Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вакон, закономерность, тенденция

Поиск

Разговор о социальных, равно как и о статистических, законах и законо­мерностях мы уже практически начали в предыдущих параграфах, осталось разобраться в их сущности.

Уже древние говорили о том, что общественная жизнь управляется зако­нами, но под ними они понимали или требования нравственного долга, или юридические нормы. В европейском обществознании представление о соци­альных законах формировалось на протяжении многих десятилетий.Перво­начально под ними подразумевались прежде всего законы, устанавливаемые людьми, — юридические нормы, права государства, моральные нормы, тра­диции, обычаи, — которые предлагалось отличать от естественно-научных, существующих в природе, но не в обществе. Так, в «Философии права» Ге­гель настаивал на том, что юридические законы, в отличие от естественных, имеют «своим источником людей»19. По мнению Гегеля, закономерностью исторического процесса являлся объективный дух, находивший свое выра­жение в связях и отношениях людей.

О том же достаточно отчетливо выразился французский социолог конца XIX — начала XX в. Рэне Вормс, который отмечал, что слово «закон» может рассматриваться с двух точек зрения: с точки зрения юридической и с точки

зрения естественно-исторической20. За­кон, создаваемый законодателем и при­меняемый судебной властью, является повелительным решением, предписыва­ ющим отдельным людям поступать та­ким-то образом или избегать того-то. Естественно-исторический закон указывает на постоянную связь между яв­лениями, она устанавливается в серии наблюдений. Социология, по Вормсу, не предписывает правила, как это делает законодательная власть. Напротив, она, подобно физике, объективно фиксирует постоянные отношения между явлениями. Ее интересует неизменный и однообразный характер отношений между причинами и следствиями в явлениях социальной жизни.

Истинные различия между юридическими и естественными законами уда­лось выявить только в наши дни. Дело не только в том, что первые конструиру­ют люди, а вторые создает природа. Но начнем с описания их сходства: в основе тех и других, как это ни покажется странным, лежит статистическое наблюде­ние. Постоянно наблюдая за восходом солнца, человек давным-давно вывел естественно-научную закономерность движения дневного светила. Наблюдая за транспортными происшествиями, специалисты в 2002 г. установили, что до 70% иномарок с правым рулем попадают в аварии, и предложили Госдуме к 2007 г. ввести закон, запрещающий их ввоз на территорию России. В том и дру­гом случае необходимо обобщение большого числа фактов как предваритель­ный этап обнаружения некой регулярности. Но если в случае природной зако­номерности человек, будучи не в силах как-то повлиять на природу или пред­писать ей свои правила, ограничивается тем, что констатирует факт, то силой

19 Гегель Г.В.Ф. Философия права //Соч.: В 12 т. Т. 7. М.-Л.: Гос. изд-во, 1934. С. 18. Вормс Р. Социологические законы и их особенности. СПб., 1913.

юридического закона человек запрещает определенные действия как угрожающие человеку и обществу. Первый вид закона назовем описывающим, а второй —пред­писывающим. Именно в этом и состоит принципиальная разница между ними.

Вернемся к истории вопроса. Прослеживая весь путь формирования идеи социального закона в западноевропейской мысли XVIII — XIX вв., российс­кий социолог А.Б. Гофман свел воедино самые разные точки зрения и пришел к выводу, что «социология выросла из констатации трех законов, относящих­ся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит по­стоянный и универсальный характер; 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего научного, которое практически реализуется в развитии техники и про­мышленности; 3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем дей­ствует закон прогресса. Последний закон в известной мере подытоживает пер­вые два и имеет особенно важное значение в качестве предпосылки становле­ния социологии и характерной черты ее первоначальной истории»21.

