Підготовка майстра виробничого навчання та викладача до навчального року та занять 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Підготовка майстра виробничого навчання та викладача до навчального року та занять



Планирование учебного процесса.

В подготовке преподавателя, мастера ПО к занятиям центральное место занимает планирование учебного процесса. Благодаря планированию становится возможным предусмотреть все действия преподавателя, мастера ПО и учащихся на занятиях в аудиториях и мастерских.

В ходе планирования учебного процесса решаются следующие основные дидактические задачи:

1. Создаются предпосылки для своевременного материального обеспечения учебного процесса. В частности, становятся заранее известны сроки, к которым нужно обеспечить мастерские теми или иными материалами, а также инструментом.

2. Раскрывается связь между содержанием занятий по производственному обучению и другим учебным предметам.

3. Достигается согласованная работа между различными мастерскими.

4. При подведении итогов за полугодие, год преподавателю, мастеру ПО легко проверить выполнение учебной программы. Для этого достаточно сопоставить то, что было запланировано, с фактическим объёмом выполненной работы.

 

В подготовке преподавателя, мастера ПО к занятиям можно выделить два этапа.

Подготовка к учебному году.

Подготовка мастера ПО к следующему учебному году начинается с окончанием текущего. Мастер ПО проверяет состояние оборудования и инструментов. Мелкие неисправности оборудования устраняются самим мастером. Если требуется средний или капитальный ремонт, мастер составляет заявку и принимает меры через дирекцию ПТУЗ, чтобы она была выполнена. Отдельно составляется заявка на приобретение инструментов.

Планирование учебной работы начинается с изучения базового учебного плана и программы дисциплины, который они преподают. Закончив изучение и анализ программы, преподаватель и мастер ПО приступают к соданию или корректировке робочего плана и программы.

2. Подготовка преподавателя, мастера ПО к уроку состоит из организационной и методической подготовки.

Методическая подготовка преподавателя, мастера ПО к уроку начинается с работы над учебной литературой. Преподаватель, мастер ПО просматривает пособия для учащихся, чтобы учесть этот материал при изложении новых сведений. Преподаватель знакомится также с учебной литературой по основам наук. Такая ориентация необходима по двум основным причинам. Во-первых, в пособии (учебнике) изложен минимум материала, достаточный для выполнения учебной программы. Во-вторых, содержащийся в пособии учебный материал излагается на уровне, соответствующем общему развитию учащихся и их знаниям по основам наук, что помогает преподавателю подготовиться к доступному для учащихся изложению материала.

До начала занятий мастеру ПО рекомендуется самостоятельно изготовить объект, который намечается в качестве трудового задания для учащихся. С методической точки зрения это важно по нескольким причинам. Во-первых, повышается авторитет мастера, когда учащиеся видят, что он в совершенстве владеет трудовыми приёмами и может служить для них личным примером. Во-вторых, образцы изготовленные мастером, служат эталоном для учащихся. В-третьих, выполняя самостоятельно трудовой процесс, мастер может представить себе, какие будут возникать у учащихся трудности, какие они могут допускать ошибки в работе и т. п.

Нужно отметить, также, что анализ ошибок учащихся занимает важное место в подготовке мастера к уроку. Опыт показывает, что на исправление ошибок учащихся уходит до 10% учебного времени. Ошибки у учащихся могут возникать по различным причинам. Иногда по вине мастера, если он не сумел достаточно ясно изложить новый материал, достаточно чётко продемонстрировать выполнение трудового приёма. Иногда по вине учащегося, если он недостаточно внимательно следил за объяснением мастера, отвлекался посторонними делами во время работы. Ошибки могут возникать и по объективным причинам. Например, слабое физическое развитие учащегося. Задача мастера состоит, прежде всего, в предупреждении ошибок. Очевидно, он сможет выполнить эту задачу лишь в том случае, если ему хорошо известны причины, порождающие ошибки. Поэтому мастер систематически анализирует ошибки, допускаемые учащимися, и изыскивает пути для устранения причин, которые вызвали эти ошибки. Зная по опыту прошлых лет, при изучении каких тем допускаются учащимися ошибки и каков их характер, учитель намечает профилактические мероприятия по их предупреждению.

Организационная подготовка. Качество проведения урока во многом зависит от предварительной проработки мастером организационных вопросов. Так, каждый учащийся должен быть обеспечен комплектом инструмента и необходимым количеством заготовок. Нужно иметь запасной инструмент и заготовки на тот случай, когда какой-либо из инструментов выйдет из строя, а заготовка будет испорчена.

Большого внимания требует от преподавателя, мастера ПО подготовка наглядных пособий. Речь идёт, в первую очередь, о технической документации: чертежах и технологических картах. В зависимости от сложности изделия, от подготовленности учащихся решается вопрос о том, какую форму будут иметь технологические карты, насколько подробные указания будут они содержать.

Подготовка преподавателя, мастера ПО к уроку завершается составлением плана-конспекта урока, который является основным документом преподавателя для проведения урока. Важнейшими требованиями к плану урока является чёткое определение его дидактической цели, правильный выбор типа и структуры урока, методов и приёмов обучения.


16. Структура плану-конспекту урока виробничого навчання та методика його проведення

План-конспект уроку – основний документ для проведення конкретного уроку по темі. Стандартних, обов'язкових форм планів-конспектів уроку не встановлено, тому що форма плану-конспекту, як і його зміст, методи проведення, глибина розкриття матеріалу змінюються в залежності від змісту уроку, його навчальної і виховної цілей, характеру майбутніх робіт, організації вправ, досвіду майстра.

Добре складений конспект допомагає вести урок на високому рівні. У конспекті коротко викладається основна сутність навчального матеріалу, приводяться необхідні обґрунтування, табличної дані, схеми, ескізи, розрахунки і т.п.

Структура плану-конспекту уроку виробничого навчання

Тема уроку

Мета уроку:

– навчальна

– виховна

– розвиваюча

Методи уроку

Навчально-матеріальне оснащення уроку

ХІД УРОКУ

І. Організаційна частина (5 хв.)

1. Перевірка наявності учнів.

2. Перевірка наявності спецодягу.

3. Перевірка наявності зошитів і креслярського приладдя.

ІІ. Вступний інструктаж і тренувальні вправи (60 хв.)

1. Повідомлення теми й мети уроку.

2. Перевірка знань учнів з матеріалу, вивченому на уроках теорії, а також на попередніх уроках виробничого навчання, зв'язаному з матеріалом даного уроку.

3. Активізування мислення учнів.

4. Пояснення і показ трудових прийомів й способів виконання навчально-виробничих робіт, організації робочих місць.

5. Тренувальні вправи.

6. Пояснення характеру і призначення роботи, що буде виконуватися на уроці, порядку виконання самостійної роботи учнів.

7. Розбір креслень, схем, технічних вимог, демонстрація зразків (еталонів) майбутніх навчально-виробничих робіт.

8. Ознайомлення учнів з матеріалами, інструментами, приладами, пристосуваннями й іншими засобами виконання робіт, що будуть застосовуватися на уроці.

9. Пояснення й показ найбільш раціональних прийомів, способів і послідовності виконання завдань, а також способів контролю якості роботи.

10. Розгляд типових помилок, способів їхнього попередження й усунення.

11. Пояснення й показ способів раціональної організації робочих місць при виконанні завдань.

12. Розгляд правил безпеки праці учнів.

13. Закріплення й перевірка засвоєння учнями матеріалувступного інструктажу, додаткові повторні пояснення й показ прийомів і способів роботи.

14. Видача завдань й розподіл учнів по робочих місцях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.008 с.)