Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности применения психологических методов исследования в социологии. Сущность и условия проведения тестирования. Процедура и инструментарий тестирования. Классификация тестов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как правило, социологические методы исследования дают возможность ответить на вопросы: «кто?» - «что?» - «кому?» - «с каким эффектом?», но не на вопрос «почему?» и «что делать дальше?». Это происходит в силу специфики социологических методов, апеллирующих к уровню сознательного речевого поведения человека. Люди склонны в ситуациях анкетного опроса порождать социально одобряемые или ожидаемые стереотипы ответов и стилей поведения. Поэтому в социологических исследованиях часто находят применение психологические методы. Они позволяют объективизировать психологические механизмы, лежащие в основе того или иного выбора, изучить мотивацию, иерархию целей, особенности темперамента, направленности личности, то есть психологические факторы, определяющие поведение человека в социальных ситуациях. Психологическими методами могут считаться метод наблюдения (выявление основных стереотипов поведения), психосемантическое шкалирование, экспериментальная аудитория, тестирование и др. В общенаучном смысле тест - это кратковременное стандартизованное испытание, направленное на получение в относительно сжатый отрезок времени наиболее существенной информации о признаках данного конкретного объекта с целью установления у него наличия или степени выраженности определенного психического свойства (черты, характеристики) или качества, а также совокупности психических свойств личности или психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и коллективов. Тест позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства, черты поведения, а также получить качественные и количественные оценки измеряемых характеристик. Критерии теста: o Объективность - результаты тестирования независимы от того, кто проводит тест. o Валидность - пригодность теста для измерения именно того качества, на оценку которого он направлен. o Надежность - степень точности и постоянства, с которой измеряется качество личности, свобода процедуры тестирования от погрешностей. o Научность - обоснованность теста фундаментальными исследованиями, его концептуальная осмысленность. Тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты: 1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий, 2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится, 3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа, 4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат. (Норма - среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования). Классификация тестов I. По предмету исследования можно выделить три класса тестов: а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности; б) личностные — специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта; в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов. II. С точки зрения технических приемов обычно выделяют четыре разновидности тестов: а) объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания; б) опросные методики или субъективные тесты - эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения; в) тесты «с карандашом и бумагой», например, для диагностики внимания, оценки некоторых свойств интеллекта; г) тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых, например активно использовавшаяся советскими психологами методика «ГОЛ» — групповой оценки личности III. В зависимости от формы ответов тесты делятся на свободные структурированные (со связанными ответами), шкалированные графические тесты тесты с пробелами. IV. Классификация тестов по исследуемому объекту. ♦ индивидуальные — с их помощью выявляются качества отдельных индивидов ♦ социально-психологические (прежде всего изометрические), где объектом анализа являются межличностные отношения в малой группе ♦ ситуационные — изучается поведение человека в определенной ситуации
В свою очередь, индивидуальные тесты делятся на личностные тесты и тесты способностей. Личностные тесты — призвана определять независимые от ситуации и постоянные во времени качества человека. Тесты способностей - ориентированы на выполнение испытуемым поставленного задания, достижение высоких результатов, они рассчитаны на открытую и свободную реакцию человека, выявляющую его относительно стабильные черты. Личностные тесты включают: субъективные тесты (личностные опросники и тесты интересов и склонностей), объективные и проективные тесты. В субъективных личностных тестах принцип оценки понятен для испытуемого, поэтому своими неискренними ответами он может повлиять на результат и исказить его. Помешать этому призваны вопросы — фильтры на выявление искренности (лжи). В объективных личностных тестах принципы их интерпретации скрыты от испытуемых. Поэтому при их использовании человек, не обладающий соответствующими профессиональными психологическими знаниями, не может повлиять на результат теста, исказить его. Проективные личностные тесты направлены на выявление с помощью специальных техник наиболее глубоких структур личности. Вторая группа тестов в классификации по исследуемому объекту —тесты социально-психологические. Объект диагностирования - межличностные отношения, субъективные оценки общественных явлений — в этих тестах весьма сложен и не всегда устойчив. Эти тесты исследуют поведение индивида в группе, межличностные отношения, социально-психологическую совместимость членов группы, неформальные групповые структуры и т.