Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Девиантное поведение и социальный контрольСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения. Представление об индивидуальных и групповых отклонениях. Концепция первичного и вторичного отклонения Х. Беккера. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В. Шелдон, Ч. Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (или культурные) теории. Понятие аномии у Э. Дюркгейма. Девиантное поведение в трудах Т.Парсонса, Р. Мертона. Факторы девиантного поведения в современных развитых обществах. Исследование проблем девиации в современной российской социологии. Формы и виды социальной девиации (алкоголизм, наркомания, преступность). Понятие социальной нормы. Виды социальных норм. Понятия социального порядка и социального контроля. Структура социального контроля. Социальный контроль и социализация. Социальный контроль и групповое давление. Социальный контроль и принуждение. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе. Социальная и индивидуальная шкала оценок. Понятие социальной санкции. Виды социальных санкций. Позитивные санкции.
Тема 13. Глобализация современных процессов
Интенсификация взаимодействия государств, народов и стран, возрастание их взаимозависимости в современном мире. Возникновение и нарастание глобальных проблем. Объективная необходимость партнерского взаимодействия в их разрешении. Социологическое понятие глобализации. Глобализация и глобальные процессы. Экономическая глобализация, ее основания и векторы. Глобализация стандартов жизни и проблема социального неравенства. Культурная глобализация и проблемы национальных культур. Социальные аспекты диалога культур. Глобализация средств массовой информации. Политическая глобализация. Проблема насилия и войн; международный терроризм, его социальные истоки и опасность; антитеррористическая международная солидарность. Кризис индустриальной цивилизации и проблема перехода к постиндустриальной цивилизации. Новые социальные перспективы и новые риски. Поиски моделей устойчивого и безопасного развития. Антиглобалистские движения. Место и роль России в процессах глобализации.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Социология: учебник / под ред. Ю.Г.Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 510 с. Комаров М.С. Социология: учеб. пособие для студ. вузов по специальности 020300 Социология / М.С.Комаров. – М.: Аспект-пресс, 2003. – 460 с. Кравченко А.И. Социология: учебник для студ. несоциологических специальностей естественнонаучных, технических и гуманитарных вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2003. – 431 с. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; отв. ред. Г.В.О Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2003. – 888 с. Социология: учебник для студ. вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 447 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясаева; под ред. С.А. Ерофеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 619 с. Американская социологическая мысль: Тексты: [хрестоматия] / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц; под общ. ред., предисл. В. И Добренькова; сост. Е. И. Кравченко. — М.: Изд. Междунар. Ун-та Бизнеса и Управления, 1996.— 556 с. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс-Универс, 1993. — 606 с. Бабосов Е.М. Прикладная социология / Е.М.Бабосов. – Минск: Высшая школа, 2000. – 437 с. Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: учеб. пособие / Л.А. Беляева.– М.: ГУ ВШЭ, 2004.— 405 c. Воронцов А.В. История социологии. ХIХ - начало ХХ века: в 2 ч.: учебное пособие для студ. вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. — (Учебник для вузов) Ч. 1: Западная социология.– 2005.– 423 с. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ - начало ХХ века: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов.– М.: ВЛАДОС, 2005. – Ч. 2: Русская социология.– 2005.– 477 с. Голенкова З.Т. История социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы: учеб. пособие для студ. вузов / З.Т. Голенкова, Н.П. Нарбут.– М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. – 234 с. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов / А.Б. Гофман.– 6-е изд., испр. – М.: Университет: Высш. шк., 2003.– 209 с. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – М.: Канон, 1996. – 430 с. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 492 с. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. — М.: КАНОН, 1995. – 349 с. История социологии (XIX - первая половина XX века). Кн. 1: учебник / В.И. Добреньков. — М.: ИНФРА-М, 2004. – 591 с. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / П. П. Гайденко, В. И. Добреньков, Л.Г. Ионин [и др.]. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2001. – 563 с. Немировский В.Г. История социологии: учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 318 с. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс – М.: Акад. проект, 2000. – 879 с. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 270 с. Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 2003. – 619 с. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е.И. Кукушкиной. – М.: Высш. шк., 2004. – 454 с. Словарь исторических и общественно-политических терминов / В.И. Васильев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 603 с. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Н. Смелзер – М.: Феникс, 1998. – 685 с. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с. Социология в России: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. – 694 с. Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный нацчно-общественный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю Семигин; Главный редактор В. Н Иванов. – М.: Мысль, 2003. – Т.1 – 694 с.; Т.2 – 863 с. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. Учеб пособие для вузов / Г.Г. Татарова. - М.: Наука, 1998. – 310 с. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методика / В.А. Ядов. - М.: Наука, 1995. – 370 с. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.
Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http//www.lib.vsu.ru) Библиотека РГИУ- (http://www.sbiblio.com.) Электронная библиотека Пермского государственного университета - (http://socioline.ru) Библиотека ГУМЕР – (http://www.gumer.info)
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Социология в системе наук 1. Что изучает социология? Объект и предмет социального познания. 2. Структура, уровни и функции социологии. 3. Социология в системе гуманитарных и естественных наук.
Основные понятия: социология, объект и предмет социологии, структура социологии, теоретическая социология, прикладная социология, функции социологии; социальное, социальный факт.
Темы рефератов и докладов
1. Специфика социологического познания общества. 2. Место и роль социологии в системе современных общественных наук. 3. Проблемы соотношения эмпирической и теоретической социологии. 4. Роль конкретных социологически исследований в изучении общества. 5. Социальные функции социологии и их реализация в современных условиях. 6. Социология и социальные проблемы современности. 7. Теоретическая социология: ее цели и специфика. 8. Прикладная социология: ее цели и специфика. 9. Роль социологии в реформировании современного российского общества. 10. Социология и естественные науки: методологическое взаимодействие.
Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Что такое социология? Как знания, получаемые с ее помощью, можно применить в реальной жизни? 2. Почему социология является жизненной значимой наукой? На какие вопросы общественного и индивидуального бытия можно получить с ее помощью ответы? 3. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социологии. "…Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании" (Э. Дюркгейм). "Социология изучает явления и взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой" (П.А. Сорокин). "Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения" (В.А. Ядов). "Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ" (Э. Гидденс). "Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом" (Н. Смелзер). Какое определение, по Вашему мнению, является наиболее адекватным? Обоснуйте свое мнение. 4. Какую роль в познании общественных явлений играют конкретные социологические исследования? 5. Как Вы понимаете высказывание Ч. Миллза: "Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи"? 6. Охарактеризуйте основные элементы структуры социологического знания. 7. Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности. 8. Как соотносятся между собой теоретическая и эмпирическая социологии? 9. Каковы основные функции социологии? Раскройте их содержание. 10. Как социология взаимодействует с гуманитарными и естественными науками. 11. Студент А. является: пятикурсником вуза, баскетболистом, заботливым отцом трехлетней дочери, верным супругом. Его ролевое поведение (набор и характер осуществления социальных ролей) является объектом изучения: 1) микросоциологии; 2) макросоциологии; 3) теорий среднего уровня; 4) социологии отклоняющегося поведения.
Литература
Давыдов А.А. Системная социология – социология XXI века? / Давыдов А.А. // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 20 – 25. Кюэн Ш.-А. В каком состоянии находится социология? / Ш.-А. Кюэн // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 21 – 23. Подвойский Д.Г. «Публичная социология» в прошлом и настоящем: уточнение координат / Д.Г, Подвойский // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 13 – 23. Москвичев Л.Н. Этапы институционализации российской социологии / Л.Н. Москвичев // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 3 – 13. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке / Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 3 – 15. Захарова Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа / Ю.Захарова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. Т.1.- – № 1. – С. 147 – 161. Яницкий О.Н. Кризис и социология/ О.Н. Яницкий // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 3 – 13. Загрубский С.А. Какая социология нужна обществу? В продолжение темы/ С.А. Загрубский // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 132 – 138.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.48 (0.009 с.) |