Анализ документов и наблюдение как методы сбора эмпирического материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ документов и наблюдение как методы сбора эмпирического материала



В социологии под документом понимают специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи информации. По способам фиксирования информации различают документы рукописные и печатные, записи на кино- и фотопленке, на магнитной ленте. В зависимости от статуса источника выделяют официальные и неофициальные документы.

К официальным документам относят: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, архивы, деловую корреспонденцию, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовую отчетность.

Неофициальные документы могут быть представлены многочисленными личными материалами, а также оставленные частными лицами безличные документы (статистические сообщения и др.). Такими документами также являются мемуары, воспоминания. Достоверны ли они? Степень их достоверности, безусловно, намного ниже официальных документов, но при «перекрестном» сопоставлении многих документов, они могут давать чрезвычайно интересную информацию вполне достоверного характера[1].

Особую группу документов образуют многочисленные материалы средств массовой информации.

Наблюдение как метод сбора эмпирического материала отличается тем, что существует связь наблюдателя с объектом изучения. А из этого неизбежно следует включение элементов эмоционального, субъективного характера. Невозможно находиться, что называется, внутри какой-либо социальной группы и быть абсолютно беспристрастным.

А, с другой стороны, возможно воздействие исследователя на объект исследования (наблюдения). Поскольку объект – это живой человек, то, поняв, что за ним наблюдают, он может изменить свое естественное поведение. В результате наблюдается не сам объект в чистом виде, а его превращенная форма. Примером может служить хорошо известный «Хуторонский эффект», когда под руководством Мэйо провели исследование с целью выяснить, как освещение влияет на производительность труда. Казалось бы – зависимость прямая. Но когда работницы узнали, что за ними наблюдают, то хорошо работали и при снижении освещенности, даже до света луны в безоблачную ночь.

Различают наблюдение простое и включенное. В первом случае социолог только наблюдает за происходящими событиями, явлениями, процессами. Но такое наблюдение не позволяет осмыслить механизм социальных действий, увидеть то, что происходит, говоря театральными терминами, за кулисами.

Поэтому социологу порой приходится «внедряться» в социальную группу под видом сотрудника, обычного работника, что позволяет глубоко изучить, осмыслить причинно-следственные связи происходящих процессов, событий, явлений и т.д. Ведь даже понять менталитет того или иного народа нельзя, не прожив определенного времени среди этого народа, не общаясь с различными его слоями и стратами.

В научную практику включенное наблюдение ввел американец Уильям Уайт. Будучи сотрудником Гарвардского университета, он 1936г. поселился в трущобах одного из кварталов американского города (скрытого под названием Корневилль) и изучал жизнь итальянских иммигрантов, заселявших этот район. 3,5 года он прожил там, в том числе 18 месяцев в иммигрантской семье как студент-историк, описывающий возникновение Корневилля. Целью его исследования было изучить процесс возникновения рэкетирских групп среди молодежи. Уайт научился местным обычаям, игре в карты, играл в футбол, употреблял наркотики, подружился с руководителями двух соперничающих групп рэкетиров, т.е. жил их жизнью. Он вписался в социальную среду как свой человек, и после длительного пребывания в этой среде написал книгу «Общество уличных углов» (1937).

Опрос как метод сбора эмпирического материала

Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма эффективным и экономичным, позволяя по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов. Почти 90% социологических данных получают с помощью опроса. Из всех методов сбора эмпирического материала этот отличается наибольшей широтой охвата.

В социологии различают два вида опроса: интервью и анкетирование, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на сплошные и выборочные, индивидуальные и групповые, массовые и экспертные, очные и заочные, одноразовые и многоразовые, стандартизированные и нестандартизированные.

Анкета – это опросный лист, который разрабатывается на основе исследовательской программы и заполняется опрашиваемым по определенным правилам.

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части:

1) вводную,

2) содержательную (основную) часть,

3) заключительную (паспортичку).

В водной части указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты. Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения, стажа работы респондента и т.д.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, так как от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

По предметному содержанию вопросы можно поделить на:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По своей логической природе вопросы подразделяются на основные, контрольные, наводящие, контактные и др. По характера ответов выделяют: вопросы открытые и закрытые, альтернативные, шкальные. По способу распространения анкеты бывают раздаточные, почтовые, телетайпные и др.

После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.

Интервью

При всей важности анкетного метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется, прежде всего, со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социологическое интервью.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом. А также уточнить точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании).

При этом следует иметь в виду, что для получения одного и того же объема информации при интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при анкетном методе. Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы.

По степени формализации можно выделить несколько видов интервью.

Нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опросным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером.

Стандартизированное интервью. Предусматривает беседу по жестко фиксированному опросному листу, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартном интервью обычно преобладают закрытые вопросы.

Полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.

Проведение интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью, должна быть спокойной и конфиденциальной, т.е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время. Запись всегда ведется либо интервьюером, либо на пленку.

Работа же самого интервьюера предполагает:

- налаживание контакта с респондентами,

- правильная постановка вопросов интервью,

- правильная фиксация ответов.

