![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра социологии и политологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра социологии и политологии
Учебно-методическое пособие по изучению курса «Социология»
Составители: А.И. Верецкая, А.П. Дьяков, Ю.Б. Матюшина
ВОРОНЕЖ
Утверждено Научно-методическим советом исторического факультета ВГУ протокол № 5 от 24 мая 2007 года
Составители: А.И. Верецкая, А.П. Дьяков, Ю.Б. Матюшина
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социологии и политологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов всех факультетов ВГУ, изучающих курс «Социология»
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель курса: развитие познавательной активности, творческое освоение научных категорий, развитие у будущих специалистов потребности и способности анализировать сложные социальные процессы и явления.
Задачи курса: - дать студентам знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику и роль в системе социально-гуманитарных наук; - помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа сложных социальных процессов и явлений; - способствовать подготовке широко образованных специалистов, обладающих активной гражданской позицией в условиях трансформирующегося российского общества.
Требования к уровню освоения содержания курса: · знать объект, предмет и методологию социологической науки; · освоить основные социологические категории и их характеристики; · владеть навыками социологического анализа, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности; · уметь дать характеристику обществу как многомерной социальной системе, роли социальных институтов в функционировании развития общества; · знать основные социокультурные особенности и проблемы развития российского общества; · понять специфику социологического анализа культуры как ценностно-нормативной системы; · иметь представление о социологическом подходе к личности, о факторах ее формирования в процессе социализации; · знать источники социальных конфликтов, кризисов и способы их разрешения; · получить представление об особенностях современной цивилизации, глобализации социокультурных процессов в современном мире.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (посмотреть, исходя из факультетов)
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Специфика социального познания общества. Социология как наука о социальных отношениях и социальных процессах, о поведении людей в социальных структурах, о становлении, эволюции и кризисах социальных систем. Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические, отраслевые теории. Макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология. Мировое человеческое сообщество как объект мегасоциологии. Основные методы социологической науки. Научные и социальные функции социологии. Место социологии в системе социально-гуманитарных и естественных наук. Роль социологии в повышении культуры социального мышления и совершенствования социальной практики.
Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки. Основоположники социологии. Позитивизм О. Конта. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Западноевропейская классическая социология (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Социологическая мысль в России в ХIХ - начале ХХ вв. Субъективное, психологическое и марксистское направления. Интегральная социология П.А. Сорокина. Теоретические ориентации в социологии, сформировавшиеся в ХIХ-ХХ вв.: психологическое направление, бихевиоризм, структурный функционализм, символический интеракционизм. Социологические исследования и социологические теории в 1920-х гг. Кризис социологии (30-50 гг. ХХ века). Возрождение отечественной социологии (1950-60 гг.). Современное состояние отечественной социологии. Особенности современного этапа развития социологии. Сдвиг в сторону неклассической социальной методологии. Консолидация мирового социологического знания. Теоретические традиции и исследовательские техники в основных направлениях современной социологии: неопозитивизм), неомарксизм, понимающая социология, феноменология). Социологическая мысль в России в последние десятилетия.
Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Понятие методологии и методики в социологическом исследовании. Факт и его интерпретация в социологии. Его роль в объяснении и построении теории. Понятие социального факта. Программа социологического исследования, ее задачи и функции. Проблемы измерения в социологии. Типы и виды шкал, применяемых в социологическом исследовании (номинальные, ранговые, интервальные). Выборочные методы в социологии. Типы и виды выборок. Основные понятия выборочного метода: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность, объем выборки. Основные методы сбора социологической информации. Соотношение качественных и количественных методов. Особенности метода наблюдения в социологии. Специфика применения метода анализа документов в социологических исследованиях. Контент-анализ документов. Опросные методы в социологии и особенности их применения. Экспериментальные методы в социологии и их специфика. Сбор социологической информации с помощью метода фокус-групп: особенности организации и проведения. Особенности традиционного анализа документов, глубинного интервью. Метод экспертных оценок. Обработка и статистический анализ социологических данных. Обобщение и анализ. Разработка рекомендаций, представление результатов социологического исследования
Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Общие положения системного подхода. Понятие системы. Внутреннее строение системы: элемент, связь, целостность. Понятия, характеризующие функционирование системы: функция, равновесие, устойчивость, прямая и обратная связь. Понятия, описывающие развитие систем: генезис, становление, эволюция, кризис, распад. Система и подсистемы, система и среда. Специфика социальных систем. Понятия социальных связей, отношений взаимодействия. Общество как социальная макросистема. Методологические парадигмы изучения общества (структуралистская, функционалистская, историко-генетическая, конфликтологическая). Социетальная система и подсистемы. Взаимодействие экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества. Типология обществ: традиционное, открытое, закрытое, индустриальное, постиндустриальное. Понятие гражданского общества.
Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и группы как структурные элементы и субъекты социальных отношений. Классификация социальных общностей: классовые, национально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные как элементов социального пространства. Понятие “класс” в интерпретации различных социологических школ (марксистской, функционалистской и др.). Теории социальной стратификации. Понятие социальной стратификации. Концепции социальной стратификации М. Вебера, П. Сорокина, К. Девиса, У. Мура, Р. Мертона, Т. Парсонса. Соотношение понятий “класс” и “страта”. Классовая и стратификационная иерархия социального пространства. Типы социальных отношений. Социальная дифференциация и социальное расслоение. Проблемы социального неравенства, его оснований и типов. Взаимодействие социальных общностей и проблема целостности, устойчивости общества или социальной системы. Динамика классовых и стратификационных изменений в современных обществах. Социально-классовые и стратификационные процессы в современной России. Процессы мобильности как изменения социальных статусов людей. Горизонтальная и вертикальная мобильности. Многообразие проявления мобильности в различных сферах жизнедеятельности.
Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Молодежь как объект социального познания. Структура, функции, методы и основные этапы становления и развития социологии молодежи. Интерпретация проблем молодежи в отечественной и зарубежной социологии. Молодежь как социально-демографическая группа: возрастные и социально-психологические характеристики молодежи, ее социальный статус, динамика социальной мобильности. Социально-групповые, демографические, территориальные, профессиональные и другие признаки дифференциации молодежи. Взаимосвязь, преемственность, различия и противоречия во взаимоотношениях разновозрастных поколений. Проблема конфликта «отцов» и «детей» в социологии. Особенности взаимоотношений поколений в условиях трансформирующегося общества. Отрочество, юность и молодость как этапы социального, интеллектуального и духовно-нравственного развития личности. Особенности социализации молодежи в современном российском обществе. Влияние переходного процесса в России на формирование потребностей и интересов молодежи, мотивацию жизнедеятельности молодежи, ее ценностные ориентации, труд, образование, культуру и отношение к органам власти и государственной политике. Особенности и многообразие форм проявления молодежных субкультур. Актуальные проблемы государственной молодежной политики в современном российском обществе. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Социология: учебник / под ред. Ю.Г.Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 510 с. Комаров М.С. Социология: учеб. пособие для студ. вузов по специальности 020300 Социология / М.С.Комаров. – М.: Аспект-пресс, 2003. – 460 с. Кравченко А.И. Социология: учебник для студ. несоциологических специальностей естественнонаучных, технических и гуманитарных вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2003. – 431 с. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; отв. ред. Г.В.О Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2003. – 888 с. Социология: учебник для студ. вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 447 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясаева; под ред. С.А. Ерофеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 619 с. Американская социологическая мысль: Тексты: [хрестоматия] / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц; под общ. ред., предисл. В. И Добренькова; сост. Е. И. Кравченко. — М.: Изд. Междунар. Ун-та Бизнеса и Управления, 1996.— 556 с. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс-Универс, 1993. — 606 с. Бабосов Е.М. Прикладная социология / Е.М.Бабосов. – Минск: Высшая школа, 2000. – 437 с. Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: учеб. пособие / Л.А. Беляева.– М.: ГУ ВШЭ, 2004.— 405 c. Воронцов А.В. История социологии. ХIХ - начало ХХ века: в 2 ч.: учебное пособие для студ. вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. — (Учебник для вузов) Ч. 1: Западная социология.– 2005.– 423 с. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ - начало ХХ века: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов.– М.: ВЛАДОС, 2005. – Ч. 2: Русская социология.– 2005.– 477 с. Голенкова З.Т. История социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы: учеб. пособие для студ. вузов / З.Т. Голенкова, Н.П. Нарбут.– М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. – 234 с. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов / А.Б. Гофман.– 6-е изд., испр. – М.: Университет: Высш. шк., 2003.– 209 с. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – М.: Канон, 1996. – 430 с. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 492 с. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. — М.: КАНОН, 1995. – 349 с. История социологии (XIX - первая половина XX века). Кн. 1: учебник / В.И. Добреньков. — М.: ИНФРА-М, 2004. – 591 с. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / П. П. Гайденко, В. И. Добреньков, Л.Г. Ионин [и др.]. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2001. – 563 с. Немировский В.Г. История социологии: учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 318 с. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс – М.: Акад. проект, 2000. – 879 с. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 270 с. Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 2003. – 619 с. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е.И. Кукушкиной. – М.: Высш. шк., 2004. – 454 с. Словарь исторических и общественно-политических терминов / В.И. Васильев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 603 с. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Н. Смелзер – М.: Феникс, 1998. – 685 с. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с. Социология в России: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. – 694 с. Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный нацчно-общественный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю Семигин; Главный редактор В. Н Иванов. – М.: Мысль, 2003. – Т.1 – 694 с.; Т.2 – 863 с. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. Учеб пособие для вузов / Г.Г. Татарова. - М.: Наука, 1998. – 310 с. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методика / В.А. Ядов. - М.: Наука, 1995. – 370 с. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.
Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http//www.lib.vsu.ru) Библиотека РГИУ- (http://www.sbiblio.com.) Электронная библиотека Пермского государственного университета - (http://socioline.ru) Библиотека ГУМЕР – (http://www.gumer.info)
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Темы рефератов и докладов
1. Специфика социологического познания общества. 2. Место и роль социологии в системе современных общественных наук. 3. Проблемы соотношения эмпирической и теоретической социологии. 4. Роль конкретных социологически исследований в изучении общества. 5. Социальные функции социологии и их реализация в современных условиях. 6. Социология и социальные проблемы современности. 7. Теоретическая социология: ее цели и специфика. 8. Прикладная социология: ее цели и специфика. 9. Роль социологии в реформировании современного российского общества. 10. Социология и естественные науки: методологическое взаимодействие.
Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Что такое социология? Как знания, получаемые с ее помощью, можно применить в реальной жизни? 2. Почему социология является жизненной значимой наукой? На какие вопросы общественного и индивидуального бытия можно получить с ее помощью ответы? 3. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социологии. "…Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании" (Э. Дюркгейм). "Социология изучает явления и взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой" (П.А. Сорокин). "Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения" (В.А. Ядов). "Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ" (Э. Гидденс). "Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом" (Н. Смелзер). Какое определение, по Вашему мнению, является наиболее адекватным? Обоснуйте свое мнение. 4. Какую роль в познании общественных явлений играют конкретные социологические исследования? 5. Как Вы понимаете высказывание Ч. Миллза: "Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи"? 6. Охарактеризуйте основные элементы структуры социологического знания. 7. Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности. 8. Как соотносятся между собой теоретическая и эмпирическая социологии? 9. Каковы основные функции социологии? Раскройте их содержание. 10. Как социология взаимодействует с гуманитарными и естественными науками. 11. Студент А. является: пятикурсником вуза, баскетболистом, заботливым отцом трехлетней дочери, верным супругом. Его ролевое поведение (набор и характер осуществления социальных ролей) является объектом изучения: 1) микросоциологии; 2) макросоциологии; 3) теорий среднего уровня; 4) социологии отклоняющегося поведения.
Литература
Давыдов А.А. Системная социология – социология XXI века? / Давыдов А.А. // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 20 – 25. Кюэн Ш.-А. В каком состоянии находится социология? / Ш.-А. Кюэн // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 21 – 23. Подвойский Д.Г. «Публичная социология» в прошлом и настоящем: уточнение координат / Д.Г, Подвойский // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 13 – 23. Москвичев Л.Н. Этапы институционализации российской социологии / Л.Н. Москвичев // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 3 – 13. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке / Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 3 – 15. Захарова Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа / Ю.Захарова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. Т.1.- – № 1. – С. 147 – 161. Яницкий О.Н. Кризис и социология/ О.Н. Яницкий // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 3 – 13. Загрубский С.А. Какая социология нужна обществу? В продолжение темы/ С.А. Загрубский // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 132 – 138.
