Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: История развития статистики как науки↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ Рабочая тетрадь по дисциплине "Статистика" разработана для студентов, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" на очном и заочном отделении. Рабочая тетрадь содержит опорные конспекты лекций, задания для практических работ. Использование рабочей тетради способствует эффективной организации самостоятельной работы студентов, позволяет преподавателю осуществлять контроль за подготовкой студентов в межсессионный период. В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Она обеспечивает сбор, обработку и представление весьма важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Статистические данные являются одним из определяющих ориентиров политики, способствуют выработке объективного и научно обоснованного стратегического курса экономических преобразований. Основной задачей курса статистики является овладение знаниями общих основ статистической науки и навыками организации, проведения статистических исследований, анализа и прогнозирования их результатов. Студенты после изучения курса и выполнения практических работ, должны уметь: - организовать и провести сплошное и не сплошное наблюдение - строить статистические графики и таблицы - анализировать массивы статистических данных - исчислять и интерпретировать статистические показатели - формулировать выводы, вытекающие из проведенного анализа.
Тема: История развития статистики как науки Задание: Сделайте краткий обзор развития статистики; ответ оформите в виде таблицы. Краткий обзор развития статистики
Тема 1. Статистика как наука. Методы статистики В результате изучения темы необходимо получить ясное представление о том, что изучает статистика, ее место в системе наук, теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, основные задачи статистики на современном этапе, методы статистики. Необходимо хорошо усвоить понятия: статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель. Задание. 1. Привести определение статистики как науки.
2. Что является предметом статистики? Предметом статистики ______________________________________________________________ 3. Привести определение статистической совокупности. Статистическая совокупность - это ___________________________________________________ 4. Что называют единицей совокупности? Единицей совокупности называют _____________________________________ 5. Что в статистике понимают под вариацией? Под вариацией понимают____________________________________________________________ Статистический признак -___________________________________________________________
Домашнее задание 1) К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки: a) Количество работников на фирме b) Родственные связи членов семьи c) Пол и возраст человека d) Социальное положение вкладчиков в Сбербанке e) Этажность жилых помещений f) Количество детей в семье g) Различный товарооборот торговых помещений h) Количество детей в семье i) Различный товарооборот торговых объединений 2) Укажите какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения? 3) Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города? 4) К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки: a) Тарифный разряд рабочего b) Балл успеваемости c) Форма собственности d) Вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.) e) Национальность f) Состояние в браке Практическое занятие 1 Статистическая сводка и группировка Цели работы: 1. Научиться определять группировочный признак, величину интервала, проводить сводку статистических данных и строить статистические группировки. 2. Научиться аккуратно выполнять все расчетные записи. Оборудование: Калькуляторы Литература: 1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 560 с. 2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с. Краткие теоретические сведения: См. записи в рабочей тетради Пояснение к занятию: (см. образец решения). Образец решения Произведем анализ 30 самых надежных среди малых и средних коммерческих банков одного из регионов (на 01.01.98 г.), применяя метод группировок Таблица 1 Исходные данные Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей России (данные условные):
Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив не более пяти групп с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, собственный капитал, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль, результаты группировки представьте в табличной форме и сформулируйте выводы. Статистические таблицы Цели работы: 1. Научиться определять подлежащее и сказуемое статистической таблицы; определять вид таблицы по разработке подлежащего и сказуемого. 2. Научить аккуратно и грамотно вести учетные записи. Оборудование: Калькуляторы Литература: 1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2001. - 560 с. 2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с. Краткие теоретические сведения: Смотреть записи в рабочей тетради Исходные данные: Разработан следующий макет таблицы. Показателей Цели работы: 1. Научиться рассчитывать абсолютные и относительные статистические показатели. 2. Научиться грамотно и аккуратно выполнять все учетные записи. Оборудование: калькуляторы. Литература: 1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2001. - 560 с. 2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001.-416с. Краткие теоретические сведения: Смотреть рабочую тетрадь Исходные данные: 1. Добыча нефти и угля в РФ во втором квартале 1996 года характеризуется следующими данными:
Теплота сгорания нефти равна 45,0 мДж/кг, угля - 26,8 мДж/кг. Сделайте перерасчет в с условное топливо (29,3 мДж/кг) и проведите анализ изменения совокупной добычи этих ресурсов. 2. Имеются следующие данные о производстве бумаги в РФ:
Вычислите относительные показатели динамики с переменной и постоянной базой сравнения. Проверьте их взаимосвязь. 3. Производство автомобилей в РФ в январе - мае 1996 г. характеризуется следующими данными, тыс. шт.
