Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История управленческого консалтингаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Древность. Милан Кубр в своем «Историческом обзоре» приводит отрывочные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления, которые дошли до нас из глубины веков26. Еще в древности управленческие «ноу-хау» передавались из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты. Так, например, в знаменитом древнеегипетском трактате «Наставление Птахотпа» (2000— 1500 до н.э.), служившем первым учебником в древневосточных школах управления, содержатся рекомендации консультативного характера, обращенные к начальнику: «Будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса». Аналогичные советы мы можем найти и в современной управленческой литературе. В Древней Греции Сократ, анализируя деятельность руководителей в различных сферах деятельности, ставил перед ними цели, которые ныне относятся к области управления персоналом: «Главная задача — поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний». В Древнем Риме знаменитый хозяйственник и администратор Катон Старший (234—149 до н.э.) советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена». Один из первых консультантов-бизнесменов советовал любому управляющему обязательно составлять план работы на весь год. Планирование управленческой деятельности сегодня — одна из фундаментальных функций менеджмента. Кубр М. Исторический обзор // http://www.ioc.ru/win/biblio/staty/hystory.htm Возрождение. Знаменитый теоретик и практик менеджмента Никколо Макиавелли (1469— 1 527) считается крупнейшим знатоком управленческого консалтинга эпохи Возрождения. В его произведениях — политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах — обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического управления. Специалисты упоминают четыре принципа, на которых покоился управленческий консалтинг Макиавелли: 1) авторитет, или власть лидера коренится в поддержке сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) лидер — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Макиавелли, в частности, советовал: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел познать их способности и удержать их преданность». Ему же принадлежит другая блестящая управленческая мысль: «Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: «государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы»27. Западные менеджеры активно читают и изучают его творчество. Идеям Макиавелли посвящены курсы в школах бизнеса, научные семинары и конференции, докторские диссертации, специальные монографии и популярные брошюры. Сегодня в Макиавелли видят высочайший интеллектуальный авторитет менеджмента, создателя одного из самых эффективных лидерских стилей, образец консультанта по управлению, теоретика социального конфликта. Современные Европа и Америка. Управленческое консультирование зародилось в ходе промышленной революции, с появлением современных фабрик и связанных с этим институциональных и общественных преобразований. Консультирование становится возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достигает относительно развитой стадии. Условия для этого были созданы только во второй половине XIX в., когда зародилось движение «научного управления». Одним из его предшественников был американский фабрикант Чарльз Т. Сэмпсон. В 1870 г. на своей обувной фабрике он так реорганизовал производственный процесс, что смог набрать персонал из числа неквалифицированных работников-китайцев. Год спустя он выступил в роли консультанта, и передал опыт владельцу прачечной, который им активно воспользовался28. Одним из первых профессиональных консультантов стал основатель теории научного управления предприятием Фредерик Уинслоу Тейлор (1 856—1915). Фредерик Уинслоу Тейлор известен как крупный изобретатель, талантливый исследователь, общественный деятель, консультант по менеджменту, наконец, яркий публицист и автор учебника, по которому до недавнего времени преподавали резание металлов в технических вузах. Начав свой жизненный путь рядовым рабочим, Тейлор уже в начале 7 Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. М., 2002. С. 48-63. Кубр М. Исторический обзор // http://www.ioc.ru/win/biblio/staty/hystory.htm XX в. превратился в держателя акций нескольких крупных компаний. Первоначальное наследство в 10 тыс. долл., полученное от матери, он довел к 1910 г. до 900 тыс. долл.29. Источники его доходов были самые разные. Он получал высокие заработки как консультант и рационализатор, его технические патенты, самый знаменитый из которых — приемы резания металлов, покупали сотни фирм во множестве стран. С 1901 г. Тейлор читает циклы лекций в Иллинойском и Висконсинском университетах, автомобильной компании в Детройте, университетах Чикаго и Торонто, в различных колледжах и научных обществах. Кроме того, он публикует свои книги и статьи, имеющие шумный успех, дает интервью журналистам, проводит частные консультации. Пожалуй, можно согласиться с мнением Д. Нельсона, что за свою жизнь Тейлор внес больший вклад в американское общество, нежели любой другой бизнесмен, политический деятель или социальный реформатор того времени30. Основы положения его концепции управленческого консалтинга заключались в следующем: 1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого ее элемента. 