Темы рефератов 1. Предпосылки возникновения социологии. 2. Основные подходы к периодизации истории социологии. 3. Социальная доктрина и сущность структурно-функционального метода в социологии Г.Спенсера. 4. Роль Карла Маркса в развитии социологии. 5. Психологическое направление социологии. 6. Структурный функционализм в социологии. 7. Конфликтологическое направление в социологии. 8. Теории социального обмена. 9. Социология Э.Дюркгейма. 10. Макс Вебер и его социологическая концепция. 11. Социологическая концепция П.А.Сорокина. 12. Основные этапы развития русской социологической мысли в конце Х1Х - начале ХХ века. 13. Социологическая доктрина Н.Я.Данилевского. 14. Социологическая теория М.М.Ковалевского. 15. Марксистская социология в России (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин). 16. Исходные парадигмы русской социологии. 17. Особенности и основные этапы развития российской социологической мысли в ХХ веке. 18. Основные направления эмпирической социологии. Литература
Кодзима С. Восприятие работ М. Вебера в России начала XX в. и "веберовский ренессанс" конца XX в./ С.Кодзима // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 121–131. Кравченко С.А. Гуманистическая концепция Т.Лукмана и нелинейные реалии российского общества / С.А. Кравченко // Социологические исследования. – 2006. – № 8 – С. 3 –13. Буланова М.Б. В. М. Хвостов и социологическое образование в 1-м Московском университете (1917 - 1920 гг.) / М.Б. Буланова // Социологические исследования. – 2009. – № 11. – С. 134 – 137. Зотов А.А. Религия и религиозность в исследовании В. Парето и Дж. Ракка / А.А. Зотов // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 130 – 138. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / В.Ф.Коломийцев // Социологические исследования. – 2004. - № 1. – С. 37 – 44. Кукушкина Е.И Русская социология и западная наука (XIX – начало ХХ вв.) / Е.И. Кукушкина // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 113 – 119. Кокорев А.С. Проблемы общества и государства в социологии Б. Н. Чичерина и М. Вебера/ А.С. Кокорев // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 128 – 135. Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950 - 2000-е годы). Статья 2 / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 6 – 28. Здравомыслов А.Г. К вопросу о периодизации социологии в России/ А.Г. Здравомыслов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. –Т.10.- № 3. – С. 38 –51. Осипов Г.В. Возрождение российской социологии (60-90-е годы 20 века) / Г.В.Осипов // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 24 – 30. Титаренко Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса / Л.Г. Титаренко // Социологические исследования. – 2009. – № 1. – С. 16 – 24. Осипов Г.В. Отечественная социология: история и современность/ Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 8 – 15. Подвойский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки / Д.Г. Подвойский // Социологические исследования – 2005. – № 7. – С. 3 – 12. Семлали Ю. Штрихи к биографии и социологической доктрине Е.В. Де-Роберти / Ю. Семлали, Б.Л. Рубанов // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 139 – 148. Танчер В.В. Современная европейская социологическая мысль: ориентиры и тенденции/ В.В. Танчер // Социология:теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 2. – С. 210-212.
Литература (полсмотреть еще) Матовская А.В. Использование невербальной информации в личном интервью / А.В. Матовская // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 104 – 112. Мызников С.В. Социолингвистические факторы в социологическом опросе / С.В.Мызников // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 1. – С. 64 – 82. Мягков А.Ю. Объяснительные модели эффекта интервьюера. Опыт экспериментального тестирования / А.Ю. Мягков, И.В. Журавлева // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 85 – 97. Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод / Н.Н.Нохрина // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 118 –126. Паниотто В.И. Использование социологических исследований для контроля результатов выборов / В.И. Паниотто // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 3. – С. 70 – 75. Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа / А.В. Стрельникова // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 126 – 130. Мягкова А.Ю. Всегда ли респонденты говорят правду? Мета-анализ зарубежных источников/ А.Ю. Нарохина // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 20 –30. Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод / Н.Н.Нохрина // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 118 –126. Темы рефератов и докладов
1. Социальные системы и их типы. 2. Общество как целостная социокультурная система. 3. Теории социального расслоения (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, структурный функционализм). 4. Средние слои в современных обществах. 5. Социальная мобильность: показатели, каналы, ресурсы. 6. Понятие элиты и ее роль в обществе. 7. Маргинальные слои и группы населения. 8. Социально-демографическая структура общества и тенденции ее развития в России. 9. Стратификационные основания неравенства. 10. Этническое и расовое неравенство.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Раскройте содержание понятия "социальная структура общества". 2. Чем отличаются понятия "социальная стратификация" и "социальная дифференциация"? 3. Что означает понятие «стабильность социальной системы»? Каковы механизмы поддержания стабильности социальной системы? 4. Согласно представлениям К. Маркса, экономические отношения в обществе, в частности неравенство людей по отношению к средствам производства и производимым благам, имеют определяющее значение, а все остальные стороны социального неравенства являются производными от них. Действительно, экономическое положение человека тесно связано с его социальным статусом, политическим влиянием, культурными и образовательными возможностями. Можно ли считать экономическое неравенство определяющим фактором, влекущим за собой все другие виды неравенства? 5. Один богач никогда не подавал милостыни бедным, всегда повторяя поговорку: "Бог ему не дал, как же я могу ему дать". Можно ли расценивать эту поговорку как своего рода концептуальное оправдание социального неравенства. 6. Как Вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Образуют ли отдельный слой солдаты срочной службы? Безработные? 7. Подумайте: Существуют ли абсолютные эталоны для сравнения социального статуса, различных социальных групп и страт или оценка фактического неравенства полностью опосредована индивидуальным восприятием? Каким образом может, с Вашей точки зрения, варьироваться оценка социального статуса в зависимости от возраста, пола, семейного положения, уровня образования, доходов, национальности. К какой социальной страте Вы относите себя и свою семью? 8. Как вы понимаете следующее суждение: "Современное российское общество мощно поляризовано, дифференцировано и стратифицировано". 9. Какой статус относят к предписанному? а) водитель б) студент в) мужчина г) депутат 10. В США 12 % богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это пример проявления: а) социальной стабильности б) социальной мобильности в) социального кризиса г) социального неравенства
