Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сплошное и выборочное исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выборочное иследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Свое название оно получило благодаря использованию специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (ге- неральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая очень точно отражает основные параметры целого. Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности. Выборочное исследование более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более изощренной методики и техники. В сфере опросных исследований в 1978 г. в США было занято 27,5 тыс. профессионально подготовленных специалистов, из которых 2/3 трудились в частном секторе (маркетинговые фирмы, рекламные агентства), а 1/3 — в некоммерческом секторе, т.е. в правительственных и университетских исследовательских организациях. По численности эта сфера превышает количество членов АСА4. В категорию специалистов по выборочным исследованиям (Survey Research) включают исследователей в маркетингово-исследова-тельских фирмах, организациях, изучающих общественное мнение, государственных органах, бизнесе, телевидении, некоммерческих институтах, а также в фирмах, занимающихся опросной статистикой (survey statistics), политическими, экономическими, социально-психологическими и рыночными исследованиями. Вопросы, на которые отвечают случайно попавшие в выборочную совокупность респонденты, могут быть как письменными, так и устными. В первом случае выборочное исследование называется анкетированием, во втором — интервьюированием. Помимо традиционного анкетирования и традиционного интервью (на современный манер оно называется face-to-face интервью, или личное интервью) сегодня используются новые методики, в частности интернет-опрос (он-лайн-опрос), телефонное интервью и т.д. Традиционное анкетирование за рубежом именуется письменным опросом (Written Survey). Выделяют почтовый опрос, групповое анкетирование, индивидуальное анкетирование. К сплошным исследованиям, охватывающим все единицы генеральной совокупности, относятся переписи населения, о которых пойдет речь в специальной главе. В то же время самым распространенным инструментом познания в социологии выступают выборочные исследования. ПОВТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Повторные исследования — это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят: ♦ лонгитюдное исследование —длительное изучение одной совокупности лиц; ♦ когортное исследование — изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются; Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 97. ♦ трендовое исследование — исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения; ♦ панельное исследование — исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель — анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются. Панель — это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам — возраст, образование, профессия — она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например, молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие в 1976 г.). Панельное исследование (рассматриваемое как одна из разновидностей лонгитюдных) — один из видов социологического наблюдения, в котором информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения. Панельное исследование применяется для изучения причинных связей и утвердилось в практике исследования общественного мнения. Временной интервал между повторными опросами в таких исследованиях, как правило, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко принимает вид плана «до и после». В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, так как скорость протекания самих социальных процессов различна. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы для проведения повторного исследования. Типичный пример — получившие известность в 1960— 1980-е гг. исследования тенденций реализации жизненных планов выпускников средних школ: первый раз их опросили накануне выпускных экзаменов, а затем в интервалы времени, определяемые окончанием приема в вузы и стадиями трудовой карьеры. Лонгитюдное исследование (отангл. longitude —долгота) — исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния. Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобразной альтернативы методам «поперечныхсрезов». Первым ввел его в психологию американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства, Гезелл Арнольд Луций (1880— 1961), назвав его методом продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рождения до подросткового возраста). Одним из первых разработал и реализовал программу лонгитюдного изучения на примере большого контингента одаренных детей американский психолог Льюис Термен (1877— 1955). Позже лонги- тюдное исследование проникло и в другие науки, в том числе в социологию, где оно понимается как неэкспериментальный тип исследования, при котором данные собираются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие одного и того же человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте5. Лонгитюдное исследование хорошо зарекомендовало себя как в крупномасштабных, так и в небольших исследованиях6, Например, в Великобритании Бюро переписи и выборочных обследований строит лонгитюдные исследования на выборке в 1 % от генеральной совокупности. За основу социологи берут данные переписи 1971 г. Через определенные временные интервалы ученые прослеживают изменение показателей: занятости, уровня жизни, смертности, характеризующих все население. Самым крупным мероприятием такого рода в нашей стране считается исследование семейных бюджетов, проводившееся еще в советские времена Госкомстатом. Это панельное исследование ежемесячных доходов и расходов с выборочной совокупностью в 48 600 домохо-зяйств, являлось основой для всех государственных статистических отчетов. Его историческим преемником стало Российское Лонгитюдное Мониторинговое Исследование (RLMS), которое осуществляется с 1992 г. при финансовой поддержке Мирового Банка. Правда, на этот раз оно имеет совсем иную методологию и в гораздо большей степени соответствует ЖеСТКИМ Международным Стандартам. Рис 30 исследование семейных Российское ЛоНГИТЮДНОе Мониторинга- бюджетов в России вое Исследование (RLMS), наданные которого опираются многие социологические публикации (в том числе в ведущем отечественном журнале «Социс»), использовалось как основа для определения уровня бедности в России. Этот опрос проводился как панельный в два цикла. Первый цикл был проведен в сотрудничестве с Госкомстатом, основанием для него послужила начальная выборка в 7200 семей. Он состоял из четырех волн с июля 1992 г. по январь 1994 г. и был, главным образом, направлен на улучшение учета количества бедных, изучение здоровья и качества питания в России. Второй цикл проводился ежегодно с осени 1994 г. Его проводила исследовательская группа Института социологии РАН под руководством ученых Университета Северной Каролины, финансируемых главным образом Агентством Международного Развития США (US AID). Цикл проводился на выборке в 4000 The Descriptive Longitudinal Research Design // http://www.kelcom.igs.net/~nhodgins/descriptive_longitu- dinal_research_design.html Longitudinal studies // http://bmj.eom/epidem/epid.7.html семей. И хотя выборка была намного меньше, чем выборка Госкомстата, организация опроса во втором цикле, по мнению С. Кларка, более предпочтительна и технически дает возможность аккуратно оценить точность обзора7. Лонгитюдный, или продолженный во времени, длительный тип исследования особенно активно применяется в социологии поколений. В нашей стране известны несколько проектов на тему «Пути поколения». Один из них проводит Научно-исследовательская лаборатория по проблемам молодежи факультета социологии Барнаульского университета под руководством С.И. Григорьева8. На другом полюсе шкалы применения данного метода располагаются такие объекты, как учебный класс или рабочая бригада, над которыми можно проводить наблюдение в течение довольно длительного времени. В лонги-тюдном исследовании, крупно- и маломасштабном могут применяться структурированная анкета, формализованное и неформализованное интервью. Зато в психологии лонгитюдное исследование активно используется в качестве модификации экспериментально-генетического метода, т.е. как длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека. Лонгитюдное исследование нередко ведется в условиях естественного эксперимента. Лонгитюдное исследование как разновидность повторного исследования иначе называется мониторингом. МОНИТОРИНГ Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Впервые мониторинг как способ наблюдения, оценивания и прогноза состояния объекта был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он широко применяется в технических, естественных и социальных науках, а также в практической деятельности, наиболее часто — в экологии, биологии, социологии, педагогике, экономике и маркетинге, психологии и управлении. В экологии понятие мониторинг определяется как непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам9. В медицине мониторинг используют для выявления и предупреждения критических ситуаций, опасных для здоровья человека. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определен- 7 См.: Кларк С. Бедность в России // ЭКО. 1998. № 10-12. 8 Даты (этапы) проведения: 1983 — первоначальный этап, 1987-1988 — второй, 1991-1993 — третий, 1996-1997— четвертый. 