Кафедра социологии и политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социологии и политологии



Кафедра социологии и политологии

 

Учебно-методическое пособие по изучению курса

«Социология»

 

Составители:

А.И. Верецкая,

А.П. Дьяков,

Ю.Б. Матюшина

 

 

ВОРОНЕЖ

 

Утверждено Научно-методическим советом исторического факультета ВГУ протокол № 5 от 24 мая 2007 года

 

 

Составители: А.И. Верецкая, А.П. Дьяков, Ю.Б. Матюшина

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социологии и политологии Воронежского государственного университета.

 

 

Рекомендуется для студентов всех факультетов ВГУ, изучающих курс «Социология»

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса: развитие познавательной активности, творческое освоение научных категорий, развитие у будущих специалистов потребности и способности анализировать сложные социальные процессы и явления.

 

Задачи курса:

- дать студентам знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику и роль в системе социально-гуманитарных наук;

- помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа сложных социальных процессов и явлений;

- способствовать подготовке широко образованных специалистов, обладающих активной гражданской позицией в условиях трансформирующегося российского общества.

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

· знать объект, предмет и методологию социологической науки;

· освоить основные социологические категории и их характеристики;

· владеть навыками социологического анализа, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности;

· уметь дать характеристику обществу как многомерной социальной системе, роли социальных институтов в функционировании развития общества;

· знать основные социокультурные особенности и проблемы развития российского общества;

· понять специфику социологического анализа культуры как ценностно-нормативной системы;

· иметь представление о социологическом подходе к личности, о факторах ее формирования в процессе социализации;

· знать источники социальных конфликтов, кризисов и способы их разрешения;

· получить представление об особенностях современной цивилизации, глобализации социокультурных процессов в современном мире.

 

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (посмотреть, исходя из факультетов)

Тема Лекции Семинары Самостоят. работа Форма контроля
1. Социология как наука       Опрос
2. История становления и развития социологии       Реферат
3. Методология и методика социологических исследований       Практическая работа
4. Общество как социальная система       Тестирование
5. Социальная структура и стратификация общества       Опрос
6. Социология молодежи       Круглый стол
7. Личность как социальная система       Опрос
8. Культура как ценностно-нормативная система       Опрос
9. Социальные институты и социальные организации       Круглый стол
10.Социальный процесс как взаимодействие социальных общностей и изменение социальной системы       Тестирование
11. Социальные конфликты и кризисы       Опрос
12. Девиантное поведение и социальный контроль       Опрос
13. Глобализация современных процессов       Реферат
Итого        

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Специфика социального познания общества. Социология как наука о социальных отношениях и социальных процессах, о поведении людей в социальных структурах, о становлении, эволюции и кризисах социальных систем.

Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические, отраслевые теории. Макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология. Мировое человеческое сообщество как объект мегасоциологии.

Основные методы социологической науки. Научные и социальные функции социологии.

Место социологии в системе социально-гуманитарных и естественных наук. Роль социологии в повышении культуры социального мышления и совершенствования социальной практики.

 

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИИ

 

Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки. Основоположники социологии. Позитивизм О. Конта. Эволюционная концепция Г. Спенсера.

Западноевропейская классическая социология (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

Социологическая мысль в России в ХIХ - начале ХХ вв. Субъективное, психологическое и марксистское направления. Интегральная социология П.А. Сорокина.

Теоретические ориентации в социологии, сформировавшиеся в ХIХ-ХХ вв.: психологическое направление, бихевиоризм, структурный функционализм, символический интеракционизм.

Социологические исследования и социологические теории в 1920-х гг. Кризис социологии (30-50 гг. ХХ века). Возрождение отечественной социологии (1950-60 гг.). Современное состояние отечественной социологии.

Особенности современного этапа развития социологии. Сдвиг в сторону неклассической социальной методологии. Консолидация мирового социологического знания. Теоретические традиции и исследовательские техники в основных направлениях современной социологии: неопозитивизм), неомарксизм, понимающая социология, феноменология).

Социологическая мысль в России в последние десятилетия.

 

 

Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Понятие методологии и методики в социологическом исследовании.

