Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Где, кем и как работают социологи

Поиск

НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ ЭМПИРИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ1

Наука выступает не только системой высоко организованного, эмпири­чески верифицируемого знания, обладающего высокой объяснительной и прогностической силой, но также социальным институтом. В широком значении институт приравнивается к социальной системе, социальной организации, легитимизированной практике, традиционному порядку от­правления каких-либо дел и действий. Социальный институткультур­но санкционированный способ выполнения работы или совокупности ра­бот. В узком смысле институт — это конкретное научно-исследователь­ское или учебное учреждение, выполняющее конкретную задачу, оказывающее потребителям, как правило, специализированным группам населения, например, студентам или фирмам-заказчикам, определен­ный тип интеллектуальных услуг. В любой крупной стране, в том числе России, существуют сотни, если не тысячи подобных учреждений, обслу­живающих свою клиентуру на республиканском и местном уровнях. Ниже приведены сведения о наиболее заметных, в том числе знамени­тых, научных центрах как у нас в стране, так и за рубежом, которые вне­сли заметный вклад в развитие эмпирической и прикладной социологии

ИНСТИТУТ ГЭЛЛАПА2

Официально международная исследовательская структура Gallup International была образована в мае 1947 г. Но еще в 1935 г. Дж. Гэллап вме­сте с предпринимателем Г. Андерсоном, рискнувшим собственным капита­лом, основали в Принстоне (штат Нью-Джерси) Американский институт

Материал главы подготовлен при участии А.А. Гнутова. Официальный веб-сайт: http://www.gallup-international.com/

общественного мнения (American Institute of Public Opinion). Тогда это была одна комната, один стол, телефон и пишущая машинка. Именно 1935 г. во всех справочниках считается годом образования Института Гэллапа. Через 12 лет его успехи были признаны мировым сообществом и частное учрежде­ние было преобразовано в Международную Ассоциацию Гэллапа — Gallup International Association. На официальном сайте этой организации можно прочитать о том, что она создана в 1947 г. Дж. Гэллап являлся ее первым президентом. Таким образом, в истории этого учреждения, считающегося мировым лидером на рынке социологических, политических и маркетинго­вых исследований, можно выделить два периода: 1) национальный, 1935— 1947 и 2) интернациональный, 1947 г. и до настоящего времени. В первый период оно именовалось Американским институтом общественного мнения Гэллапа, во второй — Международной ассоциацией Гэллапа.

Джордж Гэллап рано увлекся опросами. Получив подготовку в области методов изучения рынка, он применил их к изучению общественного мнения и политических процессов. При этом он не терял связи с журналистикой, на­чав с редактирования студенческой газеты в Университете штата Айова, а за­тем — в роли преподавателя на факультете журналистики того же универси­тета. Докторская диссертация Гэллапа была посвящена новому методу изуче­ния читательской аудитории газеты. В частности, он проводил тестирование, чтобы узнать, какие разделы газеты читатели находят интересными3. Первый проведенный Гэллапом опрос был опубликован в 1935 г. во многих газетах и привлек заинтересованное внимание прессы. Это внимание вполне объясни­мо, так как газеты платили за получаемые материалы. К тому же предполага­лось, что публикация результатов опросов повысит тиражи газет4.

В 1936 г. Дж. Гэллап, опросив в ходе президентской компании несколько тысяч человек, верно предсказал переизбрание Франклина Рузвельта, в то время как журнал «Литерари Дайджест», имевший 20-летний опыт постро­ения точных прогнозов, правда, на опросах 10 млн избирателей, неожидан­но ошибся. Гэллап был единственным, кто предсказал ошибочность прогноза журналистов за два месяца до начала опроса. Преимущество Гэллапа заклю­чалось в том, что на небольшой выборке (3000 респондентов) он смог дать точный прогноз о политических предпочтениях всего населения США. С это­го момента начинаются триумфальные шествия выборочных методик в со­циальных исследованиях и царствование Института Гэллапа во всем мире.

За первую половину XX в. Дж. Гэллап сделал три успешных прогноза ито­гов президентских выборов (1936, 1940, 1944) и одно неудачное (1948), в ко­тором он предсказал поражение Гарри Трумэну, но тот победил. Неудача под­стегнула его внимательнее разобраться в сущности статистических процедур и совершенствовать методический инструментарий. После 1948 г. американ­цы 12 раз избирали президента страны, и 12 раз прогнозы Института Гэллапа были верными. На президентских выборах 1956—1988 гг. погрешность не пре­вышала 1,8%. В целом по 16 президентским выборам среднее расхождение между официальными итогами голосований и прогнозами Института Гэлла­па составляет 2,7%. Созданная им система организации опросов и анализа информации уже более 50 лет работает без серьезных сбоев.