2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение. 3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического ведения научно разработанной системы организации труда. 4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Пионеры научного управления, включая Ф. Тейлора, Ф. и Л. Джилбрет и др., внесли большой вклад в развитие консультирования. Их технические и методологические подходы к упрощению рабочих процессов и поднятию эффективности труда и работы предприятия были разными и в ряде случаев даже противоречили друг другу. Однако все они верили в применение научного метода для решения проблем производства. Позднее Тейлор стал профессиональным консультантом, сделав эту область своим основным занятием. Консультирование, которое возникло на основе движения «научного управления», концентрировалось главным образом на вопросах производительности и эффективности работы фабрики, рациональной организации труда. изучения трудовых движений и затрат времени. В сферу управленческого консультирования начинают входить вопросы, связанные с трудовыми отношениями на производстве (industrial relations), разрешением конфликтов, оценкой социальных последствий организационно-технических нововведений. Прославился в области управленческого консультирования и Гаррингтон Эмерсон (1853—1931). В 1910 г. Комиссия по регулированию торговли между штатами рассматривала конфликт между группой фирм — отправителей грузов и железнодорожными компаниями, стремившимися под предлогом высоких издержек на зарплату повысить тарифы. Привлеченный в качестве эксперта Г. Эмерсон доказал, что применение научных методов позволит железнодорожным компаниям снизить издержки на 1 млн долл. ежедневно. Он разработал комплексный системный подход к организации управления, сформулировал основополагающие принципы научного управления, кото-Nelson D. Frederick W.Taylor and the rise of scientific management. Madison, 1980. P. 105. Ibid. P. 168-169. рые представлены в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912): точно поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет: диспетчирование; нормы и расписание; нормализация условий; нормирование операций; написанные стандартные инструкции; вознаграждение за производительный труд. Первая фирма по менеджмент-консалтингу — «Служба исследований бизнеса» (Business Research Services) — была основана в Чикаго в 1914 г. Эдвином Бузом. В 1920-е гг. англичанин Гарольд Уатхед, автор книги «Принципы торговли» (1917) основал ряд консультативных фирм. В 1920—1930-х гг. такие фирмы распространились в Европе (в первую очередь в Англии, Франции, Чехословакии и Германии), в 1940—1950-е —в других регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка). В 1925 г. Джеймс О. МакКинси и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фирмам — «МакКинси энд Компани» и «А.Т. Карни». В 1920—1930-е гг. после «великой депрессии» управленческий консалтинг завоевал признание во всех промышленно развитых странах. Однако его объем и области применения оставались ограниченными — их услугами пользовались в основном крупные промышленные фирмы. В1927—1932 гг. Элтон Мэйо (1880—1940), проводивший знаменитые Хоторн-ские эксперименты в одной из крупных компаний по сборке телефонных линий, дал мощный импульс исследованиям по консультированию в области взаимоотношений внутри коллектива. Основанное им движение «человеческие отношения» положило начало новому этапу в развитии зарубежной социологии менеджмента. Э.Мэйо нашел самый убедительный способ — экспериментальный, чтобы доказать наличие тесной связи производительности труда и участия рабочих в принятии решений, касающихся выполняемого задания, т.