Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологии

Поиск

(Самостоятельное изучение, написание реферата)

Темы рефератов

1. Предпосылки возникновения социологии.

2. Основные подходы к периодизации истории социологии.

3. Социальная доктрина и сущность структурно-функционального метода в социологии Г.Спенсера.

4. Роль Карла Маркса в развитии социологии.

5. Психологическое направление социологии.

6. Структурный функционализм в социологии.

7. Конфликтологическое направление в социологии.

8. Теории социального обмена.

9. Социология Э.Дюркгейма.

10. Макс Вебер и его социологическая концепция.

11. Социологическая концепция П.А.Сорокина.

12. Основные этапы развития русской социологической мысли в конце Х1Х - начале ХХ века.

13. Социологическая доктрина Н.Я.Данилевского.

14. Социологическая теория М.М.Ковалевского.

15. Марксистская социология в России (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).

16. Исходные парадигмы русской социологии.

17. Особенности и основные этапы развития российской социологической мысли в ХХ веке.

18. Основные направления эмпирической социологии.

Литература

 

Кодзима С. Восприятие работ М. Вебера в России начала XX в. и "веберовский ренессанс" конца XX в./ С.Кодзима // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 121–131.

Кравченко С.А. Гуманистическая концепция Т.Лукмана и нелинейные реалии российского общества / С.А. Кравченко // Социологические исследования. – 2006. – № 8 – С. 3 –13.

Буланова М.Б. В. М. Хвостов и социологическое образование в 1-м Московском университете (1917 - 1920 гг.) / М.Б. Буланова // Социологические исследования. – 2009. – № 11. – С. 134 – 137.

Зотов А.А. Религия и религиозность в исследовании В. Парето и Дж. Ракка / А.А. Зотов // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 130 – 138.

Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / В.Ф.Коломийцев // Социологические исследования. – 2004. - № 1. – С. 37 – 44.

Кукушкина Е.И Русская социология и западная наука (XIX – начало ХХ вв.) / Е.И. Кукушкина // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 113 – 119.

Кокорев А.С. Проблемы общества и государства в социологии Б. Н. Чичерина и М. Вебера/ А.С. Кокорев // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 128 – 135.

Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950 - 2000-е годы). Статья 2 / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 6 – 28.

Здравомыслов А.Г. К вопросу о периодизации социологии в России/ А.Г. Здравомыслов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. –Т.10.- № 3. – С. 38 –51.

Осипов Г.В. Возрождение российской социологии (60-90-е годы 20 века) / Г.В.Осипов // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 24 – 30.

Титаренко Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса / Л.Г. Титаренко // Социологические исследования. – 2009. – № 1. – С. 16 – 24.

Осипов Г.В. Отечественная социология: история и современность/ Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 8 – 15.

Подвойский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки / Д.Г. Подвойский // Социологические исследования – 2005. – № 7. – С. 3 – 12.

Семлали Ю. Штрихи к биографии и социологической доктрине Е.В. Де-Роберти / Ю. Семлали, Б.Л. Рубанов // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 139 – 148.

Танчер В.В. Современная европейская социологическая мысль: ориентиры и тенденции/ В.В. Танчер // Социология:теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 2. – С. 210-212.

 

 

Тема 3. Методика и техника проведения конкретных социологических исследований

1. Разработка программы социологического исследования.

2. Методы сбора социологических данных.

3. Анализ и обобщение социологической информации.

 

Основные понятия: анализ документов, анкетирование, выборочный метод, гипотеза, интервью, контент-анализ, методика, наблюдение, объект исследования, предмет исследования, репрезентативность выборки, полевое исследования, фокус-группа, эксперимент.

 

Проблематика программ социологического исследования

1. Жизненные планы студентов: учеба, создание семьи, работа.

2. Занятия физической культурой в аудиторное время: оценки, мнения, суждения.

3. Книга в жизни студента.

4. Компьютерные игры: развлечение или жизнь?

5. Музыкальные интересы студенчества.

6. Научно-исследовательская работа и студенты.

7. Общественная активность студенческой молодежи.

8. Отношение студентов к выбору специальности.

9. Свободное время молодежи.