В работе «О духе законов» Ш. Монтескье дал четкое обоснование закона общественных явлений и отметил его огромную роль в построении обще­ственной жизни. О. Конт определяет закон как постоянную связь, последо­вательность и сходство явлений, и эту связь в принципе можно выразить при помощи цифр. Г. Спенсер отметил, что любое человеческое общество явля­ется организмом и подобно ему следует в своей жизни всем мировым зако­нам движения и эволюции: закону интеграции или сплочения и закону диф­ференциации или усложнения, закону ритма, закону равновесия и т.п. Осо­бое место у него занимает закон борьбы за существование, открытый еще Ч. Дарвиным. Спенсер указывал и на чисто социологический закон — закон общественного сотрудничества и разделения общественного труда, лежащий в основе каждого человеческого общества. Пожалуй, особняком стоит толь­ко Э. Дюркгейм, считавший, что социологические законы могут быть лишь короллариями более общих психологических законов.

Значительное внимание этой теме уделяли и в России, где во второй поло­вине XIX — начале XX в. было опубликовано много работ русских социоло­гов (П.Л. Лавров, ПА. Сорокин, К.М. Тахтарев, Н.К. Михайловский, Н.И. Ка-реев, М.М. Ковалевский, Г.В. Плеханов и др.), посвященных социальным за­конам. Вчастности, К.М. Тахтарев в обобщающей работе о социологии (1919) перечисляет множество социологических законов: общие законы, законы по­следовательности и связи явлений общественной жизни, законы соотношения явлений, статистико-социологические законы, а также законы ограниченно­сти, связности, сотрудничества, соотношения, непрерывности, совместности, сосуществования, всеобщей однородности, подчиненности и равновесия и закон наслоений22. В статье о циклических концепциях социально- историчес­кого процесса, появившейся в 1927 г. в американском журнале «Social Forest», ПА. Сорокин причислял социологию к области знания, изучающей повторя­ющиеся феномены, которые дают возможность понять регулярности соци­альных процессов. Там, где нет повторений, там нет возможности формули­ровать социологические законы или достоверные обобщения. А без них соци­ология как номографическая наука исчезает.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: [Учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., исправ.) М.: а «книжный дом «Университет», 1997. С. 43.

Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни (Социология). Пг., 1919. С. 338.

Б21

Особенно широкое распространение термин «социологические законы» получил в послевоенный период, начиная с 1950-х гг. Объяснялось это ус­тановившейся еще в 1930-е гг. научной диктатурой исторического материа­лизма, требовавшего вслед за Гегелем, на философии которого он произрос, обстоятельного анализа всемирно-исторических законов развития общества, особенно тех, которые должны были привести к социалистической револю­ции. Если с термином «общественно-исторические законы» было почти все ясно, то введенный советскими социологами термин «социологические за­коны» вызывал много споров. Чем они отличаются от общественных и со­циальных законов? Какова роль в их обнаружении эмпирических исследо­ваний и статистики? Каким путем они открываются — индуктивно, двига­ясь от упрямых фактов к выявлению устойчивой тенденции, или дедуктивно, распространяя абстрактные суждения на сферу эмпирической реальности?

В одной из первых работ на подобную тему советский философ В.П. Рожин23, указав на то обстоятельство, что к началу 1960-х гг. в отечественной науке не сложилось единого понимания социологического закона, тут же отметил, что впервые вопрос о понятии социологического закона был поставлен в статье не­мецкого социолога Ю. Кучинского «Социологические законы», опубликован­ной еще в 1957 г.24 В ней автор предлагал различать законы исторического ма­териализма, управляющие общественно-экономическими формациями, и со­циологические законы, регулирующие отношения между двумя или несколькими сферами общества. Вскоре взгляды Ю. Кучинского были подвер­гнуты резкой критике со стороны В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, В.В. Колбанов-ского, И.С. Нарского, Е.Е. Глезермана и др. за отстаивание права на самостоя­тельное существование социологии как науки, наряду с историческим матери -