9 См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник, М., Мысль, 1990. ных групп людей и отдельного человека. Его предметом могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений у определенной возрастной или профессиональной группы в функционировании и развитии психических процессов или образований и др. В экологии и биологии используется мониторинг воздуха, воды, лесов, уровня моря, воздуха, климатической системы, температуры, окружающей среды, сейсмологический мониторинг, мониторинг токсических газов, шума, излучения, экологический, почвенно-химический, переселения птичьего населения, здоровья животных. В медицине — санитарно-гигиенический, медицинский, больных раком, внутриутробного развития зародыша, температуры, аритмии, сердечной деятельности, кровяного давления во время анестезии, глюкозы в крови; в экономике — сельскохозяйственной продукции, цен, налогов, оборудования, доходов, рынка труда, рынка продуктов питания, строительных товаров, цен на ГКО; в образовании — знаний учащихся, образовательных систем и др. По мнению А.В. Толстых, социологический мониторинг — это системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным учреждениям в реализации социальных программ. И.В. Бестужев-Лада считает мониторинг средством обеспечения эффективного функционирования системы прогнозирования. В идеале, как отмечает Бестужев-Лада, прогноз должен быть непрерывным. Самым простым, дешевым и эффективным способом решения такой задачи выступает периодический опрос экспертов, с помощью которого учитывается изменяющаяся ситуация. При периодическом опросе одной и той же группы экспертов проводится панельное исследование. Прогноз, основанный на систематическом, специально организованном опросе экспертов, предполагает взвешивание возможных последствий управленческих решений с помощью условных предсказаний поискового и нормативного характера. Основные этапы построения прогноза: исходные показатели, прогнозный фон, поисковая разработка и построение «дерева» перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления, нормативная разработка на основе «дерева целей», по заранее заданным критериям и построение «дерева оптимальных решений». Мониторинг следует проводить при как минимум двух следующих условиях: (1) отслеживаемое явление или процесс изменяется во времени (застывшие объекты лучше изучать другими приемами), (2) явление приобрело социальное (массовое) либо угрожающее значение (иначе на него не выделят денег). Объекты мониторинга динамичны и подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функционировании объекта. Поскольку изучаемое событие динамичное и угрожающее, то на основе двух или нескольких текущих замеров специалисты всегда или почти всегда стараются построить сценарий его развития в ближайшем или отдаленном будущем. Вот почему в сфере мониторинга часто используется методология прогнозирования. Но мониторинг хорош и в плане изучения прошлого, поскольку любое событие когда-то заканчивается, а своевременное отслеживание его динамики позволяет: а) сравнивать между собой несколько разных точек, б) прослеживать тенденцию или закономерность изменения, в) применять сложные аналитические и графические средства для изображе ния этого явления во времени. Так, наблюдая образовательную систему реги она в течение ряда лет, можно получить показатель потенциальной текучесп кадров (количество педагогов, которые могут уйти из сферы образования) Сравнивая устойчивую негативную тенденцию с неким эталоном, скажем критическим барьером, можно выявить степень ее опасности для общества ши конкретного социального института. Можно сравнивать кривую изменени; прибыли данной фирмы и фирм-конкурентов и получить великолепную оцен ку состояния дел.
Уже в дореволюционное время в среде земских статистиков родилась идея ежегодного обследования типичных селений в разных районах страны для того, чтобы получить картину подлинной динамики социального развития деревни (своего рода «мониторинг деревни»), чтобы наблюдать и фиксировать происходящие перемены с возможной непосредственностью и точностью. Инициатива постановки в печати этой задачи принадлежала А.И. Хрящевой10. В дальнейшем динамические переписи про-водились под руководством B.C. Немчинова, в обязанности которого входила перестройка методики переписей крестьянских хозяйств с учетом марксистских принципов для того, чтобы с возможной точностью выяснить классовую структуру деревни: группировка крестьянских хозяйств по натуральным признакам (размер посева, поголовье рабочего скота и т.