10. Состояние здоровья студенческой молодежи.

11. Спорт в жизни студенческой молодежи.

12. Студенческое общежитие глазами студентов.

13. Учеба и работа студентов: оценки, мнения, суждения.

14. Футбольные фанаты (оценки явления).

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Какова роль социологических исследований в познании общества?

2. Что представляет собой социологическое исследование и каковы его возможности?

3. Какие виды социологических исследований Вы знаете?

4. Что понимается под методикой социологических исследований?

5. Назовите основные этапы проведения социологического исследования?

6. Что такое программа социологического исследования, из каких разделов она состоит?

7. Какие методы сбора социологической информации используются в социологии?

8. Что такое выборка? Какие выборочные методы используются в социологическом исследовании?

9. Какую роль играют качественные методы сбора социологической информации?

10. Дайте характеристику основных методов анализа социологической информации.

11. Способ сбора и анализа данных называется:

1) Методикой

2) Техникой

3) Процедурой

4) Методом

12. Метод сбора первичной информации, основанный на общении с респондентом, называется:

1) Наблюдение

2) Опрос

3) Контент-анализ

4) Кейс-стади

 

13. Банк "АББГ" периодически проводит опросы общественного мнения по одной методике. Это исследование является:

1) панельным;

2) разовым;

3) пробным;

4) ни одним из них.

 

Литература (полсмотреть еще)

Матовская А.В. Использование невербальной информации в личном интервью / А.В. Матовская // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 104 – 112.

Мызников С.В. Социолингвистические факторы в социологическом опросе / С.В.Мызников // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 1. – С. 64 – 82.

Мягков А.Ю. Объяснительные модели эффекта интервьюера. Опыт экспериментального тестирования / А.Ю. Мягков, И.В. Журавлева // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 85 – 97.

Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод / Н.Н.Нохрина // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 118 –126.

Паниотто В.И. Использование социологических исследований для контроля результатов выборов / В.И. Паниотто // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 3. – С. 70 – 75.

Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа / А.В. Стрельникова // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 126 – 130.

Мягкова А.Ю. Всегда ли респонденты говорят правду? Мета-анализ зарубежных источников/ А.Ю. Нарохина // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 20 –30.

Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод / Н.Н.Нохрина // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 118 –126.

Тема 4. Социальная структура и стратификация общества

1. Социальная структура общества.

2. Социальная стратификация современного общества.

3. Проблемы социального неравенства в современной России.

4. Социальная мобильность: понятие, виды, факторы.

 

Основные понятия: общество, социальная система, социальная дифференциация, социальное неравенство, класс, страта, социальная общность, социальная группа, социальная стратификация, социальный статус, социальная дистанция, социальный ранг, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, социальный престиж, маргинальный.

Темы рефератов и докладов

 

1. Социальные системы и их типы.

2. Общество как целостная социокультурная система.

3. Теории социального расслоения (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, структурный функционализм).

4. Средние слои в современных обществах.

5. Социальная мобильность: показатели, каналы, ресурсы.

6. Понятие элиты и ее роль в обществе.

7. Маргинальные слои и группы населения.

8. Социально-демографическая структура общества и тенденции ее развития в России.

9. Стратификационные основания неравенства.

10. Этническое и расовое неравенство.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

 

1. Раскройте содержание понятия "социальная структура общества".

2. Чем отличаются понятия "социальная стратификация" и "социальная дифференциация"?

3. Что означает понятие «стабильность социальной системы»? Каковы механизмы поддержания стабильности социальной системы?

4. Согласно представлениям К. Маркса, экономические отношения в обществе, в частности неравенство людей по отношению к средствам производства и производимым благам, имеют определяющее значение, а все остальные стороны социального неравенства являются производными от них. Действительно, экономическое положение человека тесно связано с его социальным статусом, политическим влиянием, культурными и образовательными возможностями. Можно ли считать экономическое неравенство определяющим фактором, влекущим за собой все другие виды неравенства?

5. Один богач никогда не подавал милостыни бедным, всегда повторяя поговорку: "Бог ему не дал, как же я могу ему дать". Можно ли расценивать эту поговорку как своего рода концептуальное оправдание социального неравенства.

