 1801 г. В 1830-х гг. во многих городах Англии были созданы статистические общества, объеди­нившие энтузиастов эмпирических социальных исследований. Среди них Манчестерское статистическое общество, существующее и поныне, и стати­стическое общество в Бристоле; при участии А. Кетле были организованы статистическая секция в Британской ассоциации содействия науке (1833) и Лондонское статистическое общество (1834).

С конца 1860-х — начала 70-х гг. в России началась активная деятельность земской статистики, которая явилась примером развития альтернативной статистики. В советский период государственная статистика была представ­лена системой учреждений, построенной по административно-территориаль­ному принципу.

25 июля 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров «О государствен­ной статистике» было оформлено создание в стране единого общегосудар­ственного органа — Центрального статистического управления. Этим доку­ментом, а также утвержденными в сентябре 1918 г. «Положением об орга­низации местных статистических учреждений» и «Положением о Совете по делам статистики при Центральном статистическом управлении» были за­ложены основы советской государственной статистики в РСФСР.

тель «подобно им, привык мало интересовать­ся множеством крупных и мелких нулей». И вот совершенно неожиданно с ним происхо­дит переворот: он собственными глазами уви­дел четверть лошади! Он тогда точно знал, что такое четверть лошади, он знал, что четверть —

не пустяки, что эта дробь имеет весьма серьез­ное значение. И с тех пор усеянные крупными и мелкими нулями «труды» приняли в его глазах чрезвычайное значение.

Успенский пишет, что «нужно только раз полу­чить интерес к этим дробям, нулям, нуликам, к этой вообще цифровой крупе, которой усеяны статистические книги и таблицы, как все они, вся эта крупа цифр начнет принимать человеческие образы и облекаться в картины ежедневной жиз­ни, то есть начнет получать значение не мертвых

и скучных знаков, а, напротив, значение самого разностороннего изображения жизни». Работая над заголовками очерков цикла «Живые цифры», из сводок статистики взята цифра «0,25 лошади на крестьянский двор», давшая назва­ние очерку «Четверть лошади», заголовки «Ноль целых!» и «Три ужасных нуля» — пример эмоци­онального осознания бесстрастных числовых значений. «Боль, спрессованная в маленькую цифру», ярко прослеживается в первоначальных заголовках «Квитанция» и «Брошенные дети» — это «Сотая часть родной матери» и «26 000 бро­шенных детей».

Цикл «Живые цифры» — произведения о народ­ной жизни — центральная тема в последний период творчества (1888). Тяжелая душевная болезнь в начале 90-х гг. оборвала литературную деятельность Успенско­го. Творчество Глеба Ивановича высоко ценили И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, М. Горь­кий. Оно оказало влияние на формирование некоторых советских писателей. В.И. Ленин ценил в творчестве Успенского «... превосход­ное знание крестьянства», «... громадный арти­стический талант, проникающий до самой сути явлений...»

Частные общества и учреждения обя­зывались представлять по требованию Центрального статистического управле­ния все необходимые статистические сведения о своем устройстве и работе. Гражданские, военные и религиозные правительственные и общественные организации должны были оказывать Центральному статистическому управле­нию полное содействие при сборе им ста­тистических сведений и производить по правилам, изложенным в декретирован­ном положении, а также в соответствии с особыми законами или специальными распоряжениями Центрального статис­тического управления работы по наблю­дению или контролю над наблюдением в подведомственных им областях. Все го­сударственные и общественные органы, частные и общественные лица, печатные издания, относящиеся к области статис­тики, обязывались в течение месяца пос­ле выхода в свет изданий посылать их в двух экземплярах в Центральное статис­тическое управление3.

В 1926—1927 гг. была проведена ре­организация Центрального статистического управления и местных органов государственной статистики. Управляющий ЦСУ СССР был введен в состав Совета Народных Комиссаров с правом решающего голоса, а ЦСУ были предоставлены права объединенного наркомата СССР.

В 1928 г. сеть органов ЦСУ СССР была такова: имелось 9 центральных статистических управлений, 526 областных губернских, окружных и уездных бюро, 5663 районных и волостных статистика и 77 070 добровольных коррес­пондентов. По мнению экспертов, СССР имел тогда самую разветвленную и обширную статистическую сеть в мире4.

