СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА



У социологии и социальной работы много общего. В Англии и США со­циология долгое время ассоциировалась с социальной работой, но не как с научной дисциплиной, а как с практической профессией, сферой деятель­ности. Однако с 1940 г. большинство крупных факультетов социологии в США прекратили подготовку по социальной работе. В послевоенный пери­од социальная работа и социология развивались относительно независимо друг от друга, тем не менее вплоть до конца 60-х гг. в ведущих американских университетах продолжали существовать несколько докторских программ «Социология и социальная работа». Но к этому моменту тесной связи меж­ду двумя профессиями — социологией и социальной работой — уже не было.

Социальная работа конституировалась в самостоятельный вид деятельнос­ти и перестала считаться одним из направлений практической социологии.

Но несмотря на официальный «развод» двух дисциплин, между ними про­должаются постоянные контакты. До сих пор в подготовке социальных ра­ботников теоретической базой выступают традиционные сферы социологи­ческого знания: социальная стратификация, бедность и неравенство, заня­тость и безработица, семья и детство, социология молодежи, урбанизация, социальная мобильность, социальные изменения, отклоняющееся поведе­ние, развитие личности и социализация. Книги по социологии рецензиру­ются в журналах по социальной работе, и наоборот; многие факультеты со­циологии и сегодня включают курсы по социальной работе; социологи при­глашают на свои конференции социальных работников, и наоборот.

В России социальная работа считается относительно новой научной дис­циплиной и практической сферой занятости. Однако, несмотря на призна­ние статуса межпредметной области, пограничной с педагогикой, психоло­гией, медициной и правом, социология здесь занимает ведущее место. Со­циальная работа и сфера социальной защиты отнесены к так называемой активной социологии. Не случайно в российских вузах социальных работни­ков готовят прежде всего социологические факультеты или межпредметные кафедры социологии и социальной работы. Частица «и» указывает на проч­ные, союзнические отношения двух наук.

При подготовке социологов, которые в будущем уйдут трудиться в сферу социальной работы, во-первых, усилен акцент на подготовку по всему ком­плексу социальных наук, а не только по социологии, во-вторых, приоритет отдан изучению практических и прикладных методов. Из представителей старшего поколения, получивших образование в советских вузах, ближе всего к социальной работе стоят те, кто занимался вопросами социальной диагно­стики, социальной защиты населения, социальной политики, проблемами бедности, социальных патологий и т.д.7

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Социальная работа» — принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако только с XX в. со­циальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специ­альной подготовки.

Научные и практические корни социальной работы восходят к деятель­ности филантропических обществ, обеспокоенных обострением социальных проблем (ростом безработицы, преступности, алкоголизма, смертности и т.д.), вызванных быстрой индустриализацией и урбанизацией европейских стран в XIX в.

Индустриализация в XIX в. сопровождалась ростом городов, усилением со­циальной дифференциации и пауперизацией населения, ростом преступное -

Социология в Санкт-Петербурге («круглый стол») //http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/l999/ 2/ltable.html

ти и увеличением числа тех, кто оказывался на дне общества. По мере усиле­ния социальных проблем общественное мнение все больше тревожил бедняк как постоянная угроза стабильности и порядку. Всеобщий интерес к соци­альным аутсайдерам и повысившиеся запросы правительства и местных вла­стей постепенно сформировали систему заказов на эмпирическое изучение различных групп населения и проведение социальных реформ. Уже в начале XIX в. в многочисленные переписи и обследования, аналитические описания включались благотворительные организации, церковные приходы, парламент­ские комиссии, финансовые инспекторы, отдельные предприниматели и доб­ровольцы (врачи, учителя, ученые).

К концу XIX в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций пришли к выводу, что людям, специализирующимся на оказании помощи бедным, необходима определенная подготовка. Путь к ней в 1890-е гг. проложила Великобритания, где была организована лекционная и практичес­кая работа, связанная с деятельностью Общества благотворительности в Лон­доне. В Европе и Америке социальная работа и социальная благотворитель­ность стала частью широкого гуманитарного движения, инициаторами и ак­тивными участницами которого являлись женщины — выходцы из среднего класса. Примерно в то же самое время в Германии Алиса Саламон открыла курсы, которые также органично влились в зарождавшееся женское движение.

Общество благотворительности в Нью-Йорке и пионеры благотворительно­сти в Холл-хаузе в Чикаго, основав краткосрочные летние курсы, проторили дорогу к организации профессиональной подготовки социальных работников в США. Первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете в 80-е гг. XIX в. Однако честь основания первой школы, профес­сионально ориентированной на социальную работу, принадлежит группе соци­альных реформаторов из Амстердама, которые в 1899 г. основали Институт под­готовки социальных работников. В программе Института предусматривался полный двухгодичный курс очного теоретического обучения и практической подготовки для мужчин и женщин, которые желали посвятить себя тому, что позже получило наименование социальной работы. К 1910 г. новое движение привело к образованию 14 школ социальной работы в Европе и Америке.

