Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические законы для туроператоровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Насколько серьезно туроператоры относятся к объективным экономическим законам? Используют ли они знания об этих законах в своей практической работе? Рассмотрим пример. Как-то мы совершали небольшое экскурсионное путешествие по С.-Петербургу (тогда еще Ленинграду). Сначала мы как губки впитывали информацию об историческом и культурном прошлом второй столицы. К середине недели нашего путешествия блеск золота «потускнел» — мы были уже достаточно насыщены впечатлениями. К концу же недели дело дошло до того, что на предложение экскурсовода «выйти из автобуса, чтобы получше рассмотреть достопримечательности» мы ответили категорическим отказом. В описанной истории свое действие проявляет закон убывающей предельной полезности, который гласит: каждая новая единица товара или услуги приносит потребителю все меньшее количество пользы — меньшую величину удовлетворения. Когда мы съедаем первое красивое яблочко, мы испытываем большое удовольствие, второе кажется уже не таким вкусным, а восьмое... мы если и согласимся съесть, то лишь за большую сумму денег. Причины, по которым полезность каждой новой единицы товара/услуги уменьшается, очевидны — наши соответствующие потребности (в еде, в отдыхе, в общении, в новых впечатлениях и т.д.) по мере потребления товаров/услуг насыщаются. Как использовать знания о законе убывающей предельной полезности фирме, занимающейся туроператорской деятельностью? Если вы разрабатываете маршрут теплоходного круиза «Нижний Новгород — Санкт-Петербург», нужно учитывать, что вверх по реке турист плывет еще «голодный на впечатления», поэтому даже в малых городах следует предложить его вниманию глубоко разработанные экскурсии. На- Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R. Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco, etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 24-25. Пример практического исследования 3 В 1995 г. за полмесяца до 1 сентября не хватало более половины школьных учебников. Для нормальной работы российским школам нужно 400 млн учебников в год. Каждый год школами списывается 25% книг (из-за износа) — примерно 100 млн штук. Это количество и приходится ежегодно допечатывать, а для этого необходимо 500 млрд рублей. На конец июля 1995 г. напечатано 28,4% плана — нет денег. Министерство финансов решило привлечь спонсоров — не получилось. В панике стали рождаться самые разнообразные проекты. Так, специалисты Комитета по печати заявили, что 50% родителей готовы платить за учебники. Это не значит, что у пап и мам кто-то об этом спрашивал, — просто социологи подсчитали, сколько из них достаточно для этого зарабатывают. Идея не так уж и плоха, но, учитывая, что для перехода на систему бесплатных учебников начиная с 1978 г. потребовалось шесть лет, можно представить, сколько сил и времени нужно будет потратить теперь (МК. 1995. 15 августа). РАЗНЫЕ НАУКИ - РАЗНЫЕ МИРЫ Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективной действительности такой, как она есть сама по себе. Прикладные науки имеют совершенно другую цель — изменение природных объектов в нужном для человека направлении. Именно прикладные исследования непосредственно сытившийся впечатлениями в Питере, вниз по Волге турист плывет «объевшийся», ему нужно дать переварить многочисленные впечатления. Варианты учета закона убывающей предельной полезности в этом случае могут быть достаточно разнообразными. Можно несколько сократить экскурсионную программу в городах следования, предложив туристам какие-то диковинные тур-продукты. Например, в Ярославле предложить вниманию туристов частный музыкальный музей. Было бы неплохо найти способы удовлетворения других многочисленных потребностей туристов, помимо потребностей на новые впечатления. Например, в том же музыкальном частном музее организовать не просто путешествие в мир старых музыкальных инструментов, а организовать небольшой концерт силами работников музея (имеющих музыкальное образование) и культмассовых работников, сопровождающих теплоходный круиз. Попробуйте и вы увидите, что туристы будут очень довольны. Источник: Токарев В.Ф. Азы микроэкономики для туроператора // http://www.tours.ru/common/ default.asp?id_ext_parts=6 связаны с инженерией и технологией. Фундаментальные исследования обладают относительной независимостью от прикладных разработок. Фундаментальная наука — это наука имеющая своей целью создание теоретических концепций и моделей, практическая применимость которых неочевидна6. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Вот почему фундаментальное знание, равно как и фундаментальную науку во всем мире принято называть чистыми. Говорят «чистое знание», подразумевают — фундаментальное. Чистое — значит незамутненное прикладными или практическими «примесями», не направленное на что-то земное или низменное. В своей статье «О науке и ее организации в СССР», написанной еще в 1935 г., выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии П.Л. Капица, высказал собственную версию о происхождении термина «чистая» наука: «Слово «чистая» наука появилось у нас как перевод с французского и английского слова pure (pure science). Это слово, по-видимому, в его первоначальном смысле обозначало, что в процессе изучения соблюдается известный пуританизм (так принято обычно выговаривать) намерений. Впоследствии в употреблении этого термина чувствовалось желание подчеркнуть, что наука существует для самой науки»7. Отношение к фундаментальному знанию как к привилегированному, самому престижному, наиболее почитаемому сохранилось с эпохи Средневековья. Оно символизирует более высокий статус умственного труда по сравнению с физическим, созерцания — по сравнению с деланием, теории — по сравнению с опытом. Высшие сословия и монахи занимались прежде всего умственным трудом, созерцанием, размышлением, а к физическому обращались лишь по необходимости. В античную эпоху физический труд вообще был отдан на откуп рабам. Точно так же обстоит дело и в искусстве. Высокое, или чистое искусство, обращено исключительно на себя и решение своих собственных проблем. С его помощью или пользуясь его методологией нельзя украшать ландшафт, совершенствовать промышленный дизайн и т.п. Чистое искусство не приложимо напрямую к практике, для Титов В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 66. Капица П.Л. Научные труды. Наука и современное общество // Ред.-сост. П.Е. Рубинин. М: Наука, 1998. С. 26. этого нужен какой-либо «переводчик», т.е. совокупность принципов, учитывающих достижения высокого искусства и одновременно приспособленных к практике. Такую функцию выполняет прикладное знание. Абстрактная живопись или полотна Рубенса — это искусство для искусства, или чистое искусство. Оно доступно лишь знатокам, экспертам или специально подготовленным людям, которым в школе, а затем в вузе разъяснили теоретические основания высокого искусства. Естествознание — пример фундаментальной науки. Оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия: освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. Это наука для науки, т.е. познание окружающего мира, открытие фундаментальных законов бытия и приращение фундаментальных знаний. Фундаментальные исследования в нашей стране проводятся академическим сектором — Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), а также вузовским и предпринимательским (отраслевым) секторами. На долю академического сектора приходится около 40% бюджетных средств, выделяемых на финансирование гражданской науки. Уровень исследований, проводящихся в СССР и ныне в России, в большинстве естественных наук достаточно высок. Судя по оценкам экспертов, примерно в 70% актуальных проблем всех областей фундаментальной науки работы российских ученых широко признаны в мировом научном сообществе, соответствуют или определяют уровень мировой науки. И лишь в 30% решаемых проблем признается отставание от мировых стандартов исследований8. Другое дело — прикладные исследования. Они направлены на то, чтобы изменить объекты. Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной науке на долю прикладных наук приходится до 80—90% всех исследований и ассигнований. Действительно, фундаментальная наука составляет только малую часть общего объема научных исследований. Прикладная наука — это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей9. Согласно официально принятому ЦСУ РФ определению: ♦ К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п....Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями по постановке прикладных иссле- Ларичев О.И., Минин В.А., Шепелев Г.И. Российская фундаментальная наука в третьем тысячелетии // Вестник Российской академии наук. 2001. Т. 71. № 1. С. 13-18. Титов В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 66. дований для выявления возможностей практического использования полученных результатов, научными публикациями и т.