Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы социологических исследований.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы социологических исследований. Методологией называют систему принципов научного исследования. · Полевая работа (прямое наблюдение) – это непосредственное изучение людей или групп в течение определенного срока времени с применением включенного наблюдения или интервью для изучения социального поведения, прямая регистрация событий очевидцем. Выделяют также и простое наблюдение – регистрация не «извне», а «со стороны». При методе включенного наблюдения исследователь явно или неявно соучаствует в повседневной жизни людей в течение достаточно продолжительного времени, наблюдая за происходящим, прислушиваясь к сказанному и задавая вопросы. Происходит исследование «изнутри». Полевую работу часто называют типом качественного исследования. Полевая работа, однако, имеет ряд ограничений: возможность изучать только определенную группу. По степени формализованности выделяют неконтролируемое наблюдение (исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом) и контролируемое (исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре). · Лабораторные наблюдения. В экспериментальной ситуации. Эксперимент можно определить как попытку протестировать некую гипотезу при строго контролируемых условиях, установленных ученым. В социологии сфера,поддающаяся экспериментированию, остается довольно узкой. Эффект Готорна – люди знают, что их изучают, поэтому могут вести себя неестественно. · Опросы – количественный метод.Опросы направлены на сбор данных, которые, для выяснения моделей и закономерностей чего-либо, можно проанализировать с помощью статистики. Исследования с применением опросов, как правило, дают менее подробную информацию, но ее можно применять более широко. o Анкетирование – разновидность метода опроса, сбора данных в виде письменных ответов, которые фиксируются спрашиваемым (респондентом), в специально изготовленном опроснике – анкете. Группу опрашиваемых или изучаемых лиц социологи называют совокупностью. Существует два типа анкет: § анкеты с закрытыми типами вопросов. Легки для обработки, но не дают возможности выразить нюансы той или иной точки зрения, они лишены вербальной выразительности и т.д. § анкеты с открытыми типами вопросов. Респонденты не ограничены ответом, но отсутствие стандартизации осложняет процесс статистического сопоставления. В зависимости от выпонляемой функции выделяют следующие виды вопросов: § вводные (контактные) призваны сконцентрировать внимание респондента на проблемах, которым посвящена анкета, и сформировать у него готовность отвечать на вопросы по тематике исследования. § вопросы-«фильтры» нацелены на определение того, в какой степени данный респондент может быть источником информации по данной тематике и какие из вопросов анкеты следует ему адресовать. § основные (содержательные) направлены на получение информации собственно по предмету исследования § социально-демографические («паспортные») ориентированы на получение информации о возрасте, поле, образовании, роде занятий респондента и других характеристиках, степень влияние которых на характеры ответов на основные вопросы анкеты желает установить исследователь. ҉ Пилотное исследование – пробный прогон, при котором анкета заполняется небольшим количеством людей. ҉ Выборка. Когда исследователю интересны характеристики большого числа людей, но непосредственно всех изучить не представляется возможным, исследователь изучает небольшую долю из общего числа людей. Если выборка составлена грамотно, то полученные результаты от части населения можно будет обобщить по отношению ко всему населению. Таким образом, выборка должны бsnm репрезентативной: группа изучаемых лиц должна быть типичной для всего населения. Важной процедурой при определении репрезентативности является случайный отбор, при котором выборка составляется таким образом, что каждый представитель общей совокупности населения имеет одинаковую степень вероятности попасть в нее. o Интервью – разновидность метода опроса, сбор данных в форме устных ответов на вопросы, задаваемые исследователем респонденту при личном общении. По характеру вопросов можно выделить cледующие виды интервью: § Стандартизированное. Базируется преимущественно на закрытых вопросах § Глубинное. Основано на открытых вопросах. § Нарративное. Не предполагает собственно вопросов, а сводится к выслушиванию и записи рассказа опрашиваемого на заданную исследователем тему. · Использование документальных источников. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото или видеопленке. В зависимости от статуса документального источника выделяются официальные и неофициальные источники. «Золотое правило» в работе с документами – четко отличать описания событий и их оценку. Выделяют качественный метод анализа документов – обнаружение неявных смысловых структур при помощи так называемого дискурсного анализа («психоанализ текста») и количественный метод – контент-анализ – это создание статистической модели большого массива стандартных документов, отражающих исследуемые социальные явления и процессы. В качестве таких стандартных документов в современной социологии рассматривается масс-медиа. · Жизнеописания состоят из биографического материала, собранного об отдельных лицах, как правило, в виде воспоминаний самих этих людей. Для расширения и проверки достоверности информации, предоставляемой лицами, обычно используются письма, отчеты того времени и газетные описания. · Исторический анализ. Исследования устной истории подразумевают взятие у людей интервью о событиях, свидетелями которых они стали. Социальные законы.
