![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
У социологии и социальной работы много общего. В Англии и США социология долгое время ассоциировалась с социальной работой, но не как с научной дисциплиной, а как с практической профессией, сферой деятельности. Однако с 1940 г. большинство крупных факультетов социологии в США прекратили подготовку по социальной работе. В послевоенный период социальная работа и социология развивались относительно независимо друг от друга, тем не менее вплоть до конца 60-х гг. в ведущих американских университетах продолжали существовать несколько докторских программ «Социология и социальная работа». Но к этому моменту тесной связи между двумя профессиями — социологией и социальной работой — уже не было. Социальная работа конституировалась в самостоятельный вид деятельности и перестала считаться одним из направлений практической социологии. Но несмотря на официальный «развод» двух дисциплин, между ними продолжаются постоянные контакты. До сих пор в подготовке социальных работников теоретической базой выступают традиционные сферы социологического знания: социальная стратификация, бедность и неравенство, занятость и безработица, семья и детство, социология молодежи, урбанизация, социальная мобильность, социальные изменения, отклоняющееся поведение, развитие личности и социализация. Книги по социологии рецензируются в журналах по социальной работе, и наоборот; многие факультеты социологии и сегодня включают курсы по социальной работе; социологи приглашают на свои конференции социальных работников, и наоборот. В России социальная работа считается относительно новой научной дисциплиной и практической сферой занятости. Однако, несмотря на признание статуса межпредметной области, пограничной с педагогикой, психологией, медициной и правом, социология здесь занимает ведущее место. Социальная работа и сфера социальной защиты отнесены к так называемой активной социологии. Не случайно в российских вузах социальных работников готовят прежде всего социологические факультеты или межпредметные кафедры социологии и социальной работы. Частица «и» указывает на прочные, союзнические отношения двух наук. При подготовке социологов, которые в будущем уйдут трудиться в сферу социальной работы, во-первых, усилен акцент на подготовку по всему комплексу социальных наук, а не только по социологии, во-вторых, приоритет отдан изучению практических и прикладных методов. Из представителей старшего поколения, получивших образование в советских вузах, ближе всего к социальной работе стоят те, кто занимался вопросами социальной диагностики, социальной защиты населения, социальной политики, проблемами бедности, социальных патологий и т.д.7 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ «Социальная работа» — принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако только с XX в. социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки. Научные и практические корни социальной работы восходят к деятельности филантропических обществ, обеспокоенных обострением социальных проблем (ростом безработицы, преступности, алкоголизма, смертности и т.д.), вызванных быстрой индустриализацией и урбанизацией европейских стран в XIX в. Индустриализация в XIX в. сопровождалась ростом городов, усилением социальной дифференциации и пауперизацией населения, ростом преступное - Социология в Санкт-Петербурге («круглый стол») //http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/l999/ 2/ltable.html ти и увеличением числа тех, кто оказывался на дне общества. По мере усиления социальных проблем общественное мнение все больше тревожил бедняк как постоянная угроза стабильности и порядку. Всеобщий интерес к социальным аутсайдерам и повысившиеся запросы правительства и местных властей постепенно сформировали систему заказов на эмпирическое изучение различных групп населения и проведение социальных реформ. Уже в начале XIX в. в многочисленные переписи и обследования, аналитические описания включались благотворительные организации, церковные приходы, парламентские комиссии, финансовые инспекторы, отдельные предприниматели и добровольцы (врачи, учителя, ученые). К концу XIX в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций пришли к выводу, что людям, специализирующимся на оказании помощи бедным, необходима определенная подготовка. Путь к ней в 1890-е гг. проложила Великобритания, где была организована лекционная и практическая работа, связанная с деятельностью Общества благотворительности в Лондоне. В Европе и Америке социальная работа и социальная благотворительность стала частью широкого гуманитарного движения, инициаторами и активными участницами которого являлись женщины — выходцы из среднего класса. Примерно в то же самое время в Германии Алиса Саламон открыла курсы, которые также органично влились в зарождавшееся женское движение. Общество благотворительности в