Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионализация социальных работниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Активная профессионализация социальных работников началась после Второй мировой войны. Сегодня в круг их обязанностей входит широкий спектр заботы об эмоциональном, психологическом, физическом, социальном и даже экономическом благополучии различных слоев населения, в наибольшей мере подверженных депривации и разного рода ущемлению прав. Сегодня в США более 400 университетов и колледжей предлагают программы по социальной работе (бакалавр по социальной работе обучается 4 года; магистр, доктор по социальной работе — еще 2 года). Обучение предполагает разнообразные занятия в аудитории и практику в социальной службе под наблюдением преподавателей. Но образование не считается законченным даже при получении ученой степени — после окончания вуза требуется глубокая практика и обучение на дополнительных специализированных курсах. Ведущая профессиональная лига социальных работников в США — Национальная ассоциация работников социального обеспечения насчитывает около 100 тыс. членов, в основном это магистры, бакалавры и доктора. Звание социальных работников получили всего 200 тыс. американцев, кроме них еще 450 тыс. человек называют себя социальными работниками. Из общего числа более 60% заняты непосредственным оказанием социальных услуг, 20% трудятся администраторами, 7% — контролерами, 6% — педагогами и воспитателями. С 1970-х гг. в США действует шестиуровневая шкала квалификации. Два класса относятся к допрофессиональной подготовке: помощник по социальной работе (диплом средней школы), специалист системы социального обслуживания (незаконченное высшее образование). Они не принимают самостоятельных решений, собирают текущую информацию, ведут прием клиентов, выполняют отдельные поручения, осуществляют уход за детьми и другие простейшие процедуры. На профессиональном уровне выделены 4 класса: бакалавр, магистр, доктор без стажа, доктор с практическим стажем работы. Вузовский диплом открывает дорогу для сложной, творческой деятельности, связанной с самостоятельной работой с клиентами, администри -рованием, преподаванием и занятиями наукой. До 1974 г. первой профессиональной степенью считалась магистерская. Но, в связи с повышением уровня обучения бакалавра ситуация изменилась. В целом по стране сформировалась стройная система непрерывного образования, включающая очное и заочное обучение, университетские и неуниверситетские курсы повышения квалификации для работников всех степеней и уровней, самообразование, консультации, мастерские, конференции и симпозиумы. Образование по социальной работе может быть первым и единственным, а может быть вторым, дополнительным. Совмещение разнопрофильных образований сегодня широко распространено и приносит пользу социальной работе. Самаже она все более специализируется, в ней возникают новые более узкие направления. Она вторгается в соседние области знания и ищет с ними кооперации. Последняя тенденция — объединение усилий факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, менеджмента, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, медицины и др. В нашей стране должность социальных работников официально учреждена только в 1991 г. по инициативе Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Министров РФ. Квалификационный справочник пополнился новой профессией. В экспериментальном порядке к подготовке подключилось 31 учебное заведение. Вопрос о профессиональной подготовке социальных работников курирует Министерство социального обеспечения. Для координации научной и учебной деятельности создан Российский государственный социальный институт (Москва). Подготовка социальных работников развернулась и на социологических факультетах. Ныне социальная работа — вполне оформившаяся сфера потребления услуг социологов. На рынке труда здесь уже достаточно тесно, специалисты отмечают большую конкуренцию. Выделился куст вузов, и немало, которые готовят специалистов этого профиля. Представители государственных и муниципальных служб социальной защиты заказывают вузовским факультетам социологии подготовку специалистов; специалисты нужны так- же учебным заведениям, предприятиям, социально-реабилитационным службам, центрам социального обслуживания населения. Эксперты, в частности, зав. отделением социальной работы факультета социологии СПбГУ проф. В.Н. Келасьев, уверены, что удельный вес приложения сил социологов, специализирующихся по социальной работе, будет возрастать8. КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ «Социальная работа» — термин, который некогда объединял представителей не одной, а скорее нескольких профессий, сегодня является названием самостоятельной профессии и научной дисциплины, исповедующей комплексный подход. Замечено, что в кризисные периоды, особенно во время спада экономики (например, перед Первой Мировой войной, во время Великой Депрессии, а также в 1960— 1970-е гг., когда социальные проблемы затрагивали огромные массы людей), потребность в комплексном подходе к социальной помощи возрастала. С его помощью социальным работникам удавалось справится сразу со множеством человеческих проблем. В периоды стабилизации, напротив, устанавливался