Й майстра виробничого навчання 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Й майстра виробничого навчання



 

Учебные мастерские в училище организуются с целью создания специальных условий для качественного обучения учащихся основам профессии - трудовым приемам, операциям, функциям рабочего, способам выполнения работ, характерных для соответствующих профессий.

Независимо от специфики содержания труда по профессиям, производственное обучение учащихся в учебных мастерских проводится в процессе их производительного труда. Поэтому необходимо, чтобы учебные мастерские соответствовали как учебным, так и производственным требованиям.

Планировка, устройство и оснащение рабочих мест учащихся, особенности организации и учебно-производственной деятельности учебных мастерских для различных профессий, естественно, различны. Однако можно выделить ряд общих требований, характерных для учебных мастерских в целом.

Учебные мастерские должны соответствовать:

- условиям для нормальной установки, размещения и работы оборудования (площадь, этажность, высота здания, планировка с учетом технологического потока и т.п.);

- требованиям безопасности труда, санитарии и гигиены (изоляция огне- и взрывоопасных отделений, а также отделений, связанных с выделением пыли и газов; наличие подъемно-транспортных устройств, пожарных выходов и средств пожаротушения, нормальная естественная и искусственная освещенность, наличие устройств для вентиляции; обеспечение нормальной рабочей температуры в помещении и т.п.). Нормативы этих требований предусмотрены соответствующими нормативными документами, различными для различных отраслей;

- требованиям производственной эстетики - цвет и тон окраски помещения (потолок - белый, стены – светло-желтый, панели - светло-зеленый, оконные проемы - белый); единый стиль оформления и отделки мебели и настенного оформления; возможность хорошей очистки полов и окон и т.п.

 

Оснащение учебной мастерской можно условно разделить на три части: рабочие места учащихся, оснащение (оборудование) общего пользования и рабочее место мастера.

Рабочее место учащегося оснащается оборудованием, инструментами, приборами, приспособлениями, необходимыми для производственного обучения в соответствии с требованиями учебной программы. В зависимости от характера работ, периода обучения, принятой организации учебно-производственного труда рабочие места учащихся могут быть индивидуальными и бригадными.

Из общих требований к рабочему месту учащихся целесообразно выделить следующие:

- техническая исправность оборудования, наличие ограждений заземлений, самовыключателей, защитных устройств, предохранителей, подъемных устройств и других средств безопасной работы учащихся;

- оснащение устройствами для удобного и надежного сохранения и расположения во время работы инструментов, приспособлений, основных и вспомогательных материалов, готовой продукции учебно-технической документации;

- хорошая освещенность рабочей зоны, обеспечение условий для наименее утомительной рабочей позы учащегося и наиболее экономных движений; оснащение в случае необходимости устройствами для работы сидя

- оснащение в случае необходимости аварийной сигнализацией или устройствами для дистанционной связи с мастером;

- удобство для текущего обслуживания оборудования, очистки и уборки.

Основа оснащения рабочих мест учащихся - оборудование индивидуального пользования, т.е. оборудование, на котором учащийся выполняет типичные для его профессии учебно-производственные работы. Основные учебно-технические требования к такому оборудованию: типичность для профессии, современность конструкции, универсальность, относительная простота в управлении, сравнительно небольшие габариты, удобство в эксплуатации и обслуживании, безопасность в работе.

Рабочие места учащихся оснащаются также индивидуальным инструментом. При определении набора инструмента учитывается его универсальность, частота применения, стоимость. Обычно рабочие места учащихся оснащаются ходовым инструментом. Другой инструмент, необходимый учащимся в работе, они получают от мастера или в инструментальной кладовой.

Планировка и расположение рабочих мест учащихся в учебной мастерской зависит от их оснащения оборудованием, типичной продукции учебной мастерской, расположения окон, размеров и конфигурации помещения. Нормативы размещения оборудования рабочих мест для различных профессий различны, они берутся по аналогии с соответствующими нормативами производственных цехов и участков, утверждаемых министерствами и ведомствами. Вместе с тем для ориентировки можно пользоваться усредненными нормативами размещения в учебной мастер­ской станочного и другого крупного оборудования:

- расстояние от стен и колонн до боковой или тыльной стороны станка, установки, агрегата - не менее 0,5 м;

- ширина прохода между рядами оборудования - не менее 1,5 м;

- расстояние между боковыми (торцевыми) границами станков, установок, агрегатов в ряду - не менее 0,8 м;

- ширина центрального прохода (проезда) - не менее 2 м.;

- расположение оборудования относительно окон - окна слева или впереди по отношению к работающему учащемуся.

Кроме оборудования, которым оснащаются рабочие места учащихся, т.е. оборудования индивидуального пользования, учебная мастерская оснащается оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависит от специфики профессии, продукции учебных мастерских, профессий, подготавливаемых в училище, наличия в училище вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение такого оборудования - обеспечение полного и качественного выполнения программы производственного обучения.

Необходимо, чтобы оборудование общего пользования в учебной мастерской располагалось таким образом, чтобы около него была свободная площадь и работа на нем одновременно нескольких учащихся не мешала работе остальных. Обычно оно располагается вдоль свободной стены у окон или у тыльной стороны мастерской.

Большое значение для успешного производственного обучения учащихся в учебной мастерской имеет рационально оснащенное и организованное рабочее место мастера. Рабочее место мастера, независимо от профиля учебной мастерской, должно соответствовать следующим общим требованиям:

- образцовое учебно-техническое оснащение, эстетическое оформление и повседневное содержание, что оказывает на учащихся большое воспитательное влияние, служит для них образцом;

- обеспечение нормальных условий для эффективного показа трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ оснащение специальными устройствами, их расположение, освещенность, фон;

- обеспечение условий хорошего обозрения всех учащихся;

- удобство размещения, хранения и использования оборудования, оснащения, учебно-технической документации, дидактических и техни­ческих средств обучения - все должно находиться под рукой, не требовать больших затрат времени и сил на поиски и применение;

- систематическое пополнение и обновление учебно-технического и дидактического оснащения в соответствии с совершенствованием содержания обучения, научными рекомендациями и достижениями передового педагогического опыта.

Устройство и оснащенность рабочего места мастера зависят от специфики соответствующей профессии, возможностей училища, опыта мастера, общего стиля учебно-материального оснащения училища. Условно можно выделить обязательное и дополнительное (создаваемое в порядке совершенствования) оснащение рабочего места мастера. К обязательному оснащению следует отнести:

- подиум (возвышение), на котором размещается оборудование рабочего места мастера;

- рабочий стол и стул, классная доска;

- дидактические средства и учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным работам;

- устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, стол и т.п.);

- устройства для хранения инструментов, приспособлений, материалов, документации, дидактических и технических средств обучения (шкафы, ящики, кассеты, полки, подставки и т.п.);

- устройства для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.);

- специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и выключения энергии - электрического тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.007 с.)