Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл и причины возникновения субкультурСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникновение субкультуры рассматривается в социологии как позитивная реакция на социокультурные и культурные потребности общества (профессиональная) и, с другой стороны, как негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру (культура преступного мира). Современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд своеобразных культурных образований, и по форме и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Поначалу и в американской, и в английской социологии (20-е годы ХХ в.) господствовал принцип выделения преимущественно молодежной субкультуры. Причем это была, в основном, преступная субкультура, т.е. культура, отличающаяся комплексом антиправных норм поведения. Позднее в 60-е годы первоначальное понимание субкультуры трансформировалось. К ней стали относить такие образования (обычаи, нормы, ценности), которые характеризовали специфическую мировоззренческую позицию и стиль жизни не только молодежи, но и других слоев общества. В современной социологической литературе спектр понятий субкультуры значительно расширился. В наше время он представлен следующими значениями: · специфический способ дифференциации национальных и региональных культур; · профессиональная культура, в которой своеобразно преломляются ценности и идеалы (кинематографическая, театральная, профессиональная среда: геологи, моряки и др.); · совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей в рамках традиционной и современной культуры. Другими словами, в каждом обществе существует доминирующая культура, которая представлена совокупностью ценностей, верований, обычаев, принимаемых большинством членов данного общества. Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, обычаев, присущих какой-то большой социальной группе. Поскольку моноэтничных стран весьма немного, а большинство является полиэтничными, то в каждой из них существуют этнонациональные субкультуры. Такие этнонациональные культуры существуют в большинстве стран Западной Европы. Например, в английской культуре выделяются своим чувством культурной самоидентичности шотландцы. Решительно отказываются причислять себя к английской культуре ирландцы. Во Франции сохраняются самобытные культуры корсиканцев, басков. Все названные этносы проживают компактно, сохраняя до сих пор свой язык и культуру. (В Западной Европе рождается и новое явление – субкультуры эмигрантов, к примеру, выходцев из Магриба во Франции, из Турции – в Германии и др.). Еще более сложными по этнонациональным и расовым признакам выступают культура таких обществ, как индийское, российское, стран Американского континента. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, обычаями. Молодежная субкультура не просто отличается от доминирующей культуры, но по сути противостоит ей. Такие подкультуры или субкультуры появляются в силу разных причин. Они могут быть реакцией на бюрократизацию системы и нести в себе инновационные моменты. Так, «контркультура» явилась протестом против «маскультуры», а рок-музыка и сопровождающая ее рок-культура – ответом, попыткой сменить мелос концертной и символической музыки, господствовавшими долго, новыми ритмами, соответствующими ХХ столетию. Ныне основными разновидностями контркультуры являются некоторые виды молодежных субкультур (скинхеды, сатанисты и др.). Чаще всего представителями контркультуры является молодежь, поскольку она, по словам К. Мангейма, конфликтно настроена против старшего поколения. В социологии различают и такое понятие как «антикультура». В самом общем виде можно сказать, что антикультуру составляют такие явления, которые разрушают целостность общества: расизм, фашизм, тоталитаризм, национализм, терроризм, коррупция, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.
Цивилизация и культура Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени развития общества. Постепенно его стали трактовать как совокупность обычаев, верований народа, его политических, юридических и экономических институтов, этических норм и правил этикета, книг и машин, его наук и философий. Наряду с этим толкованием цивилизации, сопоставимым с понятием исторической формы общности людей, широкое распространение получило понимание цивилизации как определенной совокупности ценностей, главным образом, социального и морального порядка, хотя не отрицалось и значение технического прогресса. ХХ век внес в осмысление культурного прогресса ноты напряженного драматизма, трагическое ощущение невосполнимости утрат. На рубеже ХIХ-ХХ вв. широкое распространение получила концепция О. Шпенглера, который, как и Н.