Форми організації навчально-виробничої діяльності учнів птнз. Типи навчальних занять 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форми організації навчально-виробничої діяльності учнів птнз. Типи навчальних занять



 

В настоящее время на уроках производственного обучения в ПТУЗ установились три основные формы организации работы учащихся: фронтальная, звеньевая и индивидуальная. К оценке каждой организационной формы обычно подходят одновременно сдвух точек зрения: как она способствует усвоению знаний, формированию умений и навыков; какая из них позволяет создать более полное, отчетливое представление об организации труда на современных промышленных предприятиях.

Фронтальная форма организации работы учащихся заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.

Преимущества фронтальной формы:

- преподаватель, мастер ПО может руководить одновременно работой всей группы, применяя групповой инструктаж, коллективное обсуждение ошибок и т. д.,

- методическое руководство учебным процессом при фронтальной организации работы облегчается.

Недостатки фронтальной формы:

- не всегда удается обеспечить всех учащихся одинаковыми заданиями из-за отсутствия материалов,

- фронтальность нарушается вследствие неодинакового темпа работы учащихся,

- каждый учащийся от начала до конца выполняет работу сам, в связи с чем затрудняется формирование представления о характере разделения труда на современных предприятиях.

Фронтальная форма организации работы применяется главным образом на начальных стадиях обучения, когда изучаются новые операции.

3веньевая форма организации работы предполагает, что группа делится на звенья по 3–4 человека, каждое из которых выполняет свое задание. При этом происходит разделение труда, которое может иметь место как между звеньями, так и внутри звена. Например, при моделировании, как правило, не требуется большого количества одинаковых изделий, поэтому каждое звено получает своё задание. При этом внутри звена вся работа по изготовлению модели распределяется между учащимися, т. е. каждый получает задание изготовить определенную деталь, а затем совместными усилиями детали собираются и модель подвергается испытаниям.

При выполнении заказов производственных предприятий количество изделий может оказаться значительным. В таком случае целесообразно расчленить весь технологический процесс изделия на отдельные части и поручить их выполнение различным звеньям; при этом все учащиеся звена выполняют одинаковую работу.

Преимущества звеньевой формы:

- позволяет создавать у учащихся правильное представление о современной организации труда рабочих на производстве,

- становится возможным изготовление более сложных изделий, благодаря чему повышается интерес учащихся к работе.

Недостатки звеньевой формы:

- усложняется руководство учебным процессом со стороны преподавателя, мастера ПО, которому приходится осуществлять одновременно контроль за выполнением разнообразных работ. Устранение этой трудности достигается за счет применения письменных инструкций, которые подготавливаются для каждого звена и содержат достаточно подробные указания для самостоятельной работы учащихся.

Звеньевая форма организации труда применяется при закреплении ранее усвоенных умений, при моделировании, а также в тех случаях, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.

Индивидуальная форма организации работы заключается в том, что все учащиеся выполняют различные задания. Она применяется сравнительно редко.

Преимущества индивидуальной формы:

- позволяет организовать работу с сильными и слабыми учащимися, которые по темпам работы и ее результатам значительно отличаются от своих товарищей. Сильные учащиеся получают задания более сложные с тем, чтобы у них не пропадал интерес кработе и они были полностью загружены. Слабые учащиеся, наоборот, получают более простые задания с учетом тех причин, которыми вызвано их отставание в учебе (пропущены занятия из-за болезни, слабое физическое развитие и др.).

Недостатки индивидуальной формы:

- трудно осуществлять руководство учебным процессом,

- очень трудно обеспечить всех учащихся необходимыми материалами.

Производственное обучение в ПТУЗ в основном проводится по фронтально-групповой организации деятельности учащихся. При этом мастер работает, как правило, одновременно со всей группой. Усвоение же учащимися инструктивных указаний мастера, формирование у них умений и навыков, качеств личности, мировоззрения происходит у каждого учащегося сугубо индивидуально, в зависимости от его предварительной подготовки, умственного и физического развития, интереса к учению, волевых качеств и других индивидуальных особенностей. Всё это требует от мастера применения таких способов обучающей деятельности, при которых максимально учитывались бы индивидуальные особенности и различия учащихся руководимой им группы, т.е. повышения степени индивидуализации учебного процесса.

