Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качественные методы сбора социологической информацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ко второй группе методов получения социологической информации относятся качественные методы исследования. Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию. Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят: - «кейс-стади» (исследование случая); - исследования этнографического типа; - «устная история» (oral history); - «grounded theory» (обоснованная теория, или восхождение к теории); - «история жизни» (life story). Тактики качественного анализа: • Если в фокусе интереса прежде всего проблемы уникальности объекта и выяснение скрытых пружин его функционирования — он выбирает тактику кейс-стади. В этом случае результаты исследования сугубо практические и носят характер советов или рекомендаций относительно данного сообщества. • Если цель изучения в первую очередь — новое знание о культуре определенного общества, то он использует тактику детального описания форм поведения и языка — этнографическое исследование. • Если же исследование направлено на выяснение субъективной стороны исторического события и его последствий для участников или очевидцев, то выбирается тактика устной истории, где первоочередной задачей является проверка степени правдивости воспоминаний при сопоставлении их с другими источниками информации. • В случае интереса к ретроспективе социальных процессов и механизмам передачи культурного капитала от поколения к поколению, он обращается к тактике истории семьи. • Если же интересна прежде всего индивидуальная жизнь и отражение в ней социально-культурных норм, соотношение социального и индивидуального, то социолог применяет тактику истории жизни. • Существенное значение имеет еще одна тактика, о которой мы поговорим позже, — это тактика построения теории случая (grounded theory). Общими свойствами исследования можно считать: а) ориентацию на длительный непосредственный контакт исследователя с данным социальным феноменом; б) познание объекта в первую очередь с помощью изучения неструктурированных текстов как живых образцов устной или письменной речи, содержащей информацию о субъективных смыслах непосредственного человеческого взаимодействия; в) использование нескольких разноплановых источников информации об объекте и разных методов; г) всестороннее описание и интерпретация состояния социального феномена в совокупности всех характеристик. Качественная стратегия отличается следующими особенностями: 1. Она используется для изучения небольших по численности объектов (малых групп или отдельных индивидов); 2. Исследовательская цель – выявление и интерпретация субъективных смыслов, значений; 3. Изучение концентрируется на уровне микроанализа отдельных случаев, состояний социального взаимодействия; 4. Логика анализа индуктивная: от фактов жизни к их классификации и концептуализации; 5. Это поисковая стратегия, «открытая» на входе и формулирующая теоретические концепции в процессе исследования, путем обобщения разнохарактерной информации об объекте; 6. Для сбора данных используются нестандартизованные разновидности методов сбора информации: наблюдение, свободное (глубинное или нарративное) или полуструктурированное интервью (биографическое, фокусированное), фокус-группа, анализ личных документов; 7. Для анализа данных не используются статистические методы. Результаты представлены в виде цитат из устной или письменной речи людей [6]; Качественные исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п. Качественные методы сбора информации используют в том случае, когда цель исследования предусматривает определенное понимание исследуемого феномена, не требующее количественной интерпретации, или в случае, когда исследуемые феномены не поддаются точному измерению. Если исследователем выбраны качественные методы, то его инструменты будут включать: - заранее подготовленный план или сценарий исследования - заранее подготовленный текст вопросов (который в дальнейшем исследователь может дополнять или урезать) - различные носители, на которые будут фиксироваться предварительные результаты исследования (карточки, протоколы, кодировочные бланки, аудио- либо видео-носители и т.д.) - дополнительный приложения (раздаточный материал, презентации, микрофон, компьютер и т.п.); Можно выделить две основные проблемы социологического исследования, основанного только на анализе статистических данных: - большинство опрошенных не задумывается о причинах своих поступков а в ответ на подобные вопросы приводит рациональные основания; - при анализе стандартизированных анкет невозможно определить источники и причины высказанного отношения - мнения, что существенно снижает их информативность и практическую ценность. Качественные методы наиболее применимы для решения практических задач по анализу общественного мнения в сфере средств массовой информации и маркетинга. Они позволяют исследовать глубинные механизмы процесса влияния массовой коммуникации на индивидуальное сознание и увидеть закономерности восприятия социальной информации. Меняя набор методик, можно задать уровень получаемой информации: от социально обусловленных реакций до их подсознательной мотивации. Можно выделить несколько уровней анализа: 1. Сознательных факторов, доступных для структурированных опросников; 2. Личных чувств и языка, для которых требуется «сочувствующее» интервью; 3. Интуитивных ассоциаций, для выявления которых используются невербальные методы или игры, выявляющие внутренний мир респондентов; 4. Бессознательных, спонтанных реакций, не подверженных цензуре сознания факторов, поддающихся проективным методам.
