ТОП 10:

Тема 8. Социальные институты



Вариант 1. Семья как социальный институт

1. Семья как социальный институт и малая группа. Типология семьи. Эволюция функций семьи.

2. Статусно-ролевая структура современной семьи. Внутрисемейные конфликты. Причины распада семьи и расторжения браков.

3. Социальные проблемы семьи в современном российском обществе.

Основные понятия: социальный институт семьи, функции семьи, социальный институт брака, типы семей, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья, формы брака.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Семья и брак как социальные институты.

2. Семья как социальный институт и малая группа.

3. Современные типы семьи.

4. Трансформация функций семьи в современном обществе.

5. Статусно-ролевая структура современной семьи.

6. Семейные конфликты и способы их разрешения.

7. Развод: причины и последствия.

8. Перспективы семьи в XXI веке.

9. Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений.

10. Студенческая семья сегодня.

 

Контрольные вопросы, задания и тесты

 

1. Что представляют собой семья и брак как социальные институты?

2. Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей?

3. Каковы основные функции семьи? Как они изменяются в последнее время?

4. Какие факторы влияют на стабильность (нестабильность) брака.

5. Социальные причины распада семьи.

6. Социологические исследования показывают: наименее стабильны браки, заключенные в раннем (до 20 лет) и зрелом (после 30 лет) возрасте. Прокомментируйте это суждение.

7. Считается, что большинство женщин испытывают неудовлетворенность жизнью, если они не справляются с родительской и супружеской ролями, а мужчины – с профессиональной ролью. Выскажите свое мнение.

 

8. Проанализируйте следующие данные:

 

Браки и разводы в России на 1000 человек населения, 1970-1995 годы

 

Год Браки Разводы
10,1 3,0
10,6 4,2
8,9 3,8
8,6 4,0
7,1 4,3
7,5 4,5
7,4 4,6
7,3 4,5

 

 

9. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется:

1) совместной деятельностью

2) наличием общей цели

3) совместным принятием решений

4) общностью быта.

10. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

1) экономическая

2) репродуктивная

3) статусная

4) хозяйственно-бытовая

11. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:

1) воспитательную

2) репродуктивную

3) эмоционально-психологическую

4) социально-статусную

13. Прочитайте отрывок текста, вставьте пропущенные по смыслу слова.

«Семья – это основанная на____________(1) и/или кровном родстве малая_________(2), члены которой объединены совместным проживание и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____________(4), т.е. устойчивая форма взаимодействия людей, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста»

Заполните пропуски словами: дети, брак, социализация, коллектив, обязанности, институт, отношения, группа, любовь, уважение.

Литература

Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 78 – 84.

Балабанова Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти / Е.С. Балабанова // Социологические исследования. – 2005. – № 6. – С. 109 – 119.

Быстров А.А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости?/ А.А. Быстров // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 91 – 96.

Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // Социологические исследования. – 2006. – № 11. – С. 61 – 72.

Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М.В.Вдовина // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 102 – 104.

Гольцова Е.В. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости / Е.В. Гольцова, Я.А. Лещенко // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 125 – 130.

Гидденс Э. семья и брак в Великобритании. –М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 370-374.

Гидденс Э. Развод и прекращение брака на Западе. –М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 374-378.

Гидденс Э. Альтернативы браку и семье. –М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 386-388.

Гурко Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 110 – 120.

Гурко Т.А. Становление института приемной семьи в регионах / Т.А. Гурко, И.Н. Белобородова // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 135 – 138.

Данилова С.С. Одинокое материнство в общественном мнении/ С.С. Данилова // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 138 – 141.

Дадаева Т.М. Кто выносит мусор, или парадоксы гендерного разделения труда / Т.М. Дадаева // Социологические исследования. – 2005. – № 6. – С. 120 – 126.

Дерман Н.А. Этносоциальные различия в установках матерей Таллинна на занятость / Н.А. Дерман // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 116 – 127.

