СПЛОШНОЕ И ВЫБОРОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СПЛОШНОЕ И ВЫБОРОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



Выборочное иследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Свое название оно получило благодаря использованию специаль­ной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (ге-

неральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая очень точно отражает основные параметры целого. Процедура по­строения выборки основана на методах математической статистики и бази­руется на принципах теории вероятности. Выборочное исследование более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более изощ­ренной методики и техники.

В сфере опросных исследований в 1978 г. в США было занято 27,5 тыс. профессионально подготовленных специалистов, из которых 2/3 трудились в частном секторе (маркетинговые фирмы, рекламные агентства), а 1/3 — в некоммерческом секторе, т.е. в правительственных и университетских иссле­довательских организациях. По численности эта сфера превышает количе­ство членов АСА4. В категорию специалистов по выборочным исследовани­ям (Survey Research) включают исследователей в маркетингово-исследова-тельских фирмах, организациях, изучающих общественное мнение, государственных органах, бизнесе, телевидении, некоммерческих институ­тах, а также в фирмах, занимающихся опросной статистикой (survey statistics), политическими, экономическими, социально-психологическими и рыноч­ными исследованиями.

Вопросы, на которые отвечают случайно попавшие в выборочную сово­купность респонденты, могут быть как письменными, так и устными. В пер­вом случае выборочное исследование называется анкетированием, во вто­ром — интервьюированием. Помимо традиционного анкетирования и тра­диционного интервью (на современный манер оно называется face-to-face интервью, или личное интервью) сегодня используются новые методики, в частности интернет-опрос (он-лайн-опрос), телефонное интервью и т.д.

Традиционное анкетирование за рубежом именуется письменным опро­сом (Written Survey). Выделяют почтовый опрос, групповое анкетирование, индивидуальное анкетирование.

К сплошным исследованиям, охватывающим все единицы генеральной совокупности, относятся переписи населения, о которых пойдет речь в спе­циальной главе. В то же время самым распространенным инструментом по­знания в социологии выступают выборочные исследования.

ПОВТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Повторные исследования — это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно че­рез определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят:

лонгитюдное исследование—длительное изучение одной совокупности лиц;

когортное исследование— изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жиз­ни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются;

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 97.

трендовое исследование— исследование, проводящееся на одной итой же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трен­дов) социальных изменений. Пример — переписи населения;

панельное исследование— исследование, проводящееся по единой про­грамме, на одной и той же выборке и по единой методике через определен­ный интервал времени. Цель — анализ динамики событий. Люди могут ме­няться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются.

Панель — это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам — возраст, об­разование, профессия — она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например, молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие в 1976 г.).

Панельное исследование (рассматриваемое как одна из разновидностей лонгитюдных) — один из видов социологического наблюдения, в котором ин­формация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов чле­нов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдви­гами изучать и индивидуальные изменения.

Панельное исследование применяется для изучения причинных связей и утвердилось в практике исследования общественного мнения. Временной интервал между повторными опросами в таких исследованиях, как прави­ло, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко принимает вид плана «до и после».

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации мо­жет проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интерва­ла между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, так как скорость протекания самих социальных процессов различна. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы для проведе­ния повторного исследования. Типичный пример — получившие известность в 1960— 1980-е гг. исследования тенденций реализации жизненных планов выпускников средних школ: первый раз их опросили накануне выпускных экзаменов, а затем в интервалы времени, определяемые окончанием приема ввузы и стадиями трудовой карьеры.

Лонгитюдное исследование (отангл. longitude —долгота) — исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью опре­делить динамику их изменения и взаимовлияния. Первоначально лонгитюд­ное исследование (как метод «продольных срезов») сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобразной альтер­нативы методам «поперечныхсрезов». Первым ввел его в психологию амери­канский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства, Гезелл Арнольд Луций (1880— 1961), назвав его методом продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рож­дения до подросткового возраста). Одним из первых разработал и реализовал программу лонгитюдного изучения на примере большого контингента одарен­ных детей американский психолог Льюис Термен (1877— 1955). Позже лонги-

тюдное исследование проникло и в другие науки, в том числе в социологию, где оно понимается как неэкспериментальный тип исследования, при кото­ром данные собираются с одной и той же выборки в более чем одной времен­ной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдени­ях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризую­щие одного и того же человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте5.