п.) была заменена группировкой по стоимости средств производства. Попытка создать мониторинговую систему сбора и анализа информации о состоянии социально-трудовой сферы в масштабах страны была предпринята Министерством труда РФ еще в 1992 г. Специальным Указом Президента России новшеству был придан статус важного государственного мероприятия, и оно начало осуществляться в ряде субъектов федерации". Но затем из-за отсутствия финансирования работа была прекращена. Мониторинг ВЦИОМ. В задачу мониторинговой программы ВЦИОМ входит наблюдение экономических, социальных и политических настроений и работа с различными индексами. Мониторинг осуществляется по ряду проектов, состоящих из небольших подрубрик. Как правило, по каждому проекту производится два-три (или более) замера в год, что позволяет отсле- См.: Хрящева А.И. К вопросу исследования динамики крестьянского хозяйства // Статистический вестник. 1915. Кн. IV; Она же. О приемах исследования динамики крестьянских хозяйств // Агротехнический журнал. Харьков, 1915; и др. Антосенков Е.Г. Мониторинг социально-трудовой сферы РФ (1992—1994) // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 50-65. дить динамику всех показателей. Основная часть вопросов каждого проекта повторяется из волны в волну (под волной в данном случае понимается очередное применение мониторинга). В исследовании опрашивается 2100 человек в возрасте 16 лет и старше по репрезентативной всероссийской выборке и 300 человек по дополнительной репрезентативной московской выборке. Результаты исследований публикуются на страницах журнала ВЦИОМ «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Проект «Мониторинг экономических и социальных перемен» ВЦИОМ, запущенный в 1993 г. Т.И. Заславской, почти за десятилетний период охватил следующие темы (табл. 3). Мониторинговая программа является также важнейшим средством проверки методологической надежности инструментов исследования. Близость результатов многомесячных и многолетних замеров по определенному показателю дает принципиальную возможность считать такие результаты достоверными. Самарский мониторинг. Начиная с 1995 г. в Самарской области по инициативе областной администрации осуществляется информационно-исследовательский проект, обеспечивающий регулярный сбор и анализ данных о состоянии социально-трудовой сферы промышленных (а с 1997 г. и сельскохозяйственных) предприятий в режиме мониторинга. Реализация проекта поручена Областному комитету государственной статистики, Главному управлению труда Администрации области и НИИ социальных технологий Самарского государственного университета. Предметной сферой самарского мониторинга выступает «социально-трудовая сфера», куда, по мнению его разработчика Б.Г. Тукумцева12, входят динамика численности работающих и их возрастная структура, состояние здоровья (по субъективным оценкам) и уровень заболеваемости, оценка изменения профессионально-квалификационного уровня персонала, организация его подготовки и повышения квалификации, состояние потенциальной текучести и мотивации потенциала, использование трудового потенциала на предприятиях (объем административных отпусков, использование рабочего времени, уровня квалификации), оценка социальной напряженности на предприятиях и возможности возникновения открытых трудовых конфликтов, состояние переговорного процесса между сторонами социально-трудовых отношений, позиции сторон, уровень солидарности работников наемного труда, роль профсоюзных организаций, отношение работников к деятельности работодателя, дифференциация работающих по уровню оплаты труда, ее соотношения с величиной прожиточного минимума, объемы вторичной занятости и доля семей работников, живущих за гранью бедности, реальные объемы задержек выплаты заработной платы, отношение работников к уровню оплаты труда, оценка условий труда, социальное самочувствие работников предприятий (удовлетворенность работой, жизнью, уверенность в завтрашнем дне, уровень потенциальной текучести), участие работников в собственности (доля работников, имеющих акции предприятия, их отношение к своему участию во владении предприятием, оценка соблюдения прав мелких акционеров и степени влияния владения акциями на производственное поведение акционеров и их отношение к предприятию). Тукумцев Б.Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 41-50. Таблица Z Темы исследования «Мониторинг» ВЦИОМ в 1995-2000 гг.'3