Врезка

В. Невский

О социологическом законе

Чем характеризуется естественный закон? Во-первых, тем, что связь, о какой говорит Конт, вы­ражается количественно, числом, математичес­ки, и, во-вторых, тем, что закон признается за­коном тогда, когда он подтверждается в любой момент, схватывая все явления, какие он под­чиняет себе, и, что самое главное, когда он дает возможность делать предсказания, предвиде­ния и тем самым возможность проверки пра­вильности той связи, какую он устанавливает. Вот если с такой точки зрения подойти к тем законам, которые во множестве открыты соци­ологами, то окажется, что никаких социологи­ческих законов нет. Есть очень интересные и важные зависимости, особенно установленные при помощи статистики, правила и отношения между рядом явлений общественной жизни. Это правильно. Но и эти очень важные и инте­ресные зависимости все же законами названы быть не могут.

Можно ли назвать законом такое, например, яв­ление, как связь преступности с увеличением цен на хлеб в Германии, подмеченная статистиками? Конечно нет, ибо главных основных моментов закона точных наук, постоянной проверки его, подтверждения и, главное, предвидения здесь нет. Мы не можем быть твердо убеждены в том, что всегда, везде, в любой стране вслед за по­вышением цен на рожь будет увеличиваться пре­ступность и эмиграция; в большинстве случаев это, вероятно, будет так, но, вообще говоря, ожи­дать, что это будет всегда так, как всегда, напри­мер, камень, брошенный вверх, возвращается на землю, мы утверждать не можем. На это можно возразить, что социологические законы, это — законы sui generis, но если это так, то тогда нужно говорить, что и социология — такая наука, которая в корне отличается от всех остальных наук, а этого не будет утверждать ни один социолог.

В чем же здесь дело? По нашему мнению в том, что доселе в области изучения общественной жизни ученые держатся (в силу целого ряда от

23 Рожин В.П. Введение в марксистскую социологию. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. С. 46. 14 Кучинский Ю. Социологические законы // Вопросы философии. 1957. № 5. С. 95-100.

ализмом, со своими законами, отличными от законов исторического материа­лизма.

Хотя полемика приняла идеологическую форму, ее суть таилась в термино­логических вопросах. Большинство советских философов и социологов в пери­од с конца 1950-х по середину 1980-х гг. считали, что только исторический ма­териализм, выполняющий функцию общесоциологической теории и являющий­ся единственной фундаментальной наукой об обществе, имеет право говорит! о социологических законах, которые характеризуют не отдельные сферы конк­ретного общества, а развитие любых обществ и формирование общественно-экономических формаций. Другое дело социальные законы — они, мол, отно­сятся к одной из четырех сфер конкрет­ного общества, а именно к социальное (наряду с ней выделяли и до сих пор вы деляют экономическую, политическую \ духовную). А.К. Уледов писал: «В отличи< от экономических, социально-полити ческих и иных законов, распространяющих свое действие на отдельные сферь общественной жизни, социологические законы выражают связи между различ ными ее сферами и присущи обществу как целостной социальной системе»25 В конечном итоге он пришел к выводу о том, что «к социальному закону, в ton числе и к социологическому, следует подходить как к диалектическому единств. различных моментов. Любой социальный закон может быть одновременно иди намическим (по качественной определенности), и статистическим (по количе ственной определенности), и абсолкущым (по содержанию), и господствующе! тенденцией (по форме проявления)»2'*.

ней мере, главнейшие элементы самого насте ящего закона точных наук. В самом деле, когда мы выражаем этот 3aKOf хотя бы так, как его выразил Плеханов, устанаЕ ливая зависимость идеологии, психики и col^ ально-политического строя от экономически отношений и, стало быть, от состояния прои: водительных сил, то мы имеем здесь и связь последовательность явлений; мы не имеем чис ловой математической зависимости, но мы име ем зато другой признак настоящего закон; это — то его качество, которое дает возмох ность предвидения. Только с точки зрения этого закона Марксу удав; лось хотя бы в общих чертах делать предсказав общественного развития, столкновений, конфли! тов, общего хода общественной жизни, и тольк применение этого закона давало и дает возмо> ность получить ценные результаты при изучена исторической жизни людей. Сокращено по источнику: Невский В. Взаимс действие или монизм // http://www.ruthenia.ri sovlit/j/77.html

