Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова Чикагская школаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этнографическая монография Уайта, несмотря на сугубо реалистическое детализированное описание социальной жизни итало-американских уличных группировок, оказалась настоящим произведением искусства. Повествование и описание, примеры, характеристики и поясняющие комментарии складываются в искусный и искусственный продукт. Поэтому мир, в который входит читатель, уже не является непосредственно переживаемым опытом «общества на углу улицы». К концу XIX в. между художественной литературой и социальной наукой сложились четкие стилевые и жанровые разграничения. Однако в Чикагской школе с ее акцентом на таких подходах к этнографическим материалам, как life stories (жизненные истории) и slices-of-life (срезы жизни), происходит развитие интерпретативной методологии, сближающей этнографию с рома- ном. Идея такой методологии, как указывав П. Кло', — создание текстов, в которых автору исследователю, кроме изложения фактов, по лученных в ходе полевой работы, удается пред ставить свой субъективный взгляд. Повествовательный характер научного описа ния, акцент на субъективных переживаниях уча стников исследования (информантов и ученого) обязательно присутствующий в тексте индиви дуальный опыт исследователя и, наконец, прак тика включенного наблюдения, — все это стал< признаками этнографической работы социоло га. В социологической литературе понятия эт нографического метода и этнографии стал1 ассоциироваться с качественными методам1 (особенно с включенным наблюдением). Одна ко отождествить этнографический метод с ка * Clough P.T. The end(s) of ethnography: Frorr realism to social criticism. Newbury Park, CA Sage, 1992. P. 21-22. 4 В 1922 г. австрийский философ М. Шлик организовал семинар при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. На его основе в конце двадцатых годов и возник Венский кружокобъединивший философов, математиков и других ученых. В 1929 г. Р. Карнап, Г. Ган и О. Нейра:опубликовали манифест Венского кружка, а с 1930 по 1939 г. венские ученые вместе с бepлинcким^коллегами издавали журнал «Erkenntnis». В первом номере журнала была опубликована статыМ. Шлика под названием «Переворот в философии». Философская доктрина Венского кружка получила название логического позитивизма или логического эмпиризма. Переворот в философиидекларируемый логическими позитивистами, заключался в постановке новых задач философскогсисследования и установлении его новых принципов. 5 Ландберг (Lundberg) Джордж Эндрю (1895—1966), американский социолог, сторонник перенесенаметодов естественных наук в социологию. рационализм, квантификация и бихевиоризм. Последний запрещал изучать субъективные состояния (мотивы, ценности, стремления) как неподдающиеся точной фиксации и количественному измерению. Дж. Ландберг был убежден, что социология должна использовать в своем анализе концептуальную схему, выработанную в современной физике, т.е. действовать по аналогии. Уравняв социологию и физику, он ликвидировал качественное своеобразие социального метода. Предвидение Дж. Ландберга о том, что социология постепенно перейдет на рельсы естественной науки, во многом оправдалось. Усилиями Дж. Ландберга, П. Лазарсфельда, В. Кэттона, Р. Мертона, С. Додда, С. Стауффера, Р. Бар-тона, М. Розенберга, Г. Блейлока, Г. Зеттерберга, У. Отборна, П. Бриджмена американская социология получает прочный методологический фундамент и на протяжении многих десятилетий развивается как точная наука, использующая современный математический аппарат и статистическую теорию. Благодаря сильному влиянию бихевиоризма западная социология разрабатывается прежде всего как поведенческая наука и входит наряду с экономикой и психологией в систему социальных наук. Эпоха развития ее как гуманитарной (т.е. философской) науки с акцентом на интерпретивный метод, характерный для Вебера, уходит в прошлое вместе с эпохой «высокой классики». ественным означало бы слишком упростить и граничить наше рассуждение. Представители икагской школы, применившие этнографичес-ий подход к исследованию современного горо-а, использовали как включенное наблюдение и нтервью, так и статистические данные, работах этого периода содержалось убеждение, го социальная практика качественных исследо-ателей важна постольку, поскольку она пред-тавляет голоса «других» — социальных изгоев, амалчиваемых или осуждаемых в средствах мас-овой информации и общественном сознании. 1сследования социальных отношений внутри раз-ичных групп, субкультур, общественных движе-ий, организаций — индустриальных предприя-ий, школ, больниц, тюрем, интернатов для ум-твенно отсталых, домов престарелых — получали стойчивое название этнографии, а их эпистемо-огия характеризовалась как антипозитивизм, анонический текст этого времени — «Мальчики белом» Г. Беккера с соавторами'. Тесно увязан-ая с социальным контекстом и методологией оциальной науки пятидесятых годов, эта работа студентах медицинского колледжа стала попыт-ой придать качественному исследованию стро-ость количественных. В работе комбинировались шогие методы: полуоткрытые и полуструктури-юванные интервью сочетались со включенным аблюдением и осторожным анализом материа- Becker H.S., Geer В., Hughes E.G., Strauss A.L. Boys in white. Chicago: University of Chicago Press, 1961. лов в стандартизованной, статистической форме. В своей классической методологической статье Г. Веккер даже вводит понятие квазистатистика: «включенный