Лонгитюдное исследование хорошо зарекомендовало себя как в крупномас­штабных, так и в небольших исследованиях6, Например, в Великобритании Бюро переписи и выборочных обследований строит лонгитюдные исследова­ния на выборке в 1 % от генеральной совокупности. За основу социологи берут данные переписи 1971 г. Через определенные временные интервалы ученые про­слеживают изменение показателей: занятости, уровня жизни, смертности, ха­рактеризующих все население.

Самым крупным мероприятием тако­го рода в нашей стране считается иссле­дование семейных бюджетов, проводив­шееся еще в советские времена Госком­статом. Это панельное исследование ежемесячных доходов и расходов с выбо­рочной совокупностью в 48 600 домохо-зяйств, являлось основой для всех госу­дарственных статистических отчетов. Его историческим преемником стало Россий­ское Лонгитюдное Мониторинговое Ис­следование (RLMS), которое осуществ­ляется с 1992 г. при финансовой поддер­жке Мирового Банка. Правда, на этот раз оно имеет совсем иную методологию и в гораздо большей степени соответствует

ЖеСТКИМ Международным Стандартам.Рис 30 исследование семейных

Российское ЛоНГИТЮДНОе Мониторинга-бюджетов в России

вое Исследование (RLMS), наданные ко­торого опираются многие социологические публикации (в том числе в ведущем отечественном журнале «Социс»), использовалось как основа для определения уровня бедности в России. Этот опрос проводился как панельный в два цикла. Первый цикл был проведен в сотрудничестве с Госкомстатом, основанием для него послужила начальная выборка в 7200 семей. Он состоял из четырех волн с июля 1992 г. по январь 1994 г. и был, главным образом, направлен на улучше­ние учета количества бедных, изучение здоровья и качества питания в России. Второй цикл проводился ежегодно с осени 1994 г. Его проводила исследователь­ская группа Института социологии РАН под руководством ученых Универси­тета Северной Каролины, финансируемых главным образом Агентством Меж­дународного Развития США (US AID). Цикл проводился на выборке в 4000

The Descriptive LongitudinalResearch Design // http://www.kelcom.igs.net/~nhodgins/descriptive_longitu-

dinal_research_design.html

Longitudinal studies // http://bmj.eom/epidem/epid.7.html

семей. И хотя выборка была намного меньше, чем выборка Госкомстата, орга­низация опроса во втором цикле, по мнению С. Кларка, более предпочтитель­на и технически дает возможность аккуратно оценить точность обзора7.

Лонгитюдный, или продолженный во времени, длительный тип исследо­вания особенно активно применяется в социологии поколений. В нашей стране известны несколько проектов на тему «Пути поколения». Один из них проводит Научно-исследовательская лаборатория по проблемам молодежи факультета социологии Барнаульского университета под руководством С.И. Григорьева8.

На другом полюсе шкалы применения данного метода располагаются та­кие объекты, как учебный класс или рабочая бригада, над которыми можно проводить наблюдение в течение довольно длительного времени. В лонги-тюдном исследовании, крупно- и маломасштабном могут применяться струк­турированная анкета, формализованное и неформализованное интервью. Зато в психологии лонгитюдное исследование активно используется в каче­стве модификации экспериментально-генетического метода, т.е. как длитель­ное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека. Лонгитюдное исследование нередко ведется в условиях ес­тественного эксперимента.

Лонгитюдное исследование как разновидность повторного исследования иначе называется мониторингом.

МОНИТОРИНГ

Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. За объектом мони­торинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью перио­дичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют.

Впервые мониторинг как способ наблюдения, оценивания и прогноза состояния объекта был использован в почвоведении, затем в экологии и дру­гих смежных науках. В настоящее время он широко применяется в техничес­ких, естественных и социальных науках, а также в практической деятельно­сти, наиболее часто — в экологии, биологии, социологии, педагогике, эко­номике и маркетинге, психологии и управлении.

В экологии понятие мониторинг определяется как непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных от­клонений по важнейшим параметрам9. В медицине мониторинг используют для выявления и предупреждения критических ситуаций, опасных для здоро­вья человека. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определен-

7 См.: Кларк С. Бедность в России // ЭКО. 1998. № 10-12.

8 Даты (этапы) проведения: 1983 — первоначальный этап, 1987-1988 — второй, 1991-1993 — тре­тий, 1996-1997— четвертый.

9 См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник, М., Мысль, 1990.