них часто не зависящих причин) неверной, не­научной позиции. Мы полагаем, что доселе есть только один ученый, которому удалось хотя не­много подойти к тому пути, идя по которому

наука об обществе и общественной жизни при­обретет характер точный, не менее чем любая естественно-историческая наука. Этот ученый — Маркс.

Тот общий закон, который открыт Марксом, — закон, который так не нравится плюралистиче­скому профессору П.А. Сорокину, и есть пока единственный закон, где можно найти, по край-

Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975. С. 5. 6 Там же. С. 166.

Примерно в те же годы, что и Ю. Кучинский, а именно в середине 1950-х гг., в советском обществознании формировалась другая парадигма, которую отчет­ливо и ясно первым выразил отечественный экономист академик B.C. Немчи­нов. Как статистик, он разграничивал общественные и индивидуальные события, статистические и социальные факты, общие и частные законы. Он предлагал раз­личать «общие законы развития общества», подвластные историческому матери­ализму, и «индивидуальные элементы общества», характеризующие массовые процессы и изучаемые в социологических опросах. По существу речь шла о раз­деле сфер влияния в общественных науках: идеологии отдавались «общие зако­номерности», а науке — массовые процессы27.

Дискуссия о социологических законах — их сущности, области приложе­ния, роли в развитии общества, отношении к социальным законам — ничем не разрешилась. Она умерла вместе с марксистской философией и социоло­гией советского образца. О социологических и социальных законах еще бу­дут говорить и много писать, выражая уже не чей-то идеологический заказ, а собственную точку зрения, с которой можно соглашаться, а можно и не со­глашаться. Так, известный российский социолог академик Г.В. Осипов в середине 1990-х гг. писал о том, что социальные законы — это «выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и про­цессов, прежде всего связей деятельности социальной людей или их собствен­ных действий социальных»28. Подобные законы определяют отношения меж­ду различными индивидами и общностями, находя свое проявление в их де­ятельности. Данная точка зрения мало чем отличается от той, которую он высказывал в 1970-е гг. В своей книге «Теория и практика социологических исследований в СССР» Г.В. Осипов рассматривал социальные законы как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и про­фессиональными группами, а также отношения между обществом и социаль­ной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семь­ей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.»29

Понимание социального закона как формы необходимой и социально обус­ловленной связи между крупномасштабными общественными явлениями за­креплена и в учебной литературе. Так, автор одного из популярных учебников С. Фролов пишет: «...социальные законы — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по от­ношению друг к другу и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со сторо­ны других, самовыражении и т.д. Поэтому, изучая социальные законы, необ­ходимо прежде всего выявлять потребности индивидов, составляющих соци­альную группу, страту, социальный класс или общество в целом, и, отталки­ваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать

Немчинов B.C. Социология и статистика // Вопросы философии. 1955. № 6. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова; Ред.-сост. А.В. Кабыща. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 202. Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М: Наука, 1979. С. 201.

социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе»30.

Многие отечественные социологи сегодня, какираньше, к числу социальных законов относят законы социальной дифференциации и интеграции, социаль­ной мобильности, урбанизации общества, социализации индивида и др.

В качестве примера можно привести несколько законов, на которые опи­рается экономическая социология:

Закон Оукена — превышение текущего уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы вызывает падение реального валового на­ционального продукта на 2,5% в сравнении с потенциальным валовым нацио­нальным продуктом страны.

