Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Девиантное поведение и социальный контроль

Поиск

 

Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения. Представление об индивидуальных и групповых отклонениях. Концепция первичного и вторичного отклонения Х. Беккера.

Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В. Шелдон, Ч. Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (или культурные) теории. Понятие аномии у Э. Дюркгейма. Девиантное поведение в трудах Т.Парсонса, Р. Мертона. Факторы девиантного поведения в современных развитых обществах.

Исследование проблем девиации в современной российской социологии. Формы и виды социальной девиации (алкоголизм, наркомания, преступность).

Понятие социальной нормы. Виды социальных норм. Понятия социального порядка и социального контроля.

Структура социального контроля. Социальный контроль и социализация. Социальный контроль и групповое давление. Социальный контроль и принуждение. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей.

Функции социального контроля.

Способы осуществления социального контроля в обществе. Социальная и индивидуальная шкала оценок. Понятие социальной санкции. Виды социальных санкций. Позитивные санкции.

 

 

Тема 13. Глобализация современных процессов

 

Интенсификация взаимодействия государств, народов и стран, возрастание их взаимозависимости в современном мире. Возникновение и нарастание глобальных проблем. Объективная необходимость партнерского взаимодействия в их разрешении.

Социологическое понятие глобализации. Глобализация и глобальные процессы. Экономическая глобализация, ее основания и векторы. Глобализация стандартов жизни и проблема социального неравенства.

Культурная глобализация и проблемы национальных культур. Социальные аспекты диалога культур. Глобализация средств массовой информации.

Политическая глобализация. Проблема насилия и войн; международный терроризм, его социальные истоки и опасность; антитеррористическая международная солидарность.

Кризис индустриальной цивилизации и проблема перехода к постиндустриальной цивилизации. Новые социальные перспективы и новые риски. Поиски моделей устойчивого и безопасного развития. Антиглобалистские движения.

Место и роль России в процессах глобализации.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Социология: учебник / под ред. Ю.Г.Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 510 с.

Комаров М.С. Социология: учеб. пособие для студ. вузов по специальности 020300 Социология / М.С.Комаров. – М.: Аспект-пресс, 2003. – 460 с.

Кравченко А.И. Социология: учебник для студ. несоциологических специальностей естественнонаучных, технических и гуманитарных вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2003. – 431 с.

Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; отв. ред. Г.В.О Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2003. – 888 с.

Социология: учебник для студ. вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 447 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясаева; под ред. С.А. Ерофеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 619 с.

Американская социологическая мысль: Тексты: [хрестоматия] / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц; под общ. ред., предисл. В. И Добренькова; сост. Е. И. Кравченко. — М.: Изд. Междунар. Ун-та Бизнеса и Управления, 1996.— 556 с.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли / общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс-Универс, 1993. — 606 с.

Бабосов Е.М. Прикладная социология / Е.М.Бабосов. – Минск: Высшая школа, 2000. – 437 с.

Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: учеб. пособие / Л.А. Беляева.– М.: ГУ ВШЭ, 2004.— 405 c.

Воронцов А.В. История социологии. ХIХ - начало ХХ века: в 2 ч.: учебное пособие для студ. вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. — (Учебник для вузов) Ч. 1: Западная социология.– 2005.– 423 с.

Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ - начало ХХ века: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов.– М.: ВЛАДОС, 2005. – Ч. 2: Русская социология.– 2005.– 477 с.

Голенкова З.Т. История социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы: учеб. пособие для студ. вузов / З.Т. Голенкова, Н.П. Нарбут.– М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. – 234 с.

Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов / А.Б. Гофман.– 6-е изд., испр. – М.: Университет: Высш. шк., 2003.– 209 с.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – М.: Канон, 1996. – 430 с.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 492 с.

Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. — М.: КАНОН, 1995. – 349 с.

История социологии (XIX - первая половина XX века). Кн. 1: учебник / В.И. Добреньков. — М.: ИНФРА-М, 2004. – 591 с.

История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / П. П. Гайденко, В. И. Добреньков, Л.Г. Ионин [и др.]. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2001. – 563 с.

Немировский В.Г. История социологии: учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 318 с.

Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс – М.: Акад. проект, 2000. – 879 с.

Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 270 с.

Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 2003. – 619 с.

Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е.И. Кукушкиной. – М.: Высш. шк., 2004. – 454 с.

Словарь исторических и общественно-политических терминов / В.И. Васильев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 603 с.

Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Н. Смелзер – М.: Феникс, 1998. – 685 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

Социология в России: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. – 694 с.

Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный нацчно-общественный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю Семигин; Главный редактор В. Н Иванов. – М.: Мысль, 2003. – Т.1 – 694 с.; Т.2 – 863 с.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. Учеб пособие для вузов / Г.Г. Татарова. - М.: Наука, 1998. – 310 с.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методика / В.А. Ядов. - М.: Наука, 1995. – 370 с.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.

 

Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http//www.lib.vsu.ru)

Библиотека РГИУ- (http://www.sbiblio.com.)

Электронная библиотека Пермского государственного университета - (http://socioline.ru)

Библиотека ГУМЕР – (http://www.gumer.info)

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Социология в системе наук

1. Что изучает социология? Объект и предмет социального познания.

2. Структура, уровни и функции социологии.

3. Социология в системе гуманитарных и естественных наук.

 

Основные понятия: социология, объект и предмет социологии, структура социологии, теоретическая социология, прикладная социология, функции социологии; социальное, социальный факт.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Специфика социологического познания общества.

2. Место и роль социологии в системе современных общественных наук.

3. Проблемы соотношения эмпирической и теоретической социологии.

4. Роль конкретных социологически исследований в изучении общества.

5. Социальные функции социологии и их реализация в современных условиях.

6. Социология и социальные проблемы современности.

7. Теоретическая социология: ее цели и специфика.

8. Прикладная социология: ее цели и специфика.

9. Роль социологии в реформировании современного российского общества.

10. Социология и естественные науки: методологическое взаимодействие.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Что такое социология? Как знания, получаемые с ее помощью, можно применить в реальной жизни?

2. Почему социология является жизненной значимой наукой? На какие вопросы общественного и индивидуального бытия можно получить с ее помощью ответы?

3. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социологии.

"…Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании" (Э. Дюркгейм).

"Социология изучает явления и взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой" (П.А. Сорокин).

"Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения" (В.А. Ядов).

"Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ" (Э. Гидденс).

"Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом" (Н. Смелзер).

Какое определение, по Вашему мнению, является наиболее адекватным? Обоснуйте свое мнение.

4. Какую роль в познании общественных явлений играют конкретные социологические исследования?

5. Как Вы понимаете высказывание Ч. Миллза: "Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи"?

6. Охарактеризуйте основные элементы структуры социологического знания.

7. Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности.

8. Как соотносятся между собой теоретическая и эмпирическая социологии?

9. Каковы основные функции социологии? Раскройте их содержание.

10. Как социология взаимодействует с гуманитарными и естественными науками.

11. Студент А. является: пятикурсником вуза, баскетболистом, заботливым отцом трехлетней дочери, верным супругом. Его ролевое поведение (набор и характер осуществления соци­альных ролей) является объектом изучения:

1) микросоциологии;

2) макросоциологии;

3) теорий среднего уровня;

4) социологии отклоняющегося поведения.

 

 

Литература

 

Давыдов А.А. Системная социология – социология XXI века? / Давыдов А.А. // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 20 – 25.

Кюэн Ш.-А. В каком состоянии находится социология? / Ш.-А. Кюэн // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 21 – 23.

Подвойский Д.Г. «Публичная социология» в прошлом и настоящем: уточнение координат / Д.Г, Подвойский // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 13 – 23.

Москвичев Л.Н. Этапы институционализации российской социологии / Л.Н. Москвичев // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 3 – 13.

Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке / Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 3 – 15.

Захарова Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа / Ю.Захарова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. Т.1.- – № 1. – С. 147 – 161.

Яницкий О.Н. Кризис и социология/ О.Н. Яницкий // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 3 – 13.

Загрубский С.А. Какая социология нужна обществу? В продолжение темы/ С.А. Загрубский // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 132 – 138.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.007 с.)