Если раньше исследователи считали, что социология - наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон - это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и направление социального развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем понимании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали проверки. В социологии выделяют пять категорий социальных законов: 1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения. 2. Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства. 3. Законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования. 4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов. 5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами. Формулировкой и лозунгом объективного исследования законов социологии является: "знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать". По мнению Конта, величайшее достижение XIX столетия: "Доказав существование непреложных законов также относительно этих двух классов явлений (социологии и морали. Л. А.) путем предварительной систематизации всего прошлого человечества, современный ум завершит свое трудное предприятие, поднявшись на единственную точку зрения, откуда можно все обнять взором, построить свой окончательный образ мыслей". Сен-Симон: заслуга его состоит в ясно и отчетливо формулированной мысли, что социальная жизнь имеет свои непреложные законы и что она может и должна, поэтому, стать областью строго научного наблюдения и исследования. (стремление к монизму, т.-е. исканию общего, об'единяющего начала законов природы и истории человечества с точки зрения развития.) История и социология. История, подобно социологии, стремится находить, реконструировать, расшифровывать и сохранять представления и данные о минувшем. Принципиальная разница сводится к тому, что социология лишена возможности непосредственного обращения к ушедшим людям, реалиям прошлого. Социологи концентрируются на настоящем, хотя уже на следующий день эти данные становятся историей. Близость предопределена тем, что история в своей преобладающей части занимается исследованием действий человека, групп, народов и масс, то есть социальных действий. Конт исходил из того, что исторический и сравнительно-исторический подходы являются общенаучными. «социология как история без имен и дат». Когда социологическая наука только появилось, она стала конкурировать с историей, что дало им импульс к развитию и взаимообогащению. Так, с 19 века история меняет свои исследовательские интересы: складывается новое направление исторической мысли – социальная история, которая рассматривает примерно те же проблемы, которые исследует социология. В 20 веке историки осваивали исследовательские методы (контент-анализ, построение моделей и др), выработанные социологией, а также терминологию и понятийный аппарат. Социология стала избавляться от глобольных – историко-эколюционных схем, которые представляли собой попытки выявить общие закономерности в развития челвоечества. Ковалевский М.М. использовал исторические данные в своих работах – сравнительно-исторический анализ государственного и частного права. Сорокин оперировал энциклопедическими знаниями о прошлом, специально занимался теорией социально-исторического процесса. Сочетание истории и социологии проявилось в рождении истории социологии, как отрасли научного знания. Взаимодействие проявляется и в том, что социологу необходимо знать историю исследуемого общественного института, организации или же знать жизненный путь интервьюируемого человека. Также нужно знать историю изучения конкретных проблем, исследуемых социологией. Более того, существует историческая социология – это часть социологического знания, обеспечивающая социологическими методами единство анализа прошлого, настоящего и будущего в применении к исследуемому объекту. С начала 21 века констатируется историзация социологии. Социология и философия. Согласно Платону, философия – познание сущего, согласно Аристотелю – это исследование причин и принципов вещей, в трактовке Эпикура – философия есть путь для достижения счастья путем разума. Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия (Степин В.С). Практически все науки сформировались и выросли в недрах философии. =>Универсальность философского знания. Философия предлагает универсальные гносеологические модели, которые осваиваются науками. Она играет методологическую роль по отношению ко всем наукам. Социология также уделяет огромное внимание методологии и методам познания. Эти две науки имеют много точек соприкосновения, их социальные функции сходны, особенно там, где дело касается социальной философии и теоретической социологии. Зомбарт: «Под социологией в самом широком смысле слова понимается всякого рода познание человеческого общежития, то есть человеческой культуры или истории человечества». Он говорит и о философской социологии, к области которой относится «всякое учение об обществе, переходящее за границы опыта, как-то: всякого рода теории о принципах развития человечества, о сущности