Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы невероятностной (неслучайной) выборкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Неслучайная (невероятностная) выборка — это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка. По 16 Формирование выборочной совокупности // http://polosocis.com/methods/ 17 От англ. cluster (пучок, гроздь, группа). этой причине предпочтение обычно отдается вероятностной выборке, хот иногда по условиям исследования оказывается единственно возможны провести неслучайную выборку. Таким образом, можно заранее сказать, что по содержательным критерр ям невероятностная (она же целевая и целенаправленная) выборка не ху» вероятностной, а может быть, и лучше. Ее недостатки: невозможность уст; новить степень репрезентативности и более высокая стоимость (с точки зр(ния затрат она обычно превосходит вероятностную на несколько порядков Но есть и преимущества — более глубокое, качественное и всестороннее рас крытие предмета по сравнению с вероятностной. Известны следующие разновидности неслучайной выборки: 1) квотная выборка; 2) метод «снежного кома»; 3) метод стихийного отбора; 4) метод основного массива и др. Как и для вероятностного способа отбора, основная цель неслучайна отбора состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемы объект. Однако в отличие от вероятностной выборки статистические вывс ды обо всем множестве объектов в этом случае делать не совсем правоме(но. Эти выводы могут с большей или меньшей степенью вероятности распр(страняться лишь на генеральную совокупность (которая не всегда совпадав с объектом исследования). Выделяют два основных вида неслучайного отбора: * направленный отбор (другие названия — целенаправленный, целево]выбор по усмотрению); ♦ стихийный. Направленный отбор характеризуется выбором единиц по какому-лиС заранее определенному принципу. Наиболее распространенными формам направленного отбора считаются: выбор типичных объектов (методов типи1 ных представителей), метод «снежного кома» и выбор квотами. Метод типичных представителей часто оказывается удобным на выспи ступенях отбора, когда необходимо ограничиться небольшим количество объектов. Отбор типичных объектов может в достаточной мере обеспечт репрезентативность полученных данных только в том случае, если при нят меры по обоснованию выбора объектов. Для этого необходимо иметь допо.1 нительную информацию по ряду признаков, которые могут рассматривав ся в качестве контрольных. Метод «снежного кома» (snowball sampling) — разновидность целенапра] ленного выбора, при котором предполагается, что отбор дополнительнь (последующих) респондентов производится после ссылки на них первой; чально отобранных. Такая процедура используется при изучении особенны редких, неслучайных совокупностей. Этот метод обычно применяется для отбора экспертов и редко встречак щихся групп респондентов (так называемых редких элементов) — наприме потребителей, обладающих очень высокими доходами, или представителе элитных групп. По сути, это техника поиска и отбора респондентов с опр< деленным сочетанием свойств в таких условиях, когда трудно очертить гр; ницы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что,: исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента сове] шается по указанию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (и даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера), и выборка с каждым шагом разрастается, подобно снежному кому. Метод стихийного отбора только внешне похож на случайный отбор, поскольку социолог, приблизительно зная, кого ему надо опросить, идет на улицу или останавливается у станции метро, опрашивая всех, кого удастся или кто похож на представителей генеральной совокупности, например людей в возрасте от 30 до 40 лет. Никаких математических процедур при составлении выборки здесь не применяется, и соблюсти контроль за обеспечением репрезентативности невозможно. Чаще всего фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. Стихийный отбор может принимать иную форму, когда не социолог подходит к первому встречному на улице, а первый встречный звонит на телевидение, откликаясь на обращение принять участие в так называемом интерактивном опросе, ставшем особенно модным у нас с конца 1990-х гг. Примеры интерактивных опросов 1. Вопрос, заданный 11 декабря 1998 г. по НТВ, и распределение ответов: Верите ли Вы, что в милиции порой избивают задержанных?
2. Вопрос, заданный 16 декабря 1998 г. по каналу ТВ-6: При каком строе Вы хотите жить?
