Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные последствия наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отдельные элементы научных знаний начали формироваться уже в древних цивилизациях (Шумерская культура, Египет, Китай, Индия). Возникновение науки же, как таковой относят к VI веку до нашей эры, когда в Древней Греции появились первые теоретические системы, сложилась благоприятная духовная атмосфера для возникновения науки. Хотя развитие науки продолжалось и в Средние века, но в эпоху Возрождения с развитием торговли и мореплавания ее развитие значительно ускорилось. В XVII – XIII вв. происходит переворот в науке. Организуются первые научные общества и академии, началось издание научных журналов. На рубеже XIX – XX вв. создаются крупные научные лаборатории и институты с мощной технической базой. В XX в. наука вступает в полосу научно-технической революции, коренным образом изменившей и облик самой науки, и общественную жизнь. Производство превращается из простого процесса труда в научный процесс. Человек выходит из непосредственного процесса производства и становится рядом с ним как творческий субъект. Научно-техническая революция, начавшись с открытия электрона, радия, теории относительности и квантовой теории, к концу XX в. на первый план выдвинула микроэлектронику, приборостроение, бионизацию технических процессов, ядерную электронику, генную инженерию и др. Развитие научного знания порождает целый ряд социальных последствий. В числе важнейших социологи называют следующие: 1. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества. Процесс производства преобразуется в своеобразную интегрирующую схему: наука – техника – производство. 2. Возникает новое общественное разделение труда, связанное с превращением науки в ведущую сферу общественного развития. Это ведет к тому, что, с одной стороны, человек освобождается от тяжелого механического труда. С другой стороны, это ведет к росту безработицы, происходит обнищание масс. 3. Качественно преобразуются все элементы производительных сил: предметы труда, орудия производства, сам работник. Но стремительный темп научно-технических изменений порождает сложную социальную проблему: увеличивает разрыв между приобретенной квалификацией и новыми требованиями производства. 4. Изменения характера и содержания труда приводит к увеличению в нем роли творческих элементов, росту уровня общего, специального и высшего образования, общей культуры человека, увеличению свободного времени. 5. Научно-техническая революция открывает новые возможности и повышает социально-политическую значимость информационной деятельности, стимулирует рост и развитие средств массовой коммуникации. Однако эти достижения можно использовать и во вред человеку – для создания системы тотального контроля за жизнедеятельностью индивида, массового манипулирования его сознанием. НТР порождает резкую интернационализацию научного производства и общественной жизни. Идет процесс глобализации всех сфер жизни общества. Переход к информационному обществу сопровождается ростом в развитых странах так называемого «четвертичного» сектора экономики – образование, наука, культура, производство информации, оказание интеллектуальных услуг и сокращение доли людей, занятых в материальном производстве. Никогда ранее человечество не переживало столь ответственный и важный для его будущего период как на рубеже третьего тысячелетия. Начало нового тысячелетия характеризуется небывалым взлетом человеческого гения, проникновением науки в макро - и микрокосмос, в глубинные основы жизни природы и человека. Вопросы о том, есть ли наука силой, служащей интересам и нуждам человека, независимо от социальных условий его бытия, или это демон, вырвавшийся из-под контроля человека и способный его погубить, стали предметом всеобщего обсуждения, повысили внимание к «этосу науки». В конце XX в четвертая часть всех ученых мира работала над совершенствованием военной техники, значительная часть средств, выделенных на научные исследования и разработки, направлялась на совершенствование оружия. Нашим потомкам, наверное, трудно будет понять, как могло человечество лучшие умы и «золотые руки» использовать для изобретения все более массовых и изощренных средств уничтожения людей. В наше время многие авторы приходят к выводу, что при всей ценности науки, при всей необходимости ее для развития цивилизации, наука, увы, связана с человеческим умом, но не с человеческой мудростью. Наука способна вселить в людей уверенность в том, что они в состоянии творить чудеса, но не указывает ни на то, какие чудеса следует творить, ни на то, чем это может обернуться для человека и