Зинурова Р.И. Особенности репродуктивного поведения в российских регионах / Р.И.Зинурова // Социологические исследования. – 2005. – № 3. – С. 82 – 87.

Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье / А.Н. Ильяшенко // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 85 –90.

Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях/ А.В. Лысова // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 121 – 128

Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье / Т.С. Лыткина // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 85 – 90.

Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы / А.А. Митрикас // Социологические исследования. – 2004. – № 5. – С. 65 – 72.

Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи/ Ф.А. Мустаева // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 109 – 113.

Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства / Н.В. Панкратова // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 116 – 123.

Пахомов А.А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики / А.А. Пахомов // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 101 – 107.

Пацирковский В.В. Домохозяйства и семья в сельской России/ В.В. ПАцирковский, В.В. Пацирковская // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 111 – 117.

Скутнева С.В. Раннее материнство/ С.В. Скутнева // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 114 – 118.

Тихомирова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи/ В.В. Тихомирова // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 118 – 124.

Шевченко И.О. Большая семья – какая она? / И.О.Шевченко, П.В. Шевченко // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – 57 – 63.

 

Вариант 2. Образование как социальный институт

 

1. Общественная и личностная ценность образования. Образование как фактор социальных изменений, социализации личности и социальной мобильности.

2. Структура и функции образования.

3. Тенденции развития образования в современном мире. Социальные проблемы образования в современной России.

Основные понятия: образование, начальное образование, среднее образование, высшее образование, общее образование, профессиональное образование, функции образования.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Образование как социальная ценность и социальный институт.

2. Интеграция образования в современном мире.

3. Функции образования.

4. Социальные проблемы образования в России в XXI веке.

5. Проблемы реформирования общего образования в современной России.

6. Проблемы реформирования профессионального образования в современной России.

7. Трансформация функций российской высшей школы.

8. Проблемы коммерциализации образования в России.

9. Структура ориентаций на ценности образования современного российского студенчества.

10. Кадровый состав современной российской высшей школы: тенденции и последствия изменения.

 

Контрольные вопросы, задания и тесты

 

1. Перечислите и охарактеризуйте функции образования, как социального института.

2. Составьте структуру системы образования в России.

3. Каковы, по Вашему мнению, перспективы двенадцатилетней школы в нашей стране?

4. Образование в XXI веке переживает:

а) кризис, вызванный падением общественной ценности образования

б) расцвет, связанный с ростом масштабов и появлением новых форм и типов образовательных систем

в) временный кризис, вызванный противоречием сложившихся традиций в системе образования с новым образом мышления

6. Согласны ли вы со следующим суждением: "Высшее образование способствует реализации творческого потенциала".

7. Почему высшее образование является фактором социальной мобильности человека?

8. К каким социальным последствиям может привести коммерциализация высшей школы?

9. Исследования показывают, что те, кто рано покидают школу, в будущем имеют более низкий социальный статус. Каковы, на ваш взгляд, причины этого явления?

10. Постоянная публикация результатов массовых опросов в СМИ по проблемам текущей политики может выступать как способ информи­рования населения и как способ манипулирования общественным мнени­ем. Приведите конкретные примеры первого и второго видов использо­вания результатов массовых опросов в СМИ.

 

 

Литература

Андрущак Г.В. Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов/ Г.В. Андрущак, Т.В. Натхов// Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 207 – 223.

Ашин Г.К. Проблемы элитного образования в зарубежной социологии / Г.К. Ашин // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 87 – 95.

Борусяк Л.Ф. ЕГЭ как зеркало проблем российского образования/ Л.Ф. Борусяк // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2009. – Т. 101. - № 3. – С. 71 – 83.

Гребнев Л.С. Образование: рынок «медвежьих услуг» / Л.С. Гребнев // Мир России. – 2005. – № 2. – С .40 – 96.

Галицкий Е.Б. Взяткообучение и его социальные последствия/ Е.Ю. Галицкий // Вопросы образования. – 2008. – № 3. – С. 105 – 118.