 

В зависимости от основной учебной задачи, которая ставится перед каждым конкретным уроком, может изменяться его структура и назначение отдельных этапов. С этой точки зрения уроки проходящие в ПТУЗ можно разделить на несколько типов. Рассмотрим основные типы уроков.

1. Уроки приобретений учащимися новых знаний. К урокам этого типа относятся вступительные занятия.

На уроках приобретения учащимися новых знаний основное место занимает изложение нового материала.

На уроках приобретения новых знаний должна находить место самостоятельная работа учащихся, которая может выражаться в самостоятельном изучении нового материала по учебнику, в наблюдении за протекающими процессами и др.

2. Урок формирования умений и навыков. Большинство уроков производственного обучения, проводимых в мастерских, именно этого типа. Главным этапом урока формирования умений и навыков является самостоятельная работа учащихся. Наиболее целесообразно организовать уроки этого типа при изготовлении и сборке изделий.

Следует различать уроки, посвященные формированную первоначальных умений и навыков, и уроки, посвященные их закреплению, т. е. повторному упражнению. Практическое изучение любой технологической операции начинается с ознакомления учащихся с правилами выполнения трудовых приемов. Приемы выполняются учащимися вначале в порядке учебных упражнений, а затем в процессе изготовления определенных деталей. Так формируются первоначальные умения и навыки. В этот период внимание мастера ПО направлено главным образом на проверкуправильности выполнения трудовых приемов. При повторных упражнениях самостоятельность учащихся должна выражаться не только в умении правильно выполнять приемы, но и выбирать их в зависимости от конфигурации изделия и требуемой точности обработки.

Хотя главная задача рассматриваемого урока состоит в формировании умений и навыков, процесс этот не может проходить без обогащения учащихся некоторым объемом новых знаний.

3. Урок применения знаний на практике. Выполнение любой практической работы невозможно без применения соответствующих знаний. Бывают уроки, когда применение знаний становится главной учебной задачей, на которой акцентируется основное внимание мастера ПО.

На уроках применения знаний основное место занимает самостоятельная работа учащихся, однако она оценивается в несколько ином плане, чем на уроках формирований умений и навыков. Мастера ПО интересует прежде всего, насколько умело и самостоятельно использует свои знания учащийся при выполнении той или иной работы. Конечно, при этом мастер ПО не забывает и о контроле за правильностью выполнения учащимися трудовых приемов.

4. Урок систематизации и обобщения знаний. Повторение, направленное на проверку подготовленности учащихся к усвоению и закреплению нового материала, применяется на уроках всех типов. Оно служит важным средством, помогающим мастеру ПО выполнить основную учебную задачу урока. Однако бывает и так, что само повторение становится в центре урока. Уроками такого типа являются итоговые занятия.

На итоговых занятиях мастер ПО обобщает знания и умения, которые учащиеся получили в процессе производственного обучения. Причем обобщение идет с нарастанием. Обобщение должно проходить не просто как суммирование того, чем располагают учащиеся, а как качественное изменение их знаний. Сопоставление обработки металлов должно приводить учащихся кновым выводам. В частности, учащиеся должны убеждаться, что различные способы обработки материалов резанием основаны на использовании единых естественнонаучных закономерностей. Из сказанного видно, что уроки повторения включают в себя и элементы сообщения учащимся новых знаний.

Работа по обобщению знаний и умений учащихся особенно эффективна, когда она ведется по заранее разработанному плану, охватывающему весь период обучения.

5. Урок проверки знаний, умений и навыков. На каждом занятии в мастерских уделяется внимание проверке знаний, умений и навыков учащихся. Вместе с тем с целью проверки в комплексе знаний, умений и навыков проводятся контрольные работы, которым посвящаются специальные уроки. На этих уроках учащиеся работают самостоятельно. В связи с этим необходим особенно тщательный подбор объектов работы с тем, чтобы процесс их изготовления не включал незнакомых учащимся сведений и трудовых приемов.

О контрольных работах мастер ПО предупреждает учащихся заранее.

Наряду с рассмотренными типами уроков в практике производственного обучения часто применяется так называемый комбинированный урок, который характерен тем, что в процессе его решается одновременно несколько равнозначных учебных задач (например, сообщение новых знаний и формирование навыков).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.007 с.)