Особенности применения психологических методов исследования в социологии. Сущность и условия проведения тестирования. Процедура и инструментарий тестирования. Классификация тестов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности применения психологических методов исследования в социологии. Сущность и условия проведения тестирования. Процедура и инструментарий тестирования. Классификация тестов.



 

Как правило, социологические методы исследования дают возможность ответить на вопросы: «кто?» - «что?» - «кому?» - «с каким эффектом?», но не на вопрос «почему?» и «что делать дальше?». Это происходит в силу специфики социологических методов, апеллирующих к уровню сознательного речевого поведения человека. Люди склонны в ситуациях анкетного опроса порождать социально одобряемые или ожидаемые стереотипы ответов и стилей поведения. Поэтому в социологических исследованиях часто находят применение психологические методы. Они позволяют объективизировать психологические механизмы, лежащие в основе того или иного выбора, изучить мотивацию, иерархию целей, особенности темперамента, направленности личности, то есть психологические факторы, определяющие поведение человека в социальных ситуациях. Психологическими методами могут считаться метод наблюдения (выявление основных стереотипов поведения), психосемантическое шкалирование, экспериментальная аудитория, тестирование и др.

В общенаучном смысле тест - это кратковременное стандартизованное испытание, направленное на получение в относительно сжатый отрезок времени наиболее существенной информации о признаках данного конкретного объекта с целью установления у него наличия или степени выраженности определенного психического свойства (черты, характеристики) или качества, а также совокупности психических свойств личности или психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и коллективов. Тест позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства, черты поведения, а также получить качественные и количествен­ные оценки измеряемых характеристик.

Критерии теста:

o Объек­тивность - результаты тестирования независимы от того, кто проводит тест.

o Валидность - пригодность теста для измерения именно того качества, на оцен­ку которого он направлен.

o Надежность - степень точности и постоянства, с ко­торой измеряется качество личности, свобода процедуры тестирования от погрешностей.

o Научность - обоснованность теста фундаментальными исследованиями, его концептуальная осмысленность.

Тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,

2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,

3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа,

4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат. (Норма - среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования).

Классификация тестов

I. По пред­мету исследования можно выделить три класса тестов:

а) общелич­ностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности;

б) личностные — специальные тесты, предназначенные для диаг­ностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта;

в) групповые, предназначен­ные для диагностики групповых психических процессов.

II. С точ­ки зрения технических приемов обычно выделяют четыре разно­видности тестов:

а) объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания;

б) опросные методики или субъективные тесты - эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения;

в) тесты «с карандашом и бумагой», например, для диагностики внимания, оценки некоторых свойств интеллекта;

г) тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых, например активно использовавшаяся советскими психологами методика «ГОЛ» — групповой оценки личности

III. В зависимости от формы ответов тесты делятся на

свободные

структурированные (со связанными ответами),

шкалированные

графические тесты

тесты с пробелами.

IV. Классификация тестов по ис­следуемому объекту.

♦ индивидуальные — с их помощью выявляются качества от­дельных индивидов

♦ социально-психологические (прежде всего изометрические), где объектом анализа являются межличностные отношения в ма­лой группе

♦ ситуационные — изучается поведение человека в определен­ной ситуации

 

В свою очередь, индивидуальные тесты делятся на личностные тесты и тесты способностей.

Личност­ные тесты — призвана определять независимые от ситуации и постоянные во времени качества человека.

Тесты способностей - ориентированы на выполнение испытуемым по­ставленного задания, достижение высоких результатов, они рас­считаны на открытую и свободную реакцию человека, выявляю­щую его относительно стабильные черты.

Личностные тесты включают: субъективные тесты (личностные опрос­ники и тесты интересов и склонностей), объективные и проектив­ные тесты. В субъективных личностных тестах принцип оценки понятен для испытуемого, поэтому своими неискренними отве­тами он может повлиять на результат и исказить его. Помешать этому призваны вопросы — фильтры на выявление искренности (лжи). В объективных личностных тестах принципы их интерпретации скрыты от испытуемых. Поэтому при их использовании человек, не обладающий соответствующими профессиональными психологичес­кими знаниями, не может повлиять на результат теста, исказить его. Проективные личностные тесты направлены на выявление с по­мощью специальных техник наиболее глубоких структур личности.