Рассчитайте относительные показатели динамики с постоянной базой сравнения. Сделайте выводы. ''■'■■
Практическое занятие 5 Расчет средних показателей Цели работы: Научиться производить расчет средних показателей. Научиться грамотно и аккуратно выполнять все учетные записи. Оборудование: калькуляторы. Литература: 1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2001. - 560 с. 1. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М: Финансы и статистика, 2001. - 416 с. Краткие теоретические сведения: Смотреть рабочую тетрадь Исходные данные: 1. Имеются следующие данные по остановкам предприятий и производств в промышленности Центрально-Черноземного района в сентябре 1995 г.:
Определите средние потери рабочего времени на одно предприятие в целом по району. 2. Рабочие бригады имеют следующий стаж на данном предприятии:
Определите средний стаж работы. 3. Распределение рабочих предприятия по тарифному разряду имеет следующий вид:
Определите средний уровень квалификации рабочих предприятия.
Домашнее задание:
Производственные мощности металлургических комбинатов и уровень их использования в 1995г. характеризуется следующими данными:
Рассчитайте среднюю отраслевую загрузку производственных мощностей по каждому виду продукции Исследование вариации в статистке и социально-экономических исследованиях имеет важное значение, т.к. величина вариации признака в статистической совокупности характеризует ее однородность. В статистической практике изучения и измерения вариации используются различные показатели (меры) вариации в зависимости от поставленных перед исследователем задач. К ним относятся: размах вариации, среднее линейное отклонение, средний квадрат отклонений (дисперсия), среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Задание. Напишите определения и заполните схему 1. Определение вариации______________________________________________ 2. Примеры вариации_________________________________________________ 3. Меры вариации 1. Размах вариации - это _______________________________________________ 2. Формула:___________________________________________________________ 3. Среднее линейное отклонение – это_____________________________________ 4. Формулы:___________________________________________________________ 5. Дисперсия – это ____________________________________________________
6. Формулы: ___________________________________________________________
7. Среднее квадратическое отклонение - это_____________________________
8. Формулы:__________________________________________________________
9. Свойства дисперсии: 9.1.__________________________________________________________________
9.2.____________________________________________________________________
9.3 ____________________________________________________________________
9.4._____________________________________________________________________
10.Коэффициент осцилляции:____________________________________________
11.Линейный коэффициент вариации:______________________________________
12. Коэффициент вариации:_____________________________________________ Определение моды и медианы Цели работы: 1. Научиться определять структурные средние вариационного ряда. 2. Научиться грамотно и аккуратно выполнять расчетные записи. Оборудование: калькуляторы. Литература: 1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2001. - 560 с. 2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с. Краткие теоретические сведения: Смотреть рабочую тетрадь Исходные данные: 1. Результаты экзамена по теории статистики в одной из студенческих групп представлены в таблице:
Найдите модальный и медианные баллы успеваемости студентов. 2. При изучении качества семян пшеницы было получено следующее распределение семян по проценту всхожести:
Рассчитайте моду и медиану. 3. Вычислите моду и медиану количественного состава семей города на основании следующего их распределения по числу совместно проживающих членов семьи:
Выборочное наблюдение Задание. Ответьте на вопросы теста 1. Отклонение выборочных характеристик от соответствующих характеристик генеральной совокупности, возникающее вследствие нарушения принципа случайности отбора, называется: а) систематической ошибкой репрезентативности; б) случайной ошибкой репрезентативности. 2. Отклонение выборочных характеристик от соответствующих характеристик генеральной совокупности, возникающее вследствие несплошного характера наблюдения, называется: а) систематической ошибкой репрезентативности; б) случайной ошибкой репрезентативности.; 3. Чтобы уменьшить ошибку выборки, рассчитанную в условиях механического отбора, можно: а) уменьшить численность выборочной совокупности; б) увеличить численность выборочной совокупности; в) применить серийный отбор; г) применить типический отбор. 4. Средняя из групповых дисперсий в генеральной совокупности составляет 64% общей дисперсии. Средняя ошибка выборки при механическом отборе из этой совокупности будет при одном и том же объеме выборки больше ошибки типической выборки на: а) 36%; 6)64%; в) 25%; г) предсказать результат невозможно. 5. Проведено собственно-случайное бесповоротное обследование заработной платы сотрудников аппарата управления двух финансовых корпораций. Обследование одинаковое числосотрудников. Дисперсия заработной платы для двух финансовых корпораций одинакова, а численность аппарата управления больше на первой корпорации. Средняя ошибка выборки: а) больше на первой корпорации; б) больше на второй корпорации; в) на обеих корпорациях одинакова; г) данные не позволяют сделать вывод. 