Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция социального действия М. Вебера.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами. Вебер выделяет четыре типа социального действия: 1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей; 2. ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха; 3. аффективное — определяется эмоциями; 4. традиционное — определяется традицией или привычкой Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Позитивисткая социология О.Конта. О. Конт (1798–1857) – французский философ, социолог, основатель социологии как науки. Он основал позитивизм – как течение общественной мысли. Позитивное, по Конту, значит положительное, т. е. полезное для общества, пригодное для практического использования, конкретное и точное знание. Конт считал, что разрозненные знания об обществе, находившиеся в различных науках, надо свести в единую науку, которую и назвал «социология». По О. Конту, история общества – это история человеческого духа. Он разделил историю на три этапа, в зависимости от типа мышления, господствующего в каждой из эпох: 1) мифическая эпоха; 2) метафизическая эпоха – господство абстрактного мышления; 3) эпоха позитивизма (времена О. Конта). Конт ввел систему наук, которая представляла собой иерархию, т. е. восхождение человеческого мышления от самых простых форм к самым сложным. Каждая последующая наука развивалась, опираясь на предыдущую. В основании предложенной Контом пирамиды лежит математика, затем – астрономия, физика, химия, биология, а на вершине – социология. Для Конта социология – это конкретная наука об обществе, которая опирается на законы физики, биологии, математики. А законы мира едины для природы и для общества. В социологическом анализе Конт выделил два подхода: 1) социальная статика (изучение социального порядка); 2) социальная динамика (исследование социальных процессов и социальных изменений). Основой общества является всеобщее согласие, солидарность. Сущностью социальной динамики является социальный прогресс. Основными методами позитивизма являются наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический анализ. Законы общества имеют естественноисторический характер. Социологию Конт пытался превратить в практическую науку преобразования общества. О понятии социальный институт. В отличие от экономики и права, этот термин в социологии охватывает широкий диапазон общественных отношений олицетворением социальных связей. Веблен Т. определял институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Институт – устоявшийся, организованный способ действия, регулярно воспроизводящий в повседневной жизнедеятельность людей (Макивер, Берштедт). Это бихевиористский подход. Другие концентрируют свое внимание на образцах и правилах поведения людей, полагая, что они и предстают в обществе как институты. (У.Томас, Ф.Знанецкий). Парсонс уточнил данную позицию – эти образцы должны приобрести статус нормы, т.е. должны быть законными о ожидаемыми большинством. => аксиологически-нормативный подход (Осипов, Волков). Функциональный подход отводит институту социальную роль, направленную на выполнение определенных важных социальных функций (Гидденс, Фролов). Организационный подход рассматривает институт как объединение людей, совместно реализующих какие-то цели с помощью необходимых, продуманных средств (Пригожин, Красовский, Щербина). Понятие института становится схожим с понятием формальной организации. Еще один подход в качестве одного критерия принимает происхождение института. Тогда, социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполяющих общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. (Веблен). Таким образом, социальный институт – относительно устойчивый тип и форма общественной жизни, посредством которых организуются стабильные отношения и связи в рамках конкретного общества,части или всего человечества. Социальный институт состоит из базовых элементов: действующие лица (субъект и объект социального действия), побудительные силы (потребности, цели, задачи и мотивы), условия (материальная база), средства и результаты социального действия. Понятие социализации. Социализация – процесс, в ходе которого дети или другие члены общества учатся жить в этом обществе. Социализация является основным способом передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Это адаптационный процесс, в ходе которого ребенок постепенно начинает осознавать себя. Социализация – процесс становления и развития личности, основанный на усвоении, принятии, понимании и осознании индивидом на протяжении всей жизни определенных образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и культурных ценностей, способствующих вхождению человека в социальную жизнь и успешному функционированию в ней. Полная социализация – полное соответствие требованиям своей социальной группы и успешное выполнение тех функций, которые ставит данное социальное сообщество перед каждым своим членом. Неполная социализация свидетельствует, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то их частью. Односторонняя социализация - в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека. При актуальной социализации объем и содержание социального значия и культуры полностью соответсвуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Непрерывная социализация - существует всегда (есть редкие исключения). Э.Эриксон рассматривал социализацию как постоянный рост, как процесс, который длится всю жизнь. Агенты социализации – группы или социальное окружение, в которых протекают наиболее значительные процессы социализации. Первичная социализация происходит в младенчестве, когда у человека идет интенсивный процесс култтурного образования. Агентом социализации здесь выступает, прежде всего, семья. Вторичная социализация происходит в позднем детстве и зрелые годы. Сопровождается отчуждением у семью ряда воспитательных функций, которые переходят к другим институтам социализации: школе, сверстникам, СМИ и т.п.