Закон перемены труда — социально-экономический закон, выражающий причинно-следственные связи между изменениями в средствах труда и тех­нологии производства, с одной стороны, и в содержании и характере труда — с другой. Выделяют следующие основные формы его проявления: отмира­ние старых профессий (специальностей); совмещение профессий (специаль­ностей); появление профессий (специальностей) широкого профиля; моди­фикация трудовых функций внутри профессии (специальности). Количе­ственная характеристика закона определяется численностью работников, изменивших свои трудовые функции вследствие отмирания старых, возник­новения новых, совмещения существующих профессий, модификацией со­держания и характера труда прежних профессий.

Закон экономии времени — всеобщий социальный и экономический закон, отражающий источник и методы повышения эффективности общественного производства, а также всего общественного прогресса: 1) экономию рабочего времени; 2) экономию внерабочего времени; 3) экономию свободного време­ни. Таким образом, закон характеризует наиболее эффективное использова­ние совокупного фонда времени общества и его граждан. Негативными фак­торами, ограничивающими его действие, являются: диспропорциональность в распределении общественного труда по сферам, отраслям и территории; безработица во всех ее формах и проявлениях; масштабные кризисы и др.

Закон Энгеля — закон, согласно которому по мере роста дохода семьи его удельный вес, расходуемый на питание, сокращается. Он выражает зависи­мость между уровнем доходов семьи и относительными расходами на про­дукты питания. Иначе говоря, чем беднее семья, тем большая доля расходов должна быть выделена для покупки продуктов питания. Такая закономер­ность была установлена еще в XIX в. прусским статистиком Э. Энгелем. По мнению Э. Энгеля, наиболее насущные потребности наименее эластичны. Немецкий статистик А. Швабе отмечал ограниченность положений закона Э. Энгеля. В частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции из­менения расходов на жилище. С. Струмилин на материалах пензенских бюд­жетов пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов.

Законы народонаселения — совокупность правил, выражающих устойчи­вую, постоянно повторяющуюся связь между ростом (сокращением) числен­ности населения и действием объективных факторов (климат, урожайность и др.). В эту совокупность входят: 1) законы естественного движения насе-

Фролов С.С. Социология: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1996. С. 35.

ления; 2) законы пространственного движения населения (закономерности размещения имиграционного движения населения); 3) законы социального движения населения (закономерности изменения классовой, профессиональ­ной, квалификационной, образовательной и других структур населения, от­ражающие его социальную и производственную мобильность). Проблемы развития народонаселения исследовались учеными древности и эпохи Воз­рождения (Платон, Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла). Значительное вни­мание проблемам народонаселения уделялось У. Петти, А. Смитом, Д. Ри-кардо, Ж.Ш. Сисмонди, Т. Мальтусом, а позже вклад в их изучение внесли А. Залкинд, Б.Я. Смулевич, С.Г. Струмилин и др.

Таким образом, социальные законы абсолютны, т.е. выражают необходи­мую связь явлений и процессов. При конкретном проявлении они выступают как законы-тенденции. Тенденция отражает определенную направленность движения социального объекта к какому-то конкретному состоянию, учиты­вая при этом имеющие место отклонения, колебания и т.д., вызванные про­тиводействием множества самых разных факторов и причин. Зная закон-тен­денцию, социолог может определить степень отклонения в поведении данной группы индивидов от абсолютного требования, которое налагает на это пове­дение социальный закон, и выявить механизм такого отклонения31.

Классификацию социологических законов обществоведы проводят по нескольким основаниям32. По степени общности различаются общие законы, т.е. законы, характеризующие развитие общества, социума, социальной си­стемы как целого, и специфические, определяющие развитие отдельных эле­ментов социальной системы, частей общества (групп, наций и т.д.). По ха­рактеру, способу проявления социальные законы делятся на динамические и статистические (стохастические). По роли и функции выделяют законы: фун­кционирования (устанавливают функциональную зависимость между соци­альными явлениями), причинные (фиксируют причинную связь между соци­альными явлениями), вероятностные (устанавливают статистическую связь между социальными явлениями), инвариантные (выявляют устойчивую, постоянно и необходимо существующую связь общественных явлений), за­коны развития (отражают тенденции изменения структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому).

