![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности институциализации заводской социологииКак и психотехника в 20—30-е гг., заводская социология и психология в 70—80 гг. после быстрого взлета и преодоления первых трудностей начала постепенно «остепеняться». Этот процесс на научном языке иногда называют институциализацией дисциплины. В 1986 г. вышло в свет известное постановление правительства о деятельности служб социального развития. К этому времени они развивались как составная часть промышленной социологии и психологии труда. Основными элементами процесса институциализации в этот период следует считать создание научно-исследовательских подразделений в составе Академии наук, социолого-психологических лабораторий на предприятиях, в отраслях, городах и районах, а также в вузах, расширение подготовки студентов и аспирантов, специалистов-прикладников, введение социологической подготовки хозяйственных руководителей и партийных функционеров, издание учебных пособий, методических разработок и рекомендаций, издание научных монографий, сборников статей и опыта работы социальных служб, организация и проведение семинаров, симпозиумов и конференций городского, межрегионального и всесоюзного масштабов. Во второй половине 80-х гг., когда казалось, что заводская социология получает второе дыхание и поднимается на качественно новый этап своего развития, резко изменилась экономическая обстановка в стране. Отход от социализма и плановой экономики не снял, как прогнозировали некоторые специалисты, старые препятствия к развитию заводской социологии, а добавил новые, преодолеть которые она оказалась уже не в силах. Середина 30-х и середина 80-х гг. — две исторические точки в становле нии прикладной науки в СССР, которые неблагоприятно сказались на е дальнейшей судьбе. В середине 30-х гг. наблюдался отход от рыночной экс номики к плановой, в середине 80-х гг., напротив, переход от плановой экс номики к рыночной. В том и в другом случае объективные условия небла гоприятно сказались на развитии социологической науки прикладного прс мышленного профиля. Составными частями процесса институциализации надо считать форми рование общепринятой парадигмы прикладной деятельности, которая на зре лом этапе науки обычно приходит на смену разрозненным, противоречивьи аморфным позициям и точкам зрения на сущность, функции и методы ра боты заводской социологии. Под парадигмой здесь необходимо понимать си стему общепринятых представлений о целях и задачах социологическо службы, ее статусе и месте в системе научного знания, ориентациях и мете дах научной деятельности, совокупности теоретико-методологических прин ципов, регулирующих научный поиск. Как правило, формирование научной парадигмы связывают с возникне вением фундаментальных ценностей, определяющих научную стратегию н долгий период времени. Если говорить в целом, то первоначально в завол ской социологии господствовала дескриптивная стратегия, согласно которо прикладной социолог почти все свое время должен был уделять организаци и проведению эмпирических исследований, написанию научного отчета, оставшуюся часть уделять практическим внедрениям. Эти целевые устаноЕ ки больше отвечали экстенсивному периоду развития социологии, когда ост ро стоял вопрос о «первичном накоплении» интеллектуального и информа ционного потенциала, т.е. о разработке новых методик и концепций, сбор данных, изучении неизученных явлений и процессов. Однако с некоторых пор плотность научных результатов в заводской ее циологии резко возросла. О причинах, тенденциях текучести кадров, спосс бах ее оптимизации и сокращения в различных промышленных и региональ ных условиях к середине 80-х гг. заводские социологи практически знали уж все. Кроме того, такие проблемы, как дисциплина труда, сплоченность кол лектива, социальные резервы повышения производительности труда, в те чение 20 лет непрерывно изучались несколькими поколениями академичес ких и заводских социологов. Вряд ли в этот момент могло появиться нечт совершенно новое, что могло перевернуть существующие теории и подходь В таких условиях накопленный опыт надо просто было передавать внов возникающим службам для того, чтобы они не начинали все сначала. Однак прежде чем передать такие знания, их надо было собрать воедино, система™ зировать, провести экспертизу, отобрать научно ценные знания, отбросить сл> чайные и ложные. К сожалению, до этой работы руки у заводских социологе