3 Moore D. The Super Pollsters. N.Y.: Four Walls Eight Windows, 1992. P. 45.

4 Bradburn, Norman M., Sudman, Seymour. Polls and Surveys. N.Y.: Jossey-Bass, 1988. P. 18-19.

Прогнозы Института Гэллапа распространяются всеми крупнейшими аме­риканскими и мировыми информационными каналами, комментируются ведущими журналистами и политологами. С самого начала данные социоло­гических опросов были открыты СМИ, профессионалам, широкой публике. Понимая то, насколько важным для целей науки и образования является си­стематическое и грамотное накопление и сохранение материалов опросов, Гэллап и Роупер создали в 1946 г. Роуперовский центр, являющийся в наши дни крупнейшей в мире коллекцией опросов общественного мнения. Центр со­держит полные файлы более чем 10 000 опросов, проведенных с середины 1930-х гг., и тысячи отчетов по другим обследованиям. В 1950 г., когда Инсти­туту исполнилось 15 лет, специалисты подчитали, что за все время его суще­ствования рядовым американцам было задано свыше 5000 вопросов по самым разным темам — от наркотиков и абортов до мировых войн и терроризма.

В настоящее время Gallup International Association, зарегистрированная в Цюрихе, — огромная империя, объединяющая 55 исследовательских организа­ций, расположенных во всех частях мира. Годовой доход в 1995 г. превысил 350 млн долл. Дж. Гэллап полностью или частично владел исследовательскими институтами более чем в 20 странах, и в них работало свыше трех тысяч специалистов5.

Выборочные данные исследований Института Гэллапа:

♦ В середине 1970-х гг. на американс­ком телевидении сцены насилия показыва­лись со средней интенсивностью 8 эпизодов в час. Но это именно в среднем, а самая высокая частота показа таких сцен обнару­жена в детских мультфильмах. Опросы Института Гэллапа показали, что 2/3 аме­риканцев выступали против «телевизионного насилия», но они были бессильны преодолеть интересы фирм, производящих телевизоры, и рекламодателей.

♦ Институт Гэллапа провел исследование, посвященное изучению отно­шения американцев к другим странам. Оно показало, что, хотя не все аме­риканцы выезжали за пределы страны и в более чем 10 странах побывало меньшинство, тем не менее, у всех есть мнение о других государствах. Толь­ко небольшое число опрошенных продемонстрировали сильное позитивное или негативное отношение к тем или иным странам. Самыми популярными странами среди американцев стали англоязычные — Канада, Австралия, Ан­глия. Бывшие страны-противники — Япония, Германия, Россия и Китай — не вызывают негативного отношения, более того, по отношению к ним про­слеживается позитивное мнение у большинства опрошенных.

♦ В 1999 г. Институт Гэллапа организовал и провел опрос тысячелетия, которым было охвачено 57 000 взрослых респондентов в 60 странах мира.

• Повсюду люди поставили выше всего хорошее здоровье и счастли­вую семейную жизнь.

5 Использована информация с источников: History Gallup International // http://www.gallup-international.com/profile.htm; Докторов Б. Джордж Гэллап: человек идей и идеалов // http:// www.znanie-sila.ru/online/issue_1483.html; Он же. Дж. Гэллап — наш современник: к 100 летаю со дня рождения // http://www.romir.ru/gallup.htm

7БЗ

• Ответы респондентов выявили глубокую неудовлетворенность тем, как соблюдаются права человека.

• Две трети респондентов заявили, что их правительство предпринима­ет слишком мало усилий для решения экологических проблем в их стране.

• Две трети респондентов высказали мнение о том, что их страны не управляются волей народа.

 

♦ Насколько человек становится зависим от зрелища, говорит большая се­рия скандалов в США, связанных с разоблачением махинаций в популярных телевизионных шоу-викторинах. Институт Гэллапа провел опрос телезрителей и выяснилось, что 92% зрителей знало об этих махинациях, но при этом 40% «хотели смотреть телевикторины, даже зная, что они фальсифицированы».

♦ Институт Гэллапа провел опрос общественного мнения на тему, кого бы вы выбрали для подражания среди трагически погибших личностей? На первом месте оказался Авраам Линкольн, на втором — Джон Кеннеди. Тре­тье место занял Иисус Христос.

