Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заводской социолог в системе управления коллективомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По нашему мнению, задача заводских социологов заключается не столько в поиске путей решения отдельных острых вопросов жизни трудового коллектива, сколько в выработке концепции деятельности заводской социологической службы. От этого во многом будет зависеть и эффективность работы служб в целом, и решение отдельных практических задач социального управления. Далее мы остановимся на некоторых вопросах организации и функционирования заводской социологической службы, и прежде всего на проблеме ее включения в управленческую структуру предприятия (объединения). В литературе неоднократно указывалось, что многие трудности в работе заводских социологических служб обусловлены нечетким определением их функций в системе социальной организации предприятия. Как справедливо отмечает В.Г. Бритвин, в деятельности «заводских социологических подразделений явно наблюдаются элементы некоторой неупорядоченности, случайности». И, думается, проблему нельзя кардинально решить, передавая социологов отделам НОТ, кадров, труда и заработной платы. Эффективность управления социальными процессами (а именно в этом направлении должна развертываться деятельность социологической службы!) может быть достигнута лишь тогда, когда подобного рода деятельность строится с учетом теории и практики формирования организационных структур управления. Обычно в основе всех создаваемых до сих пор систем управления предприятием лежала одна идея — выполнение производственных программ. Управление процессами социального развития коллектива, если и было представлено в организационных структурах, то, как правило, на «периферии». Современная теория управления характеризуется более широким подходом к задачам, стоящим перед предприятиями. Чаще всего выдвигаются четыре главные цели: техническая, производственная, экономическая и социальная, соответственно в организационной структуре формируются четыре основных блока управления. При этом подразумевается, что социальные вопросы будут решаться лишь в социальном блоке, а остальные подобных функций выполнять не будут. На практике так и происходит: техническому, производственному, экономическому блокам (их отделам и службам) задаются только производственные цели и функции1. Ясно, однако, что деятельность любого управленческого подразделения всегда связана с «человеческим фактором», имеет определенные социальные последствия. И если управленческому блоку задать только производственные цели и функции, то это затруднит, с одной стороны, целенаправленное использование социальных факторов в технико-экономической области, а с другой — регулирование социальных последствий организационно-технических решений. Таким образом, многие аспекты социального развития коллектива выпадают из-под контроля, возникает разрыв между социальным и технико-экономическим планированием и управлением. Необходимо, следовательно, видоизменить целевую направленность основных блоков управления предпри -ятием (объединением). Прежде всего речь идет о «дереве целей» первого уровня управления. На схеме представлена организационная структура управления Тирас-польского производственного швейного объединения им. 40-летия ВЛКСМ, созданная здесь в период перехода на ВАЗовскую систему. Каждому блоку управления задаются не только производственные, но и социальные цели. Иначе говоря, в ходе проведения технических, технологических и организационных мероприятий планомерно решаются социальные задачи, а социальные факторы «подключаются» к выполнению производственных задач. Разработка подобной системы входит в компетенцию предприятия, вмешательство верхних этажей управления тут не требуется. Успех во многом за- Такой подход предопределяет, по нашему мнению, основной недостаток в организации деятельности социологической службы: все, что технические отделы упустили в социальной сфере, предлагается решить социологам. висит от инициативы руководителей объединения, общественных организаций, социальной активности коллектива. И еще одно немаловажное обстоятельство, которое возникает, если взять на вооружение упомянутую выше структуру управления. Социологическая служба получает при этом возможность постоянно руководствоваться в своей работе долговременной целью — совершенствованием социальной организации предприятия. Повышается вместе с тем эффективность работы службы, поскольку она строится на научной основе, на принципах теории управления. Обобщенные социальные цели первого уровня каждый блок делегирует своим службам, что закрепляется в «Положениях» об их деятельности. Эти службы в свою очередь формируют более частные социальные цели (второго уровня) и через должностные инструкции обеспечивают выполнение поставленных задач. Необходимо подчеркнуть: система социальных функций в блоках не добавочная нагрузка той или иной службе, а важная предпосылка для перехода на более высокий уровень деятельности всей системы управления, предпосылка, позволяющая планомерно получать и использовать социальный эффект. Конечно, данная система организации деятельности социологической службы не может автоматически решить все вопросы, стоящие перед заводскими социологами. Наоборот, она обостряет ряд «традиционных» проблем — подготовки профессиональных социологов, разработки социальных показателей, систематического накопления социальной информации, повышения социологической культуры руководителей и т.д. Вместе с тем упомянутый подход открывает перспективы для обеспечения единства науки и практики, социальной, экономической и технической политики предприятия. Коротко проанализируем шаги, уже предпринятые в этом направлении тирас-польскими швейниками. На интересном опыте Пермского телефонного завода учились многие социологи. Однако опубликованное недавно положение о социологической службе этого предприятия, на наш взгляд, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к системе управления социальными процессами. В документе, например, ничего не сказано о цели создания социологической лаборатории, задачи и функции нередко отождествляются, подменяются перечнем конкретных видов деятельности (совершенствование соревнования, системы материального и морального поощрения и т.п.), слабо разработан и вопрос о правах и обязанностях службы. Документ отражает принципиальный недостаток в организации работы лаборатории — необходимость искусственно «привязывать» ее к работе других подразделений. Включение же социологической службы в организационные структуры управления предприятием позволяет осуществить четкое разделение функций и обеспечить взаимодействие социологов с другими звеньями управления. В «Положении», разработанном для социологической службы Тирасполь-ского объединения ее цель определяется следующим образом: дальнейшее совершенствование социальной политики и социальной организации объединения. Исходя из этого, выдвигаются следующие основные задачи: 1) разработка и внедрение прогрессивных методов социального управления и планирования в объединении с учетом специфики последнего, достижений общественных наук, требований научно-технического прогресса; 2) создание организационных условий для реализации в объединении социальной политики... эффективного управления процессом воспитания кадров, разработка соответствующих целевых программ; 3) изучение социальных процессов, совершенствование системы информации об их состоянии и тенденциях развития (по основным сферам жизнедеятельности: труд, общественно-политическая активность, быт, досуг, общение, семейные отношения и т.д.); 4) совершенствование социальной организации коллектива объединения, форм и методов использования «человеческого фактора» в технических, технологических и организационных мероприятиях; 5) обеспечение эффективного функционирования автоматизированной системы управления процессом социального развития объединения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.007 с.) |