так и не дошли. На очередных своих конференциях и совещаниях они чаш всего обсуждали уже ранее обсуждавшиеся вопросы, жаловались на маргиналь ный статус заводской службы, трудности повседневного и научного существе вания, рапортовали об успехах. Ни одной серьезной содержательной пробле мы в рамках всей науки, например, текучести кадров, так и не было решенс С середины 80-х гг. стало ясно, что заводской социологии необходимо пе реходить на совершенно иную парадигму, ориентированную не на исследс вание, а на внедрение. Действительно, накопленный теоретический, мете дологический и методический багаж требовал практического внедрения. Однако механического смещения ориентации с одного вида деятельности на другой произойти не могло. Исследовательская и внедренческая деятельность — качественно разные виды действий, разные философии, требующие разного типа мышления.
Когда вопрос о новой парадигме стал общественным достоянием, на свет появилось новое поколение заводских социологов, частично вышедшее из числа старых и наиболее талантливых прикладников, частично вобравшее в себя новое, молодое поколение социологов, только еще решавших, чему посвятить свою жизнь. Новая парадигма сочетала в себе три главных компонента: инновационные (деловые) игры, управленческое консультирование, социальную инженерию и социальные технологии. Каждый компонент представляет самостоятельное и довольно многочисленное по составу и теоретическим подходам направление и заслуживает подробного анализа. Трудно назвать другую науку, особенно прикладную, которая за столь непродолжительное время (20—25 лет) вызвала такой широкий общественный интерес, как заводская социология. Это неудивительно, ведь поиск социальных резервов производства, интенсификация человеческого фактора определяются не столько теоретическими исследованиями, сколько практической со-циоинженерной деятельностью низового звена социологии. Есть основания говорить о том, что в 80—90-х гг. начал формироваться новый тип инженера-организатора человеческих ресурсов — социолога-прикладника. И тем не менее никакая другая наука, на наш взгляд, за такое короткое время не успела так быстро «состариться», как заводская социология. Как ни парадоксально, о ней начали говорить и писать именно в тот момент, когда некоторые из прежних ошибок, вовремя неустраненные, превратились в хронический недуг, парализующий ее деятельность, когда годы творческого взлета остались позади (хотя это вовсе не значит, что новый всплеск активности невозможен в будущем). В 80-е гг. приток новых талантов, энергичной и предприимчивой молодежи на фоне значительного увеличения общей численности заводских социологов был еще невелик и существенно ниже, чем это требовалось для постоянного и нарастающего увеличения научного потенциала данной отрасли знания. Если сравнивать середину 60-х и 90-х гг., то количество новых теоретических и методологических подходов особенно не возросло, а многое из того, что сейчас воспринимается как нововведение, было известно и раньше. Происходит явная переоценка ценностей и в сфере психологии научного творчества, выбор иных социальных ориентиров и приоритетов деятельности: давно уже защита кандидатской диссертации стала не вспомогательным рычагом для совершенствования прикладной работы, а самоцелью и поводом для ухода в теоретическую работу. Отток талантливой молодежи из заводской науки в крупные исследовательские центры и общее падение престижа инженерного труда — две характерные и тесно связанные между собой тенденции 80-х гг. В 90-е гг. они стали массовым явлением. Специалист по методологии безошибочно определит: если та или иная отрасль человеческой деятельности (прежде всего науки) по характеру и содержанию своего труда, практикуемым методам организации и стимулирования работы не может обеспечить занятие для перспективной и быстро растущей молодежи, если она утратила роль центра притяжения жизненных интересов людей и перестала служить сферой творческого самовыражения, то это означает, что резервы внутреннего роста исчерпаны. СРАВНЕНИЕ ДВУХ ЭТАПОВ Общим моментом в становлении заводской социологии на протяжении двух исторических периодов — в 20—30-е и 70-80-е гг. — является то обстоятельство, что потребность в развитии научных методов и практических рекомендаций проистекала не изнутри самой науки, а приходила извне. Прикладная наука в целом была жестко привязана к практике: в том и другом случае она