В начале 1930 г. ЦСУ СССР было упразднено как самостоятельный Нар­комат, его аппарат и функции были переданы Госплану СССР, в составе ко­торого был образован Сектор народнохозяйственного учета. Вдекабре 1931 г. Сектор народнохозяйственного учета был выделен в самостоятельное управ­ление — Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР — с правом непосредственного вхождения в правительство.

В годы Великой Отечественной войны деятельность статистических ор­ганов была направлена на точный и оперативный учет материальных и тру­довых ресурсов, выявление возможных резервов. Мобилизацию людей, эва-

Советский период деятельности органов государственной статистики (1918—1991 годы) // http:// w\vw.gks.ru/history/5.htm

Хозяйственная статистика СССР. Сборник статей / Под ред. В.Э. Дена, Б.И. Карпенко. Л.: При­бой, 1930. С. 17.

куацию предприятий и их быстрый ввод в эксплуатацию могли охватить лишь срочные переписи. Военные переписи проводились с максимальной опера­тивностью — от 7 до 15 дней. Таких сжатых сроков статистика еще не знала.

Постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1948 г. предусмат­ривало совершенствование статистической работы и реорганизацию советс­кой статистики: ЦСУ было выделено из состава Госплана СССР и стало само­стоятельным органом — ЦСУ при Совете Министров СССР. В ходе реорга­низации государственной статистики в 1948 г. в ЦСУ были созданы Отдел статистической методологии и Научно-методологический Совет. Как научно-консультативный центр по методологическим вопросам статистики Совет был призван рассматривать вопросы методологии, программы и инструкции важ­нейших статистических работ. Было принято решение возобновить выпуск журнала «Вестник статистики» и организовать издательство статистической литературы — Госстатиздат. В 1956 г. в связи с ликвидацией промышленных министерств и созданием совнархозов, руководивших промышленностью эко­номических районов, основные разработки отчетности, которые раньше ве­лись министерствами, стали выполняться органами ЦСУ СССР.

Сосредоточение сбора и разработки отчетных данных в органах ЦСУ СССР потребовало дальнейшего укрепления всей системы государственной статистики — от районного звена до центра — и решительного усиления ме­ханизации статистических работ. В областных статистических управлениях были созданы вычислительные центры (машиносчетные станции), в адми­нистративных районах — машиносчетные станции, которые затем были сли­ты с инспектурами государственной статистики в один низовой статистичес­кий орган — районную информационно-вычислительную станцию (РИВС). В период 1950-80-х гг. преобразованное центральное статистическое ведом­ство страны решало поставленные правительством задачи методологического и организационного характера, вытекавшие из проводимой в стране соци­альной и экономической политики.

В 1987 г. по постановлению правительства Центральное статистическое уп­равление СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государствен­ный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР). В настоящее время цен­тральный орган государственной статистики — Государственный комитет по статистике Российской Федерации (Госкомстат РФ). В республиках, краях, областях имеются управления или комитеты государственной статистики, в административных районах — районные службы государственной статистики.

УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Госкомстат России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его состав входят 89 территориальных комитетов и 2,2 тысячи районных отделов, а также Главный межрегиональный центр (ГМЦ), Научно-исследовательский и проектно-тех-нологический институт статистической информационной системы, Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (Межотраслевой институт повышения квалификации руко-

водящих работников и специалистов в области учета и статистики, 22 колледжа и техникума, 58 учебных центров). Подготовкой специалистов для этой отрас­ли занимаются Московский государственный университет экономики, статис­тики и информатики и 8 региональных учебных заведений. В настоящее время в системе государственных статистических органов нашей страны работают свыше 50 тыс. человек, причем 94% из них — в российских регионах.

За этот период была существенно изменена действующая система статис­тических показателей, создана система национальных счетов, положено на­чало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, при­ведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюд­жетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статис­тического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономичес­кой и социальной информации5.

Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с переходом крыноч­ной экономике. Начался процесс реформирования российской статистики.

В связи с этим на первый план выдвинулась задача — решить проблему охвата статистическим учетом быстро увеличивающегося числа хозяйствен­ных объектов, прежде всего в рамках негосударственного сектора экономи­ки. Традиционный способ сбора информации с помощью системы обязатель­ной сплошной государственной статистической отчетности, которая господ­ствовала в нашей стране в условиях директивной экономики, оказался не адекватным новым условиям.