того или иного явления культуры, об определяющих историю факторах и тому подобные теории, на которых лежит метаисторическая печать». Также социологию можно определить как некую «совокупность познавательных практик, направленных на изучение социальной реальности (социума) и механизмов действия социальности в различных ее проявлениях». Единство философского и социологического знания проявляется в том, что многие выводы и постулаты философии близки выводам и постулатам теоретической социологии, теории и методологии социологической науки, что, однако, не означает их идентичности или тождественности. Философия дает представление о картине мира, природы и общество, показывает происхождение тех или иных процессов или явлений, создает идеальные теоретические модели, игнорируя частности, то социология, обладая как общенаучными, так и специфическими методами познания, стремится ответить на вопросы «что делать», «как и каким образом действовать», показывает качество изменений социальной реальности. Роднит социологию и философию общность категорий: вселенная, цивилизация, мир, общество, культура, человек и т.д. Но акценты ставятся разные: философия рассматривает их как объект тщательного анализа, то для социологии это фон, условия, среда, в которой происходят интересующие ее процессы, происходят события, олицетворяющие интересы и потребности людей, социальных групп, классов, государств и обществ. Происходит взаимное обогащение философского и социологического знания, когда логика теории познания дополняется и уточняется информацией, получаемой методами социологии. Философия – мировоззрение, которое определяет места и роли человека в мире, то социология сосредотачивает свое внимание на отношении человека с этим миром. Философия претендует на трактовку смысла мира и смысла человеческого существования, но социология нацелена на изучение понимания людьми своих целей, интересов, потребностей, мотивов в реальных социальных ситуациях. Философская мысль показывает логику познания, исходя из гносеологических, онтологических и аксиологических принципов познания, то теоретические постулаты социологии можно перевести на язык методологии, получить возможность операционализации понятий, которые используются в эмпирических, прикладных исследованиях. Социальная философия и социология имеют одинаковый объект познания – общества, но разные методы. Первая стремится выделить общие закономерности функционирования общества, тенденции его развития, то социология «изучает общество в человеке и человека в обществе» (Бергер). => поиск специфических особенностей. Более того, современная социальная философия рассматривает общество как систему, состоящую из 4 сфер: экономической, политической, социальной, духовной. Социология тоже следует этой логике. Между социологией и философией существуют методологические различия материального и идеального. В обеих науках огромное место занимает анализ и интерпретация процессов, происходящих в общественном сознании. Социология оперирует понятиями «социальное время», в то время как философия использует «время», «социальное производство» - производство, «социальное пространство» и т.д. Понятие социализации. Социализация – процесс, в ходе которого дети или другие члены общества учатся жить в этом обществе. Социализация является основным способом передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Это адаптационный процесс, в ходе которого ребенок постепенно начинает осознавать себя. Социализация – процесс становления и развития личности, основанный на усвоении, принятии, понимании и осознании индивидом на протяжении всей жизни определенных образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и культурных ценностей, способствующих вхождению человека в социальную жизнь и успешному функционированию в ней. Полная социализация – полное соответствие требованиям своей социальной группы и успешное выполнение тех функций, которые ставит данное социальное сообщество перед каждым своим членом. Неполная социализация свидетельствует, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то их частью. Односторонняя социализация - в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека. При актуальной социализации объем и содержание социального значия и культуры полностью соответсвуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Непрерывная социализация - существует всегда (есть редкие исключения). Э.Эриксон рассматривал социализацию как постоянный рост, как процесс, который длится всю жизнь. Агенты социализации – группы или социальное окружение, в которых протекают наиболее значительные процессы социализации. Первичная социализация происходит в младенчестве, когда у человека идет интенсивный процесс култтурного образования. Агентом социализации здесь выступает, прежде всего, семья. Вторичная социализация происходит в позднем детстве и зрелые годы. Сопровождается отчуждением у семью ряда воспитательных функций, которые переходят к другим институтам социализации: школе, сверстникам, СМИ и т.п.