человечества. На рынке появляются лекарственные препараты, воздействующие на психику человека, а генетически модифицированные продукты и даже клонированные организмы уже не вызывают удивления. Угроза существующему социальному порядку, порождаемому неконтролируемым развитием биотехнологий и генной инженерии, становится вполне реальной. Возражение по этому поводу идут из разных источников и опираются на различные основания: религиозные убеждения, утилитарные соображения, философские подходы и др. Логично встает вопрос о контроле над биотехнологическими исследованиями. Здесь сложились две противоположные позиции: - сторонники одной из них настаивают на недопустимости любого ограничения в развитии новых технологий; - их оппоненты требуют жесткого законодательного запрещения некоторых направлений биотехнологических исследований. Но, к сожалению, эффективный контроль над развитием биотехнологий вряд ли возможен (в отличие от изготовления ядерного оружия они могут развиваться отельными исследователями в частных лабораториях). Еще Августин в свое время заметил, что наука без любви ни на что не нужна. В Китае изобрели порох, который послужил мирным целям, а в Европе это привело к уничтожению миллионов. В наше время значение этической позиции ученого, его морально - нравственных ориентаций и установок многократно возрастает. В середине XX века Р. Мертон, считая, что предмет социологии науки как социального института составляет специфическая система ценностей и норм, первостепенное внимание обратил именно на эти факторы. К примеру, интересы «чистой» науки в области генной инженерии толкают ученого к дальнейшему экспериментированию. Но в то же время возникает вопрос, а имеет ли он на это моральное право и что может принести человечеству подобное исследование. Наука для человека и человечества, наука в целях решения глобальных проблем современности – вот, наверное, истинная гуманистическая ориентация, которая должна вдохновлять ученых всего мира.
9.3. Содержание социологии образования Социологии образования – это отрасль социологии, которая изучает систему закономерностей развития и функционирования образования как социального института в его взаимодействии с обществом. Институционализация образования – продолжительный и сложный процесс, о чем свидетельствует и появление специальных учреждений – школ, а также возникновение норм, регулирующих процесс воспитания и образования. Вообще-то признаки социального института можно наблюдать в образовании еще в период античности, когда возникла знаменитая академия Платона и лицей Аристотеля, хотя первыми учреждениями образования были школы жрецов в Междуречье, которые занимались изучением звездного неба. Развитые формы социального института образование приобретает уже в ХХ в., когда возникает массовая школа. Социология образования как отдельная отрасль возникла в 20-е годы XX ст., главным образом, в связи с концепцией социальной стратификации, разделения труда, образования и воспитания. Основы западной социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшим функции образования, связь его с экономическими и политическими процессами, а также учебные заведения и педагогические процессы с социальной точки зрения. Позднее Парсонс предложил исследовать образование как институт социализации в современном обществе, рассматривая учебные учреждения и их элементы как социальные системы (системы ролей, норм и т.п.). Социология образования акцентирует внимание на таких вопросах, как образование в целом, его структура и функции, эффективность системы образования, единство взаимосвязанных структурных элементов образования: обучение и воспитание; а для нашей страны весьма актуальными являются острые противоречия в системе образования с развитием рыночных отношений. Образование – специфическая отрасль общественной жизни, важнейшая предпосылка решения основных задач общества, государства, необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности, формирования кадров работников для всех областей экономики, государственного и политического устройства. На основе образования формируется и всесторонне развивается личность. Образование - багаж ученого, условие научного познания мира и его закономерностей; образование – сфера приобщения людей к культуре и искусству. Уровень образования – мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития. Индекс человеческого развития, разработанный специалистами ООН, включает наряду с продолжительностью жизни и покупательной способностью и уровень образования. По этому показателю лидирует Япония, оставив далеко позади США, Англию, Германию. Украина занимает 76 место. В США более половины