Стихийные выборки формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя. Примерами стихийного отбора могут служить опросы с помощью средств массовой информации, выборка «первого встречного», опросы покупателей в залах супермаркетов, пассажиров на остановках и в общественном транспорте и т.д. Одна из особенностей стихийной выборки состоит в том, что мы зачастую не можем заранее предсказать ее размеров (как, например, при опросах с помощью СМИ — достаточно вспомнить опросы интерактивного телевидения). Главный недостаток стихийных выборок состоит в том, что для них часто невозможно уточнить, какую генеральную совокупность они представляют. К стихийному отбору тесно примыкает метод основного массива. Метод основного массива представляет опрос 60—70% генеральной совокупности. Процедура его крайне проста: из жителей данного района или работников предприятия опрашивается простое большинство. В результате средние генеральной и выборочной совокупностей сближаются, а выборочная совокупность составляет преимущественную часть генеральной и перекрывает воз- можное смещение. К подобному методу в прошлом часто прибегали завод ские социологи, не искушенные в математических процедурах составлена сложной выборки, зато располагающие материальными и временными р< сурсами для опросов. Кроме того, к невероятностным методам отбора относятся также: ♦ отбор на основе принципа удобства; ♦ отбор на основе суждений. Смысл метода отбора на основе принципа удобства заключается в том, чт формирование выборки осуществляется самым удобным с позиций иссл< дователя образом, например с позиций минимальных затрат времени и уст лий, с позиции доступности респондентов. Формирование выборки на ост ее суждений основано на использовании мнений квалифицированных сп< циалистов, экспертов относительно состава выборки. На основе тако1 подхода часто формируется состав фокус-группы. Квотная выборка Квотная выборка — микромодель объекта социологического исследов; ния, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) пр< имущественно о социально-демографических характеристиках элементов г< неральной совокупности. Нужные данные обычно берут из статистическг справочников. Квотный метод выборки предполагает предварительное наличие статист! ческих сведений по ряду существенных либо коррелирующих с ними xapai Врезка Мнение специалиста: Козеренко Екатерина [ВЦИОМ] Выборка, которая довольно часто используется в маркетинговых исследованиях, — так называемый «снежный ком». Что это такое? «Снежный ком» — это такая выборка, когда вы произвольным, доступным для вас способом определяете первоначальный элемент, а все остальные опрашиваются по рекомендации предыдущего. Например, не так давно мы опрашивали пользователей электрической бритвой «Филипс». Их осталось настолько мало, что кроме как «снежным комом» их найти невозможно. От одного опрашиваемого мы получали телефон другого и так «намотали ком». Несколько лет назад проводился опрос семей евреев. И тоже задавали вопрос: а знаете ли вы кого-нибудь еще? "ем это чревато? У нас «снежный ком» прокатился только по выборке богатых, ведь каждый респондент называл себе подобного. Такой метод имеет множество неконтролируемых факторов. Квотная выборка проще. Те параметры, которые вы изучаете, зависят от тех параметров, которые вы знаете. Например, пол, возраст, семей-н°е положение, образование. Они всем известны и везде используются. По ним легко плани- ровать выборку. А если изучается что-то друп и начинают строить корреляцию, то на резул тат лучше не смотреть. Случайную выборку любят меньше. Если oi действительно случайная, то ее реализовыва трудно и дорого. А как ведет себя заказчик? ( первым делом смотрит социально-демограф ческие характеристики. Почему? Это единстве ное, что он может проконтролировать. И ког, мы хотим сэкономить деньги, случайный отбс подменяем квотной выборкой. Заказчик не пр дирается, не задает глупых вопросов и воо ще — спит спокойнее'. * Встреча маркетологов в ГУ-ВШЭ // http: marketing.spb.ru/conf/hse/02/report.htm теристик генеральной совокупности. Однако эти сведения не используются для определения объема выборки, так как в последующем отбор респондентов осуществляется не случайно, а целенаправленно, при помощи интервьюеров. Принцип квотной выборки, или же принцип отбора единиц наблюдения по методу квот, восходит к представлению о подобии объектов в случае пропорциональности их структурных элементов. Этот метод основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Анкетер получает задание опросить некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии. Удельный вес квоты в выборочной совокупности должен соответствовать ее удельному весу в генеральной совокупности. Обычно квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования (стратифицирования) и применения вероятностных процедур. Социолог разыскивает респондента определенного пола, статуса и возраста в заданном районе и беседует с ним. Приведем пример расчета выборки по таким параметрам квоты, как пол и возраст, в реальном социологическом исследовании. Обосновывая репрезентативность выборки при опросе избирателей в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Городской думы Нижнего Новгорода, мы опирались на данные Облкомстата о половозрастной структуре населения районов города. Так, половозрастная структура населения Советского района выглядела следующим образом (табл. 1): Таблица 1 Половозрастная структура населения Советского района