Факт и его интерпретация в социологии. Его роль в объяснении и построении теории. Понятие социального факта. Программа социологического исследования, ее задачи и функции.

Проблемы измерения в социологии. Типы и виды шкал, применяемых в социологическом исследовании (номинальные, ранговые, интервальные).

Выборочные методы в социологии. Типы и виды выборок. Основные понятия выборочного метода: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность, объем выборки.

Основные методы сбора социологической информации. Соотношение качественных и количественных методов. Особенности метода наблюдения в социологии. Специфика применения метода анализа документов в социологических исследованиях. Контент-анализ документов. Опросные методы в социологии и особенности их применения. Экспериментальные методы в социологии и их специфика.

Сбор социологической информации с помощью метода фокус-групп: особенности организации и проведения. Особенности традиционного анализа документов, глубинного интервью. Метод экспертных оценок.

Обработка и статистический анализ социологических данных. Обобщение и анализ. Разработка рекомендаций, представление результатов социологического исследования

 

Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Общие положения системного подхода. Понятие системы. Внутреннее строение системы: элемент, связь, целостность. Понятия, характеризующие функционирование системы: функция, равновесие, устойчивость, прямая и обратная связь. Понятия, описывающие развитие систем: генезис, становление, эволюция, кризис, распад. Система и подсистемы, система и среда.

Специфика социальных систем. Понятия социальных связей, отношений взаимодействия.

Общество как социальная макросистема. Методологические парадигмы изучения общества (структуралистская, функционалистская, историко-генетическая, конфликтологическая).

Социетальная система и подсистемы. Взаимодействие экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества.

Типология обществ: традиционное, открытое, закрытое, индустриальное, постиндустриальное. Понятие гражданского общества.

 

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ

СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

 

Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и группы как структурные элементы и субъекты социальных отношений. Классификация социальных общностей: классовые, национально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные как элементов социального пространства.

Понятие “класс” в интерпретации различных социологических школ (марксистской, функционалистской и др.).

Теории социальной стратификации. Понятие социальной стратификации. Концепции социальной стратификации М. Вебера, П. Сорокина, К. Девиса, У. Мура, Р. Мертона, Т. Парсонса.

Соотношение понятий “класс” и “страта”. Классовая и стратификационная иерархия социального пространства. Типы социальных отношений.

Социальная дифференциация и социальное расслоение. Проблемы социального неравенства, его оснований и типов.

Взаимодействие социальных общностей и проблема целостности, устойчивости общества или социальной системы.

Динамика классовых и стратификационных изменений в современных обществах. Социально-классовые и стратификационные процессы в современной России.

Процессы мобильности как изменения социальных статусов людей. Горизонтальная и вертикальная мобильности. Многообразие проявления мобильности в различных сферах жизнедеятельности.

 

Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Молодежь как объект социального познания. Структура, функции, методы и основные этапы становления и развития социологии молодежи.

Интерпретация проблем молодежи в отечественной и зарубежной социологии.

Молодежь как социально-демографическая группа: возрастные и социально-психологические характеристики молодежи, ее социальный статус, динамика социальной мобильности. Социально-групповые, демографические, территориальные, профессиональные и другие признаки дифференциации молодежи.

Взаимосвязь, преемственность, различия и противоречия во взаимоотношениях разновозрастных поколений. Проблема конфликта «отцов» и «детей» в социологии. Особенности взаимоотношений поколений в условиях трансформирующегося общества.

Отрочество, юность и молодость как этапы социального, интеллектуального и духовно-нравственного развития личности. Особенности социализации молодежи в современном российском обществе.

Влияние переходного процесса в России на формирование потребностей и интересов молодежи, мотивацию жизнедеятельности молодежи, ее ценностные ориентации, труд, образование, культуру и отношение к органам власти и государственной политике.

Особенности и многообразие форм проявления молодежных субкультур.

Актуальные проблемы государственной молодежной политики в современном российском обществе.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Социология: учебник / под ред. Ю.Г.Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 510 с.

Комаров М.С. Социология: учеб. пособие для студ. вузов по специальности 020300 Социология / М.С.Комаров. – М.: Аспект-пресс, 2003. – 460 с.