В «Социологическом словаре»33, выпущенном белорусскими социолога­ми в начале 1990-х гг., перечислены основные особенности социологических законов.

1. Они являются одновременно и общесоциологическими, и частносоци-ологическими законами, так как наряду с функционированием всего обще­ства они характеризуют отдельные социальные сферы, их взаимосвязь. Со­держание законов определяется спецификой тех условий, связь между кото­рыми они выражают. Например, закономерности групповой динамики, полученные в условиях лабораторных групп, нельзя распространять на лю­бые реальные совокупности людей.

31 Социология / [Г.В.Осипов (рук. авт. кол.) и др.] М.: Мысль, 1990. С. 40-41.

32 Там же. С. 37-38.

33 Социологический словарь/ [Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред.: Г.Н. Соколова, И.Я. Пи-саренко; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Изд-во«Университетское», 1991. С. 49-50.

2. Они носят объективный характер. Например, закон пропорциональногоразвития социальных систем выражает не точку зрения ученого, а природусвязей элементов в системах. Сущность закона заключается в том, что длятого чтобы система в целом приобрела новое качество, а именно развиваласьпрогрессивно, необходимо соотносительное изменение всех элементов дан­ной системы. Нарушение этого закона ведет к торможению или даже дест­рукции социальной системы.

3. Социологические законы бывают не только динамическими законами,но и статистическими. Они характеризуют общее направление развития об­щества и господствующую тенденцию изменений массовых событий за оп­ределенный промежуток времени. По форме проявления социальные зако­ны часто выступают как законы-тенденции.

4. Социологические законы действуют в совокупности с другими соци­альными законами (психологическими, педагогическими, экономическимии др.). Если не учитывать эти связи, то будет невозможно понять действиемногих законов, например закона возвышения потребностей.

5. Частносоциологические законы, в отличие от общесоциологических,действуют на коротких исторических промежутках и в сильной степени под­вержены субъективному влиянию.

От социологического и социального закона следует отличать статистиче­скую закономерность.

Статистическая закономерность служит всего лишь иной формой вы­ражения природной закономерности, предполагающей жесткую связь меж­ду двумя явлениями. Вы бросаете камень, и он падает на землю, а не летит к небу, потому что в нашем мире действует закон всемирного тяготения. Ста­тистики попытались выразить то же самое на своем языке, но поскольку они

имеют дело с массовыми явлениями, то и закон у них вышел особый — вероят­ностный. Он выявляется только в дос­таточно большом числе элементов сово­ купности, находит свое выражение только в массе явлений. Наступление отдельного события при статистической закономерности связано с извест­ной вероятностью (т.е. отдельное событие может наступить или не насту­пить). Но в массе случаев общая закономерность обязательно найдет свое проявление. Характеристика связи между числом событий и степенью дей­ствия общей закономерности, при некоторых простых условиях, дается за­коном больших чисел. Одной из форм математического выражения связи причин и следствий при статистической закономерности служат уравнения регрессии (корреляции).

Социологи получают сведения о закономерностях и тенденциях на осно­ве статистики и собственных эмпирических исследований. Результаты вы­борочного исследования подвергаются математической обработке, после чего они принимают форму числовых выражений, которые описывают один или несколько фактов. Их называют статистическими фактами. Статистический факт определяется как типические сводные числовые характеристики, по­лученные в ходе массового наблюдения, — это сырой, необработанный ма­териал науки. Они не могут служить эмпирической основой социологии. Ее эмпирической базой выступают социальные факты.

Статистический факт выявляет некоторую тенденцию, но мы еще не зна­ем, о чем она говорит и является ли устойчивой, т.е. закономерной. Знание о закономерном дает нам социальный факт, фиксирующий устойчивые тен­денции. Его называют еще научным фактом за то, что он облекает цифровой материал в теоретически обоснованные формы.