Первая школа в Латинской Америке была открыта в 1920 г. в Чили благо­даря усилиям выдающегося пионера социальной работы Ренэ Санда. В 1936 г. учрежден Институт социальных наук Тата в Индии, а в Египте появились первые курсы социальной работы. Таким образом, в первой половине XX в. социальная работа проложила дорогу на все континенты мира, а главной дви­жущей и направляющей силой в создании новых служб социального обес­печения и открытия школ по обучению социальной работе стала ООН.

Первые социальные работники в своей практической деятельности охва­тывали широкий круг проблем — от обучения иммигрантов английскому язы­ку до оказания им помощи в приобретении навыков, необходимых для по­лучения работы в индустриальном обществе. Они стремились уничтожить со­циальную несправедливость, особенно в отношении женщин и детей, и подключить науку к делу помощи бедным, полагая, что только ученые смо­гут объяснить истинные причины пауперизма, а научная методика поможет эффективно решать конкретные случаи и проблемы.

Замечено, что внимание к группам населения, которых относят к числу социальных аутсайдеров (безработные, пожилые, инвалиды, бедные и др.),

возрастает в периоды кризисов и ослабевает в благополучные времена. В США таким периодом обострения была Великая депрессия 1929—1933 гг.: около 15 млн человек потеряли работу, граждане потеряли свои сбережения, фабрики и заводы бездействовали, нищета и страдания достигли беспреце­дентных масштабов. Под нажимом Ф. Рузвельта законодательные органы приняли закон о пособии по безработице. Эта мера имела большое значение: впервые к безработице подошли как к национальной проблеме. Было созда­но специальное агентство — Временное управление по чрезвычайной помо­щи. Оно пригласило хорошо обученных социальных работников из частных служб, которые разработали государственные программы, положенные в основу знаменитого «Нового курса» Ф. Рузвельта, преобразившего современ­ную Америку.

Рузвельт полагал, что государственная помощь безработным — не подачки и не благотворительность, а социальная справедливость, основывающаяся на праве каждого гражданина рассчитывать на минимальный уровень жизни в цивилизованном обществе. Его идеи созвучны современному пониманию мис­сии социальной работы: государство в цивилизованном обществе осуществ­ляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защи­ты, а ее проводниками выступают социальные работники, которые оказыва­ют социальные услуги клиентам. С тех пор у социальной работы появились две составляющие — социальная защита и социальные услуги.

Развитые индустриальные страны тратят на решение социальных проблем огромные средства. В 1982 г. правительство США затратило на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские про­граммы, помощь ветеранам, образование, обеспечение жильем, профессио­нальную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспече­ние около 600 млрд долл. В 1991 г. более 40 % расходов федерального бюджета (1,2 трлн долл.) было направлено на социально-экономические программы федерального правительства (для сравнения: расходы на оборону предусмат­ривались на уровне 25%).

Гуманитарные услуги — важнейший сектор экономики и крупный потре­бительский рынок. В них вкладываются миллиарды долларов; вовлечены мил­лионы потребителей. В этой сфере насчитывается более 2 тыс. профессий. По оценкам экспертов, 12% всех работающих по найму в США заняты в системе социальных услуг. В середине 80-х гг. здесь ежегодно создавалось до 30 тыс. новых рабочих мест. Численность социальных работников на 1000 человек на­селения США возросла с 49 в 1950 г. до 169 в 1980 г.

В истории России первые опыты социальной защиты нищих и убогих вос­ходят к временам Владимира Мономаха. По мере развития российской го­сударственности решение социальных проблем приобретало все более орга­низованный и полномасштабный характер. В 1712 г. Петр I издал указ, пре­дусматривающий обязательное устройство по всем губерниям госпиталей, выполняющих, в том числе функции богаделен. Екатерина II в 1775 г. учре­дила специальные «приказы общественного призрения». В конце XIX в. толь­ко в Европейской части России насчитывалось около 4 тыс. частных благо­творительных обществ и заведений.

После Октябрьской революции социальная защита населения стала офи­циальной политикой правительства. Несмотря на то, что за годы Советской власти много было сделано для повышения уровня жизни населения, лик-

видации безработицы, снижения уровня преступности, бездомности и бес­призорности, для защиты детства и материнства, помощи престарелым и ин­валидам, — к сожалению, государственные мероприятия в области социаль­ного обеспечения, в силу очень серьезных обстоятельств, оказались крайне неэффективны. На начало 90-х гг. около 1 млн детей воспитывалось в детс­ких интернатах. Сиротство такого масштаба Россия знала лишь в страшные годы войны и голода. Не лучше обстоит дело и с решением других социальных проблем — безработицей, бездомностью, бедностью.