60. Социологические издания в России (журналы, периодические издания) В мире сегодня ок. 2000 социологических журналов. В России сегодня по статисике около 10 журналов (в советское время несколько, в основном, «Социс»).
Этика Социолога В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики научных исследований и использования их результатов в общественной практике. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми ученые руководствуются в своей профессиональной деятельности. В современных условиях социолог как представитель профессионального сообщества должен нести личную моральную ответственность за взаимоотношения с различными субъектами, с которыми необходимо вступать в контакты при осуществлении профессиональной деятельности.(К примеру,социолог вступает во взаимодействие с обществом, представляемым а) ретрансляторами информации (журналисты, политики, политологи, комментаторы), б) потребителями информации (специалисты, апеллирующие к результатам социологических исследований) в) с населением как носителем общественного мнения г) властными структурами и идеологическими институтами, заинтересованными в тенденциозной информации Также с соисполнителями в конкретных проектах; с респондентами; с заказчиками; с профессиональным сообществом;
Правила работы и этические нормы социолога (ИСПИ РАН) ("Институт социально-политических исследований РАН")
Общие правила:
1. В своей практической деятельности социолог должен руководствоваться высоким чувством социальной ответственности, помнить о том, что его рекомендации, выводы, действия могут оказать существенное влияние на жизнь индивидов, социальных групп и общества в целом. Социолог обязан предотвратить ситуации, когда его персональный авторитет может быть использован во зло. 2. При проведении любого исследования социолог должен исходить из принципов объективности, ориентироваться на высокие профессиональные стандарты, не допускать искажения истины ни при каких обстоятельствах. 3. При проведении конкретного исследования, в целях получения наиболее достоверных данных социолог должен четко определить свои задачи, рамки предстоящей работы в соответствии со своим опытом, индивидуальными возможностями, должностными функциями, применяемыми методиками. 4. При проведении исследования социолог обязан соблюдать беспристрастность и точность, предоставлять информацию в полном объеме без изъятия каких-либо фактов, давать сведения о методиках исследования и расшифровку данных. 5. При выполнении конкретного исследовательского задания социолог должен строго соблюдать сроки, установленные финансирующим органом, вплоть до предоставления документального отчета. 6. При проведении опросов, анкетирования и т.п. социолог не может давать какие-либо гарантии респондентам, группам или организациям, брать на себя какие бы то ни было обязательства перед ними. Не имея на то специальных полномочий. 7. Практикой работы социологов должен стать своевременный и беспрепятственный обмен информацией о результатах и методах проведенных исследований (с соответствующей документацией). Исключения составляют случаи, когда заказчик или сам исследователь заявляет свои права на секретность информации. Обмен данными проводиться в рамках предусмотренных расценок. 8. Социолог обязан способствовать широкому распространению информации о результатах исследования, за исключением тех случаев, когда это может быть использовано в ущерб заказчику или участнику исследования. 9. Социолог не имеет права заключать контракт на выполнение исследовательских заданий и получать какие-либо вознаграждения в нарушение правил и норм данного Кодекса. В случае, если подобное нарушение выявиться в ходе уже начатой работы, социолог обязан отказаться от дальнейшего участия в ней. 10. В случае, если в исследовании примет участие несколько социологов (возможно, с привлечение студентов и аспирантов), между ними должна быть достигнута договоренность о разделении функций, обязанностей и прав (включая авторское право), о доступе к полученной информации и форме оплаты. Такая договоренность должна быть документально зафиксирована. Решение о внесении каких-либо изменений в документ должно приниматься коллегиально. 11. При обнародовании результатов конкретного исследования социолог должен указать все источники финансирования данной работы. 12. Социолог должен избегать профессиональных конфликтов, способных повлиять на эффективность проводимых исследований, или же, в случае подобного конфликта, обеспечить защиту интересов заказчика и участников исследования.