11. Установите соответствие между социальными группами и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. (шрифт обычный)
Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных _________(1). Конкретные групповые или индивидуальные _______________(2) признаны членами общества, и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ________(3) – распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение: экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ___________(4), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и __________(5) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального __________(6).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
Литература Алексеева Л.С. Бездомные как феномен социальной дискредитации / Л.С.Алексеева // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – С. 52 – 60. Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 23 – 33. Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 3 –15. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России / А.Л.Арефьев // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – С. 61 – 72. Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа / В.Х.Беленький // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 29 –36. Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России / Л.А. Беляева // Социологические исследования. – 2006. – № 9. – С. 52 – 62. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа / Л.А. Беляева // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 57 – 64. Ван Хайянь Трансформация социальной структуры общества в современном Китае / Ван Хайянь // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 50 – 53. Горшков М.К. Богатство и бедность в представлениях россиян / М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 16 – 21. Иванов В.Н. Социальное самочувствие россиян / В.Н.Иванов // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 1. – С. 73 – 79. Олейник Н.П. Возможен ли "средний класс" в сельских поселениях? Региональный срез / Н.П.Олейник // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 79 – 85. Осинский И.И. Бездомные - социальное дно общества / И.И. Осинский, И.М. Хабаева, И.Б. Балдаева // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 53 – 58. Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения / И.П. Попова // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 65 – 76. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения / Н.М. Римашевская // Социологические исследования. – 2004. – № 4. – С. 33 – 43. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. – 2004. – № 12. – С. 41 – 45. Седова И.Н. Потенциал трудовой мобильности / И.Н.Седова // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 2. – С. 93 – 97. Чинакова Л.И. Об отличительных признаках бедности и нищеты / Л.И. Чинакова // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 139 – 141. Матусевич В. Неконсистентный и маргинальный — два определения одного статуса/ В. Матусевич // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 2. – С. 104 – 112. Кесслер Г. Обнищание среднего класса в Аргентине: «новые бедные» в Латинской Америке. Резюме / Г. Кесслер, М.М. Вирхилио // Журнал социальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 403 – 407. Староверов В.И. Раскрестьянивание: социолого-политологический анализ/ В.И. Староверов // Социологические исследования. – 2010. – № 4. – С. 23 – 32. Патракова А. Социально-классовые позиции и ценностные ориентации / А. Патракова // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 169 – 185. Бова А. Доходы и притязания: сравнительное исследование в четырех европейских странах / А. Бова // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 158 – 168. Севастьянова А.Н.. Миф о среднем классе / А.Н. Севастьянова // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 146 – 150. Ястребов Г.А. Воспроизводство социально-профессиональных групп в современной России/ Г.А. Ястребов // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 116 – 140.
Литература Авраамова Е.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания / Е.М. Аврамова, А.А. Шабунова, Д.М. Логинов // Социологические исследования. – 2005. – № 9. – С. 98 – 103. Белова Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи/ Н.И. Белова // Социологические исследования. – 2008. – № 4. – С. 84 – 86. Андреев А.Л. Общество глазами студента: гражданская позиция российской учащейся молодежи / А.Л.Андреев // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2005. – № 1. – С. 68 – 71. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов / О.А.Большакова // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 136 – 139. Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. – 2006. - № 6. – С. 26 – 37. Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 99 –105. Зубок Ю.Л. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий / Ю.Л. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 3 7 – 46. Исхакова Н.Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Н.Р. Исхакова, Р.Р. Болгачев // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 103 – 106. Букин В.П. Самоидентификация провинциальной молодежи в контексте социально-статусной / В.П. Букин // Социологические исследования. – 2010. – № 3. – С. 93 – 100. Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М.В. Лисаускене // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 111 – 115. Гаврилюк В.В. Гопники как феномен в среде молодежи/ В.В. Гаврилюк // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 126 – 131. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В.А. Луков // Социологические исследования. – 2002. – № 10. – С. 79 – 87. Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р.К. Малинаускас // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С.134 –138. Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи / П.А.Михеев // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 91 – 95. Мкртчян Г.М. Стратификация молодеж
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.013 с.) |