ных групп людей и отдельного человека. Его предметом могут быть психоло­гическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессиональ­ного и личностного самоопределения, динамика изменений у определенной возрастной или профессиональной группы в функционировании и развитии психических процессов или образований и др.

В экологии и биологии используется мониторинг воздуха, воды, лесов, уровня моря, воздуха, климатической системы, температуры, окружающей среды, сейсмологический мониторинг, мониторинг токсических газов, шума, излучения, экологический, почвенно-химический, переселения птичьего населения, здоровья животных. В медицине — санитарно-гигиенический, медицинский, больных раком, внутриутробного развития зародыша, темпе­ратуры, аритмии, сердечной деятельности, кровяного давления во время ане­стезии, глюкозы в крови; в экономике — сельскохозяйственной продукции, цен, налогов, оборудования, доходов, рынка труда, рынка продуктов пита­ния, строительных товаров, цен на ГКО; в образовании — знаний учащих­ся, образовательных систем и др.

По мнению А.В. Толстых, социологический мониторинг — это системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным учреждениям в реализации социальных программ.

И.В. Бестужев-Лада считает мониторинг средством обеспечения эффек­тивного функционирования системы прогнозирования. В идеале, как отме­чает Бестужев-Лада, прогноз должен быть непрерывным. Самым простым, дешевым и эффективным способом решения такой задачи выступает пери­одический опрос экспертов, с помощью которого учитывается изменяюща­яся ситуация. При периодическом опросе одной и той же группы экспертов проводится панельное исследование. Прогноз, основанный на систематичес­ком, специально организованном опросе экспертов, предполагает взвеши­вание возможных последствий управленческих решений с помощью услов­ных предсказаний поискового и нормативного характера. Основные этапы построения прогноза: исходные показатели, прогнозный фон, поисковая разработка и построение «дерева» перспективных проблем, подлежащих ре­шению средствами управления, нормативная разработка на основе «дерева целей», по заранее заданным критериям и построение «дерева оптимальных решений».

Мониторинг следует проводить при как минимум двух следующих усло­виях: (1) отслеживаемое явление или процесс изменяется во времени (застыв­шие объекты лучше изучать другими приемами), (2) явление приобрело со­циальное (массовое) либо угрожающее значение (иначе на него не выделят денег). Объекты мониторинга динамичны и подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функциони­ровании объекта. Поскольку изучаемое событие динамичное и угрожающее, то на основе двух или нескольких текущих замеров специалисты всегда или почти всегда стараются построить сценарий его развития в ближайшем или отдаленном будущем. Вот почему в сфере мониторинга часто используется методология прогнозирования. Но мониторинг хорош и в плане изучения про­шлого, поскольку любое событие когда-то заканчивается, а своевременное отслеживание его динамики позволяет: а) сравнивать между собой несколько разных точек, б) прослеживать тенденцию или закономерность изменения,

в) применять сложные аналитические и графические средства для изображе ния этого явления во времени. Так, наблюдая образовательную систему реги она в течение ряда лет, можно получить показатель потенциальной текучесп кадров (количество педагогов, которые могут уйти из сферы образования) Сравнивая устойчивую негативную тенденцию с неким эталоном, скажем критическим барьером, можно выявить степень ее опасности для общества ши конкретного социального института. Можно сравнивать кривую изменени; прибыли данной фирмы и фирм-конкурентов и получить великолепную оцен ку состояния дел.

Рис. 31. Обследование типичных сепениС в разных районах страны (дореволюционное время)

Уже в дореволюционное время в сре­де земских статистиков родилась идея ежегодного обследования типичных се­лений в разных районах страны для того, чтобы получить картину подлин­ной динамики социального развития деревни (своего рода «мониторинг де­ревни»), чтобы наблюдать и фиксиро­вать происходящие перемены с возмож­ной непосредственностью и точностью. Инициатива постановки в печати этой за­дачи принадлежала А.И. Хрящевой10. В дальнейшем динамические переписи про-водились под руководством B.C. Нем­чинова, в обязанности которого входи­ла перестройка методики переписей крестьянских хозяйств с учетом марк­систских принципов для того, чтобы с возможной точностью выяснить клас­совую структуру деревни: группировка крестьянских хозяйств по натуральным признакам (размер посева, поголовье

рабочего скота и т.п.) была заменена группировкой по стоимости средств про­изводства.

