Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный период: институционализсщия социальной инЖенерииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новый этап в развитии теории и практики социальной инженерии начинается в 20-е гг. XX в. К этому времени центр мировой социологии перемещается из Западной Европы в США, где формируется самая мощная в мире академическая социология. В 1892 г. в Чикаго открывается первый в мире социологический факультет; к 1900 г. социологические факультеты и кафедры функционируют уже во всех американских вузах; к 1960 г. в подготовке социологов достигнут такой рубеж, когда в США профессиональных социологов становится больше, чем во всех странах мира месте взятых. Социологических и родственных научных журналов, научных монографий и учебников издается в США больше, чем где бы то ни было. По словам А. Гоулднера, в 1910— 1920-е гг. начинается подлинная институциализация социологии: место ранних социальных реформаторов, по существу любителей, заняли академические ученые, вооруженные самыми передовыми методами исследования35. Одновременно с институциализацией академической социологии, ориентированной на фундаментальные исследования и прирост научных знаний, активно развивается прикладная социология (applied sociology), занятая решением сугубо практических вопросов и работающая на заказчика. Уже к 1910 г. 35 Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. N.Y., 1970.
На протяжении ] 915—1935 гг. в американской социологии доминировала знаменитая Чикагская школа (А. Смолл, У- Томас, Р. Парк, Э. Берджесс, Ф. Зна-нецкий), основавшая первый социологический журнал (i S95 г.). Отл ичител ь-ная черта школы — ориентация на решение практических задач, тематическое направление — социальная экология города. Вот характерный пример. Летом 1919 гг. Чикаго потрясли расовые столкновения, в ходе которых пострадало около 600 человек. В период 1919—1922 гг. представители Чикагской школы активно изучают расовую проблему и вырабатывают ценные практические рекомендации. Известность приобрело исследование «Чикагский негр» Ч. Джонса. Но самым знаменательным является исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918), с которого специалисты и ведут отсчет эмпирической социологии вообще. Городские исследования чикагцев пронизаны духом социального реформизма. Основная задача — установление «социального контроля» и «согласия». Именно с Чикагской школы ведет свое начало «социальная работа» как научное и практическое направление. Социальный работник (психолог, врач, юрист, социолог) в 20—30-е гг. занимался решением практических проблем в городе и на предприятии: предупреждал конфликты, боролся с травматизмом, заболеваниями, алкоголизмом, преступностью, решал трудовые споры и «гасил» забастовки, занимался улучшением условий труда. Независимо от Чикагской школы сформировалось многочисленное, хотя и очень разнородное, «движение за социальные обследования». Оно возникло в конце XIX в. как смешение самых разных идеологических, политических и религиозных устремлений. Государственные органы, ассоциации молодых христиан, объединения бизнесменов, женские клубы, профсоюзные и благотворительные организации часто создавали при себе секции по организации социальных обследований. Они не преследовали никаких научных целей, проводились обычно при участии случайных добровольцев. В отличие от профессиональных исследований чикагцев социальные обследования проводились на общественных началах, бесплатно или почти бесплатно. Массами людей двигало стремление очистить американское общество от социального зла — коррупции, преступности, нищеты. Пользуясь широкой демок- ратизацией и гласностью, они с удовольствием разоблачали политические махинации, взяточничество, должностные злоупотребления, расовые пережитки. Иногда такие обследования не выходили за рамки журналистского репортажа. Участниками двигало стремление перестроить существующие институты и учреждения, но не во имя абстрактной теории, а на основе обнаруженной в фактах истины36. Характерная черта ранней американской социологии, по мнению Г.С. Батыгина37, это амелиоризм (улучшение, мелиорация) и социальная инженерия, нацеленные на укрепление ценностей демократического общества. Правда, исторические корни критического амелиоризма, стремления переустроить «плохой» мир по заданному «хорошему» образцу, уходят в эпоху Просвещения, если не в еще более отдаленные времена, например античность. Так, еще в XVIII в. социальная наука требовала, чтобы архаичные институты и весь старый порядок были заменены новым порядком, более разумным и естественным. Амелиористская установка на домостроительное преобразование общества, изменение его под готовые стандарты сохранялась в американской социологии приблизительно до 1920-х гг., затем ее начинает вытеснять позитивизм — враг всяческого философствования, социальных утопий, этических суждений о людях. Она очень органично вписывалась в тот социально-исторический ландшафт, в котором происходило формирование американской социологии в конце XIX — начале XX в. Его можно охарактеризовать тремя мейнстримами, т.е. главными направлениями, чертами: 1) сильным влиянием религии, склонной переустраивать общество под этические идеалы (первые президенты Американской социологической ассоциации, первые деканы социологических факультетов и значительная часть профессуры являлись выходцами из среды священников либо поддерживали самые активные отношения с протестантизмом); 2) распространение в американской общественности двух реформистских идеологий, одна из которых была ориентирована на социализм, другая — на буржуазные ценности и капитализм (и обе они требовали политического активизма, исправления недостатков, радикальных шагов); 3) характер ранней модели эмпирической социологии, которая ориентировалась не на прирост научных знаний (это американцам еще предстояло освоить и усвоить), а на решение социальных проблем. «Академическая социология вплоть до начала XX в. имела очень мало общего с социальными обследованиями, которые проводились, — пишет Г.С. Батыгин — не столько с научными целями, сколько для того, чтобы привлечь внимание общественности к «социальным проблемам», требующим безотлагательных реформ.,. Понятие «социальные проблемы» сформировалось в начале XIX в. в контексте реформистской идеологии. Под социальными проблемами имелись в виду нищета, преступность, заболеваемость, проституция, неграмотность и т.