заканчивающих школу идут в вузы. Кстати, парадокс американской системы образования: качество школьного образования считается одним из самых низких, но в то же время в стране одно из лучших высших образований в мире. Наверное, потому что США собирают «интеллектуальные сливки» по всему миру. Не случайно на вопрос, что собой представляет американская система высшего образования, существует шутливый ответ: это когда китайских и индийских студентов учат российские профессора. В Канаде и США в 90 раз больше расходуется на душу населения на образование, чем в большинстве африканских стран. Одна из главных причин того, что Тайвань выдвинулся на передовые рубежи постиндустриальной цивилизации (по многим показателям обгоняя Англию), состоит в том, что в течение ряда послевоенных десятилетий более 30% выпускников средних школ становились студентами многих университетских колледжей. В тяжелых экономических и политических условиях 40-50 годов правительство выдвинуло главной национальной задачей образование (не экономику, а образование!). Статья расходов на образование сегодня самая большая в бюджетах развитых стран. Трудности развития высшего образования в Украине обусловлены рядом причин. С одной стороны, приходится преодолевать недостатки прежней системы тоталитарного прошлого, с другой стороны, переход к рыночным отношениям «больно ударил» прежде всего, по науке, образованию, культуре. Правда, нужно отметить, что в свое время массовое образование в Союзе дало свои плоды, и в конце 50-х годов страна занимала лидирующее положение. Президент Эйзенхауэр в своем обращении к американскому народу в связи с запуском первого советского спутника говорил: «Наши школы сейчас важнее радиолокационных станций обнаружения, школы таят в себе большую силу, чем энергия атома». Мерило успешности обучения – не оценки на экзаменах, ибо количественно можно оценивать объем информации, а не качество культуры. Интересно, какую оценку поставили бы Эйнштейну ЭВМ, если бы компьютерные экзаменаторы были изобретены до создания теории относительности. Высшая школа должна вырабатывать умение учиться, качество, которое в нашем изменчивом мире как раз и оказывается самым ценным. Говоря о трудностях развития современной высшей школы в Украине, следует подчеркнуть, что установление рыночных отношений ведет к неизбежной коммерциализации высшего образования, а значит, к утрате потенциальных дарований и талантов. Уход преподавателей и научных работников в коммерческие структуры значительно ослабляет интеллектуальный потенциал высшей школы. Сейчас образование утратило ценностную ориентацию. Оно превратилось в утилитарно – целенаправленное обучение, к тому же весьма невысокого качества, отсюда утрата социальной ответственности. В структурном отношении образование состоит из двух компонентов: обучения и воспитания, в осуществлении которых действует субъект образования (педагог) и объект образования – учащийся, между которыми постоянно существует органическая связь, взаимодействие и сотрудничество. Организационная структура образования состоит из ряда уровней – дошкольного, общеобразовательного, профессионального и специального (среднего и высшего). В совокупности образование – непрерывное обучение, преемственно связывающее низшие и высшие ступени обучения и продолжающееся после их завершения. Система образования выполняет ряд важнейших функций: - образование является тем социальным институтом, через который передаются и реализуются базовые культурные ценности и цели развития общества; - в целостной системе образования всех видов и уровней совершается накопление и развитие интеллектуального и духовно-морального потенциала каждой страны; - образование является одним из важнейших факторов социальных преобразований, в частности, в социальной динамике оно выполняет: а) функцию социальной мобильности, ускоряя или замедляя темпы социального продвижения как отдельных людей, так и социальных групп, слоев; б) эгалитарную функцию, поддерживая определенное состояние однородности общества, те есть выравнивая условия социального продвижения различных социальных слоев; в) селективную функцию, осуществляя отбор, распределение учащихся по видам образования, и как следствие – по профессиональным занятием, стратификационным позициям; - образование исторически способствовало развитию коммуникативных способностей человека и играло существенную роль в процессе культурной адаптации человека к сферам общения; - образование является специализированным институтом социализации подрастающего поколения путем формирования познавательных, мотивационных, эмоционально-аффективных, лексических, практически-поведенческих признаков личности. Образование должно быть направлено на все более полную реализацию потенциальных способностей личности. 