Информация с веб-сайта: http://www.wciom.ru/ Объектами мониторинга стали предприятия шести отраслей промышленности и трех сельских районов области (50 промышленных и 18 сельскохозяйственных предприятий). По заданию администрации области в рамках мониторинга более подробно отслеживаются интересующие ее отрасли или территории. Так, в 1999 г. были обследованы практически все предприятия легкой промышленности, в 2000 г. — предприятия машиностроения, в 2001 г. — малые предприятия промышленности в трех городах области. С помощью экспертов в каждой отрасли было отобрано несколько наиболее характерных предприятий (имеющих разный уровень оснащенности, экономической успешности, различающихся по численности работающих и по территориальному расположению). Из их числа на каждом этапе и осуществлялся отбор объектов, на которых проводится выборочный опрос работающих. Статистическая информация по программе мониторинга собирается на базовых предприятиях и в области в целом. Используются также данные, полученные по программе обследования семейных бюджетов жителей области. Сбор данных, их анализ и подготовка информационных документов в сфере промышленности осуществляется ежеквартально. Для сельского хозяйства принят полугодовой интервал. Повторные социологические исследования (опросы в виде формализованных интервью) применялись также для сбора субъективной информации (оценки, мнения, мотивация). Выборка двухступенчатая, квотно-целевая. Ее объем: по промышленным предприятиям — 600—650 человек; по предприятиям села — 400—450 человек. Наряду с этим проводятся свободные (неформализованные) интервью с руководителями предприятий, специалистами, руководителями муниципальных органов власти14. Мониторинг выявил как позитивные, так и негативные тенденции. Обнаружены признаки некоторой стабилизации количественных характеристик состояния трудового потенциала, но его качественные характеристики из года в год ухудшаются: ухудшились возрастные характеристики (старение состава работников), квалификация работников (в начале 1990-х гг., она соответствовала требованиям производства, а в начале 2000-х гг. стала отставать от них). Особенно критическая позиция сформировалась в последние два года, когда промышленность получила шанс реально увеличить объемы производства. Ничего подобного в предыдущие годы исследования не фиксировали. ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Особым видом социального исследования, применяемого в этнографии, антропологии, психологии, археологии и социологии, выступает полевое исследование (Field research) — изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. В каждой из этих наук сложились собственная традиция, практика и понимание полевого исследования. Тукумцев Б.Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 41-50. Так, для археологов оно обозначает выезд команды ученых на раскопки кургана или другого памятника культуры часто в прямом смысле в открытое поле, где целое лето под палящим солнцем с лопатой и скальпелем им приходится отрывать многочисленные культурные пласты земли. Здесь это понятие выступает синонимом экспедиционному исследованию. Правда, иногда полевое исследование археологов проходит в городской черте — так, е полевом сезоне 2001 г. исследования проводились в зоне новостроек на территории древнего Чернигова. Работы велись на территории летописного Пе-редгородья: по ул. Горького, 59 в зоне строительства хозяйственного здания исследован участок древнего города площадью 160 кв. м.15 В психологии полевое исследование — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. Это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в повседневных и привычных для них условиях. В зависимости от задач и используемы> средств здесь выделяют три типа полевых исследований: поисковое — имеющее описательный характер; диагностическое — направленное на решение практических задач; экспериментальное — связанное с проверкой гипотез. В этнографии и антропологии полевым исследованием называется невклю ченное изучение аборигенной группы, ее культуры и образа жизни, поведенчес ких ритуалов и социальных практик, с выездом на место ее проживания (чаете в отдаленные уголки Земли), т.е. изучение людей в реальных жизненных ситуациях. Полевая экспедиционная работа со времён становления российской эт нографии являлась одним из традиционных видов деятельности не только на учно-исследовательских, но и учебных учреждений. Для студентов, как и в ар хеологии, здесь организуется постоянная полевая этнологическая практика. В социологии полевым исследованием называется фаза основного исследо вания, наступающая после разработки программы, пилотажа анкеты и размно жения методических документов. Поле в данном случае — не обязательно ее тественная среда обитания (сельский уголок, не затронутый цивилизацией, ил \ открытое место). Термин «поле» носит здесь метафорический характер и обо значает выход команды исследователей на объект: на рынок, городскую ули цу, заводской цех и т.