п. «Движение за социальные обследования» (social survey movement) было значительно усилено социалистическими идеями, чрезвычайно популярными в образованных кругах Европы и Америки. Социология и социализм шли в то время рука об руку... В ранней американской социологии обследование (survey) связывалось преимущественно с инженерной ориентацией и воплоша- 36 Aronovici К. The Social Survey. Philadelphia: The Harper Press, 1916. P. 203. См.: Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. ло идеалы «Американской мечты». Социальное обследование служил своеобразной формой артикуляции социальной утопии»38. В США прикладная и эмпирическая социология рождалась вне стен уни верситетов: основными центрами ее развития стали частные консультатив ные и исследовательские службы (институты, фирмы, бюро). Приблизитель но до середины XX в. она не конституировалась как самостоятельное целое но развивалась в рамках прикладной социальной науки междисциплинарног направления, сочетающей для решения практических задач методы психо логии, экономики, антропологии, менеджмента, социологии. До середин! XX в. не выделялась в самостоятельное направление или метод и социальна инженерия. Хотя сам термин появился в 1922 г., до середины 60-х гг. он ши роко не употреблялся. А. Гоулднер в книге «Прикладная социология: возмож ности и проблемы» сообщает о том, что термин «социальная инженерия», ак тивно используется в науке совсем недавно39. В этот момент социальная инженери прочно утверждается в качестве состав ной части прикладной социальной наук: и прикладной социологии. Последни понимаются как технологии решения со циальных проблем, применяющие доста точно простые методики и инструменты с помощью которых можно диагности ровать объект, но нельзя добиться фундаментального прироста знаний. Выдающуюся роль в развитии современных представлений о социально инженерии и прикладной социальной науке сыграли знаменитые хоторт кие эксперименты, проведенные группой гарвардских ученых под pyKOBoj ством Э. Мэйо в 1927—1932 гг. Эксперимент в «Вестерн Электрик Комп; ни» близ Чикаго проходил по той же стратегии, что эксперименты Болтоь иУатта, Оуэна, Тейлора: вначале отрабатывались технико-экономически а затем социальные нововведения. Различие заключается в том, что Э. Мэр тщательно анализировал ход последствий эксперимента, действовал по crpoi научной программе. На первых этапах в качестве контролируемых переме! ных выступали освещение, паузы отдыха, зарплата. Ими манипулировал например, улучшали и ухудшали освещение с тем, чтобы изменить возде! ствие на производительность труда. Оказалось, что на производительное подобные манипуляции не оказывают влияния, зато, — а это случилось частью девушек-операторов, — резко улучшились отношения и психолог] ческий климат в группе, чего не ожидали ученые. Поначалу никто не обратил внимания на то, что позже получило назван! «хоторнского эффекта»: психологический климат улучшился благодаря вмеш тельству ученого, который не должен был так себя вести. «Эффект» определя в социальной инженерии и прикладной науке последствия незапланированн го вмешательства экспериментатора. Для выяснения роли социально-психол гических факторов ученые провели 20 тыс. интервью, а также лабораторный э сперимент с группой из 14 мужчин-сборщиков. В результате проанализиров Ьатыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учеб. для высш. учеб. заве! и ний. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 14-17. Applied sociology: opportunities and problems. N.Y.: Free Press, 1965. P. 5. на структура межличностных отношений, выявлены нормы и правила поведения людей в группе, причины рестрекционизма — сознательного ограничения нормы выработки, значение психологических факторов (морального климата, удовлетворенности трудом, стиля руководства). Значение хоторнских экспериментов трудно переоценить: они послужили началом индустриальной социологии и социальной инженерии как науки. Благодаря высочайшему уровню методологии и методики социального эксперимента они до сих пор служат образцом для ученых. По их итогам оформилась новая теоретическая парадигма — доктрина «человеческих отношений», которая в 50—70-е гг. развивалась благодаря усилиям таких выдающихся ученых, как А. Маслоу, Р. Лайкерт, Ф. Херц-берг, Д. Макгрегор. Вместе с тем хоторнские эксперименты повлияли на развитие эмпирических и экспериментальных исследований на производстве. Новое направление получило название «обогащение труда», или «гуманизация труда». В рамках движения за «гуманизацию труда» оформилось два главных течения — внедрение новых форм организации труда (НФОТ) и программы улучшения «качества рабочей жизни». Их активное распространение приходится в Америке на 70—80-е гг. «Качество рабочей жизни» изучается при помощи периодического сбора статистической информации в масштабе страны и регионов, интервьюирования отдельных категорий работников. В центре внимания ученых стоят рабочее место, рабочая группа и семья рабочего. Они обследуют условия и организацию труда, влияние производства на здоровье, выясняют причины трудовых конфликтов и забастовок, последствия автоматизации производства и т.п. Полученная информация используется государственными учреждениями, федеральными органами власти и администрацией предприятий для разработки социальных проектов проведения социальных реформ по улучшению условий труда и жизни работников. Она служит исходной базой для проведения социоинженерных мероприятий по «обогащению труда», т.е. для НФОТ. К ним относят: 1) автономные группы (бригадный метод работы); 2) расширение функций, должностных обязанностей и объема выполняемых операций; 3) ротацию — перемену рабочих мест и операций, производимых одним работником в течение дня или недели; 4) партисипативный менеджмент — привлечение рабочих к принятию управленческих решений; 5) периодические профессиональные перемещения (работа служащего на разных должностях, в разных отделах или специальностях); 6) совмещение смежных профессий (овладение навыками работы одновременно в нескольких специальностях) и некоторые другие. Внедрение любого из этих нововведений (социальных технологий) требует предварительного диагноза и составления социоинженерного проекта.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.125 (0.011 с.) |