♦ По данным Института Гэллапа, курящий мужчина считается более сек­суальным у 46% процентов европеек.

HARRIS POLLS

За 40 лет своего существования фирма Harris Poll6 опросила миллионы людей почти в 100 странах мира, получая научно обоснованную и достовер­ную информацию о самых разных сторонах их жизни и общества в целом (экономика, политика, культура, спорт, наука и технология, международные события, развлечения, стиль жизни). Штаб-квартира фирмы Harris Interactive располагается в США (Rochester, New York), а крупнейшие офисы — в Анг­лии и Японии. Годовой доход в 2001 г. составил 100 млн долл. Всего сотруд­ников (на полной ставке) в компании Harris Interactive — около 800 человек.

Всемирно известная опросная фирма была основана в 1956 г. в Нью-Йорке первоначально как Louis Harris and Associates (LHA) Льюисом Харрисом. В 1960-е гг. фирма монополизировала все политические опросы в избиратель­ной кампании Джона Кеннеди и разработала новую модель выборки — рай­онированную, которую успешно применяла долгие годы. В 1969 г. LHA была куплена крупным инвестиционным банком наУолл Стрит, в результате чего укрепилась финансовая база фирмы и она в 1970 г. приобрела свой первый зарубежный филиал в Великобритании, переименованный в Harris Research Centre. В 1975 г. LHA уже у новых хозяев перекупила крупная торгово-фи-нансовая компания Gannett Corporation.

До конца 1970-х гг. к основным способам получения информации относи­лись: техника личных интервью по месту жительства, фокус-группы, почтовый опрос; во всех случаях преобладала вероятностная выборка. После 1980 г. глав­ным сделался телефонный опрос. В 1997 г. началась эра интерактивных опро­сов (отныне главной стала целенаправленная или целевая выборка), когда за счет слияния и перегруппировки нескольких маркетинговых фирм, в частности, Harris Black International, Ltd., The Gordon S. Black Corporation, Louis Harris &

6 Официальные веб-сайты: http://vr.harrispollonline.com/; http://www.harrisinteractive.com/; http:// www.harrisinteractive.com/about/

Associates и The Harris Poll была образована дочерняя фирма Harris Interactive. На приобретение новых информационных технологий и реконструкцию всей исследовательской инфраструктуры было затрачено более 50 млн долл. Она и поныне считается пионером в использовании Интернета для научных целей. В 1999 г. все подразделения были объединены вокруг торгового бренда Harris Interactive Inc. В 2001 г. компания купила несколько маркетинговых фирм, в том числе исследовательское подразделение фирмы Yankelovich Partners (штаб-квар­тира в Норфолке, Коннектикут), Total Research Corporation (Принстон, Нью-Джерси) и Market Research Solutions Limited (Лондон). Каждая из них осуществ­ляла полный цикл исследовательских, рекламных и консультационных услуг. Структура холдинга приобрела вид вертикально интегрированной структуры, имеющей замкнутый производственный цикл (от сырья до готового товара). Вскоре компания заняла лидирующее в мире положение в области проведения сетевых опросов и превратилась в Harris Interactive Global Network — крупней­шую международную структуру по проведению интернет-исследований.

Harris Interactive занимается маркетинговыми исследованиями и консалтин­гом. Результаты on-line и off-line исследований публикуются на трех специа­лизированных веб-сайтах: HarrisPollOnline.com (регулярные опросы респон­дентов в возрасте от 18 лет и старше), HarrisKidZone.com (регулярные опрось детей в возрасте от 8 до 12 лет), HarrisZone.com (регулярные опросы тинейд­жеров в возрасте от 13 до 18 лет). Опросы проводятся во всех странах мира, г научными результатами пользуются государственные деятели, политики крупные бизнесмены, корпорации, общественные фонды. Желающие полу чить социологическую информацию с любого сайта должны зарегистрировать ся. Информация о посетителях сайтов поступает в банк данных, их могут при гласить участвовать (за определенное вознаграждение) в очередном опрос< либо выслать им (за плату) запрашиваемые эмпирические данные, кратки! сведения о которых расположены на соответствующих сайтах.