60. Социологические издания в России (журналы, периодические издания) В мире сегодня ок. 2000 социологических журналов. В России сегодня по статисике около 10 журналов (в советское время несколько, в основном, «Социс»).
Этика Социолога В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики научных исследований и использования их результатов в общественной практике. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми ученые руководствуются в своей профессиональной деятельности. В современных условиях социолог как представитель профессионального сообщества должен нести личную моральную ответственность за взаимоотношения с различными субъектами, с которыми необходимо вступать в контакты при осуществлении профессиональной деятельности.(К примеру,социолог вступает во взаимодействие с обществом, представляемым а) ретрансляторами информации (журналисты, политики, политологи, комментаторы), б) потребителями информации (специалисты, апеллирующие к результатам социологических исследований) в) с населением как носителем общественного мнения г) властными структурами и идеологическими институтами, заинтересованными в тенденциозной информации Также с соисполнителями в конкретных проектах; с респондентами; с заказчиками; с профессиональным сообществом;
Правила работы и этические нормы социолога (ИСПИ РАН) ("Институт социально-политических исследований РАН")
Общие правила:
1. В своей практической деятельности социолог должен руководствоваться высоким чувством социальной ответственности, помнить о том, что его рекомендации, выводы, действия могут оказать существенное влияние на жизнь индивидов, социальных групп и общества в целом. Социолог обязан предотвратить ситуации, когда его персональный авторитет может быть использован во зло. 2. При проведении любого исследования социолог должен исходить из принципов объективности, ориентироваться на высокие профессиональные стандарты, не допускать искажения истины ни при каких обстоятельствах. 3. При проведении конкретного исследования, в целях получения наиболее достоверных данных социолог должен четко определить свои задачи, рамки предстоящей работы в соответствии со своим опытом, индивидуальными возможностями, должностными функциями, применяемыми методиками. 4. При проведении исследования социолог обязан соблюдать беспристрастность и точность, предоставлять информацию в полном объеме без изъятия каких-либо фактов, давать сведения о методиках исследования и расшифровку данных. 5. При выполнении конкретного исследовательского задания социолог должен строго соблюдать сроки, установленные финансирующим органом, вплоть до предоставления документального отчета. 6. При проведении опросов, анкетирования и т.п. социолог не может давать какие-либо гарантии респондентам, группам или организациям, брать на себя какие бы то ни было обязательства перед ними. Не имея на то специальных полномочий. 7. Практикой работы социологов должен стать своевременный и беспрепятственный обмен информацией о результатах и методах проведенных исследований (с соответствующей документацией). Исключения составляют случаи, когда заказчик или сам исследователь заявляет свои права на секретность информации. Обмен данными проводиться в рамках предусмотренных расценок. 8. Социолог обязан способствовать широкому распространению информации о результатах исследования, за исключением тех случаев, когда это может быть использовано в ущерб заказчику или участнику исследования. 9. Социолог не имеет права заключать контракт на выполнение исследовательских заданий и получать какие-либо вознаграждения в нарушение правил и норм данного Кодекса. В случае, если подобное нарушение выявиться в ходе уже начатой работы, социолог обязан отказаться от дальнейшего участия в ней. 10. В случае, если в исследовании примет участие несколько социологов (возможно, с привлечение студентов и аспирантов), между ними должна быть достигнута договоренность о разделении функций, обязанностей и прав (включая авторское право), о доступе к полученной информации и форме оплаты. Такая договоренность должна быть документально зафиксирована. Решение о внесении каких-либо изменений в документ должно приниматься коллегиально. 11. При обнародовании результатов конкретного исследования социолог должен указать все источники финансирования данной работы. 12. Социолог должен избегать профессиональных конфликтов, способных повлиять на эффективность проводимых исследований, или же, в случае подобного конфликта, обеспечить защиту интересов заказчика и участников исследования.