Если вы спросите академического ученого о целях его исследования, то среди прочих он обязательно назовет открытие социальных законов и законо­мерностей. Иначе о фундаментальном исследовании и речи быть не может.

В предмет социологического исследования, основанного на обобщении ста­тистических фактов, входят понятия, которые описывают закономерность, т.е. меру вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимо­связи. Слабым видом закономерности выступает тенденция, показывающая основное направление развития событий, приближение реального процесса к объективной закономерности. При многократном наложении различных тен­денций обнаруживается устойчивая связь, которая и формулируется как закон.

Закон, по определению Гегеля, есть отношение между сущностями. Следо­вательно, не всякая связь явлений есть закон, а только та, которая носит необ­ходимый, устойчивый, повторяющийся характер. Таким образом, закон — это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества. Если раньше мы проводили классификацию только соци­ологических законов, то теперь проведем классификацию законов вообще. Во-первых, они различаются по степени общности: всеобщие — это законы диалек­тики, общие — законы, характерные для большего круга явлений (закон сохра­нения энергии), частные — законы, отражающие связи определенного круга явлений (биологические, химические, социальные и др.). Законы различают также по форме проявления в зависимости от типа детерминации и по этому признаку выделяют динамические и статистические законы. Динамические за-

Врезка

Л.Н. Толстой — участник переписи"

Перепись 1882 г. в Москве знаменита тем, что в ней принимал участие великий писатель граф Л.Н. Толстой. Лев Николаевич писал: «Я пред­лагал воспользоваться переписью для того, что­бы узнать нищету в Москве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в Москве». Толстой считал, что для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь не хочешь по­смотрится все общество и каждый из нас. Он выбрал себе один из самых сложных и труд­ных участков — Проточный переулок, где находи­лась ночлежка. Среди московской голытьбы мрачное двухэтажное здание прославилось как «Ржанова крепость». Получив распоряжение Думы, Толстой за несколько дней до переписи

При подготовке данного материала использова­лась информация с веб-сайта Госкомстата Рес­публики Башкортостан: http://www.bashstat.ru/ Docs/Perepis/new_l.htm

начал обходить участок по плану, который ему дали. Как оказалось, грязная ночлежка, заполнен­ная опустившимися на самое дно нищими, отча­явшимися людьми, послужила для Толстого зер­калом, отразившим, страшную бедность народа. Под свежим впечатлением от увиденного Л.Н. Толстой написал свою знаменитую статью «Так что же нам делать?». В этой статье он пишет: «Цель переписи — научная. Перепись есть соци­ологическое исследование. Цель же науки соци­ологии — счастье людей». Наука эта и ее приемы резко отличаются от других наук. Особенность в том, что социологическое исследование не про­изводится путем работы ученых по своим каби­нетам, обсерваториям и лабораториям, а произ­водится двумя тысячами людей из общества. Другая особенность, что в отличие от других наук исследования здесь производятся над живыми людьми. Третья особенность та, что цель других наук есть только знание, а здесь — благо людей. Туманные пятна можно исследовать одному, а для исследования Москвы нужно 2000 людей. Цель исследования туманных пятен только та,

коны выражают более простую, однозначную связь, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, мож­но с большей степенью точности предвидеть вторые. Эти законы действуют в каждом явлении, представляющем ту или иную форму движения материи: за­кон тяготения, инерции. Они абстрагируются от случайности, необходимость действует здесь в относительно чистом виде. Классическая механика изучала ди­намические законы движения тел и планет Солнечной системы, разработала спо­собы предсказания небесных явлений (например, затмений Солнца).

Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это «законы средних чисел», ко­торым подчиняется масса случайностей. Причинность здесь проявляется ина­че, чем в динамических законах. Начальное состояние системы лишь с некото­рой вероятностью определяет последующие в форме средних, случайных тен­денций. Например, закон Бойля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в своем большинстве носят статистический характер.