6. Как Вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Образуют ли отдельный слой солдаты срочной службы? Безработные?

7. Подумайте:

Существуют ли абсолютные эталоны для сравнения социального статуса, различных социальных групп и страт или оценка фактического неравенства полностью опосредована индивидуальным восприятием?

Каким образом может, с Вашей точки зрения, варьироваться оценка социального статуса в зависимости от возраста, пола, семейного положения, уровня образования, доходов, национальности.

К какой социальной страте Вы относите себя и свою семью?

8. Как вы понимаете следующее суждение: "Современное российское общество мощно поляризовано, дифференцировано и стратифицировано".

9. Какой статус относят к предписанному?

а) водитель

б) студент

в) мужчина

г) депутат

10. В США 12 % богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это пример проявления:

а) социальной стабильности

б) социальной мобильности

в) социального кризиса

г) социального неравенства

 

11. Установите соответствие между социальными группами и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) китайцы А) класс
2) наемные рабочие Б) этнос
3) немцы В) малая группа
4) клуб болельщиков «Зенит»  
5) предприниматели  
6) любители поп-музыки  

 

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. (шрифт обычный)

 

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных _________(1). Конкретные групповые или индивидуальные _______________(2) признаны членами общества, и в общественном мнении им приписана некая значимость.

Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ________(3) – распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение: экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ___________(4), гражданские права.

Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и __________(5) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального __________(6).

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

 

А) статус Е) престиж
Б) группа Ж) авторитет
В) критерий З) стратификация
Г) расслоение И) мобильность
Д) профессия  

 

Литература

Алексеева Л.С. Бездомные как феномен социальной дискредитации / Л.С.Алексеева // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – С. 52 – 60.

Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 23 – 33.

Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 3 –15.

Арефьев А.Л. Беспризорные дети России / А.Л.Арефьев // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – С. 61 – 72.

Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа / В.Х.Беленький // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 29 –36.

Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России / Л.А. Беляева // Социологические исследования. – 2006. – № 9. – С. 52 – 62.

Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа / Л.А. Беляева // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 57 – 64.

Ван Хайянь Трансформация социальной структуры общества в современном Китае / Ван Хайянь // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 50 – 53.

Горшков М.К. Богатство и бедность в представлениях россиян / М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 16 – 21.

Иванов В.Н. Социальное самочувствие россиян / В.Н.Иванов // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 1. – С. 73 – 79.

Олейник Н.П. Возможен ли "средний класс" в сельских поселениях? Региональный срез / Н.П.Олейник // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 79 – 85.

Осинский И.И. Бездомные - социальное дно общества / И.И. Осинский, И.М. Хабаева, И.Б. Балдаева // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 53 – 58.

Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения / И.П. Попова // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 65 – 76.

Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения / Н.М. Римашевская // Социологические исследования. – 2004. – № 4. – С. 33 – 43.

Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. – 2004. – № 12. – С. 41 – 45.

Седова И.Н. Потенциал трудовой мобильности / И.Н.Седова // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 2. – С. 93 – 97.

Чинакова Л.И. Об отличительных признаках бедности и нищеты / Л.И. Чинакова // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 139 – 141.

Матусевич В. Неконсистентный и маргинальный — два определения одного статуса/ В. Матусевич // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 2. – С. 104 – 112.

Кесслер Г. Обнищание среднего класса в Аргентине: «новые бедные» в Латинской Америке. Резюме / Г. Кесслер, М.М. Вирхилио // Журнал социальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 403 – 407.

Староверов В.И. Раскрестьянивание: социолого-политологический анализ/ В.И. Староверов // Социологические исследования. – 2010. – № 4. – С. 23 – 32.

Патракова А. Социально-классовые позиции и ценностные ориентации / А. Патракова // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 169 – 185.

Бова А. Доходы и притязания: сравнительное исследование в четырех европейских странах / А. Бова // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 158 – 168.

Севастьянова А.Н.. Миф о среднем классе / А.Н. Севастьянова // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 146 – 150.

Ястребов Г.А. Воспроизводство социально-профессиональных групп в современной России/ Г.А. Ястребов // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 116 – 140.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.011 с.)