Система вознаграждения респондента В уединении мы счастливее, чем в обществе. в фирме такая: за каждое участие в выбо Инепотомули. что наедине с собой мы дума- присуждается некоторо

ем о предметах неодушевленных, а среди лю- F -mwnw F F j w r

дей — олюдях? количество очков (Hipoints). Накопи

н. Шамфор нужную сумму, участник может превра тить ее в приличное количество долларо! Каждый респондент накапливает столько очков, сколько посчитает нужным. Oi может прекратить участвовать в любой момент, получив причитающееся вознаг раждение. Существующая и быстро растущая онлайновая панель охватывает сей час свыше 4 млн человек в 200 странах. Практикуемая фирмой опросная техно логия позволяет в течение одного часа разослать более 250 тыс. электронных по сланий -анкет. За пять минут система способна получить и обработать 144 тыс ответов. Даже глобальные исследования могут быть проведены за 48 часов.

Сегодня Harris Interactive (Nasdaq: HPOL) использует традиционные и ин тернет-технологии для предоставления своим клиентам информации о взгля дах, опыте, поведении и предпочтениях людей во всем мире. Широко извест ная благодаря своему опросу «Хэррис Полл», она предоставляет клиентам ус дуги в сфере рыночных исследований и опросов, включая исследования дл индивидуальных клиентов, групп клиентов и сервисных бюро, а также услуг по управлению отношениями с клиентами. Основным инструментом ее деятел! ности является электронная почта. Harris Interactive занимается изучением о£

7Б5

щественного мнения по широкому спектру вопросов: от президентских выбо­ров до отношения к результатам новейших научных исследований. Harris Interactive использует свою уникальную технологию для обзора своей базы дан­ных, состоящей из более чем 6,6 млн участников в режиме «он-лайн». Через свои представительства в США и Глобальной Сети Harris Interactive проводит иссле­дования в более чем 90 странах на 30 различных языках. Самый известный ее проект — участие в 2000 г. в первом в истории человечества всемирном инте­рактивном опросе Planet Project. Специалисты компании разработали анкетный инструментарий (160 вопросов, разделенных на 8 тематических модулей), уча­ствовали в программном обеспечении общепланетарного опроса, в сборе, об­работке, анализе и интерпретации полученных данных. Результаты исследова­ний Harris Interactive закупают ежемесячно несколько сот газет по всему миру7.

ИНСТИТУТ АЕМОСКОПИИ8

Институт демоскопии (ИДА, Германия) был основан в 1947 г. Элизабет Ноэль-Нойман и ее супругом, известным журналистом Эрихом Петером Нойманом, в маленькой рыбацкой деревушке Алленсбах на германо-швей­царской границе. Институт создавался с целью проведения маркетинговых, медиа- и социальных исследований и изучения общественного мнения. Свою деятельность центр основывает, базируясь на двух генеральных принципах: «Не существует благородных и неблагородных предметов для исследования», а также принцип «двойного участия» — выполнения обязательств не только перед конкретными заказчиками, но и перед фундаментальной наукой.

ИДА возглавляют его основательница проф. Ноэль-Нойман и проф. Рена­те Кёхер. В Институте работают около 100 постоянных сотрудников, из них 25 — дипломированные социологи, экономисты, юристы, психологи, статис­тики. Центр имеет сеть интервьюеров, насчитывающую более 18 000 человек в различных городах и селах Германии. Институт носит статус общества с ог­раниченной ответственностью (GmbH), уставной капитал которого составляет порядка 2,5 млн нем. марок. С мая 1996 г. 99% долей в капитале ИДА принад­лежат Публичному фонду демоскопии Алленсбах. Институт не получает бюд­жетных субвенций, а свою деятельность финансирует исключительно за счет доходов от выполняемых исследований и сопутствующих проектов.

ИДА заслуженно считается одним из крупнейших и известнейших среди 252 действующих в Германии институтов изучения общественного мнения.

Исследовательские проекты. ИДА в среднем в год проводит до 100 опро­сов, в которых участвуют примерно 80 000 респондентов. 80% всех исследова­ний проводятся с применением устного интервью. Однако спектр применяе­мых институтом методов крайне широк. Это и блиц-опросы с 500— 1000 учас-

7 Использовалась информация из источников: http://www.harrisinteractive.com/about/privacy.asp; Док­торов Б.З. Дж. Гэллап — наш современник: к 100 летию со дня рождения // http://snits.marketer.ru/ d_06.shtml; http://vr.harrispollonline.com/register/benefit.asp; http://www.harrisinteractive.com/about/ heritage.asp; http://promo.3com.ru/about.

8 При подготовке материала использовались источники: Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в ме­тодику демоскопии / Пер. с нем. Общая ред. и вступ. статья Н.С. Мансурова. М.: Прогресс. 1978.С. 5—19; ЧепуренкоА.Ю. Институт демоскопии Алленсбах //Социологические исследования. 2000.№ 10. С. 136-140.