Как отмечает Г.В. Осипов: «Социальные действия, специфика которых обусловлена индивидуальными особенностями и жизненными обстоятельства­ми совершающих их людей, характеризуется случайной величиной. Эти слу­чайные величины в совокупности образуют некую среднюю равнодействую­щую величину. Она определяется суммой случайных величин — индивидуаль­ных социальных действий личностей, имеющих общие основные признаки, и выражает определенную степень их отношений совпадения (рассогласова­ния) между индивидуальными и социальными целями общества, выступая как форма проявления социального закона. Каждая "индивидуальная величина" входит в среднюю равнодействующую и как таковая оказывает на нее влия­ние. В то же время она "отклоняется" от средней равнодействующей, а та в свою очередь отклоняется от абсолютных требований данного социального закона»34.

чтобы узнать все про туманные пятна, цель ис­следования жителей та, чтобы вывести законы социологии и на основе этих законов учредить

лучше жизнь людей. Туманным пятнам все рав­но, исследуют их или нет, они ждали и еще долго готовы ждать, но жителям Москвы не все равно, особенно тем несчастным, которые составляют самый интересный предмет науки социологии. етчик приходит в ночлежный дом, в подвал, На*одит умирающего от бескормицы человека

и учтиво спрашивает: звание, имя, отчество, род занятий; и после небольшого колебания о том, внести ли его в список как живого, записывает и проходит дальше.

Несмотря на декларированные Толстым благие цели переписи, население с подозрением отно­силось к этому мероприятию. По этому поводу Толстой пишет: «Когда нам объяснили, что на­род уже узнал об обходе квартир и уходит, мы попросили хозяина запереть ворота, а сами ходили на двор уговаривать уходивших людей». Лев Николаевич надеялся вызвать в богатых сочувствие к городской нищете, собрать день­ги, набрать людей, желающих содействовать этому делу и вместе с переписью пройти все притоны бедности. Кроме выполнения обязан­ностей переписчика, писатель помогал войти в общение с несчастными, узнать подробности их нужды и помочь им деньгами и работой, высыл­кой из Москвы, помещением детей в школы, стариков и старух в приюты и богадельни.

Социология / [Г.В. Осипов (рук. авт. кол.) и др.]. 1990. С. 41.

Итак, законы выражают то, что существует объективно, т.е. независимо от сознания людей, их статистических расчетов и выкладок. В законе запе­чатлевается сущность явления, поэтому-то они и служат предметом теоре­тической социологии. Но до того как законы приобрели теоретически зре­лую форму в виде логически обоснованного и необходимого знания, они об­наруживают себя в сыром, незрелом виде, а именно в форме закономерности, а еще раньше тенденции.

Как видим, понятия тенденции, закономерности и закона отражают повто­ряющуюся и устойчивую связь социальных явлений. Но тенденция определяет лишь возможность, своего рода склонность тех или иных событий развивать­ся в данном направлении, а закономерность — уже ставшую реальным фактом ту же самую возможность (связь событий), получившую статус необходимо­сти. Тенденция и закономерность характеризуют массовые процессы, которые

проявляют себя в среднем. Это значит, что индивидуальные отклонения в ту или иную сторону взаимопогашаются.

Но закономерность еще не есть закон. Законы, как мы знаем, сильнее законо­мерностей, они обладают качеством все­общности. Для того чтобы закономер­ность переросла в закон, надо провести огромное множество исследований и доказать, что во всех странах и во все эпохи чем старше возраст, тем активнее люди голосуют за левых. Но в США и в Западной Европе пожилые люди вовсе не симпатизируют коммунистам. Значит, открытая нами закономерность, во-первых, ограничена во времени и в пространстве, а во-вторых, никогда не станет всеобщим законом.

Сегодня социологи исходят из аксиомы о том, что каждый индивид по своим социальным качествам отличается от так называемого среднего



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.107 (0.013 с.)