Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление социологии религииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социология религии изучает закономерности развития и функционирования религиозного сознания, место и роль религии в различных сферах жизнедеятельности людей, т.е. изучает религию как социальный институт. Одной из повелительных потребностей человека является потребность в осознании происходящего, объяснении его (понимание смысла жизни, предназначение человека и др.). Веками религиозное сознание отвечало на эту потребность, предлагая человеку выход за пределы его земного существования. Эта особенность религии, ее трансцендентность (выход за пределы наличного бытия) позволяет включить мир и человека в контекст вечности, придавая тем самым смысл устройству мира и бытию людей в нем. Элементами религии являются: - наличие групп верующих; -представление о священности, сверхъестественном. Сверхъестественное, согласно религиозному вероучению, есть нечто, не подчиняющееся законам окружающего нас реального (материального) мира, лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов; - определенная система верований (вероисповедание). Эта система верований (идей) выражена в религиозных канонах. Комплекс религиозных идей защищает человека от опасностей природы и превратностей судьбы, от несправедливости, причиняемой обществом, а также придает общий смысл жизни, утверждая, что жизнь в этом мире имеет некую высшую цель; - особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным). Функция особой совокупности определенных культовых действий и ритуалов заключается в том, что они регламентируют взаимоотношения людей со священным, служа как бы мостом, по которому осуществляется переход от реального мира к сверхъестественному и обратно. Конфессиональная социология как самостоятельная отрасль оформилась в 20-е годы ХХ в. в рамках различных католических и протестантских школ, отвечая общей для них потребности диалога с современностью путем осмысления сложных реалий общественной жизни. Истории такого подхода восходят еще к О. Конту. Решая вопрос о том, что лежит в основе социального порядка, Конт неизбежно столкнулся с проблемой роли религии в обществе. Отвечая на этот вопрос, Конт сформулировал закон о трех стадиях развития человечества: теологической, метафизической и научной. Если на первой стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, на второй – пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и причин, то на подходе к третьей возникает конфликт между религией и наукой, и завершится он победой науки над религией. Новая наука – социология – призвана заменить религию не только с точки зрения мировоззрения, но, прежде всего, в качестве связующей силы, призванной объединить всех людей. Непосредственным научным исследованием религии с социологических позиций занимались Дюркгейм и Вебер. Рассматривая эволюцию религии и ее роль в жизни общества, Дюркгейм пишет, что вначале все, что социально, «было религиозно». «Оба символа синонимы. Потом мало-помалу функции политические, экономические и научные освобождаются от религиозных и получают все более ярко выраженный светский характер». Но этот процесс, по мысли Дюркгейма, вовсе не означает конца религиозности. Религия будет существовать вечно. Только на смену религии существ и богов придет «религия человечности». М. Вебер, исходя из своей концептуальной установки о том, что социология изучает социальное действие (т.е. действие осмысленное), считал, что социолога должна интересовать не сущность религии, а условия ее существования. Иначе говоря, для социолога религия интересна лишь как особый тип мотивации социального поведения людей. Особое внимание М. Вебер уделял выявлению влияние религиозного фактора на действенное отношение индивида к окружающей действительности. Выясняя соотношение конфессиального содержания учения и социальной направленности людей, Вебер в своем известном монографическом исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» на основе сопоставления мировых религий выделил три самых общих типа, три способа отношения к миру, заключающих в себе соответствующую установку, которая и предопределяет направленность жизнедеятельности людей, вектор их социального действия. Первый из этих типов он связывал с конфуцианским и даосистским типом религиозно-философских воззрений, получивших распространение в Китае. Второй тип он связывал с индуистским и буддистским типом воззрений, распространенным в Индии. А третий тип в его представлении был связан с иудаистскими и христианскими воззрениями, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе, а впоследствии и на Американском континенте. Первый из них Вебер определил как приспособление к миру, второй как бегство от мира, а третий – как овладение миром. В каждом из этих способов отношения к миру уже заключен, как в зародыше, соответствующий «образ» и «стиль» жизни людей – этически определенная форма их существования. Вебер настаивал на религиозной обусловленности не просто повседневного поведения верующих индивидов, но и их «хозяйственного» (экономического) поведения. Одной из важнейших заслуг Вебера в области социологии является обоснование им влияния Реформации на становление и развитие капиталистических общественных отношений. Протестантская этика, по мнению Вебера, заложена в основы «духа капитализма». На Западе политическое сознание гражданина опиралось на нравственное самосознание человека, созданного Реформацией. Сначала человек учился быть более независимым по отношению к Богу, т.е. самостоятельно решать вопрос о добре и зле, о нравственном и безнравственном. И лишь после этого смог утвердиться общественный строй, основанный на экономической и политической свободе индивидов. Говоря об истоках формирования социологии религии, нельзя не сказать и о разработках К. Маркса, который рассматривал религию как социальный феномен. По мнению Маркса, религия включена в систему общественных отношений, порождается ими и, в первую очередь, экономическими, которые выступают как базис, который определяет целую совокупность производных, «надстроечных» образований, таких как политика, право, искусство, мораль, философия и религия. Развивая мысль об исторической природе религии, Маркс подчеркивал, что в условиях классовой борьбы она выполняет важнейшую социальную функцию – идеологическую («опиум для народа»). У Маркса религия противостоит идее самореализации личности. И отсюда вывод, что для полной самореализации личности нужно устранить те условия, которые являются помехой. Американский социолог Р. Белла, продолжая традиции Вебера и отправляясь от идеи Парсонса о структурной дифференциации социальных институтов, разработал схему эволюции религии, выделив пять основных этапов, каждый из которых отличается от предыдущего «степенью дифференциации религиозных символов». І этап – «примитивная религия», характерная для первобытного сообщества. Ее отличает мифологическое, нерасчлененное сознание, в котором естественное еще не отделилось от сакрального; II этап – «архаическую религию» отличает бóльшая систематизация и дифференциация религиозного сознания и культа; III этап – «исторические религии» уже четко противопоставляют сферу мирского и священного; к историческим религиям Белла относит иудаизм, христианство, ислам; IV этап – «раннесовременная религия», получившая наиболее яркое выражение в протестантизме, представляет собой определенный сдвиг в сторону от потустороннего мира. Спасение теперь надлежит искать не в той или иной сфере ухода от мира, а в «гуще мирской деятельности»; V этап – современный этап эволюции религии характеризуется, по мнению ученого, религиозным плюрализмом. Религиозность все более индивидуализируется, выбор тех или иных религиозных символов и представлений становится актом свободного решения каждого члена общества, что в совокупности трактуется как процесс секуляризации. А в наше время, обращаясь к «абсолютной надежде» и раскрывая ограниченность мирских достижений человечества, теоретики конфессиональной социологии (среди них представители различных социально – политических ориентаций: консервативной, христианско-либеральной, леворадикальной и др.) подчеркивают значимость религиозно-нравственных ценностей для судеб современного общества и культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.012 с.) |