Учитывая, что в состав выборки должны были войти избиратели, т.е. лица в возрасте не моложе 18 лет, мы взяли в качестве основы выборки ту часть таблицы, где представлено половозрастное распределение населения от 20 лет (разделить предыдущую строку, выделив из нее лиц 18—19 лет, не представлялось возможным). В итоге распределение половозрастной структуры выборки по числу респондентов в каждой из 20 выбранных половозрастны) групп (две по полу и 10 по возрасту) выглядело следующим образом (табл. 2) Таблица '. Половозрастная структура выборочной совокупности
Численность каждой из половозрастных групп в трех последних столбца-таблицы пропорциональна18 численности каждой из соответствующих груга в генеральной совокупности. Врезка Пример квотной выборки В проведенном Е.Л. Могильчак в 2000 г. исследовании экономических диспозиций студентов 1-4-го курса экономического факультета Уральского государственного университета и финансового факультета Уральского государственного экономического университета г. Екатеринбурга объем квотной выборки составил 380 человек (по 190 студентов от каждого вуза), критериями выступили три признака: пол, курс, успеваемость. Выборка формировалась на каждом факультете в отдельности, ошибка по квотным признакам не превышала 3%. Респондентам предлагалось выразить свое согласие с каждым 3к*еСЯТИ сУжДений, отражающих отношение к собственности по пятичленной шкале, включа-Щеи значения от «полностью согласен» до «со-еРшенно не согласен». Дифференциация осу- ществлялась на основании следующих критери ев: характер санкций, характер объекта соб ственности, характер субъекта собственности характер прав собственника*. • Могильчак Е.Л. Диспозиции студентов отно сительно собственности // Социологически исследования. 2001. № 2. С. 92-96. глийское слово quota (квота) как раз и означает «пропорция». G57 Степень репрезентативности квотной выборки повышается прямо пропорционально степени устойчивости значений тех характеристик, по которым задаются квоты, поэтому признаки, изменяющие свои значения слишком быстро, здесь стараются не применять. Иногда у исследователей возникает соблазн увеличить число контролируемых квотных параметров в надежде, что это повысит степень достоверности получаемых результатов. Однако на практике это ведет к нарастанию систематической ошибки и затрудняет работу интервьюера. Квотная выборка — почти обязательный момент в проведении научного эксперимента, если он практикуется в социальных науках. Что касается опросов общественного мнения, здесь квотная выборка применяется наряду с вероятностными выборками, порой для взаимного контроля представительности результатов опроса. Метод квот удобен также для построения выборки в случае небольшой генеральной совокупности либо в случае сильной «скошенности» распределения в ней элементов наблюдения. Квотная выборка у прикладных социологов вошла сегодня в моду, но не от хорошей жизни. По научным критериям она никогда не выровняется с классической выборкой, т.е. случайной, которая считается эталоном. Точность результатов по квотной выборке определить нельзя. Правда, на практике случайный отбор встречается редко, ибо для него обязательно нужен список единиц генеральной совокупности. Если его нет или есть, но такого качества, что для научных целей его лучше не использовать, то и говорить о случайной выборке нельзя. МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ВЫБОРКА Отметим, что в реальной практике чаще всего применяется многоступенчатая выборка, построенная с применением процедуры поэтапного отбора объектов опроса. При этом совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем. Соответственно различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора второй ступени (вторичные единицы) и т.д. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения. Приведем пример многоступенчатой выборки, которую мы рассчитывали в ходе одного из маркетинговых омнибусных19 исследований, проводившихся при нашем участии в ряде крупных регионов России в 1995 г. одним из столичных маркетинговых центров. Для Нижнего Новгорода объем выборки был задан в 900 человек. В качестве единиц отбора первой ступени были определены три городских района из восьми с объемом выборки 300 респондентов по каждому. Здесь, как и на следующей ступени, был использован метод типичных представителей. Определив среднюю численность населения одного района, мы оста- " Омнибусным называют комплексное маркетинговое исследование, включающее опрос потребителей по целому ряду товарных позиций, на каждую из которых имеется свой заказчик. Таким образом, несколько