тниками, и крупномасштабные лонгитюдные исследования продолжительно­стью до 3 лет, интенсивные интервью (в особенности при изучении мотива­ции), полностью формализованные опросы: от опросов по меняющейся вы­борке до панельных исследований.

Интститут демоскопии имеет несколько постоянно действующих проектов, среди которых можно выделить AWA (Allensbacher Markt- und Werbetrager-Analyse) — Алленсбахский анализ рынков и рекламодателей. В рамках этого проекта проводится ежегодно 20 тыс. интервью, которые финансируются при­близительно 100 издательствами.

Начиная с 1987 г., три раза в год проводятся CAPITAL-Elite-Panel — панель «Элита для КАПИТАЛА». Это телефонные интервью с более чем 600 ведущи­ми представителями делового мира, политики и государственного управления. Исследование проводится по заказу журнала «Капитал».

С 1949 г. ИДА регулярно ведет анализ предвыборных настроений изби­рателей и прогнозирует итоги выборов, погрешность которых не превышает 1%. С конца 1960-х гг. Институт применяет здесь метод панели на основе личных интервью: опросы проводятся за несколько месяцев до и через не­сколько месяцев после выборов.

С 1949 г. ежемесячно проводится как минимум один опрос по многим те­мам («омнибус») на базе 2000 интервью по репрезентативной выборке населе­ния старше 16 лет. В «омнибус» входят вопросы, касающиеся самых разных тем и сюжетов.

С 1959 г. на регулярной основе по репрезентативной выборке ИДА прово­дит опрос из примерно 20 тыс. респондентов (AWA), в ходе которого задают­ся вопросы о потребительских предпочтениях, планах в отношении покупки различных товаров, просмотре телепередач, прослушивании радиоканалов, чтении газет и журналов и т.п. Благодаря этому удается избежать организации специальных опросов, оперируя данными AWA, создать исходную статисти­ческую базу данных для расчета выборок специальных исследований. Итогом проведения каждого опроса является семитомник, включающий около 2000 страниц текста и 1500 таблиц, который может купить каждый желающий.

С 1997 г. реализуется проект ACTA, в котором участвуют 10 тыс. человек в возрасте от 14 до 54 лет. Их опрашивают на предмет выяснения отношения ктаким темам, как использование компьютеров, навыки обращения с ними, интерес к компьютерам, услуги в режиме он-лайн, мобильная связь и т.п. Кроме того, ученые выясняют самую разную информацию о 100 газетах и журналах, 14 телеканалах. По результатам публикуется двухтомник, содер­жащий более 1200 страниц текста и 300 таблиц.

В Институте демоскопии большое значение уделяется международному сотрудничеству и совместным исследовательским проектам с зарубежными партнерами. К примеру, в 1981 г. впервые было осуществлено исследование ценностей в 10 странах ЕЭС. К сегодняшнему дню имеются результаты по данной теме из 37 стран всех пяти континентов.

Методика опросов. ИДА широко практикует «вилочные опросы»9, при ко­торых на стадии тестирования выборочная совокупность делится на несколь­ко подвыборок и каждой из них задаются одни и те же по смыслу вопросы в

Впервые этот метод был описан в 1944 г. американским социологом Хадли Кантрилом (Gauging Public Opinion. Princeton Univ. Press 1944).

B7

различных формулировках, с целью проверить, насколько формальная сторона влияет на качество ответов и какая формулировка вопроса (высказывание, рисунок) в наименьшей степени оказывает воздействие на респондента.

С 1958 г. широко применяется метод включенного наблюдения при оп­росах потребителей, когда опрашивающий сам выступает в роли покупате­ля, задавая наизусть выученные вопросы продавцу и сразу же по завершении интервью фиксируя ответы в анкете.

ИДА в рамках изучения общественного мнения, рынка рекламы и масс-ме­диа дал жизнь определенному набору методических нововведений. Институт проводил исследование на основе широкой (1000—2000 респондентов) панели. Разработанные в 1967 г. методики и технологии успешно применяются не толь­ко при исследовании товарных рынков, но и при изучении избирательных кам­паний. При этом, во-первых, можно выяснить, какие категории опрошенных изменили свое мнение о продукте, рекламе, политической партии или деятеле; во-вторых, способность опрашиваемых удерживать в памяти те или иные собы­тия подвергается меньшему испытанию, поскольку опросы проводятся через срав­нительно короткие промежутки времени; в-третьих, при помощи метода: «опрос до того как — опрос после того как» удается, не прибегая к прямым вопросам, оценить эффективность проведенной рекламной кампании на восприятие про­дукта (услуги, политической партии, деятеля). Для этого ответы контрольной группы опрошенных сравниваются с ответами участников панели.

