Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переходный период: экспериментальная социология XIX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Просветительские теории прогресса, основанные на широких дедуктивных построениях и глобальных схемах общества, сыграли важную методологическую роль в подготовке нового этапа в развитии социальной инженерии, знаменующего собой переход к прикладной науке. В Европе XVII-XVIII вв. параллельно спекулятивной философии начинают развиваться эмпирические социальные исследования, прежде всего социальная статистика. Они вырастали из практических нужд управления и первоначально были, разумеется, весьма несовершенными. Но постепенно они преобразуются. Так, во Франции создается техника массовых статистических опросов, а в Англии «политические арифметики» XVII в. (У. Петти, Дж. Граунт, Г. Кинг, Э. Галлей) закладывают фундамент современной демографии и количественных методов33. В начале XIX в. спекулятивная философия уступает место научному «положительному» (позитивному) методу и к концу столетия полностью заменяется им. Ускоряется процесс дифференциации и «отпочковывания» научных дисциплин. Вслед за правом и историей от философии отделяются политэкономия, этнография, статистика, языкознание, а позже — социология и психология. Заканчивается «философский период» существования идеи социальной инженерии и начинается ее новый, «научный период». Он характеризуется постепенным переходом от идеи к практике. Таким образом, XIX в. оказался переходным периодом в становлении социальной инженерии, временем смены одного состояния и статуса (теоретического) на другое (практическое). Официально переходный период закончился в 1927 г., когда благодаря Р. Паунду в научный оборот вошел термин «социальная инженерия»34. Переходный период характеризуется зарождением эмпирической и экспериментальной социальной науки. Термин «социальная наука» точнее отражает содержание междисциплинарных по своей сути исследований, нежели термин «социология». В XIX в. говорить об эмпирической социологии можно лишь условно: государственные чиновники, врачи, предприниматели, инженеры, учителя, ученые-естественники занимались опросами и переписью населения, анализом документов и статистикой, как правило, без специального составления социологической программы, т.е. полукустарно. Описание преступности, условий труда и быта, социальной дифференциации, семейных бюджетов проводилось вне связи с социологической теорией. В Англии в XIX в. выделялись эмпирические исследования Дж. Синклера, Дж. Кей-Шаттлуорта, Ч. Бута, С. и Б. Вебб, во Франции —Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле, А. Герри, Ф. Ле Пле. К основным направлениям эмпирической социальной науки в Европе следует отнести: 1) политическую арифметику (У. Петти, Дж. Граунт), 2) социальную физику (А. Кетле), 3) социальную гигиену (Э. Чадвик, Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле), 4) моральную статистику (А. Герри, Дж. Кей-Шатлуорт), 5) социографию (школа Ле Пле). Указанные направления или типы исследований по-разному соотносились с 33 История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М., 1979. С. 8-13. 34 Pound R. Introduction to the Philosophy of Law. L, 1992. P. 99. целями и задачами социоинженерного подхода. Политическая арифметика, социальная физика и социография в меньшей степени соприкасались с управленческими и практическими задачами. Напротив, моральная статистика прямо использовалась для целей административного управления обществом и его отдельными сферами, ее следует считать одним из источников социальной инженерии. Другим источником можно назвать социальную гигиену. Только в отличие от моральной статистики она касалась не «паб-лик администрэйшн», а «индастриал релейшенз», т.е. социальной инженерии на предприятии. Переход от спекулятивной философии прогресса к эмпирическим исследованиям отдельных социальных проблем имел чрезвычайно важные методологические последствия. По существу, в XIX в. закладывается организационная, методологическая и методическая структура прикладной социологии и социальной инженерии. Исследование стало адресным и заказным, в нем нет лишних тем и вопросов. Филантропические общества, церковные приходы, профсоюзы, правительство, просветительские организации, корпорации и т.п. выступают в роли заказчиков. Исследование завершается практическими рекомендациями, которые адресуются не абстрактному потребителю, а конкретным агентам социальных реформ (правительству, местным властям, общественным движениям). В XIX в. Европа и Америка переживают всплеск общественного движения за социальные реформы, которое в XX в. еще более укрепляет свои силы. Социальные реформаторы выступают зачастичные усовершенствования, например, введение 8-часового рабочего дня, запрещение детского труда. Им нужна подробная социальная информация, с которой реформаторы выступают в прессе и в парламенте. Множество законодательных актов было принято таким образом. Это и есть проявление частичной или реформаторской социальной инженерии. Социальные мыслители воздействовали на общество не только косвенно, через кого-то, но и непосредственно — они сами занимались реформами и экспериментами. С их деятельностью связано возникновение экспериментальной социальной науки. Поскольку социальные эксперименты ставились сначала только в промышленности, правильнее говорить лишь о зарождении экспериментальной социальной науки. Первыми экспериментаторами стали «ранние научные менеджеры» (XVIII—XIX вв.), вторым был Ф.Тейлор. Так, в 1800 г. М. Болтон и Дж. Уатт провели в своей компании по производству паровых машин социоинженерный эксперимент. Экспериментаторы проводили опыт по заранее составленному плану, учитывающему роль человеческого фактора и трудовой мотивации. На первом этапе они произвели технико-организационное перевооружение производства: внедрение хронометража, новой планировки рабочего потока, трудовых методов и стандартов, системы экономического учета, координации и планирования. На втором этапе они привели в соответствие с запросами работников внешний вид заводских зданий, на третьем построили жилые дома на выгодных для рабочих условиях, изменили авторитарный стиль руководства на патерналистский. Примерно в то же самое время Р. Оуэн, начинающий предприниматель и бизнесмен, возглавил убыточную текстильную фабрику в Нью-Ленарке, где успешно провел ряд нововведений: навел чистоту в заводских помещениях и отремонтировал их, улучшил жилищные условия рабочих, открыл для них магазин с дешевыми товарами, детям в возрасте до 10 лет запретил трудиться и направил их на учебу. В результате социоинженерных реформ улучшились условия труда и возросла производительность — фабрика стала одной из самых рентабельных в стране. Во второй половине жизни Р. Оуэн, увлекшись социалистическими идеями, пытался провести еще один эксперимент, но он провалился. В 1817 г. он разрабатывает программу самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», основанных на коллективной собственности, равенстве и братстве. Стараясь внедрить опытные коммунистические колонии в США и Великобритании, Оуэн потерпел неудачу. Однако следует отметить, что Р. Оуэн (1771—1858), предприниматель и социалист, оказался этапной фигурой. Именно с него, считают специалисты, берет начало менеджер как реальная фигура. Его же можно назвать первым крупным социальным инженером. Продолжатель дела Оуэна-предпринимателя — выдающийся американский инженер Ф. Тейлор (1856—1915), автор самой эффективной в мире системы НОТ (свои главные эксперименты провел в конце XIX в.). Как и его предшественники, он сочетал инженерно-технические и социальные нововведения на предприятии. Тейлор внедрял хронометраж, инструкционные карточки, новые формы орудий труда, создал специальное плановое бюро. В области управления персоналом Тейлор опирался на четыре «научных принципа»: профессиональный отбор, профессиональное обучение, рациональная расстановка кадров, сотрудничество администрации и рабочих. Он внедрил гибкую «штрафную систему», дифференциальную систему оплаты труда (передовик награждается, а отстающий наказывается), а также функциональную администрацию, в которой нашлось место для отдела, собирающего и анализирующего социальную информацию о персонале.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.156.15 (0.01 с.) |