Вообще эффект такой формы работы в значительной степени зависит от личности интервьюера, его коммуникабельности, умения расположить к себе собеседника, умения слушать респондента, тактично направлять беседу в определенное русло и т. д. и т.п.

 

Выборка и обработка данных

После определения исследовательской стратегии составляется план выборки, который представляет собой комплекс принципов и процедуру формирования обследуемой (выборочной) совокупности. В социологии хорошо известно, что в случае правильной выборки (это 10-12% обследуемого объекта, т.е. всей генеральной совокупности) можно получить вполне достоверные данные. На практике при проведении конкретных социологических исследований обычно так и поступают.

При осуществлении выборки часть данных, имеющих существенное значение, необходимо учитывать обязательно. Например, когда исследуется какая-нибудь социальная проблема данного населенного пункта, учет таких показателей, как состав населения по возрасту, совокупному доходу и др. – обязателен. А вот такие данные, как цвет волос или этаж в доме – никакого значения не имеют. Выборка бывает систематическая и случайная.

Выборка может быть сформирована с помощью различных способов сегментации изучаемой совокупности. Кроме единиц, отражающих саму выборку, различают единицы отбора (например, предприятие, цех, двор, семья) и единицы наблюдения, опроса, обследования. Критерием оценки качества выборки является ее репрезентативность. Репрезентативность означает способность выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности. Различие между характеристикой выборочной и генеральной совокупностей называют ошибкой репрезентативности. Достижение репрезентативности требует полного знания структуры генеральной совокупности и четкой постановки целей ее описания, тщательной организации исследования.

В результате полевого исследования социолог получает первичный материал. Первичный материал – это масса данных, полученных при помощи методов сбора эмпирического материала. Первичная обработка упорядочивает, классифицирует эмпирический материал. После первичного обсчета с помощью математических методов важную информацию о причинно-следственных связях можно получить, проследив зависимость содержательной стороны анкеты от ряда объективных данных (пол, возраст, социальное положение и т.д.).

Итоги исследования оформляются в виде отчета, который представляет собой определенную форму подведения итогов эмпирического социологического исследования. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методов, а также описание и объяснение полученных данных.

Заключительный этап прикладных социологических исследований представляет собой разработку практических рекомендаций. Это требует особого знания, предполагает выработку процедур внедрения социальных нововведений.

Что же касается характера социологических рекомендаций, то при этом интересно обратить внимание на широко известный, ставший почти фольклорным, пример решения проблемы лифтового обслуживания. Стоило только повесить на стене лифтового холла зеркало, как жалобы на длительность ожидания лифта прекратились. Является ли этот пример примером социологического внедрения? Ответ однозначен. Автор столь оригинального решения мог не иметь никакого отношения к социологии, а просто опирался на здравый смысл. Но социолог часто имеет дело с ситуацией, анализ которой и выработка эффективных инноваций требует именно житейского опыта. Профессионализм не противостоит обыденному и здравому смыслу, а лишь многократно усиливает их.

Существуют ситуации, когда для решения практической проблемы достаточно определения существующей проблемы. Классический тому пример – исследование спроса на предметы широкого потребления. Информация о росте спроса автоматически обусловливает решения об увеличении поставок. Однако более часто встречается ситуация, когда от социолога требуется рекомендация, что нужно предпринять для достижения желаемых целей. Это означает, что в концептуальном и измерительном инструментарии прикладного социологического исследования должны быть определены:

а) зависимые переменные, адекватно отражающие поставленные цели;

б) независимые переменные, отражающие те характеристики социальной ситуации, которые поддаются целенаправленному изменению;

в) направленность, теснота и обоснованность связи между зависимыми и независимыми переменными.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, обратимся к социологическому исследованию, проведенному на кафедре политологии ОГЭУ по проблеме формирования политической культуры студентов. Зависимые переменные – это ценностные ориентации студентов в сфере политических отношений, которые мы пытались определить через ответы на вопросы: «Если бы выборы были завтра, за какую политическую партию Вы голосовали бы?», «Кто из современных политических лидеров импонирует Вам в наибольшей мере?» и др.

Независимые переменные – это, к примеру, место окончания школы: большой город, районный центр или село. Исследования показали тесную зависимость между местом окончания школы и интересом к политической информации, вообще политической информированностью и четкими политическими установками.

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждений

1. Чем обусловлена необходимость проведения конкретных социологических исследований?

2. С чего начинается подготовка к проведению конкретных социологических исследований?

3. Какие типы социологических исследований выделяют в социологии?

4. Что собой представляет программа социологического исследования?

5. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании?

6. Каковы методы сбора эмпирической информации?

7. Как проводится интервью? Какие требования предъявляются к интервьюеру?

8. Какие виды опроса различают в социологии?

9. Почему именно опрос занимает определяющее место в социологическом исследовании?

10. Что такое выборка в социологическом исследовании?

11. Как и зачем она проводится?

12. Почему необходимо пилотажное исследование и в чем его суть?

13. Как проводится обработка эмпирической информации, полученной в ходе социологического исследования?

14. Что собой представляет завершающий этап социологического исследования?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.04 с.)