создавалась для решения социально-экономических проблем в промышленности. Для советской науки на любом этапе ее развития характерен особый тип внешнего заказа: один поступал со стороны хозяйственных руководителей, другой — со стороны партийных органов. Первый принято называть социальным заказом, второй — идеологическим. Развитие прикладных методов социального управления в постреволюционный и послевоенный периоды было продиктовано одним и тем же обстоятельством — общественной потребностью и необходимостью совершенствовать социалистическое хозяйство. Экономический потенциал, подорванный войной (в одном случае гражданской, в другом — второй мировой), восстанавливался одновременно с решением социально-экономических и психологических проблем труда на предприятии: это прежде всего формирование профессионально-квалификационной структуры персонала, укрепление трудовой дисциплины, повышение производительности труда, рационализация производства и управления. Как в 20-е, так и в 60-е гг. пристальное внимание к человеческому фактору увеличивалось на общей волне гуманизации общества (в первом случае это было связано с утверждением нэпа, а во втором — с разоблачением культа личности и хрущевской программой оздоровления общества), изменения общественного сознания и менталитета. Таким образом, изучение человеческого фактора на производстве, — а его можно считать основным предметом социологии труда и социологии управления, — представляет собой вторичное явление. Ему предшествовало оздоровление атмосферы в обществе, его гуманизация. Обратной зависимости исторические материалы не подтверждают. Как только программа гуманизации общества по тем или иным причинам сворачивалась, как только изменялась линия партии, сразу ухудшалась ситуация в социологии управления: либо деятельность ученых полностью сворачивали (разгром науки в 30-е гг.), либо ее ограничивали множеством идеологических табу, что вело к снижению качества результатов (рост идеологических запретов в 70-е гг.). Сравнивая разные исторические периоды, можно заключить, что география распространения социально-психологических служб на предприятиях в 20—30-е и в 70—80-е гг. была различной. Например, в Тирасполе, Перми, Днепропетровске в послевоенный период сформировались мощные центры заводской социологии, получившие известность по всей стране. Однако 50 лет до этого в указанных центрах не было практически ни одной социологе -психологической лаборатории. Напротив, в 20—30-е гг. Горький располагал крупными научными центрами, проводившими прикладные социологические исследования, а в 80-е гг. он ничем особенным не выделялся. Зато в послевоенный период Горький превратился в один из крупных центров развития академической социологии труда. И сегодня, уже в XXI в. здесь трудится плеяда выдающихся академических социологов. Дважды (в середине 60-х и середине 70-х гг.) в Горьком проводились всесоюзные исследования научно-технического прогресса (под руководством Г.В. Осипова), ставшие крупным достижением отечественной социологии. Кроме того, Горький являлся одним из центров зарождения в начале 60-х гг. социального планирования — там был создан первый в стране социальный паспорт предприятия (под руководством известного социолога профессора С.Ф. Фролова), который впоследствии стал важным инструментом заводских социологов. Однако при заводах Горького крупных лабораторий не функционировало. Как в 20—30-е, так и в 70—80-е гг. мощными центрами развития заводской социологии являлись Москва и Ленинград, большинство научных кадров было сосредоточено именно здесь. В Москве действовали крупные лаборатории при АЗЛК и ПО «Красный пролетарий», в Ленинграде ПО «Светлана» прославилось не только прикладными разработками, но и стало пионером социального планирования в стране. В части сотрудничества и кооперации социологов-прикладников между собой, а также их сотрудничества с академическими социологами послевоенный период выделяется в лучшую сторону. Хотя понятие «лучшее» надо трактовать весьма условно: лучшим сотрудничество ученых было только в сравнении с 20-ми гг., но не в сопоставлении с теми требованиями, которым должна отвечать эффективно функционирующая наука. В до- и послевоенный периоды наука часто страдала от одних и тех же упущений. Прежде всего это кадровый дефицит — психотехниками в 20-е гг. трудились часто неподготовленные специалисты, особенно врачи и педагоги. Они не знали методологических основ своей науки и потому совершали массу непростительных ошибок. Похожая ситуация наблюдалась в 60—80-е гг., когда дальнейшее развитие заводской социологии упиралось в неподготовленность профессиональных социологов. И в 20-е, и в 80-е гг. прикладную науку погубили не только внешние обстоятельства, а во втором случае и не столько внешние, сколько внутренние. Когда за исследование и подготовку практических рекомендаций берутся неподготовленные люди, то рано или поздно в их услугах перестают нуждаться, а авторитет науки резко падает. 