Я. Данилевский, уподобляя культуру живому организму (культура имеет свою весну, лето, осень и зиму), приходит к выводу, что исчерпание потенциала «души культуры» приводит к апатии и упадку и связывал он этот этап с цивилизацией. Ее основные признаки, по мнению Шпенглера: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Идея локальных цивилизаций, переживающих несколько стадий в своем развитии – от зарождения до гибели – характерна и для выдающегося английского ученого А. Тойнби. Вместе с тем он отмечал и преемственность, наличие единства в различных цивилизациях, представляющих, по его мнению, многочисленные ветви общего древа истории. С его точки зрения, неотъемлемой частью цивилизации является культура. Огромный историко-культурный материал использован в работах К. Ясперса, который пришел к выводу о наличии различных несоизмеримых культур. Один из основателей социологии культуры А. Вебер не противопоставлял, подобно Шпенглеру такие понятия, как «общество», «цивилизация», «культура». При этом к обществу, которое рассматривалось им как некий абстрактный социальный организм, он относит материальные структуры этого организма, к цивилизации – универсальные ценности интеллектуального порядка, которые могут быть переданы или заимствованы, а к культуре – духовные образования «аффективного типа» (например, религия), которые, напротив, носят уникальный характер и не передаются с такой же легкостью, как элементы цивилизации. В современной социологии культура чаще всего рассматривается как один из важнейших элементов цивилизации, как ее «душа», в то время как ее «материальное тело» представлено, прежде всего, техникой и орудиями труда. Можно сказать, что культура – это мерило социального прогресса, а значит, и развития цивилизации. И сейчас, когда на первый план выдвигается гуманистическая стратегия прогресса, мы все больше осознаем, что от будущего культуры зависит и будущее планеты, и будущее человечества. Только через культуру, по-видимому, можно преодолеть тот парадокс, о котором говорил Сен-Симон, «двигаться к цивилизации спиной к будущему». Л. Адамович назвал культуру «аварийной системой цивилизации», ибо только культура «собранная воедино, способна просветлить умы и души в век господства всесильной техники и планетарных политический страстей». Осознание нелинейности и многомерности исторического развития, его неоднозначности и незапланированности стало источником нового мироощущения, суть которого в лаконичной форме выразил известный немецкий социолог Р. Дарендорф «эскалатор прогресса побежал вспять». В одном из последних докладов Римскому клубу «Первая глобальная революция» утверждается, что человечество находится на ранней стадии принципиально новой цивилизации, которая отличается от нынешней в неменьшей мере, чем постиндустриальная цивилизация от предшествующего тысячелетия.
Массовая культура В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную и массовую (а также две ее разновидности: субкультуру и контркультуру, о которых речь шла выше). Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Фольклор - еще одно название народного творчества, он связан с традициями данного места и глубоко демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. Что же касается феномена массовой культуры, то явление это настолько многогранное, спорное и противоречивое, что дать исчерпывающую характеристику не представляется возможным, поэтому коснемся лишь некоторых сторон. Термин «массовая культура» вошел в обращение непосредственно после Второй мировой войны. Введенный американскими социологами (Д. Макдональдом и др.), он вскоре был принят и европейскими учеными. На первый взгляд, казалось бы, содержание его достаточно ясно. Но в действительности представление о содержании понятия «массовая культура» довольно противоречиво, и у социологов нет единой точки зрения. Это происходит от различия взглядов как на характер настоящей культуры, так на способность или неспособность к ее восприятию. В связи с этим возникает ряд вопросов: тождественны ли понятия массовая и популярная культура, и как понимать «массовая культура»? Как творчество масс или как продукция для масс? Среди многочисленных концепций можно выделить два подхода, два направления: апологетическое и критическое. Наиболее распространенным является первый подход – сциентическое, натуралистическое понимание массовой культуры как культуры повседневной жизни, производимой для восприятия массовым сознанием и представленной прежде всего средствами массовой коммуникации. Сторонники такого апологетического подхода (Шилз, Уайт и др.) рассматривают массовую культуру в целом как удовлетворительную форму демократизации современного общества (в соответствии с ростом жизненного уровня, образования и т.д.). В выражении «массовая культура» содержится в сущности два понятия: «массовость», т.е. степень распространения продукта, и «культура», т.