п. Ситуационные тесты - замаскированные тесты, моделирующий определенный аспект реальной жизни с тем, чтобы определить, отреагирует ли обследуемый на него естественным для него образом. Достоинства тестирования: ♦ объективность оценки ♦ оперативность оценки ♦ простота и доступность ♦ пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки; ♦ большими эвристическими оценочными возможностями; ♦ конкретностью и непосредственной практической направленностью Недостатки тестирования: ♦ проблема установления однозначной причинно-следственной связи между выявляемыми вопросами (заданиями) тестов и качествами личности ♦ результаты тестов обычно оценивают лишь актуальные, т.е. существующие в данный момент, качества; ♦ квалифицированное использование тестов требует соответствующей психодиагностической и этической подготовки тестирующего; ♦ применение тестов может вызывать у испытуемых страх, искажающий результаты тестирования; ♦ публичное объявление результатов тестирования может задевать чувство собственного достоинства аутсайдеров. Общие правила тестирования: ♦ любое сложное тестирование должно проводиться при участии специалиста по психодиагностике или при последующем его участии в качестве консультанта; ♦ человека нельзя подвергать психологическому обследованию обманным путем или против его воли, недопустимы никакие формы прямого или косвенного принуждения; ♦ перед проведением тестирования испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно может сообщить такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам; ♦ любой человек (за исключением случаев, оговоренных законом) имеет право знать результаты своего тестирования; ♦ результаты тестирования не должны травмировать исследуемого или снижать его самооценку; ♦ испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его результатов; ♦ тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования; ♦ информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначается; Этапы тестирования: ü выбор тестовых методик; ü инструктирование испытуемых; ü контроль за выполнением заданий; ü интерпретация результатов и подведение итогов тестирования. Использование тестирования В настоящее время все шире распространяется стремление использовать тесты и аналогичный им социально-психологический инструментарий в процессе управления персоналом. Использование оценочных или тестирующих методик может принести реальную пользу организации, если выяснено, что текущие процедуры отбора или расстановки сотрудников не приносят должного эффекта, если налицо низкая производительность труда, если ошибки работников имеют серьезные финансовые последствия, негативно влияют на здоровье или безопасность. От тщательного подбора сотрудников зависит работоспособность и результативность организации. Человек должен быть не только хорошим профессионалом, но и членом команды, разделяющим ее человеческие и корпоративные ценности. Грамотный руководитель старается доверить выбор профессионала профессиональному психологу или социологу. Для каждой вакансии составляется свой набор (батарея) тестов, соответствующий основным компетенциям сотрудника и охватывающий наиболее важные для данной профессии интеллектуальные, личностные, мотивационные и волевые качества. Например, для бухгалтера важно быть ответственным, внимательным, уметь работать с большими объемами информации, обладать хорошей памятью на цифры, высокой помехоустойчивостью и работоспособностью. Учитывая тот момент, что в бухгалтерии работают в основном женщины, руководитель может обратить особое внимание на умение бесконфликтно сосуществовать в женском коллективе. Для менеджера важны достаточно высокий уровень интеллекта, способность к стратегическому мышлению и анализу, гибкость поведения, способность принимать решения и брать на себя ответственность за них, умение общаться с клиентами и руководить подчиненными. Дизайнер рекламного агентства должен продуцировать нестандартные идеи, иметь богатую фантазию, уметь продуктивно и самостоятельно работать, выдерживать авралы и гибко подходить к требованиям клиентов. Надежность данных, полученных в результате грамотно проведенного тестирования, составляет от 20 до 70% в зависимости от используемых методик и квалификации интерпретатора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.008 с.) |