д. Национальным научным фондом США дано такое определение понятия фундаментального исследования: ♦ Фундаментальные исследования — это часть научно-исследовательской деятельности, направленная на пополнение общего объема теоретических знаний... Они не имеют заранее определенных коммерческих целей, хотя и могут осуществляться в областях, интересующих или способных заинтересовать в будущем бизнесменов-практиков. Фундаментальная и прикладная науки — два совершенно разных типа деятельности. В античные времена расстояние между ними было незначительным и почти все, что открывалось в сфере фундаментальной науки сразу же или в короткие сроки находило применение на практике. Архимед открыл закон рычага, который немедленно был использован в военном и инженерном деле. А древние египтяне открывали геометрические аксиомы в буквальном смысле не отрываясь от земли, поскольку геометрическая наука возникла из нужд земледелия. Постепенно расстояние увеличивалось и сегодня достигло максимума. На практике воплощается менее 1% открытий, сделанных в чистой науке. В 1980-е гг. в Америке провели оценочное исследование (цель таких исследований — оценка практической значимости научных разработок, их эффективности). Более 8 лет дюжина исследовательских групп анализировала 700 технологических инноваций в системе вооружений. Результаты ошеломили публику: у 91% изобретений в качестве источника значится предшествующая прикладная технология, и только у 9% — достижения в сфере науки. Причем лишь у 0,3% из них источник лежит в области чистых (фундаментальных) исследований10. Итак, первая тенденция, если хотите даже закономерность, звучит так: чем дольше существуют фундаментальная и прикладная наука, тем дальше они расходятся и тем больше между ними расстояние. Современная организация науки строится в рамках цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — практика» (рис. 7). Последнее звено, практика, представлена обычно двумя элементами — разработками и внедрением. Так функционирует естествознание. Все технические науки являются прикладными. На выходе у них находятся конкретные технические проекты, разработки, пакеты программ, которые затем внедряются на практике. В социальных науках функциональный цикл знаний выглядит приблизительно так же. Новые теории и идеи создаются в первом звене, а именно в 10 Подробнее см.: http://science.ng.ru/printed/polemics/2000-04-19/3_status.html сфере фундаментальной науки. После чего они доводятся до практики при помощи технологий, разрабатываемых в сфере прикладной социологии. Наконец, готовый продукт, сходящий с социологического конвейера, принимает форму конкретной социальной программы, которая продается предприятиям и фирмам либо по их заказу внедряется авторами. Например, пермская система стабилизации трудового коллектива (СТК) поначалу разрабатывалась в рамках фундаментальной социологии, опираясь на ее принципы, теории, модели. После этого ее конкретизировали, придали законченную практическую форму, определили сроки реализации, необходимые для этого финансовые и кадровые ресурсы. На прикладной стадии систему СТК неоднократно обкатывали на ряде предприятий СССР. Лишь после этого она получила вид практической программы и была готова к широкому распространению (стадия разработки и внедрения). В естественно-научном знании важную роль выполняют разработки, которые переводят результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п. Они служат завершающим звеном цикла, последним рубежом научного знания перед его столкновением с практикой. Процесс внедрения означает уже непосредственно «контактный бой» научного знания с жизнью. Кто победит — неизвестно. Жизнь может отвергнуть предлагаемую программу, например переход персонала к работе по гибкому графику или на коллективный подряд, а может принять его, перестроиться на новые рельсы. В таком случае расширенная диаграмма функционального цикла выглядит так (рис. 8). Проектные и конструкторские разработки'' представляют собой самостоятельную область исследований, возникающую на стыке прикладных наук и практики. Например, разработка и внедрение прикладного программного обеспечения, направленного на автоматизацию процессов управления, программы конверсии и реструктуризация предприятий, системы мониторинга чрезвычайных ситуаций, компьютерного моделирования последствий катастрофических явлений, разработка новых методов генетического анализа признаков у человека и животных и т.д. Согласно оценкам экспертов, среди всех видов научных работ, выполняемых сегодня российскими вузами, 40% составляют фундаментальные, 40% прикладные исследования и 20% проектно-конст-рукторские (методические) разработки (см.