Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология и социальная работаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
У социологии и социальной работы много общего. В Англии и США социология долгое время ассоциировалась с социальной работой, но не как с научной дисциплиной, а как с практической профессией, сферой деятельности. Однако с 1940 г. большинство крупных факультетов социологии в США прекратили подготовку по социальной работе. В послевоенный период социальная работа и социология развивались относительно независимо друг от друга, тем не менее вплоть до конца 60-х гг. в ведущих американских университетах продолжали существовать несколько докторских программ «Социология и социальная работа». Но к этому моменту тесной связи между двумя профессиями — социологией и социальной работой — уже не было. Социальная работа конституировалась в самостоятельный вид деятельности и перестала считаться одним из направлений практической социологии. Но несмотря на официальный «развод» двух дисциплин, между ними продолжаются постоянные контакты. До сих пор в подготовке социальных работников теоретической базой выступают традиционные сферы социологического знания: социальная стратификация, бедность и неравенство, занятость и безработица, семья и детство, социология молодежи, урбанизация, социальная мобильность, социальные изменения, отклоняющееся поведение, развитие личности и социализация. Книги по социологии рецензируются в журналах по социальной работе, и наоборот; многие факультеты социологии и сегодня включают курсы по социальной работе; социологи приглашают на свои конференции социальных работников, и наоборот. В России социальная работа считается относительно новой научной дисциплиной и практической сферой занятости. Однако, несмотря на признание статуса межпредметной области, пограничной с педагогикой, психологией, медициной и правом, социология здесь занимает ведущее место. Социальная работа и сфера социальной защиты отнесены к так называемой активной социологии. Не случайно в российских вузах социальных работников готовят прежде всего социологические факультеты или межпредметные кафедры социологии и социальной работы. Частица «и» указывает на прочные, союзнические отношения двух наук. При подготовке социологов, которые в будущем уйдут трудиться в сферу социальной работы, во-первых, усилен акцент на подготовку по всему комплексу социальных наук, а не только по социологии, во-вторых, приоритет отдан изучению практических и прикладных методов. Из представителей старшего поколения, получивших образование в советских вузах, ближе всего к социальной работе стоят те, кто занимался вопросами социальной диагностики, социальной защиты населения, социальной политики, проблемами бедности, социальных патологий и т.д.7 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ «Социальная работа» — принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако только с XX в. социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки. Научные и практические корни социальной работы восходят к деятельности филантропических обществ, обеспокоенных обострением социальных проблем (ростом безработицы, преступности, алкоголизма, смертности и т.д.), вызванных быстрой индустриализацией и урбанизацией европейских стран в XIX в. Индустриализация в XIX в. сопровождалась ростом городов, усилением социальной дифференциации и пауперизацией населения, ростом преступное - Социология в Санкт-Петербурге («круглый стол») // http://www.soc.pu. ru:8101/publications/jssa/l999/ 2/ltable.html ти и увеличением числа тех, кто оказывался на дне общества. По мере усиления социальных проблем общественное мнение все больше тревожил бедняк как постоянная угроза стабильности и порядку. Всеобщий интерес к социальным аутсайдерам и повысившиеся запросы правительства и местных властей постепенно сформировали систему заказов на эмпирическое изучение различных групп населения и проведение социальных реформ. Уже в начале XIX в. в многочисленные переписи и обследования, аналитические описания включались благотворительные организации, церковные приходы, парламентские комиссии, финансовые инспекторы, отдельные предприниматели и добровольцы (врачи, учителя, ученые). К концу XIX в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций пришли к выводу, что людям, специализирующимся на оказании помощи бедным, необходима определенная подготовка. Путь к ней в 1890-е гг. проложила Великобритания, где была организована лекционная и практическая работа, связанная с деятельностью Общества благотворительности в Лондоне. В Европе и Америке социальная работа и социальная благотворительность стала частью широкого гуманитарного движения, инициаторами и активными участницами которого являлись женщины — выходцы из среднего класса. Примерно в то же самое время в Германии Алиса Саламон открыла курсы, которые также органично влились в зарождавшееся женское движение. Общество благотворительности в Нью-Йорке и пионеры благотворительности в Холл-хаузе в Чикаго, основав краткосрочные летние курсы, проторили дорогу к организации профессиональной подготовки социальных работников в США. Первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете в 80-е гг. XIX в. Однако честь основания первой школы, профессионально ориентированной на социальную работу, принадлежит группе социальных реформаторов из Амстердама, которые в 1899 г. основали Институт подготовки социальных работников. В программе Института предусматривался полный двухгодичный курс очного теоретического обучения и практической подготовки для мужчин и женщин, которые желали посвятить себя тому, что позже получило наименование социальной работы. К 1910 г. новое движение привело к образованию 14 школ социальной работы в Европе и Америке. Первая школа в Латинской Америке была открыта в 1920 г. в Чили благодаря усилиям выдающегося пионера социальной работы Ренэ Санда. В 1936 г. учрежден Институт социальных наук Тата в Индии, а в Египте появились первые курсы социальной работы. Таким образом, в первой половине XX в. социальная работа проложила дорогу на все континенты мира, а главной движущей и направляющей силой в создании новых служб социального обеспечения и открытия школ по обучению социальной работе стала ООН. Первые социальные работники в своей практической деятельности охватывали широкий круг проблем — от обучения иммигрантов английскому языку до оказания им помощи в приобретении навыков, необходимых для получения работы в индустриальном обществе. Они стремились уничтожить социальную несправедливость, особенно в отношении женщин и детей, и подключить науку к делу помощи бедным, полагая, что только ученые смогут объяснить истинные причины пауперизма, а научная методика поможет эффективно решать конкретные случаи и проблемы. Замечено, что внимание к группам населения, которых относят к числу социальных аутсайдеров (безработные, пожилые, инвалиды, бедные и др.), возрастает в периоды кризисов и ослабевает в благополучные времена. В США таким периодом обострения была Великая депрессия 1929—1933 гг.: около 15 млн человек потеряли работу, граждане потеряли свои сбережения, фабрики и заводы бездействовали, нищета и страдания достигли беспрецедентных масштабов. Под нажимом Ф. Рузвельта законодательные органы приняли закон о пособии по безработице. Эта мера имела большое значение: впервые к безработице подошли как к национальной проблеме. Было создано специальное агентство — Временное управление по чрезвычайной помощи. Оно пригласило хорошо обученных социальных работников из частных служб, которые разработали государственные программы, положенные в основу знаменитого «Нового курса» Ф. Рузвельта, преобразившего современную Америку. Рузвельт полагал, что государственная помощь безработным — не подачки и не благотворительность, а социальная справедливость, основывающаяся на праве каждого гражданина рассчитывать на минимальный уровень жизни в цивилизованном обществе. Его идеи созвучны современному пониманию миссии социальной работы: государство в цивилизованном обществе осуществляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защиты, а ее проводниками выступают социальные работники, которые оказывают социальные услуги клиентам. С тех пор у социальной работы появились две составляющие — социальная защита и социальные услуги. Развитые индустриальные страны тратят на решение социальных проблем огромные средства. В 1982 г. правительство США затратило на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские программы, помощь ветеранам, образование, обеспечение жильем, профессиональную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение около 600 млрд долл. В 1991 г. более 40 % расходов федерального бюджета (1,2 трлн долл.) было направлено на социально-экономические программы федерального правительства (для сравнения: расходы на оборону предусматривались на уровне 25%). Гуманитарные услуги — важнейший сектор экономики и крупный потребительский рынок. В них вкладываются миллиарды долларов; вовлечены миллионы потребителей. В этой сфере насчитывается более 2 тыс. профессий. По оценкам экспертов, 12% всех работающих по найму в США заняты в системе социальных услуг. В середине 80-х гг. здесь ежегодно создавалось до 30 тыс. новых рабочих мест. Численность социальных работников на 1000 человек населения США возросла с 49 в 1950 г. до 169 в 1980 г. В истории России первые опыты социальной защиты нищих и убогих восходят к временам Владимира Мономаха. По мере развития российской государственности решение социальных проблем приобретало все более организованный и полномасштабный характер. В 1712 г. Петр I издал указ, предусматривающий обязательное устройство по всем губерниям госпиталей, выполняющих, в том числе функции богаделен. Екатерина II в 1775 г. учредила специальные «приказы общественного призрения». В конце XIX в. только в Европейской части России насчитывалось около 4 тыс. частных благотворительных обществ и заведений. После Октябрьской революции социальная защита населения стала официальной политикой правительства. Несмотря на то, что за годы Советской власти много было сделано для повышения уровня жизни населения, лик- видации безработицы, снижения уровня преступности, бездомности и беспризорности, для защиты детства и материнства, помощи