С 1973 г. проводится хорошо зарекомендовавший себя домашний тест рек­ламы. Для его осуществления сотни интервьюеров договариваются с избран­ными по определенным квотам респондентами о возможности участвовать у них дома в просмотре определенной телепрограммы. Социолог перед началом передачи и по ее завершении задает опрашиваемым свои вопросы. Таким об­разом, помимо ответов, интервьюеру удается фиксировать эмоциональную реакцию на тестируемые рекламные ролики и сравнивать ее с реакцией на другие рекламные ролики, демонстрируемые в ходе той же телепрограммы.

Организация исследовательского процесса. Львиную долю внимания ИДА уде­ляет организации исследовательского процесса. Можно предположить, что это является одним из залогов успеха работы центра. Особенностью этого процесса является то, что каждый проект последовательно проходит несколько стадий, где с ним работают специалисты соответствующего подразделения. То есть разработка проекта проводиться по принципу конвейера. Этот конвейер включает планиро­вание (определение задач и методики исследования); предварительное исследо­вание на основе вторичных материалов: психологические предварительные тес­тирования (интенсивные интервью, фокус-группы, установочная аналитическая записка); репрезентативный опрос: анкета и выборка (расчет выборки, «перевод» исследуемых проблем на язык вопросника для опрашиваемых, пробные интер­вью на основе различных вариантов анкеты, окончательная формулировка воп­росов итоговой анкеты); репрезентативный опрос: полевая стадия (выбор и ин­структирование интервьюеров, проведение интервью, контроль за ходом опро­са); обработку анкет; оценки результатов; анализ и итоговый отчет (составление таблиц и оформление дополняющих их статистических данных, изложение, ин­терпретация и комментарий полученных результатов).

Одной из отличительных особенностей ИДА является наличие отдельного подразделения под названием анкетная конференция. Здесь на вариативной основе разрабатываются формулировки вопросов для предстоящих опросов.

В такой работе обычно участвуют психолог, лингвист и журналист. В каче­стве отдельного подразделения существует также графическое ателье, вклю­чающее двух художников-графиков, поскольку методика ИДА предполага­ет представление многих вопросов не в вербальной, а в графической форме.

Важной частью информационной структуры ИДА является библиотека, хранящая свыше 9 тыс. томов специальной литературы по теории и практи­ке изучения общественных мнений, и существующая при ней база данных (архив исследований). Здесь выписывается около 80 специальных журналов.

Институт демоскопии выпускает большое количество монографий, книг, изданий. Наиболее важными из них являются «Алленсбахские ежегодники». Каждый вышедший том содержит материалы ИДА за ряд лет, в английской версии вышли уже два тома — за 1947—1966 и 1967—1980 гг. — под общим на­званием «The Germans». ИДА имеет дочернее Издательство демоскопии, вы­пускает труды классиков социологии, а также ежеквартальники «Allensbacher Berichte» (Алленсбахские сообщения), где публикуются результаты некоторых общедоступных исследований ИДА за соответствующий период времени.

ВЦИОМ

Всероссийский (до 1992 г. — Всесоюзный) центр изучения общественного мнения создавался на волне перестройки и в эпоху гласности. По существу он стал символом и рупором новой демократической эры, ее информационным выраже­нием, интеллектуальным лицом. У истоков ВЦИОМа стояли три выдающихся социолога: Б.А Грушин, Т.И. Заславская и Ю.А. Левада. Но даже тогда, когда наше общество, как многим казалось, невозвратно повернулась лицом к прогрессу, пробить какое-либо исследовательское учреждение сквозь плотные ряды бюрок­ратических препон было почти невозмож­но. Как позже вспоминал Ю. Левада, толь­ко благодаря огромному общественному авторитету акад. Т.И. Заславской и органи­заторскому таланту проф. Б. А. Груши на удалось осуществить то, что казалось прак­тически неосуществимым. Мощная бю­рократическая машина, окутавшая нитями все общество, вовсе не нуждалась в объективной информации о том, что думает народ. Тем более в условиях, когда общественные настроения тут же распространялись советскими журналами, в те годы имевшими многомиллионные, самые большие в мире, тиражи.