Вторая группа тестов в классификации по исследуемому объекту —тесты социально-психологические. Объект диагностирования - межличностные отношения, субъективные оценки общественных явлений — в этих тестах весьма сложен и не всегда устойчив. Эти тесты исследуют поведение индивида в группе, межличностные отношения, социально-психологическую совместимость членов группы, неформальные групповые структуры и т.п.

Ситуационные тесты - замаскированные тесты, моделирующий определенный аспект реальной жизни с тем, чтобы определить, отреагирует ли обследуемый на него естественным для него образом.

Достоинства тестирования:

объективность оценки

оперативность оценки

простота и доступность

пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки;

большими эвристическими оценочными возможностями;

конкретностью и непосредственной практической направлен­ностью

Недостатки тестирования:

проблема установления однозначной причинно-следственной связи между выявляемыми вопросами (заданиями) тестов и качествами личности

♦ результаты тестов обычно оценивают лишь актуальные, т.е. существующие в данный момент, качества;

♦ квалифицированное использование тестов требует соответ­ствующей психодиагностической и этической подготовки тести­рующего;

♦ применение тестов может вызывать у испытуемых страх, искажающий результаты тестирования;

♦ публичное объявление результатов тестирования может за­девать чувство собственного достоинства аутсайдеров.

Общие правила тестирования:

♦ любое сложное тестирование должно проводиться при участии специалиста по психодиагностике или при последующем его участии в качестве консультанта;

♦ человека нельзя подвергать психологическому обследованию обманным путем или против его воли, недопустимы никакие формы прямого или косвенного принуждения;

♦ перед проведением тестирования испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно может сообщить такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам;

♦ любой человек (за исключением случаев, оговоренных законом) имеет право знать результаты своего тестирования;

♦ результаты тестирования не должны травмировать исследуемого или снижать его самооценку;

♦ испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его результатов;

♦ тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования;

♦ информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначается;

Этапы тестирования:

ü выбор тестовых методик;

ü инструктирование испытуемых;

ü контроль за выполнением заданий;

ü интерпретация результатов и подведение итогов тестирования.

Использование тестирования

В настоящее время все шире распространяется стремление ис­пользовать тесты и аналогичный им социально-психологический инструментарий в процессе управления персоналом. Использование оценочных или тестирующих методик может принести реальную пользу организации, если выяснено, что текущие процедуры отбора или расстановки сотрудников не при­носят должного эффекта, если налицо низкая производительность труда, если ошибки работников имеют серьезные финансовые последствия, негативно влияют на здоровье или безопасность. От тщательного подбора сотрудников зави­сит работоспособность и результативность организации. Человек должен быть не только хорошим профессионалом, но и членом команды, разделяющим ее человеческие и корпоративные ценности. Грамотный руководитель старается доверить выбор профессионала профессиональному психологу или социологу.

Для каждой вакансии составляется свой набор (батарея) тестов, соответствующий основным компетенциям сотрудника и охватывающий наиболее важные для данной профессии интеллектуальные, личностные, мотивационные и волевые качества. Например, для бухгалтера важно быть ответственным, внимательным, уметь работать с большими объемами информации, обладать хорошей памятью на цифры, высокой помехоустойчивостью и работоспособностью. Учитывая тот момент, что в бухгалтерии работают в основ­ном женщины, руководитель может обратить особое внимание на умение бесконфликтно сосуществовать в женском коллективе. Для менеджера важны достаточно высокий уровень интел­лекта, способность к стратегическому мышлению и анализу, гиб­кость поведения, способность принимать решения и брать на себя ответственность за них, умение общаться с клиентами и руководить подчиненными. Дизайнер рекламного агентства должен продуци­ровать нестандартные идеи, иметь богатую фантазию, уметь про­дуктивно и самостоятельно работать, выдерживать авралы и гибко подходить к требованиям клиентов.

Надежность данных, полученных в результате грамотно проведенного тестирования, составляет от 20 до 70% в зависимости от используемых методик и квалификации интерпретатора.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.023 с.)