В российских министерствах и ведомствах собирается и обрабатывается довольно большое количество статистической информации. К настоящему моменту в организации статистической деятельности в Российской Федера­ции осуществляется переход на систему национальных счетов (СНС). Ста­тистические сведения, собираемые системой государственной статистики, — важный источник информации. Российская государственная статистика не только решает текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к ры­ночной экономике. Организационной основой реформирования статистики в новых условиях стала рассчитанная на 1993—1995 гг. Государственная про­грамма перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями разви­тия рыночной экономики. Разработана Федеральная целевая программа «Ре­формирование статистики в 1997-2000 годах».

В целях завершения системного реформирования государственной стати­стики, приведения ее в соответствие с международными статистическими стандартами Госкомстатом России была разработана и утверждена «Программа развития государственной статистической системы до 2005 года». Стратегичес­кие цели и пути развития российской государственной статистики намечены в этом документе в соответствии с «Программой социально-экономического

5 Подробнее см.: Организация государственной статистики в Российской Федерации. М., 2002; httpv /www.saslib.ro/ref/arh/25/STATIST/Index.txt; Российская Государственная статистика // http:// www.gks.ru/history/

развития РФ на среднесрочную перспективу (2002—2004)», «Доктриной инфор­мационной безопасности РФ» и другими основополагающими документами. В качестве стратегической цели на долгосрочную перспективу рассматрива­ется задача завершения комплексного реформирования федеральной системы государственной статистики в целях обеспечения получения объективной, ка­чественной, оперативной и общедоступной статистической информации о состоянии экономики и социальной сферы страны и поддержания доверия об­щества к официальной статистике. Для реализации этой задачи в утвержден­ной Правительством РФ «Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу» предусмотрено дальнейшее внедрение системы национальных счетов на основе создания интегрированных информационных ресурсов федеральных органов государственной власти, адаптированных к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Разработку официальной статистической информации планируется осуществить на основе «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности», гар­монизированного с международными классификациями. Статистическое на­блюдение за состоянием экономики страны и отдельных ее секторов будет базироваться на проведении раз в 5—10 лет сплошных обследований — эконо­мических переписей, в промежутках между которыми будут осуществляться периодические выборочные обследования по широкому спектру проблем. В «Программе развития государственной статистической системы до 2005 года» определены приоритетные направления развития системы государственной статистики, реализующие в статистике достижения науки и техники, органи­зующие работу структурных подразделений центрального аппарата, террито­риальных органов Госкомстата России, научно-исследовательских организа­ций и других организаций, ведущих научно-исследовательскую и методоло­гическую деятельность в области статистики6.

К недостаткаморганизации современной статистики специалисты7 относят:

♦ ведомственную разобщенность; специалисту сложно представить, ка­кая вообще информация существует или собирается, где ее нужно искать и как ее получить. На государственном уровне ведомственная разобщенность приводит к тому, что невозможно получить полную и исчерпывающую ин­формацию в нужном разрезе;

♦ Госкомстат России нерегулярно и изредка (бессистемно) воспроизво­дит фрагменты ведомственной статистики;

♦ трудно вообще получить представление о том, кто реально (ведомства или Госкомстат) отвечает за сбор той или иной статистической информации и кто является ее первичным источником.

♦ ведомственная информация и информация Госкомстата могут отличаться.Современную социальную и экономическую статистику, которая может

пригодиться социологу в его профессиональной деятельности, собирают и обобщают следующие организации8:

Министерство труда и социального развития. Собирает важную информа­цию, характеризующую социальное развитие, ситуацию на рынке труда и мате-

Соколин В.Л. Статистика экономического роста // http://www.mediatext.ru/docs/12814 Былов Г.В. Возможность использования различных индикаторов для оценки региональной соци­ально-экономической асимметрии // http://ieie.nsc.ra:8101/~tacis/bylov.htm 8 Там же.

риальное благополучие жителей. В частности, регулярно собирало, рассчиты­вало и публиковало статистику по официальной безработице и ее структурным особенностям, а также рассчитывало уровень безработицы по методологии МОТ.