Гребнев Л.С. Образование: рынок «медвежьих услуг» / Л.С. Гребнев // Мир России. – 2005. – № 2. – С .40 – 96.

Гидденс Э. Сравнение систем школьного образования в прмышленно развитых странах. –М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 395-397.

Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире / Э.С. Демиденко // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 80 – 87.

Засыпкин В.П. Социальный стереотипный образ современного учителя/ В.П. Засыпкин// Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. –Т10. - № 2. – С. 165 – 167.

Зборовский Г.Е. Образование как ресурс информационного общества / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 107 – 113.

Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта / Ф.Г.Зиятдинова // Социологические исследования. – 2006. – № 5. – С. 51 – 58.

Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р.К. Малинаускас // Социологические исследования. – 2005. – №2. – С. 134 – 138.

Николаев Д.В. Россия в Болонском процессе/ Д.В. Николаев, Д.В. Суслова // Вопросы образования. – 2010. – №1. – С. 6 – 24.

Панфилова Т.В. Перспективы высшего образования в России / Т.В. Панфилова, Г.К. Ашин // Общественные науки и современность. – 2006. – № 6. – C. 34 – 39.

Праздников Г.А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования / Г.А. Праздников // Социологические исследования. – 2005. – № 6. – С. 78 – 82.

Прокопенко Ю.А. Готовы ли российские потребители к дистанционному обучению?/ Ю.А. Прокопенко // Журнал социологии и социальной антропологии.. – 2007. Т. – 10.– № 3. – С. 165 – 172.

Петренко Е.С. Ценность высшего образования Мнения представителей семей, в которых есть дети, о важности высшего образования. Опрос фонда «Общественное мнение» / Е.С. Петренко, Е.Г.Галицкая, И.А. Шмерлина // Вопросы образования. – 2010. –№ 2. – С. 187 – 206.

Рыжов С.Н. Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в./ С.Н. Рыжов // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 238 – 262.

Салимова Т.А. Сравнительная характеристика потребителей высшего учебного заведения/ Т.А. САлимова, // Вопросы образования. – 2010. – № 1. – С. 71 – 77.

Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора / А.В.Селиверстова // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 95 – 103.

Селиверстова И.В. Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины / А.В.Селиверстова // Вопросы образования. – 2008. – № 3. – С. 199 – 209.

Собкин В.С. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников / В.С.Собкин // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 106 – 115.

Соколов А.В. Интллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества / А.В. Соколов // Социологические исследования. – 2005. – № 9. – С. 91 – 97.

Тюрюканова Е.В. Ориентации детей мигрантов на получение высшего образования / Е.В. Тюрюканова, Л.И. Леденева // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 94 –100.

Федоренко Л.П. «Теневые» отклонения в вузе: грани проблемы / Л.П. Федоренко // Социологические исследования. – 2005. – № 10. – С. 62 – 64.

Ярская-Смирнова Е.Р. Проблема доступности высшего образования для инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов // Социологические исследования. – 2005. – № 10. – С. 48 – 56.

Вариант 3. Наука как социальный институт

 

1. Наука как социальный институт: структура и функции.

2. Социальная ценность науки. Наука и общество. Личность ученого и его социальный статус.

3. Наука в современном российском обществе и государственной политике.

 

Основные понятия: наука, функции науки, теоретическая наука, прикладная наука, эмпирическая наука, естественные науки, гуманитарные науки, технические науки, общественные науки, научные методы.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Состояние и перспективы развития российской науки.

2. Женщины в российском научном мире.

3. Социальные аспекты воспроизводства научных кадров.

4. Социальная ответственность ученого.

5. Социальный статус научных работников.

6. "Утечка умов" как социальная проблема российской науки.

7. Функции науки как социального института.

8. Организационная структура современной российской науки.

9. Интеграционные процессы в современной науке.

