Характеристика дидактичних принципів навчання 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика дидактичних принципів навчання



 

Дидактическими принципами считаются руководящие положения, на основе которых строится учебный процесс, тесно связанный с воспитанием. Дидактические принципы взаимосвязаны. Поэтому, проводя каждое конкретное занятие, необходимо одновременно учесть требования ряда дидактических принципов и создать условия для их комплексного осуществления.

Воспитывающий характер обучения. В процессе обучения происходит воспитание учащихся. Это общее положение характерно для любого предмета и особенно для производственного обучения. Производственное обучение помимо основных функций должно быть нацелено и на трудовое воспитание учащихся, психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности. Большую воспитательную роль играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе.

Большое воспитательное влияние на учащихся оказывают экскурсии. Встречи с представителями профессий.

В процессе производственного обучения учащимся прививают общие правила культуры труда (уход за рабочей одеждой, содержание в порядке рабочего места, работа исправным инструментом и др.), бережливое отношение к имуществу.

Воспитательное воздействие на учащихся в значительной мере зависит от нравственного облика преподавателя и мастера производственного обучения, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношения к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.

Научность обучения. Принцип научности требует, чтобы изучение техники и труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только научно достоверные, проверенные практикой знания. Для изучения необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии.

Принцип научности требует, чтобы на занятиях использовались современные оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения.

Реализация научности в обучении означает также выбор таких методов обучения, которые активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся, их умственные способности. Важность данного принципа состоит ещё и в том, чтобы методы обучения по своему характеру приближались к методам науки.

В процессе обучения необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными приёмами её выполнения и способами самоконтроля за своими действиями и их результатами.

Связь теории с практикой, обучения с жизнью. Чтобы осуществить указанный дидактический принцип, необходимо объяснить учащимся и в процессе обучения постоянно раскрывать положение о том, что теория и практика – две неразрывные стороны в деятельности человека, что теория используется в практике, а практика часто служит почвой для новых теоретических открытий. В процессе производственного обучения создаются особенно благоприятные условия для связи теории с практикой, так как подавляющее большинство сведений сообщается учащимся именно для того, чтобы они могли со знанием дела, правильно выполнить практическое задание.

Одним из важнейших направлений реализации принципу связи теории с практикой является составление задач производственного характера. Содержанию и методике проведения лабораторно-практических работ придают такого характера, чтобы они надёжно соединяли теоретические сведения с практикой. При проведении инструктажа (особенно вводного) мастер должен акцентировать внимание учащихся на том, что работа технических устройств, узлов машин и аппаратов, технологических процессов основывается на соответствующих теоретических положениях и это означает, по существу, применение этих положений на практике.

Знания и умения, усваиваемые учащихся на различных занятиях, окончательно закрепляются только в их практической деятельности. Только будучи применёнными знания становятся подлинным достоянием личности.

Деятельность должна быть настоящей и включать учащихся в реальные производственные отношения, совершаться согласно логике и законам настоящего производственного процесса, сопровождаться созданием реально значащих для общества материально-духовных ценностей и исполнением услуг, которые имеют определённую стоимость.

Знание устройства станков и других технических объектов необходимо для того, чтобы учащиеся научились управлять ими. Сведения о свойствах различных материалов даются для того, чтобы учащиеся научились обрабатывать эти материалы. Следовательно, учащиеся многократно убеждаются в значении теории для практической деятельности, и наоборот: на основе приобретенного практического опыта лучше усваивают новые теоретические знания.

Теоретические и практические занятия проводятся отдельно. При этом связь между теорией и практикой должна быть прочной. Это требование приходится подчеркивать особенно потому, что очень часто теоретические занятия проводит преподаватель, а практические – мастер производственного обучения. Их действия должны быть согласованы в рассматриваемом аспекте.

Систематичность и последовательность в обучении. Реализация этого принципа предполагает такую организацию обучения, при которой учебный материал усваивается учащимися в последовательности, отвечающей логике науки, труда и дидактическому принципу – опоре на ранее усвоенные знания по другим учебным дисциплинам. Некоторые встречающиеся отклонения в изложении учебного материала от технологии производства вызваны необходимостью выполнять дидактическое правило перехода от простого к сложному.

Если говорить в целом о содержании обучения в целом, то тут тоже можно отметить определенную последовательность и систематичность.

Систематичность и последовательность проявляется в установлении целесообразных межпредметных связей, связей между теоретическим и производственным обучением, а также между отдельными темами и разделами каждого предмета профтехцикла.

Принцип систематичности и последовательности должен активно внедряться и в рамках разнообразных форм планирования, как календарного так и поурочного.

Систематизация знаний учащихся достигается обобщающим повторением материала по теме и в конце раздела. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается постепенным усложнением выполняемых учащимися заданий.

Наглядность в обучении. Этот принцип требует, чтобы на занятиях преподаватель и мастер производственного обучения опирался на чувственно-практический опыт учащихся, непосредственное восприятие ими изучаемых предметов и трудовых процессов. Чем разнообразнее эти восприятия, тем глубже знания учащихся. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышления.