Министерство имеет значительные массивы информации, например: де­тальную статистику по числу пенсионеров, их структуре (пенсионеры по возрасту, инвалидности и т.п.), размеру назначенных и выплаченных пен­сий (также с разбивкой по видам пенсий), и все это в региональном разрезе при помощи динамических рядов (вплоть до поквартальных показателей).

Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) при Министерстве труда и социального развития — достаточно авторитетный источник информации по уровню жизни населения в стране и регионах. Обладает разработанной ме­тодикой расчета, анализа и оценки уровня жизни, а также масштабной се­тью респондентов в регионах страны. Центр занимается также оперативным мониторингом уровня жизни в стране и регионах и активно публикует ре­зультаты своих исследований. Совместно с Госкомстатом ВЦУЖ ежеквар­тально издает «Мониторинг социально-экономического потенциала семей», наиболее авторитетный и подробный источник информации по уровню жиз­ни населения России и ее регионов, собираемый на основе детальных обсле­дований бюджетов домашних хозяйств.

Министерство экономики. Являясь ключевым ведомством в области ис­следования и управления экономикой страны, министерство обладает боль­шим объемом статистической информации, в том числе в региональном раз­резе. В этом министерстве находятся довольно интересные и ценные масси­вы данных по производству и торговле продукцией, в том числе матрицы межрегиональных товаропотоков.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Получая информацию через статистическую отчетность, территориальные органы Министерства здравоохранения России и службы государственной ста­тистики обобщают данные по населенным пунктам, городам, территориям — субъектам Федерации, рассчитывают сводные показатели, анализируют их из­менения. Показатели включаются в статистические сборники и публикуются Госкомстатом России, региональными органами государственной статистики.

В России выходит немало специаль­ной литературы, освещающей самые важ­ные социальные показатели статистики, способные пригодиться социологу как в теоретической, так и в практической де­ятельности, в том числе: «Социально-экономическое положение России»— ежемесячное издание Госкомстата России, содержащее оперативную комплексную информацию о социально-экономическом положении страны, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики за последний месяц и за период с начала года. По ос­новным социально-экономическим показателям приводится динамика по месяцам и кварталам текущего и предыдущего годов. В докладе широко пред­ставлена информация по важнейшим отраслям производства, транспорту и связи, внешнеэкономическим связям, оптовому и потребительскому рынкам,

ценам, финансам, рынку труда, уровню жизни населения, демографической ситуации. Приводятся данные, характеризующие предпринимательскую де­ятельность, приватизацию государственных и муниципальных предприятий.

«Информация о социально-экономическом положении России»— ежемесяч­ный краткий доклад Госкомстата России, в котором представлена краткая информация по важнейшим отраслям производства, транспорту и связи, внутренней и внешней торговле, ценам, рынку труда, уровню жизни насе­ления, демографической ситуации. Данные приводятся в текстовом, таблич­ном и графическом видах.

«Статистическое обозрение»— ежеквартальный журнал (издается с 1994 г.) содержит серию таблиц и цветных графиков, дающих развернутую картину макроэкономической ситуации в России, складывающейся в течение года, на основе ежемесячных и квартальных показателей. В разделе «Тематичес­кие материалы» журнала отражаются данные текущей статистики, итоги специальных обследований, учетов и переписей Госкомстата России с ис­пользованием материалов других министерств и организаций.

«Вопросы статистики»— ежемесячный научно-информационный журнал (до 1993 г. — «Вестник статистики»), где публикуются статьи видных отечествен­ных экономистов, известных и начинающих ученых, специалистов-практиков.

Публикуются статистические и аналитические материалы, характеризу­ющие социально-экономическое положение, деловую активность в России, странах СНГ, основные показатели развития зарубежных государств.

«Россия 2002»— статистический справочник, дает краткую информацию о социально-экономическом положении страны в 2001 г. Приведена харак­теристика регионов Российской Федерации по основным социально-эко­номическим показателям. Издание иллюстрировано графиками и диаграм­мами.

«Россия в цифрах, 2002»— в сборнике публикуются основные показате­ли, характеризующие социально-экономическое положение России в 2001 г. в сравнении с рядом предшествующих лет. Представлены данные, отража­ющие демографические процессы, проблемы занятости, безработицы, денеж­ные доходы населения. Помещена информация о социальной сфере, инф­ляционных процессах, финансовом состоянии предприятий и организаций, инвестициях, ценах и тарифах.