В последнее время в нашей стране начали активно разрабатываться теоре­тико-методологические проблемы социальной работы: выходят несколько

журналов по проблемам социальной ра­боты («Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы», «Российский журнал социальной рабо­ты», «Социальная работа», «Социальная работа в России»), в рамках двух ассоциаций (работников социальных служб; социальных педагогов и социальных работников) созданы Институты соци­альной работы, з 80 вузах России идет подготовка специалистов по социаль­ной работе. Учебно-научно-производственный комплекс «Социология, пси­хология и социальная работа» Алтайского госуниверситета сегодня занимает одно из ведущих мест в отечественной науке как в области исследования соб­ственно проблем социальной работы, так и в развитии междисциплинарных исследований (в частности, в области психологии, социологии, конфликто­логии, социального управления и т.д.).

Хорошо себя зарекомендовал на этом поприще Гуманитарно-благотвори­тельный центр (ГВЦ) «Сострадание». Это некоммерческая негосударственная организация, цель которой — улучшение качества жизни престарелых, жертв ГУЛАГа, путем медико-социальной помощи. Подавляющее большинство па­циентов Центра — одинокие, больные люди, их средний возраст — 79 лет; многие из них провели в ГУЛАГе от 5 до 20 лет. Другая часть пациентов — это дети жертв политических репрессий в бывшем СССР, в настоящее время по­жилые, нередко тоже больные люди. В последние годы под опекой Центра находятся, кроме того, инвалиды Московского общества инвалидов, ветера­ны Великой Отечественной войны и труженики тыла, а также просто одино­кие престарелые люди, нуждающиеся в социальной и медицинской помощи.

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Термин «практическая социальная работа» используется только с 1970 г. Прежде этой работе давались разные определения: с точки зрения методо­логии — работа с клиентом, работа с группами, в общинах; с точки зрения ее направленности — социальное обеспечение детей, семейные услуги, меди­цинская социальная работа, психиатрическая работа в исправительных уч­реждениях; в зависимости от контингента или проблемных групп — работа с бедняками, инвалидами, душевнобольными или умственно отсталыми, с детьми, лишенными ухода, алкоголиками.

Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем. Это ал­коголизм, нарушение прав собственности, плохое обращение с детьми, суп-

ружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжниче­ство, изоляция от общества, отсев школьников, побеги детей. Специализа­ция по группам проблем необходима, так как она позволяет специалисту по­лучить более глубокую подготовку.

В настоящее время сферами практической работы являются: семья, помощь детям, здравоохранение, душевнобольные, профессиональные группы, пре­старелые, образование и исправительные заведения. Это самый широкий под­ход к специализации, требующий, чтобы работник владел необходимыми зна­ниями в соответствующей области: о категориях населения, которые обраща­ются за данным видом помощи; о возникающих здесь проблемах; об агентствах и учреждениях, которые могут быть использованы; о действующем законода­тельстве; об источниках финансирования; о деятельности других специалис­тов, занятых в этой сфере; о тех услугах, которых представляются в подобных случаях. Практик должен быть в курсе всех научных достижений. Оказывая социальные услуги в больнице, он должен знать об ограничениях, налагаемых законодательством на сферу медицинской помощи и ее финансирование, о правилах выписки больного и требованиях федерального бюджета.

В зависимости от выполняемых функций в социальной работе выделяются следующие специализации: непосредственно практикующий работник, кон­тролер, администратор, консультант, аналитик, исследователь.

Обследование (НАРСО) показало, что если в 1972 г. 16,5% ее членов было занято в главной области социальной практики — здравоохранении и меди­цинском уходе, то в 1982 г. это цифра достигла 18,1%. Другая сфера — пси­хотерапия, увеличилась с 16,3 до 26,6%. Однако наибольший рост отмечал­ся в области ухода за людьми с задержкой умственного развития: с 1,7 до 3,2%. Зарегистрирован рост в области услуг для детей и молодежи, а также услуг, предоставляемых семьям. В других же сферах произошло сокращение, на­пример, в области общественной помощи с 8,2 до 1,0%. Пострадали также юридическая помощь преступникам и школы социальной работы.

Колебания занятости социальных работников отражают колебали обще­ственной психологии американцев. Сократилось предоставление социальных услуг тем группам, которые сегодня вызывают меньше сочувствия, чем преж­де — это бедняки и преступники.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.01 с.)