Чувственное восприятие играет большую роль в производственном обучении, но оно представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которое ставит познавательные задачи, даёт план наблюдений, обобщает его результаты. В противном случае ученики могут воспринимать вместо главного второстепенные детали.

На уроках используются следующие виды наглядности: естественная (демонстрация реальных предметов, опытов и трудовых приёмов), картинная (изображения предметов, процессов на стендах и плакатах, зарисовки на доске), объемная (макеты, модели), звуковая (аудио, видеозапись), символическая (схемы) и графическая (чертежи, графики). При этом упор делается на различные органы чувств с тем, чтобы восприятие производилось по возможности одновременно слухом, зрением и осязанием.

На занятиях в мастерских широко используются раздаточный материал, плакаты, модели, диапозитивы, кинофильмы и др.

Специфическим для производственного обучения является такой вид наглядных пособий, как щиты, на которых изображены пооперационно-технологические процессы и предназначенные для обработки заготовок инструменты.

Отбор наглядных пособий ведётся с учётом целей занятия. Показ макетов, моделей и условных изображений часто бывает более выгодным, чем показ реальных предметов. Здесь меньше подробностей, поэтому лучше можно рассмотреть основные элементы. Преподаватель должен руководить восприятием показываемого учащимися, направлять их внимание на главные и существенные стороны изучаемого объекта, не перегружать урок наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, сколько это необходимо для достижения учебной цели. Если на уроке предстоит показать несколько пособий, то демонстрировать их следует по мере надобности, а не все сразу.

Сознательность и активность учащихся в обучении.

Этот принцип требует так организовать обучение, чтобы учащиеся могли сознательно и активно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность в труде, мышление, речь.

Реализация принципа сознательности начинается с раскрытия перед учащимися задач обучения и конкретных целей урока. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, выполнения трудовых заданий, решения творческих задач. Они учатся самостоятельно планировать работу, определять способы её выполнения, контролировать ход и результаты, вносить коррективы.

Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение учащихся анализу технологических процессов, организации своего рабочего места и труда, приёмам творческой деятельности. Особое значение имеет обучение их рационализаторским умениям и конструированию.

При получении технико-технологических знаний учащиеся должны не только запомнить новые термины и определения, но и осмыслить их содержание, связать с конкретными трудовыми процессами.

Средствами развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательных задач, использование эвристических бесед и проблемного изложения материала, составление и решение экспериментальных задач, применение знаний в практической работе, организация исследовательской деятельности и др.

Доступность и посильность труда для учащихся. Принцип доступности требует, чтобы трудовые задания по содержанию, объёму и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Но учебные задания не должны быть слишком лёгкими, так как выполнение их без напряжения сил не способствует развитию учащихся. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у учеников развиваются физические силы и познавательные возможности, растут пределы доступности. Кроме того, содержание учебного материала по различным предметам должно соответствовать современному уровню развития науки и техники. Одновременно необходимо, чтобы учебный материал был понятен учащимся. В связи с этим довольно часто приходится прибегать к различным методическим приёмам, которые позволяют облегчить учащимся усвоение учебного материала и ознакомить их с достаточно сложными теоретическими и практическими вопросами.

Когда идет речь о доступности и посильности обучения, необходимо иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся. Мастеру ПО необходимо следить за внешними признаками утомления и в соответствии с этим регулировать физическую нагрузку.

Индивидуальные особенности учащихся проявляются не только в усвоении учебного материала, в овладении трудовыми умениями и навыками, но и в отношении к труду.

По способности усвоить учебный материал учащиеся заметно отличаются друг от друга. Это объясняется тем, что они получили различную трудовую подготовку в школе, семье, технических кружках. Все это необходимо учитывать мастеру ПО при подборе заданий.

Прочность овладения знаниями, умениями и навыками. Приобретённые знания, умения и навыки должны быть прочно усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраняться в памяти учащихся.

Этому содействует формирование у учащихся умения анализировать, сопоставлять различные орудия труда, технологические процессы для определения их эффективности.

Одним из условий реализации данного принципа является знание учащимися целей изучения данного материала и выполнения трудовых заданий. Для этого в начале каждого занятия им указывается, что нужно изучить и запомнить, для какой цели это необходимо, когда и в каких они будут применять полученные знания и умения. Большую роль в этом играет также правильная дозировка изучаемого материала и трудовых заданий во времени, применение систематических упражнений, обеспечивающих не только приобретение, но также поддержание и закрепление знаний, умений и навыков и развитие мышления учащихся.

В условиях обучения прочность знаний, умений и навыков достигается, прежде всего, за счёт эффективного изложения нового учебного материала. Большое значение для обеспечения прочности умений и навыков имеет постановка упражнений и применение технических средств обучения.

Для предупреждения забывания материала, восстановления в памяти забытого, систематизации и углубления знаний, умений и навыков регулярно необходимо проводить различные виды повторений (на каждом уроке, в конце изучения темы и по всему материалу).

Большую роль в достижении прочного усвоения учениками знаний, умений и навыков играет поддержание у них интереса к работе. Это достигается соответствующим подбором изделий, конструкторских задач для учащихся, включением их в работу по рационализации и творчеству.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.02 с.)