Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Професійна компетентність сучасного викладача, майстра виробничого навчанняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен. Прежде всего к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности, и близкое к нему понятие «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм. Выделяют несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых указывает на зрелость человека в профессиональной деятельности: специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность — владение умением вести совместную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда; личностная компетентность — владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; индивидуальная компетентность — владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации. Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность преподавателя профессионального образования можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от профессии, компетентности в той сфере профессиональной деятельности, которой он обучает студентов, и психолого-педагогической компетентности. Основой профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя обычно считают педагогическую умелость — владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как комплекс специальных умений и навыков, позволяющих преподавателю эффективно управлять учебно-воспитательной деятельностью учащихся. Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих педагогическое мастерство преподавателя, принадлежит личностному компоненту как единству его мотивационно-ценностной составляющей профессионально-педагогической направленности и индивидуально-психологических особенностей (общих и профессионально-педагогических способностей). В ценностных ориентациях педагога можно обнаружить три группы отношений к значимым моментам профессиональной деятельности: к педагогическому труду (осознание цели и личностного смысла данной деятельности, ее общественной значимости, глубокая заинтересованность в ее результатах, увлеченность преподаваемой дисциплиной); к личности учащегося (ее безусловное принятие и направленность на профессионально-личностное развитие); к личности преподавателя и к самому себе как педагогу (наличие профессионального идеала и позитивной Я-концепции как совокупных представлений о самом себе — человеке и профессионале, стремление к самосовершенствованию). Успешность деятельности преподавателя обуславливается также индивидуально-психологическими предпосылками формирования педагогического мастерства, к числу которых относятся прежде всего общие и педагогические способности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способами данной деятельности. Совокупность необходимых педагогу способностей включает как общие, требующиеся для выполнения любой деятельности, так и специальные, обеспечивающие именно педагогическую деятельность. Общие способности определяются, прежде всего, психофизиологическим развитием личности: ее темпераментом, характером, интеллектом. От уровня развития интеллектуальных способностей педагога зависят его гностические (познавательные) способности — способности приобретать, перерабатывать и использовать информацию, — необходимые для всех, кто занимается интеллектуальной деятельностью. Психологи выделяют такие виды интеллекта, как общий, обеспечивающий успешность любой деятельности, профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем, и социальный, проявляющийся в сфере межличностных отношений. Высокий уровень профессионального интеллекта педагога возможен лишь при целостном развитии его интеллекта. В педагогической деятельности своеобразно проявляются и реализуются несколько свойств мышления. Аналитичность мышления — способность логически перерабатывать и анализировать необходимую информацию, различные ситуации, в которых происходит принятие педагогических решений, критически оценивать результаты сделанного. Гибкость мышления помогает быстро реагировать на ситуацию и изменять способы действий в зависимости от складывающихся условий. Гибкость мышления определяется и способностью к импровизации — мгновенному нахождению необычных, новых и наиболее оптимальных способов деятельности. Альтернативность и открытость мышления заключаются в способности видеть различные возможные пути решения проблемы, понимать и воспринимать другие точки зрения, в готовности к встрече с неизведанным, ломающим привычные стереотипы мышления. Педагог с открытым мышлением никогда не будет считать свою точку зрения единственно верной, не будет произносить безапелляционный приговор любому другому мнению. Он способен вникнуть в логику другой культуры, в иной способ мышления и видения, готов к изменению своего сознания, развитию и поиску. Позитивная направленность мышления определяется теми эмоциями, которые сопровождают мысль. Позитивное мышление находит свое выражение в способности видеть лучшие, светлые стороны в своих учениках, в других людях, в себе. В его основе лежит оптимистическое мировосприятие, проявляющееся в педагогическом оптимизме — вере в возможности учащихся и в свои собственные силы. Как результат позитивной направленности и открытости мышления воспринимается такое качество личности педагога, как толерантность — терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, поведению учащихся и коллег, не соответствующих его собственным. Креативность — общая способность личности к творчеству, которая определяется не только уровнем развития творческого мышления, создающего нечто новое, оригинальное, но, прежде всего способностью к самосовершенствованию, самоактуализации как проявлению педагогом своей внутренней сущности и индивидуальности. Общие способности своеобразно преломляются в собственно педагогических способностях, которые обычно объединяют в несколько групп. Конструктивные способности — обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: определение возможных результатов, постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определение условий эффективной организации учебно-воспитательной деятельности. В основе способности человека прогнозировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения. Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения. Они включают в себя целый комплекс способностей и личностных свойств педагога: общительность — способность быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения и адекватно реагировать на действия партнеров по общению; распределенность внимания — способность преподавателя видеть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколькими видами деятельности (сообщать материал, получать обратную связь — информацию о том, как воспринимают его учащиеся, держать в поле зрения каждого из них и т.д.); эмпатия — способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию, возникающая у педагога как результат осознания тех чувств и переживаний другого человека, которые он в подобной ситуации испытывал сам (вывод по аналогии), или на основе его способности с помощью воображения и интуиции прочувствовать жизненную ситуацию другого человека.; перцептивность — способность воспринимать и определять эмоциональное состояние учащегося по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям; экспрессивные способности проявляются в самовыражении, адекватной передаче в процессе общения своего эмоционального состояния. Организаторские способности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеаудиторной деятельности учащихся, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности проявляются в следующих способностях педагога: организаторское чутье, способность учитывать психологические особенности учащегося, группы при построении педагогического взаимодействия, видеть организаторские возможности других людей; способность вести за собой, создавать мотивацию к деятельности, увлекать ее перспективами; способность «заражать» и заряжать других своей энергией, которая во многом зависит от эмоционального потенциала преподавателя, его увлеченности своей деятельностью; склонность, готовность к организаторской деятельности, зависящая от внутренней активности личности педагога. Все общие и педагогические способности взаимосвязаны в личности преподавателя и образуют единую совокупность способностей, вот почему развитие каждой из них зависит от развития всех других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.009 с.) |