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. С. 192). Перевод фундаментальных результатов в прикладные разработки могут осуществлять одни и те же ученые или разные специалисты. А иногда для этого создаются особые институты, конструкторские бюро, внедренческие фирмы и компании. На «выходе» прикладных исследований стоит конкретный заказчик, выплачивающий за готовый результат немалые деньги. Поэтому конечный продукт прикладных разработок всегда представляется в виде изделий, патентов, программ и т.д. Считается, что ученые, чьи прикладные разработки не покупают, должны пересмотреть свои подходы и сделать продукцию конкурентоспособной. К представителям фундаментальной науки подобных требований никогда не выдвигают. Некоторые специалисты полагают, что в рыночных условиях научно-техническая продукция является товаром и должна покупаться, а термин «внедрение» должен исчезнуть12. Подобное требование можно считать вполне справедливым, если относить его к прикладной, а не к фундаментальной науке. Результаты фундаментальной науки не представляют какого-либо рыночного интереса. Но, если критерий немедленной окупаемости распространится на всю науку, и государство перестанет финансировать фундаментальные исследования, они постепенно сократятся, а затем и исчезнут вовсе. Следствием этого станет разрыв с наиболее развитыми странами, не скупящимися на финансирование большой науки, и хроническое отставание от них. Когда государство сокращает финансирование фундаментальной науки, академические ученые обращаются к рыночным источникам — хоздоговорной практике, работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, государственных организаций, бирж. На коммерческие рельсы переходят некогда независимые и творчески свободные университеты, академические институты и исследовательские центры. У фундаментальной науки сохраняется практически единственная возможность выжить — превратиться целиком или в значительной своей части в науку прикладную. Такова общемировая тенденция, свойственная и про-мышленно развитым, и экономически отсталым странам. Социальные науки гораздо моложе естественных. Логично ожидать, что а) расстояние между фундаментальным и прикладным знанием здесь окажется меньше, б) для общения между собой им не нужен будет посредник. Так обстоит дело теоретически. А что происходит в действительности? По мнению В.А. Ядова, одного из авторитетнейших российских социологов, в социальном знании расстояние между фундаментальной и прикладной наукой незначительно, а потому никаких «переводчиков» не требуется. «Если в естественно-научном знании, скажем в физике, практическое использование фундаментальных законов для развито*торой технояо- См., в частности: По кругу адаптирования // http://adm.ict.nsk.su/HBCll998IMRiMrhUri гии или получения новых материалов непременно предполагает специальные разработки, далее на их основе — инженерное проектирование, то в применении социальных знаний к практике социального регулирования дело обстоит существенно сложнее. Теория общественного развития, социальных изменений является «прикладной» уже в фундаментальных ее положениях, так как непосредственным образом влияет на практику разработки долгосрочных социальных программ исходя из прогноза социальных изменений в обществе. Примером приложения социологического знания к анализу макросоциальных процессов может быть использование теории модернизации»13 в 1990-е гг. (период перестройки и ельцинских реформ). Социологическим анализом закономерностей, тенденций и механизма общественных преобразований в бывшем СССР и России занимался целый ряд крупных ученых14. Они предприняли попытку рассмотреть российские реформы под углом зрения теории социального развития стран, запаздывающих (отстающих) в освоении современных достижений научно-технического прогресса и переживающих кризисное состояние. Социологи писали о необходимости мобилизации социального потенциала общества (развитие инициативы, предприимчивости, компетенции, правового сознания граждан), формирования динамичной социальной структуры, расшатывании жестких социально-классовых и социально-профессиональных структур, возрастании вертикальной мобильности и горизонтальных перемещений, создании эффективного социального управления, сохранении консенсуса между главными политическими силами, приоритете закона над субъективной волей и т.