е. участия в рамках рабочего места. На смену модели «экономического человека», который ради высокого заработка готов терпеть плохие условия труда, продолжительный рабочи й день, высокую интенсивность и монотонность труда, он предложил концепцию «человеческих отношений». Во главу угла управленческого консультирования с тех пор были поставлены интересы, потребности и экспектации (ожидания) индивида, а также групповые нормы и ценности. Хоторнские эксперименты послужили прологом к «гуманистическому менеджменту», расцвет которого выпадает на вторую половину 1950-х и начало 1960-х гг. В этот период в США разворачивается широкая сеть консультативных практик и курсов повышения квалификации бизнесменов. Они начинают осознавать уникальную ценность человеческого фактора среди всех ресурсов производства. За последние 50 лет несколько десятков миллионов выпускников школ бизнеса познакомились с основами поведенческих наук. Одним из основоположников управленческого консультирования, ориентированного надвижение «человеческие отношения», или «гуманистический вызов», была Мэри Паркер Фоллет (1868—1933). Она работала в качестве консультанта многих крупных корпораций, автор книги «Свобода и координация» (Freedom and Coordination: Lectures in Business Organization by Mary Porker Follett. (L. Urwick, ed.) London: Pitman, 1949), в которой изложила свои взгляды на власть, разрешение конфликтов и функциональное единство организационных структур. В других работах (наиболее известными из них являются: «Новое государство», «Конструктивный конфликт», «Власть», «Динамическая админис- трация») предприняла попытку применить выведенные ею принципы на практике: в бизнесе, политике и социальной работе. Будучи сторонником формальной теории, согласно которой власть в иерархии направлена сверху вниз, она в то же время любую власть считала «функциональной» (ситуационной) в зависимости от занимаемого положения и выполняемой работы. Фоллет выдвинула концепцию «совместной власти», подчеркивая, что не разделение власти и ее делегирование, а интегрирование деятельности всех звеньев организации обеспечивает максимальную эффективность. Власть, считает она, есть имманентно присущая управлению функция. Фоллет доказывала, что по мере укрупнения организации происходит своеобразная диффузия авторитета внутри нее вследствие необходимости специальных знаний, которыми в силу их разнородного характера могут располагать лишь различные по своему положению и подго товке работники. Она обосновала идею постепенного изменения роли экспертов («штабных советников»), которые должны быть чем-то большим, чем просто консультантами: формально не являясь приказами, их рекомендации имеют гораздо больший вес, нежели просто советы. В практике консультирования она исповедовала идею о том, что на место авторитарной власти должны прийти подробные инструкции и профессиональное образование персонала, который будет в состоянии использовать лучшие достижения бизнеса, понимать смысл и оправданность распоряжений и директив сверху. Повиновение легитимным приказам должно быть активным, а не пассивным; люди охотно подчиняются потому, что это отвечает их собственным интересам, а не из страха перед последствиями непослушания. В своих работах она поставила труд менеджеров по значимости над деятельностью банкиров и акционеров, подчеркивая, что задачей менеджеров является организация командной работы. Фоллет была убеждена, что рабочие неизбежно принимают участие в управлении, когда они сами решают, как выполнить приказы. Прогрессивное руководство должно развивать у рабочих чувство не только индивидуальной, но и совместной ответственности. Она призывает создавать на предприятиях атмосферу подлинной общности интересов, на основе которой может быть обеспечен максимальный вклад всех рабочих и служащих в эффективность организационной деятельности. Фоллет обращает внимание на важность учета таких факторов, как время, место и обстоятельства, в которых отдаются приказы. Она полагает, что отдаленность исполнителя от инстанции, от которой исходит приказ, снижает эффективность последнего, поскольку действенность положительной реакции на приказы обратно пропорциональна расстоянию, которое они проходят. Особое внимание Фоллет придавала учету психологической реакции лиц, получающих приказы, подчеркивая, что, как свидетельствуют наблюдения, невозможно заставить людей удовлетворительно выполнять работу, если ограничиваться только требованиями и приказаниями. Превалирование приказной формы управления обязательно вызывает в качестве ответной реакции своеобразное сопротивление. С целью конструктивного решения конфликтов путем «интеграции» она рекомендовала разложить на составные части требования и интересы обеих сторон с тем, чтобы выявить подлинные требования, затемняемые незначительными претензиями и неудачным их изложением. Ее работы пользуются особой известностью в Японии, где существует «Общество М. Фоллет». Консультирование сыграло важную роль для правительства и армии во время второй мировой войны. Затем исследование операций и другие новые методы, применявшиеся вначале в военных целях, быстро нашли путь в управление компаниями и обществом, что изменило работу консультантов. Послевоенное строительство, быстрый рост деловой активности в сочетании с ускорением технологических изменений создали особенно благоприятные возможности и спрос на управленческое консультирование. В этот период было основано большинство консультантских организаций, существующих в настоящее время. «РА», крупнейшая консультационная фирма в Великобритании, имела лишь 6 консультантов в 1943 г., 370 — в 1963 г. и более 1300 в 22 странах — в 1984 г. В американской фирме «А.