е. характер продукта. Массовой культура является как по месту (ее потребитель – это «все люди», независимо от места проживания, в предельном случае – все члены общества), так и во времени (производство массовой культуры осуществляется постоянно, изо дня в день). Этим оптимистическим взглядам противостоят различные концепции критического характера, связанного с проблемами массового общества, корни которого идут еще от Токвиля, Шпенглера, а затем Адорно, Фромма и др. В рамках этого подхода массовая культура рассматривается как выражение громадной концентрации политической и социально-экономической власти в руках правящих элит, как предельное выражение духовной несвободы, стандартизации и унификации личности, как средство ее отчуждения. Анализируя такие явления, как «массовое общество» и «массовый человек», испанский социолог Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» (материалом ему послужило европейское общество в тревожную пору своего существования – 20-е годы ХХ ст.) показал, что «массовый человек» - это новый тип человека, ведущего особый вид «массового существования». Для человека массы характерно удовлетворение от идентичности с другими людьми, от совпадения своих желаний, идей, вкусов, способов бытия с общепризнанными образцами. Причем тип обезличенного «массового» существования характерен практически для любого общественного класса. Если в прошлом высокая культура оказывалась достоянием высших общественных классов, для масс она была недоступна не по индивидуальным, а по социальным причинам, то в массовом обществе уровень культуры в целом не зависит от социального положения. Самый богатый и политически влиятельный человек может оказаться культурным ничтожеством, и, наоборот, носитель самобытной высокой культуры – жить на грани нищеты. Один из первых исследователей массовой культуры К.Гринберг, рассматривая культурную продукцию, предназначенную для массового потребления, характеризует ее как предмет торговли. И поскольку массовая культура это не творчество, а производство, то она легко подчиняется шаблонизации. Достаточно обратиться к сюжетам многих голливудских фильмов. Произведения искусства рождаются творцом в одном экземпляре, будь то картина, скульптура, фильм или песня, а продукты массовой культуры сходят с конвейера как джинсы. Некоторые западные теоретики выражают сомнения в правильности употребления слова как «массовая», так и «культура», считая массовую культуру псевдокультурой, и не культурой масс, а продукцией для масс. Многие исследователи отмечают не только низкий художественный и эстетический уровень этой продукции, но обращают внимание и на социальные функции массовой культуры, считая, что она культивирует и поощряет низменные инстинкты человека, пассивность, инертно-потребительское отношение к культурному продукту. Даже Зб. Бжезинский признавал, что «массовая культура» США с ее элементами вульгарности и порнографии, представляет серьезную опасность не только для американцев, но и для всего мира. Некоторые авторы называют следующие отличительные признаки массовой культуры. · Тиражирование благодаря новым технологиям (три «кита» современной культурной индустрии: экран, печатный станок, компьютерные коммуникации). · Ориентация на массового потребителя, большие аудитории. · Коммерческий характер функционирования. · Общедоступность текстов, расчет на пассивное, некритическое восприятие. · Обращение к эмоциональной сфере человека, которому при этом не нужно особого образования и подготовки. · Сведение всего разнообразия художественного опыта к элементарному, банальному, общедоступному уровню, ее стандарты рассчитаны на все вкусы. С падением «железного занавеса» мутные потоки «масскульта» хлынули и в страны СНГ, в том числе и в Украину. Кто-то из западных социологов заметил: «Вы приобщились к нашей цивилизации, только не к водопроводу, а к канализации». И наблюдаемое ныне засилье массовой культуры на экранах телевидения, в кино и др. сопровождается резким снижением нравственного уровня культурной продукции с ее непредсказуемыми психологическими последствиями для основной массы населения. В связи с этим встает вопрос, а нужны ли нам «залетные» телесериалы с happy end? Если отбросить одиозные фильмы ужасов, преступлений и порнографии, то ответ, по-видимому, будет один – положительный. Безусловно, в художественно-эстетическом отношении это низкопробная продукция, но все ли способны подняться до эстетической символики Тарковского. Ведь для того, чтобы наслаждаться искусством, нужно сначала быть художественно образованным человеком, т.е. нужен определенный уровень эстетического развития. А для значительной части населения такие «мыльные оперы» выполняют роль своеобразной релаксации, расслабления. Для многих людей подобные сериалы – это возможность отвлечься от повседневных тревог и нелегких забот. В отечественной социологии отмечается ряд тенденций, характерных для современного состояния культуры: · деиделогизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. С одной стороны, это привело к бóльшей свободе творчества, а, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой культурной продукции; · приватизация и коммерциализация культуры выражается в том, что современный национальный капитал предпочитает вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высоко доходную область – эротическую и детективно-развлекательную индустрию; · усиливается культурно-коммуникационная апатия, ослабевает интерес к чтению в пользу зрелищных форм (телевидение, видео); · в повседневной речи наблюдается рост сквернословия и широкое употребление «матерной смазки» в обыденной речи. Чтобы подлинную культуру сделать достоянием народа, начинать нужно с повышения культурного уровня всего населения. По словам Д.С. Лихачева, именно от внутренней культуры каждого человека в отдельности и общества в целом зависит и экономика, и техника, и наука, и вообще будущее народа.