Кравченко А.И. Социология: учебник для студ. несоциологических специальностей естественнонаучных, технических и гуманитарных вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2003. – 431 с.

Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; отв. ред. Г.В.О Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2003. – 888 с.

Социология: учебник для студ. вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 447 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясаева; под ред. С.А. Ерофеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 619 с.

Американская социологическая мысль: Тексты: [хрестоматия] / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц; под общ. ред., предисл. В. И Добренькова; сост. Е. И. Кравченко. — М.: Изд. Междунар. Ун-та Бизнеса и Управления, 1996.— 556 с.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли / общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс-Универс, 1993. — 606 с.

Бабосов Е.М. Прикладная социология / Е.М.Бабосов. – Минск: Высшая школа, 2000. – 437 с.

Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: учеб. пособие / Л.А. Беляева.– М.: ГУ ВШЭ, 2004.— 405 c.

Воронцов А.В. История социологии. ХIХ - начало ХХ века: в 2 ч.: учебное пособие для студ. вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. — (Учебник для вузов) Ч. 1: Западная социология.– 2005.– 423 с.

Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ - начало ХХ века: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов.– М.: ВЛАДОС, 2005. – Ч. 2: Русская социология.– 2005.– 477 с.

Голенкова З.Т. История социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы: учеб. пособие для студ. вузов / З.Т. Голенкова, Н.П. Нарбут.– М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. – 234 с.

Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов / А.Б. Гофман.– 6-е изд., испр. – М.: Университет: Высш. шк., 2003.– 209 с.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – М.: Канон, 1996. – 430 с.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 492 с.

Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. — М.: КАНОН, 1995. – 349 с.

История социологии (XIX - первая половина XX века). Кн. 1: учебник / В.И. Добреньков. — М.: ИНФРА-М, 2004. – 591 с.

История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / П. П. Гайденко, В. И. Добреньков, Л.Г. Ионин [и др.]. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2001. – 563 с.

Немировский В.Г. История социологии: учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 318 с.

Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс – М.: Акад. проект, 2000. – 879 с.

Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 270 с.

Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 2003. – 619 с.

Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е.И. Кукушкиной. – М.: Высш. шк., 2004. – 454 с.

Словарь исторических и общественно-политических терминов / В.И. Васильев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 603 с.

Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Н. Смелзер – М.: Феникс, 1998. – 685 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

Социология в России: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. – 694 с.

Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный нацчно-общественный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю Семигин; Главный редактор В. Н Иванов. – М.: Мысль, 2003. – Т.1 – 694 с.; Т.2 – 863 с.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. Учеб пособие для вузов / Г.Г. Татарова. - М.: Наука, 1998. – 310 с.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методика / В.А. Ядов. - М.: Наука, 1995. – 370 с.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.

 

Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http//www.lib.vsu.ru)

Библиотека РГИУ- (http://www.sbiblio.com.)

Электронная библиотека Пермского государственного университета - (http://socioline.ru)

Библиотека ГУМЕР – (http://www.gumer.info)

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Специфика социологического познания общества.

2. Место и роль социологии в системе современных общественных наук.

3. Проблемы соотношения эмпирической и теоретической социологии.

4. Роль конкретных социологически исследований в изучении общества.

5. Социальные функции социологии и их реализация в современных условиях.

6. Социология и социальные проблемы современности.

7. Теоретическая социология: ее цели и специфика.

8. Прикладная социология: ее цели и специфика.

9. Роль социологии в реформировании современного российского общества.

10. Социология и естественные науки: методологическое взаимодействие.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Что такое социология? Как знания, получаемые с ее помощью, можно применить в реальной жизни?

2. Почему социология является жизненной значимой наукой? На какие вопросы общественного и индивидуального бытия можно получить с ее помощью ответы?

3. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социологии.

"…Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании" (Э. Дюркгейм).

"Социология изучает явления и взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой" (П.А. Сорокин).

"Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения" (В.А. Ядов).

"Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ" (Э. Гидденс).

"Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом" (Н. Смелзер).

Какое определение, по Вашему мнению, является наиболее адекватным? Обоснуйте свое мнение.

4. Какую роль в познании общественных явлений играют конкретные социологические исследования?

5. Как Вы понимаете высказывание Ч. Миллза: "Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи"?