Т. Керни» их работало 49 в 1950 г. и более 500 в 1980 г. В конце 1970-х гг. в США общее число таких штатных консультантов составило 50 тыс. человек, что в три раза больше, чем в середине 1960-хгг.31 Появилась концепция реструктуризации, т.е. разукрупнение предприятий и слияние — образование стратегических альянсов и совместное использование ресурсов для повышения гибкости предприятий и сокращения управленческих издержек. Эпоху 1950—1960-хгг. называют «золотым веком консалтинга». Консалтинговый «бум» был связан с ускорением послевоенного развития экономики, социально-экономической стабилизацией американского общества, ростом уровня жизни населения, формированием среднего класса и обеспеченных слоев. Рост потребительских настроений американцев стимулировал усиление рыночных институтов, в том числе института консалтинга. С начала 1960-х гг. управленческим консультированием начали заниматься и бухгалтерские фирмы «Большой восьмерки»: Arthur Andersen; Arthur Young; Coopers and Lybrand; Deloitte Haskings and Sells; Ernst and Whinney; Peat, Marwick, Mitchell; Price Waterhouse; Touche Ross. Впоследствии некоторые из вышеперечисленных фирм объединились и образовалась «Большая шестерка»: Arthur Andersen; Ernst and Young; Coopers and Lybrand; Deloitte and Touche; KPMG; Price Waterhouse. В 1998 г. намечалось слияние KPMG с Ernst and Young и Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. Однако произошло слияние только Price Waterhouse c Coopers and Lybrand. С тех пор крупнейшие аудиторско-консалтинговые фирмы называют «Большой пятеркой». Суммарные доходы «Большой пятерки» за 1998 г. оцениваются в 60 млрд долл., а их персонал составляет примерно 500 000 человек32. В 1970— 1980-е гг. рост сферы консалтинговых услуг относительно стабилизовался и сохранял устойчивые темпы, несмотря на кризисные периоды мировой экономики. Консалтинговые услуги дифференцировались, и их перечень возрос до 80 видов (согласно классификации ФЕАКО). В 1970-е гг. в США на каждую сотню управляющих в промышленности приходился 1 консультант33. В 1980-е гг. появился термин «консультанто-вооруженность», который определяется отношением общего числа жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5 тыс.чел.; в США — 4,5; в странах Западной Европы — 12,5; в развивающихся странах — 250—30034. ' Кубр М. Исторический обзор // http://www.ioc.ru/win/biblio/staty/hystory.htm 32 Трофимова O.K. Международный рынок консалтинговых услуг и тенденции развития украинского консалтинга // http://www.uamc.com.ua/articles/article04.htm Нисевич Е.В. и др. Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры. М.: Институт экономики АН СССР, 1991. С. 41. Ефремов B.C. Управленческий консалтинг как бизнес // www.bcg.ru В мае 1987 г. в Париже состоялась Всемирная конференция консультантов по управлению. В ней приняли участие консультанты из 231 консалтинговой фирмы из Великобритании, США, Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Голландии, Дании, Канады, Китая, ФРГ, Финляндии, Франции, Исландии, Индии, Ирландии, Италии, Японии, Монако, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Филиппин. Эта конференция открыла новую эру развития консалтинга. В последующие годы наблюдался особый рост консалтинговых услуг во всем мире. В документах 4-го Всемирного конгресса консультантов (Иокогама, 1996 г.) констатируется, что консалтинг уже является всемирной отраслью экономики — индустрией, находящейся в процессе становления. В 1990-е гг. темпы роста консалтинга в среднем являются в 2 раза большими, чем в других секторах экономики развитых стран. За последние 20 лет конкуренция в области управленческого консультирования в промышленно развитых странах резко возросла. Помимо повышения качества услуг, консультанты по вопросам управления увеличили свою активность как в отношении поиска клиентов, так и в попытках убедить потенциальных клиентов в том, что могут предложить лучшие услуги, чем другие. Это привело к развитию служб рекламы и маркетинга в консультационных фирмах. Золотые годы консультирования продолжаются и поныне. Управленческий консалтинг стал не только нормой жизни, но и превратился в одну из наиболее эффективных форм бизнеса. На протяжении последних лет отрасль аудиторских и кон -сультационныхуслуг была одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мировой экономике: среднегодовой рост составлял более 10%, а у ведущих компаний достигал 20%. Сегодня в мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга. По параметрам численности специалистов и объема годового оборота услуг 40 фирм из этого числа можно считать крупными, 180 — средними, а 1500 — мелкими. Всего в сфере консалтинга в мире трудится свыше 700 тыс. чел. Мировой рынок управленческих консультационных услуг при этом поделен следующим образом: 40 самых крупных консалтинговых фирм обслуживают 66% этого рынка, 180 средних фирм — 25%, 1500 мелких фирм — 9%35. На долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг. При равном размере экономического потенциала региона объем консалтинговых услуг выше там и тогда, где и когда экономика является менее централизованно управляемой, менее государственной. В США оборот рынка управленческого консультирования составляет 14 млрд долл. в год, в Европе — 8 млрд долл., в Японии — 2,5 млрд долл., в 35 Посадский А.