заказчиков могут «в складчину» заказать довольно солидное по объему маркетинговое исследование, затратив (по отдельности) сравнительно небольшие суммы. По данным Дж. Хэ-милтона, стоимость таких исследований составляет обычно около 500 долл. за вопрос в зависимости от темы и общего объема выборки. новили свой выбор на трех районах — Канавинском, Советском и Нижегородском, численность населения которых в наименьшей степени отклонялась от этого среднего значения. За основу выборки на второй ступени были взяты списки избирателей (большинство из которых выступают самостоятельными экономическими агентами рынка в качестве покупателей). Здесь в качестве единиц отбора второй ступени были определены по три избирательных участка. Также были рассчитаны средние размеры каждого из участков и отобраны те из них, где численность избирателей в наименьшей степени отклонялась от средней. На третьей ступени за основу выборки принимался список избирателей каждого участка. Было определено, что на каждом участке предстоит опросить по 100 человек («,.= 100). На этом последнем этапе для окончательного отбора единиц наблюдения применялся метод систематической выборки. Определив шаг выборки, мы получили списки респондентов с домашними адресами. Поскольку во всех районах имелись электронные версии списков избирателей, вся процедура заняла менее одного дня. К многоступенчатому отбору прибегают в тех случаях, когда генеральная совокупность имеет настолько большой объем, что простой случайный или систематический отбор элементов привел бы к чрезмерному распылению выборки по всей территории. Попросту говоря, такой метод применяют в тех случаях, когда изучают достаточно большие группы людей или крупные общности, скажем регион или город. В многоступенчатой выборке каждая единица отбора представляет собой гнездо единиц более низкого уровня, поэтому многоступенчатый отбор позволяет локализовать выборку в меньшем числе точек. Большой массив социолог начинает последовательно сужать, проходя множество ступеней, доводя большую совокупность до такой малой величины, что ее можно охватить одним взглядом, а если это территория, то обойти ногами. Город делится на районы, те — на кварталы, затем выделяют избирательные участки, а в них отбирают домохозяйства. Врезка Мнение специалиста Вот что сказал о проблемах квотной выборки один из авторитетнейших специалистов в области методики и методологии А. Крыштановский. В чем лукавство квотных выборок? В том, что квоту мы задаем по одним параметрам, а изучаем другие. Более того, мы точно знаем, что некоторые характеристики существенно влияют на результаты, и по логике вещей их следовало оы квотировать. Но сделать этого не можем, поскольку для планирования квот необходимо знать распределение интересующих показателей в генеральной совокупности, но это возможно лишь в отношении достаточно узкого круга оциально-демографических характеристик. Другая проблема. Практически опрос находит-Maif Руках интервыоера. Мы даем ему мини- альное количество квотируемых параметров, то КаК °Н РаспоРяДится ими' мы не знаем. Час- он выбирает симпатичных девушек, игнори- руя несимпатичных, с энтузиазмом опрашивает более образованных респондентов, пренебрегая остальными. Происходит смещение выборки, но руководителю проекта совершенно непонятны характер и масштаб перекосов, а следовательно, и их последствия. Адаптировано по источнику: Встреча маркетологов в ГУ-ВШЭ // http://marketing.spb.ru/conf/hse/ 02/report.htm Многоступенчатая выборка поначалу напоминает огромную воронку, поскольку широкое горлышко (огромную совокупность респондентов или объектов) через ряд процедур сводят к узкой горловине, с которой социолог в конечном итоге и имеет дело. Однако то, что облегчает его жизнь на этапе составления выборки, сильно затрудняет его существование на конечной фазе, когда он подсчитывает величину ошибки и думает, на какую генеральную совокупность он может распространить свои выводы. При этом не стоит забывать: чем больше ступеней в многоступенчатом отборе, тем больше ошибка выборки. В любом случае при многоступенчатом отборе ошибка всегда больше, чем при простом случайном. И еще: на каждой ступени все равно применяется случайный отбор. Такая вот странная диалектика у нас получается: число ошибок на каждой ступеньке возрастает, они накапливаются с каждым шагом и разрастаются к концу исследования до неуправляемых размеров. Вместо обратной пирамиды, т.е. воронки, мы получили теперь прямую пирамиду (рис. 11). Рис. 11. Парадоксальная диалектика многоступенчатой выборки Специалисты об этом явлении говорят так: на каждой ступени процессу независимого извлечения выборки сопутствует своя выборочная ошибка. Отдельные ошибки складываются в общую ошибку многоступенчатой выборки. Таким образом, увеличение количества ступеней, с одной стороны, приводит к сокращению базовых точек опроса и, следовательно, к экономии людских и материальных ресурсов, сдругой — к уменьшению точности выборочных оценок20.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.017 с.) |