наблюдатель должен пользоваться возможностью собирать данные так, чтобы их можно было преобразовать в легитимные статистические. Однако обстоятельства полевой работы обычно препятствуют этому... Поэтому то, что получает наблюдатель, лучше назвать квазистатистикой. Его выводы, хотя и неявно числовые, не требуют точной квантификации»". В анализе данных, отмечает Г. Беккер, «качественный» исследователь явно уступает своим коллегам-статистикам и потому нуждается в дополнительных ресурсах для утверждения своих выводов. Источник: Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...»: этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 153-154. Becker H.S. Problems of interference and proof in participant observation //H.S. Becker. Sociological work. Chicago: Aldine, 1970. P. 21. Наряду с принципами бихевиоризма и «открытого» поведения в социологии главенствуют принципы операциона-лизма и квантификации. Операциона-лизм — это процедура конкретизации социологических понятий или сведения их к таким индикаторам, которые можно описать некоторой совокупностью операций (П. Бриджмен). Квалификация — количественное выражение, измерение качественных признаков (например, оценка в баллах личных и деловых качеств работника). Проникновение математики в социологию обогатило ее кластерным, факторным, корреляционным, лонгитюдным и другими методами анализа данных. В то же время интерпретация ее в качестве поведенческой науки привела к обогащению социологии методами, применяемыми в психологии и экономике. Из экономики взяты эконометрические методы, моделирование, эксперимент, а из психологии — психодиагностические методы. Уже к 1940—1950-м гг. была завершена разработка всех наиболее известных тестов (шкала измерения интеллекта Векслера, тест Роршаха, тест тематической апперцепции, шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла). Все это обогатило прежде всего эмпирическую и прикладную социологию, в том числе индустриальную. Сейчас социологи-прикладники на предприятиях уже не могут обойтись без экономических моделей и психодиагностики. Преобладание позитивистских, а, стало быть, и количественных принципов на методологию и методику социологических исследований продолжалось до конца 1960-х гг. Вместе с тем в 1960-е гг. ученые уже начинают проявлять интерес к качественным методам. В те годы выходят такие книги по теории социологии, как «Феноменология повседневности» А. Шюца (1967) и «Социальное конструирование реальности» Бергера и Лукмана (1966), а также «Представление себя в обыденной жизни»(1959) и «Ритуал взаимодействия: эссе о поведении лицом к лицу»(1967) И. Гоффмана и др. Проработкой теоретико-методологических проблем качественной социологии и одновременно критикой количественной занимались А. Сикурел и Н. Дензин. К тому моменту социологами был накоплен большой, если не сказать избыточный, массив количественных данных. Кому-то показалось, что познавательные возможности опросных техник и контент-анализа уже исчерпаны. Что удивительно, о методологической недостаточности количественных методов высказались их ярые адепты, прежде всего Р. Мер-тон и П. Лазарсфельд, слывшие оплотом позитивизма в социологии. Еще в конце 1950-х гг. Р. Мертон в методическом описании своей главной работы писал: «Эта часть нашего отчета, следовательно, является значимой для социологического сообщества как практика инкорпорирования в публикациях, детально рассматривающих пути реального развития качественного анализа. Только тогда, когда появится значительная часть таких отчетов, станет возможным определить методы качественного анализа более ясным образом»6. Подобную идею высказывал и П. Лазарсфельд в работе «Некоторые функции качественного анализа в социальных исследованиях»7. Позже П. Лазарсфельд сделал свой вклад в совершенствование метода фокус-групп, который издавна считался вотчиной качественной социологии, а Р. Мертон еще раньше провел эмпирическое исследование методом фокус-группы, ставшее мировой классикой8. Книга Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл «Фокусированное интервью. Проблемы и методы», впервые изданная в США в 1956 г.9, основывалась на данных проведенного во время Второй мировой войны исследования по изучению восприятия фильмов антифашистской направленности и воздействия на людей пропаганды. В полном соответствии с принципами фокус-группы ученые устроили коллективный просмотр фильмов. В зрительские кресла были вмонтированы кнопки, нажатие одной из которых означало «нравится», а другой — «не нравится» (не нажатие означало нейтральное отношение к фильму). Затем по фрагментам фильма, как отмеченным, так и не отмеченным зрителями, проводились детальные интервью (вначале индивидуальные, затем групповые). Патриотический фильм, созданный американскими режиссерами, пропагандировал борьбу с фашизмом, идеалы демократии, силу американского духа и был сознательно рассчитан на пропагандистский эффект, включающий в себя разъяснение справедливости ведущейся Америкой войны. Как раз этот эффект и предстояло измерить социологам, изучавших эмоциональные реакции зрителей. Главной задачей исследования являлось сопоставление запланированных (теоретически ожидаемых) авторами фильма реакций зрителей с фактически испытанными ими. Книга «Фокусированное интервью» представляла собой не отчет о проведенном исследовании, а осмысление накопленного методического опыта. Интервью, проводившиеся членами исследовательской группы по поводу кадров и эпизодов фильма, авторы книги назвали фокусированными. Они отличаются от традиционного анкетирования или интервью тем, что респонденты, отвечая на вопросы, находятся под впечатлением только что пережитого события: они просмотрели кинофильм, прослушали радиопрограмму, прочитали памфлет, статью или книгу, приняли участие в психологическом эксперименте или в политическом митинге, похоронном ритуале, свадебной церемонии, являлись свидетелями военного переворота, мятежа, забастовки. Они взволнованы, потрясены или раздражены — как раз то, что надо ученому для орга- Merton R.K. Social Theory and Social Structure. New York: Free Press of Glencoe, 1957. P. 390. Sociology: the progress of a Decade / Ed. by Lipset S.M., Smelser N.J. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1961. Первую фокус-группу Р. Мертон и П. Лазарсфельд провели в 1941 г., изучая эффективность работы радио во время Второй мировой войны. Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990; Русский перевод: Мертон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р.З. Фокусированное интервью: Пер. с англ. М. 1991. низации качественного исследования. Точно так же и антропологическое наблюдение жизни индейского племени проводится, когда члены племени находятся в конкретной ситуации, как-либо ее переживают, в ней участвуют, одним словом, неотделимы от нее. Потому и говорят, что только с помощью качественных методов можно обстоятельно исследовать уникальные случаи, неповторимые жизненные ситуации. В конце 1960-х гг. конфликт между количественной и качественной социологией еще более обострился. С критикой позитивистски ориентированной методологии выступили сторонники феноменологической социологии. Иллюстрацией могут служить использовавшиеся А. Сикурелом такие методы сбора данных, как участвующее наблюдение, запись на пленки дискуссий, изучение протоколов судебных заседаний и т.д. Позднее под влиянием работ основоположников феноменологической социологии возродился интерес к биографическому методу и методу устных историй. В 1970 — 1986 гг., которые называют временем «размытых жанров» (blurred genres), происходило оформление парадигм, методов и стратегий исследований. Прикладные качественные исследования приобретают поистине индустриальный размах. Проводятся тысячи и тысячи кейс-стади, фокус-групп, глубинных интервью, монографических, исторических, биографических, организационных, этнографических и клинических исследований. В научную практику вводятся, а последующие десятилетия (конец 1980-х — 1990-е гг.) уже широко применяются компьютерные технологии для качественного анализа исторических, литературных и биографических документов, транс-криптов интервью и наблюдений, видео и фотоматериалов как текстов культуры10. В 1980-е гг. Ж. Катц1' выдвинул против качественной методологии (прежде всего этнографических методов) обвинения в нарушении четырех фундаментальных принципов, без которых невозможна никакая наука, — реактивность, надежность, повторяемость и репрезентативность. Он утверждал: этнографы искажают собираемые ими данные через взаимодействие с теми, кого они изучают; у этнографов нет критериев для отбора данных из массы собранных доказательств; этнографы доходят до интересных открытий, но не имеют способа их воспроизводства, так как их исследования уникальны; этнографы не могут обобщать из-за ограниченного числа случаев. В результате длительных дискуссий специалисты пришли к выводу о том, что качественный подход опирается на неформализованные («мягкие») способы общения с респондентом (неформализованные, полуформализованные, фокусированные интервью, метод фокус-групп и др.), изучение дневников, биографий и т.д., а количественный — на использование формализованной («жесткой») анкеты, статистических данных и т.д. Тем не менее однозначного понимания не только самих терминов, но и стоящих за ними разных методологий, сферы применимости, достоинств и недостатков в литературе еще нет12. 10 Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...»: этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 155. " Katz J. A Theory of Qualitative Methodology: The Social System of AnalyticalFieldwork // Contemporary Field Research. Prospect Heights/ Ed. by Robert Emerson. Illinois: Waveland Press, 1983. P. 127-148. 12 Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная социология: взгляд сквозь призму понимания эмпирического исследования как измерения // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 101-109. В отечественной социологии дискуссия о соотношении количественной и качественной социологии началась еще в докладах по методологии, представленных на VII Международный социологический конгресс (1970). Восемь лет спустя был опубликован перевод коллективной монографии английских феноменологов13, содержащий острую критику ограниченности познавательных возможностей позитивистской социологии. С тех пор этот вопрос периодически поднимался в нашей научной литературе, но в массовом порядке стал обсуждаться только в 1990-е гг. Дискуссия между сторонниками качественной и количественной социологии продолжается и сегодня. Возможно, этот методологический спор, подобно извечному спору о «физиках» и «лириках», материализме и идеализме, никогда не будет завершен. Выбор между ними, в конечном счете, диктуется даже не объектом, а личным убеждением исследователя, ибо исследование есть не что иное, как процесс убеждения (себя и других) в том, что выбран наилучший из возможных вариантов14.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.49 (0.01 с.) |