Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика дидактичних принципів навчанняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дидактическими принципами считаются руководящие положения, на основе которых строится учебный процесс, тесно связанный с воспитанием. Дидактические принципы взаимосвязаны. Поэтому, проводя каждое конкретное занятие, необходимо одновременно учесть требования ряда дидактических принципов и создать условия для их комплексного осуществления. Воспитывающий характер обучения. В процессе обучения происходит воспитание учащихся. Это общее положение характерно для любого предмета и особенно для производственного обучения. Производственное обучение помимо основных функций должно быть нацелено и на трудовое воспитание учащихся, психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности. Большую воспитательную роль играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе. Большое воспитательное влияние на учащихся оказывают экскурсии. Встречи с представителями профессий. В процессе производственного обучения учащимся прививают общие правила культуры труда (уход за рабочей одеждой, содержание в порядке рабочего места, работа исправным инструментом и др.), бережливое отношение к имуществу. Воспитательное воздействие на учащихся в значительной мере зависит от нравственного облика преподавателя и мастера производственного обучения, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношения к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим. Научность обучения. Принцип научности требует, чтобы изучение техники и труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только научно достоверные, проверенные практикой знания. Для изучения необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии. Принцип научности требует, чтобы на занятиях использовались современные оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения. Реализация научности в обучении означает также выбор таких методов обучения, которые активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся, их умственные способности. Важность данного принципа состоит ещё и в том, чтобы методы обучения по своему характеру приближались к методам науки. В процессе обучения необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными приёмами её выполнения и способами самоконтроля за своими действиями и их результатами. Связь теории с практикой, обучения с жизнью. Чтобы осуществить указанный дидактический принцип, необходимо объяснить учащимся и в процессе обучения постоянно раскрывать положение о том, что теория и практика – две неразрывные стороны в деятельности человека, что теория используется в практике, а практика часто служит почвой для новых теоретических открытий. В процессе производственного обучения создаются особенно благоприятные условия для связи теории с практикой, так как подавляющее большинство сведений сообщается учащимся именно для того, чтобы они могли со знанием дела, правильно выполнить практическое задание. Одним из важнейших направлений реализации принципу связи теории с практикой является составление задач производственного характера. Содержанию и методике проведения лабораторно-практических работ придают такого характера, чтобы они надёжно соединяли теоретические сведения с практикой. При проведении инструктажа (особенно вводного) мастер должен акцентировать внимание учащихся на том, что работа технических устройств, узлов машин и аппаратов, технологических процессов основывается на соответствующих теоретических положениях и это означает, по существу, применение этих положений на практике. Знания и умения, усваиваемые учащихся на различных занятиях, окончательно закрепляются только в их практической деятельности. Только будучи применёнными знания становятся подлинным достоянием личности. Деятельность должна быть настоящей и включать учащихся в реальные производственные отношения, совершаться согласно логике и законам настоящего производственного процесса, сопровождаться созданием реально значащих для общества материально-духовных ценностей и исполнением услуг, которые имеют определённую стоимость. Знание устройства станков и других технических объектов необходимо для того, чтобы учащиеся научились управлять ими. Сведения о свойствах различных материалов даются для того, чтобы учащиеся научились обрабатывать эти материалы. Следовательно, учащиеся многократно убеждаются в значении теории для практической деятельности, и наоборот: на основе приобретенного практического опыта лучше усваивают новые теоретические знания. Теоретические и практические занятия проводятся отдельно. При этом связь между теорией и практикой должна быть прочной. Это требование приходится подчеркивать особенно потому, что очень часто теоретические занятия проводит преподаватель, а практические – мастер производственного обучения. Их действия должны быть согласованы в рассматриваемом аспекте. Систематичность и последовательность в обучении. Реализация этого принципа предполагает такую организацию обучения, при которой учебный материал усваивается учащимися в последовательности, отвечающей логике науки, труда и дидактическому принципу – опоре на ранее усвоенные знания по другим учебным дисциплинам. Некоторые встречающиеся отклонения в изложении учебного материала от технологии производства вызваны необходимостью выполнять дидактическое правило перехода от простого к сложному. Если говорить в целом о содержании обучения в целом, то тут тоже можно отметить определенную последовательность и систематичность. Систематичность и последовательность проявляется в установлении целесообразных межпредметных связей, связей между теоретическим и производственным обучением, а также между отдельными темами и разделами каждого предмета профтехцикла. Принцип систематичности и последовательности должен активно внедряться и в рамках разнообразных форм планирования, как календарного так и поурочного. Систематизация знаний учащихся достигается обобщающим повторением материала по теме и в конце раздела. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается постепенным усложнением выполняемых учащимися заданий. Наглядность в обучении. Этот принцип требует, чтобы на занятиях преподаватель и мастер производственного обучения опирался на чувственно-практический опыт учащихся, непосредственное восприятие ими изучаемых предметов и трудовых процессов. Чем разнообразнее эти восприятия, тем глубже знания учащихся. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышления. Чувственное восприятие играет большую роль в производственном обучении, но оно представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которое ставит познавательные задачи, даёт план наблюдений, обобщает его результаты. В противном случае ученики могут воспринимать вместо главного второстепенные детали. На уроках используются следующие виды наглядности: естественная (демонстрация реальных предметов, опытов и трудовых приёмов), картинная (изображения предметов, процессов на стендах и плакатах, зарисовки на доске), объемная (макеты, модели), звуковая (аудио, видеозапись), символическая (схемы) и графическая (чертежи, графики). При этом упор делается на различные органы чувств с тем, чтобы восприятие производилось по возможности одновременно слухом, зрением и осязанием. На занятиях в мастерских широко используются раздаточный материал, плакаты, модели, диапозитивы, кинофильмы и др. Специфическим для производственного обучения является такой вид наглядных пособий, как щиты, на которых изображены пооперационно-технологические процессы и предназначенные для обработки заготовок инструменты. Отбор наглядных пособий ведётся с учётом целей занятия. Показ макетов, моделей и условных изображений часто бывает более выгодным, чем показ реальных предметов. Здесь меньше подробностей, поэтому лучше можно рассмотреть основные элементы. Преподаватель должен руководить восприятием показываемого учащимися, направлять их внимание на главные и существенные стороны изучаемого объекта, не перегружать урок наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, сколько это необходимо для достижения учебной цели. Если на уроке предстоит показать несколько пособий, то демонстрировать их следует по мере надобности, а не все сразу. Сознательность и активность учащихся в обучении. Этот принцип требует так организовать обучение, чтобы учащиеся могли сознательно и активно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность в труде, мышление, речь. Реализация принципа сознательности начинается с раскрытия перед учащимися задач обучения и конкретных целей урока. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, выполнения трудовых заданий, решения творческих задач. Они учатся самостоятельно планировать работу, определять способы её выполнения, контролировать ход и результаты, вносить коррективы. Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение учащихся анализу технологических процессов, организации своего рабочего места и труда, приёмам творческой деятельности. Особое значение имеет обучение их рационализаторским умениям и конструированию. При получении технико-технологических знаний учащиеся должны не только запомнить новые термины и определения, но и осмыслить их содержание, связать с конкретными трудовыми процессами. Средствами развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательных задач, использование эвристических бесед и проблемного изложения материала, составление и решение экспериментальных задач, применение знаний в практической работе, организация исследовательской деятельности и др. Доступность и посильность труда для учащихся. Принцип доступности требует, чтобы трудовые задания по содержанию, объёму и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Но учебные задания не должны быть слишком лёгкими, так как выполнение их без напряжения сил не способствует развитию учащихся. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у учеников развиваются физические силы и познавательные возможности, растут пределы доступности. Кроме того, содержание учебного материала по различным предметам должно соответствовать современному уровню развития науки и техники. Одновременно необходимо, чтобы учебный материал был понятен учащимся. В связи с этим довольно часто приходится прибегать к различным методическим приёмам, которые позволяют облегчить учащимся усвоение учебного материала и ознакомить их с достаточно сложными теоретическими и практическими вопросами. Когда идет речь о доступности и посильности обучения, необходимо иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся. Мастеру ПО необходимо следить за внешними признаками утомления и в соответствии с этим регулировать физическую нагрузку. Индивидуальные особенности учащихся проявляются не только в усвоении учебного материала, в овладении трудовыми умениями и навыками, но и в отношении к труду. По способности усвоить учебный материал учащиеся заметно отличаются друг от друга. Это объясняется тем, что они получили различную трудовую подготовку в школе, семье, технических кружках. Все это необходимо учитывать мастеру ПО при подборе заданий. Прочность овладения знаниями, умениями и навыками. Приобретённые знания, умения и навыки должны быть прочно усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраняться в памяти учащихся. Этому содействует формирование у учащихся умения анализировать, сопоставлять различные орудия труда, технологические процессы для определения их эффективности. Одним из условий реализации данного принципа является знание учащимися целей изучения данного материала и выполнения трудовых заданий. Для этого в начале каждого занятия им указывается, что нужно изучить и запомнить, для какой цели это необходимо, когда и в каких они будут применять полученные знания и умения. Большую роль в этом играет также правильная дозировка изучаемого материала и трудовых заданий во времени, применение систематических упражнений, обеспечивающих не только приобретение, но также поддержание и закрепление знаний, умений и навыков и развитие мышления учащихся. В условиях обучения прочность знаний, умений и навыков достигается, прежде всего, за счёт эффективного изложения нового учебного материала. Большое значение для обеспечения прочности умений и навыков имеет постановка упражнений и применение технических средств обучения. Для предупреждения забывания материала, восстановления в памяти забытого, систематизации и углубления знаний, умений и навыков регулярно необходимо проводить различные виды повторений (на каждом уроке, в конце изучения темы и по всему материалу). Большую роль в достижении прочного усвоения учениками знаний, умений и навыков играет поддержание у них интереса к работе. Это достигается соответствующим подбором изделий, конструкторских задач для учащихся, включением их в работу по рационализации и творчеству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.011 с.) |