П. Основы консалтинга. М: ГУ ВШЭ, 1999. остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд долл. При этом следует иметь в виду, что эти данные показывают «чистый» оборот менеджмент-консалтинга; при учете других связанных с консалтингом профессиональных услуг — аудит, юридическое обслуживание, тренинг, инжиниринг, инвестиционное обслуживание, информационные и другие услуги — суммарный оборот возрастает в несколько раз. В США, например, годовой оборот всей сферы профессиональных услуг по экономике и управлению составляет около 50 млрд долл.36. Россия. В нашей стране развитие технологий управленческого консультирования берет начало с движения за научную организацию труда (НОТ). В 1920 г. в Москве был создан Центральный институт труда (ЦИТ), на его базе отрабатывались управленческие технологии, в основе которых лежала концепция трудовых установок А.К. Гастева. В массовом порядке проходило инструктирование руководителей по всей стране, обучение управленческого резерва, внедрялись новые формы организации физического и умственного труда. В 1920 г. А. Гастев сообщал в Президиум ВЦСПС: «При самых неблагоприятных условиях мне удалось сгруппировать около начатого дела известный круг консультантов и поставить работу Технического Бюро, являвшегося фактически Бюро Изысканий»37. Техническое Бюро, или Институт труда, о котором пишет А. Гастев, в 1921 г. получил другое название — Центральный ин- Врезка Ф. Кутейщиков Вопросы управления на текстильных Предприятиях Начиная работу на фабрике, мы определили наши задачи таким образом: 1. Нужно дать фабрике рациональную систему управления, т.е. дать стандарт нормальных взаимоотношений между отдельными элементами управления фабрик, указать каждому работнику фабрики его права и обязанности и создать администрации возможность рационально руководить производственным процессом. 2. Точно определить объект управления, т.е. дать администрации точное знание того, какое количество людской и механической энергии должно быть затрачено для производства данного продукта и какое количество времени для этого потребуется. Эта работа может быть определена, как создание урочного положения для текстильного производства вообще и текстильных машин в частности. В настоящем очерке я коснусь только первой задачи — рационализации системы управления. Сначала мы определили основные положения, каковым должна удовлетворять всякая система управления:
1. Дисциплина, без каковой всякое управление фабрикой невозможно. 2. Точное знание каждым работником своих прав и обязанностей. 3. Точное установление последней инстанции разрешения каждого вопроса. 4. Предоставление права конечной инстанции низшим служащим в максимальном количестве случаев. 5. Автоматичность, т.е. установление порядка, при котором права и обязанности каждого работника определены настолько точно, что большинство вопросов решается согласованием низших служащих без санкции высшего администратора. 6. Точное определение вопросов, подлежащих решению высшей администрации. 7. Исполнение каждым работником по возможности одного точно определенного дела. 8. Установление ответственности каждого работника за точность и своевременность выполнения его обязанностей и распоряжений администрации. Для определения состояния дисциплины, нами были предприняты наблюдения, во-первых, — срока прохождения распоряжений от высшего администратора к исполнителю, во-вторых, — 36 Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // http://www.cap.ru/ cap/DAILY/zeim_seminar/Consulting/k_6.htm 37 Гастев А. К. Трудовые установки. М., 1973. С. 8. статут труда (ЦИТ). Гастев считал, что консультант по управлению должен действовать по принципу: вначале я нарисую аналитическую картину рабочего места, а затем уже скажу, как у вас организован завод. ЦИТ, директором которого был А. Гастев, стал одним из самых крупных консалтинговых учреждений не только страны, но и мира. В ЦИТ приезжали перенимать передовой опыт многочисленные делегации из Германии, Франции, Англии, США. В 1920-е гг. успешно действовали многочисленные институты, секции бюро и курсы НОТ, возникали и распадались массовые движения рационализаторов, разрабатывались, а иногда и внедрялись довольно успешные методикг НОТ, готовились квалифицированные кадры специалистов, широко велись социально-экономические и технико-организационные эксперименты. Одиь только ЦИТ подготовил около 20 тыс. компетентных инструкторов. В те годь клиентам предлагались десятки управленческих программ. По сравнению с аналогичными западными методиками, ряд наших программ выступал даж< приоритетным. Консультативными центрами становились создаваемые ЦИТом многочисленные орга-станции. Пример научно-исследовательской \ внедренческой деятельности одной и3 них приведен ниже. Разработкой принципов НОТ и управленческим консультированием занимаюсь также JIM. Керженцев, И.