В 1988 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества», согласно которому социология приобрела права само­стоятельной науки. Несколько ранее в декабре 1987 г. было подписано Поста­новление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР «О создании Всесоюз­ного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам», во главе которого стала академик Т.И. Заславская.

«Во ВЦИОМе собрались первоначально разные люди, не находившие должного приложения своим силам в старых академических рамках, и многие надеялись просто продолжать свою работу по социаяьным про­блемам труда, занятости, потребления и др. (до 1992 года название цен-

тра содержало оговорку «...по социально-экономическим вопросам»). Мы же (группа старых моих сотрудников, составивших отдел теории) хотели заниматься теоретической социологией с некоторой оглядкой на общественное мнение; возможность заниматься другими, например, социально-политическими проблемами поначалу не казалась реальной. Помнится, все же именно отдел теории вызывал наибольшую подозри­тельность у тогдашних профсоюзных чиновников. Мало кто, кроме Б. Грушина и немногих его старых сотрудников (Я. Капелюша, В. Ней-гольдберга, В. Сазонова) владели тогда искусством и технологией оп­росов. Понадобилось несколько лет, чтобы люди научились работать вместе и отошли в сторону те, кто этого не желал, чтобы стало ясно — только еще в принципе — как должны связываться разные направления и фазы нашей деятельности и как подойти к самому сложному — к по­ниманию смысла тех данных, которые мы получаем сейчас регулярно и в огромном количестве»10.

ВЦИОМ сразу же занял одно из ведущих мест в отечественной социоло­гии. «От мнений — к пониманию» — такой лозунг взят коллективом на воо­ружение, постоянно напоминая о необходимости следовать лучшим тради­циям социологической мысли. В 1998 г. Центр был перерегистрирован как государственное унитарное предприятие, в 1999 г. Центру был присвоен ста­тус научного учреждения. С 1992 г. директором ВЦИОМа является проф. Ю.А. Левада. Президент центра — член-корр. РАН Т.И. Заславская.

Сегодня ВЦИОМ — крупнейшая в России исследовательская организа­ция, занимающаяся социально-экономическими, социально-политически­ми, а также маркетинговыми исследованиями на базе массовых опросов на­селения, опросов экспертов и элит, углубленных интервью, фокус-групп и других методов. Центр обеспечивает полный технологический цикл прове­дения исследовательских работ — от разработки программы исследования до презентации аналитических отчетов.

Во ВЦИОМе работают более 100 специалистов в области социологии, политологии, экономики, психологии, организации массовых опросов и обработки данных, в том числе 6 докторов и 30 кандидатов наук. Все веду­щие сотрудники центра прошли стажировку в исследовательских институ­тах AGB Intomart, Gallup Denmark, Market Behavior Limited, Puis Train Technology. Среди специалистов — члены Всемирной ассоциации исследо­вателей общественного мнения (WAPOR), а также Европейской ассоциации исследований общественного мнения и рынка (ESOMAR).

В полевой работе ВЦИОМ участвует более трех тысяч подготовленных ин­тервьюеров. ВЦИОМ опирается на региональную сеть из 10 собственных реги­ональных офисов (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ставрополь, Нижний Новгород, Саратов, Пермь, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск). Помимо них еще 17 региональных социологических центров, являясь независимыми, рабо­тают по методике ВЦИОМ и принимают участие в его программах (Архангельск, Калининград, Владимир, Смоленск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Са­мара, Волгоград, Екатеринбург, Уфа, Ижевск, Оренбург, Барнаул, Кемерово, Владивосток, Петропавловск-Камчатский). Кроме того, зарубежные связи ВЦИОМ позволяют ему вести исследования практически во всех странах СНГ

10 Левада Ю.А. Десять лет работы Всероссийского центра изучения общественного мнения // Социо­логический журнал. 1997. № 4. С. 222.

и Восточной Европы. Центр является учредителем нескольких региональных исследовательских центров (на базе бывших отделений ВЦИОМ).

В Центре действует одиннадцать научных отделов, соответственно числу основных направлений исследований: социально-политических проблем и исследований образа жизни; социально-экономических и демографических проблем; проблем уровня жизни населения и потребления; маркетинговых исследований; качественных методов; исследований в сфере бизнеса; измере­ния аудитории средств массовой информации; организации полевых работ: проектирования выборок; ввода и обработки данных; архив данных ВЦИОМ.

