Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Професійна компетентність сучасного викладача, майстра виробничого навчання

Поиск

Никакие современные технологии обу­чения и технические средства не помогут преподавателю выстро­ить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Определяя требования к лично­сти педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональ­ной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен.

Прежде всего к ним относят профессионализм как совокуп­ность личностных характеристик человека, необходимых для ус­пешного выполнения педагогической деятельности, и близкое к нему понятие «профессиональная компетентность», которое от­ражает единство теоретической и практической готовности педа­гога к осуществлению деятельности и характеризует его профес­сионализм. Выделяют несколько видов про­фессиональной компетентности, наличие которых указывает на зрелость человека в профессиональной деятельности:

специальная компетентность — владение собственно профес­сиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, спо­собность проектировать свое дальнейшее профессиональное раз­витие;

социальная компетентность — владение умением вести совмес­тную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также при­нятыми в данной профессии приемами профессионального обще­ния; социальная ответственность за результаты своего труда;

личностная компетентность — владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния про­фессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность — владение способами само­реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самооргани­зации и самореабилитации.

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех видов профессиональ­ной компетентности. Кроме того, компетентность преподавателя профессионального образования можно рассматривать как един­ство общей компетентности, необходимой для человека незави­симо от профессии, компетентности в той сфере професси­ональной деятельности, которой он обучает студентов, и психо­лого-педагогической компетентности.

Основой профессионализма и профессиональной компетент­ности преподавателя обычно считают педагогическую умелость — владение педагогическими умениями и навыками, обеспечиваю­щими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессиона­лизма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как комплекс специальных умений и навыков, по­зволяющих преподавателю эффективно управлять учебно-воспи­тательной деятельностью учащихся. Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих педагогическое мастерство преподавателя, принадлежит лично­стному компоненту как единству его мотивационно-ценностной составляющей профессионально-педагогической направленности и индивидуально-психологических особенностей (общих и профес­сионально-педагогических способностей).

В ценностных ориентациях педагога можно обнаружить три группы отношений к значимым моментам профессиональной де­ятельности:

к педагогическому труду (осознание цели и личностного смысла данной деятельности, ее общественной значимости, глубокая заинтересованность в ее результатах, увлеченность преподаваемой дисциплиной);

к личности учащегося (ее безусловное принятие и направлен­ность на профессионально-личностное развитие);

к личности преподавателя и к самому себе как педагогу (на­личие профессионального идеала и позитивной Я-концепции как совокупных представлений о самом себе — человеке и професси­онале, стремление к самосовершенствованию).

Успешность деятельности преподавателя обуславливается так­же индивидуально-психологическими предпосылками формиро­вания педагогического мастерства, к числу которых относятся прежде всего общие и педагогические способности. Они обнару­живаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овла­дения приемами и способами данной деятельности. Совокупность необходимых педагогу способностей включает как общие, требую­щиеся для выполнения любой деятельности, так и специальные, обеспечивающие именно педагогическую деятельность.

Общие способности определяются, прежде всего, психофизио­логическим развитием личности: ее темпераментом, характером, интеллектом. От уровня развития интеллектуальных способ­ностей педагога зависят его гностические (познавательные) спо­собности — способности приобретать, перерабатывать и исполь­зовать информацию, — необходимые для всех, кто занимается ин­теллектуальной деятельностью.

Психологи выде­ляют такие виды интеллекта, как общий, обеспечивающий ус­пешность любой деятельности, профессиональный, ориентирован­ный на решение специальных проблем, и социальный, проявляю­щийся в сфере межличностных отношений. Высокий уровень про­фессионального интеллекта педагога возможен лишь при целост­ном развитии его интеллекта.

В педагогической деятельности своеобразно проявляются и реализуются несколько свойств мышления.

Аналитичность мышления — способность логически перераба­тывать и анализировать необходимую информацию, различные ситуации, в которых происходит принятие педагогических реше­ний, критически оценивать результаты сделанного.

Гибкость мышления помогает быстро реагировать на ситуацию и изменять способы действий в зависимости от складывающихся условий. Гибкость мышления определяется и способностью к имп­ровизации — мгновенному нахождению необычных, новых и наи­более оптимальных способов деятельности.

Альтернативность и открытость мышления заключаются в спо­собности видеть различные возможные пути решения проблемы, понимать и воспринимать другие точки зрения, в готовности к встрече с неизведанным, ломающим привычные стереотипы мышления. Педагог с открытым мышлением никогда не будет считать свою точку зрения единственно верной, не будет про­износить безапелляционный приговор любому другому мнению. Он способен вникнуть в логику другой культуры, в иной спо­соб мышления и видения, готов к изменению своего сознания, развитию и поиску.

Позитивная направленность мышления определяется теми эмо­циями, которые сопровождают мысль. Позитивное мышление нахо­дит свое выражение в способности видеть лучшие, светлые сто­роны в своих учениках, в других людях, в себе. В его основе ле­жит оптимистическое мировосприятие, проявляющееся в педаго­гическом оптимизме — вере в возможности учащихся и в свои соб­ственные силы.

Как результат позитивной направленности и открытости мыш­ления воспринимается такое качество личности педагога, как то­лерантность — терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, поведению учащихся и коллег, не соответствующих его соб­ственным.

Креативность — общая способность личности к творчеству, которая определяется не только уровнем развития творческого мышления, создающего нечто новое, оригинальное, но, прежде всего способностью к самосовершен­ствованию, самоактуализации как проявлению педагогом своей внутренней сущности и индивидуальности.

Общие способности своеобразно преломляются в собственно педагогических способностях, которые обычно объе­диняют в несколько групп.

Конструктивные способности — обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: опреде­ление возможных результатов, постановку целей и задач, разра­ботку планов и проектов их решения, определение условий эф­фективной организации учебно-воспитательной деятельности. В основе способности человека прогнозировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения.

Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межлично­стное и деловое общение в процессе воспитания и обучения. Они включают в себя целый комплекс способностей и личностных свойств педагога:

общительность — способность быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения и адекватно реагировать на действия партнеров по общению;

распределенность внимания — способность преподавателя ви­деть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколь­кими видами деятельности (сообщать материал, получать обратную связь — информацию о том, как воспринимают его учащиеся, держать в поле зрения каждого из них и т.д.);

эмпатия — способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию, возникающая у педагога как ре­зультат осознания тех чувств и переживаний другого человека, которые он в подобной ситуации испытывал сам (вывод по ана­логии), или на основе его способности с помощью воображения и интуиции прочувствовать жизненную ситуацию другого чело­века.;

перцептивность — способность воспринимать и определять эмоциональное состояние учащегося по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям;

экспрессивные способности проявляются в самовыражении, адекватной передаче в процессе общения своего эмоционального состояния.

Организаторские способности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеаудиторной деятельности учащихся, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Дан­ные способности проявляются в сле­дующих способностях педагога:

организаторское чутье, способность учитывать психологиче­ские особенности учащегося, группы при построении педагогическо­го взаимодействия, видеть организаторские возможности других людей;

способность вести за собой, создавать мотивацию к деятельнос­ти, увлекать ее перспективами;

способность «заражать» и заряжать других своей энергией, ко­торая во многом зависит от эмоционального потенциала препо­давателя, его увлеченности своей деятельностью;

склонность, готовность к организаторской деятельности, зави­сящая от внутренней активности личности педагога.

Все общие и педагогические способности взаимосвязаны в лич­ности преподавателя и образуют единую совокупность способно­стей, вот почему развитие каждой из них зависит от развития всех других.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.009 с.)