9.4. Проблемы современного образования и пути их решения Сейчас во всем мире говорят о кризисе образования. Вообще редко когда-либо общество было удовлетворено своей системой образования. Даже в относительно благополучное время типичны разговоры о кризисе школы, об отставании образования от запросов жизни и т. п. Дело в том, что время от времени возникает социальное противоречие между старым консервативным способом устройства школы, в том числе и высшей, и складывающимся социальным порядком. И это противоречие требует своего разрешения. Ныне в США упорно пишут о том, что американская система образования в кризисе. Но кризис образования в нашей стране и на Западе – не одно и то же. «Их» кризис связан с тем, что нужно каким-то образом выдержать конкуренцию в области быстро меняющихся высоких технологий, он вызван информационным «перепроизводством», у нас же совсем другое дело, наш кризис связан с недостатком средств на совершенствование образования. В развитых странах Запада средства, выделяемые на образование, науку, исследования и разработки, превышает 10 % валового национального продукта, у нас - в 10 раз меньше. Необходимость реформирования высшего образования в нашей стране не подлежит сомнению, но в то же время нельзя «с водой выплеснуть и ребенка», нельзя отбрасывать все прежние достижения советской школы. А потому, когда речь идет о присоединении к Болонскому процессу, задача состоит не просто в том, чтобы адаптировать отечественную систему в духе Болонской декларации, но и, главным образом, чтобы сохранить лучшие традиции отечественного образования, представляя его как достойную альтернативу многим зарубежным рекомендациям. Одна из главных причин тревожных заявлений о кризисе образования состоит в признании того, что в условиях, когда развитые страны подошли к «пределу насыщения», экстенсивный путь развития образования себя исчерпали, ибо это ведет к снижения качества. В одном из последних докладов Римскому клубу отмечалось, что ныне в мировой системе образования, по сути, должен быть взят курс на: · непрерывную систему образования; она рассматривается как реализация неотъемлемого права человека, как образ жизни, и только на этом фоне готовится специалист. А поэтому выпускник высшей школы должен быть не специалист по «…», а, прежде всего, человек высокой культуры; · на фундаментализацию, которая связана с необходимостью освоения новой и все более быстро растущим объемом информации; поэтому дать прикладные знания надолго практически невозможно и только глубокая фундаментальная подготовка может помочь выпускнику быстро усвоить новую информацию; · на интернационализацию; в странах ЕЭС планируется, что 10% студентов будет учиться в вузах других стран; отсюда и расширение рамок Болонского процесса. В условиях движения человечества к информационному обществу значение науки и образования будет все более возрастать. В США, например, за последние 25 лет удельный вес малоквалифицированной рабочей силы упал с 27% до 7%, тогда как доля работников, имеющих 12 и более лет обучения, возросла с 22% до 40%. Предполагается, что в третьем тысячелетии в стоимости товара 95% будет отведено интеллекту.
Вопросы для самоконтроля и обсуждений 1. В чем особенности социологического подхода к изучению науки и образования? 2. Каково содержание социологии науки? 3. Что изучает социология науки? 4. Каковы социальные последствия развития науки в условиях НТР? 5. Почему возрастает в современных условиях этическая сторона научных исследований? 6. Что такое «этос науки»? 7. Наука и культура: как они соотносятся? 8. В чем заключается главный вектор этики современного ученого? 9. Как развиваются системы образования в различных странах Запада? 10. Чем обусловлены трудности развития высшего образования в Украине? 11. Эффективна ли, с Вашей точки зрения, современная система образования в Украине? 12. Какие социальные функции выполняет система образования? 13. Какова структура системы образования? 14. Что означает «кризис образования», в развитых странах и у нас? 15. Должно ли быть, по Вашему мнению, современное образование платным? 16. По каким направлениям будет развиваться мировая система образования? 17. Что означает гуманизация образования? 18. Почему в наше время возрастает социальное значение гуманизации образования? 21. Каково место науки и образования в информационном обществе? 22. Отражаются ли социальные и политические идеологии на развитии систем образования? Если да, то в чем это проявляется? Тема 10. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.013 с.) |