М. Ьурдянский, Ф.Р. Дуиаевсют, НА. Вит ке, М.П. Рудаков и др. Наряду с изучением теоретических принципов управ соотношения исполненных и неисполненных распоряжений и, в третьих, — времени задержки исполнения распоряжения исполнителями и промежуточными инстанциями. Наблюдения показали, что распоряжения администрации выполняются примерно, процентов на 60—70. Остальные 30—40 проц. распоряжений, часто весьма важных, затериваются либо в промежуточных инстанциях, либо доходя до исполнителей, все-таки не выполняются ими. Срок прохождения распоряжений колеблется от 3 до 7 дней. Количество случаев нарушения иерархического порядка, т.е. обращения не в порядке подчиненности и обходов непосредственного начальства весьма значительно. Это дало нам основание сделать предварительное, провизорное заключение о слабости дисциплины производственной и административной на фабрике. Аля выяснения знания работниками фабрики своих прав и обязанностей, нами было проведено анкетное обследование. При сопоставлении 5тих анкет обнаружилась их полная несходност И совершенно своеобразное понимание каждьи* •отдельным работником как организационно! Структуры всей фабрики, так и своих прав и обя данностей. Имеются случаи, когда один работни Считает себя подчиненным другому, тогда ка гэтот другой считает, что первый ему совершен No не подчинен. В большинстве случаев обязан мости, а в особенности права, кроме общих фор 'лулировок, работникам ф-ки неизвестны. Наблюдение инстанционности велось таким па Ьядком: мы остановились на каком-нибудь работ чике, который считал нужным разрешить какой нибудь вопрос, и наблюдали, к кому он для раз Ьешения этого вопроса обращается. Оказалось Sto для разрешения часто весьма несложных вог Ьосов, нужно пройти 3, 4 и более инстанции Были даже случаи, когда для решения вопроса •неправильно подсчитанном заработке и невыг лате вознаграждения за дополнительный отпуо рабочие проходили 8 инстанций, затрачивая н:это от 2 до 3 и даже 7 рабочих дней. Для окончательной сводки и проверки первы Наблюдений мы наблюдали, чем лица высшей а/ министрации заняты в течении своего рабочег дня, кто, с какими вопросами и по каким делам Чим обращается. Затем эти наблюдения срав^ вались с представлением данного администрг гора о своих правах и обязанностях, изложенны Им в анкетном порядке. Оказалось, что лица вые шей администрации тратят до 50 и даже до 70е своего времени на вопросы, которые их ведени ленческой науки велись широкие исследования в области социальных технологий (В.В. Добрынин, М.М. Бирштейн, С.Д. Стрельбицкий и др.). В 1920—е гг. для подготовки организаторов использовали так называемые «орга-игры», одним из инициаторов которых был В.В. Добрынин. В начале 1930-х гг. под руководством М.М. Бирштейна была разработана и проведена первая в мире деловая игра, связанная с управленческим консультированием. В 1930—1950-х гг. исследования проблематики научного управления в России прекратились. Новая эра развития управленческого консалтинга в нашей стране датируется приблизительно серединой 60-х гг. В целом эволюцию управленческого консалтинга можно разделить на несколько этапов. Первый этап (конец 60-х — начало 70-х гг.) отмечен изучением экономических и социально-психологических аспектов организационных отношений на производстве, противоречий между формальной и неформальной структурами организации, разрешений организационных конфликтов и выработкой практических рекомендаций. Второй этап (конец 1970-х гг.) ознаменован изучением процедуры и механизма принятия управленческих решений: информационного обеспечения, отношений руководства и подчинения, их влияния на качество и содержание решений и т.д. совершенно не подлежат и которые могут быть прекрасно разрешены низшими служащими. Все эти наблюдения подтвердили наши первоначальные заключения и позволяют нам считать систему управления фабрики неудовлетворяющей основным положениям управления промышленного предприятия и требующей рационализации. Выяснив это положение, мы пришли к такому заключению: на фабрике, с сложившимися исторически традициями и привычками, изменение иерархической части системы управления, т.