В своей работе ВЦИОМ использует широкий спектр исследовательских техник, представленных в социологической практике. Это личные интервью, телефонные интервью, фокус-группы, углубленные интервью, опросы экс­пертов, тесты продукции, упаковки и рекламы, дневниковые исследования, аудит розничной торговли и др.

ВЦИОМ обладает специализированной программой построения выборок, которые охватывают всю Россию. В ее основе — данные государственной ста­тистики за текущий год и обширные базы проведенных ранее исследований Для минимизации эффекта смещения выборки, неизбежно возникающего i ходе полевых работ, используется специально разработанная программа взве­шивания данных.

Регулярно ВЦИОМ проводит такие виды исследований:

«Мониторинг» —до 100 вопросов по общероссийской репрезентативно? выборке среди 4 тыс. респондентов в 88 точках в срок за 35 дней; в рамка? программы «Мониторинг» производится ежемесячный опрос 4 тыс. челове!-по общероссийской выборке, ежеквартальные опросы населения, работни­ков, экспертов, предпринимателей;

«Факт» — до 100 вопросов по общероссийской репрезентативной выбор­ке среди 1650 респондентов в 42 точках за 25 дней;

«Экспресс» — до 10 вопросов по репрезентативной выборке городской: населения России среди 1600 респондентов в 24 точках за 7 дней.

Разовые (специальные) исследования включают от 10 до 100 вопросов пс общероссийской, региональной репрезентативной или направленной выбор ке и проводятся в срок от 10 до 45 дней. Наиболее оперативными являюта «Блиц-опросы» одной-двух тысяч жителей Москвы, до 12 вопросов, по слу чайной выборке, со сроком проведения 1—3 дня. Допустимая погрешносп для выборки 2 тыс. человек составляет при 50 точках опроса около 2,5% npi 100 точках опроса — около 1,8%.

Систематически ведутся исследования по программам «Экономическа; реформа», «Уровень жизни», «Русские в республиках» и др. Данные массо вых опросов населения, проводимых по репрезентативным для России вы боркам, дополняются и углубляются результатами анкетирования квалифи цированных экспертов, представителей новой элиты, предпринимателей фермеров, безработных и многих других групп населения.

С 1989 г. действует исследовательская программа «Советский человек», i рамках которой исследуются ценностные ориентации и образ жизни люде! постсоветского общества, а также программа «Институты власти», направ ленная на изучение политических пристрастий населения. Совместно < Интерцентром осуществляется программа «Экономические и социальны! перемены». Собственная исследовательская программа ВЦИОМ — «Итоп

года» («Новый год») — направлена на изучение отношения людей к важней­шим событиям общественной жизни за год. С 1994 г. ВЦИОМ ведет проект «Российский потребитель: стиль жизни». Исследуется рынок потребления определенных видов продуктов и товаров различными слоями населения, изучаются региональные рынки тех или иных товаров. С 1993 г. ВЦИОМ занимается проектами, направленными на исследование рынков — товаров, рекламы, финансовых услуг и пр.

Одним из важных направлений работы является ведение собственного ар­хива данных. В настоящее время архив содержит материалы более 2000 иссле­дований, проведенных специалистами Центра с момента его создания.

На основе исследований ВЦИОМ издается информационный бюллетень «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» — выходит ежемесячно с июня 1993 г., объем — Юпеч. л.,тираж — 1 тыс. экз. Первая половина каждого выпуска содержит аналитические и теоретические статьи, вторая — материалы исследований по программе «Мониторинг». Издание распространяется по подписке в России и зарубежных странах. Каждый номер информационного бюллетеня Мониторинга приносит читателям свежую инфор­мацию о мнениях, настроениях и взглядах 2—3 тыс. человек.

«Вестник ВЦИОМ» («VCIOM Report») — также ежемесячное издание — содержит краткие сообщения, таблицы, графики по данным текущих иссле­дований, тираж определяется заказами и подпиской. Экспресс-выпуски содержат оперативную информацию по результатам последних исследова­ний; ежемесячно выходит от пяти до десяти выпусков, которые распростра­няются подписчикам по факсу.

С начала 2000 г. ВЦИОМ издает электронный бюллетень «ВЦИОМетр», основанный на материалах ежемесячного исследования «Экспресс». «Эксп­ресс» — ежемесячное исследование омнибусного типа, которое обеспечивает наиболее быстрое получение результатов. «Экспресс» проводится по репрезен­тативной всероссийской выборке городского и сельского населения. В иссле­довании опрашивается 1600 человек в возрасте 18 лет и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.104 (0.021 с.)