престарелым и инвалидам, — к сожалению, государственные мероприятия в области социального обеспечения, в силу очень серьезных обстоятельств, оказались крайне неэффективны. На начало 90-х гг. около 1 млн детей воспитывалось в детских интернатах. Сиротство такого масштаба Россия знала лишь в страшные годы войны и голода. Не лучше обстоит дело и с решением других социальных проблем — безработицей, бездомностью, бедностью. В последнее время в нашей стране начали активно разрабатываться теоретико-методологические проблемы социальной работы: выходят несколько журналов по проблемам социальной работы («Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы», «Российский журнал социальной работы», «Социальная работа», «Социальная работа в России»), в рамках двух ассоциаций (работников социальных служб; социальных педагогов и социальных работников) созданы Институты социальной работы, з 80 вузах России идет подготовка специалистов по социальной работе. Учебно-научно-производственный комплекс «Социология, психология и социальная работа» Алтайского госуниверситета сегодня занимает одно из ведущих мест в отечественной науке как в области исследования собственно проблем социальной работы, так и в развитии междисциплинарных исследований (в частности, в области психологии, социологии, конфликтологии, социального управления и т.д.). Хорошо себя зарекомендовал на этом поприще Гуманитарно-благотворительный центр (ГВЦ) «Сострадание». Это некоммерческая негосударственная организация, цель которой — улучшение качества жизни престарелых, жертв ГУЛАГа, путем медико-социальной помощи. Подавляющее большинство пациентов Центра — одинокие, больные люди, их средний возраст — 79 лет; многие из них провели в ГУЛАГе от 5 до 20 лет. Другая часть пациентов — это дети жертв политических репрессий в бывшем СССР, в настоящее время пожилые, нередко тоже больные люди. В последние годы под опекой Центра находятся, кроме того, инвалиды Московского общества инвалидов, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла, а также просто одинокие престарелые люди, нуждающиеся в социальной и медицинской помощи. СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Термин «практическая социальная работа» используется только с 1970 г. Прежде этой работе давались разные определения: с точки зрения методологии — работа с клиентом, работа с группами, в общинах; с точки зрения ее направленности — социальное обеспечение детей, семейные услуги, медицинская социальная работа, психиатрическая работа в исправительных учреждениях; в зависимости от контингента или проблемных групп — работа с бедняками, инвалидами, душевнобольными или умственно отсталыми, с детьми, лишенными ухода, алкоголиками. Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем. Это алкоголизм, нарушение прав собственности, плохое обращение с детьми, суп- ружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжничество, изоляция от общества, отсев школьников, побеги детей. Специализация по группам проблем необходима, так как она позволяет специалисту получить более глубокую подготовку. В настоящее время сферами практической работы являются: семья, помощь детям, здравоохранение, душевнобольные, профессиональные группы, престарелые, образование и исправительные заведения. Это самый широкий подход к специализации, требующий, чтобы работник владел необходимыми знаниями в соответствующей области: о категориях населения, которые обращаются за данным видом помощи; о возникающих здесь проблемах; об агентствах и учреждениях, которые могут быть использованы; о действующем законодательстве; об источниках финансирования; о деятельности других специалистов, занятых в этой сфере; о тех услугах, которых представляются в подобных случаях. Практик должен быть в курсе всех научных достижений. Оказывая социальные услуги в больнице, он должен знать об ограничениях, налагаемых законодательством на сферу медицинской помощи и ее финансирование, о правилах выписки больного и требованиях федерального бюджета. В зависимости от выполняемых функций в социальной работе выделяются следующие специализации: непосредственно практикующий работник, контролер, администратор, консультант, аналитик, исследователь. Обследование (НАРСО) показало, что если в 1972 г. 16,5% ее членов было занято в главной области социальной практики — здравоохранении и медицинском уходе, то в 1982 г. это цифра достигла 18,1%. Другая сфера — психотерапия, увеличилась с 16,3 до 26,6%. Однако наибольший рост отмечался в области ухода за людьми с задержкой умственного развития: с 1,7 до 3,2%. Зарегистрирован рост в области услуг для детей и молодежи, а также услуг, предоставляемых семьям. В других же сферах произошло сокращение, например, в области общественной помощи с 8,2 до 1,0%. Пострадали также юридическая помощь преступникам и школы социальной работы. Колебания занятости социальных работников отражают колебали общественной психологии американцев. Сократилось предоставление социальных услуг тем группам, которые сегодня вызывают меньше сочувствия, чем прежде — это бедняки и преступники.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.009 с.) |