п. Название «полевое исследование» не зависит от мето да изучения, поэтому речь может идти о традиционном анкетировании, не формализованном интервью или включенном наблюдении. Однако работа библиотеке или кабинете уже не будет относиться к полевому исследованию Подготовка поля в социологии предполагает проведение следующих ра бот: обеспечение доступности эмпирического объекта, организация штаб полевого исследования (помещение, оргтехника, режим работы, дежурство оперативная связь с интервьюерами и другими исполнителями во врем: полевых работ, обеспечение сохранности и закрытости собираемых эмпири ческих данных); подготовка комплектов методического инструментария дл. исполнителей (инструкций, заданий, списков адресов); отбор и обучени исполнителей (интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков); устранени эффекта интервьюера и профилактику его негативных последствий; контрол качества работы интервьюеров и других исполнителей (текущий оператив ный контроль во время сбора данных, контроль заполненных документов в Информация с веб-сайта: http://archeology.narod.ra/researches-ru.htm время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа); оперативный контроль и ремонт выборки в процессе полевых работ16. Начиная приблизительно с середины 1990-х гг., когда в российской социологии очень модным становится качественный подход, первоначальное, более универсальное, значение термина «полевое исследование» постепенно сужается. Все в большей мере он начинает обозначать только один вид социологических исследований, а именно качественные. Таким образом, и в социологии постепенно утверждается антропологическое понимание полевого исследования. Не менее широкую трактовку полевое исследование получило и в маркетинге, где это слово обозначает любые первичные исследования, т.е. сбор и обработку данных специально для конкретного маркетингового анализа. Ему противопоставляется здесь кабинетное исследование, основанное на анализе вторичных данных и работе в библиотеке. В качестве методов получения информации в полевых маркетинговых исследованиях используются: опрос, наблюдение, эксперимент, панель и экспертные оценки17. Полевые исследования — обычное дело не только в социальных, но и в естественных науках. Полевые исследования есть и у биологов. Например, наблюдать за поведением львиного прайда можно только в естественных условиях, а именно в саванне. В полном смысле это именно полевое исследование. В экологии Центр полевых исследований организует полевые исследования по сохранению природного и культурного наследия. Подобными исследованиями занимаются еще несколько сотен экологических организаций в разных странах мира. Одна из распространенных тем — изучение озоновых «дыр» и загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и водных бассейнах. Рис. 32. Полевые исследования История полевых исследований, как считает видный американский социолог Лоуренс Ньюман, уходит корнями в ХШ в. — в отчеты путешественников о дальних странствиях и миссионеров, описывавших чужие культуры и народы18. В XIX в. антропологи познакомились с ними, возможно, завидуя им, поскольку личного опыта непосредственного контакта с экзотическими стра- Маслова О.М. Методика полевых исследований в социологии // http://rc.msses.ru/rc/Mpis.htm Попов Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // http://www.bma.ru/lib/ lib8.htm Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 110—121. нами у них еще не было. Британский антрополог Бронислав Малиновскш (1844—1942) был первым исследователем, который длительное время жил i группе людей и писал о собранных данных. В 1920-е гг. он подвел строгук методологическую базу под новый вид исследования, разработал его принци пы и составил научный отчет. Он настаивал на том, что обществоведы долж ны непосредственно взаимодействовать с туземцами, жить среди них, изучат] обычаи, представления и социальные процессы. В 1949 г. по инициатив* ЮНЕСКО полевое исследование в Пакистане провел другой известный ант рополог К. Леви-Стросс (р. 1908). Выдающийся американский антрополог \ социолог Ральф Линтон (1893—1953) в 1920—1922 гг. провел ряд полевых ис следований на Маркизских островах (Полинезия). Английский социальны i антрополог Эдмунд Лич (р. 1910), испытав сильное влияние Малиновского перед началом Второй мировой войны проводил полевые исследования в Бир ме, посвященные социальной структуре и политическим институтам качинов В начале 1950-х гг. он провел ряд полевых исследований в Курдистане, ш Цейлоне и Борнео. Выдающийся антрополог Маргарет Мид (1901—1978) про вела значительно больше полевых этнографических исследований, чем любо£ средний антрополог. На примере культуры жителей Самоа она первой описа ла процесс взросления у некоторых незападных народов, останавливая сво(внимание не только на практике детского пеленания, умывания, приученш к чистоте, но и на изучении бессознательных
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.022 с.) |