«Экономическая активность населения России, 2002»— сборник подготов­лен на основе данных, полученных при проведении выборочных обследова­ний населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы), на­чиная с 1992 г. Представлена информация, характеризующая численность и состав экономически активного населения, занятых и безработных, уровень экономической активности населения и безработицы. Приводятся данные о причинах незанятости, продолжительности безработицы, а также основные характеристики экономически неактивного населения.

«Россия и страны мира, 2002»— сборник содержит данные об экономи­ческом и социальном положении России и более 60 стран мира за период 1990—2001 гг. Помещена информация о валовом внутреннем продукте, со­стоянии промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспор­та, развитии внешнеэкономических связей стран мира. Отражены основные характеристики уровня жизни и трудовой деятельности населения, развития демографических процессов.

«Демографический ежегодник России, 2002»— в сборнике публикуются основ­ные статистические показатели, отражающие процессы демографического разви­тия в России в 2001 г. в сравнении с рядом предшествующих лет. Ежегодник со­держит статистические данные об административно-территориальном делении, изменении численности и возрастно-половом составе населения, его размеще­нии по территории Российской Федерации, о рождаемости и смертности, брач-ности и разводимости, миграции. Сведения о родившихся представлены по их полу, возрасту матери, ее брачному состоянию; данные об умерших — по полу, возрасту, причинам смерти. Приведены обобщающие демографические показа­тели, характеризующие процессы воспроизводства населения в целом, — суммар­ный коэффициент рождаемости, чистый коэффициент воспроизводства насе­ления, показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении и для лиц, достигших определенного возраста. Публикуются стандартизированные показатели по причинам смерти. Данные о миграции отражают передвижение населения по направлениям потоков прибытия и выбытия. Один из разделов посвящен международным сравнениям. В начале каждого раздела помещены краткие пояснения об источниках данных и о содержании показателей.

«Социальное положение и уровень жизни населения России, 2002»— сборник является наиболее полным изданием по вопросам социального развития. Содер­жит показатели и индикаторы уровня жизни населения; показатели, отражаю­щие занятость населения и условия тру­да, размер и структуру денежных доходов и их распределение по различным соци­ально-экономическим группам населе­ния; информацию о жилищных услови­ях, состоянии здоровья и медицинском обслуживании, образовании населения.

Представлены статистические дан­ные, характеризующие демографическую ситуацию, развитие рынка товаров и ус­луг, транспорта и связи для населения, сети учреждений культуры, туризма и отдыха, состояние окружающей среды и криминогенную обстановку. Приведены результаты международных сопоставле­ний России с зарубежными странами.

«Женщины и мужчины России, 2002»— в сборнике представлены данные о численности женщин и мужчин на начало 2001 г., их возрастной структуре, продолжительности жизни, смертности, забо­леваемости различными болезнями, уровне образования, подготовке студентов средних и высших учебных заведений, о занятости и безработице женщин и мужчин, уровне их заработной платы в 2001 г. в сравнении с рядом предшеству­ющих лет. Отражена информация о представительстве женщин и мужчин в федеральных органах и органах субъектов Российской Федерации законодатель­ной, исполнительной и судебной ветвей власти.

«Методологические положения по статистике» (выпуск 4), 2002 г.— изда­ние содержит методологические разработки Госкомстата России по органи-

4§-??77

зации статистического наблюдения предприятий, организаций и населения по вопросам занятости, безработицы, кадрового обеспечения государствен­ной службы, затрат на рабочую силу и оплату труда.

«Численность и миграция населения Российской Федерации за 2001 год»

статистический бюллетень (издается с 1993 г.), содержит сведения об админис­тративно-территориальном делении, численности наличного и постоянного населения на начало 2001 г. и в среднем за 2000 г., а также компоненты измене­ния численности населения по Российской Федерации и ее субъектам. Данные

0 передвижении населения представлены по потокам с распределением на го­родские поселения и сельскую местность, по странам прежнего и предполагае­мого жительства, содержится информация о половозрастном и национальномсоставе мигрантов. Приведены сведения о беженцах и вынужденных переселен­цах: их расселение по территории РФ, место прежнего жительства, социально-демографическая характеристика этой категории мигрантов. Публикуются не­которые данные (начиная с 1997 г.) о численности и миграции населения порайонам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

«Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.025 с.)