п. Но можно ли считать эти суждения технологией перевода теории в практические шаги? Никто не сможет дать обстоятельного ответа на этот вопрос до тех пор, пока не будет рассмотрена природа и специфика прикладных исследований. Один из глайных признаков фундаментального знания — его интеллектуальность. Как правило, оно обладает статусом научного открытия и является приоритетным в своей области. Иначе говоря, считается образцовым, эталонным. Фундамент классической физики раньше составляла механика Ньютона, и вся масса практических экспериментов в то время базировалась именно на ней. Законы Ньютона служили «твердым ядром» физики, а текущие исследования лишь подтверждали и уточняли существующее знание. Позже была создана теория квантовой механики, которая стала фундаментом современной физики. Она по-новому объясняла физические процессы, давала иную картину мира, оперировала другими аналитическими принципами и методологическими инструментами. Фундаментальную науку называют еще академической за то, что она развивается главным образом в университетах и академиях наук. Университетский профессор может подрабатывать в коммерческих проектах, даже трудиться на полставки в частной консультативной или исследовательской 13 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 23. 14 См., в частности: Советский простой человек / Ред. Ю.А. Левада. М.: Интерцентр, 1993; «В человеческом измерении»/ Ред. А.Г. Вишневский. М.: Прогресс, 1989; Пригожий А.Н. Перестройка: переходныепроцессы и механизмы. М.: Наука, 1990; Социальные ориентиры обновления: общество и человек /Ред. Т.И. Заславская. М., 1990; Экономическая социология и перестройка / Ред. Т.И. Заславская иР.В. Рывкина. М.: Прогресс, 1981; Социология перестройки / Ред. В.А. Ядов. М.: Наука, 1990; Социально-управленческий механизм развития производства / Ред. В. Р. Рывкина, В.А. Ядов. Новосибирск:Наука, 1990; Общество в разных измерениях / Ред. Л.А. Гордон и Э.В. Клопов: М.: «Московский рабочий», 1992; Куда идет Россия? / Материалы междунар. семинара. М.: Интерцентр, 1994. фирме. Но он всегда остается университетским профессором, немного свысока поглядывающим на тех, кто постоянно занимается маркетинговыми или рекламными обследованиями, не поднимаясь до открытия новых знаний, кто никогда не публиковался в серьезных академических журналах. Таким образом, у социологии, занимающейся приращением новых знаний и глубинным анализом явлений, существует два названия: термин «фундаментальная социология» указывает на характер получаемого знания, а термин «академическая социология» — на место в социальной структуре общества. Фундаментальные идеи ведут к революционным изменениям. После их обнародования научное сообщество уже не может думать и изучать по-старому. Мировоззренческие установки, теоретическая ориентация, стратегия научного поиска, а иногда и сами методы эмпирической работы трансформируются самым кардинальным образом. Перед взором ученых открывается новая перспектива. На фундаментальные исследования тратятся огромные суммы денег, ибо только они, в случае успеха, пусть и достаточно редкого, приводят к серьезному сдвигу в науке. У фундаментальной и прикладной науки не только различные методы и предмет исследования, различный угол зрения на одни и те же объекты. У них также свои критерии оценки качества конечной продукции, свои приемы и методология, свое понимание роли науки в мире, своя собственная история и даже своя идеология. Можно даже говорить о том, что у каждой свой мир и своя субкультура. Вплоть до середины XX в. фундаментальная наука обслуживала преимущественно образование и культуру, лишь изредка и случайным образом взаимодействуя с прикладной наукой, которая ориентировалась на бизнес и промышленность. Это были разные субкультуры, разные системы ролей и статусов, разные гонорары, разный кадровый состав и квалификация. Несмотря на очевидные теоретические и субкультурные различия, существующие между фундаментальной и прикладной наукой, их часто путают даже люди достаточно квалифицированные, в частности вузовские преподаватели и министерские чиновники. Так, согласно принятому ЦСУ РФ определению, прикладные исследования направлены на получение новых знаний в целях их практического использования для разработки технических нововведений. Конечным результатом прикладных исследований являются рекомендации по создании: технических нововведений и разработок, охватывающих проектно-конструктор-ские, технические, строительные и другие области, изготовление опытных партий, образцов. Разумеется, прикладные исследования никогда не были нацелены на получение новых знаний даже в целях их практического