Попытка создать мониторинговую систему сбора и анализа информации о состоянии социально-трудовой сферы в масштабах страны была предпри­нята Министерством труда РФ еще в 1992 г. Специальным Указом Прези­дента России новшеству был придан статус важного государственного мероп­риятия, и оно начало осуществляться в ряде субъектов федерации". Но за­тем из-за отсутствия финансирования работа была прекращена.

Мониторинг ВЦИОМ.В задачу мониторинговой программы ВЦИОМ входит наблюдение экономических, социальных и политических настроений и работа с различными индексами. Мониторинг осуществляется по ряду проектов, состоящих из небольших подрубрик. Как правило, по каждому проекту производится два-три (или более) замера в год, что позволяет отсле-

См.: Хрящева А.И. К вопросу исследования динамики крестьянского хозяйства // Статистический вестник. 1915. Кн. IV; Она же. О приемах исследования динамики крестьянских хозяйств // Агро­технический журнал. Харьков, 1915; и др.

Антосенков Е.Г. Мониторинг социально-трудовой сферы РФ (1992—1994) // Социологические ис­следования. 1995. № 9. С. 50-65.

дить динамику всех показателей. Основная часть вопросов каждого проекта повторяется из волны в волну (под волной в данном случае понимается оче­редное применение мониторинга). В исследовании опрашивается 2100 чело­век в возрасте 16 лет и старше по репрезентативной всероссийской выборке и 300 человек по дополнительной репрезентативной московской выборке. Результаты исследований публикуются на страницах журнала ВЦИОМ «Мо­ниторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

Проект «Мониторинг экономических и социальных перемен» ВЦИОМ, запущенный в 1993 г. Т.И. Заславской, почти за десятилетний период охва­тил следующие темы (табл. 3).

Мониторинговая программа является также важнейшим средством провер­ки методологической надежности инструментов исследования. Близость резуль­татов многомесячных и многолетних замеров по определенному показателю дает принципиальную возможность считать такие результаты достоверными.

Самарский мониторинг.Начиная с 1995 г. в Самарской области по иници­ативе областной администрации осуществляется информационно-исследо­вательский проект, обеспечивающий регулярный сбор и анализ данных о состоянии социально-трудовой сферы промышленных (а с 1997 г. и сельс­кохозяйственных) предприятий в режиме мониторинга. Реализация проек­та поручена Областному комитету государственной статистики, Главному управлению труда Администрации области и НИИсоциальных технологий Самарского государственного университета.

Предметной сферой самарского мониторинга выступает «социально-тру­довая сфера», куда, по мнению его разработчика Б.Г. Тукумцева12, входят ди­намика численности работающих и их возрастная структура, состояние здо­ровья (по субъективным оценкам) и уровень заболеваемости, оценка измене­ния профессионально-квалификационного уровня персонала, организация его подготовки и повышения квалификации, состояние потенциальной текучес­ти и мотивации потенциала, использование трудового потенциала на предпри­ятиях (объем административных отпусков, использование рабочего времени, уровня квалификации), оценка социальной напряженности на предприятиях и возможности возникновения открытых трудовых конфликтов, состояние переговорного процесса между сторонами социально-трудовых отношений, позиции сторон, уровень солидарности работников наемного труда, роль проф­союзных организаций, отношение работников к деятельности работодателя, дифференциация работающих по уровню оплаты труда, ее соотношения с ве­личиной прожиточного минимума, объемы вторичной занятости и доля се­мей работников, живущих за гранью бедности, реальные объемы задержек выплаты заработной платы, отношение работников к уровню оплаты труда, оценка условий труда, социальное самочувствие работников предприятий (удовлетворенность работой, жизнью, уверенность в завтрашнем дне, уровень потенциальной текучести), участие работников в собственности (доля работ­ников, имеющих акции предприятия, их отношение к своему участию во вла­дении предприятием, оценка соблюдения прав мелких акционеров и степени влияния владения акциями на производственное поведение акционеров и их отношение к предприятию).

Тукумцев Б.Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Социологические исследова­ния. 2001. № 7. С. 41-50.