6. Охарактеризуйте основные элементы структуры социологического знания.

7. Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности.

8. Как соотносятся между собой теоретическая и эмпирическая социологии?

9. Каковы основные функции социологии? Раскройте их содержание.

10. Как социология взаимодействует с гуманитарными и естественными науками.

11. Студент А. является: пятикурсником вуза, баскетболистом, заботливым отцом трехлетней дочери, верным супругом. Его ролевое поведение (набор и характер осуществления соци­альных ролей) является объектом изучения:

1) микросоциологии;

2) макросоциологии;

3) теорий среднего уровня;

4) социологии отклоняющегося поведения.

 

 

Литература

 

Давыдов А.А. Системная социология – социология XXI века? / Давыдов А.А. // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 20 – 25.

Кюэн Ш.-А. В каком состоянии находится социология? / Ш.-А. Кюэн // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 21 – 23.

Подвойский Д.Г. «Публичная социология» в прошлом и настоящем: уточнение координат / Д.Г, Подвойский // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 13 – 23.

Москвичев Л.Н. Этапы институционализации российской социологии / Л.Н. Москвичев // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 3 – 13.

Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке / Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 3 – 15.

Захарова Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа / Ю.Захарова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. Т.1.- – № 1. – С. 147 – 161.

Яницкий О.Н. Кризис и социология/ О.Н. Яницкий // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 3 – 13.

Загрубский С.А. Какая социология нужна обществу? В продолжение темы/ С.А. Загрубский // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 132 – 138.

 

 

Темы рефератов

1. Предпосылки возникновения социологии.

2. Основные подходы к периодизации истории социологии.

3. Социальная доктрина и сущность структурно-функционального метода в социологии Г.Спенсера.

4. Роль Карла Маркса в развитии социологии.

5. Психологическое направление социологии.

6. Структурный функционализм в социологии.

7. Конфликтологическое направление в социологии.

8. Теории социального обмена.

9. Социология Э.Дюркгейма.

10. Макс Вебер и его социологическая концепция.

11. Социологическая концепция П.А.Сорокина.

12. Основные этапы развития русской социологической мысли в конце Х1Х - начале ХХ века.

13. Социологическая доктрина Н.Я.Данилевского.

14. Социологическая теория М.М.Ковалевского.

15. Марксистская социология в России (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).

16. Исходные парадигмы русской социологии.

17. Особенности и основные этапы развития российской социологической мысли в ХХ веке.

18. Основные направления эмпирической социологии.

Литература

 

Кодзима С. Восприятие работ М. Вебера в России начала XX в. и "веберовский ренессанс" конца XX в./ С.Кодзима // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 121–131.

Кравченко С.А. Гуманистическая концепция Т.Лукмана и нелинейные реалии российского общества / С.А. Кравченко // Социологические исследования. – 2006. – № 8 – С. 3 –13.

Буланова М.Б. В. М. Хвостов и социологическое образование в 1-м Московском университете (1917 - 1920 гг.) / М.Б. Буланова // Социологические исследования. – 2009. – № 11. – С. 134 – 137.

Зотов А.А. Религия и религиозность в исследовании В. Парето и Дж. Ракка / А.А. Зотов // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 130 – 138.

Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / В.Ф.Коломийцев // Социологические исследования. – 2004. - № 1. – С. 37 – 44.

Кукушкина Е.И Русская социология и западная наука (XIX – начало ХХ вв.) / Е.И. Кукушкина // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 113 – 119.

Кокорев А.С. Проблемы общества и государства в социологии Б. Н. Чичерина и М. Вебера/ А.С. Кокорев // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 128 – 135.

Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950 - 2000-е годы). Статья 2 / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 6 – 28.

Здравомыслов А.Г. К вопросу о периодизации социологии в России/ А.Г. Здравомыслов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. –Т.10.- № 3. – С. 38 –51.

Осипов Г.В. Возрождение российской социологии (60-90-е годы 20 века) / Г.В.Осипов // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 24 – 30.

Титаренко Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса / Л.Г. Титаренко // Социологические исследования. – 2009. – № 1. – С. 16 – 24.

Осипов Г.В. Отечественная социология: история и современность/ Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 8 – 15.