е. порядка подчиненности и организационной схемы, не может дать положительных результатов. Сначала нужно внедрить на фабрике организационную дисциплину, т.е. привычку неуклонно действовать по определенному организационному стандарту, неуклонно придерживаться организационного режима. Следовательно, центр тяжести работы в области рационализации системы управления нужно перенести на внедрение дисциплины в психологию работников фабрики. Поэтому, на первое время, мы ограничились небольшим числом практических предложений: 1. Точное установление распределения времени лиц высшей администрации. Мы считаем необходимым, во-первых, точно установить, каких административных и технических работников директор фабрики и его помощники должны принимать периодически, для обсуждения с ними основных вопросов фабричной жизни, и в какое время дня директора эти периодические доклады должны происходить. Расписание времени докладов даст значительный результат в 2-х направлениях. Во-первых, — даст возможность директору в определенное время сосредоточиться на определенном вопросе, не занимаясь в это время никакими другими делами, и тем самым уделить ему большее внимание и дать более правильное разрешение. Во-вторых, — заставит каждого высшего работника подготовить все вопросы, требующие разрешения директора, ибо он будет знать, что кроме назначенного ему времени, директор его не примет. В расписание дня должно входить: время приема подчиненных лиц, продолжительность каждого доклада, время доклада высшему администратору, время совещаний и т.п., время общего приема по служебным делам и время общего приема по личным делам. Общие приемы по служебным делам мы вводим как временную меру, ибо при правильной организации, того быть не должно. При неуклонном проведении данной системы, само собой выкристаллизуется то количество, тот контингент лиц, с коими высшая администрация должна иметь постоянное общение. При распределении времени необходимо уделить достаточное время, не менее 15-20% рабочего дня, для личных занятий администратора основными вопросами производства и хозяйства фабрики. В это время администратор не должен никого принимать. Вторая мера — замена устных распоряжений письменными. Мы предложили все основные В начале 1980-х гг. — третий этап — осознание безвыходности и застоя вызвали особый интерес к проблемам модернизации, что выразилось в исследовании различных типов нововведений. В 1970—1980-е гг. появились работы по истории и критике американского менеджмента (ДМ. Гвишиани, А.И. Пригожий, Ю.П. Васильев, М.М. Крейс-берг, И.Г. Минервин, В.Ф. Сорокина, Т.Н. Калиновская), а также практические разработки в области промышленной социологии, построенные на российском материале (В.Г. Подмарков, А.А. Зворыкин, СТ. Гурьянов, Ю.И. Дубер-ман и др.). Популяризацией идей управленческого консультирования занимались эстонские консультанты Р.К. Юксвярава и М.Я. Хабакук38, а также российские ученые А.И. Пригожий и Ю.Д. Красовский. В период 1970— 1980-х гг. были распространены следующие основные виды управленческого консультирования: ♦ консультирование проекта — консультант на основе диагностики и собственных знаний, опыта сам вырабатывает и предлагает руководству организации (ведомства) проект конкретного решения реальной проблемы; ♦ консультирование процесса — специальными средствами консультант организует групповую работу сотрудников организации-клиента с целью поиска нужного решения (например, в виде проблемных совещаний или практических деловых игр); распоряжения давать исключительно в письменном виде, для чего снабдить всех административных работников фабрики блокнотами служебных записок, при чем распоряжение должно писаться с копией, остающейся у давшего распоряжение, с обозначением срока выполнения. При такой системе всегда возможно проверить исполнение распоряжения и установить ответственность в случае его невыполнения. Третьим дисциплинирующим моментом мы считаем заводскую почту. По нашим наблюдениям До 75% времени служебных разговоров растрачивается совершенно бесполезно вследствие непривычки кратко и сжато формулировать свои мысли. Для внедрения краткой формулировки и Устранения потери времени на хождение, мы наряду с письменным распоряжением вводим заводскую почту. Организация такой почты весьма проста. На столе у каждого работника имеются 2 корзины для входящей и исходящей почты. 2 мальчика-курьера через каждые 1£ минут обходят всех работников фабрики, забирают от них почту и передают им адресованную. Четвертая мера — введение ответственности, равной для всех, за проступки и невыполнение распоряжений. Правила внутреннегс распорядка ф-ки предусматривают взыскания (2 выговора и увольнение), но таковые фактически не применяются и ответственности никто не несет. Мы полагаем совершенно необходимым жестко ввести систему взысканий. Возможно, что пр
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.015 с.) |