Существуют следующие виды качественных методов: 1. Глубинное интервью – неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает не заполнение формальной анкеты, а получение от респондента развернутых ответов на вопросы. Беседу проводит квалифицированный специалист, задача которого – понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу. Интервью проводится при личной встрече в специальном помещении в отсутствии посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования. Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Также осуществляется видео или аудиозапись интервью. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью. Видеозапись помогает также учесть при анализе невербальные реакции респондентов [9]. Достоинства метода: возможность свободно высказываться респондентам, излишне чувствительным к комментариям других лиц или не склонным к публичному обсуждению некоторых вопросов, контроль полноты получаемой информации, возможность получения более подробной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондента, поскольку исследователь концентрируется на одном человеке, формирование более серьезного отношения респондента к опросу вследствие индивидуального собеседования, возможность наблюдения за невербальными реакциями респондента, возможность корректировки хода исследования интервьюером в случае необходимости. Недостатки: трудоемкость подготовки высококвалифицированного интервьюера, большие затраты времени, высокие финансовые затраты, трудоемкость процедуры сбора информации (только 4-5 интервью в день). 2. Фокус-группу можно определить как групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или конкретном объекте, направленное на определение отношения участников к поставленной проблеме или восприятия того или иного объекта, выявления мотивации тех или иных действий респондентов. Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении и может продолжаться от одного до четырех часов. Ведущий дискуссии (модератор) по специально разработанному сценарию (гайду) предлагает участникам выразить свои мнения, отношения, оценки, описать привычки согласно теме исследования. В задачу модератора входит использование групповой динамики с целью получить глубинную, часто неосознанную информацию о каких-либо явлениях, которые важны для исследователя. Обычно количество участников составляет 8-12 человек, не знакомых между собой, не объединенных общими интересами, идеями и т.д. Общее число фокус-групп, которое необходимо провести, зависит от исследовательских задач и от степени дифференциации целевых групп. Во время проведения фокус-групп осуществляется видеозапись. Достоинства метода: возможность получения более глубокой информации, возможность сбора данных в оперативные сроки при малых затратах, гибкие возможности подбора участников и заданий, креативность. Недостатки: необходимость использовать другие методы для подтверждения и корректировки полученных данных, риск внесения модератором искажений, то, что не все участники высказывают свое мнение [5]. 3. Кейс-стади - детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов. Кейс-стади не может представлять надежную информацию обо воем этом классе. Тем не менее, его проведение часто полезно на предварительных стадиях исследования, поскольку это приводит к выдвижению определенных гипотез, которые могут подвергаться систематической проверке в отношении большего числа случаев. Кейс-стади регулярно применяются в социологическом исследовании - иногда в качестве предварительного, но чаще в качестве основного исследовательского метода. В последнем случае среди причин обращения к этому методу обычно называют недостаток исследовательских ресурсов или трудности в получении доступа к предмету исследования. В рамках многих кейс-стади в действительности исследуется более, чем один частный случай, с тем, чтобы получить некоторое представление о степени изменчивости исследуемого населения. Впоследствии эти случаи подвергаются отбору с целью представления примеров, считающихся противоположными на основании теории или предварительного знания. В случае с методами качественного исследования, такими, как этнография или включенное наблюдение, применение которых отнимает много времени и не всегда может быть поручено помощникам, социологи почти неизменно выбирают метод кейс-стади. С помощью кейс-стади можно представить весьма подробные данные, которые трудно получить посредством более широких обследований; возможно изучить объект в случае недостатка исследовательских ресурсов или сложности доступа к объекту, однако это достигается ценой невозможности их полноценного обобщения [2]. 4. Биографический метод. Биографические данные в социологии - это основной источник детальных и мотивированных описаний “истории” отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение “с точки зрения деятеля”. Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед. Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда — группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п. В центре внимания социолога здесь оказывается документальное, или устное, описание событий с точки зрения самого “случая” [2]. 5. История семьи. Это направление изучает взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семьярассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее "непрерывности" как социального феномена. Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи, преемственности или изменения социального статуса семьи от поколения к поколению, передачи "культурного капитала" или трансформации ценностей. Источниками информации здесь служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы [4]. Многообразие техник качественного исследования отличает этот подход от "количественного". Социолог может изобретать способ действия и собственную стратегию, которая подходила бы для его исследования. Но одновременно, ему необходимо следовать определенным канонам научного поиска, концептуализировать свои наблюдения и интерпретацию в понятиях теории, обосновывать аргументы, опираясь на достоверные данные (тексты, наблюдения, имеющиеся документы, данные других исследователей) [11].
Социологическая анкета. Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нём правилам. Анкетирование – письменный опрос, при котором респондент (опрашиваемый) заполняет вопросник самостоятельно. Виды анкетирования: очный и заочный; по месту работы (учёбы), по месту жительства, в целевых группах; почтовое, прессовое, раздаточное, курьерское; индивидуальное и групповое. Композиция анкеты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.009 с.) |