6. Проведено обследование: 1) восьми кафе с целью изучения их санитарного состояния; 2) шести магазинов из 40, переведенных на новый график работы, с целью определенияэффективности внедрения нового графика в магазинах города. Выборочным обследованием является: а) -; б) 1; 2; в) 1; г) 2. 7. По данным 10%>-ного выборочного обследования дисперсия средней заработной платы сотрудников первого туристического агентства 225, а второго - 100. Численность сотрудников первого туристического агентства в четыре раза больше, чем второго. Ошибка выборки больше: а) в первом туристическом агентстве; б) во втором туристическом агентстве; в) ошибки одинаковы; г) предсказать результат невозможно. 8. При выборочном обследовании продуктивности скота в фермерских хозяйствах вначале отбирались группы фермерских хозяйств определенного производственного направления, а в отобранных группах - отдельные хозяйства. Этот отбор: а) серийный; б) типический; в) двухступенчатый; г) двухфазный. 9. При отборе рабочих экспедиторских фирм для обследования причин потерь рабочеговремени были заведомо исключены рабочие, имеющие сокращенный рабочий день. Результатыобследования содержат: а) систематическую ошибку регистрации; б) систематическую ошибку репрезентативности. 10. На таможенном посту проверено 36% ручной клади пассажиров. Ошибка собственно-случайной бесповоротной выборки меньше ошибки повторной выборки на: а) 10%; 6)19%; в)1%; г) предсказать результат невозможно. 11. По выборочным данным (2%-ный отбор), удельный вес неуспевающих студентов на IV курсе составил 10%, на III курсе - 15%. При одинаковой численности выборочной совокупности ошибка выборки больше: а) на IV курсе; б) на III курсе; в) ошибки равны; г) данные не позволяют сделать вывод.
Агрегатный индекс 1. Агрегатный индекс – это__________________________________________ 2. Индексируемая величина – это____________________________________ 3. Вес индекса – это_________________________________________________ 4. Виды индексов: 4.1.____________________ Формула 4.2.___________________ Формула 4.3.____________________ Формула Средние индексы 1. Средний индекс – это_____________________________________________
2. Индекс Струмилина – это___________________________________________
3. Индекс Доу-Джонса – это___________________________________________
4. Индекс Стэндарда и Пура – это ______________________________________
Выбор базы и весов индексов 1. Система индексов – это_____________________________________________
2. Система базисных индексов - это ____________________________________
3. Система цепных индексов – это ______________________________________
Индексы структурных сдвигов 1. Индекс переменного состава – это_______________________________________________ 2. Индекс постоянного состава – это_______________________________________________
Практическое занятие 10 Расчет индексов Цели работы: 1. Научиться определять индексы. 2. Научиться аккуратно вести все учетные записи. Литература: 1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М.. Финансы и статистика, 2001. - 560 с. 2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с. Краткие теоретические сведения: смотреть рабочую тетрадь Исходные данные: 1. Известны следующие данные о реализации фруктов предприятиями розничной торговли округа:
Рассчитайте сводные индексы: а) товарооборота; б) цен; в) физического объема реализации. Определите абсолютную величину экономики покупателей от снижения цен. 2. Имеются следующие данные о себестоимости и объемах производства продукции промышленного предприятия:
Определите: а) индивидуальные и сводный индексы себестоимости; б) сводный индекс физического объема продукции; в) сводный индекс затрат на производство. Покажите взаимосвязь сводных индексов. Литература 1. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А.И. Харламов, О.Э. Башина, В.Т. Бабурин и др.: Под ред. А.А. Спирина. -4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 296 с: ил. 2. Статистический словарь / Под ред. М.А. Королева. - М: Финансы и статистика, 1989. - 623 с. 3. Теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой - 2-е изд., доп. и переб. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 576 с: ил.
ПРЕДИСЛОВИЕ Рабочая тетрадь по дисциплине "Статистика" разработана для студентов, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" на очном и заочном отделении. Рабочая тетрадь содержит опорные конспекты лекций, задания для практических работ. Использование рабочей тетради способствует эффективной организации самостоятельной работы студентов, позволяет преподавателю осуществлять контроль за подготовкой студентов в межсессионный период. В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Она обеспечивает сбор, обработку и представление весьма важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Статистические данные являются одним из определяющих ориентиров политики, способствуют выработке объективного и научно обоснованного стратегического курса экономических преобразований. Основной задачей курса статистики является овладение знаниями общих основ статистической науки и навыками организации, проведения статистических исследований, анализа и прогнозирования их результатов. Студенты после изучения курса и выполнения практических работ, должны уметь: - организовать и провести сплошное и не сплошное наблюдение - строить статистические графики и таблицы - анализировать массивы статистических данных - исчислять и интерпретировать статистические показатели - формулировать выводы, вытекающие из проведенного анализа.
Тема: История развития статистики как науки Задание: Сделайте краткий обзор развития статистики; ответ оформите в виде таблицы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.254.81 (0.014 с.) |