![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденції розвитку професійної освітиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ведущие тенденции развития профессионального образования, отражая в себе общие тенденции развития образования – мировые, национальные, региональные, включают и специфические, характерные для развития именно системы профессионального образования. К числу ведущих тенденций развития профессионального образования относятся его непрерывность, гуманизация и гуманитаризация, демократизация, интеграция, интенсификация, кооперация. Непрерывность образования. Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения. Ведущими свойствами профессионала в таких условиях становятся: – развитое системное мышление; – владение методологическими знаниями, позволяющими не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; – активная жизненная и профессиональная позиция; – потребность в профессионально-личностном развитии и совершенствовании, готовность к этому. Данная тенденция находит своё отражение в разработке концепции профессионального непрерывного образования, системы профессиональной многоуровневой подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях (начальное, среднее, высшее) и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается введением государственных образовательных стандартов начального, среднего и профессионального высшего образования. Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращённость образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности. Она призвана защитить человека от опасности утраты им своей уникальности, отчуждения от жизни, мира природы и культуры, направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека: потребности в самоактуализации, в самореализации, в духовном, социальном и профессиональном становлении.
Гуманизация обусловливается высшей ценностью человека с его потребностями, мотивами, целями, нравственными убеждениями в процессе производства. Современному обществу необходимы специалисты-профессионалы, обладающие высоким чувством собственного достоинства и признающие достоинство окружающих их людей. Развитие профессионального образования в направлении гуманизации предполагает планирование, организацию и реализацию подготовки специалистов среднего звена на основе личностно- и профессионально-ориентированных подходов. Именно эти подходы обеспечат выпускнику его становление как личности, обладающей широким культурным, научно-техническим, социально-профессиональным потенциалами. Гуманитаризация образования является средствомгуманизации и касается прежде всего изменения характера содержания профессионального образования. Гуманитаризация профессионального образования – это прежде всего путь, ведущий учащегося к культуре, к осознанию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, техники. Её сущностью становится "очеловечивание" знаний, превращение их в инструмент духовного развития личности. Данный процесс может и должен осуществляться не только при изучении гуманитарных предметов, но и посредством гуманитарной направленности специальных курсов, их ценностно-смысловой наполненности, что предполагает: – актуализацию духовно-нравственного, эстетического потенциала изучаемого учебного материала; – включение в содержание обучения исторических аспектов общетехнических и специальных знаний; – акцентирование внимания на взаимодействии человека и природы, человека и техники; – предъявление творческих заданий, приводящих в действие не только теоретическое, но и эмоционально-образное мышление учащихся; – перевод когнитивных (познавательных) проблем в эмоциональные, личностно значимые.
Демократизация образования рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего – учащихся, посредством предоставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования (индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т.д.); повышения роли учащихся в решении организационных проблем, возникающих в учреждении образования, развития ученического самоуправления. Одним из проявлений данной тенденции выступают индивидуализация и дифференциация обучения, осуществляемые посредством свободного выбора курсов, индивидуальных путей и способов прохождения обучения. Значительно расширяются права учебного заведения в определении специальностей, по которым ведется профессиональное обучение, учебного плана и программ. Вместе с тем, необходимо учитывать те опасности, которым подвержена система профессионального образования в условиях демократизации. В системе образования любой страны существует две объективные тенденции. Первая заключается в обеспечении равных образовательных возможностей для каждого человека, которая достигается единообразием образования. Вторая связана с удовлетворением потребности личности в разнообразности и вариативности образования, обеспечивающего её индивидуальные склонности и запросы. Демократизация образования проявляется также в активном и равноправном участии в педагогическом взаимодействии каждого учащегося как субъекта деятельности учения. Демократический характер взаимоотношений позволяет создать обстановку равноправного диалога, партнёрства, необходимую для присвоения учащимся гуманистических общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, братства, добра. Тенденция интеграции связана с необходимостью предоставления максимальных возможностей учащемуся в получении интегрированного профессионального образования, обеспечивающего его свободное перемещение в быстро меняющейся сфере общественного производства, успешную социализацию и вхождение в культуру. Интеграция отдельных видов профессиональной деятельности специалистов привела к сокращению сфер деятельности и количества специальностей, для которых характерны обобщённые виды деятельности, созданию групп специальностей. Выделяются следующие уровни интеграции специальностей: общепроизводственный, общеотраслевой и общепрофессиональный. Группировка специальностей различных уровней позволяет расширить сферу интересов в подготовке специалистов на общеотраслевом и общепроизводственном уровнях. Вместе с тем, растет межотраслевая интеграция в науке, технике, производстве. Образовательный потенциал специалистов, подготовленных по интегрированным специальностям, пополняется более обобщённой системой знаний, что позволяет сократить их объём и снизить учебную нагрузку на обучающихся при одновременном возрастании профессиональной мобильности специалистов нового типа. Интеграционные процессы, особенно интенсивно развивающиеся в сферах общественной жизни, науки и производства, требуют переориентации профессионального образования с узкой специализации и разделения областей знаний на их расширение и объединение. Основные пути и направления интегрирования связаны с переходом системы профессионального образования от узкоспециального обучения к обучению по группам профессий и профессиям широкого профиля, что отражается в интегрированных программах профессионального образования, а также в создании интегрированных курсов, комплексных, интегрированных занятий. Характер интеграции на уровне отдельных курсов, занятий может быть разным:
– интеграция, основанная на объединении смежных дисциплин (дисциплин специализации); – интеграция знаний из разных областей (науки, техники, искусства); – интеграция, основанная на соединении теоретических курсов специальных дисциплин и практических курсов. Можно выделить также различные способы интегрирования: – межпредметность – при изучении основной дисциплины привлекаются знания из различных других дисциплин; – координация – при изучении курса преподаватель ориентируется на другие сферы знаний, выстраивая свой курс в единой логике профессиональной деятельности; – комбинирование нескольких дисциплин в одну, которое может осуществляться как посредством одновременного рассмотрения различных аспектов одного явления, так и посредством рассмотрения этого явления последовательно (сначала одной дисциплиной, потом другой). В последнем случае курс или занятие ведут 2—3 преподавателя; – постановка межпредметных учебных и производственных проблем и поиск их решения посредством привлечения материала из разных дисциплин. Интеграция является важнейшим условием осуществления многоуровневого профессионального образования. Поэтому данная тенденция присуща всей системе профессионального образования и предполагает создание интегрированных программ непрерывного профессионального образования на основе координации и преемственности содержания всех этапов профессиональной подготовки. Интенсификация. Появление данной тенденции в профессиональном образовании связано с возрастающим усложнением характера профессиональной деятельности и социальной жизни, стремительно изменяющимися социально-экономическими и производственными условиями, интенсивным развитием науки и современных технологий, требующим максимального развития обучающихся, готовности к напряженной интеллектуальной и практической деятельности. Интенсификацию можно рассматривать как достижение максимальной эффективности профессиональной подготовки на основе системного совершенствования процесса профессионального образования.
Тенденция интенсификации имеет следующие проявления: – социальная насыщенность жизни учащихся; – интенсификация учебного труда, обучение на достаточно высоком уровне трудности, в напряженном темпе, стимулирующем активную творческую деятельность учащихся; – повышение теоретического уровня учебного материала, включение в него обобщенных знаний о предметах, средствах, содержании, продуктах труда; – дальнейшая унификация содержания образования в условиях интеграции профессий, обеспечивающей расширение и мобильность производственного профиля специалиста; – внедрение новых технологий образования, создающих условия для развития системного и продуктивного мышления учащихся; – подготовка учащихся к работе с современными компьютерными средствами, автоматизированными системами; – оптимальное сочетание форм и методов обучения, технических средств и ЭВМ, повышающих работоспособность учащихся и интерес к учению. Кооперация. Является специфической тенденцией профессионального образования, связанной с современными условиями его существования в социально-экономической системе. Теоретическим обоснованием данной тенденции можно считать системный подход, а также синергетический принцип дополнительности, рассматривающие в качестве важнейшего условия целостного функционирования любой системы её устойчивые связи и отношения с другими системами, их взаимодополнение и взаимообогащение. Тенденция кооперации отражает и определяет место и роль профессионального образования в системе непрерывного образования, в социально-экономической системе в целом, те новые связи и отношения, которые устанавливаются у учреждения профессионального образования с производством, с другими социальными учреждениями (внешняя кооперация). Основные направления и формы внешней кооперации: 1. Кооперация со службами занятости: – распределение выпускников; – предоставление образовательных услуг для незанятого населения. 2. Кооперация с производством: – производственное обучение и практика; – выполнение заказов предприятий, фирм; – распределение выпускников; – организация повышения квалификации и переподготовки производственных кадров. 3. Кооперация с другими учреждениями образования: – координация образовательных программ; – создание профильных классов в школах для подготовки будущих студентов; – участие в совместных программах (образовательных, исследовательских, хозрасчетных); – организация повышения квалификации работников учреждений начального и среднего профессионального образования в вузах и институтах повышения квалификации.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.102 (0.015 с.) |