В отношении авторства публикаций социологического характера
1. При публикации результатов исследования социолог обязан указать всех его участников, включая студентов и аспирантов, если они не зарегистрированы специальным протоколом. Заявление об авторстве должны точно отражать вклад каждого из участников в процесс исследования и обработки полученных данных. 2. Данные материалы, цитируемые дословно и заимствованные из опубликованных или неопубликованных работ других специалистов, должны сопровождаться ссылками на автора. Обязательна ссылка на идеи, даже если они не цитируются дословно.
При непосредственном контакте с респондентами
В ходе конкретного исследования (опроса, анкетирования) социолог обязан проявлять в отношении респондентов глубокий такт и внимание, не позволять себе демонстрировать собственного превосходства в чем бы то ни было, избегая таким образом возможных конфликтов или недоброжелательства, что само по себе приводит, как правило, к снижению эффективности проводимой исследовательской работы. Социолог не должен механически следовать требованиям научного метода, он обязан считаться с положением, в котором находятся респонденты. Необходимо помнит, что действия социолога могут подорвать доверие респондентов и сузить или же полностью заблокировать доступ следующих исследователей к целой социальной группе в будущем. 1. Социолог обязан поставить респондентов в известность о подлинных целях проводимого исследования. Он не имеет права получить обманным путем или пользуясь своим служебным положением сведения, которые могут быть использованы в чьих бы то ни было интересах. 2. Информация о субъектах исследования, полученная из открытых для широкого ознакомления отчетов, не может в дальнейшем приобрести характер секретной, независимо от желания заказчика или какой-либо заинтересованной организации. 3. Социолог должен исходить из права респондентов на анонимность информации. 4. В случае, если в ходе социологического исследования респондент может быть подвергнут хотя бы малейшему риску, социолог обязан уведомить его об этом заранее и получить согласие на проведение подобного исследования. 5. Конфиденциальная информация, полученная в результате исследования, должна сохранять конфиденциальный характер. Социолог не имеет права использовать ее для каких бы то ни было целей, не известных респондентам. Обязанность сохранять секретность относиться ко всем членам исследовательской группы, имеющим доступ к такого рода информации, включая интервьюеров, кодировщиков, технического персонала. Администрация и руководители исследовательских групп обязаны заранее ставить в известность об этом всех сотрудников и, по возможности, ограничивать доступ к секретной информации. 6. Социолог должен выработать специальную тактику, проявлять повышенную осторожность в отношении респондентов при проведении анкетирования в группах. Имеющих низкий социальный статус, включающих малограмотных и незнакомых с социологическими исследованиями. В случае повышенной угрозы раскрытия анонимности информации, полученной от таких респондентов, для предотвращения подобной ситуации социолог должен использовать различные средства и приемы, имеющиеся в его расположении. 7. Нормой при оформлении соответствующей документации должно стать перечисление всех сотрудников, принимающих участие в исследовании, за исключением случаев, когда это может принести вред кому-либо из них или противоречит их желанию остаться анонимными. 8. Социолог должен строить план своего исследования и использовать технику сбора информации в соответствии с законами, охраняющими права человека. 9. Социолог должен согласовывать свои действия сов семи требованиями официальных властей, которые имеют отношение к проведению исследования, осуществлять все мероприятия с их согласия при соответствующем надзоре со стороны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.161 (0.01 с.) |