Подвойский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки / Д.Г. Подвойский // Социологические исследования – 2005. – № 7. – С. 3 – 12.

Семлали Ю. Штрихи к биографии и социологической доктрине Е.В. Де-Роберти / Ю. Семлали, Б.Л. Рубанов // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 139 – 148.

Танчер В.В. Современная европейская социологическая мысль: ориентиры и тенденции/ В.В. Танчер // Социология:теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 2. – С. 210-212.

 

 

Литература (полсмотреть еще)

Матовская А.В. Использование невербальной информации в личном интервью / А.В. Матовская // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 104 – 112.

Мызников С.В. Социолингвистические факторы в социологическом опросе / С.В.Мызников // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 1. – С. 64 – 82.

Мягков А.Ю. Объяснительные модели эффекта интервьюера. Опыт экспериментального тестирования / А.Ю. Мягков, И.В. Журавлева // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 85 – 97.

Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод / Н.Н.Нохрина // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 118 –126.

Паниотто В.И. Использование социологических исследований для контроля результатов выборов / В.И. Паниотто // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 3. – С. 70 – 75.

Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа / А.В. Стрельникова // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 126 – 130.

Мягкова А.Ю. Всегда ли респонденты говорят правду? Мета-анализ зарубежных источников/ А.Ю. Нарохина // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 20 –30.

Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод / Н.Н.Нохрина // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 118 –126.

Темы рефератов и докладов

 

1. Социальные системы и их типы.

2. Общество как целостная социокультурная система.

3. Теории социального расслоения (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, структурный функционализм).

4. Средние слои в современных обществах.

5. Социальная мобильность: показатели, каналы, ресурсы.

6. Понятие элиты и ее роль в обществе.

7. Маргинальные слои и группы населения.

8. Социально-демографическая структура общества и тенденции ее развития в России.

9. Стратификационные основания неравенства.

10. Этническое и расовое неравенство.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

 

1. Раскройте содержание понятия "социальная структура общества".

2. Чем отличаются понятия "социальная стратификация" и "социальная дифференциация"?

3. Что означает понятие «стабильность социальной системы»? Каковы механизмы поддержания стабильности социальной системы?

4. Согласно представлениям К. Маркса, экономические отношения в обществе, в частности неравенство людей по отношению к средствам производства и производимым благам, имеют определяющее значение, а все остальные стороны социального неравенства являются производными от них. Действительно, экономическое положение человека тесно связано с его социальным статусом, политическим влиянием, культурными и образовательными возможностями. Можно ли считать экономическое неравенство определяющим фактором, влекущим за собой все другие виды неравенства?

5. Один богач никогда не подавал милостыни бедным, всегда повторяя поговорку: "Бог ему не дал, как же я могу ему дать". Можно ли расценивать эту поговорку как своего рода концептуальное оправдание социального неравенства.

6. Как Вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Образуют ли отдельный слой солдаты срочной службы? Безработные?

7. Подумайте:

Существуют ли абсолютные эталоны для сравнения социального статуса, различных социальных групп и страт или оценка фактического неравенства полностью опосредована индивидуальным восприятием?

Каким образом может, с Вашей точки зрения, варьироваться оценка социального статуса в зависимости от возраста, пола, семейного положения, уровня образования, доходов, национальности.

К какой социальной страте Вы относите себя и свою семью?

8. Как вы понимаете следующее суждение: "Современное российское общество мощно поляризовано, дифференцировано и стратифицировано".

9. Какой статус относят к предписанному?

а) водитель

б) студент

в) мужчина

г) депутат

10. В США 12 % богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это пример проявления:

а) социальной стабильности

б) социальной мобильности

в) социального кризиса

г) социального неравенства

 

11. Установите соответствие между социальными группами и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) китайцы А) класс
2) наемные рабочие Б) этнос
3) немцы В) малая группа
4) клуб болельщиков «Зенит»  
5) предприниматели  
6) любители поп-музыки  

 

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. (шрифт обычный)

 

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных _________(1). Конкретные групповые или индивидуальные _______________(2) признаны членами общества, и в общественном мнении им приписана некая значимость.

Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ________(3) – распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение: экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ___________(4), гражданские права.

Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и __________(5) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального __________(6).

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

 

А) статус Е) престиж
Б) группа Ж) авторитет
В) критерий З) стратификация
Г) расслоение И) мобильность
Д) профессия  

 

Литература

Алексеева Л.С. Бездомные как феномен социальной дискредитации / Л.С.Алексеева // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – С. 52 – 60.

Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 23 – 33.

Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 3 –15.

Арефьев А.Л. Беспризорные дети России / А.Л.Арефьев // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – С. 61 – 72.

Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа / В.Х.Беленький // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 29 –36.

Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России / Л.А. Беляева // Социологические исследования. – 2006. – № 9. – С. 52 – 62.

Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа / Л.А. Беляева // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 57 – 64.

Ван Хайянь Трансформация социальной структуры общества в современном Китае / Ван Хайянь // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 50 – 53.

Горшков М.К. Богатство и бедность в представлениях россиян / М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 16 – 21.

Иванов В.Н. Социальное самочувствие россиян / В.Н.Иванов // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 1. – С. 73 – 79.

Олейник Н.П. Возможен ли "средний класс" в сельских поселениях? Региональный срез / Н.П.Олейник // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 79 – 85.

Осинский И.И. Бездомные - социальное дно общества / И.И. Осинский, И.М. Хабаева, И.Б. Балдаева // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 53 – 58.

Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения / И.П. Попова // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 65 – 76.

Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения / Н.М. Римашевская // Социологические исследования. – 2004. – № 4. – С. 33 – 43.

Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. – 2004. – № 12. – С. 41 – 45.

Седова И.Н. Потенциал трудовой мобильности / И.Н.Седова // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 2. – С. 93 – 97.

Чинакова Л.И. Об отличительных признаках бедности и нищеты / Л.И. Чинакова // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 139 – 141.

Матусевич В. Неконсистентный и маргинальный — два определения одного статуса/ В. Матусевич // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 2. – С. 104 – 112.

Кесслер Г. Обнищание среднего класса в Аргентине: «новые бедные» в Латинской Америке. Резюме / Г. Кесслер, М.М. Вирхилио // Журнал социальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 403 – 407.

Староверов В.И. Раскрестьянивание: социолого-политологический анализ/ В.И. Староверов // Социологические исследования. – 2010. – № 4. – С. 23 – 32.

Патракова А. Социально-классовые позиции и ценностные ориентации / А. Патракова // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 169 – 185.

Бова А. Доходы и притязания: сравнительное исследование в четырех европейских странах / А. Бова // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 158 – 168.

Севастьянова А.Н.. Миф о среднем классе / А.Н. Севастьянова // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 146 – 150.

Ястребов Г.А. Воспроизводство социально-профессиональных групп в современной России/ Г.А. Ястребов // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 116 – 140.

 

 

Литература

Авраамова Е.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания / Е.М. Аврамова, А.А. Шабунова, Д.М. Логинов // Социологические исследования. – 2005. – № 9. – С. 98 – 103.

Белова Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи/ Н.И. Белова // Социологические исследования. – 2008. – № 4. – С. 84 – 86.

Андреев А.Л. Общество глазами студента: гражданская позиция российской учащейся молодежи / А.Л.Андреев // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2005. – № 1. – С. 68 – 71.

Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов / О.А.Большакова // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 136 – 139.

Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. – 2006. - № 6. – С. 26 – 37.

Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 99 –105.

Зубок Ю.Л. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий / Ю.Л. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 3 7 – 46.

Исхакова Н.Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Н.Р. Исхакова, Р.Р. Болгачев // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 103 – 106.

Букин В.П. Самоидентификация провинциальной молодежи в контексте социально-статусной / В.П. Букин // Социологические исследования. – 2010. – № 3. – С. 93 – 100.

Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М.В. Лисаускене // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 111 – 115.

Гаврилюк В.В. Гопники как феномен в среде молодежи/ В.В. Гаврилюк // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 126 – 131.

Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В.А. Луков // Социологические исследования. – 2002. – № 10. – С. 79 – 87.

Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р.К. Малинаускас // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С.134 –138.

Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи / П.А.Михеев // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 91 – 95.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.194.25 (0.194 с.)