20—30 лет назад многие управленцы разочаровывались в заводских социологах и психологах именно потому, что их рекомендации не отвечали научным требованиям. В 20-е и в 80-е гг. потребности производства в профессиональных ученых значительно превышали реальное предложение. В 20-е гг., когда, словно грибы после дождя, росли институты НОТ, психотехнические лаборатории и бюро, резко обозначилось превышение спроса над предложением, но не хватало квалифицированных кадров. Не было самого необходимого: надежных методик и программ, апробированных тестов и анкет. Смягчение дефицита происходило посредством заимствования западных методик и разработки собственного ин- струментария, но времени на тщательный научный поиск и испытание программ было мало, процветала социологическая кустарщина. Разница в том, что этап «первоначального накопления» в 20-е гг. длился короче, чем в 60—80-е. Дефицит методик, кадров и учебников в послевоенный период ощущался 25 лет, а в довоенный — 15. Но сокращение сроков произошло потому, что психотехнику вскоре разогнали, а не потому, что она решила свои проблемы. Чем объяснить то обстоятельство, что два исторических этапа заводской социологии имеют общие негативные черты, а не позитивные? В 20-е и 80-е гг. отечественные социология и психология одинаково сильно отставали от зарубежной науки в части разработки прикладных программ и методик. А отставание (отрицательная разница) навёрстывается обычно самым банальным путем — заимствованием готовых инструментов. Сначала западные методики заимствовали академические социологи, им это было сделать гораздо легче в силу частых загранкомандировок, лучшего доступа к современной литературе, хорошего знания языка. Но они редко адаптировали чужой инструментарий к местным культурным условиям, чаще они создавали свой «по образу и подобию». Получался вроде бы и не чужой, но и не свой инструмент. И уже у академических ученых анкеты заимствовали заводские социологи, внося серьезные изменения и часто ухудшая его. В результате механического заимствования и неквалифицированной адаптации нужного инструментария прикладники часто не решали поставленные перед ними задачи. Руководители-производственники нередко жаловались на то, что они дают тривиальные решения, а иногда и вовсе вредят производству. В 30-е гг. во многом по этой причине и сформировали психотехнические лаборатории, хотя часто реальным поводом служили идеологические разногласия. В 80-е гг. службы прикрывали за их экономической неэффективностью и научной несостоятельностью. Неизвестно, что писали в редакции журналов психотехники 20-х гг., но заводские социологи конца 80-х просили редакцию «Социса» побольше публиковать зарубежные методики (С.И. Зельбергиз НПО «Якуталмаз»). Прикладники (В.А. Малов из Горького, В.Н. Сотниченко из поселка Мишуково Мурманской области, А. Бочкарев с завода «Кузбассрадио») просили редакцию активизироваться в помощи заводским социологам и создать специальную рубрику зарубежных методических инструментов, где освещался бы передовой опыт американской социологии46. В монографиях академических ученых заводские социологи постоянно встречали ссылки на эффективные методики американцев, в том числе в промышленной социологии. «Имеются ли в советской социологии подобные инструменты? — спрашивала редакцию бакинская социологиня В.Н. Рагимова, — Где именно, у кого и как их можно позаимствовать?»47 Таким образом, ситуация в развитии прикладной науки, возникшая в 20— 30-е гг., в значительной степени повторилась в 60—80-е. В том и другом случае государство серьезно не помогало прикладной науке, пустив ее на самотек, и, как результат — дефицит кадров, методик, учебных курсов и научной литературы. Кравченко А.И.Служба социального развития на хозрасчете // Социологические исследования. 1988. * 4. С. 110-111. Там же. С. 112.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.171.156 (0.007 с.) |