Таблица Z Темы исследования «Мониторинг» ВЦИОМ в 1995-2000 гг.'3

 

 

Название темы Количество волн «Мониторинга», в которых эксплуатировалась тема
1999 2000
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Мнения, оценки, общественные настроения
Отношение к реформам - - - -
Политическое участие, политические установки,электо­ральное поведение " -
Выборы в местные органы власти - - - - -
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Демографическое поведение, проблемы воспроизводст­ва населения
Социально-демографические характеристики населения (в том числе положение в сфере труда)
Проблемы молодежи - - - -
Межнациональные отношения - - - -
Конфессиональная принадлежность, религиозное пове­дение, отношение к религии "
Образование родителей - - - - -
Вторичное образование - - - -
Имя как социальная характеристика - - - - -
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Уровень и качество жизни - - -
Отношение к льготам каквиду социальной защиты - - - - -
Приватизация - - - - -
Виды ИТД, бизнеса какосновного занятия - - - -
Формирование среднего класса - - - - -
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Материальное положение - - -
Потребительское поведение - - - - -
Отношение к рекламе - - - - -
Сберегательное поведение -
ПРОИЗВОДСТВО/ЗАНЯТОСТЬ
Производственная обстановка - -
Трудовая мотивация - - -
Трудовая и профессиональная мобильность - -
Оценка условий труда - - - - -
Оплата труда,доходы -
Производственные конфликты - - -
Дополнительная занятость -
Общественное мнение о проблемах безработицы -
Положение безработных, неполная занятость -
Женский труд - - - - -

Информация с веб-сайта: http://www.wciom.ru/

Объектами мониторинга стали предприятия шести отраслей промышлен­ности и трех сельских районов области (50 промышленных и 18 сельскохозяй­ственных предприятий). По заданию администрации области в рамках мони­торинга более подробно отслеживаются интересующие ее отрасли или терри­тории. Так, в 1999 г. были обследованы практически все предприятия легкой промышленности, в 2000 г. — предприятия машиностроения, в 2001 г. — ма­лые предприятия промышленности в трех городах области. С помощью экс­пертов в каждой отрасли было отобрано несколько наиболее характерных пред­приятий (имеющих разный уровень оснащенности, экономической успешно­сти, различающихся по численности работающих и по территориальному расположению). Из их числа на каждом этапе и осуществлялся отбор объек­тов, на которых проводится выборочный опрос работающих.

Статистическая информация по программе мониторинга собирается на базовых предприятиях и в области в целом. Используются также данные, полученные по программе обследования семейных бюджетов жителей обла­сти. Сбор данных, их анализ и подготовка информационных документов в сфере промышленности осуществляется ежеквартально. Для сельского хо­зяйства принят полугодовой интервал.

Повторные социологические исследования (опросы в виде формализован­ных интервью) применялись также для сбора субъективной информации (оценки, мнения, мотивация). Выборка двухступенчатая, квотно-целевая. Ее объем: по промышленным предприятиям — 600—650 человек; по предприя­тиям села — 400—450 человек. Наряду с этим проводятся свободные (нефор­мализованные) интервью с руководителями предприятий, специалистами, руководителями муниципальных органов власти14.

Мониторинг выявил как позитивные, так и негативные тенденции. Об­наружены признаки некоторой стабилизации количественных характерис­тик состояния трудового потенциала, но его качественные характеристики из года в год ухудшаются: ухудшились возрастные характеристики (старение состава работников), квалификация работников (в начале 1990-х гг., она соответствовала требованиям производства, а в начале 2000-х гг. стала отста­вать от них). Особенно критическая позиция сформировалась в последние два года, когда промышленность получила шанс реально увеличить объемы производства. Ничего подобного в предыдущие годы исследования не фик­сировали.

ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Особым видом социального исследования, применяемого в этнографии, антропологии, психологии, археологии и социологии, выступает полевое исследование (Field research) — изучение социальных явлений методом непос­редственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных си­туациях.

В каждой из этих наук сложились собственная традиция, практика и по­нимание полевого исследования.

Тукумцев Б.Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Социологические исследова­ния. 2001. № 7. С. 41-50.

Так, для археологов оно обозначает выезд команды ученых на раскопки кургана или другого памятника культуры часто в прямом смысле в открытое поле, где целое лето под палящим солнцем с лопатой и скальпелем им при­ходится отрывать многочисленные культурные пласты земли. Здесь это по­нятие выступает синонимом экспедиционному исследованию. Правда, иног­да полевое исследование археологов проходит в городской черте — так, е полевом сезоне 2001 г. исследования проводились в зоне новостроек на тер­ритории древнего Чернигова. Работы велись на территории летописного Пе-редгородья: по ул. Горького, 59 в зоне строительства хозяйственного здания исследован участок древнего города площадью 160 кв. м.15

В психологии полевое исследование — тип исследования социальных явле­ний или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, есте­ственных условиях. Это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в повседнев­ных и привычных для них условиях. В зависимости от задач и используемы> средств здесь выделяют три типа полевых исследований: поисковое — имею­щее описательный характер; диагностическое — направленное на решение практических задач; экспериментальное — связанное с проверкой гипотез.