применения. Кроме того, в этом определении в одну кучу свалены совершенно разные вещи — прикладные исследования и проектно-конструкторские разработки. Беспомощность вузовских работников в четком разграничении прикладных и фундаментальных исследований обнаружили эмпирические исследования, проведенные коллективом московских социологов15. Изъяны выявились уже при формулировке темы исследования. Так, к разряду фундаментальных были, в частности, отнесены темы «Теоретические основы установления причинно-следственных связей в ткачестве на основе бинарной теории информа- 15 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М Юристь, 1997. С. 190-196. ции» и «Новые технологии автоматизации производства в машиностроении», которые кроме смущающих наш слух выражений «теоретические основы» и «новые технологии» ничего фундаментального в себе не содержат. Подобные примеры можно найти во всех областях науки, разрабатываемых в вузах. Например, в биологии тему «Механизм действия фитогормонов и фиторегуля-торов» можно назвать теоретической и отчасти фундаментальной, а тема «Применение метода гормонального баланса для целей растениеводства и селекции» носит явно прикладной характер. Тот факт, что большинство разрабатываемых сегодня в вузах научных тем, учитываемых как фундаментальные, в действительности являются прикладными, ощущают и сами разработчики. Но сделать с этим ничего не могут, поскольку статус фундаментального исследования сулит не только приоритет, уважение в научном сообществе, облегченный выход на защиту докторской диссертации, но и более масштабное финансирование. Помимо того оказалось, что «практически каждая вторая научная тема, разрабатываемая в вузах в качестве фундаментальной, не содержит в своих формулировках проблемную ситуацию — формулировки научных тем скорее напоминают «заявки на лекцию», чем на научное исследование»16. Разошлись мнения вузовских преподавателей и относительно того, в чем выражается результат фундаментального исследования — в проверке научных гипотез или развитии новых производственных технологий (табл. 1). Таблица 1 Мнения экспертов о том, в чем должен прежде всего выражаться результат фундаментального научного исследования (в % к числу полученных ответов)17
Как видим, ученые вузов приписывают фундаментальным исследованиям по крайней мере две научные — развитие теории и формирование научных школ — и три социальные функции — развитие образования, развитие технологий и сохранение научного потенциала России. Фундаментальное знание в науке — сравнительно небольшая часть проверенных на опыте научных теорий и методологических принципов либо аналитических приемов, которыми пользуются ученые в качестве руководящей программы. Остальное знание — результат текущих эмпирических и прикладных исследова- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М: Юристь, 1997. С. 191. Источник: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. С. 195. ний, совокупность объяснительных моделей, принятых пока в качестве гипотетических схем, интуитивных концепций и так называемых «пробных» теорий. Прикладная социология отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Различны аудитории базисных и прикладных исследований. Аудитория прикладных исследований — это клиенты, финансирующие их в надежде получить полезные для себя результаты. Аудитория базисных исследований более аморфна и размыта. Статьи в профессиональных журналах и монографии, а также преподавание в университетах — вот способ найти аудиторию для базисных исследований. Различаются они и местом происхождения. Фундаментальные исследования юзникливцентральньгхдепартаментахуниверситетов, адля проведения прикладных исследований были выделены самостоятельные институты и центры при университетах. Отделение свидетельствует скорее не о малопрестижности труда прикладников, а о том, что заниматься заказными работами, оставаясь в рамках жестко фиксированного посеместрового расписания, подчиняясь во всем академическим правилам преподавания, было достаточно сложно. Академическая система оказалась неподготовленной для проведения прикладных исследований прежде всего организационно19. Поэтому социоинженеры и клиницисты ушли из университетских корпусов, найдя себе место в плановом отделе государственных органов управления или в отделе маркетинга частной фирмы. 8 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R.Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 124. 19 Там же. Р. 13.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.186 (0.015 с.) |