В отношении авторства публикаций социологического характера
1. При публикации результатов исследования социолог обязан указать всех его участников, включая студентов и аспирантов, если они не зарегистрированы специальным протоколом. Заявление об авторстве должны точно отражать вклад каждого из участников в процесс исследования и обработки полученных данных. 2. Данные материалы, цитируемые дословно и заимствованные из опубликованных или неопубликованных работ других специалистов, должны сопровождаться ссылками на автора. Обязательна ссылка на идеи, даже если они не цитируются дословно.
При непосредственном контакте с респондентами
В ходе конкретного исследования (опроса, анкетирования) социолог обязан проявлять в отношении респондентов глубокий такт и внимание, не позволять себе демонстрировать собственного превосходства в чем бы то ни было, избегая таким образом возможных конфликтов или недоброжелательства, что само по себе приводит, как правило, к снижению эффективности проводимой исследовательской работы. Социолог не должен механически следовать требованиям научного метода, он обязан считаться с положением, в котором находятся респонденты. Необходимо помнит, что действия социолога могут подорвать доверие респондентов и сузить или же полностью заблокировать доступ следующих исследователей к целой социальной группе в будущем. 1. Социолог обязан поставить респондентов в известность о подлинных целях проводимого исследования. Он не имеет права получить обманным путем или пользуясь своим служебным положением сведения, которые могут быть использованы в чьих бы то ни было интересах. 2. Информация о субъектах исследования, полученная из открытых для широкого ознакомления отчетов, не может в дальнейшем приобрести характер секретной, независимо от желания заказчика или какой-либо заинтересованной организации. 3. Социолог должен исходить из права респондентов на анонимность информации. 4. В случае, если в ходе социологического исследования респондент может быть подвергнут хотя бы малейшему риску, социолог обязан уведомить его об этом заранее и получить согласие на проведение подобного исследования. 5. Конфиденциальная информация, полученная в результате исследования, должна сохранять конфиденциальный характер. Социолог не имеет права использовать ее для каких бы то ни было целей, не известных респондентам. Обязанность сохранять секретность относиться ко всем членам исследовательской группы, имеющим доступ к такого рода информации, включая интервьюеров, кодировщиков, технического персонала. Администрация и руководители исследовательских групп обязаны заранее ставить в известность об этом всех сотрудников и, по возможности, ограничивать доступ к секретной информации. 6. Социолог должен выработать специальную тактику, проявлять повышенную осторожность в отношении респондентов при проведении анкетирования в группах. Имеющих низкий социальный статус, включающих малограмотных и незнакомых с социологическими исследованиями. В случае повышенной угрозы раскрытия анонимности информации, полученной от таких респондентов, для предотвращения подобной ситуации социолог должен использовать различные средства и приемы, имеющиеся в его расположении. 7. Нормой при оформлении соответствующей документации должно стать перечисление всех сотрудников, принимающих участие в исследовании, за исключением случаев, когда это может принести вред кому-либо из них или противоречит их желанию остаться анонимными. 8. Социолог должен строить план своего исследования и использовать технику сбора информации в соответствии с законами, охраняющими права человека. 9. Социолог должен согласовывать свои действия сов семи требованиями официальных властей, которые имеют отношение к проведению исследования, осуществлять все мероприятия с их согласия при соответствующем надзоре со стороны.