В этнографии и антропологии полевым исследованием называется невклю ченное изучение аборигенной группы, ее культуры и образа жизни, поведенчес ких ритуалов и социальных практик, с выездом на место ее проживания (чаете в отдаленные уголки Земли), т.е. изучение людей в реальных жизненных ситу­ациях. Полевая экспедиционная работа со времён становления российской эт нографии являлась одним из традиционных видов деятельности не только на учно-исследовательских, но и учебных учреждений. Для студентов, как и в ар хеологии, здесь организуется постоянная полевая этнологическая практика.

В социологии полевым исследованием называется фаза основного исследо вания, наступающая после разработки программы, пилотажа анкеты и размно жения методических документов. Поле в данном случае — не обязательно ее тественная среда обитания (сельский уголок, не затронутый цивилизацией, ил \ открытое место). Термин «поле» носит здесь метафорический характер и обо значает выход команды исследователей на объект: на рынок, городскую ули цу, заводской цех и т.п. Название «полевое исследование» не зависит от мето да изучения, поэтому речь может идти о традиционном анкетировании, не формализованном интервью или включенном наблюдении. Однако работа библиотеке или кабинете уже не будет относиться к полевому исследованию

Подготовка поля в социологии предполагает проведение следующих ра бот: обеспечение доступности эмпирического объекта, организация штаб полевого исследования (помещение, оргтехника, режим работы, дежурство оперативная связь с интервьюерами и другими исполнителями во врем: полевых работ, обеспечение сохранности и закрытости собираемых эмпири ческих данных); подготовка комплектов методического инструментария дл. исполнителей (инструкций, заданий, списков адресов); отбор и обучени исполнителей (интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков); устранени эффекта интервьюера и профилактику его негативных последствий; контрол качества работы интервьюеров и других исполнителей (текущий оператив ный контроль во время сбора данных, контроль заполненных документов в

Информация с веб-сайта: http://archeology.narod.ra/researches-ru.htm

время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа); оперативный контроль и ремонт выбор­ки в процессе полевых работ16.

Начиная приблизительно с середины 1990-х гг., когда в российской со­циологии очень модным становится качественный подход, первоначальное, более универсальное, значение термина «полевое исследование» постепен­но сужается. Все в большей мере он начинает обозначать только один вид со­циологических исследований, а именно качественные. Таким образом, и в социологии постепенно утверждается антропологическое понимание поле­вого исследования.

Не менее широкую трактовку полевое исследование получило и в марке­тинге, где это слово обозначает любые первичные исследования, т.е. сбор и обработку данных специально для конкретного маркетингового анализа. Ему противопоставляется здесь кабинетное исследование, основанное на анали­зе вторичных данных и работе в библиотеке. В качестве методов получения информации в полевых маркетинговых исследованиях используются: опрос, наблюдение, эксперимент, панель и экспертные оценки17.

Полевые исследования — обычное дело не только в социальных, но и в ес­тественных науках. Полевые исследования есть и у биологов. Например, на­блюдать за поведением львиного прайда можно только в естественных усло­виях, а именно в саванне. В полном смысле это именно полевое исследова­ние. В экологии Центр полевых исследований организует полевые исследования по сохранению природного и культурного наследия. Подобными исследова­ниями занимаются еще несколько сотен экологических организаций в разных странах мира. Одна из распространенных тем — изучение озоновых «дыр» и загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и водных бассейнах.

Рис. 32. Полевые исследования

История полевых исследований, как считает видный американский соци­олог Лоуренс Ньюман, уходит корнями в ХШ в. — в отчеты путешественни­ков о дальних странствиях и миссионеров, описывавших чужие культуры и народы18. В XIX в. антропологи познакомились с ними, возможно, завидуя им, поскольку личного опыта непосредственного контакта с экзотическими стра-

Маслова О.М. Методика полевых исследований в социологии // http://rc.msses.ru/rc/Mpis.htm Попов Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // http://www.bma.ru/lib/ lib8.htm

Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 110—121.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.129.123 (0.025 с.)