Вопросы для самоконтроля и обсуждений 1. Что означает термин «культура»? 2. Какое содержание вкладывают социологи в понятие «культура»? 3. Какие элементы выделяют в структуре культуры? 4. Как вы понимаете слова Б. Пастернака о том, что культура первому встречному в объятия не падает? 5. Что собой представляют материальная и духовная культура? 6. Какие функции выполняет культура? 7. Каковы сферы проявления культуры? 8. Согласны ли вы с П. Флоренским, который считал, что только культура является той почвой, той средой, которая растит и питает личность, т.е. делает из живого существа одухотворенное создание? 9. По каким каналам идет воздействие культуры на общественную жизнь? 10. Что собой представляют социальные нормы и ценности? 11. Что означают символические и знаковые системы в культуре? 12. Какую роль в социокультурной жизни людей играют обычаи, традиции, обряды? 13. Какова роль языка в развитии национальной культуры? 14. Что собой представляет культурное наследие? 15. Как, на ваш взгляд, соотносятся в культуре всеобщее и уникальное? 16. Что понимается в социологии под культурными универсалиями? 17. Какие обстоятельства обусловливают историческую преемственность в культуре? 18. Культурный плюрализм или национальная самобытность: как они соотносятся? 19. Как Вы понимаете выражение «диалог культур»? Каково его содержание? 20. Как Вы себе представляете диалог культур в условиях глобализации? 21. Что такое доминирующая культура? 22. Что означает понятие «субкультура»? 23. В силу каких причин возникают субкультуры? 24. Каково соотношение понятий «цивилизация» и «культура»? 25. Культурный человек и интеллигентный: тождественны ли эти понятия? 26. Какова взаимосвязь культуры и национального характера народа? 27. Современная коммерциализация культуры: хорошо или плохо? 28. Что такое «массовая культура»? 29. Какие социальные функции она выполняет? 30. Какое воздействие она оказывает на психику человека? 31. Нужны ли нам «залетные» телесериалы? 32. Почему «мыльные оперы» пользуются такой популярностью у значительной части населения нашей страны? 33. Что такое элитарная культура? 34. Как вы понимаете слова Сократа, обращенные к одному из своих собеседников: «Заговори, чтобы я тебя увидел»? 35. Проанализируйте влияние массовой культуры на духовную жизнь современного общества.
Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Социология науки и образования – специальная отрасль социологического знания, которая изучает систему закономерностей развития и функционирования науки и образования как социальных институтов в их взаимодействии с обществом. Такой социальный институт науки и образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям, обладает преемственностью исторически преходящих систем образования, способностью оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Мировой опыт свидетельствует, что развитие культуры, динамизм экономики, научно-технические достижения и личностная самореализация членов общества с большим успехом осуществляется в тех социальных организмах, которые расходуют больше средств на науку и образование и в которых престиж соответствующих профессий достаточно высок и стабилен. Содержание социологии науки Социология науки как самостоятельная отрасль социологии зародилась в начале XX века; в становлении ее большая заслуга принадлежит М. Веберу, К. Мангейму и др. А с именем Р. Мертона связывают становление социологии науки как самостоятельной дисциплины. Социология науки исследует социальные аспекты деятельности по производству научного знания, систему социальных отношений, которые возникают в процессе движения нового знания от его появления до внедрения в практику, типы поведения ученых в различных социальных системах, их ценности, ориентации и предпочтения, а также конкретные формы взаимодействия науки и общества, науки и других общественных явлений. Современная наука становится одним из решающих факторов экономических, социальных, духовных преобразований, становления культуры, качества образования личности. Наука оказывается силой, способствующей развитию самого человека, его творческих задатков и дарований. В то же время, способствуя росту знаний, наука приводит к еще большему отчуждению человека, который бывает не в состоянии освоить все возрастающий поток информации, соотнести новые открытия с уже сложившимися стереотипами. Внедрение достижений науки и техники в условиях противоречивости социальной системы не только открывает новые представления и перспективы реализации человеческой активности, но и порождает многие сложные социальные проблемы, остро ставит вопрос о будущем человека и человечества. Осмысление таких проблем, поиск механизма их решения выступает одной из важнейших задач социологии науки, определяет ее социальную значимость. Наука выполняет ряд социальных функций. Во–первых, культурно-мировоззренческую. Возникновение науки во многом обусловлено потребностью общества в новом видении, понимании мира, опирающемся на знание. Культурная ценность науки состоит в том, что она – инструмент теоретического и практического овладения природой. Во–вторых, нужно отметить функцию науки как непосредственной производительной силы общества, при этом научный труд превращается в производительный. Сущность этого процесса характеризуется: - во-первых, материализацией научных знаний в вещественных элементах производительных сил, а также их воплощением в организационных формах производства; - во-вторых, воплощением научных знаний непосредственно в деятельность основных участков производства; - в-третьих, превращением науки в теоретическую основу производственных процессов. Третья функция науки как социальной силы связана с тем, что научные знания и методы все чаще используются при решении самых разных проблем общественной жизни. Каждый канал взаимодействия науки и общества, раз возникнув, уже не исчезает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.017 с.) |