Нью-Йорке и пионеры благотворительности в Холл-хаузе в Чикаго, основав краткосрочные летние курсы, проторили дорогу к организации профессиональной подготовки социальных работников в США. Первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете в 80-е гг. XIX в. Однако честь основания первой школы, профессионально ориентированной на социальную работу, принадлежит группе социальных реформаторов из Амстердама, которые в 1899 г. основали Институт подготовки социальных работников. В программе Института предусматривался полный двухгодичный курс очного теоретического обучения и практической подготовки для мужчин и женщин, которые желали посвятить себя тому, что позже получило наименование социальной работы. К 1910 г. новое движение привело к образованию 14 школ социальной работы в Европе и Америке. Первая школа в Латинской Америке была открыта в 1920 г. в Чили благодаря усилиям выдающегося пионера социальной работы Ренэ Санда. В 1936 г. учрежден Институт социальных наук Тата в Индии, а в Египте появились первые курсы социальной работы. Таким образом, в первой половине XX в. социальная работа проложила дорогу на все континенты мира, а главной движущей и направляющей силой в создании новых служб социального обеспечения и открытия школ по обучению социальной работе стала ООН. Первые социальные работники в своей практической деятельности охватывали широкий круг проблем — от обучения иммигрантов английскому языку до оказания им помощи в приобретении навыков, необходимых для получения работы в индустриальном обществе. Они стремились уничтожить социальную несправедливость, особенно в отношении женщин и детей, и подключить науку к делу помощи бедным, полагая, что только ученые смогут объяснить истинные причины пауперизма, а научная методика поможет эффективно решать конкретные случаи и проблемы. Замечено, что внимание к группам населения, которых относят к числу социальных аутсайдеров (безработные, пожилые, инвалиды, бедные и др.), возрастает в периоды кризисов и ослабевает в благополучные времена. В США таким периодом обострения была Великая депрессия 1929—1933 гг.: около 15 млн человек потеряли работу, граждане потеряли свои сбережения, фабрики и заводы бездействовали, нищета и страдания достигли беспрецедентных масштабов. Под нажимом Ф. Рузвельта законодательные органы приняли закон о пособии по безработице. Эта мера имела большое значение: впервые к безработице подошли как к национальной проблеме. Было создано специальное агентство — Временное управление по чрезвычайной помощи. Оно пригласило хорошо обученных социальных работников из частных служб, которые разработали государственные программы, положенные в основу знаменитого «Нового курса» Ф. Рузвельта, преобразившего современную Америку. Рузвельт полагал, что государственная помощь безработным — не подачки и не благотворительность, а социальная справедливость, основывающаяся на праве каждого гражданина рассчитывать на минимальный уровень жизни в цивилизованном обществе. Его идеи созвучны современному пониманию миссии социальной работы: государство в цивилизованном обществе осуществляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защиты, а ее проводниками выступают социальные работники, которые оказывают социальные услуги клиентам. С тех пор у социальной работы появились две составляющие — социальная защита и социальные услуги. Развитые индустриальные страны тратят на решение социальных проблем огромные средства. В 1982 г. правительство США затратило на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские программы, помощь ветеранам, образование, обеспечение жильем, профессиональную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение около 600 млрд долл. В 1991 г. более 40 % расходов федерального бюджета (1,2 трлн долл.) было направлено на социально-экономические программы федерального правительства (для сравнения: расходы на оборону предусматривались на уровне 25%). Гуманитарные услуги — важнейший сектор экономики и крупный потребительский рынок. В них вкладываются миллиарды долларов; вовлечены миллионы потребителей. В этой сфере насчитывается более 2 тыс. профессий. По оценкам экспертов, 12% всех работающих по найму в США заняты в системе социальных услуг. В середине 80-х гг. здесь ежегодно создавалось до 30 тыс. новых рабочих мест. Численность социальных работников на 1000 человек населения США возросла с 49 в 1950 г. до 169 в 1980 г. В истории России первые опыты социальной защиты нищих и убогих восходят к временам Владимира Мономаха. По мере развития российской государственности решение социальных проблем приобретало все более организованный и полномасштабный характер. В 1712 г. Петр I издал указ, предусматривающий обязательное устройство по всем губерниям госпиталей, выполняющих, в том числе функции богаделен. Екатерина II в 1775 г. учредила специальные «приказы общественного призрения». В конце XIX