Тенденції розвитку професійної освіти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденції розвитку професійної освіти



 

Ведущие тенденции развития профессионального образования, отражая в себе общие тенденции развития образо­вания – мировые, национальные, региональные, включают и специфические, характерные для развития именно системы про­фессионального образования. К числу ведущих тенденций разви­тия профессионального образования относятся его непрерывность, гуманизация и гуманитаризация, демократизация, интеграция, интенсификация, кооперация.

Непрерывность образования. Смысл непрерывного образования заклю­чается преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систе­му знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей само­стоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и про­фессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющим­ся условиям и добывать необходимые ей знания и умения.

Веду­щими свойствами профессионала в таких условиях становятся:

– развитое системное мышление;

– владение методологическими зна­ниями, позволяющими не только оперировать имеющейся ин­формацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности;

– активная жизненная и профессиональная по­зиция;

– потребность в профессионально-личностном развитии и совершенствовании, готовность к этому.

Данная тенденция находит своё отражение в разработке кон­цепции профессионального непрерывного образования, системы профессиональной многоуровневой подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях (начальное, среднее, высшее) и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального обра­зования и преемственность образовательных программ обеспечи­вается введением государственных образовательных стандартов начального, среднего и профессионального высшего образования.

Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращённость образования к человеку, создание усло­вий для проявления и развития его индивидуальности. Она при­звана защитить человека от опасности утраты им своей уникаль­ности, отчуждения от жизни, мира природы и культуры, направ­лена на максимальное удовлетворение высших потребностей че­ловека: потребности в самоактуализации, в самореализации, в ду­ховном, социальном и профессиональном становлении.

Гуманизация обусловливается высшей ценностью человека с его потребностями, мотивами, целями, нравственными убежде­ниями в процессе производства. Современному обществу необхо­димы специалисты-профессионалы, обладающие высоким чув­ством собственного достоинства и признающие достоинство ок­ружающих их людей.

Развитие профессионального образования в направ­лении гуманизации предполагает планирование, организацию и реализацию подготовки специалистов среднего звена на основе личностно- и профессионально-ориентирован­ных подходов. Именно эти подходы обеспечат выпускнику его становление как личности, обладающей широким культурным, на­учно-техническим, социально-профессиональным потенциалами.

Гуманитаризация образования является средствомгуманизации и касается прежде всего изменения характера содержания профес­сионального образования. Гуманитаризация про­фессионального образования – это прежде всего путь, ведущий учащегося к культуре, к осознанию себя и своего места в мире при­роды, человеческих отношений, техники. Её сущностью становится "очеловечивание" знаний, превращение их в инструмент духов­ного развития личности. Данный процесс может и должен осу­ществляться не только при изучении гуманитарных предметов, но и посредством гуманитарной направленности специальных кур­сов, их ценностно-смысловой наполненности, что предполагает:

– актуализацию духовно-нравственного, эстетического потенци­ала изучаемого учебного материала;

– включение в содержание обучения исторических аспектов об­щетехнических и специальных знаний;

– акцентирование внимания на взаимодействии человека и при­роды, человека и техники;

– предъявление творческих заданий, приводящих в действие не только теоретическое, но и эмоционально-образное мышление учащихся;

– перевод когнитивных (познавательных) проблем в эмоциональ­ные, личностно значимые.

Демократизация образования рассматривается как расширение прав всех участников педаго­гического процесса, прежде всего – учащихся, посредством пре­доставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования (индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т.д.); повыше­ния роли учащихся в решении организационных проблем, воз­никающих в учреждении образования, развития ученического са­моуправления.

Одним из проявлений данной тенденции выступают индиви­дуализация и дифференциация обучения, осуществляемые посред­ством свободного выбора курсов, индивидуальных путей и спо­собов прохождения обучения.

Значительно расширяются права учебного заведения в опре­делении специальностей, по которым ведется профессиональное обучение, учебного плана и программ. Вместе с тем, необходимо учитывать те опасности, которым подвержена система професси­онального образования в условиях демократизации. В системе об­разования любой страны существует две объективные тенденции. Первая заключается в обеспечении равных образовательных воз­можностей для каждого человека, которая достигается единооб­разием образования. Вторая связана с удовлетворением потребно­сти личности в разнообразности и вариативности образования, обеспечивающего её индивидуальные склонности и запросы.

Демократизация образования проявляется также в активном и равноправном участии в педагогическом взаимодействии каждо­го учащегося как субъекта деятельности учения. Демократический характер взаимоотношений позволяет создать обстановку равно­правного диалога, партнёрства, необходимую для присвоения учащимся гуманистических общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, братства, добра.

Тенденция интеграции связана с необходимостью предостав­ления максимальных возможностей учащемуся в получении интег­рированного профессионального образования, обеспечивающе­го его свободное перемещение в быстро меняющейся сфере об­щественного производства, успешную социализацию и вхожде­ние в культуру.

Интеграция отдельных видов профессиональной деятельности специалистов привела к сокращению сфер деятельности и коли­чества специальностей, для которых характерны обобщённые виды деятельности, созданию групп специальностей. Выделяются сле­дующие уровни интеграции специальностей: общепроизводствен­ный, общеотраслевой и общепрофессиональный.