консервативный политический климат, потребность в социальных службах сокращалась, социальные работники ограничивались частной практикой и узкой специализацией. Таким образом, периоды консервативной политики способствовали развитию специализированного подхода к практике социальной работы, особенно к клинической практике, а периоды либерализации требовали не избирательного или элитарного, а комплексного, широкомасштабного решения социальных проблем. В целом социальных работников можно разделить на две большие категории: практиков, работающих с клиентами (их называют еще клиницистами) и теоретиков, занятых научными исследованиями и преподаванием. Объект, социальной работы — клиент — тот, кто ищет помощи социального работника (индивид, группа, семья), обращаясь к нему непосредственно либо опосредовано, через агентство, где трудится социальный работник. Иногда, оценив обстановку (социальный диагноз) и разработав план поддержки семьи, индивида, группы, социальный работник вдруг обнаруживает, что решение проблемы зависит от социального контекста — местных властей, населения общины или района, функционирующих здесь специальных институтов и учреждений. В таком случае объектом социальной работы становится вся община, все социальное окружение. МОДЕЛИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Ключевым фактором в научном становлении социальной работы явилась публикация в 1917 г. книги Мэри Ричмонд «Социальный диагноз». В этом классическом труде М. Ричмонд писала: «Хороший социальный работник занимается не тем, что вытаскивает людей из нищеты; он думает о том, что бы такое сделать, чтобы вовсе избавиться от нищеты». Социология в Санкт-Петербурге («круглый стол»)// http://www.soc.pu. ru:8101/publications/jssa/1999/ 2/ltable.html После М. Ричмонд парадигма «изучение, диагноз, лечение» стала главной моделью в социальной работе. Правда, первая четверть XX в. прошла скорее под верховенством не социальных, а психоаналитических методов с их субъективизмом. В 1930—1940-е гг. распространилось влияние бихевиоризма, а вместе с ним обострилось внимание к объективным фактам. Однако авторитет и значение психоанализа не ослабевали и в дальнейшем. В одном из самых первых крупных трудов, посвященных научным основам социальной работы, М. Карпф (1931) перечислил дисциплины, на которые она должна опираться в своем развитии: биология, экономика, медицина, психиатрия, социология, статистика, антропология, педагогика, социальная психология. В 1970-е гг. доминирующим становится системный или комплексный подход, согласно которому от социального работ ника требовалась не узкая специализация на одном методе или области, что часто делало его беспомощным, а универсальность, умение сочетать разные методы и средства. Возросло значение социологии и теории систем. Необходимость в объединении возникла по мере того, как внутри социальной работы как единой тематической области росло число узких специализаций, направлений, подходов, методов и теорий. Диверсификация знания грозила целостности самой науки, специалисты разбегались по своим профессиональным квартирам, мало понимая друг друга, часто и не интересуясь тем, что творится у соседей. Параллельно усиливалась внутринаучная критика обоснованности и достоверности данных, формировался вкус к серьезной методологической работе. Все это свидетельствует об определенном уровне научной и профессиональной зрелости социальной работы, которая сегодня представляет собой мощную индустрию, в которой заняты миллионы людей во всем мире. Ныне в социальной работе используется несколько моделей практической деятельности. Первая модель, называемая «решение проблем» (problem-solving), предполагает, что социальный работник должен принимать самое активное участие в психологической поддержке, требующейся для преодоления тех трудностей, с которыми сталкивается клиент в личной или общественной жизни. Вторая модель называется «снятие стресса»: специалист выполняет функцию «психо-социального терапевта», который может поставить правильный диагноз клиенту, переживающему, например, глубокий стресс, а затем найти эффективные инструменты, прежде всего социально-психологического свойства, коррекции и лечения пострадавшего. Наряду с ними существуют еще «функ-ционалистские» модели, которые ориентированы не на активное вмешательство и глубокую терапию, а косвенную социально-психологическую поддержку не столько самих клиентов, сколько взаимоотношений между ними, например между супругами, родителями и детьми. Следующая группа моделей включает: а) модификацию поведения (behaviour-modification), б) кризисное вмешательство (crisis-intervention), в) концентрацию внимания клиента на решении краткосрочных заданий (short-term task-centredness). В последнее время получили распространение течения, связанные с феминизмом, защитой социальных прав и борьбой с угнетением личности. Нередко социальных работников воспринимают как поборников социальной справедливости9. Oxford Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1998. P. 622. Как правило, социальные работники предпочитают иметь в своем арсенале целый набор самых разных моделей и средств, нежели проявлять себя приверженцами одного направления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.118 (0.009 с.) |