в. только в Европейской части России насчитывалось около 4 тыс. частных благотворительных обществ и заведений. После Октябрьской революции социальная защита населения стала официальной политикой правительства. Несмотря на то, что за годы Советской власти много было сделано для повышения уровня жизни населения, лик- видации безработицы, снижения уровня преступности, бездомности и беспризорности, для защиты детства и материнства, помощи престарелым и инвалидам, — к сожалению, государственные мероприятия в области социального обеспечения, в силу очень серьезных обстоятельств, оказались крайне неэффективны. На начало 90-х гг. около 1 млн детей воспитывалось в детских интернатах. Сиротство такого масштаба Россия знала лишь в страшные годы войны и голода. Не лучше обстоит дело и с решением других социальных проблем — безработицей, бездомностью, бедностью. В последнее время в нашей стране начали активно разрабатываться теоретико-методологические проблемы социальной работы: выходят несколько журналов по проблемам социальной работы («Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы», Хорошо себя зарекомендовал на этом поприще Гуманитарно-благотворительный центр (ГВЦ) «Сострадание». Это некоммерческая негосударственная организация, цель которой — улучшение качества жизни престарелых, жертв ГУЛАГа, путем медико-социальной помощи. Подавляющее большинство пациентов Центра — одинокие, больные люди, их средний возраст — 79 лет; многие из них провели в ГУЛАГе от 5 до 20 лет. Другая часть пациентов — это дети жертв политических репрессий в бывшем СССР, в настоящее время пожилые, нередко тоже больные люди. В последние годы под опекой Центра находятся, кроме того, инвалиды Московского общества инвалидов, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла, а также просто одинокие престарелые люди, нуждающиеся в социальной и медицинской помощи. СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Термин «практическая социальная работа» используется только с 1970 г. Прежде этой работе давались разные определения: с точки зрения методологии — работа с клиентом, работа с группами, в общинах; с точки зрения ее направленности — социальное обеспечение детей, семейные услуги, медицинская социальная работа, психиатрическая работа в исправительных учреждениях; в зависимости от контингента или проблемных групп — работа с бедняками, инвалидами, душевнобольными или умственно отсталыми, с детьми, лишенными ухода, алкоголиками. Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем. Это алкоголизм, нарушение прав собственности, плохое обращение с детьми, суп- ружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжничество, изоляция от общества, отсев школьников, побеги детей. Специализация по группам проблем необходима, так как она позволяет специалисту получить более глубокую подготовку. В настоящее время сферами практической работы являются: семья, помощь детям, здравоохранение, душевнобольные, профессиональные группы, престарелые, образование и исправительные заведения. Это самый широкий подход к специализации, требующий, чтобы работник владел необходимыми знаниями в соответствующей области: о категориях населения, которые обращаются за данным видом помощи; о возникающих здесь проблемах; об агентствах и учреждениях, которые могут быть использованы; о действующем законодательстве; об источниках финансирования; о деятельности других специалистов, занятых в этой сфере; о тех услугах, которых представляются в подобных случаях. Практик должен быть в курсе всех научных достижений. Оказывая социальные услуги в больнице, он должен знать об ограничениях, налагаемых законодательством на сферу медицинской помощи и ее финансирование, о правилах выписки больного и требованиях федерального бюджета. В зависимости от выполняемых функций в социальной работе выделяются следующие специализации: непосредственно практикующий работник, контролер, администратор, консультант, аналитик, исследователь. Обследование (НАРСО) показало, что если в 1972 г. 16,5% ее членов было занято в главной области социальной практики — здравоохранении и медицинском уходе, то в 1982 г. это цифра достигла 18,1%. Другая сфера — психотерапия, увеличилась с 16,3 до 26,6%. Однако наибольший рост отмечался в области ухода за людьми с задержкой умственного развития: с 1,7 до 3,2%. Зарегистрирован рост в области услуг для детей и молодежи, а также услуг, предоставляемых семьям. В других же сферах произошло сокращение, например, в области общественной помощи с 8,2 до 1,0%. Пострадали также юридическая помощь преступникам и школы социальной работы. Колебания занятости социальных работников отражают колебали общественной психологии американцев. Сократилось предоставление социальных услуг тем группам, которые сегодня вызывают меньше сочувствия, чем прежде — это бедняки и преступники. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.01 с.) |