Группировка специальностей различных уровней позволяет расширить сферу интересов в подготовке специа­листов на общеотраслевом и общепроизводственном уровнях. Вместе с тем, растет межотраслевая интеграция в науке, техни­ке, производстве. Образовательный потенциал специалистов, под­готовленных по интегрированным специальностям, пополняет­ся более обобщённой системой знаний, что позволяет сократить их объём и снизить учебную нагрузку на обучающихся при од­новременном возрастании профессиональной мобильности спе­циалистов нового типа.

Интеграционные процессы, особенно интенсивно развивающи­еся в сферах общественной жизни, науки и производства, требу­ют переориентации профессионального образования с узкой спе­циализации и разделения областей знаний на их расширение и объединение.

Основные пути и направления интегрирования связаны с пе­реходом системы профессионального образования от узкоспеци­ального обучения к обучению по группам профессий и профес­сиям широкого профиля, что отражается в интегрированных про­граммах профессионального образования, а также в создании ин­тегрированных курсов, комплексных, интегрированных занятий. Характер интеграции на уровне отдельных курсов, занятий мо­жет быть разным:

– интеграция, основанная на объединении смеж­ных дисциплин (дисциплин специализации);

– интеграция знаний из разных областей (науки, техники, искусства);

– интеграция, ос­нованная на соединении теоретических курсов специальных дис­циплин и практических курсов.

Можно выделить также различные способы интегрирования:

– межпредметность – при изучении основной дисциплины при­влекаются знания из различных других дисциплин;

– координация – при изучении курса преподаватель ориенти­руется на другие сферы знаний, выстраивая свой курс в единой логике профессиональной деятельности;

– комбинирование нескольких дисциплин в одну, которое может осуществляться как посредством одновременного рассмотрения раз­личных аспектов одного явления, так и посредством рассмотрения этого явления последовательно (сначала одной дисциплиной, по­том другой). В последнем случае курс или занятие ведут 2—3 препо­давателя;

– постановка межпредметных учебных и производственных про­блем и поиск их решения посредством привлечения материала из разных дисциплин.

Интеграция является важнейшим условием осуществления мно­гоуровневого профессионального образования. Поэтому данная тен­денция присуща всей системе профессионального образования и предполагает создание интегрированных программ непрерывного профессионального образования на основе координации и преем­ственности содержания всех этапов профессиональной подготовки.

Интенсификация. Появление данной тенденции в профессио­нальном образовании связано с возрастающим усложнением ха­рактера профессиональной деятельности и социальной жизни, стре­мительно изменяющимися социально-экономическими и производственными условиями, интенсивным развитием науки и со­временных технологий, требующим максимального развития обу­чающихся, готовности к напряженной интеллектуальной и прак­тической деятельности.

Интенсификацию можно рассматривать как достижение мак­симальной эффективности профессиональной подготовки на ос­нове системного совершенствования процесса профессионально­го образования.

Тенденция интенсификации имеет следующие проявления:

– социальная насыщенность жизни учащихся;

– интенсификация учебного труда, обучение на достаточно вы­соком уровне трудности, в напряженном темпе, стимулирующем активную творческую деятельность учащихся;

– повышение теоретического уровня учебного материала, вклю­чение в него обобщенных знаний о предметах, средствах, содер­жании, продуктах труда;

– дальнейшая унификация содержания образования в условиях интеграции профессий, обеспечивающей расширение и мобиль­ность производственного профиля специалиста;

– внедрение новых технологий образования, создающих условия для развития системного и продуктивного мышления учащихся;

– подготовка учащихся к работе с современными компьютерны­ми средствами, автоматизированными системами;

– оптимальное сочетание форм и методов обучения, технических средств и ЭВМ, повышающих работоспособность учащихся и ин­терес к учению.

Кооперация. Является специфической тенденцией профессио­нального образования, связанной с современными условиями его существования в социально-экономической системе. Теоретичес­ким обоснованием данной тенденции можно считать системный подход, а также синергетический принцип дополнительности, рассматривающие в качестве важнейшего условия целостного функционирования любой системы её устойчивые связи и отно­шения с другими системами, их взаимодополнение и взаимообо­гащение. Тенденция кооперации отражает и определяет место и роль профессионального образования в системе непрерывного об­разования, в социально-экономической системе в целом, те но­вые связи и отношения, которые устанавливаются у учреждения профессионального образования с производством, с другими со­циальными учреждениями (внешняя кооперация).

Основные направления и формы внешней кооперации:

1. Кооперация со службами занятости:

– распределение выпускников;

– предоставление образовательных услуг для незанятого населе­ния.

2. Кооперация с производством:

– производственное обучение и практика;

– выполнение заказов предприятий, фирм;

– распределение выпускников;

– организация повышения квалификации и переподготовки про­изводственных кадров.

3. Кооперация с другими учреждениями образования:

– координация образовательных программ;

– создание профильных классов в школах для подготовки буду­щих студентов;

– участие в совместных программах (образовательных, исследо­вательских, хозрасчетных);

– организация повышения квалификации работников учрежде­ний начального и среднего профессионального образования в вузах и институтах повышения квалификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.022 с.)