Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденції розвитку професійної освітиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ведущие тенденции развития профессионального образования, отражая в себе общие тенденции развития образования – мировые, национальные, региональные, включают и специфические, характерные для развития именно системы профессионального образования. К числу ведущих тенденций развития профессионального образования относятся его непрерывность, гуманизация и гуманитаризация, демократизация, интеграция, интенсификация, кооперация. Непрерывность образования. Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения. Ведущими свойствами профессионала в таких условиях становятся: – развитое системное мышление; – владение методологическими знаниями, позволяющими не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; – активная жизненная и профессиональная позиция; – потребность в профессионально-личностном развитии и совершенствовании, готовность к этому. Данная тенденция находит своё отражение в разработке концепции профессионального непрерывного образования, системы профессиональной многоуровневой подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях (начальное, среднее, высшее) и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается введением государственных образовательных стандартов начального, среднего и профессионального высшего образования. Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращённость образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности. Она призвана защитить человека от опасности утраты им своей уникальности, отчуждения от жизни, мира природы и культуры, направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека: потребности в самоактуализации, в самореализации, в духовном, социальном и профессиональном становлении.
Гуманизация обусловливается высшей ценностью человека с его потребностями, мотивами, целями, нравственными убеждениями в процессе производства. Современному обществу необходимы специалисты-профессионалы, обладающие высоким чувством собственного достоинства и признающие достоинство окружающих их людей. Развитие профессионального образования в направлении гуманизации предполагает планирование, организацию и реализацию подготовки специалистов среднего звена на основе личностно- и профессионально-ориентированных подходов. Именно эти подходы обеспечат выпускнику его становление как личности, обладающей широким культурным, научно-техническим, социально-профессиональным потенциалами. Гуманитаризация образования является средствомгуманизации и касается прежде всего изменения характера содержания профессионального образования. Гуманитаризация профессионального образования – это прежде всего путь, ведущий учащегося к культуре, к осознанию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, техники. Её сущностью становится "очеловечивание" знаний, превращение их в инструмент духовного развития личности. Данный процесс может и должен осуществляться не только при изучении гуманитарных предметов, но и посредством гуманитарной направленности специальных курсов, их ценностно-смысловой наполненности, что предполагает: – актуализацию духовно-нравственного, эстетического потенциала изучаемого учебного материала; – включение в содержание обучения исторических аспектов общетехнических и специальных знаний; – акцентирование внимания на взаимодействии человека и природы, человека и техники; – предъявление творческих заданий, приводящих в действие не только теоретическое, но и эмоционально-образное мышление учащихся; – перевод когнитивных (познавательных) проблем в эмоциональные, личностно значимые.
Демократизация образования рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего – учащихся, посредством предоставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования (индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т.д.); повышения роли учащихся в решении организационных проблем, возникающих в учреждении образования, развития ученического самоуправления. Одним из проявлений данной тенденции выступают индивидуализация и дифференциация обучения, осуществляемые посредством свободного выбора курсов, индивидуальных путей и способов прохождения обучения. Значительно расширяются права учебного заведения в определении специальностей, по которым ведется профессиональное обучение, учебного плана и программ. Вместе с тем, необходимо учитывать те опасности, которым подвержена система профессионального образования в условиях демократизации. В системе образования любой страны существует две объективные тенденции. Первая заключается в обеспечении равных образовательных возможностей для каждого человека, которая достигается единообразием образования. Вторая связана с удовлетворением потребности личности в разнообразности и вариативности образования, обеспечивающего её индивидуальные склонности и запросы. Демократизация образования проявляется также в активном и равноправном участии в педагогическом взаимодействии каждого учащегося как субъекта деятельности учения. Демократический характер взаимоотношений позволяет создать обстановку равноправного диалога, партнёрства, необходимую для присвоения учащимся гуманистических общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, братства, добра. Тенденция интеграции связана с необходимостью предоставления максимальных возможностей учащемуся в получении интегрированного профессионального образования, обеспечивающего его свободное перемещение в быстро меняющейся сфере общественного производства, успешную социализацию и вхождение в культуру. Интеграция отдельных видов профессиональной деятельности специалистов привела к сокращению сфер деятельности и количества специальностей, для которых характерны обобщённые виды деятельности, созданию групп специальностей. Выделяются следующие уровни интеграции специальностей: общепроизводственный, общеотраслевой и общепрофессиональный. Группировка специальностей различных уровней позволяет расширить сферу интересов в подготовке специалистов на общеотраслевом и общепроизводственном уровнях. Вместе с тем, растет межотраслевая интеграция в науке, технике, производстве. Образовательный потенциал специалистов, подготовленных по интегрированным специальностям, пополняется более обобщённой системой знаний, что позволяет сократить их объём и снизить учебную нагрузку на обучающихся при одновременном возрастании профессиональной мобильности специалистов нового типа. Интеграционные процессы, особенно интенсивно развивающиеся в сферах общественной жизни, науки и производства, требуют переориентации профессионального образования с узкой специализации и разделения областей знаний на их расширение и объединение. Основные пути и направления интегрирования связаны с переходом системы профессионального образования от узкоспециального обучения к обучению по группам профессий и профессиям широкого профиля, что отражается в интегрированных программах профессионального образования, а также в создании интегрированных курсов, комплексных, интегрированных занятий. Характер интеграции на уровне отдельных курсов, занятий может быть разным:
– интеграция, основанная на объединении смежных дисциплин (дисциплин специализации); – интеграция знаний из разных областей (науки, техники, искусства); – интеграция, основанная на соединении теоретических курсов специальных дисциплин и практических курсов. Можно выделить также различные способы интегрирования: – межпредметность – при изучении основной дисциплины привлекаются знания из различных других дисциплин; – координация – при изучении курса преподаватель ориентируется на другие сферы знаний, выстраивая свой курс в единой логике профессиональной деятельности; – комбинирование нескольких дисциплин в одну, которое может осуществляться как посредством одновременного рассмотрения различных аспектов одного явления, так и посредством рассмотрения этого явления последовательно (сначала одной дисциплиной, потом другой). В последнем случае курс или занятие ведут 2—3 преподавателя; – постановка межпредметных учебных и производственных проблем и поиск их решения посредством привлечения материала из разных дисциплин. Интеграция является важнейшим условием осуществления многоуровневого профессионального образования. Поэтому данная тенденция присуща всей системе профессионального образования и предполагает создание интегрированных программ непрерывного профессионального образования на основе координации и преемственности содержания всех этапов профессиональной подготовки. Интенсификация. Появление данной тенденции в профессиональном образовании связано с возрастающим усложнением характера профессиональной деятельности и социальной жизни, стремительно изменяющимися социально-экономическими и производственными условиями, интенсивным развитием науки и современных технологий, требующим максимального развития обучающихся, готовности к напряженной интеллектуальной и практической деятельности. Интенсификацию можно рассматривать как достижение максимальной эффективности профессиональной подготовки на основе системного совершенствования процесса профессионального образования.
Тенденция интенсификации имеет следующие проявления: – социальная насыщенность жизни учащихся; – интенсификация учебного труда, обучение на достаточно высоком уровне трудности, в напряженном темпе, стимулирующем активную творческую деятельность учащихся; – повышение теоретического уровня учебного материала, включение в него обобщенных знаний о предметах, средствах, содержании, продуктах труда; – дальнейшая унификация содержания образования в условиях интеграции профессий, обеспечивающей расширение и мобильность производственного профиля специалиста; – внедрение новых технологий образования, создающих условия для развития системного и продуктивного мышления учащихся; – подготовка учащихся к работе с современными компьютерными средствами, автоматизированными системами; – оптимальное сочетание форм и методов обучения, технических средств и ЭВМ, повышающих работоспособность учащихся и интерес к учению. Кооперация. Является специфической тенденцией профессионального образования, связанной с современными условиями его существования в социально-экономической системе. Теоретическим обоснованием данной тенденции можно считать системный подход, а также синергетический принцип дополнительности, рассматривающие в качестве важнейшего условия целостного функционирования любой системы её устойчивые связи и отношения с другими системами, их взаимодополнение и взаимообогащение. Тенденция кооперации отражает и определяет место и роль профессионального образования в системе непрерывного образования, в социально-экономической системе в целом, те новые связи и отношения, которые устанавливаются у учреждения профессионального образования с производством, с другими социальными учреждениями (внешняя кооперация). Основные направления и формы внешней кооперации: 1. Кооперация со службами занятости: – распределение выпускников; – предоставление образовательных услуг для незанятого населения. 2. Кооперация с производством: – производственное обучение и практика; – выполнение заказов предприятий, фирм; – распределение выпускников; – организация повышения квалификации и переподготовки производственных кадров. 3. Кооперация с другими учреждениями образования: – координация образовательных программ; – создание профильных классов в школах для подготовки будущих студентов; – участие в совместных программах (образовательных, исследовательских, хозрасчетных); – организация повышения квалификации работников учреждений начального и среднего профессионального образования в вузах и институтах повышения квалификации.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.013 с.) |