Методы социологических исследований. Методологией называют систему принципов научного исследования. · Полевая работа (прямое наблюдение) – это непосредственное изучение людей или групп в течение определенного срока времени с применением включенного наблюдения или интервью для изучения социального поведения, прямая регистрация событий очевидцем. Выделяют также и простое наблюдение – регистрация не «извне», а «со стороны». При методе включенного наблюдения исследователь явно или неявно соучаствует в повседневной жизни людей в течение достаточно продолжительного времени, наблюдая за происходящим, прислушиваясь к сказанному и задавая вопросы. Происходит исследование «изнутри». Полевую работу часто называют типом качественного исследования. Полевая работа, однако, имеет ряд ограничений: возможность изучать только определенную группу. По степени формализованности выделяют неконтролируемое наблюдение (исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом) и контролируемое (исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре). · Лабораторные наблюдения. В экспериментальной ситуации. Эксперимент можно определить как попытку протестировать некую гипотезу при строго контролируемых условиях, установленных ученым. В социологии сфера,поддающаяся экспериментированию, остается довольно узкой. Эффект Готорна – люди знают, что их изучают, поэтому могут вести себя неестественно. · Опросы – количественный метод.Опросы направлены на сбор данных, которые, для выяснения моделей и закономерностей чего-либо, можно проанализировать с помощью статистики. Исследования с применением опросов, как правило, дают менее подробную информацию, но ее можно применять более широко. o Анкетирование – разновидность метода опроса, сбора данных в виде письменных ответов, которые фиксируются спрашиваемым (респондентом), в специально изготовленном опроснике – анкете. Группу опрашиваемых или изучаемых лиц социологи называют совокупностью. Существует два типа анкет: § анкеты с закрытыми типами вопросов. Легки для обработки, но не дают возможности выразить нюансы той или иной точки зрения, они лишены вербальной выразительности и т.д. § анкеты с открытыми типами вопросов. Респонденты не ограничены ответом, но отсутствие стандартизации осложняет процесс статистического сопоставления. В зависимости от выпонляемой функции выделяют следующие виды вопросов: § вводные (контактные) призваны сконцентрировать внимание респондента на проблемах, которым посвящена анкета, и сформировать у него готовность отвечать на вопросы по тематике исследования. § вопросы-«фильтры» нацелены на определение того, в какой степени данный респондент может быть источником информации по данной тематике и какие из вопросов анкеты следует ему адресовать. § основные (содержательные) направлены на получение информации собственно по предмету исследования § социально-демографические («паспортные») ориентированы на получение информации о возрасте, поле, образовании, роде занятий респондента и других характеристиках, степень влияние которых на характеры ответов на основные вопросы анкеты желает установить исследователь. ҉ Пилотное исследование – пробный прогон, при котором анкета заполняется небольшим количеством людей. ҉ Выборка. Когда исследователю интересны характеристики большого числа людей, но непосредственно всех изучить не представляется возможным, исследователь изучает небольшую долю из общего числа людей. Если выборка составлена грамотно, то полученные результаты от части населения можно будет обобщить по отношению ко всему населению. Таким образом, выборка должны бsnm репрезентативной: группа изучаемых лиц должна быть типичной для всего населения. Важной процедурой при определении репрезентативности является случайный отбор, при котором выборка составляется таким образом, что каждый представитель общей совокупности населения имеет одинаковую степень вероятности попасть в нее. o Интервью – разновидность метода опроса, сбор данных в форме устных ответов на вопросы, задаваемые исследователем респонденту при личном общении. По характеру вопросов можно выделить cледующие виды интервью: § Стандартизированное. Базируется преимущественно на закрытых вопросах § Глубинное. Основано на открытых вопросах. § Нарративное. Не предполагает собственно вопросов, а сводится к выслушиванию и записи рассказа опрашиваемого на заданную исследователем тему. · Использование документальных источников. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото или видеопленке. В зависимости от статуса документального источника выделяются официальные и неофициальные источники. «Золотое правило» в работе с документами – четко отличать описания событий и их оценку. Выделяют качественный метод анализа документов – обнаружение неявных смысловых структур при помощи так называемого дискурсного анализа («психоанализ текста») и количественный метод – контент-анализ – это создание статистической модели большого массива стандартных документов, отражающих исследуемые социальные явления и процессы. В качестве таких стандартных документов в современной социологии рассматривается масс-медиа. · Жизнеописания состоят из биографического материала, собранного об отдельных лицах, как правило, в виде воспоминаний самих этих людей. Для расширения и проверки достоверности информации, предоставляемой лицами, обычно используются письма, отчеты того времени и газетные описания. · Исторический анализ. Исследования устной истории подразумевают взятие у людей интервью о событиях, свидетелями которых они стали. Социальные законы.
Если раньше исследователи считали, что социология - наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон - это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и направление социального развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем понимании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали проверки. В социологии выделяют пять категорий социальных законов: 1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения. 2. Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требуе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.017 с.) |