10. Роль науки в развитии постиндустриального общества.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

 

1. В чем состоит предмет социологии науки?

2. Привлекая материалы средств массовой информации, раскройте функции современной науки.

3. Какой из названных факторов делает в наши дни особенной актуальной проблему социальной ответственности деятелей науки?

а) борьба за соблюдение авторских прав б) неоднозначность последствий научных открытий в) проявление новых научных направлений г) стремление к научной истине.

4. В чем особенность взаимосвязи социальных институтов науки и образования?

5. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления

Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения не верны.

6. Верны ли следующие суждения о социальной функции современной науки?

А. Социальная функция науки проявляется в накоплении знаний по различным областям жизни общества и природы.

Б. Научные знания влияют на общественное управление

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения не верны

7. В чем выражается сущность проблемы формирования социальной ответственности ученого?

8. В чем состоит проблема этики в науке?

9. Какой из названных факторов делает особенно актуальным в наши дни проблему социальной ответственности ученых?

1) Современная наука стремится к познанию истины

2) Последствия исследований ученых становятся все более неоднозначными

3) Активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4) Все ученые стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

 

10. Какие из приведенных ниже характеристик описывают институ­ционализированные области научных исследований:

1) наличие четкой структуры профессиональных журналов, науч­ных обществ и собраний:

2) личные контакты как основной канал получения информации, как средство признания работ ученого:

3) применение рецензентами согласованных стандартов оценок:

4) критерии оценок сильно варьируются от рецензента к рецензенту, необходимость дополнительных фильтрующих механизмов, та­ких, как личные оценки наиболее авторитетных коллег.

 

 

Литература

Богданова И.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра / И.Ф.Богданова // Социологические исследования. – 2004. – № 1. – С. 103 – 111.

Гришина Е.А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации/ Е.А. Гришина // Социологические исследования. – 2008. – № 3. – С. 60 – 70.

Гидденс Э. Женщины в высшем образовании. –М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 411.

Ерохина К.С. Социальная мобильность ученых и проблемы ее государственного регулирования/ К.С. Ерохина // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 85 – 93.

Наумова В.Т. Отток кадров из российской науки: выигрыш или проигрыш?/ В.Т. Наумова // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 93 – 101.

Ориоль Л. Доктора наук: рынок труда и международная мобильность/ Л. Ориоль // Форсайт. – 2007. – № 3. – С. 34 – 48.

Попова И.П. Профессиональный статус научных работников - вариации поведения / И.П.Попова // Социологические исследования. – 2001. – № 12. – С. 64 – 72.

Топилин А.В. Сдвиги в занятости и миграции высококвалифицированных научных кадров в России / А.В. Топилин, И.А. Малаха // Социологические исследования. – 2004. – № 11. – С. 132 – 136.

Ушкалов И.Г. "Утечка умов" как глобальный феномен и его особенности в России / И.Г. Ушкалов, И.А. Малаха // Социологические исследования. – 2000. – № 3. – С. 110 –117.

Фурсов К.С. Интеллектуальные движения как объект социологического анализа/ К.С. Фурсов // Социологические исследования. – 2009. – № 10. – С. 90 –100.

Чепуренко А.Ю. Российская наука в новых условиях: роль зарубежных фондов / А.Ю. Чепуренко, Ф.Э. Шереги, О.Р. Шувалова, Т.Б. Обыденнова // Мир России. – 2005. – № 4. – С. 138 – 161.

 

Вариант 4. Общественное мнение как социальный институт

 

1. Понятие, структура, функции и механизмы формирования и формы выражения общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения.

2. Особенности общественного мнения в современной России.

3. Методы изучения общественного мнения.

 

Основные понятия:объект общественного мнения, субъект общественного мнения, общественное мнение, директивная функция общественного мнения, консультативная функция общественного мнения, экспрессивная функция общественного мнения, аналитическое, оценочное, регулятивное общественное мнение.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.02 с.)